Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
рабочая программа
Данная программа является одним из разделов Основной образовательной программы начального общего образования
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа здорового и безопасного образа жизни | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВОГО И БЕЗОПАСНОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ
Создание условий для формирования здорового образа жизни (ЗОЖ) школьника — одна из важнейших задач образовательного учреждения.
Программа ЗОЖ включает в себя следующие направления:
1. Диагностика здоровья учащихся: группы здоровья, группы по физкультуре, заболевания, пропуски по болезни (всего и на одного ученика).
2. Контроль за соблюдением санитарно-гигиенических норм.
3. Наличие эмоциональных разрядок, физкультурных минуток и пауз, гимнастик для глаз, актуализация двигательной активности школьников, направленная на оздоровление организма средствами физической культуры и обеспечивающая активный отдых учащихся. На особом контроле у администрации находится проведение контрольных работ в соответствии с графиком. Составление расписания с учётом динамики физиологических функций и умственной работоспособности школьников на протяжении учебного дня и недели.
4. Создание благоприятного психологического климата: внимание к ребёнку со стороны взрослых, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками.
5. Работа по обогащению учащихся валеологическими знаниями, в рамках работы с дневником здоровья и программ кружковой деятельности «Тропинки к здоровья», «Мой любимый мяч».
6. Проведение психолого-педагогических консилиумов, решения которых направлены на выбор образовательного маршрута, оптимизирующего нагрузки на ребёнка.
Для организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы необходимо посещение спортивного зала, стадиона с беговыми дорожками.
Направления воспитания:
– воспитание физической культуры: осознание ценности здорового образа жизни, понимание вреда алкоголя и наркотиков, повышение осведомленности в разных областях физической культуры, развитие навыков обеспечения безопасности жизнедеятельности;
- социально-нравственное воспитание: развитие чувства сострадания и сопереживания ближнему; формирование умения различать и анализировать собственные эмоциональные переживания и переживания других людей; воспитание уважения к чужому мнению; обучение правилам поведения в обществе и семье; ознакомление с этическими нормами, их культурно–исторической обусловленностью и формирование осознанного понимания их ценности и необходимости.
Принципы организации работы по формированию культуры здорового и безопасного образа жизни:
-принцип учета индивидуальных возможностей и способностей школьников напрямую связан с задачами урочной деятельности, одновременно решаемыми программой формирования культуры здорового и безопасного образа жизни. Он предусматривает поддержку всех учащихся с использованием разного по трудности и объему представления предметного содержания, а соответственно помощи и взаимопомощи при усвоении программного материала каждым учеником. Это открывает широкие возможности для вариативности образования, реализации индивидуальных образовательных программ, адекватных развитию ребенка.
-принцип охраны и укрепления психического и физического здоровья ребенка базируется на необходимости формирования у детей привычек к чистоте, аккуратности, соблюдению режима дня, формирования и развития основ культуры умственного и физического труда. Предполагается также создание условий для активного участия детей в оздоровительных мероприятиях (утренняя гимнастика, динамические паузы, прогулки на природу).
Основные направления, ценностные установки и планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Направления формирования здорового образа жизни | Ценностные установки | Планируемые результаты формирования культуры здорового и безопасного образа жизни |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Здоровье физическое, стремление к здоровому образу жизни, здоровье нравственное, психологическое, нервно–психическое и социально–психологическое | 1)У учащихся сформировано ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей. 2)Учащиеся имеют элементарные представления о физическом, нравственном, психическом и социальном здоровье человека. 3)Учащиеся имеют первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности. 4)Учащиеся имеют первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества. 5)Учащиеся знают о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Соответствие состояния и содержания зданий и помещений санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся |
Рациональная организация образовательного процесса | Отношение к здоровью детей как главной ценности. Ценность рациональной организации учебной деятельности | Соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (выполнение домашних заданий, занятия в кружках и спортивных секциях) учащихся на всех этапах обучения |
Организация физкультурно–оздоровительной работы | Положительное отношение к двигательной активности и совершенствование физического состояния | 1)Полноценная и эффективная работа с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях). 2)Рациональная и соответствующая организация уроков физической культуры и занятий активно–двигательного характера на ступени начального общего образования |
Реализация дополнительных образовательных программ | Ценность здоровья и здорового образа жизни | Эффективное внедрение в систему работы образовательного учреждения программ, направленных на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни, в качестве отдельных образовательных модулей или компонентов, включенных в учебный процесс. |
