РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «История и культура Санкт-Петербурга» (1 год обучения)
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История и культура Санкт-Петербурга»
(1 год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_1god.beryozkina.doc | 187.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга
«ЮНОСТЬ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ДДТ «Юность» _________ / Т. В. Фурзикова _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История и культура Санкт-Петербурга»
(1 год обучения)
на 2014-2015 учебный год
Автор:
Берёзкина Людмила Павловна
педагог дополнительного образования
Санкт - Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «История и культура СПб»
Рабочая программа «История и культура СПб» 1 год обучения, культурологической направленности предназначена для учащихся объединения «История и культура СПб» ДДТ «Юность» и реализуется в рамках комплексной двухгодичной программы объединения.
Рабочая программа «История и культура СПб» рекомендована учащимся 1-го года обучения. Возраст учащихся 7-10 лет.
Целью рабочей программы 1-го года обучения является формирование начальных знаний, умений и навыков по истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
- дать основные знания по истории и культуре Санкт-Петербурга;
- познакомить с картой Санкт-Петербурга и научить в ней ориентироваться;
- дать основные сведения об архитектуре и монументальной скульптуре СПб, о музеях нашего города;
- познакомить с историей Выборгского района и его достопримечательностями.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, эрудицию учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать устойчивый интерес к занятиям, потребность к самостоятельному пополнению своих знаний о СПб;
Воспитательные:
- воспитывать в учащихся культуру поведения, внимательное отношение к окружающему миру и людям;
- воспитывать желание познавать и открывать для себя новое;
- формировать личностные качества и гражданскую позицию юного петербуржца;
- воспитывать чувство прекрасного, формировать художественный вкус.
Рабочая программа рассчитана на 72 часа в год, 36 часа - теория, 36 часов - практика.
Занятия по «Истории и культуре СПб» проводятся 1 раз в неделю в объёме 2-х академических часов (по 45 минут).
Ожидаемые результаты освоения программы
на 1-ом году обучения:
К концу 1 года обучения учащиеся должны:
- знать историю основания Санкт-Петербурга и роль Петра I в становлении города и в преобразовании России;
- знать самые известные достопримечательности СПб, знаменитых архитекторов и скульпторов;
- знать историю музеев: Зоологического, Военно-Морского, Кунсткамеры, Петропавловской крепости (ППК), Эрмитажа, Русского музея и других;
- знать о подвиге ленинградцев в годы ВОВ, мемориалы воинской славы в нашем городе.
- уметь ориентироваться на карте Санкт-Петербурга.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
1-й год обучения (72 ч/г)
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга. | 2 | - | 2 |
2. | Наш край до основания Петербурга. | 2 | 2 | 4 |
3. | Петр I. Северная война (1700-1721 гг.). | 4 | 2 | 6 |
4. | Основание города. Строительство Петропавловской крепости. | 6 | 4 | 10 |
5. | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков | 6 | 4 | 10 |
6. | Музеи Санкт-Петербурга. Декоративное убранство Санкт-Петербурга | 8 | 4 | 12 |
7. | Ленинград. Блокада. Подвиг. | 6 | 2 | 8 |
8. | История Выборгской стороны. Достопримечательности Выборгского района. | 4 | 2 | 6 |
9. | Календарь памятных дат. | 8 | 4 | 12 |
10. | Итоговое занятие. Викторина по истории и культуре СПб. | 2 | - | 2 |
ИТОГО: | 48 | 24 | 72 |
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения (72 ч/г)
№ | Разделы, темы, количество часов | Содержание |
1. | Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга. 2 часа. | Теория: Организационный момент: правила внутреннего распорядка, техника безопасности, охрана труда. Предмет, задачи, содержание программы. Основные требования к учащимся. Карта Санкт-Петербурга. 2 часа. |
2. | Наш край до основания Петербурга. 4 часов. | Теория: История приневских земель и народы, их населявшие. Традиции и обычаи этих народов. 2 часа. Практика: Рисунок карты-схемы «Ладожское озеро-Нева-Финский залив». Рисунок: «Народный костюм». 2 часа. |
