Программа моего объединения
рабочая программа
Туристическая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, физического развития, способствует изучению Родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру обучающегося.
Программа предусматривает приобретение основ знаний по технике и тактике туризма и ориентирования на местности. В процессе реализации программы, обучающиеся научатся совершать пешие переходы, оказывать помощь, ставить палатку, разводить костер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа "Компас" | 39.37 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное учреждение дополнительного образования
«Детский эколого-биологический центр г. Черемхово»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МУДО ДЭБЦ
г. Черемхово Матвеева В.В. ________
Приказ № ___ от _ сентября 201_ года
Дополнительная общеразвивающая программа «КОМПАС»
г. Черемхово, 2019
Содержание
1.Пояснительная записка………………………………………………….........3-4
2.Учебный план……………………………………………………………………5
3. Учебно–тематический план программы…….…...………...………….........6-8
4. Содержание программы ……………………….………………………….........9
5.Календарный учебный график ………………..……………………………....11
6.Оценочные материалы ………………………………….……………………..
7.Методические материалы ……………………………………………………
Пояснительная записка
Программа «Компас» ориентирована на обучающихся 4-7 классов, что соответствует возрасту 10-14 лет.
Программа направлена на получение обучающимися знаний и умений в области туризма.
Туристическая деятельность способствует всестороннему развитию личности ребенка, направлена на совершенствование его интеллектуального, физического развития, способствует изучению Родного края, приобретению навыков самостоятельной деятельности, переосмыслению взаимоотношений природы и человека и повышает экологическую культуру обучающегося.
Программа предусматривает приобретение основ знаний по технике и тактике туризма и ориентирования на местности. В процессе реализации программы, обучающиеся научатся совершать пешие переходы, оказывать помощь, ставить палатку, разводить костер.
Цель программы: развитие двигательной и познавательной активности обучающихся, укрепление их здоровья в процессе туристкой деятельности.
Для реализации цели были поставлены следующие задачи:
Образовательные:
- формировать знания в области туризма;
- обучать технике преодоления препятствий, видам ориентирования, вязке туристических узлов, чтению и распознаванию топографических знаков и карт;
- обучать навыкам туристического быта
Развивающие:
- Развивать туристские умения и навыки через практикумы, соревнования;
- Формировать физическую культуру в единстве с интеллектуальным и духовным развитием.
Воспитательные:
- Прививать навыки рационального природопользования;
- Воспитывать патриотизм;
- Формировать духовно-нравственные качества личности (самообладание, взаимовыручку, доброжелательность);
- Формировать коммуникативные навыки, трудолюбие.
Планируемые результаты
Основные требования к знаниям и умениям детей первого года обучения:
Должны знать:
- Основные виды туризма и ориентирования;
- Перечень группового и личного туристического снаряжения;
- Нормы личной гигиены, способы профилактики заболеваний и основные приемы оказания доврачебной помощи;
- Технику передвижения по маршруту, преодоления естественных препятствий;
- Основные туристские узлы, их применение и назначение;
- Виды рюкзаков, основные требования к ним; туристские палатки, устройство и назначение;
Должны уметь:
- Выполнять обязанности организатора и участника похода и выполнять все операции туристического быта;
- Составлять меню и раскладку продуктов для похода;
- Ориентироваться на незнакомой местности при помощи карты, компаса и по местным признакам;
- Оказывать доврачебную помощь;
- Читать основные топографические знаки;
- Применять технику преодоления препятствий.
