План-конспект занятия «ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРИ»
план-конспект занятия на тему
Конспект занятия по экологии для обучающихся 7 лет. Форма занятия: занятие - сказка. Цель занятия: уточнить и расширить представление о многообразии лекарственных растений родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_prirodnye_lekari.doc | 59 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Дом детского творчества» Называевского муниципального района Омской области
План-конспект занятия
«ПРИРОДНЫЕ ЛЕКАРИ»
(рассчитан для детей 7 лет)
Подготовила: Калинина Оксана Владимировна,
педагог дополнительного образования
2014г.
Тема: «Природные лекари»
Цель: уточнить и расширить представления о многообразии лекарственных растений родного края.
Задачи:
1.Научить обучающихся определять лекарственные растения по их внешнему виду (5-6 видов), расширять знания о пользе и применении лекарственных растений.
2. Развивать экологическую культуру обучающихся ;
3.Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Форма занятия: занятие - сказка
Методы: словесный, познавательный, игровой.
Оборудование: ноутбук.
Демонстрационный материал: презентация «Природные лекари»
Раздаточный материал: фильтр-пакеты с лекарственными травами, которые помещены в конверты с иллюстрациями, корзина.
Ход занятия
- Организационный момент.
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Все загадки разгадать,
Научитесь наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность,
А поможет всё узнать наша любознательность.
II. Сообщение темы, цели и задач занятия.
-Ребята, нам в Дом детского творчества пришло письмо из Цветочного города, где живет Незнайка и его друзья, пишет нам Пилюлькин: «Дорогие ребята, в нашем городке случилось несчастье - простудились коротышки: малыши и малышки! Один Незнайка закалялся и здоровеньким остался! Прошу вас помощь ему оказать, природных лекарей собрать! Сам с больными остаюсь, заразиться не боюсь!»
(Звучит мелодия из мультфильма «Незнайка и его друзья») – А вот и он, собственной персоной, к нам пожаловал!
–Так, так, так….,–задумался Незнайка,– что же это за природные лекари?!
–А вы, ребята, догадались? (ответы детей) Верно, это растения, которые лечат, именно по этому их и называют лекарями, или по – другому –лекарственными!
В нашем родном крае тоже растет очень много растений, среди них есть и «лекари».
–Ну, что, ребята, поможем нашему гостю собрать и заготовить «природных лекарей»? (ответы детей) Для этого нам надо отправиться в путешествие по нашим лесным тропинкам, готовы?!
III. Актуализация знаний.
–Но для того чтобы собрать лекарственные растения, не причиняя вред природе и не подвергая себя опасности, необходимы знания о правилах их сбора и заготовок. Прошу обратить внимание на экран.
Слайд 1
1. Собирать растения лучше в сухую погоду, утром, после того как высохнет роса.
2. Нельзя собирать растения в городе и вблизи дороги. Почему, как вы думаете? (Ответы детей). Растения там отравлены ядами из выхлопных труб транспорта.
3. Сорванные растения складывать в широкую корзину, чтобы не помять их, а то выделится сок.
4.Сушить растения нужно в тени, а не на солнц или в хорошо проветриваемом помещении.
5. Нельзя при сборе топтать соседние растения, нельзя рвать растения с корнем и рвать все до последнего. Почему? (Ответы детей).
Педагог: С чего же начать путешествие? (ответы детей). Правильно, для начала, вспомним правила поведения в природе!
Слайд 2
(Дети вспоминают правила поведения в природе).
Педагог: Итак, в путь!
IV. Введение нового материала.
–Ребята, вы уже много знаете о растениях нашего края. Без растений жизнь на планете Земля не существовала бы. Растения не только помогают всем живым существам дышать, но также помогают им лечиться от болезней.
Надо только знать и уметь ими пользоваться. Еще давным-давно люди заметили, что все звери лечатся травами. Разные растения помогают от разных болезней. Природа предлагает человеку огромное разнообразие даров, среди них – лекарства от многих болезней.
–Вот еще, растения собирать, сушить…столько времени и сил тратить, – воскликнул Незнайка, – лучше пойду в аптеку и таблеток накуплю от всех болезней!
