Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
рабочая программа на тему

Палий Лариса Викторовна

Основой для создания Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ОУ явилась  примерная Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zdorov_2.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

        Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

         Основой для создания Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни ОУ явилась  примерная Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни обучающихся в соответствии с определением Стандарта это комплексная программа формирования их знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психологического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования и сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

  • неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;
  • факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;
  • чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных  популяционных  сдвигов  в   здоровье  детей  и подростков и всего населения страны в целом;
  • активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

•        особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, существенно отличающиеся от таковых у взрослых.

Разработка программы формирования ценности здоровья и здорового образа жизни, а также организация всей работы по её реализации должна строиться на основе научной обоснованности, последовательности, возрастной и социокультурной адекватности, информационной безопасности и практической целесообразности.

Задачи программы:

  • сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;
  • научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, поведения, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
  • научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

•        сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

  • сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;
  • дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;
  • дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;
  • обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);
  • сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;
  • сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;
  • сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.

1.1. Базовая модель организации работы

образовательного учреждения

по формированию у обучающихся культуры

здорового и безопасного образа жизни

Первый этап — анализ состояния и планирование работы образовательного учреждения по данному направлению, в том числе по:

  • организации режима дня детей, их нагрузкам, питанию, физкультурно-оздоровительной  работе,   сформированности элементарных навыков гигиены, рационального питания и профилактике вредных привычек;
  • организации просветительской работы образовательного учреждения с учащимися и родителями (законными представителями);
  • выделению приоритетов в работе образовательного учреждения с учётом результатов проведённого анализа, а так же возрастных особенностей обучающихся на ступени начального общего образования.

Второй этап — организация просветительской работы образовательного учреждения.

1.        Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, включает:

  • внедрение в систему работы образовательного учреждения дополнительных образовательных программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, которые должны носить модульный характер, реализовываться во внеурочной деятельности либо включаться в учебный процесс;
  • лекции, беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;
  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и других активных мероприятий, направленных на пропаганду здорового образа жизни;
  • создание в школе общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей).

2.        Просветительская и методическая работа с педагогами, специалистами и родителями (законными представителями), направленная на повышение квалификации работников образовательного учреждения и повышение уровня знаний родителей (законных представителей) по проблемам охраны и укрепления здоровья детей, включает:

  • проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;
  • приобретение для педагогов, специалистов и родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • привлечение педагогов и родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований.

1.2. Структура системной работы

по формированию культуры здорового

и безопасного образа жизни на ступени

начального общего образования

Системная работа на ступени начального общего образования в ОУ по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни может быть представлена в виде пяти взаимосвязанных блоков:

1.2.1. Здоровьесберегающая инфраструктура образовательного учреждения включает:

  • соответствие состояния и содержания здания и помещений образовательного учреждения санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся;
  • наличие и необходимое оснащение помещений для питания обучающихся, а также для хранения и приготовления пищи;
  • организацию качественного горячего питания учащихся, в том числе горячих завтраков;
  • оснащённость кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым игровым и спортивным оборудованием и инвентарём;
  • наличие помещений для медицинского персонала;
  • наличие необходимого (в расчёте на количество обучающихся) и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (логопеды, учителя физической культуры, психологи, медицинские работники).

Ответственность и контроль за реализацию этого блока возлагается на администрацию образовательного учреждения.

1.2.2. Рациональная организация учебной и в неучебной деятельности обучающихся,

включает:

•        соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объёму учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения;

  • использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию);
  • введение любых инноваций в учебный процесс только под контролем специалистов;
  • строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств обучения, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств;
  • индивидуализация обучения (учёт индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования.

Эффективность реализации этого блока зависит от деятельности каждого педагога.

1.2.3. Эффективная организация физкультурно-оздоровительной работы, направленная  на  обеспечение  рациональной  организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма,  сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья, включает:

  • полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);
  • рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;
  • организацию занятий по лечебной физкультуре;
  • организацию часа активных движений (динамической паузы) между 3-м и 4-м уроками;
  • организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;
  • организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;
  • регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней спорта, соревнований, олимпиад, походов и т. п.).

Реализация этого блока зависит от администрации образовательного учреждения, учителей физической культуры, а также всех педагогов.

1.2.4. Реализация дополнительных образовательных программ предусматривает:

•        внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включённых в учебный процесс;

  • проведение дней здоровья, конкурсов, праздников и т. п.;
  • создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей (законных представителей), разрабатывающих и реализующих школьную программу «Образование и здоровье».

В качестве образовательной программы может быть использован учебно-методический комплект «Все цвета, кроме чёрного», который включает рабочие тетради для учащихся 2 классов («Учусь понимать себя»), 3 классов («Учусь понимать других»), 4 классов («Учусь общаться»), пособие для педагогов «Организация педагогической профилактики вредных привычек среди младших школьников» и книгу доя родителей.

Программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, предусматривают разные формы организации занятий:

  • интеграцию в базовые образовательные дисциплины;
  • проведение часов здоровья;
  • факультативные занятия;
  • проведение классных часов;
  • занятия в кружках;
  • проведение досуговых мероприятий: конкурсов, праздников, викторин, экскурсий и т. п.;
  • организацию дней здоровья.

1.2.5. Просветительская работа с родителями (законными представителями) включает:

  • лекции, семинары, консультации, курсы по различным вопросам роста и развития ребёнка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей и т. п.;
  • приобретение для родителей (законных представителей) необходимой научно-методической литературы;
  • организацию совместной работы педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п.

Реализации подпрограммы «Здоровье»  в МОУ «СОШ №3 с углублённым изучением отдельных предметов» города Котовска Тамбовской области в рамках Программы развития школы.

Сохранение и укрепление здоровья учащихся – одно из приоритетных направлений деятельности школы. В школе целенаправленно ведется работа по реализации подпрограммы «Здоровье» в рамках Программы развития школы.

         Главный результат реализации подпрограммы– формирование культуры здорового и безопасного образа жизни.

         Направления  деятельности педагогического коллектива по созданию условий сохранения и укрепления здоровья:

  1. Диагностика социального состава, заболеваемости, уровня состояния здоровья, психологического комфорта, здоровьесберегающей инфраструктуры;
  2. Охрана труда, соблюдение техники безопасности, СанПиНа: бучение  педагогического персонала; инструктаж учащихся, проведение бесед медработников и валеолога с учащимися;
  3. Спортивно-массовая оздоровительная работа: открытие новых спортивные секции, проведение Дней здоровья участие в городской спартакиаде, экскурсии, походы,семейные спортивные праздники;
  4. Организация досуга: мониторинг занятости  учащихся во внеурочное время в кружках, секциях в школе и учреждениях дополнительного образования;
  5. Медицинский аспект: комплексное медицинское обслуживание,изучение условий режима питания, двигательной активности, совместная работа с сотрудниками детской поликлиники, медицинское просвещение в различных формах;
  6. Пропаганда здорового образа жизни:

Просветительская работа:

-обучающие семинары  для педагогов:

-через учебные предметы;

-родительский всеобуч;

-сотрудничество  с оздоровительными  центрами.

Внеурочная деятельность:

-презентации здоровья;

-уроки здоровья; недели здоровья;

-участие в акциях здоровья;

-проектная работа;  тренинги.

Средства  реализации программы:

  1. Диагностирование и проведение мониторингов состояния здоровья учащихся и  условий сохранения здоровья детей и учителей
  2. Реализация внутришкольных проектов  (образовательный компонент):

«Одаренные дети», Программа факультативного курса  «Экология и здоровье», «Друзья природы» (2-4-ые классы.), Программа курса  «Эковалеология» для 1–7-ых классов, Программы по физическому воспитанию «Моё здоровье» 1-8-ые классы., Элективный курс «Наше здоровье-будущее России» 10-11-ые классы.

  1. Реализация региональных и федеральных проектов: «Школьное  питание», «Школьное молоко», «Чистая вода», «Мониторинг здоровья», «Безопасность школы».

За три года в школе достаточно низкий показатель травматизма среди обучающихся: 2008г – 2 случая травматизма; 2009г – 1 случай травматизма; 2010 г. – 1 случай травматизма.

Школа оснащена камерами видеонаблюдения, противопожарной сигнализацией, «тревожной кнопкой». В классах оформлены уголки по технике безопасности с инструкциями по действию в ЧС, схемами эвакуации.

  1. Осуществление взаимодействия с общественными организациями и медицинскими учреждениями: психолого-консультативной службой «Доверие», МУЗ ЦГБ, СДЮШОР олимпийского резерва.
  2. Инновационная направленность:

-Введение курса  «Эковалеология» для 1 –7ых классах за счет часов школьного компонента;

-Введение в рамках предпрофильной подготовки элективного курса  «Искусство быть здоровым» в 9-10 -ых классах;

- Внедрение проектных;;

-Внедрение здоровьесберегающих технологий: «Здоровьесберегающие технологии В. Ф. Базарного    в 1-7-ых  классах.

