РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «История и культура Санкт-Петербурга» (2 год обучения)
рабочая программа на тему
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История и культура Санкт-Петербурга»
(2 год обучения)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_2god.beryozkina.doc | 267 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Дом детского творчества Выборгского района Санкт - Петербурга
«ЮНОСТЬ»
УТВЕРЖДАЮ Директор ДДТ «Юность» _________ / Т. В. Фурзикова _________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
«История и культура Санкт-Петербурга»
(2 год обучения)
на 2014-2015 учебный год
Автор:
Берёзкина Людмила Павловна
педагог дополнительного образования
Санкт - Петербург
2014 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа «История и культура СПб»
Рабочая программа «История и культура СПб» 2 год обучения, культурологической направленности предназначена для учащихся объединения «История и культура СПб» ДДТ «Юность» и реализуется в рамках комплексной двухгодичной программы объединения.
Рабочая программа «История и культура СПб» рекомендована учащимся 2- го года обучения, прошедшим программу 1-го года обучения. Возраст учащихся 8-10 лет.
Целью рабочей программы 2-го года обучения является формирование знаний, умений и навыков, необходимых для дальнейшего изучения истории и культуры Санкт-Петербурга.
Задачи:
Обучающие:
- обучить учащихся работать с литературой по истории и культуре Санкт-Петербурга (справочниками, энциклопедиями, картами и т.д.);
- дать основные знания по истории и культуре Санкт-Петербурга от его основания до наших дней;
- дать основные сведения об архитектуре и монументальной архитектуре СПб, о музеях и театрах нашего города;
- познакомить с историей Выборгского района и его достопримечательностями.
Развивающие:
- развивать интеллектуальные способности, эрудицию учащихся;
- развивать творческие способности учащихся;
- развивать устойчивый интерес к занятиям, потребность к самостоятельному пополнению своих знаний о СПб;
Воспитательные:
- воспитывать в учащихся культуру поведения, внимательное отношение к окружающему миру и людям;
- воспитывать желание познавать и открывать для себя новое;
- формировать личностные качества и гражданскую позицию юного петербуржца;
- воспитывать чувство прекрасного, формировать художественный вкус.
Рабочая программа рассчитана на 144 часа в год, 104 часа - теория, 40 часов - практики.
Занятия по «Истории и культуре СПб» проводятся 2 раза в неделю в объёме 2-х академических часов (по 45 минут).
Ожидаемые результаты освоения программы
на 2-ом году обучения:
К концу 2 года обучения учащиеся должны:
- знать основные этапы истории Санкт-Петербурга от его основания;
- знать самые известные достопримечательности СПб, знаменитых архитекторов и скульпторов;
- знать историю музеев: Кунсткамеры, Петропавловской крепости (ППК), Эрмитажа, Русского музея и других;
- знать историю династии Романовых, эпоху Петра I и Екатерины II;
- знать о подвиге ленинградцев в годы ВОВ, мемориалы воинской славы в нашем городе.
- уметь ориентироваться на карте Санкт-Петербурга.
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
2-й год обучения (144 ч/г)
№ | Разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1. | Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга | 2 | - | 2 |
2. | Васильевский остров и его роль в истории Санкт-Петербурга. Ансамбль Стрелки В.О. | 8 | 4 | 12 |
3. | Мосты и решётки СПб | 4 | 2 | 6 |
4. | Исторический центр СПб. Ансамбль Дворцовой площади, Невский проспект… | 10 | 4 | 14 |
5. | Шедевры Эрмитажа | 10 | 4 | 14 |
6. | Русский музей, его история и коллекция. Ансамбли зодчего К. Росси | 10 | 4 | 14 |
7. | Театры СПб. | 4 | 2 | 6 |
8. | 400-летие династии Романовых. От Петра I до Николая II | 8 | 4 | 12 |
9. | Ленинград. Война. Блокада. Мемориалы воинской славы | 10 | 4 | 14 |
10. | Монументальная скульптура и декоративное убранство СПб | 8 | 2 | 10 |
11. | Родная Выборгская сторона: география, история, достопримечательности | 10 | 4 | 14 |
12. | Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района. «Их именами названы…» | 10 | 4 | 14 |
13. | Календарь памятных дат | 8 | 2 | 10 |
