Факультатив "Риторика" в 5 классе.
календарно-тематическое планирование (5 класс) по теме

Елизарова Светлана Васильевна

Факультатив  по русскому языку и литературе в 5 классе. Материал содержит пояснительную записку и календарно-тематический план занятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fakultativ_ritorika_5_kl.doc126.5 КБ

Предварительный просмотр:

             

Описание: Описание: 444

Администрации  города Нижнего Новгорода

Департамент образования

Муниципальное  бюджетное образовательное  учреждение  

средняя  общеобразовательная  школа № 130

ПРИНЯТО                                                         УТВЕРЖДАЮ

       на заседании ШМО                                                  Директор МБОУ СОШ №130

       Протокол №________                                            _____________Р.П.Киреева

       от____________2012 г.                                           «____»____________2012г.              

                                                                   

       

ПРОГРАММА ФАКУЛЬТАТИВА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

«Риторика»

для учащихся 5 классов.

Срок реализации 1 год.

Учитель: Елизарова С.В.

г. Нижний Новгород

              2013 г.

Пояснительная записка.

        Являясь предметом гуманитарного цикла, риторика даёт возможность пятикласснику изучать закономерности мира общения, особенности коммуникации в современном мире; осознать важность владения речью для достижения успехов в личной и общественной жизни, а также способствует осмыслению и присвоению школьниками системы ценностей. 

         Программа данного факультативного курса составлена на основе учебного пособия «Школьная риторика» под редакцией Т.А.Ладыженской, которая является составной частью учебников образовательной системы «школа 2100». Этот учебник представляет учебное пособие для общеобразовательных школ.

          Новизна этой программы заключается в том, что она предназначена для развивающего обучения детей во внеурочное время. Она составлена с учетом психологических особенностей пятиклассников, испытывающих затруднения в обучении и общении.

        Речевая компетентность в системе развивающего обучения занимает лидирующее положение, т.е. ее роль для успешного обучения в целом является ключевой – вот почему считают важным введение факультативного курса «Риторика» в 5 классах. Содержание программы позволяет в комплексе решить воспитательную, образовательную и развивающую задачи. В основе содержания и структуры программы лежит концепция формирования речевой компетентности на основе лекционных занятий, практикумов и творческой деятельности самих учащихся, которая позволяет развить индивидуальную личную культуру, коммуникативные способности детей, способствуют психофизическому и умственному развитию.

         Направленность данной программы художественно-эстетическая, т.к. на практических занятиях курса дети создают собственные произведения разных жанров и оформляют их, выразительно читают произведения и инсценируют. Содержание практических занятий направлено на воспитание бережного и доброго отношения к животным, природе, Родине, родному слову, языку. Данная программа составлена для учащихся 5 классов и рассчитана на 34 часа.

        Курс факультативных занятий 5-х классов включает следующие разделы:

  • Общение и его виды – 6 часов.
  • Культура общения –5 часов
  • Речевая культура – 6 часов.
  • Этикет в общении – 2 часа.
  • Работа с текстом устным и письменным – 15 часов.

Каждый раздел предусматривает теоретические сведения, упражнения направленные на тренировку дыхания, звучность голоса, темпа речи, тембра голоса. В работе с детьми требуется учитывать возрастные и психологические особенности учащихся 5-го класса, их стремления. Дети должны самореализовываться через личное творчество, поэтому в каждом разделе присутствуют занятия-практикумы, учебно-творческие занятия, на которых они учатся сочинять собственные тексты разных жанров. На заключительных занятиях факультативного курса учащиеся выступают со своими творческими работами, что формирует и развивает навыки выразительной речи, помогает осознать себя творческой личностью, воспитывает самоуважение и ответственность перед друзьями. Основная задача факультативного курса «риторика» в 5 классе состоит в том, чтобы дать детям представление о риторике как искусстве, как о  науке публичного выступления и на этой основе сформировать умение и навыки красноречия. При проведении занятий чтение лекций, требуется сочетать с краткими сообщениями учащихся, с использованием игровых ситуаций, с практическими упражнениями. Дети тренируют дикцию путем разучивания скороговорок, дыхательных упражнений, усваивают навыки вежливости при общении, вырабатывают умение слушать других, точно говорить, писать и правильно строить беседу. Учащиеся развивают навыки работы с текстом повествовательного характера, уделяется внимание деловому общению через составление объявлений разного содержания, созданию текста и строению, подробному и сжатому пересказу.

В первом разделе обращается внимание на обогащение речи чувствами с помощью мимики, жестов, тембра голоса, интонации, раскрывается разница между официальным и неофициальным общением, отрабатываются умения тренировать тон голоса и тембр. Во втором разделе отрабатываются умения слушать, вести беседу, спорить. В третьем разделе делается акцент на развитие речевой культуры в соответствии с требованиями литературных норм. определяю содержание занятий в четвертом разделе. В пятом разделе занятия предусматривают работу с книгой, умение написать аннотацию, предисловие, отзыв; работу над пониманием и преобразованием текста; усвоение навыков оформления писем разных видов; формирование умения вести интервью.

В каждом разделе большое внимание отводится занятиям творческого характера: сочинению басен, стихов, рассказов о второго лица, сказок на экологическую тематику, отзывам о произведениях одноклассников. Дети учатся осмысленно читать учебные тексты, составлять план, задавать вопросы, пересказывать текст, сохранять его структуру, создавать устные и письменные высказывания разных жанров. Важное место отводится инсценированию, при этом проводится работа на мимикой, жестами, фразовой мелодикой, паузой. Инсценируются отрывки из сказок, прозы, жизненных ситуаций. Учащиеся на практике постигают красоту слова и необходимость общения. На факультативных занятиях дети приобретают навыки оформления творческих работ рисунками, иллюстрациями из книг, что развивает эстетический вкус, приучает к аккуратности. Все это воспитывает чувство ответственности, помогает увидеть в себе творческую личность, способствует умственному развитию и повышает мотивацию к познанию и творчеству.

Цель программы:

- формирование базовых коммуникативных умений и навыков;

- развитие культуры речевого общения, как устного, так и письменного.

Основные образовательные задачи курса:

- развить устойчивый интерес к русскому языку;

- создать условия для формирования коммуникативной компетенции;

- повысить уровень логического мышления учащихся.

Развивающие задачи курса:

- развивать речевые, умственные способности;

- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы и индивидуальной личностной культуры через использование игровых технологий, заданий творческого характера;

- совершенствовать навык работы с текстом, книгой.

Воспитательные задачи курса:

- формировать ключевые компетенции;

- повышать интерес к чтению;

- воспитывать бережное отношение к родному слову, русскому языку;

- воспитывать доброе отношение друг к другу, к животным, к природе.        

По окончании курса «Риторика» учащиеся должны знать:

- риторика – искусство красноречия, наука о публичном выступлении;

- важнейшие  правила полноценного доброжелательного общения.

По окончании курса «Риторика» учащиеся должны уметь:

- выразительно читать тексты разных жанров;

- применять полученные знания и умения для построения связного высказывания на заданную тему;

- создавать устные, письменные высказывания различных стилей речи, раскрывая в них свое отношение к предмету речи, оценивая явления и поступки людей;

- грамотно, свободно, эстетично излагать свои мысли, не боясь публичного выступления.  

Эти изменения формируются, совершенствуются и развиваются на каждом этапе обучения.

Содержание факультативного курса «Риторика»

Общение и его виды – 6 часов 

Что такое общение? Коммуникативная задача: Кто? Где? Зачем? Когда? С кем? Что? Виды общения. Общение по количеству участников. Официальная и неофициальная обстановка. Разыгрывание ситуаций официального и неофициального общения с различными коммуникативными задачами. Построение речи с ориентацией на адресата. Словесное и несловесное общение. Обогащение речи эмоциями. Роль тона речи и слов со значением оценки в общении, жесто-мимические картинки. Великая сила голоса.

