Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества.
статья по теме

Устинова Людмила Ивановна

Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Развитие творческих способностей детей через различные виды декоративного творчества».

                                                        «Истоки творческих способностей и дарования детей -    на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли…Другими словами: чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».

                                                                                                      В.А. Сухомлинский

Проблема развития творческой личности ребенка является одной из актуальных на современном этапе развития нашего общества. 

В научно-педагогической литературе дается много определений понятия «творчество».  Например, психолог Л.С. Выготский справедливо отмечал, что под творческой деятельностью мы понимаем такую деятельность человека, в результате которой создается что-то нечто новое – будь это предмет внешнего мира или построение мышления, приводящее к новым знаниям о мире, или чувство, отражающее новое отношение к действительности.

Творчество по природе своей основано на желании сделать что-то, что до тебя еще ни кем не было сделано, или то, что до тебя существовало, сделать по-новому, по-своему, лучше.

Каждый ребёнок индивидуален по своему и у каждого есть задатки к творчеству. Только у одних они проснулись, а у других ещё спят. При благоприятных условиях каждый ребенок может проявить себя. Для проявления способностей необходимо дать ребенку возможность проявить себя в активной деятельности широкого диапазона. Наиболее эффективный путь развития индивидуальных способностей лежит через приобщение детей к продуктивной творческой деятельности. Здесь же, в этой области деятельности, на мой взгляд, наиболее широкие возможности для развития творческого подхода к своему труду.

Декоративно-прикладное искусство  дает неограниченную возможность для реализации творческого начала каждой личности.

 Основная цель моей педагогической деятельности – саморазвитие и развитие личности каждого ребенка через его собственную творческую предметную деятельность и освоение различных видов декоративно-прикладного творчества.

Для самореализации детей в различных видах декоративно-прикладного творчества   мною разработана программа «Сувениры своими руками».  В программу включено 6 практических направлений декоративно-прикладного творчества:

1. Плетение из бумажных трубочек. Старинное искусство лозоплетения стало возрождаться благодаря применению вместо лозы бумажных трубочек. Замена лозы на бумажные трубочки сделала такое ремесло, как плетение, доступным каждому. Ведь для плетения  нужны только бумага, клей и краска. Доступность материала, простота технологии плетения сделали невероятно популярным такое рукоделие. Плетение из газет – яркий пример экологически разумного отношения к природным ресурсам.

2. Вытынанка. Вытынанка – ажурное вырезание из бумаги. В последние годы стало популярным украшение окон к Новому году с помощью вытынанок.

 3. Топиарий. Топиарий - необычное декоративное дерево, которое выглядит как фантазийный шар на высокой ножке. Его называют деревом счастья.  Для такой поделки используют самые разные подручные материалы. Многообразие вариантов, доступность материалов, возможность выразить свои идеи – всё это делает топиарий  оригинальным подарком и элементом декора.

4. Свит-дизайн. Свит-дизайн - это искусство составления конфетных букетов. Цветы для подобного рода композиций выполняются из конфет и гофрированной или оберточной бумаги. Иногда используются и другие материалы. Букет из конфет может стать оригинальным подарком к любому празднику, заменив дорогостоящие букеты из живых цветов.

5. Поделки из шпагата. Шпагат – незаменимый материал для изготовления сувениров (коробочек, вазочек, деревьев, элементов декора). Различные бросовые  упаковки с помощью шпагата можно превратить в замечательные подарки.

6. Изонить. Изонить – вышивка на картоне. Изонитью можно выполнить необычные открытки, панно  любой тематики.

 Работа по программе осуществляется по принципу народной педагогики « от учителя к ученику», «от старшего к младшему», поскольку в одной группе занимаются дети разного возраста.

Программа рассчитана на 2 года обучения, по 144 часа в год.

Программа представляет собой комплекс занятий, включающих в себя изучение основных композиционных приемов и авторских технологий, при этом не ограничивает самостоятельную творческую деятельность детей. Основной раздел программы «Плетение из бумажных трубочек» является сквозным и изучается в течение двух лет. Чтобы интерес к данному виду творчества не угасал, меняются виды деятельности, включаются другие разделы с изготовлением тематических сувениров к праздникам.

Так как программа включает в себя различные блоки, то занятия для каждого обучающегося дают больше возможностей для творческого развития.

