Конспект открытого занятия «Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»
план-конспект занятия на тему
Занятие по знакомству с техникой многослойной лессировочной акварели.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytoe_zanyatie.doc | 50.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Москвы Зеленоградский дворец творчества детей и молодёжи
Открытое занятие
по предмету изобразительное творчество
на тему
«Акварельный натюрморт. Новогодний подарок другу»
.
Педагог дополнительного образования
Лебедева Асия Касымовна
Дата и место проведения:
18 декабря 2013 г. в 17.00, каб.№210
Москва 2013г.
Цель: знакомство с техникой многослойной лессировочной акварели.
Задачи:
Обучающие:
- Три основные акварельные техники исполнения - по-сырому, аля прима, лессировка;
- знакомство с творчеством художника С. Андрияки;
- выполнение предварительного эскиза натюрморта в карандаше;
- обучение приёмам переноса рисунка с эскиза на основной формат;
- последовательность в работе акварелью над натюрмортом.
Развивающие:
- развитие творческих способностей, художественного вкуса, чувства цвета и гармонии;
- развитие образного мышления, памяти, внимания, восприятия изучаемого материала;
Воспитательные:
- создание творческого и профессионально грамотного акварельного этюда в данной технике;
- воспитание уважения к профессиональной деятельности художника;
- формирование интереса к изучению истории искусства.
Занятие проводится по дополнительной общеобразовательной программе по изобразительной деятельности «Юный художник» и согласно учебно-тематическому плану.
Дополнительная общеобразовательная программа «Юный художник» является модифицированной и имеет художественно-эстетическую направленность.
Данное задание на 6 часов (3 раза по 2часа или 2раза по 3часа) подходит для учеников от 8 до 18 лет и старше, позволяет постепенному освоению акварельной техники и дальнейшей творческой работе.
Используемые материалы и инструменты:
- бумага для акварели;
- простой карандаш и ластик;
- дидактический и наглядный материал: иллюстрации, репродукции картин художников С. Андрияки, А. Жабского, Лебедевой К., а также педагога Лебедевой А.К.и детские работы;
- несколько натюрмортов с фруктами, с цветами, с новогодними сувенирами (по выбору)
- учебный DV-диск " Желтые лилии" С.Андрияки
Список литература и Интернет-ресурсов:
1. "Акварельная живопись" П.П.Ревякин
2. "Техника живописи" Г.Б. Никодеми Москва "Эксмо"2004
3. «Педагогика» Г.М. Коджаспирова – М.: Гардарики, 2004 г.;
4. «Практическое пособие для педагогов дополнительного образования» З.А. Каргина – М.: Школьная Пресса, 2008 г.;
5.Школа изобразительного искусства.Лойко Г.В., Жабцев В.М.Минск, Харвест 2004г.
6. http://oformitelblok.ru/aguarelle2.html
7. http://www.stepandstep.ru/catalog/learn-as/118892/kak-osvoit-akvarelnuyu-tehniku-zhivopisi.html
Ход занятия
1. Введение в тему.
Подготовка к занятию, организация рабочего места. Техника безопасности с материалами инструментами.
2. Этапы работы над натюрмортом.
Первоначальный эскиз в карандаше. Перенос рисунка с эскиза на основной формат (А-4). Заливка цветом блика формата бумаги. Локальный цвет предмета. Постепенное наложение цвета на предметы от светлого, к темному. Работа над фоном. Понятие рефлекса в живописи. Работа над рефлексами. Написание теней на предметах и от предметов. Объединяющие тени. Передний и задний план в этюде. Закон контраста в живописи. Работа над деталями.
2. Знакомство с творчеством художников С.Андрияки, А.Жабского и д.р.
Короткий рассказ о художниках. Просмотр репродукций картин. Просмотр учебной видеокассеты натюрморта "Желтые лилии"
6. Практическая работа.
Работа над натюрмортом, выполняя все этапы лессировочной акварели.
7. Что такое паспарту и как его приготовить.
Изготовление и оформление работы в паспарту.
8. Подведение итогов практической работы.
Просмотр готовых работ. Совместное обсуждение и оформление выставки в студии.
9. Наведение порядка учениками на рабочих местах.
Приложение
Акварельная техника живописи
Акварелью в старину писали на пергаменте из отбеленной кожи, на тонких пластинках из слоновой кости, которою и сейчас используют для миниатюр, на льняных отбеленных тканях и уже значительно позже – на бумаге. Сейчас акварелью пишут в основном только на бумаге.
Старинная бумага изготавливалась с XIV века из волокон льна и была очень хорошего качества. Начиная с XVII века для её изготовления, стали использовать хлопок, который в значительной мере уступает льну, и качество бумаги с этого времени стало понижаться.
В наше время производят большое количество сортов бумаги. Её изготавливают не только из хлопка и льна, но и из таких материалов, которыми раньше не пользовались в этих целях: из древесины хвойных деревьев, соломы. Но наиболее ценными материалами всё-таки остаются лён и хлопок. Во многие сорта бумаги кроме растительной клетчатки входят: гипс, шпат, мел, каолин, водный глинозём, свинцовые белила, а также для маскировки её жёлтого цвета синие краски: ультрамарин и берлинская лазурь.