14. | Итоговое занятие. Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга | 2 | - | 2 |
Итого: | 104 | 40 | 144 |
СОДЕРЖАНИЕ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ
2-й год обучения (144 ч/г)
№ | Разделы, темы, количество часов | Содержание |
1. | Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга. 2 часа. | - Организационный момент: правила внутреннего распорядка, техника безопасности, охрана труда. Предмет, задачи, содержание программы. Основные требования к учащимся. Повторение изученного ранее. Карта Санкт-Петербурга. |
2. | Васильевский остров и его роль в истории Санкт-Петербурга. Ансамбль Стрелки В.О . 12 часов. | Теория: Васильевский остров и его роль в истории СПб. Основные достопримечательности. Меньшиковский дворец. Здание 12-ти Коллегий. СПбГУ. Кунсткамера. М.В. Ломоносов. Академия наук. Академия Художеств. Стрелка Васильевского острова. Практика: Рисунок схемы «Финский залив. В.О.. Большая и Малая Нева». Рисунок: «План Стрелки В.О.» Рисунок: «Ростральная колонна» Театрализация: «Все флаги в гости…», «Здесь когда-то был порт». Рисунок: «Разведённый Дворцовый мост». |
3. | Мосты и решётки, реки и каналы СПб 6 часов. | Теория: Мосты Санкт-Петербурга. История мостов СПб. Первые мосты. Иоанновский мост. Наплавные мосты. Разводные мосты. История Египетского мостика. Цепные мосты на Фонтанке. Аничков мост. Решётки Санкт-Петербурга. Решётка Летнего сада, Михайловского сада. Решётки Мойки, Фонтанки, канала Грибоедова. Реки и каналы: Нева, Фонтанка, Мойка, Охта, канал Грибоедова. Ребусы. Практика: Рисунок-план «Большая Нева и мосты через неё». Рисунок «Решётки Мойки, канала Грибоедова и Фонтанки». «Решётка Летнего сада». Ребусы о СПб. |
4. | Исторический центр СПб. Ансамбль Дворцовой площади, Невский проспект… 14 часов. | Теория: Карта Санкт-Петербурга. «Невский трезубец». Ансамбль Дворцовой площади: Зимний дворец, Главный штаб, Александровская колонна и её возведение, штаб Гвардейских войск. Площадь Декабристов. Исаакиевская площадь. Невский проспект – главная улица нашего города. Практика: Рисунок схемы «Дворцовая площадь». Чертёж «Александровская колонна». Рисунок-план Невского проспекта от Адмиралтейства до Фонтанки. Рисунок-план площади Декабристов. Рисунок: «Медный всадник». План Исаакиевской площади. Чертёж Исаакиевского собора. |
5. | Шедевры Эрмитажа 14 часов. | Теория: Мадонны Рафаэля и Леонардо да Винчи. Золото скифов. Греческие вазы. Картина Рембрандта «Возвращение блудного сына». «Портрет дамы в голубом», Т.Гейнсборо. «Савояр с сурком», А. Ватто. «Семейство молочницы», Л.Ленен. «Цепная собака», П.Поттер. Практика: Рисунок «План пяти эрмитажных зданий». Рисунок «Греческие вазы». Рисунок «Скифский золотой олень». |
6. | Русский музей, его история и коллекция. Ансамбли зодчего К. Росси 14 часов. | Теория: История создания Михайловского дворца. Великий князь Михаил Павлович и его жена, хозяйка дворца, Елена Павловна. Указ Александра III «О создании Русского музея в Михайловском дворце». Знаменитые художественные произведения ГРМ. Икона «Ангел «Златые власы»». И.К.Айвазовский «Девятый вал». И.Шишкин «Корабельная роща», В.Суриков «Взятие снежного городка». И.Репин «Бурлаки на Волге». К.Брюлов «Последний день Помпеи». Архитектор К.Росси и его ансамбли в СПб. Практика: Рисунок на тему картины Репина «Бурлаки на Волге» с использованием музыкального сопровождения. Рисунок «План площади Искусств». Чертёж улицы зодчего К.Росси. Создание действующей модели вулкана Везувий (по теме: «Последний день Помпеи»). |
7. | Театры СПб. 6 часов. | Теория: Что такое театр и как он устроен. Театры Санкт-Петербурга: музыкальные, драматические, комедии, кукольные и т.д. Практика: Инсценировка китайской сказки «Платок нищего». Рисунок «Театр». Рисунок «Театральные маски». |
8 | К 400-летию династии Романовых. От Петра I до Николая II 12 часов. | Теория: Династия Романовых: Михаил Фёдорович, Алексей Михайлович, эпоха Петра I, Елизавета Петровна, Екатерина II, Павел I, Александр I, Николай I, Александр II, Александр III, Николай II. Парадные императорские портреты. Ордена Российской империи. Практика: Заполнение Паспорта Петра I. Рисунок-схема «Фрегат «Штандарт»». Рисунок-раскраска «Костюм семьи Романовых». Рисунок «Орден Андрея Первозванного». Разучивание игры-разминки «Жил-был Пётр…» |