Просветительская работа с родителями (законными представителями) | Отношение к здоровью детей как главной ценности семейного воспитания | Эффективная совместная работа педагогов и родителей (законных представителей) по проведению спортивных соревнований, дней здоровья, занятий по профилактике вредных привычек и т. п. |
Взаимосвязь направлений, задач, видов и форм воспитания
Направление формирования здорового образа жизни | Задачи формирования здорового образа жизни | Виды и формы здоровьесберегающих мероприятий |
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни | Пробуждение в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью); Обеспечение заинтересованного отношения педагогов, родителей к здоровью детей | 1)Беседы о роли разных видах здоровья в жизни человека, о необходимости соблюдения правил распорядка дня, правил личной гигиены, о занятиях спортом и физической культурой (урочная, внеурочная, внешкольная). 2) Встречи со спортсменами, тренерами (внеурочная, внешкольная). 3) Урок физической культуры (урочная). 4) Прогулки на природе для укрепления своего здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная); 5) Дни здоровья с выходом на природу (внеурочная, внешкольная); 6) Спортивный праздник «Папа, мама, я — спортивная семья» (внеурочная, внешкольная) 7) Акция «Мое здоровье — мое будущее!» (внеурочная, внешкольная) 8) Всемирный день здоровья (урочная, внеурочная, внешкольная) |
Создание здоровьесберегающей инфраструктуры ОУ | Организация качественного горячего питания учащихся; Оснащение кабинетов (в том числе медицинского), физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем (медицинским, спортивным, игровым) | 1)Укрепление материально–технической базы; 2)Комплектование необходимого и квалифицированного состава специалистов, обеспечивающих оздоровительную работу с обучающимися (учителя физической культуры, социальный педагог, медицинские работники) 3)Работа «Уголка здорового питания» |
Рациональная организация образовательного процесса | Повышение эффективности учебного процесса, снижение чрезмерного функционального напряжения и утомления, создание условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха. Обеспечение возможности обучающихся осуществлять учебную и внеучебную деятельности в соответствии с возрастными и индивидуальными возможностями | 1)Использование методов и методик обучения, адекватных возрастным возможностям и особенностям обучающихся (использование методик, прошедших апробацию). 2)Индивидуализация обучения (учет индивидуальных особенностей развития: темпа развития и темпа деятельности), работа по индивидуальным программам начального общего образования |
Организация физкультурно–оздоровительной работы | Обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья | 1)Организация динамических перемен, физкультминуток на уроках. 2)Организация работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования. 3)Проведение спортивно–оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов и т. п.) |
Реализация дополнительных образовательных программ | Включение каждого учащегося в здоровьесберегающую деятельность | 1)Кружок «Мой любимый мяч» (урочная, внеурочная, внешкольная). 2)Дни Здроровья с выходом на природу ((урочная, внеурочная,внешкольная) 3)Создание комиссии Управляющего совета по здоровьесбережению |
Просветительская работа с родителями (законными представителями). | Включение родителей (законных представителей) в здоровьесберегающую и здоровьеукрепляющую деятельность школы | 1)Лектории, видеолекции, консультации по различным вопросам роста и развития ребенка, его здоровья, факторам, положительно и отрицательно влияющим на здоровье детей. 2)Организация встреч, круглых столов со специалистами системы здравоохранения (внеурочная, внешкольная) 3)Приобретение для родителей необходимой научно–методической литературы, раздаточного материала, буклетов 4)Работа информационного тематического стенда «Культура питания» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни.
Обучение - самый значимый фактор по продолжительности и по силе воздействия на здоровье школьников. Внедрение в учебный процесс здоровьесберегающих технологий позволяет добиться положительных изменени...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни участников образовательного процесса
В данной работе Вы узнаете, как сформировать культуру здорового образа жизни учеников....
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни «Крепкое здоровье – это здорово!»
. Разработка плана мероприятий по созданию условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся и учителей средствами внедрения здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательный процесс....
Программа «Формирование культуры здорового и безопасного образа жизни на уроках информатики»
Особенностями данной программы являются доступность получения практических знаний в области сохранения и преумножения здоровья, формирование мотивации здорового образа жизни у детей и подростков...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни по ФГОС
Организация работы образовательного учреждения которая всесторонне учитывает сущность, содержание, а также условия и факторы процесса воспитания и обучения, объединенных следующим приоритетным н...
"За здоровьем - к природе" программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся МОУ ДОД "Станция юных натуралистов города Балашова Саратовской области"
Здоровьесберегающая программа "За здоровбем - к природе" муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей "Станция юных натуралистов"...
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни в МБОУ Ширыштыкская СОШ «Образование и здоровье»
Актуальность данной программы обусловлена приоритетным направлениям государственной политики в области образования на сохранение здоровья школьников. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьник...