"Инструменты и приспособления для работы с древесиной".
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Знакомство с особенностями основных инструментов и приспособлений для работы с древесиной. Обучение определять основные инструменты по признакам и свойствам, присущим каждому из них.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kopiya_instrumenty_i_prisposobleniya.doc92.5 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ   БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ

ДОМ ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА

МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ  

КАВКАЗСКИЙ РАЙОН

План-конспект занятия

по теме:  «Инструменты и приспособления

для работы с древесиной».

                                                               

                                                       

                                                                     

                                                                     Участники:

воспитанники объединения «Художественная обработка дерева »

1 год обучения, 11-13 лет

Автор: педагог дополнительного образования

            Анисович Юрий Юрьевич

ст. Кавказская  2015 г.

Цель: Ознакомление детей с особенностями основных инструментов и приспособлений  для работы с древесиной.

Задачи:

Обучающие:

  • знакомство с особенностями основных инструментов и приспособлений для работы с древесиной.
  • Обучение  определять   основные инструменты по признакам и свойствам, присущим каждому из них.

Развивающие:

  • развитие эстетического восприятия, познавательной активности, творческих способностей.

Воспитывающие:

  • воспитание любви  к  труду и народному творчеству.

Участники: воспитанники объединения «Художественная обработка дерева » 1 год обучения,

11-13 лет.

Материалы и оборудование

  1. Основные инструменты и приспособления для работы с древесиной.
  2. Плакаты, таблицы, иллюстрации с изучающимися материалами.
  3. Мультимедиа. Презентация по теме занятия.

Музыкальный ряд:  ритмичная мелодия.

ПЛАН ЗАНЯТИЯ:

1. Организационный момент – 1 мин.

2. Повторение пройденного материала -1 мин.

3.Основная часть – 23 мин.

  • Теория по теме: «Классификация инструментов и приспособлений для работы с древесиной» с использованием мультимедийной презентации;
  • Работа малых групп исследователей
  • Физ. минутка « Поиграем».

4. Исследовательская работа: изучение основных свойств и назначения инструментов и приспособлений для работы с древесиной –15 мин.

5. Физ. минутка «Сделаем зарядку»- 1 мин.

6. Игра «Угадай, что за инструмент» - 3 мин.

7. Итог занятия – 1 мин.

 

ХОД ЗАНЯТИЯ:

Здравствуйте, ребята! Вы готовы приступить к занятию? Тему  занятия попробуйте определить сами. (Педагог загадывает загадки).

Отгадайте загадки:  Сам худ, а голова с пуд.            

                                                      (Молоток).

                                    Я по лысине бегу-

                                    Кудри с лысины стригу.

                                                       (Рубанок).

                                     У конька, у горбунка

                                     Деревянные бока.

                                      У него из-под копыт

                                     Стружка белая летит.

                                                        (Рубанок).

                                   У них всегда тяжелый труд:

                                    Все что-то жмут, все что-то жмут.

                                                        (Тиски).

                                    Зубами дерево грызет

                                    И песню звонкую поет:

                                    «Жила-была, жила-была

                                    На свете острая …» (Пила).

 Молодцы, ребята! Вы правильно догадались. Сегодня мы познакомимся с  особенностями основных инструментов и приспособлений для работы с древесиной.

 Предлагаю сначала проявить смекалку,  давайте вспомним пройденный материал:

 - Любое изделие можно описать словами, однако этого недостаточно, чтобы его изготовить, что для этого необходимо? (Необходимо иметь технический рисунок, эскиз или чертеж изделия с указанием всех необходимых размеров и материалов, из которых его нужно изготовить).

- Как называется изображение будущего изделия? (Изображения будущего изделия  называются графической документацией).

 - Что такое технический рисунок? (Технический рисунок – это объемное изображение предмета, выполненное от руки с указанием размера и материала).

 - Что называют эскизом? (Эскиз – это плоское изображение детали от руки с указанием размеров).

 - Что называется чертежом? (Чертежом называют изображение изделия, начерченное с помощью чертежных инструментов с указанием его размеров, наименования, масштаба и материала).

- Что такое деталировка изделия?  (Если изображены все необходимые для изготовления изделия детали, то такой вид изображения называют деталировкой изделия).