9. | Ленинград. Война. Блокада. Мемориалы воинской славы 14 часов. | Теория: Блокада Ленинграда (8 сентября 1941 года – 27 января 1944 года). «125 блокадных грамм». Дневник Тани Савичевой. Дневник Татьяны Рудыковской. «Дорога жизни». Прорыв блокады (январь 1943 года). Снятие блокады (январь 1944 года). 70-летие Победы советского народа в Великой Отечественной войне. Мемориалы: Пискарёвское и Серафимовское мемориальные кладбища, Монумент героическим защитникам Ленинграда на площади Победы, Зелёный пояс Славы. Практика: Рисунок «Карта блокады Ленинграда». Разучивание песни «Ладога». Чтение стихов детьми. Рисунок «Памятник «Цветок Жизни»». Рисунок «Памятник «Разорванное кольцо». Встреча с ветеранами. |
10. | Монументальная скульптура и декоративное убранство СПб 10 часов. | Теория: Памятники Петру I:«Медный всадник», «Петр I» у Михайловского замка, «Пётр-плотник», «Пётр I» в Петропавловской крепости, у Сампсониевского собора и в Кронштадте. Памятники Екатерине II, Николаю I, Александру III. Кони, львы, орлы… Сфинксы, грифоны, ши-цза. Практика: Рисунок «Медный всадник». Рисунок «Сфинксы на Неве». Рисунок «Грифоны Банковского моста». Рисунок «Ши-цза». |
11. | Родная Выборгская сторона: география, история, достопримечательности 14 часов. | Теория: Выборгский район на карте города. География: Суздальские озёра, Поклонная гора, парки. История рода Шуваловых. Район промышленный и научный. Достопримечательности: Сампсониевский собор, ВМА, ЛТА, Пискарёвский мемориал, Сосновка и мемориал Героям-лётчикам. Спорт в Выборгском районе. Практика: Рисунки: «Герб рода Шуваловых». «План парка Сосновка». Рисунок: «Спортсмен». Рисунок: «Олимпийский факел». |
12. | Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района. «Их именами названы…» 14 часов. | Теория: Что такое «топонимика». Происхождение названий улиц, площадей, мостов. Улицы Выборгского района: Есенина, Кустодиева, Асафьева, Шостаковича, Руднева, Сикейроса. «Именами героев»: Матросова, Смолячкова, Карбышева, площадь Мужества. Исторические названия: Удельная, Ланская, Шувалово, Выборгское шоссе, Сампсониевский пр. Литература о Санкт-Петербурге. Практика: Заполнение таблицы «Их именами названы». Рисунок-проект «Будущее Поклонной горы». Рисунок «Суздальские озёра». Разучивание стихотворения-разминки «Люблю по городу гулять». |
13. | Календарь памятных дат 10 часов. | Теория: Ежегодно – Начало блокады (8 сентября), День Лицея (19 октября), Рождество и Новый год; Прорыв и снятие блокады Ленинграда; День святой Ксении Петербургской (6 февраля); День Памяти Пушкина (10 февраля); День Победы (9 мая), День города (27 мая). 2014/15 уч. год - 200 лет со дня рождения М.Ю. Лермонтова. 70 лет Победы советского народа в ВОВ Практика: Рисунок «Портрет Пушкина-лицеиста». Изготовление поздравительных открыток ко Дню Победы. Рисунок «Мой любимый уголок Петербурга». Рисунок «Парусник»-к стихотворению М.Ю.Лермонтова. |
14. | Итоговое занятие. Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга 2 часа. | Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга, Опрос по пройденному материалу «Знаешь ли ты свой город?». Пожелания и напутствия обучающимся. |
Методическое обеспечение программы
Основная форма организации занятий – групповая, реже индивидуальная.
Используются следующие формы проведения занятий:
- учебное занятие (беседа),
- игра,
- викторина;
- театрализация,
- рисование.
Основная форма проведения занятия - учебное занятие (беседа с использованием иллюстративного материала).
Для достижения поставленной цели программы применяются следующие методы обучения:
- по способу организации занятий:
1. Словесные:
- устное изложение;
- беседа;
- анализ исторических событий;
- обсуждение по теме занятия.
2. Наглядные:
- показ иллюстративного материала: старинные и современные карты СПб и Выборгского района и их сравнение;
- показ живописи (портреты, пейзажи натюрморты, жанровые сцены, исторические сюжеты)), изображения скульптур и архитектурных памятников СПб);
- показ учебных фильмов;
- слушание музыкальных произведений;
- показ исторических предметов, документов, семейных реликвий.