Бумажная масса проклеивается мучным клейстером, крахмалом, животным клеем, желатином (последние 2 всегда в соединении с квасцами), канифолью. В старину использовали исключительно мучной клейстер, наиболее походящий материал для этих целей. Сейчас всё чаще используют желатин. Бумага, проклеенная желатином, под влиянием сырости быстро зацветает и покрывается пятнами. При производстве бумаги применяются многие химические вещества, следы которых часто остаются в готовой бумаге и влияют на покрывающую её краску не лучшим образом.
Акварель нуждается в очень хорошей бумаге. Древесные и получаемые из соломы бумаги быстро коричневеют и чернеют на свету, поэтому совершенно не пригодны для живописи акварелью. Хлопковая бумага не обладает этим отрицательным свойством, но плохо моется и скоблится, и краска ложится на неё не ровно.
Единственно пригодной бумагой для акварельной техники живописи является льняная бумага, обладающая безукоризненной белизной. Она не должна быстро всасывать воду, в ней не должны содержаться примеси химических веществ, используемых при её изготовлении. На такую бумагу краска ложится ровно и приобретает яркость, её можно смывать и скоблить.
На поверхности бумаги очень часто присутствуют следы жира, который препятствует равномерному распределению краски. Поэтому перед употреблением бумагу следует промывать дистиллированной водой с несколькими каплями нашатырного спирта. Пожелтевшая хорошая льняная бумага легко отбеливается, если её промыть перекисью водорода.
Техника живописи акварелью по своей сложности приближается к темперной и даже фресковой. За долгое время существования этой техники сами собой появились приёмы и способы, облегчающие работу. Так как любая бумага при смачивании коробится, покрывается волнами, что мешает живописи, чтобы избежать этого, бумагу принято натягивать на картон, доску, а так же пользуются «стиратором».
Живопись чистой акварелью
Чистой акварелью можно считать лишь ту, в которой использованы все ресурсы этой техники: прозрачность красок, просвечивающий белый тон бумаги, лёгкость и вместе с тем сила и яркость красок. В технике чистой акварели совершенно недопустимы белила, их роль выполняет сама бумага. Это заставляет тщательно сохранять её белизну в местах, отводимых бликам и т.п., так как записанные места бумаги не могут быть восстановлены при помощи белил, всегда отличимых от тона бумаги. Для облегчения этого затруднения существует ряд приёмов. Один из них заключается в проскабливании записанных мест бумаги специальной скоблилкой («grattoire») или ножом. Такая операция может производиться только на сухой бумаге хорошего качества.
Другой способ состоит в нанесении на сберегаемые места жидкого раствора резины в бензине. По высыхании резина легко удаляется с поверхности бумаги ластиком.
Краски акварели, наносимые тонким слоем, после высыхания изменяются приблизительно на одну треть от своей первоначальной силы, и это необходимо учитывать. Во время работы для более лёгкого стушовывания соседних красок полезно смачивать бумагу снизу. Такой метод работы французы называют “travailler dans l’eau” (работать в воде).
Для замедления высыхания красок можно пользоваться аквалентой или акварелином. Для этих же целей в воду, которой разводят краски, прибавляют мёд или глицерин. Однако большое количество этих веществ могут пагубно сказаться на акварели. В идеале рисунок для акварели лучше делать отдельно, а потом переносить его, чтобы не портить поверхность бумаги. Засаленная бумага затрудняет нанесение красок.
Акварельные краски могут играть и служебную роль, например в подмалёвке для масляной живописи. На клеевом и эмульсионном грунтах акварельная краска ложится ровно и хорошо, и таким тонким слоем, что совершенно не изменяет фактуру грунта и не мешает последующей масляной живописи.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия «Натюрморт. Работа со световой кистью»
Тип занятия: обучающий урок с демонстрацией на компьютере работ, снятых кружковцами и профессионалами. Выполнение практической работы с применением полученных знаний.Цель занятия: приобрести теоретиче...
План – конспект открытого занятия по теме: «Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус».
Учебное занятие "Новогодние игрушки: Дед Мороз и Санта-Клаус" в технике вышивка крестом входит в раздел "Мастерская Деда Мороза" . Представленное занятие является первым в разделе, дети второго года о...
План-конспект открытого занятия по теме:"Новогодний сувенир"
Открытое занятие по теме "Новогодний сувенир" для учащихся первого года обучения.На занятии дети угадывают загадки по теме: "Зима" и делают из бумаги поделку "Щенок"...
Конспект открытого занятия кружка "Акварельные фантазии"
Данное занятие проводилось в рамках зональной педагогической ассамблеи.Цель занятия: закрепить умение применять акварель нетрадиционно, познакомить с историей акварели, научить традиционным...
План- конспект открытого занятия на тему "Цветы из акварельной бумаги"
Из века в векИз уст в устаПередавалась красотаИ вот теперь – дошла до насО ней и будет наш рассказ....
План-конспект открытого занятия "Подарок другу"
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА...
Конспект открытого занятия: «История о новогодних шарах. Украшаем ёлку»
Конспект открытого занятия: «История о новогодних шарах. Украшаем ёлку» Дети узнают историю возникновения традиции украшать ёлку. Научатся рисовать предметы округлой формы (новогодние шары...