(звучит песенка Медуницы из мультипликационного фильма «Незнайка и его друзья»). Появляется Медуница.
Медуница: Ребята я приготовила вам необычные загадки вы внимательно слушайте и отвечайте.
Слайд 3
- На конце его – сережки,
На земле лежат листки –
Маленькие лопушки.
Нам он – как хороший друг.
Лечит раны ног и рук.
(Подорожник)
–Подорожник произрастает вдоль дорог (отсюда и название), применяют в медицине листья, которые обладают ранозаживляющим действием.
Слайд 4
2.Паренёчек белобрысый
Ветер дунет, станет лысый.
Кто же этот Мальчик,
Это (Одуванчик)
–Верно, ребята, это одуванчик! Он растет на полянках, открытой местности, вдоль дорог. Это растение тоже обладает лекарственными свойствами: отвар из корней одуванчика применяют в медицине при болезнях желудка, а еще одуванчик богат витаминами- сок и настой листьев одуванчика восстанавливают силы, их надо принимать весной при авитаминозе, быстрой утомляемости!
–Что-то я утомился, – сказал Незнайка,–мне бы что-нибудь из этого вашего одуванчика принять!
–Ребята, а давайте поможем Незнайке набраться сил!
Физминутка «Одуванчик»
Одуванчик, одуванчик!
(Приседают, потом медленно поднимаются)
Стебель тоненький, как пальчик.
Если ветер быстрый-быстрый
(Разбегаются в разные стороны)
На поляну налетит,
Все вокруг зашелестит.
(Говорят «ш-ш-ш-ш-ш»)
Одуванчика тычинки
Разлетятся хороводом
(Берутся за руки и идут по кругу)
И сольются с небосводом!
–Хорошо, – улыбнулся Незнайка,–можно дальше, по тропинке шагать!
Слайд 5
3. С древних времен меня уважают,
Про мои целебные свойства все знают.
Листочки, словно лодка,
А зовут меня …(Солодка)
–Это растение называется солодка, произрастает преимущественно по берегам рек. Корень солодки обладает ярко выраженными лечебными свойствами. Прием отваров и настоек на основе солодки помогает при бронхите, воспалении легких и других заболеваниях.
Слайд 6
4. Злая, как волчица,
Жжется, как горчица!
Что ж это за диво?
Это же ...(Крапива)
Медуница: Правильно, ребята, это крапива!
Незнайка: Не люблю крапиву! Какая от нее польза, только жжется!
–Ребята, а как вы согласны с Незнайкой? (ответы детей) Давайте послушаем, что нам о крапиве расскажет Медуница.
Медуница: Растет повсеместно: около жилищ, в низинах, по берегам рек. Крапива имеет множество лечебных свойств: кровоостанавливающее, ранозаживляющее, противолихорадочное, противомикробное.
Слайд 7
5. Желтые глазки в белых ресничках,
Людям на радость, пчёлкам и птичкам.
Землю собою они украшают,
На лепестках их порою гадают
Бабочки любят их, любят букашки
Эти цветочки зовутся (Ромашки)
Незнайка: Ромашку я знаю! А что, она тоже лекарственная что ли?
–Конечно,–ответила Медуница,– При простудных заболеваниях, необходимо регулярно полоскать горло ромашковым настоем.
–А вот еще одно очень красивое и полезное растение:
Слайд 8
6. Среди пахнущей травы,
Может быть, встречали вы -
Помогает «духом фей»
Простудившимся ... (Шалфей)
–Перед вами растение, которое называется «шалфей». Еще у него есть второе имя — «сальвия». Но в нашей местности принято использовать название «шалфей». Название растения происходит от латинских слов - спасать, предохранять.
Шалфей - светолюбивое, теплолюбивое и засухоустойчивое растение.
Как вы понимаете эти слова? (Ответы детей). Верно, шалфей, любит свет, тепло и хорошо переносит отсутствие влаги — не боится засухи.
На вид он грубоват - с широкими листьями и сильным стеблем с фиолетово-синими цветками. Сорвешь стебель, и чем больше вялятся на солнце цветки, тем крепче становится источаемый ими запах. Ребята возьмите конвертик с шалфеем, поднесите к лицу и ощутите аромат, правда, приятный запах?! Шалфей цветет, правда, недолго, но ароматны у него не только цветы, но и листья, и в старину эти листья продавали на вес золота.