3. Практические:
- рисование на тему занятия;
- инсценировки;
- проекты детей;
- разучивание стихов, песен,
- по способу усвоения изучаемого материала:
- Объяснительно-иллюстративные (обучающиеся воспринимают рассказ педагога, рассматривают иллюстрации и усваивают учебный материал);
- Репродуктивные методы обучения (обучающиеся воспроизводят полученные знания);
- В процессе творчества (учащиеся создают рисунки, проекты, участвуют в театрализованных сценках по теме занятия).
В рамках одного занятия, педагогом используется столько форм занятий и методов обучения, сколько необходимо для реализации поставленных цели и задач.
Формами подведения итогов реализации программы являются:
- опрос;
- викторина;
- анкета;
- открытое занятие;
- выставка детских работ;
- итоговое занятие.
Материально – техническое обеспечение реализации
Программы
Дидактический материал:
- Старинные и современные карты Санкт-Петербурга;
- Альбомы по искусству;
- Репродукции картин, постеры;
- Календари по искусству и с видами Санкт-Петербурга;
- Книги и альбомы по архитектуре и скульптуре Санкт-Петербурга;
- Игры, лото;
- Видеофильмы;
- Компьютерные презентации
- Энциклопедии и справочники;
- Сборники стихов, песенники;
- Старинные и современные открытки.
Оборудование:
- Светлый и тёплый кабинет с хорошим освещением и удобными рабочими столами и стульями;
- Светильники;
- Обычная школьная доска;
- Магнитная школьная доска и магниты для неё;
- Указки (простая и лазерная);
- Стенд для размещения информации;
- Рисовальные принадлежности (бумага, пастель, цветные мелки (восковые), цветные карандаши, краски, кисточки, фломастеры).
Техническое оснащение:
- Персональный компьютер;
- Мультимедийное оборудование (проектор, экран);
- Цифровой фотоаппарат;
- Музыкальные и видео CD-диски;
- CD-плеер;
- DVD-плеер.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Учебно-методический комплекс для педагога:
1. Векслер А.Ф. Архитектурные ансамбли. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994. 2. Векслер А.Ф. Площади Петербурга. Тетрадь по истории СПб. СПб., «Литос», 1994.
3.Ермолаева Л.К. Система краеведческого образования в школах СПб. Концепция. Программы учебных курсов. Образцы итоговых заданий. СПб., СМИО Пресс, 2002.
4. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. Чудесный город. Петербургская тетрадь. Ч.1,2., Изд. 2-е, переработанное и дополненное. - СПб., СМИО Пресс, 2001.
5. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Фонохрестоматия: Список музыкальных произведений и методические рекомендации по их использованию. Ин-т Петербурга. - СПб., 1995.
6. Ермолаева Л.К., Лебедева И.М. Чудесный город: Слайд-путешествие и учебное пособие. Ин-т Петербурга. – СПб., 1995.
7. Ермолаева Л.К., Гаврилова Н.Г. «Чудесный город» - видеофильм. СПб., 1998. 8. «Угадай-ка». Петербургская тетрадь/ Сост. Н.Г. Гаврилова, Н.Л. Григорьева, Н.Е. Абакумова, О.Ю. Маврина. – СПб., «Химиздат», 2001.
Литература для детей и родителей:
1. Горбачевич К.С., Хабло Е.П. Почему так названы? СПб., «Норинт», 1998.
2. Санкт-Петербург. Петроград. Ленинград. Энциклопедический справочник/ Гл. ред. Б.Б. Пиотровский. – М., 1992.
3. Журнал «Автобус», 1995-2009.
4. Стихи о городе М. Басиной, М. Борисовой, Е. Ефимовского, С. Маршака, Н. Поляковой, С. Скаченкова, В. Суслова, О. Тарутина в различных сборниках и изданиях.
5. Стихи А.С .Пушкина и М.Ю. Лермонтова.
КАЛЕНДАРНО – ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Дата | Количество часов | Тема занятия | Раздел | Теория | Практика | Формы Контроля |
16.09.14 | 2 | Вводное занятие. Карта Санкт-Петербурга | 1 | - Организационный момент: правила внутреннего распорядка, техника безопасности, охрана труда. Предмет, задачи, содержание программы. Основные требования к учащимся. Повторение изученного ранее. Карта Санкт-Петербурга. | ---- | |
18.09.14 | 2 | История Зимнего Дворца. Государственный Эрмитаж. | 5 | Знакомимся с историей Зимнего дворца. Архитектор Растрелли и его творения. Пять эрмитажных зданий и их создатели. 1 час | Рисунок «План пяти эрмитажных зданий» 1 час | |
23.09.14 | 2 | Исторический центр СПб. Дворцовая площадь | 4 | Исторический центр СПб. Дворцовая площадь – главная площадь города. Александровская колонна – памятник русской воинской славы 1 час | Рисунок-чертёж Александровской колонны. 1 час | |
25.09.14 | 2 | Карта СПб и Ленинградской области | 11 | Наш район на карте города. География Выборгского района: Суздальские озёра, Поклонная гора, Сосновка… 2 часа | ---- | |
30.09.14 | 2 | Реки и каналы СПб. | 3 | Нева, Фонтанка, Мойка, Охта, канал Грибоедова. Решётки СПб. Ребусы о Санкт-Петербурге. 1 час | Решение ребусов о СПб («Нева», «Фонтанка», «канал»).Рисунок (Решётка Мойки). 1 час | |
2.10.14 | 2 | Исторический центр СПб | 4 | Подготовка к игре в командах. Тема игры: «Дворцовая площадь». 1 час | Игра в командах «Дворцовая площадь» (на раздаточном материале). 1 час | |
7.10.14 | 2 | Монументальное и декоративно-прикладное убранство СПб | 10 | Львы, Сфинксы, грифоны, ши-цза а СПб. 1 час | Рисунки: «Ши-цза», «Грифоны Банковского моста», «Львы», «Сфинксы». 1 час | |
09.10.14 | 2 | Топонимика СПб и Выборгского района. | 12 | Гербы России, Москвы и СПб. Московский проспект, Якорная улица и т.д. 1 час | Рисунок: «Герб СПб» 1 час | |
Топонимика СПб и Выборгского района. | 12 | Виртуальная экскурсия по СПб (видео-фильм). Объяснение топонимических названий. 1 час | Разучивание стихотворения-разминки (считалки) «Люблю по городу гулять» 1 час | |||
14.10.14 | 2 | Календарь памятных дат | 13 | К 200-летию М.Ю.Лермонтова 2 часа | ||
16.10.14 | 2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Французская живопись в Эрмитаже. Подробно о картине «Семейство молочницы», художник Луи Ленен. 2 часа. | ---- | |
21.10.14 | 2 | Декоративное убранство СПб | 10 | Фонари СПб и их декоративное оформление. История уличного освещения СПб. 1 час | Создание проектов фонарей СПб. 1 час | |
2 | Топонимика СПб и Выборгского района | 12 | Литература о Санкт-Петербурге, справочники, энциклопедии. Выборгский район в литературе. 2 часа. |
---- | ||
23.10.14 | 2 | Календарь памятных дат | 13 | День Лицея. Детство и юность А.С.Пушкина. 1 час | Рисунок «Портрет А.С.Пушкина-лицеиста» 1 час | |
2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Французская живопись. «Савояр с сурком», художник Антуан Ватто. Рассказ об уличной торговле в старом Петербурге и о шарманщиках. 1 час | Рисунок «Савояр с сурком». Инсценировка Уличная торговля. 1 час | ||
28.10.14 | 2 | Мосты и реки СПб. | 3 | Кентавров мост в Павловском парке. Античность в СПб- миф о Геракле ( 3-й подвиг Геракла). 2 часа. |
---- | |
30.10.14 | 2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Золото скифов. Рассказ об археологии. 1 час | Рисунок: «Золотой скифский олень» 1 час | |
06.11.14 | 2 | Исторический центр СПб | 4 | Невский проспект – главная улица города. Викторина по СПб. 1 час | Настольные игры. Лото. 1 час | |
11.11.14 | 2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Картина «Савояр с сурком»-худ. Антуан Ватто. Уличные торговцы в старом СПб | Рис. и сценка «Уличные торговцы» ----
| |
13.11.14 | 2 | Васильевский остров | 2 | Порт на Стрелке В.О. Работа Биржи. Пакгаузы. «Все флаги в гости будут к нам». 1 час | Инсценировка работы на Бирже русских и иностранных купцов. 1 час | |
18.11.14 | 2 | Русский музей | 6 | История создания Михайловского дворца. Архитектор Росси и его творения. 1 час | Рисунок: «План площади Искусств» 1 час | |
20.11.14 | 2 | Русский музей | 6 | Открытие Русского музея. Картина «Витязь на распутье», художник В. Васнецов 1 час | Рисунок: «Витязь на распутье». Инсценировка по сюжету картин В.Васнецова 1 час | |