Основные мероприятия  по сохранению здоровья школьников:

  1. Ежегодно проводятся профилактические осмотры детей с использованием медицинского комплекса «Здоровый ребенок».
  2. Разработан и осуществляется на договорной основе план оздоровления детей на база санатория-профилактория «Лесная жемчужина».
  3. Ежегодно по медицинским показаниям проводятся вакцинация и витаминизация учащихся школы.
  4. Успешная реализация проекта «Школьное питание» позволила не только создать комфортные условия в школьной столовой, но и разнообразить и улучшить  рацион питания школьников и как следствие увеличить долю детей, охваченных горячим питанием до 100%.
  5. Проводится физкультурно-массовая работа в рамках    внутришкольной спартакиады.
  6. На базе школы работают спортивные секции, реализуются программы дополнительного образования физкультурно-спортивного и туристско-краеведческого направления: «Баскетбольная секция»; «Лыжные гонки»; «Шахматное творчество», «Спортивное ориентирование», «Пешеходный туризм».
  7. На базе школы действует летний оздоровительный лагерь; проводится мониторинг состояния здоровья и физического развития учащихся.
  8.  Традиционно проведение осенних и весенних  Дней здоровья, проводятся  «Весёлые старты», конкурсы «Папа, мама, я – спортивная семья», турниры, спортивные игры и соревнования. Дни здоровья для старшеклассников проводятся в интересной и увлекательной форме «Школа выживания» с организацией турпоходов и участием родителей. Возрастает  интерес   учащихся   к  занятиям в спортивных секциях, работающих на базе городских ДЮСШ и нашей школы.
  9. Осуществляется пропаганда Здорового образа жизни с использованием ИКТ. Совет старшеклассников организовал конкурс проектов «Мы выбираем жизнь», с лучшими работами они выступали на родительских собраниях и итоговом собрании учащихся. Выпускаются санитарные бюллетени, буклеты.   Учащимися 10-ых классов были созданы и размещены на сайте школы следующие презентации: «СПИД – чума 21 века», «Алкоголь и общество», «Курение и молодёжная среда», «Наркомания в современном мире», а учащиеся  11-ых классов в рамках научно-исследовательской работы  по профилактике употребления психоактивных веществ создали проект «Есть ли у наркомана будущее?».

Вместе с тем, отношение школьников к сохранению собственного здоровья и ведению здорового образа жизни недостаточно сформировано. Мало внимания этой проблеме уделяется в семьях и социальном окружении школьников.

В связи с этим педагогическим коллективом школы поставлена цель:  создание целостной системы, обеспечивающей формирование компетенций здорового образа жизни школьников. 

Основные задачи по реализации данной проблемы:

1. Создать  на базе школы лабораторию  «Здоровый образ жизни».

2. Активизировать работу по взаимодействию школы, родителей и социума      по сохранению и укреплению здоровья.

3. Совершенствовать материально-техническую базу для создания условий по сохранению здоровья.

4. Реализовать региональный проект «Социальная гостиная».

Для решения поставленных задач, педагогический коллектив  разработал систему мероприятий, которые направлены на переход к целостной программе формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни

Система мероприятий, направленных на переход к целостной программе формирования культуры здорового и безопасного  образа жизни

Направление

Мероприятия

1. Создание    лаборатории  здоровья

  1. Развитие механизмов социального партнёрства с организациями:

- сотрудничество с Муниципальным учреждением здравоохранения «Центральная городская больница»;

- плановое оздоровление детей в каникулярное время в санатории-профилактории «Лесная жемчужина»;

- оказание консультаций специалистами психолого-консультативной службы «Доверие»;

- проведение совместных оздоровительно-спортивных мероприятий с ДЮСШ №1, СДЮШОР, ДЮСШ №3.

  1. Проведение диагностирования и мониторингов состояния здоровья обучающихся и педагогов.
  2. Увеличение количества кружков и секций физкультурно-оздоровительной направленности в Центре дополнительного образования «Алые паруса».
  3. Реализация   проектов «Школьное питание», «Школьное молоко», «Чистая вода», «Мониторинг здоровья», «Безопасность МОУ СОШ №3»

2. Активизация работы по взаимодействию школы, родителей и социума      по сохранению и укреплению здоровья.

  1. Привлечение методической помощи психолого-консультативной службы «Доверие».
  2. Использование материально-технической базы ДЮСШ №1, СДЮШОР, ДЮСШ №3.
  3. Вовлечение родителей к проведению следующих мероприятий: «День здоровья», «Туристический слёт», Спартакиады школьников.
  4. Создание творческого клуба «Семья за здоровый образ жизни».

3. Улучшение материально-технической базы для создания условий по сохранению здоровья.

  1. Привлечение ресурсов оздоровительно-реабилитационного центра санатория-профилактория «Лесная жемчужина».
  2. Оснащение современным оборудованием спортивных залов корпуса №1 и №2.
  3. Открытие хоккейного корта на территории                 корпуса №1.
  4. Реконструкция душевых комнат корпуса №1 и №2.
  5. Совершенствовать оснащение медицинского кабинета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.

Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменени...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса

В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»

. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....

Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики»

Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по ФГОС

Организация работы образовательного учреждения которая всесторонне учитывает сущность, содержание,  а также условия и факторы процесса воспитания и обучения, объединенных следующим приоритетным н...

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни

Данная программа является одним из разделов Основной образовательной программы начального общего образования...

"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"

Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...