3. | Пётр I. Северная война (1700-1721 гг.). 6 часов. | Теория: Пётр I. Северная война со Швецией (1700-1721 гг.) за возвращение России исконно русских земель. Пётр I и Карл XII. Этапы Северной войны: Нарва, Орешек, Ниеншанц. Крепость на Заячьем острове. Кронштадт. Полтавское сражение (1709 г.) 4 часов. Практика: Рисунок: «Портрет Петра I». Рисунок: «План крепости Орешек». Рисунок: «План Кронштадта». 2 часа. |
4. | Основание города. Строительство Петропавловской крепости. Архитектор Трезини и его творения. 10 часов. | Теория: Основание Санкт-Петербурга. Строительство Петропавловской крепости. Фортификационные термины: бастион, куртина, равелин, кронверк, комендант крепости… Строительство Петропавловского собора. Архитектор Трезини и его творения в Санкт-Петербурге. Сооружения на территории Петропавловской крепости. Ангел на шпиле собора – один из символов нашего города. 6 часов. Практика: Рисунок: «План Петропавловской крепости». Рисунок: «Как был устроен бастион». Рисунок: «Ангел на шпиле Петропавловского собора». Разучивание стихотворения-считалочки «Что за шум, что за гром…» (про пушку, которая стреляет в полдень в СПб). 4 часа. |
5. | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. 10 часов. | Теория: Петербург – город морской славы. Адмиралтейство – первая судоверфь СПб. Летний сад и Летний дворец Петра I. Кикины палаты. Меньшиковский дворец. Петергоф: дворцы и парки (русский Версаль). Здание 12-ти Коллегий. Скульптура в СПб. 6 часов. Практика: Рисунок: «Адмиралтейство. Шпиль. Кораблик». Рисунок: «Герб СПб» (с якорями). Рисунок-план: «Летний сад». Рисунок: «Парусный корабль». Рисунок-проект нового фонтана. 4 часа. |
6. | Музеи Петербурга. 12 часов. | Теория: Домик Петра I. Кунсткамера. Государственный Эрмитаж. Зоологический музей. Военно-морской музей. Государственный Русский музей. Музей железнодорожного транспорта. Музей хлеба. Музей воды. Музей кукол. Ботанический сад. Планетарий. Музей санитарии и гигиены. 8 часов. Практика: Игра «Музей-экспонат» (на раздаточном материале). Рисунок: «Домик Петра I». Рисунок: «Водовоз» (скульптура перед Музеем Воды). Рисунок: «Растения ботанического сада». Рисунок: «Звёздное небо. Планеты и созвездия». Рисунок: «В здоровом теле – здоровый дух». Рассказ о семейной реликвии. 4 часа. |
7. | Ленинград. Блокада. Подвиг. 8 часов. | Теория: Великая Отечественная война. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Начало ленинградской блокады. Тяготы и лишения, выпавшие на долю ленинградцев (голод, холод, бомбёжки, обстрелы…). 125 блокадных грамм. «Дорога жизни». Эвакуация населения на Большую землю. Дети блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Дневник Татьяны Рудыковской (девочки из Озерков). Защитники Ленинграда: моряки, лётчики, артиллеристы, пехотинцы, снайперы, партизаны. Прорыв ленинградской блокады (январь 1943 года). Снятие ленинградской блокады (январь 1944 года). 6 часов. Практика: Разучивание песен: «Ладога», «Атланты держат небо», «Ленинградские мальчишки». Рисунок: «Портрет Тани Савичевой». Рисунок: «Дорога жизни». 2 часа. |
8. | История Выборгской стороны. Достопримечательности Выборгской стороны. 6 часов | Теория: Мемориал в Сосновке. Памятник Героям-лётчикам и воинское мемориальное кладбище. 4 часа. Практика: Рисунок: «Воздушный бой в небе Ленинграда». 2 часа |
9. | Календарь памятных дат. 12 часов. | Теория: Пушкинские даты – День Лицея и День памяти А.С.Пушкина. Рождество и Новый год. Введение празднования Нового года на Руси Петром I. День Святой Ксении блаженной Петербургской. . 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. День Космонавтики. День Победы. День города. 8 часов. Практика: Рисунки к сказкам Пушкина. Рисунок-макет открытки к Рождеству и Новому году. Инсценировка «Из жизни Ксении Петербургской». . Сценка: «Олимпийские виды спорта в Древней Греции». Рисунок к стихотворению « Парус» М.Ю. Лермонтова. 4 часа. |
10. | Итоговое занятие. Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга 2 часа. | Теория: Обзор пройденного материала. Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга. Пожелания на лето. 2 часа. |
Методическое обеспечение программы
Основная форма организации занятий – групповая, реже индивидуальная.
Используются следующие формы проведения занятий:
- учебное занятие (беседа),
- игра,
- викторина;
- театрализация,
- рисование.
Основная форма проведения занятия - учебное занятие (беседа с использованием иллюстративного материала).
Для достижения поставленной цели программы применяются следующие методы обучения:
- по способу организации занятий:
1. Словесные:
- устное изложение;
- беседа;
- анализ исторических событий;
- обсуждение по теме занятия.
2. Наглядные:
- показ иллюстративного материала: старинные и современные карты СПб и Выборгского района и их сравнение;
- показ живописи (портреты, пейзажи натюрморты, жанровые сцены, исторические сюжеты)), изображения скульптур и архитектурных памятников СПб);
- показ учебных фильмов;
- прослушивание музыкальных произведений;
- показ исторических предметов, документов, семейных реликвий.
3. Практические:
- рисование на тему занятия;
- инсценировки;
- проекты детей;
- разучивание стихов, песен,
- по способу усвоения изучаемого материала:
- Объяснительно-иллюстративные (обучающиеся воспринимают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации и усваивают учебный материал);
- Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания);
- В процессе творчества (учащиеся создают рисунки, проекты, участвуют в театрализованных сценках по теме занятия).
В рамках одного занятия, педагогом используется столько форм занятий и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- опрос;
- викторина;
- анкета;
- открытое занятие;
- выставка детских работ;
- итоговое занятие.
Материально – техническое обеспечение реализации
Программы
Дидактический материал:
- Старинные и современные карты Санкт-Петербурга;
- Альбомы по искусству;
- Репродукции картин, постеры;
- Календари по искусству и с видами Санкт-Петербурга;
- Книги и альбомы по архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга;
- Игры, лото;
- Видеофильмы;
- Энциклопедии и справочники;
- Сборники стихов, песенники;
- Старинные и современные открытки.
Оборудование:
- Светлый и тёплый кабинет с хорошим освещением и удобными рабочими столами и стульями;
- Светильники;
- Обычная школьная доска;
- Магнитная школьная доска и магниты для неё;
- Указки (простая и лазерная);
- Стенд для размещения информации;
- Рисовальные принадлежности (бумага, пастель, цветные мелки (восковые), цветные карандаши, краски, кисточки, фломастеры).
Техническое оснащение:
- Персональный компьютер;
- Мультимедийное оборудование (проектор, экран);
- Цифровой фотоаппарат;
- Музыкальные и видео CD-диски;
- CD-плеер;
- DVD-плеер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплекс для педагога:
1. Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994. 2. Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
3. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург: пособие по истории города с заданиями и тестами. 9-е издание. – СПб.: Изд. «КОРОНА ПРИНТ», 2004.
4.Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.
5. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - СПб., СМИО Пресс, 2001.
6. Святыни Санкт-Петербурга. Историко-церковная энциклопедия в трёх томах. – СПб.: Изд. Чернышева, 1994.
7. Синдаловский Н.А. Легенды и мифы Санкт-Петербурга. – СПб.: Фонд «Ленинградска галерея», 1994.
8. Наглядные пособия по истории города. Фотографии. - СПб.: Изд. «КОРОНА ПРИНТ», 2011:
- Решётки и ограды СПб;
- Городские фонари СПб;
- Львы, сфинксы, грифоны СПб;
- Дворцы пригородов СПб;
- Городские особняки СПб;
- Мосты СПб;
- Городская скульптура СПб;
- Дворцы СПб.
Литература для детей и родителей:
1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
3. Журнал «Автобус», 1995-2009.
4. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, Е. Ефимовского, С. Маршака, Н. Поляковой, С.Скаченкова, В.Суслова, О.Тарутина в различных сборниках и изданиях.