Каждый раздел включает в себя знакомство с материалом, правилами работы, организацией рабочего места, освоение отдельных простейших трудовых процессов.
Далее вводятся элементы самостоятельной деятельности как во время практических работ по изготовлению того или иного изделия, так и при анализе трудового задания, его планирования, организации, контроля трудовой деятельности, т.е. на занятиях создаются условия, позволяющие детям (под руководством педагога) самостоятельно, творчески искать пути решения поставленной перед ними задачи.

Изучение каждой темы завершается изготовлением изделия, т.е. теоретические задания и технологические приемы подкрепляются практическим применением к жизни.

В  процессе развития детского творчества я выделяю следующие этапы:  

1. Эмоциональный настрой.

Формирование у детей эмоциональной отзывчивости и интереса к образцам декоративно-прикладного искусства, пробуждение у детей желания заниматься подобной деятельностью. Пробуждение переживаний, вызванных созерцанием красивых изделий, выполненных мастерами декоративного творчества, педагогом и воспитанниками объединения.

2. Возникновение внутренней мотивации. 

 Позиция ребенка: « Я хочу это сделать сам». На данном этапе я стараюсь убедить ребенка, что он может это сделать, это ему по силам. Исключительный воспитательный эффект дает демонстрация работ учащихся - кружковцев.

3. История и современные аспекты развития данного вида творчества.

Знакомство с основами  народного,  классического и современного декоративно-прикладного искусства позволяет сделать следующий шаг к творчеству, к проявлению индивидуальности и вместе с тем к сохранению культурного наследия человечества. Любой ребенок развивается по мере освоения прошлого опыта человечества за счет приобщения к современной культуре. Информационный  материал, небольшой по объему, интересный по содержанию, дается на протяжении всей  работы по данной теме.

4. Освоение основных технологических приемов. Работа в материале.  

Умение работать с различными материалами  позволит преодолеть технические трудности при реализации  собственного художественного замысла. Работа по образцам на начальном этапе позволяет освоить технологию, познать декоративные и технологические возможности того или иного материала.

5. Постановка цели. Создание эскиза. Продумывание элементов выполняемой работы. 

  Познакомившись с образцами работ разного уровня сложности, дети придумывают свою композицию изделия. Тем, кто испытывает затруднения в  композиционном решении, предлагаются готовые образцы, в которые дети по желанию могут вносить изменения. Все равно в каждом образце проявится индивидуальность исполнения.

 6. Воплощение задуманного в изделии. Перенос ранее усвоенных знаний в новую ситуацию. 

На этом этапе детям дается простор для воображения, фантазии, воплощения личных предпочтений. Творческие способности могут проявляться в разных направлениях: в предварительном создании эскизов; в продумывании форм, элементов изделия; в цветовом решении; в воплощении задуманного.Моя задача как руководителя – направлять процесс отбора возможных композиций для перевода в материал. Дети должны усвоить, что и как можно сделать в той или иной технике.Наиболее ценным считается тот продукт труда, который аккумулировал в себе не только индивидуальное творчество, но и наследованный опыт предшествующих поколений, усвоенный в процессе практических действий.

7. Оценка и самооценка.

Адекватная оценка и самооценка обеспечивает благоприятное эмоциональное состояние, стимулирует деятельность, вселяет в человека уверенность в достижении намеченных целей. При этом важно научить ребенка понимать, какие виды учебной деятельности даются ему легко, а над какими необходимо работать.  Главную цель оценки я вижу в том, чтобы стимулировать и направлять учебно-познавательную деятельность школьника. Учитывается качество выполнения, бережное отношение к времени, материалам, скорость и правильное выполнение задания, а также проявление творческого мышления (Е.Я.Гальперин).

8. Самостоятельная творческая работа. 

Самостоятельное видение проблемы, путей ее решения,  комбинирование ранее усвоенных способов в новые.  

На каждом занятии непременным условием должна быть атмосфера творчества. Важно, чтобы ребенок чувствовал себя свободно, раскрепощенно, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах, сорадования достижениям.

 Чтобы раскрыть в учащихся творческое начало, необходим индивидуальный подход.  При индивидуализации учебной работы я учитываю обученность, обучаемость, навыки самостоятельной работы, познавательные интересы и здоровье учащихся.

