2015 - Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения
материал по психологии
Итоговый реферат модуля краткосрочного повышения квалификации по теме "Технологии социально-психологического сопровождения детей и подростков с поведенческими нарушениями".
Скачать:
Предварительный просмотр:
Реферат на тему:
«Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения».
Выполнила: педагог-психолог МБОУ СОШ № 32,
Стяжкина Екатерина Сергеевна
Киров
2015
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Заключение Библиографический список | 3 4 4 5 7 8 |
ВВЕДЕНИЕ
Рост девиантного поведения различных возрастных категорий населения несовершеннолетней молодежи обозначил актуальность проблемы организации профилактической и коррекционной работы с детьми и подростками.
Девиантное поведение – это отклонение от социально-психологических и нравственных норм, представленное либо как ошибочный антиобщественный образец решения конфликта, проявляющийся в нарушении общественно принятых норм, либо в ущербе, нанесённом общественному благополучию, окружающим и себе.
Наряду с обязательной учебно-познавательной деятельностью подростки с отклоняющимся поведением являются участниками и других видов деятельности: общественно полезной, трудовой, спортивно-оздоровительной, художественно-эстетической, игровой и др., т.е. являются включенными в сферу дополнительного образования.
Цель теоретического исследования: изучить роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения.
Объект: коррекция и компенсация девиантного поведения.
Предмет: коррекция и коспенсация девиантного поведения в сфере дополнительного образования.
Задачи:
1. Уточнить сущность понятия “коррекция девиантного поведения подростков”;
2. Изучить особенности организации коррекции и компенсации девиантного поведения подростков в дополнительном образовании;
3. Исследовать приемы, методы коррекции и компенсации девиантного поведения подростков в условиях дополнительного образования.
1. Роль дополнительного образования в коррекции и компенсации отклоняющегося поведения
1.1 Понятие и виды девиантного поведения
Девиантное поведение всегда связано с каким-либо несоответствием человеческих поступков, действий, видов деятельности распространенным в обществе или группах нормам, правилам поведения, идеям, стереотипам, ожиданиям, установкам, ценностям. Этот термин можно применять к детям не младше 5 лет.
По мнению Клейберг Ю.А., девиантное поведение – это специфический способ изменения социальных норм и ожиданий посредством демонстрации ценностного отношения, для которого используются собственные приемы самовыражения. Он выделяет три основные группы девиаций: негативные (например, употребление наркотиков), позитивные (например, социальное творчество) и социально-нейтральные (например, попрошайничество).
В. В. Ковалёв в своей классификации (1981)[4] выделил три типа девиаций:
- социально-психологические девиации: антидисциплинарное поведение, асоциальное, противоправное и аутоагрессивное;
- клинико-психопатологические девиации: патологические и непатологические;
- личностно-динамические девиации: «реакции», «развития» и «состояния».
В классификации Ф. Патаки (1987)[5] выделяются:
- «ядро» девиантного поведения (стойкие формы): преступность, алкоголизм, наркомания и самоубийство;
- «преддевиантный синдром» (комплекс симптомов, приводящих человека к стойким формам девиантного поведения): аффективный тип поведения, семейные конфликты, агрессивный тип поведения, ранние антисоциальные формы поведения, отрицательное отношение к учёбе и низкий уровень интеллекта.
1.2 Особенности, методы и приемы организации коррекции и компенсации девиантного поведения.
Коррекционная направленность в сфере дополнительного образования состоит в том, что педагогически запущенным и трудновоспитуемым подросткам предоставляется возможность удовлетворить свои интересы, реализовать свои потребности, проявить свои способности, оценить самого себя и быть оцененным другими в ходе участия во внеклассной работе, наконец, попытаться найти оптимальный вариант взаимоотношений со сверстниками и учителями и выбрать приемлемую форму поведения.
Само по себе дополнительное образование не решает проблем предупреждения отклонений в поведении подростков, в преодолении недостатков развития личности ребенка. Для того чтобы она обладала необходимым коррекционно-развивающим потенциалом, содержала в себе компенсирующий и восстановительно-реабилитирующий заряд, воспитательная работа должна быть соответствующим образом организована.
Выделяют четыре группы методов, направленных на исправление отклоняющегося поведения личности:
- методы разрушения отрицательного типа характера;
- методы перестройки мотивационной сферы и самосознания;
- методы перестройки жизненного опыта;
- метод предупреждения отрицательного и стимулирования положительного поведения.