5. Дмитриева Е.В. Санкт-Петербург. Выпуски I, II, III. Пособие по истории города с вопросами и заданиями для начальной школы.- СПб.: «КОРОНА ПРИНТ», 2008,2010.
6. Яковлева Н.А. Наш город Санкт-Петербург. Путешествие с Архивариусом через три столетия: Книга для семейного чтения. – СПб.: «Специальная литература», 1998.
7. Стихи М.Ю. Лермонтова.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Количество часов | Тема занятия | Раздел | Теория | Практика | Формы Контроля |
15.09.14 | 2 | Вводное занятие. | 1 | Организационный момент: правила внутреннего распорядка, техника безопасности, охрана труда. Предмет, задачи, содержание программы. Основные требования к учащимся. Карта Санкт-Петербурга. Карта-схема «Ладожское озеро-Нева-Финский залив». 2 часа. |
---- | |
22.09.14 | 2 | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. | 5 | Адмиралтейство. Здесь рождался Балтийский флот. 2 часа | ----- | |
Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. | 5 | Архитекторы Адмиралтейства: П.Коробов, А.Захаров. 1 час | Изготовление чертежа «Адмиралтейство» (по клеточкам в тетради). 1 час | |||
29.09.14 | 2 | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. | 5 | Александровская колонна – памятник русской воинской славы, победе в войне 1812 года. 1 час. | Изготовление чертежа «Александровская колонна» (по клеточкам в тетради). 1 час. | |
06.10.14 | 2 | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. | 5 | Львы и их разнообразие в СПб. «Стоят два льва сторожевые…» (А.С.Пушкин) 1 час | Рисунок: «Скульптура льва». 1 час | |
13.10.14 | 2 | Наш край до основания Петербурга | 2 | История приневских земель: карта Петербурга и Лен.области 1 час | Рисунок карты-схемы: «Ладога-Нева-Финский залив» 1 час. | |
20.10.14 | 2 | Петр I и Северная война | 3 | Пётр I – император-преобразователь России, основатель Петербурга. 1 час | Рисунок: «Портрет Петра I». 1 час | |
27.10.14 | 2 | Музеи Санкт-Петербурга | 6 | Эрмитаж. История зданий и история создания коллекций. Просмотр фильма «Эрмитаж». 2 часа | ----- | |
10.11.14 | 2 | Наш край до основания Петербурга | 2 | Наш край до основания Санкт-Петербурга. Население приневских земель: традиции, обычаи, ремёсла. 1 час | Загадки. Ребусы. Настольные игры. 1 час | |
17.11.14 | 2 | Пётр I. | 3 | Памятники Петру I в нашем городе. 1 час | Рисунки: «Пётр-плотник», «Медный всадник». 1 час | |
24.11.14 | 2 | Основание города | 4 | Символика Санкт-Петербурга: герб СПб, флаг СПб и гимн СПб. 1час | Рисунки: «Герб Санкт-Петербурга», «Флаг Санкт-Петербурга». 1 час | |
01.12.14 | 2 | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. | 5 | Ансамбль Стрелки Васильевского острова. Биржа. Пакгаузы. Ростральные колонны. 1 час | Рисунок: «План Стрелки Васильевского острова». 1 час | |
08.12.14 | 2 | Музеи Петербурга | 6 | Государственный Русский музей. «Портрет» в Русском музее. Портреты смолянок. 1 час | Рисунок: «Портрет одноклассника». 1 час | |
15.12.14 | 2 | История Выборгской стороны | 8 | Достопримечательности Выборгского района. Беседа «Твой любимый уголок» 2 часа | ---- | |
22.12.14 | 2 | Пётр I. Северная война (1700-1721 гг.). | 3 | Северная война, её этапы и уроки, извлечённые русскими из поражения под Нарвой. Полтавская победа. 2 часа | ---- | |
29.12.14 | 2 | Основание города. Строительство Петропавловской крепости | 4 | «Здесь будет город заложён» (А.С.Пушкин). Строительство Петропавловской крепости. 1 час | Рисунок: «План Петропавловской крепости». 1 час | |