Молодцы! Перейдем к нашей сегодняшней теме.

Начинающему любителю художественного выпиливания  необходимо разбираться в основных инструментах и приспособлениях для работы с древесиной. Как вы уже знаете,  к ним относятся:

  • Металлический лобзик;
  • Тонкое шило с ручкой;
  • Небольшие напильники;
  • Молоток, плоскогубцы;
  • Упорная дощечка;
  • Деревянный брусок;
  • Нож;
  • Циркуль;
  • Линейка, карандаш.

Классификация инструментов и приспособлений для работы с древесиной  с использованием мультимедийной презентации.

1)Основные инструменты и приспособления:

Ручной лобзик – очень простой по конструкции инструмент. Рама лобзика имеет форму буквы «П». Может быть как металлической, так и деревянной.

Пилки для выпиливания различаются по своей толщине и по высоте зубчиков. Для начала достаточно иметь два сорта пилок: с мелкими и более крупными зубчиками.

Отверстие в фанере для продевания петли начинающим можно потыкать шилом, купленным в магазине. В дальнейшем для выполнения тонких ажурных работ понадобиться не одно, а несколько шил с диаметром иглы от 1-3 мм. Дрель необходима при просверливании отверстий для установки пилочки лобзика во внутренний контур.

Из ножей можно вполне использовать сапожный, хорошо отточенный на бруске и заправленный на оселке или легко на зернистом бруске.

Для этих же целей, а также для выравнивания и исправления прорезей в фанере понадобятся и надфили или напильники с мелкой насечкой имеющие профили самой разной формы.

Контур орнамента выпиливают на специальном станочке, который легко сделать самому из фанеры толщиной 10 мм, или дощечки из древесины твердой породы.

Съемный станочек прикрепляется к столешнице при помощи струбцины.

2)Инструменты и приспособления для распиловки:

Лучковая пила применяется для раскроя ценной породы на тонкие дощечки.

Для распиловки капов применяется ножовка с широким полотном.

Выкрутная пила – основной инструмент в пропильной резьбе по дереву.

Для удобства распиливания используют стусло – прямоугольный желоб из достаточно толстых досок, в бортах которого сделаны пропилы для движения полотна пилы.

3) Инструменты для первичной обработки древесины.

Рубанок применяется для обработки каркасов, различных стоек сравнительно больших изделий, а также для первичной обработки кромок поверхности (для так называемого торцевания), на которой наклеен выпиленный орнамент.

Для обработки поверхности изделий в трудно доступных местах, срезания выступающих частей шипов и раскроя фанеры можно пользоваться ножами и стамесками.

При  подготовке поверхности изделия удаляют мельчайшие неровности. Для этого их циклюют с помощью цикли.

4) Приспособления для шлифования.

При шлифовании выровненных поверхностей шлифовальной шкуркой необходимо пользоваться не хитрым приспособлением – колодкой. Шлифование можно механизировать, использовать электродрель со специальными насадками или  шлифовальную машинку.

Струбцины необходимы при склеивании, облицовывании и сборке деталей.

5) Измерительные и разметочные инструменты.

Чтобы из ваших рук вышло изделие высокого качества необходимо постоянно контролировать размеры выпиливаемых деталей и правильно переносить контуры деталей на материал, а самое главное следить за правильным выполнением соединений. Для этого нам необходим минимальный набор измерительных инструментов. Большинство деталей имеют прямоугольную форму. Для проверки ее правильности применяем деревянный угольник.

Надежный и удобный измерительный инструмент – металлическая линейка длиной -30-50см.

Ею очень часто придется пользоваться: при переводе контуров деталей на материал и при контроле размеров деталей и при облицовочных работах для разделывания шпона по линейке.

Циркуль – это инструмент, при помощи которого можно выполнить измерения радиуса, длины, диаметра окружности и при помощи него выполнить эти операции.

6) Затачивающие инструменты.

Заточку инструмента производят на заточных станках, выдерживая правильный угол заточки. Заточенный инструмент доводят при помощи наводки на мелком камне. После этих операций инструмент готов к работе на материале.

А сейчас отдохнем.

Физ. минутка « Поиграем».