В комплексе приемов педагогического воздействия так же выделяются приемы, задерживающие, тормозящие ход отрицательного развития личности воспитанников и создающие, содействующие развитию положительных качеств личности, помогающие скорректировать отрицательную направленность чувств, эмоций, отношений, поведения педагогически запущенных подростков.
Педагогически запущенный подросток является членом классного коллектива. Несмотря на изолированное положение в нем, он живет по законам коллектива, так или иначе подчиняется нормам коллективных взаимоотношений, поэтому, организуя и проводя воспитательно-коррекционную работу с подростком, необходимо учитывать тот факт, что коллектив может выступать как фактор и условие предупреждения отклоняющегося поведения подростка, как действенный компонент воздействия на личность.
Коллективистический характер совместной деятельности - сильный фактор, однако немаловажна позиция подростка к самому себе, к оценке своих действий и поступков, желание исправить свои негативные качества.
Только при личной заинтересованности подростка в самовоспитании, только при полном понимании им его необходимости и возможности целесообразно применять приемы индивидуальной работы с подростком. Эти приемы следующие: мобилизации внутренних сил подростка на выполнение задания, активизации (создания) целевой установки, контрастности, стимулирования личного достоинства подростка, защиты его самолюбия, требовательного доверия и поощрения.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Современная ситуация развития российского общества сопровождается негативной тенденцией - ростом девиантных отклонений в поведении различных категорий населения. Наиболее остро проблема девиантного (отклоняющегося) поведения стоит в такой возрастной категории, как подростковый и юношеский этапы возрастного развития.
Оценивая то или иное поведение подростка как девиантное , необходимо учитывать следующее:
- общепринятый образ жизни в широком значении этого понятия, как совокупность типичных для данного общества форм жизнедеятельности людей, способов удовлетворения ими своих потребностей;
- часто повторяющиеся ситуации, в которых находится ребенок, и которые предъявляют к его поведению определенные требования;
- личностные особенности самого ребенка, особенности развития его личности на конкретном возрастном этапе.
Проанализировав литературу, приходим к выводу, что взвешенное сочетание индивидуального и коллективного педагогического воздействия, применение различных форм и видов внеучебной деятельности в коррекционно-педагогической работе с подростками с отклоняющимся поведением усиливает ее результативность, помогает сделать процесс преодоления недостатков в развитии личности и девиаций в поведении подростков реальным, действенным, а задачи по формированию положительных качеств его личности, интеграции в социум вполне осуществимыми.
- Клейберг Ю.А. Психология девиантного поведения: Учеб. пособие для вузов. — М., 2001.
- http://www.pedlib.ru/Books/1/0269/index.shtml?from_page=245
- http://www.superinf.ru/view_helpstud.php?id=298
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%C4%E5%E2%E8%E0%ED%F2%ED%EE%E5_%EF%EE%E2%E5%E4%E5%ED%E8%E5
- http://childpsy.ru/lib/articles/id/10290.php
- http://www.narcom.ru/parents/parents/9.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль дополнительного образования в предупреждении асоциального поведения воспитанников (выступление на методическом совете)
Дополнительное образование является чрезвычайно важным и необходимым для каждого ребенка не зависимо от его уровня развития, сформированности интересов, мотивации к обучению. Познать себя подрастающем...
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯВ СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ ЯЗЫКОВОГО ОБРАЗОВАНИЯАракелян Л.Н., Аракелян А.Н....
Роль дополнительного образования в современной системе языкового образования
Дополнительное образование детей по праву рассматривается как важнейшая составляющая образовательного пространства, сложившегося в современном российском обществе....
Выступление на Районном семинаре «Роль дополнительного образования в творческом развитии учащихся». Тема выступления «Аэродизайн для младших школьников в сфере дополнительного образования».
Аэродизайн – это создание фигур и композиций из воздушных шаров, а также дизайн интерьеров и экстерьеров воздушными шарами.Воздушный шар живёт ярко и легко и … недолго. Как цветы, в своей одухотворённ...
Роль отделения дополнительного образования детей в формировании культуры безопасного поведения учащихся на дорогах
В статье рассматривается роль ОДОД в формировании культуры безопасного поведения школьников на дорогах....
Выступление на педсовете руководителя МО дополнительного образования КГКУ «Назаровский детский дом" по теме: «Роль дополнительного образования в духовно-нравственном развитии детей-сирот в условиях детского дома".
Дополнительное образование учреждения КГКУ «Назаровский детский дом» - это система, работающая над реализацией своего основного предназначения: развитие мотивации личности воспитанника к п...
Родительское собрание «Дополнительное образование: занятия в детских объединениях - кружках. Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка»
Роль дополнительного образования в формировании личности ребенка...