25.11.14 | 2 | Русский музей | 6 | Картина В. Сурикова «Взятие снежного городка». Рассказ о творчестве художника и о его знаменитых картинах. 2 часа | ---- | |
27.11.14 | 2 | 400-летие династии Романовых | 8 | Династия Романовых в портретах. 1 час | Раскраска: «Костюм дома Романовых» 1 час | |
02.12.14 | 2 | Историч. центр СПб | 4 | Старинные и современные карты СПб и их сравнение. | ||
04.12.14 | 2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Великий художник – П.П.Рубенс и его картины: «Портрет камеристки», «Персей и Андромеда». Греческий миф о Персее. | ---- | |
09.12.14 | 2 | Мосты и решётки СПб | 3 | История петербургских мостов. Наплавные, цепные, разводные. 1 час | Рисунок-схем: « Большая Нева и мосты через неё). Рисунок решётки Летнего сада. 1 час | |
11.12.14 | 2 | Государственный Русский музей | 6 | Пейзаж в русской живописи (И.Левитан, Ф.Васильев, И.Шишкин). История создания картины «Последний день Помпеи», художник Карл Брюлов. 1 час | Создание действующей модели вулкана Везувия. 1 час | |
16.12.14 | 2 | Родная Выборгская сторона | 11 | Развитие спорта в Выборгском районе. 1 час | Рисунок: «Спортсмен». Рисунок: «Спортивное сооружение» 1 час. | |
18.12.14 | 2 | Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района | 12 | Что такое топонимика. Происхождение названий улиц, площадей, мостов… 2 часа | ----- | |
23.12.14 | 2 | Родная Выборгская сторона | 11 | История Сампсониевского собора. Памятник Петру I, памятник «Первостроителям Санкт-Петербурга». 2 часа | ----- | |
25.12.14 | 2 | К 400-летию династии Романовых. От Петра I до Николая II | 8 | Династия Романовых: хронология, события и даты. 2часа | ---- | |
30.12.14 | 2 | Календарь памятных дат | 13 | Указ Петра I о введении Нового года на Руси. 1 час | Изготовление рождественских и новогодних открыток 1 час | |
13.01.15 | 2 | Государственный Русский музей | 6 | Древнерусская живопись. Иконы «Борис и Глеб», «Святой Георгий» и «Ангел-златые власы» 2 часа | ---- | |
15.01.15 | 2 | Топонимика Выборгского района | 12 | К 70-летию Победы в ВОВ. Улицы, названные в честь героев ВОВ. Рассказ о А.Матросове, Ф.Смолячкове, Д.Карбышеве. 2 часа |
---- | |
20.01.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг. К 70-летию Победы в Великой Отечественной войне. | 9 | Маскировка памятников Ленинграда в годы блокады. Работа альпинистов. Почётный гражданин С.-Петербурга – М.Бобров. 2 часа |
----- | |
22.01.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг. Мемориалы. | 9 | «Дорогой жизни шёл к нам хлеб». Мемориал «Разорванное кольцо» 1 час | Рисунок: «Разорванное кольцо». Разучивание песни «Ладога». 1 час | |
27.01.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг. Мемориалы. | 9 | Дети блокадного Ленинграда. Дневник Тани Савичевой. Дневник Татьяны Рудыковской. Мемориал «Цветок жизни» 1 час | Рисунок: «Портрет Тани». Рисунок: «Цветок жизни». Рисунок: «Открытка ветерану». 1 час | |
29.01.15 | 2 | Ленинград. Блокада. Подвиг. Мемориалы. | 9 | Прорыв и снятие блокады Ленинграда. 1 час | Беседы с ветеранами. 1 час | |
03/02/15 | 2 | Монументальная скульптура и декоративное убранство Петербурга | 10 | Монументы боевой славы. Северная война 1700-1721гг. Отечественная война 1812 года. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. 2 час. | ---- | |
05.02.15 | 2 | Календарь памятных дат | 13 | Святые покровители СПб. Ко Дню Святой Ксении блаженной Петербургской. Рассказ о её жизни и чудесных деяниях. Часовня Святой Ксении на Васильевском острове. 2 часа. | ---- | |
10.02.15 | 2 | Васильевский остров. | 2 | Стрелка Васильевского острова. «Все флаги в гости будут к нам» (А.С.Пушкин). 1 час | Театрализация «Здесь когда-то был порт». Работа на бирже русских и иностранных купцов. 1 час | |
12.02.15 | 2 | Календарь памятных дат | 13 | День памяти А.С.Пушкина. Рассказ о жизни и творчестве поэта. Пушкинские адреса в Петербурге. «Пушкину посвящается…» (памятники, улицы, станции метро и т.д.) 2 часа. | ---- | |
17.02.15 | 2 | Васильевский остров | 2 | Достопримечательности В.О. Меньшиковский дворец, здание 12-ти Коллегий – Государственный Университет 2 часа | ---- | |