Голос, его оттенки. Бережное отношение к голосу, способы его лечения. Дыхательные упражнения. Жесты в общении. Слова, требующие жестов. Разновидности жестов. Уместные и неуместные жесты. Сочетание жеста с мимикой. Жесты, отражающие народные традиции. Однозначные и многозначные жесты. Кисть руки – душа жеста.

Культура общения – 5 часов 

Умение слушать и слышать. Способы и приёмы слушания. Роль эмпатии в слушании. Составление схемы – «Для чего и как я слушаю». Связь между умением слушать воспитанностью и культурой. Роль обращений в установлении контакта. Уместное и неуместное обращение. Беседы, их разновидности. Беседа как речевой жанр. Условия необходимые для построения беседы. Правила для собеседников. Этикетная беседа. Умение хорошо беседовать. Разыгрывание бесед на ситуативные темы. Что нужно, чтобы уметь хорошо беседовать. Правила ведения дискуссии. Умение спорить. Разница между спором и ссорой. Правила для спорящих. Роль аргументов в споре, основные компоненты спора. Умение приводить доводы, объяснения в диалоге. Инсценирование споров из литературных произведений, оценка поведения героев в споре.

Речевая культура – 6 часов 

Чтение – лучшее учение. Пословицы и поговорки о книге. Кто такой: внимательный читатель? Роль  чтения в жизни людей, о цели чтения, о видах чтения. Речь без ошибок. Знакомство с орфографическими, грамматическими, лексическими нормами. Требования к правильной речи.  Слова паразиты, засоряющие речь. Богатство языка и богатство речи. Развитие образного мышления на основе сопоставления разных и далёких друг от друга слов. Говорите и пишите точно. Наблюдения за точностью и неточностью речи. Правила  редактирования, правка текста, умение заменить ненужное нужным, дополнить. 

Этикет в общении – 2 часа 

Добрые слова. Связь между понятиями вежливость и добродушие. Роль тона и мимики в общении. Учимся выразить просьбу. Роль вежливых слов изложении просьбы. Умение выразить скрытую просьбу. Вежливый отказ. Поведение человека, отказывающего в просьбе. Понятия о комплиментах. Учимся говорить комплементы.

Работа с тексом устным и письменным – 15 часов.

Учимся читать учебную книгу. Внешние данные книги, позволяющие предугадать содержание. Деление текста на смысловые части: главы, параграфы, абзац, как средство выделения смысловых частей. Текст, тема, микротема. Вторичные тексты: отзыв – отклик, аннотация, предисловие. Что такое аннотация? Схемы написания аннотации. Виды предисловий. Работа над предисловием. Отзыв как жанр, речевая задача автора отзыва. Составление отзыва. Подробные и сжатые тексты. Назначение объявлений. Устное и письменное объявление. Составление объявлений разных видов и содержания.Рассказ, его построение. Традиционная схема рассказа. Кому и как рассказывать. Тон, объем, лексика рассказа с учетом категории слушателей. Сказка – особый рассказ. Пословицы о сказке. Знакомство со схемой построения сказки. Сочини сказку. О письмах и требованиях к ним. Письмо, его характеристика. Построение письма, его части, чтение писем Пушкина своей жене, их разговорный тон. Типы писем. Построение поздравительных писем, их схемы, тон, стиль этих писем. Составление памятки «Как писать письма». Благодарственные письма. формулы выражения благодарности. Написание благодарственного письма друга. Этикет при оформлении письма. Интервью. Значение слова, подбор однокоренных слов: интервьюер, интервьюировать. Своеобразие языка интервью, речевой этикет. Работа над вопросами к интервью «На школьной перемене».

Литература для учителя и учащихся.

Аванесов «Русское литературное произношение» - М.,1984.

Акушин Н.С., Акушина М.Г. «Крылатые слова. Литературные цитаты. Образные выражения» - М.,1960.

Бердашевская Н.Р., Халимова В.З. «Литературное творчество учеников» - М.,2006.

Головин Б.Н. «Основы культуры речи» - М.,1986.

Гуревич С.С., Погорелов В.Ф., Герман М.А. «Основы риторики» - Киев,1988.

Ладыженская Т.А. «Школьная риторика» - М.,2002.