12.01.15 | 2 | Основание города. | 4 | Домик Петра I. 1 час | Рисунок: «Домик Петра I» 1 час | |
19.01.15 | 2 | Музеи Петербурга | 6 | Музей Хлеба. Музей воды. Музей кукол. 2 часа | ---- | |
26.01.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг. | 7 | 70-летие полного снятия блокады Ленинграда. 1 час | Рисунки: «Ленинград в дни блокады», «Дети блокады», «Воздушная тревога», «Салют». 1 час | |
02.02.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг. | 7 | 70-летие полного снятия блокады Ленинграда. Стихи и песни о войне. 1 час | Встреча с ветеранами 1 час | |
09.02.15 | 2 | Календарь памятных дат | 9 | Вспоминая Олимпиаду «Сочи-2014». Из истории олимпийских игр в Древней Греции. Современные олимпийские игры. 1 час | Рисунок: «Венок олимпионика», «Факел», «Стадион». 1 час | |
2 | Календарь памятных дат | 9 | 1 час | 1 час | ||
16.02.15 | Календарь памятных дат | 9 | Святые покровители Петербурга. Святая Ксения блаженная Петербургская. 1 час | Рисунок: «Ксения Петербургская» 1 час | ||
16.02.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг | 7 | Ко Дню защитника Отечества. Лётчики ленинградского неба. А.П.Савушкин, П.Я.Лихолетов 2 часа |
----- | |
2 | Календарь памятных дат | 9 |
2 часа | ------ | ||
02.03.15 | 2 | Музеи Петербурга | 6 | К Международному женскому дню. Женские образы в живописи Эрмитажа. Музей кукол. 1час | Рисунок: «Кукла». Рисунок «Портрет одноклассницы» 1 час | |
16.03.15 | 2 | Основание города. | 4 | Первые карты Санкт-Петербурга 2 часа | ---- | |
23.03.15 | 2 | Основание города. | 4 | «Комиссия о строении Санкт-Петербурга». Образцы домов XVIII и их примеры. 1 час | Рисунок: «Такие разные петербургские дома». 1 час | |
30.03.15 | 2 | Музеи Петербурга | 6 | История Ботанического сада. 1 час | Рисунок: «Удивительные растения Ботанического сада 1час | |
06.04.15 | 2 | История Выборгской стороны. Достопримечательности Выборгского района | 6 | Шуваловский парк. История рода Шуваловых. Церковь Петра и Павла, гора Парнас… 1 час | Чертёж «Шуваловский прак». 1 час | |
13.04.15 | 2 | Календарь памятных дат | 9 | Ко Дню Космонавтики. Космическая топонимика Санкт-Петербурга: пр. Юрия Гагарина, пр.Космонавтов. Планетарий. 1 час | Рисунок: «Звёздное небо. Планеты и созвездия». 1 час | |
20.04.15 | 2 | История Выборгской стороны. Достопримечательности Выборгского района. | 8 | Суздальские озёра и их окрестности. Здесь бывали: Ф.И.Шаляпин, А.А.Блок, В.Ф.Комиссаржевская и др. 2 час | ------ | |
27.04.15 | 2 | История Выборгской стороны. Достопримечательности Выборгского района. | 8 | Навстречу Дню Победы. Парк «Сосновка». Памятник Героям-летчикам. Мемориальное воинское кладбище. 1 час | Рисунок: «Воздушный бой в небе Ленинграда». 1 час | |
Ленинград. Блокада. Подвиг. | 7 | Ко Дню Победы. Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы 2 часа | ----- | |||
18.05.15 | 2 | Архитектура петровской поры. Архитектура и скульптура XVIII и XIX веков. | 5 | Петергоф. Дворцы и парки русского Версаля. 1 час | Рисунок: «Проект нового фонтана». 1 час | |
25.05.15 | 2 | Календарь памятных дат | 9 | Ко Дню Города. Вспоминая этапы истории Санкт-Петербурга 2 час | ----- | |
Итоговое занятие | 10 | Викторина по истории Санкт-Петербурга. Напутствия на летние каникулы. 2 часа | ----- | |||
Итого | 72 часа | 48 часов | 24 часа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...