19.02.15 | 2 | Васильевский остров | 2 | Достопримечательности В.О. Кунсткамера. Академия наук. Академия Художеств. 2 часа | ---- | |
24.02.15 | 2 | Монументальная скульптура и декоративное убранство Петербурга | 10 | Ко Дню защитника Отечества. Триумфальные арки Санкт-Петербурга. 2 час |
---- | |
26.02.15 | 2 | Театры Петербурга | 7 | Что такое театр и как он устроен. Театральные термины: вестибюль, фойе, буфет, зрительный зал, сцена, партер, ложа, балкон, ярус, бенуар, бель-этаж, занавес, кулиса, оркестровая яма, будка суфлёра, декорации и т.д. 1 час | Рисунок: «Театр». Рисунок: «Театральные маски». 1 час. | |
03.03.15 | 2 | К 400-летию династии Романовых | 8 | Царские и императорские портреты. Атрибуты власти на портретах: корона, мантия, скипетр, держава, трон. 1 час | Рисунок: «Шапка Мономаха». Рисунки: «Корона», «Мантия», «Скипетр». «Царский трон». 1 час. | |
05/03/15 | 2 | К 400-летию династии Романовых | 8 | Парадные женские портреты императорской семьи (Екатерина I, Анна Иоанновна, Елизавета Петровна, Екатерина II, Мария Фёдоровна, Александра Фёдоровна) 2 часа | ---- | |
10.03.15 | 2 | Шедевры Эрмитажа. | 5 | К Международному женскому дню. Женские образы в живописи и скульптуре Эрмитажа. «Портрет дамы в голубом», художник Томас Гейнсборо. 1 час | Рисунок: «Портрет дамы в голубом». 1 час | |
12.03.15 | 2 | Васильевский остров | 2 | Великий русский учёный М.В.Ломоносов – четверть века на Васильевском острове. Рассказ о его жизни и научных открытиях. 1 час | Игра «Угадай слово». 1 час | |
17.03.15 | 2 | Театры СПб. | 7 | Театры СПб – музыкальные, драматические, комедии, кукольные… 1 час | Играем в театр. Инсценировка китайской народной сказки «Платок нищего». 1 час | |
19.03.15 | 2 | Исторический центр Санкт-Петербурга | 4 | Площадь Декабристов. Медный всадник. Здание Сената и Синода. 1 час | Рисунок-план площади Декабристов. Рисунок: «Медный всадник». 1 час | |
24.03.15 | 2 | Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района | 12 | Улицы Выборгского района, названные в честь деятелей культуры. 1 час | Заполнение таблицы «Их именами названы» (Есенин-поэт, Асафьев-композитор, Кустодиев-художник и т.д.) 1 час | |
26.03.15 | 2 | К 400-летию династии Романовых | 8 | Ордена Российской империи, их история. Кавалеры орденов Российской империи. 1 час | Знакомство с копиями орденов Российской империи. Рисунок: «Орден Андрея Первозванного». 1 час | |
31.03.15 | 2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Голландская живопись в Эрмитаже: Рембрандт, Ван Дейк, Снейдерс. Малые голландцы. 2 часа | ---- | |
02.04.15 | 2 | Родная Выборгская сторона. | 11 | Достопримечательности Выборгской стороны: Финляндский вокзал. История Финляндской железной дороги. Как устроена железная дорога. Рассказ о детской железной дороге. 1 час | Рисунок: «Железная дорога». Рисунок-проект: «Поезд будущего». 1 час
| |
07.04.15 | 2 | Театры СПб | 7 | Театры СПб. Цирк на Фонтанке. Амфитеатры в Древней Греции. Цирки Древнего Рима. Колизей. Цирк Чинизелли на Фонтанке в Санкт-Петербурге. Жанры циркового искусства. 2 часа |
---- | |
09.04.15 | 2 | Исторический центр Санкт-Петербурга | 4 | Исаакиевская площадь. Исаакиевский собор. История строительства. Памятник Николаю I. Мариинский дворец. 1 час | Рисунок: «План Исаакиевской площади». Рисунок-чертёж Исаакиевского собора. 1 час | |
14.04.15 | 2 | Календарь памятных дат | 13 | День космонавтики. Рассказ о детстве и юности Юрия Гагарина, о его родителях, о жене и о его дочерях. Именем Гагарина в Петербурге: пр.Ю.Гагарина, пр. Космонавтов. 2 часа | ---- | |
16.04.15 | 2 | Родная Выборгская сторона | 11 | Район промышленности и науки. История предприятий и учебных заведений Выборгского района. 2 часа | ---- | |
21.04.15 | 2 | Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района | 12 | Исторические названия в Выборгском районе: Удельная, Шувалово, Суздальские озёра, Костромской пр., Ярославский пр., Поклонная гора и т.д. 1 час | Рисунок-проект: «Будущее Поклонной горы и её окрестностей». 1 час | |
23.04.15 | 2 | Васильевский остров и его роль в истории Петербурга | 2 | Город у моря. Васильевский остров. Морской корпус имени Петра Великого. Русские мореплаватели. Памятник Крузенштерну. 1 час | Рисунок на морскую тематику: «Андреевский флаг», «Парусник»... 1 час | |