Селиванова Е.Д. «Театрально-литературные композиции в школе» - М.,1982.

Календарно-тематическое планирование

 факультативных занятий

по литературе

 в 5 классе на 1,2 полугодие 2014 -2015  уч. года.

Риторика.

Учитель – Елизарова С.В. 

Программа по риторике. 5-11 классы. М. «Баласс». 2008 г. Т.А.Ладыженская

Количество часов в неделю – 1. Общее количество часов – 34.

Дата

№ урока

Тема

Кол-во часов

1

Общение и его виды.

Что значит общаться.

6

1

2

Собеседники, партнёры, коммуникаторы. Коммуникативная задача.

1

3

Межличностное, групповое, массовое общение.

1

4

Словесное и несловесное общение.

1

5

Несловесное общение: твой голос.

1

6

Мимика,  жесты.

1

7

Культура общения.

Слушать – слышать – понимать.

5

1

8

Кто и как слушает.  Два основных правила слушания.

1

9

Побеседуем.

1

10

Учимся отвечать.

1

11

Что такое спор. Правила спора.

1

12

Речевая культура.

Чтение – вот лучшее  учение.

6

1

13

Умеем ли мы читать, «чтоб вершки не хватать».

1

14

Речь без ошибок. Чья речь богаче?

1

15

Говори и пиши точно.

1

16

Зачеркни ненужное. Замени – надпиши нужное.

1

17

Включи недостающее – дополни.

1

18

Этикет в общении.

Просить – умолять – клянчить. Вежливый отказ.

2

1

19

Что такое комплимент. Лесть – льстивые слова.

1

20

Работа с текстом устным и письменным.

Тема, основная мысль, ключевые слова, части текста.

15

1

21

Вторичные тексты. Понятие о пересказе.

1

22

Перескажи подробно.

1

23

Перескажи кратко.

1

24

Объявление. Что? Где? Когда?

1

25

Секреты устных объявлений.

1

26

Письменные объявления.

1

27

Что такое рассказы.

1

28

Как строится рассказ.

1

29

Невыдуманные рассказы.

1

30

Сказочная страна, её особенности.

1

31

Сказочные действия, герои, язык.

1

32

Сочини свою сказку.

1

33

Личное письмо.

1

34

Интервью.

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Виктория Баева (6-8 класс), Софья Орлова (8-9 класс), Яна Масная (10-11 класс), Надежда Медведева (10-11 класс)

Авторские произведения учащихся литературного кружка "Вдохновение" (Я. Масная (10-11 класс), Н. Медведева (10-11 класс), В. Баева (6-8 класс), С. Орлова (8-9 класс)...

Рабочая программа по географии на основе авторской программы Т.П. Герасимовой 6 класс), И.В. Душиной (7 класс), И.И. Бариновой (8-9 классы) при нагрузке 2 часа в каждом классе основной общеобразовательной школы

Программа содержит пояснительную записку, перечень мультимедийного обеспечения для использования на уроках географии, также содержит обязательный региональный компонент по географии Ростовской области...

Рабочие программы по математике для 5 класса, по алгебре для 8 класса. УМК А. Г. Мордкович. Рабочие программы по геометрии для 7 и 8 класса. Программа соответствует учебнику Погорелова А.В. Геометрия: Учебник для 7-9 классов средней школы.

Рабочая программа содержит пояснительную записку, содержание учебного материала, учебно - тематическое планирование , требования к математической подготовке, список рекомендованной литературы, календа...

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г.

Рабочая программа по направлению: "Швейное дело" 6 класс 2018-2019г., 7 класс 2019-2020г., 8 класс 2020-2021г., 9 класс 2021-2022г....

КТП 5 класс ФГОС 2019-2020,РП 5 класс ФГОС 2020-2021, РП 5 класс ФГОС 2021-2022 , РП 6 класс ФГОС 2022-2023

Учебник алгебра 5 класс. Авторы : Г.В. Дорофеев , С.В. Суворова, Е.А. Бунимович , Л.В. Кузнецова , С.С. Минаева, Л.О. Рослова....