Большое значение имеет дифференцированный подход при постановке  задач, умений и навыков.   Как недостаточная, так и чрезмерная сложность поставленных задач могут отрицательно сказаться на результатах работы, в первом случае задача неинтересна, во втором случае - непосильна. Для оптимальной постановки  задач необходима их градация по уровням сложности. Творчество учащихся может быть выражено тремя уровнями:

1. воспроизводящая деятельность;

2. воспроизводящая деятельность с элементами творческого подхода;

3. творческая деятельность.

 Для каждой темы я подбираю несколько разноуровневых заданий.

 С самого начала я стараюсь приучать кружковцев к самостоятельной работе (работа по образцу, по технологическим картам, информационным листам, самостоятельный поиск необходимой информации и способов действия).  

Важным стимулом для каждого ребенка является положительная оценка работы со стороны сверстников и взрослых.

Ежегодно мои воспитанники становятся победителями и призерами конкурсов различного уровня:

- Районные конкурсы «Зеркало природы», «Свет Рождества», районные выставки к Дню поселка, районный праздник «Одаренные дети»;

- Областные конкурсы «Природа глазами души», «Зеркало природы», «Планета детства»;

- Всероссийские конкурсы « Талант с колыбели», «Ангел вдохновения».

Способы стимулирования творческих способностей:

- обеспечение благоприятной атмосферы;

- доброжелательность со стороны учителя, его отказ от критики в адрес ребёнка;

- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью развития его любознательности;

- поощрение высказывания оригинальных идей;

- обеспечение возможностей для практики;

- использование личного примера творческого подхода к решению проблем;

- предоставление детям возможности активно задавать вопросы.

 Для формирования творческих способностей детей  на занятиях объединения я использую различные практические методы обучения:

- репродуктивный (воспроизводящий);

- объяснительно-иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала);

- метод проблемного изложения (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения);

- частично- поисковый (эвристический);

- практический (конструирование, решение творческих задач, творческие задания частного характера, мозговой штурм);

- метод проектов (Дети постигают всю технологию решения задач – от постановки вопроса до представления результата. Использование метода проектов способствует формированию основ технологической грамотности, культуры труда, творческого подхода к решению поставленных задач, усвоению различных способов обработки материалов и информации).  

Такие методы обучения позволяют способствовать развитию целого комплекса качеств творческой личности: умственной активности; быстрой обучаемости; смекалки и изобретательности; стремления добывать знания, необходимые для выполнения конкретной практической работы; самостоятельности в выборе и решении задачи; трудолюбия.

      «Мы хорошо знаем, насколько веселее и счастливее живут люди, которые многое умеют делать, у которых все удается и спорится, которые не потеряются ни при каких обстоятельствах. И наоборот, всегда вызывают нашу жалость те люди, которые перед каждым пустяком становятся в тупик». А.С. Макаренко.

Творческий человек, как правило, более успешен во всем: от простого общения до профессиональной деятельности. Творческие способности помогают человеку находить оригинальные решения сложных проблем. Именно поэтому необходимо стимулировать мотивацию учащихся к творчеству, создать условия для развития их творческих способностей.

 Те, кто становятся на путь творчества, движутся к вершинам искусства. Может быть, не всем суждено достигнуть его высот, но, несомненно, творческий процесс возвышает и совершенствует человека.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

"Воспитание и развитие творческих способностей детей через сказку"(из опыта работы)

Недаром дети любят сказку,Ведь сказка тем и хороша,Что в ней счастливую развязкуУже предчувствует душа.И на любые испытаньяСогласны храбрые сердцаВ нетерпеливом ожиданьеБлагополучного конца.Выражение ...

Обобщение опыта работы по теме: «Развитие творческих способностей детей через художественно-творческую деятельность на уроках музыки

Делюсь опытом своей работы, каких результатов я достигла применяя в совей работе данную технологию...

Развитие творческих способностей детей через нетрадиционные техники рисования

     Меня заинтересовало, какими же техниками, приёмами можно преподать детям программу обучения помимо тех способов, что освещены в ней. Ведь в наше современное время по разным ...

"Развитие творческих способностей воспитанников в различных видах деятельности"

Одним из наиболее перспективных направлений в образовании стало развитие творческого потенциала личности, которое обеспечило бы человеку возможность найти себя в жизни, быть полезным и востр...