28.04.15 | 2 | Васильевский остров и его роль в истории Петербурга | 2 | Горный институт. Балтийский завод. Корабль-музей – Ледокол «Красин». 1 час | Рисунок: «Горный институт». Рисунок: «Ледокол «Красин»». 1 час | |
30.04.15 | 2 | К 400-летию династии Романовых | 8 | Петропавловская крепость. Петропавловский собор – усыпальница русских императоров. Великокняжеская усыпальница. 1час | Рисунок: «Петропавловский собор». 1 час | |
05.05.15 | 2 | Родная Выборгская сторона | 11 | Парки Выборгского района: парк ЛТА, Удельный парк, Сосновский лесопарк. 1 час. | Посещение с обучающимися парка «Сосновка», мемориала «Героям-лётчикам». Возложение цветов на могилы лётчиков. Минута молчания. Чтение стихов, исполнение песен. 1 час | |
07.05.15 | 2 | Ленинград. Война. Блокада. | 9 | К 70-летию Победы в ВОВ. Монумент героическим защитникам Ленинграда на пл. Победы. 2 часа | ----- | |
12.05.15 | 2 | Шедевры Эрмитажа | 5 | Античность в Эрмитаже. Искусство Древней Греции и Древнего Рима. Греческие вазы. 1 час | Знакомство с формами и назначением античных ваз. Рисунок ваз. Инсценировка: «Прилёт ласточки» по сюжету росписи на греческой вазе (Эрмитаж). 1час | |
14.05.15 | 2 | Монументальная скульптура и декоративное убранство Петербурга | 10 | Античность в скульптуре и декоративном убранстве Петербурга (Зевс, Гермес, Афина, Посейдон, Геракл, Медуза Горгона…) 2 час | ---- | |
19.05.15 | 2 | Родная Выборгская сторона. | 11 | Северная, или Шуваловская Швейцария: Озерки, Суздальские озёра, Шуваловский парк. Прошлое и настоящее. 1 час | Рисунки: «Гора Парнас в Шуваловском парке». План Шуваловского парка. 1 час | |
21.05.15 | 2 | Топонимика Санкт-Петербурга и Выборгского района | 12 | История города в названиях улиц (Гаванская, Шкиперский проток, Галерная, Пушкарская, Литейный пр., Кузнечный пер. и т.д.) 2 часа | ----- | |
26.05.15 | 2 | Исторический центр СПб | 4 | Ко Дню рождения города. Вспоминая историю Санкт-Петербурга. 2 часа | ----- | |
28.05.15 | 2 | Итоговое занятие | 14 | Опрос «Знаешь ли ты свой город?» Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга. Пожелания и напутствия обучающимся 2 часа | ----- | |
Итого | 144 | 104 часа | 40 часов |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий открытого мероприятия по английскому языку «Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга» среди учащихся 10-11-х классов. (на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражнения. Книга II». Автор: Гацкевич М.А.)
Конспект открытого мероприятия по английскому языку«Викторина по истории и культуре Санкт-Петербурга»среди учащихся 10-11-х классов.(на основе учебного пособия «Санкт-Петербург: тексты и упражне...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
Статья "МЕТОД «ПРОЕКТНОГО ОБУЧЕНИЯ» НА УРОКАХ ИСТОРИИ И КУЛЬТУРЫ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА. ИСТОРИЯ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ".
Статья посвящена методу "проектного" обучения на уроках истории и культуры Санкт-Петербурга и содержит личные разработки учителя, созданные на материале исследования "приморских" дач петровского време...
История и культура Санкт-Петербурга. Урок «75 лет моей школы, история в фотодокументах». Калугина Светлана Александровна, учитель истории и обществознания. ГБОУ СОШ № 514 Калининского района Санкт-Петербурга
В 2014 году ГБОУ СОШ № 514 г. Санкт-Петербурга отметила свой 75-летний юбилей. В юбилейные для школы дни целесообразно было на уроках истории культуры Санкт-Петербурга, связать ист...
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 7 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Северная война"....
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"
Презентация к уроку истории и культуры Санкт-Петербурга в 8 классе "Памятники воинской славы в Санкт-Петербурге: Отечественная война 1812 года"...
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт - Петербурга для 7-9 классов к УМК под редакцией ЕрмолаевойЛ.К. История и Культура Санкт - Петербурга, Часть 1, 2, 3 (базовый уровень).
Рабочие программы учебного курса История и культура Санкт – Петербургадля 7 -9 классов к УМК под редакцией Ермолаевой Л.К. История и культура Санкт-Петербурга, Часть 1, 2,3 (базовый урове...