Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте-аккордеон в ДШИ
методическая разработка на тему
Методические рекомендации в работе над техникой правой руки с учащимися класса аккордеона. Значение разития технических навыков в создании художественного образа. Подчеркивается важность систематической, целенаправленной работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnika_metodicheskaya_razrabotka.docx | 20.36 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Методическая разработка «Развитие технических навыков правой руки в процессе обучения учащихся на музыкальном инструменте аккордеон ».
«... чтобы наша игра могла нравиться,
зависит исключительно от нас самих...
усидчивая и направленная по верному
пути работа, необходимые усилия и
некоторое время неминуемо выровняют
пальцы, даже наименее одарённые...»
Ж.Ф.Рамо
Работа над развитием техники правой руки в музыкально-исполнительском искусстве занимает одно из главнейших задач музыканта. Достижение технической свободы исполнения способствует раскрытию художественного содержания произведения, его стиля и характера. Эта работа должна вестись систематически, планомерно и всегда быть одной из основных целей исполнителя, в частности, аккордеониста.
На уроках в классе аккордеона педагог должен с первых же дней обучения привить учащемуся наиболее важные двигательно-технические навыки:
- пространственная точность - точность нажатия клавиш или так называемое « чувство клавиатуры» - способность пальцев уверенно и безошибочно находить нужные клавиши. Эта способность в основном у учащихся приобретается не сразу. В моей практике было немного детей, которые, осваивая правую клавиатуру, начинали почти с первых занятий играть, не глядя на клавиши. Надо признать, что большинству учащихся трудно даётся чувство клавиатуры. Не нужно спешить с этим, пока сам ученик не овладеет свободой игры не глядя. Во всяком случае, необходимо учитывать возможность всякого учащегося.
- Ритмичность - чтобы учащийся научился играть ритмично, точно выдерживать каждую длительность, необходимо приучать его упорно, усердно с первых занятий со счётом вслух. Впоследствии с приобретением этого элементарного навыка не прекращать контролировать считать «про себя» не только на классных занятиях, но и самостоятельно работать со счётом в подготовке домашних заданий. Своим учащимся я даю различные ритмические упражнения с первых уроков по мере возрастания сложности.
- Аппликатурная точность - исполнение точной, изложенной в произведении аппликатуры, иначе движения запоминаются и автоматизируются с большим трудом. В своём классе я представляю учащимся, особенно способным детям возможность самостоятельно применять аппликатуру в конкретном упражнении или пьесе, основываясь на сложившемся навыке работы над основными правилами постановки, подмены пальцев. Это приводит к естественному удобному положению кисти и пальцев на клавиатуре.
Правильно выбранная аппликатура быстро начинает ассоциироваться с соответствующими клавишами и облегчает выполнение технических задач, способствует гладкой игре в мелких группировках, скачках. Нужно избегать нажатия подряд одним и тем же пальцем разных клавиш. Нажатие одной и той же клавиши (репетиция) осуществляется сменой пальцев, причём любых в зависимости от характера и удобства исполнения.
- Красочность - умение извлекать звук различными штрихами и динамическими оттенками. Можно использовать элементарные упражнения на исполнение гамм, арпеджио на стаккато ( пальцевое, кистевое, акцентированное-мартеле), легато, нон легато, портаменто, акцент.
Так же продуктивно применять приёмы динамики-p, f, pp,ff,mp, mf и работу над постепенным усилением звука cresendo(крещендо <) и постепенным ослаблением звука diminuendo( диминуэндо >), над соединением крещендо и диминуэндо на одной или группе нот, sf-сфорцандо- резкое внезапное усиление звука.
- Автоматизация движений - способность превращать игру из контролируемых в частично или неконтролируемые. Здесь нужна и систематическая усердная и всё-таки осознанная работа, так как художественные и двигательные задачи неотделимы, конечной целью является всё-таки определённое звучание.
- Управляемость техники - умение быстро изменять штрихи, динамику, темп. В этом плане очень помогают чтение с листа, транспонирование несложных упражнений, различных оборотов.
- Гармоничность движений - игра на аккордеоне должна быть непринуждённой, ловкой, уверенной, уметь вовремя устранять излишние движения и напряжение.
Большое внимание я уделяю с первых же уроков правильной посадке, регулировке ремней, установке положению кисти правой руки и пальцев. Соблюдение всех этих правил даёт исполнителю - аккордеонисту возможность свободно владеть звуком и выполнять самые сложные технические приёмы.
Большое значение в развитии технических навыков имеет правильное удобное положение кисти правой руки. Кисть у каждого учащегося устроена так, что все пальцы различны не только по своей длине, но и подвижности, подход к развитию должен быть индивидуален.
1 палец - менее подвижный, но наиболее часто используемый, требует большого внимания. При подкладывании и вообще при игре не следует помогать кистью, так как это приводит к неровной игре и затрудняет развитие 1 пальца.
2,3 пальцы - самые подвижные, их развитие идёт намного легче, 4 палец - менее подвижный, хотя в игре он применяется очень часто. Развитие 4 пальца можно достигнуть специальными упражнениями, в которых 4 палец играет самостоятельно, не зависит от движений 3 и 5 пальцев. Очень полезно, например, игра терциями.
5 палец - самый слабый, однако более подвижный, чем 4. Укрепит 5 палец можно упражнениями терциями, а так же секстами, аккордами, то есть в сочетании с другими пальцами.
С самого начала занятий нужно следить за тем, чтобы пальцы не прогибались в первом суставе, такая постановка пальцев не даст чёткой, упругой техники.