Формы промежуточной аттестации:
- Зачёт
Учебный план программы первого года обучения
№ раздела | Наименование разделов | теория | практика | итого | Форма промежуточной аттестации |
1 | Вводное занятие | 1 | 3 | 4 | - |
2 | Топография и ориентирование | 9 | 35 | 44 | - |
3 | Основы туризма | 9 | 19 | 28 | - |
4 | Безопасность в походе | 8 | 6 | 14 | - |
5 | Специальная туристическая подготовка | 2 | 32 | 34 | - |
6 | Походная деятельность | 5 | 15 | 20 | зачёт |
Всего | 34 | 110 | 144ч. |
Учебно-тематический план программы первого года обучения
№ п/п | Наименование разделов, тем | Форма промежуточной аттестации | ||||||
теория | часы | практика | часы | |||||
Сентябрь 1.Вводное занятие – 4ч. (1-3) | ||||||||
1 | Туризм. Виды туризма | 1 | Соревнование «Полоса препятствий» | 1 | ||||
2 | Соревнование «Компас» | 2 | ||||||
2. Топография и ориентирование 44ч. (9-35) | ||||||||
3-7 | Способы ориентирования на местности | 2 | Практикум «Способы ориентирования на местности» | 8 | ||||
Октябрь | ||||||||
8 | Виды карт и основные сведения о них. | 2 | ||||||
9-11 | Топографические знаки | 2 | Практикум «Топографическая прогулка» | 4 | ||||
12 | Легенды | 1 | Практикум «Чтение легенд» | 1 | ||||
13-23 | Виды соревнований по ориентированию | 2 | Практикум «Техника ориентирования на различных видах соревнований» | 20 | ||||
ноябрь | ||||||||
24 | Мероприятие «Посвящение в туристы» | 2 | ||||||
3.Основы туризма 26ч. (9-19) Декабрь | ||||||||
25 | Туристское снаряжение. Виды туристического снаряжения | 1 | Эстафета «Соберись турист в поход» | 1 | ||||
26-27 | Типы палаток | 1 | Практикум «Установка и снятие палатки» | 3 | ||||
28-29 | Правила укладки рюкзака | 1 | Практикум «Укладка рюкзака» | 3 | ||||
30-31 | Ремонтный набор | 1 | Практикум «Сбор и ремонт снаряжения» | 3 | ||||
32 | Организация туристического быта | 2 | ||||||
январь | ||||||||
33 | Костры. Типы костров. | 1 | Упражнение «Разожги костер» | 1 | ||||
34 | Питьевой режим туриста | 1 | Практикум «Обеззараживание воды в походе» | 1 | ||||
35 | Питание в туристическом походе | 1 | Практикум «Меню для похода» | 1 | ||||
36 | Практикум «Фасовка и упаковка продуктов питания» | 2 | ||||||
37-38 | Практикум «Полевая кухня» | 4 | ||||||
Февраль 4.Безопасность в походе 14ч. (8-6) | ||||||||
39 | Личная гигиена туриста Гигиена обуви и одежды | 2 | ||||||
40 | Укусы насекомых | 2 | ||||||
41 | Походная медицинская аптечка | 1 | Практикум «Упаковка маркировка аптечки» | 1 | ||||
42 | Травмы во время похода | 1 | Практикум «Оказание первой помощи при травме, ожоге» | 1 | ||||
43 | Приемы транспортировки пострадавшего | 1 | Изготовление волокум | 1 | ||||
44 | Ядовитые и лекарственные растения | 1 | Памятка «Лекарственные и ядовитые растения, их целебные свойства и способы применения» | 1 | ||||
45 | Сюжетно – ролевая игра «Походная медицина» | 2 | ||||||
5. Специальная туристическая подготовка 34ч. (2-32) | ||||||||
46-50 | Узлы | 1 | Практикум «Вязка простейших узлов» | 9 | ||||
март | ||||||||
51 | Практикум Создание стенда «Основные туристические узлы» | 2 | ||||||
52 | Соревнование «Узлы» | 2 | ||||||
53-61 | Техника преодоления препятствий | 1 | Практикум «Отработка техники преодолении препятствий» | 17 | ||||
62 | Соревнование «Тропа испытаний» | 2 | ||||||
6.Походная деятельность 20ч. (5-15) | ||||||||
63 | Поход. Виды походов | 2 | ||||||
64 | Пеший поход | 2 | ||||||
Май | ||||||||
65-69 | План мероприятий похода | 1 | Практикум «Подготовка к походу» | 9 | ||||
70-71 | Поход | 4 | ||||||
72 | Творческий отчет «Наш поход» | 2 | Зачет | |||||
ВСЕГО: 144ч. | 34 | 110 |
Содержание программы первого года обучения
- Вводное занятие 4ч. (1-3)
1. Туризм. Виды туризма.
Классификация основных видов туризма. Просмотр фильма «Что такое туризм?», «Виды туризма». Игра «Виды туризма»
Практика: Соревнование «Полоса препятствий».
2. Практика: Соревнование «Компас»
- Топография и ориентирование 44ч. (9-35)
3-7.Способы ориентирования на местности.
10 способов ориентирования на местности. Знакомство с компасом
Практика: Работа с компасом. Ориентирование по компасу. Определение сторон горизонта. Ориентирование в солнечную погоду по часам.
8. Виды карт и основные сведения о них.
Основные разновидности карт (топографические и спортивные). Масштаб карт.
Практика: Определить масштаб карты (два вида спортивная, топографическая карта). Обозначить отличия топографической карты от спортивной. Собрать карту на правильность (пазлы).
- Топографические знаки.
Знакомство с топографическим знаками, их применение.
Практика: «Топографическая прогулка», Игра «Топографический диктант»
- Легенды
Практика: «Чтение легенды»
13-23 Виды соревнования по ориентированию.
Практика: Соревнование «Лабиринт», Ориентирование по легенде. Соревнование «Спринт», «Классика», «Кросс».