«Священная трава», «трава долголетия», «чудо - трава» – это все о шалфее. Древние люди верили в чудодейственную силу этого растения и сочиняли о нем стихи:
Нервы шалфей укрепляет и рук унимает дрожанье,
И лихорадку изгнать даже острую он в состоянье.
Ты наш спаситель, шалфей, и помощник, природою данный...
Шалфей благодаря своим чудесным свойствам поможет укрепить здоровье и даже продлить жизнь.
Недаром есть такие старинные поговорки: «У кого в саду шалфей, тому доктор не нужен» и «Кто долго жить желает, пусть ест шалфей в мае».
В наши дни в любой аптеке можно купить шалфей и с его помощью вылечить больное горло.
Все растения собранные нами сегодня обладают ароматом?
Незнайка: Ух ты, сколько лекарственных растений мы собрали!
Медуница: Да, почти в каждом растении можно найти необходимые лекарственные свойства! Пилюлькин просил нас собрать и заготовить те растения, которые помогут ему вылечить жителей Цветочного города от простуды.
V. Практическая работа.
1.Работа с раздаточным материалом
–Ребята, давайте вспомним, с какими растениями и их лекарственными свойствами мы сегодня познакомились (ответы детей)
– Ребята, если мы поднесем фильтр-пакет с шалфеем к лицу и сделаем глубокий вдох носом, то сможет ощутить приятный аромат этого растения, который сохраняется даже после засушивания! Давайте проведем такой эксперимент и с другими фильтр-пакетами…
Дети по очереди достают фильтр-пакеты из конвертов с иллюстрациями (педагог проговаривает название каждого растения):
- крапивы,
- подорожника,
- ромашки,
- солодки
- одуванчика
–Все ли растения обладают ароматом? (ответы детей)
–Верно, есть растения, которые почти не имеют запаха (подорожник, крапива), а есть растения, обладающие характерным, выраженным ароматом (шалфей, ромашка, солодка). ВЫВОД: каждое растение имеет характерные внешние признаки, свой неповторимый аромат!
–А сейчас прошу вас сложить в корзину конвертики с теми растениями, которые помогут при лечении простудных заболеваний (шалфей, ромашка, солодка).
VII. Подведение итогов.
– Медуница очень благодарна за то, что вы были внимательными, любознательными, знаете правила поведения в природе и за оказанную помощь при сборе лекарственных растений награждает вас памятными медалями! Наше занятие подошло к концу, давайте попрощаемся с нашими героями! До свидания, до новых встреч!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА План-конспект урока в 11 классе «Фотоэффект. Применение фотоэффекта.»
Урок с использованием ЭОР. В изучении нового материала используется информационный модуль "Фотоэффект" для базового уровня старшей школы. В практический модуль входи...
План-конспект занятия "Природные лекари"
Данна методическая разработка по экологической тематике рассчитана на возрастную категорию воспитанников 6-7 лет. Материал представлен в доступной форме, применяемые методы соответствуют возрастныи ос...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
Цель урока: Развитие новых умений и навыков при игре в баскетбол, воспитание дисциплинированности.Задачи урока: 1. Совершенствование техники выполнения передачи мяча ...
Занятие "Природные запахи"
Цель: способствовать развитию коммуникативных навыков общения, сплоченности, чувства эмпатии, снижению эмоционального напряжения.способствовать формированию взаимодействия между детьми, развитию...
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча»
План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Баскетбол. Ловля, передача и ведение мяча» План – конспект урока по физической культуре в 7 классе Тема: «Б...
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка) План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в графике. Стилизация животных)
План-конспект урока изобразительного искусства 5 класс. Тема:(Конструкция и декор предметов народного быта. Русская прялка)План-конспект урока изобразительного искусства 6 класс. Тема:(Линия и пятно в...
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий". План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики
Разработка спортивного мероприятия в летнем лагере " Сильный,смелый,ловкий".План-конспект тренировочного занятия по волейболу. План-конспект занятия по легкой атлетики....