2015 - Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения
материал по психологии

СИМОНОВА ЕКАТЕРИНА СЕРГЕЕВНА

Итоговый реферат модуля краткосрочного повышения квалификации по теме "Технологии социально-психологического сопровождения детей и подростков с поведенческими нарушениями".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Реферат на тему:

«Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения».

Выполнила: педагог-психолог МБОУ СОШ № 32,

Стяжкина Екатерина Сергеевна

Киров

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

  1. Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения
  1.  Понятие и виды девиантного поведения
  2.  Особенности, методы и приемы организации коррекции и компенсации девиантного поведения

Заключение

Библиографический список

3

4

4

5

7

8


ВВЕДЕНИЕ

Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетней молодежи обозначил актуальность проблемы организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками.

Девиантное поведение – это отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.

Наряду с обязательной учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др., т.е. являются включенными в сферу дополнительного образования.

Цель теоретического исследования: изучить роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения.

Объект: коррекция и компенсация девиантного поведения.

Предмет: коррекция и коспенсация девиантного поведения в сфере дополнительного образования.

Задачи:

1. Уточнить сущность понятия “коррекция девиантного поведения подростков”;

2. Изучить особенности организации коррекции и компенсации девиантного поведения подростков в дополнительном образовании;

3. Исследовать приемы, методы коррекции и компенсации девиантного поведения подростков в условиях дополнительного образования.


1. Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения

1.1 Понятие и виды девиантного поведения

Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Этот термин можно применять к детям не младше 5 лет.

По мнению Клейберг Ю.А., девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения, для которого используются собственные приемы самовыражения. Он выделяет три основные группы девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).

В. В. Ковалёв в своей классификации (1981)[4] выделил три типа девиаций:

  • социально-психологические девиации: антидисциплинарное поведение, асоциальное, противоправное и аутоагрессивное;
  • клинико-психопатологические девиации: патологические и непатологические;
  • личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».

В классификации Ф. Патаки (1987)[5] выделяются:

  • «ядро» девиантного поведения (стойкие формы): преступность, алкоголизм, наркомания и самоубийство;
  • «преддевиантный синдром» (комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения): аффективный тип поведения, семейные конфликты, агрессивный тип поведения, ранние антисоциальные формы поведения, отрицательное отношение к учёбе и низкий уровень интеллекта.

1.2 Особенности, методы и приемы организации коррекции и компенсации девиантного поведения.

Коррекционная направленность в сфере дополнительного образования состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.

Само по себе дополнительное образование не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, содержала в себе компенсирующий и восстановительно-реабилитирующий заряд, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована.

Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:

  • методы разрушения отрицательного типа характера;
  • методы перестройки мотивационной сферы и самосознания;
  • методы перестройки жизненного опыта;
  • метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.

В комплексе приемов педагогического воздействия так же выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.

Педагогически запущенный подросток является членом классного коллектива. Несмотря на изолированное положение в нем, он живет по законам коллектива, так или иначе подчиняется нормам коллективных взаимоотношений, поэтому, организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.

Коллективистический характер совместной деятельности - сильный фактор, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества.

Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие: мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания, активизации (создания) целевой установки, контрастности, стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия, требовательного доверия и поощрения.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Современная ситуация развития российского общества сопровождается негативной тенденцией - ростом девиантных отклонений в поведении различных категорий населения. Наиболее остро проблема девиантного (отклоняющегося) поведения стоит в такой возрастной категории, как подростковый и юношеский этапы возрастного развития.

Оценивая то или иное поведение подростка как девиантное , необходимо учитывать следующее:

 - общепринятый образ жизни в широком значении этого понятия, как совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей;

- часто повторяющиеся ситуации, в которых находится ребенок, и которые предъявляют к его поведению определенные требования;

- личностные особенности самого ребенка, особенности развития его личности на конкретном возрастном этапе.

Проанализировав литературу, приходим к выводу, что взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
  2. http://www.pedlib.ru/Books/1/0269/index.shtml?from_page=245
  3. http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=298
  4. https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E2%E8%E0%ED%F2%ED%EE%E5_%EF%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5
  5. http://childpsy.ru/lib/articles/id/10290.php
  6. http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)

Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ

РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....

Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования

Дополнительное  образование детей по праву рассматривается  как важнейшая  составляющая образовательного пространства, сложившегося в  современном  российском  обществе....

Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».

Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...

Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах

В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....

Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".

Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...