- Практика: Мероприятие «Посвящение в туристы».
- Основы туризма 28ч. (9-19)
25. Туристическое снаряжение. Виды туристического снаряжения.
Беседа "Что мы берем в поход?", игра «Распределить снаряжение на 2 группы», игра «Кто быстрей»
Практика: Эстафета «Соберись турист в поход»
26-27. Типы палаток.
Палатки: разновидности, выбор и использование.
Практика: Установка палатки и размещение в ней вещей. Снятие палатки.
28-29.Правила укладки рюкзака.
Практика: игра «Собери рюкзак в дорогу»; эстафета «Ловкий турист»:
30-31. Ремонтный набор. Просмотр фильма «Туристическое снаряжение»
Практика: Сбор и ремонт снаряжения
32. Организация туристического быта.
33. Костры. Типы костров.
«Шалаш», «Колодец», «Таежный», «Нодья», «Звездный», «Пирамида», «Охотничий».
Практика: «Разожги костер»
34.Питьевой режим туриста.
Практика: «Обеззараживание воды в походе»
35.Питание в туристическом походе.
Практика: «Меню для похода», «Фасовка и упаковка продуктов питания», «Полевая кухня».
4. Безопасность в походе 14ч. (8-6)
39. Личная гигиена туриста. Гигиена обуви и одежды.
Практика: Игра «Гигиенично-не гигиенично»
40. Укусы насекомых.
Кровососущие насекомые комары, клещи, слепни, мухи, гнус (мошкара), блохи.
Практика: «Оказание первой помощи кровососущих насекомых»
41. Походная медицинская аптечка.
Практика: «Упаковка маркировка аптечки»
42.Травмы во время похода (травмы и ожоги).
Практика: Оказание доврачебной помощи при травме, ожоге.
43. Приемы транспортировки пострадавшего.
Практика: Изготовление волокум
44. Ядовитые и лекарственные растения.
Практика: Памятка «Лекарственные и ядовитые растения, их целебные свойства и способы применения».
- Сюжетно- ролевая игра «Походная медицина».
5. Специальная туристическая подготовка 34ч. (2-32)
46-50. Узлы. Значение и виды узлов.
Практика: Вязание узлов: прямой, восьмёрка - проводник, булинь, встречный, шкотовый, австрийский, штык, проводник, двойной проводник, встречная восьмёрка. «Крепкий узел», «Вязка простейших узлов»,
51.Создание стенда «Основные туристические узлы».
52. Соревнование «Узлы»
53-61.Техника преодоления препятствий.
Практика: «Обработка техники движения группы по болотистой местности», «Отработка техники преодоления болота по жердям», «Техника преодоления мышеловки», «Техника преодоления бабочка», «Техника преодоления паутина».
62. Соревнование «Тропа испытаний».
- Походная деятельность 20ч. (5-15)
63. Поход. Виды походов.
64. Пеший поход.
Практика: «Выбор маршрута»
- План мероприятий похода.
Практика: Подготовка к походу.
70-71. Практика: Поход
72. Творческий отчет «Наш поход»
Календарный учебный график
Год реализации программы | Кол-во часов в неделю | сентябрь | октябрь | ноябрь | декабрь | январь | февраль | март | апрель | май | Всего часов |
1 год | 4 | 12 | 20 | 20 | 18 | 14 | 20 | 18 | 12 | 10 | 144 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
программа моего кружка
Программа занятий кружка «За страницами учебника» по английскому языку в 5-8 классовПоясПояснительная запискаДанная программа ориентирована на учащихся 5 -8 классов, как общеобразовательных...
Праздничная программа «МОЕМУ УЧИТЕЛЮ ПОСВЯЩАЕТСЯ…»
Праздничная программа для учителей...
Образовательная программа детского объединения «Современное вязание» Адресат программы: дети 9 – 14 лет. Срок реализации: 1год Углублённый уровень
Пояснительная записка. В достоинствах трикотажных изделий, связанных вручную или на вязальной машине, все давно убедились – тёплая, добротная одежда из трикотажа незаменима в любой сезон г...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная. Срок реализации: 3 года.
Программа рассчитана на 4 часа внеделю (за год 144 часа)...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЕТСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ «ТЕАТРАЛЬНАЯ СТУДИЯ» Тип программы: модифицированная Срок реализации: 3 года. Календарно-тематическое планирование.
Планирование составлено на 2 года обучения.(144 часа в год)....
Рабочая программа творческого объединения «Феникс» на 2021-2022 учебный год К ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»
Рабочая программатворческого объединения «Феникс»на 2021-2022 учебный годК ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕЙ ПРОГРАММЕ «МОЙ РОДНОЙ КРАЙ»...