Раз, два, три, четыре, пять                         Ветер дует сильный, сильный,

Все мы встали поиграть.                                 И качается сосна

Ручками похлопаем,                                         Нам зарядка помогает

Ножками потопаем                                        Быть здоровыми всегда

И попрыгаем скорей.                                 А теперь мы ручейки –

Чтобы стало веселей.                                 Друг за другом потекли.

Становитесь все опять

Будем в солнышко играть.

Мы – веселые лучи,

Мы резвы и горячи.

А сейчас мы потянулись

И за парты вновь вернулись!

Исследовательская работа: классификация инструментов и приспособлений для работы с древесиной  с использованием таблицы.

 Проведем небольшое исследование. Сейчас вы рассмотрите инструменты и приспособления, находящиеся на столах, потрогайте, пощупайте, сравните, сформируйте в группы, то есть классифицируйте. Рассмотрим инструменты и приспособления  на таблице:

По итогам исследования педагог задает вопросы.

По каким признакам  делились инструменты и приспособления? (Делились инструменты и приспособления по их назначению). 

Какие основные инструменты и приспособления используют для выпиливания? (Основные инструменты и приспособления: Ручной лобзик, пилки для выпиливания, шило, нож,  надфили или напильники с мелкой насечкой,  специальный  станочек,  струбцины).

Физ. минутка «Сделаем зарядку»

Ребята, вижу вы устали?

Тогда скорее дружно встали

Зарядку сделаем сейчас…

Поднимите руки вверх

К солнцу, звездам, выше всех!

А теперь перед собой,

Скрещивай одной, другой!

Руки все на пояс ставим

И наклоны начинаем

Влево - вправо, сели - встали,

Вы надеюсь, все размялись

За работу снова взялись.

Рассаживайтесь по местам.

Игра: «Отгадай,  что за инструмент?»

Ребята, отгадывая загадку,  показывают соответствующую иллюстрацию.

Грызрь дрова – простое дело!

Я опилочек поела,

Сок древесный попила!

Кто такая я?  (Пила).

Сговорились две ноги

Делать дуги и круги. (Циркуль).

У конька, у горбунка

Деревянные бока.

У него из-под копыт

Стружка белая летит.

(Рубанок)

(проводится игра)

Итог занятия.

Ребята, наше занятие подходит к концу. Давайте подведем итог нашей работе. Мы много полезного и интересного узнали: Начинающему любителю художественного выпиливания  необходимо разбираться в основных инструментах и приспособлениях для работы с древесиной.

Перечислите их.

  • Металлический лобзик;
  • Тонкое шило с ручкой;
  • Небольшие напильники;
  • Молоток, плоскогубцы;
  • Упорная дощечка;
  • Деревянный брусок;
  • Нож;
  • Циркуль;
  • Линейка, карандаш.

Спасибо вам, ребята, за работу. Убираем рабочие места, наводим порядок. Занятие закончено, до следующей встречи! До свидания!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления.5 кл.

Класс: 5 классЦель урока:сформировать у учащихся знания о ручных работах, правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;познакомить с необходимыми инструментами и приспособле...

Инструменты и приспособления для ручных работ

•    сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ; •    познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями...

"Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления"

•    сформировать у учащихся знания о правильной организации рабочего места для выполнения ручных работ;•    познакомить с необходимыми инструментами и приспособлениями, ...

Тема: Организация рабочего места для выполнения ручных работ. Инструменты и приспособления. Техника безопасности при выполнении ручных работ.

Цели:  сформировать знания учащихся по организации рабочего места для выполнения ручных работ, ознакомить с инструментами и приспособлениями для их выполнения; сформировать навыки по соблюдению п...

открытый урок на тему "Инструменты и приспособления для работы на токарном станке"

разработка открытого урока на тему "Инструменты и приспособления для работы на токарном станке"  в 8 классе. В блоке "работа на токарном станке" эта тема идет сразу после изучения токарного станк...

Презентация по технологии: «Строгания древесины. Инструменты и приспособления для строгания древесины. Правила безопасной работы при строгании.»

laquo;Строгания древесины. Инструменты  и приспособления для строгания древесины. Правила безопасной работы при строгании.»...

Основные приемы работы с инструментами и приспособлениями для ручных работ

Основные приемы работы с инструментами и приспособлениями для ручных работ...