При выработке в медленном темпе пальцевой техники каждый палец должен быть активным, упругим, игра должна быть чёткой, не зажатой. Руку ученику нужно научить освобождать, не напрягать мышцы, которые в данном обороте не участвуют. Напряжение всех мышц кисти руки создаёт скованность в руке и во всём корпусе.
Развивать технику следует тогда, когда закреплена правильная постановка руки, кисти, пальцев. Для беглости пальцев разучивают не только специальные упражнения и этюды в быстром темпе, но и медленные полифонические пьесы, игра терциями и секстами на легато.
Аккордовая техника в партии правой руки. Игра аккордами осуществляется с помощью кистевых движений, а не всей рукой, так как скачки в аккордах всей рукой придают скованность в кисти и пальцах. От клавиатуры отходит только кисть, предплечье слегка поднимается и опускается, в зависимости от местонахождения аккорда.
Вырабатывать кистевые движения хорошо начинать при игре отдельных нот или терций нон легато и стаккато, затем трезвучий и их обращений, и в завершении игра четырёхзвучными аккордами и октавами.
Особое внимание при аккордовой технике уделить 1 и 5 пальцам, они являются основой правильного положения кисти на клавиатуре. Пальцы во время подготовки кисти должны быть упругими, но не напряжены. Развитие техники у каждого происходит по-разному, и потом ещё раз следует отметить, к каждому учащемуся – индивидуальный подход.
Можно много привести примеров на различные виды техники к выше предложенным - это октавы, двойные ноты, репетиции, трели, форшлаги, ритмические исполнения гамм дуолями, триолями, квартами, смена меха.
При работе над преодолением технических сложностей часто пользуются выучиванием отдельно взятых трудных тактов произведения, повторяют неудобные переходы, играют в медленном темпе то, что « заигрывается», для того, чтобы все ноты звучали ровно в ритмическом и звуковом отношении.
Для равномерного развития пальцев правой руки в своей практике я применяю изучение в работе учащихся мажорных, минорных, хроматических гамм, арпеджио, аккордов. При этом нужно научить постепенно исполнять их в различных темпах разными ритмическими рисунками и штрихами в пределах полного диапазона аккордеона. Так же приучаю более способных учащихся к освоению и применению различных регистров, что способствует определённому восприятию художественного образа.
В своей практике я применяю такую методику: на каждое определённое вновь изучаемое произведение - освоить ту тональность, в которой написано произведение. Целесообразно предоставить учащемуся поработать над новой гаммой, если это минорная тональность, поиграть особенно вид минора, используемый в разучиваемой пьесе. Если присутствует в произведении приёмы исполнения терциями, секстами, октавами, триолями, очень результативно будет проигрывание этих оборотов в заданной тональности, теми же штрихами, которыми изложено произведение. Это способствует более точному, лёгкому, быстрому усвоению данной мелодии, вариации.
Обращаю особое внимание на исполнение чёткого туше. Нажатие на клавиши должно быть точным, активным. С первых же уроков необходимо добиваться, работать над этим нажатием. Небрежная игра без контроля за качеством исполнения, без определённых художественных целей впоследствии вредно сказывается на исполнении авторского рисунка.
При разучивании техничных произведений, добиваясь быстрого темпа, не ставлю беглость пальцев на первое место, иначе техника не будет служить средством музыкальной выразительности.
Так же важны личные демонстрация, проигрывание педагогом, прослушивание аудио и видеозаписей предлагаемого учащемуся произведения и некоторых технических приёмов. Это способствует у учащегося восприятия конкретного, эмоционально-воздействующего и запоминающегося образу и стимулирует ученика.
Все методы и упражнения используются с учётом музыкальных индивидуальных способностей учащегося (особенности строения, кисти, рост).
Таким образом, развитие техники правой руки аккордеониста будет более плодотворным при использовании всех технических средств, над которыми необходимо тщательно, систематически и целенаправленно работать на протяжении всего периода обучения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа учебной дисциплины "Дополнительный музыкальный инструмент" ( аккордеон, баян)
Рабочая программа учебной дисциплины «Дополнительный музыкальный инструмент (аккордеон, баян)» является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС...
Открытое занятие на тему: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению».
Тема: «Развитие технических навыков ансамблевой игры в процессе подготовки к концертному выступлению»....
Дополнительная общеразвивающая программ в области музыкального искусства ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕРЕСА К ИГРЕ НА МУЗЫКАЛЬНОМ ИНСТРУМЕНТЕ АККОРДЕОН У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
Программа учебного предмета «Программа формирования интереса к игре на музыкальном инструменте аккордеон у детей старшего дошкольного возраста, в у...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ» (аккордеон) для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области музыкального искусства «Основы музыкального исполнительства»
Программа учебного предмета «Музыкальный инструмент (аккордеон)» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общераз...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ МУЗЫКАЛЬНОГО ИСКУССТВА Программа ускоренного курса обучения на аккордеоне для детей и взрослых в период летней творческой школы МУЗЫКАЛЬНЫЙ ИНСТРУМЕНТ (аккордеон)
Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что бы за короткий промежуток времени, заинтересовать обучающего и мотивировать его на дальнейшее обучение и формирование устойчивого ...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа в области музыкального искусства "Музыкальный инструмент-аккордеон"
На 1 год обучения...
Методическая разработка на тему «О развитии технических навыков учащихся по классу баяна в ДМШ и ДШИ: значение, навыки и методы развития»
Слово техника является материальной стороной исполнительского искусства, важнейшим средством передачи художественного содержания произведения. В узком смысле технику можно определить как предельную то...