История зарождения и развития танца
методическая разработка на тему

Чеснокова Тамара Евгеньевна

Данный материал рекомендуется для младших школьников в рамках эстетического развития. Это беседа, краткое изложение истории танца для первого знакомства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Беседа для младших школьников

«История зарождения  и развития танца»

(в рамках эстетического развития)

Уважаемые ребята, вы никогда не задавались вопросом: «Что же такое  танец?», -   увидев на сцене  или по телевизору  балетный спектакль, красивый народный  или  эстрадный танец.  «Откуда  идут  его истоки? Как  овладеть  этим  искусством?». Сегодня вы узнаете историю зарождения и развития танцевального искусства.

Еще в  самые   древние   времена  танец  был   одним  из первых  языков,  которым  люди   могли  выразить  свои  чувства.

        А вы  знаете, что  первые   танцы древности были далеки  от того, что  в наши дни  называют  этим словом? Древний   человек передавал  свои впечатления об  окружающем  мире  разнообразными  движениями и  жестами, вкладывая в них  свое настроение,  свое  душевное состояние. Возгласы, пение, пантомимная  игра были  взаимосвязаны с танцем. Эти действия  имели  ритуальное значение. И первые   танцы  носили  ритуальный  обрядовый  характер.  

        Танец во все времена  был тесно  связан с жизнью и бытом  людей. Поэтому каждый  танец    отвечает  характеру,  духу того народа, у которого  он   зародился. С  изменением социального  строя, условий  жизни  менялись  характер и тематика  искусства, изменялся  и танец.

        Выразительные танцы  имели  огромное  значение  и в быту, и в  общественной  жизни. Очень часто  празднества начинались и  сопровождались плясками. С развитием  общества развивались и танцы, появлялись  разнообразные  формы:  уже  у древних  греков  танцы  можно было разделить на  священные (обрядовые, ритуальные),  военные, сценические, общественно- бытовые. Примерно  такие же по характеру танцы были и у других  народов.

        На Руси  зарождение  различных  танцев  относится к глубокой  древности. Самым  древним русским  народным танцем был хоровод – это   массовый танец, его рисунок – простой круг,  олицетворял движение  Солнца вокруг Земли. Позднее появились кадрили, ланцы,  шестеры и т.д.

        А вот  первые   профессиональные  танцы,  первые   балеты возникли  еще в средневековой  Франции. Именно там из танцев  с  покачиваниями и притопами, подскоками и прыжками, называемых бранлями (от слова Branle – качание, хоровод)  со временем  возникла  французская  хореография. И до  наших дней в профессиональной  хореографии  сохраняется  терминология именно на  французском  языке.

        В России  хореография  зародилась  еще в VI в. до н э. и долгое  время  существовали  различные  учения и методики преподавания до  тех пор, пока более ста лет назад балерина и педагог А.Я. Ваганова не  создала логическую  четкую систему  классического танца. Именно  по этой  системе  уже  много лет  обучают  детей классическому танцу в  балетных и хореографических  школах,  студиях, отделениях. Именно  система  А.Я. Вагановой  является  основой  профессионального танца.



Предварительный просмотр:

 

Методическая разработка

«Особенности  преподавания  народно - сценического  танца в разных  возрастных группах детского хореографического коллектива»

                                        Педагог – хореограф

                                                             Чеснокова Т.Е

Содержание

  1. Введение
  2. Значение народной культуры и народно - сценического танца в эстетическом  воспитании детей.
  3. Построение урока народно – сценического танца в детском  хореографическом  коллективе.
  4. Возрастные  особенности преподавания  народно – сценического танца.

Народное искусство – это   чудесная  неиссякаемая сокровищница,  откуда   черпали  и будут  черпать  материал,  для  своего творчества  создатели  танцев.  Только  любя, понимая и зная народное искусство,   можно и пользоваться им,  и приносить  ему  пользу.  

        Танец – своеобразная  летопись  жизни  народа. Преобразования в жизни народа  отражаются   на  развитии   народного искусства. В хореографию приходят новые темы, сюжеты,  образы. За последнее время  сценический танец  заметно  обогатился  техникой,  стал  более  выразительным, сложным.  Но  по-прежнему в этих танцах  отражается душа народа, подчеркивается та или  иная манера  исполнения.

Одной из  сокровищниц  народного искусства  является  народный танец.

И, так  как  здесь  речь пойдет о   детском народном коллективе,  необходимо  отметить, что  народный танец является   одним  из  важнейших средств  эстетического  воспитания  детей.

        Работать с детьми – значить   ежедневно, ежечасно,  из  года в год  отдавать  ребенку    свой жизненный  душевный опыт,  формируя его личность, развитую  всесторонне и гармонично.

        Одним   из  звеньев воспитательного процесса в целом  можно  считать   урок  народно - сценического танца,  в котором  воспитание и обучение  неразделимы.

        Прогрессивная практика обучения  выделяет главные  направления  учебного процесса: «учить  нужно легко, приятно,   основательно», «учить нужно  доступно и прочно».

Исходя  из  этого, можно выделить   основные  принципы  процесса  обучения,  которые  необходимо  использовать в построении  урока  народно - сценического  танца:

  1. От простого -  к сложному;
  2. Доступность.

    Например, при  изучении  элемента  украинского танца - движение «бегунок»,  сначала разучиваем  это движение  по  кругу в  «чистом  виде», только после этого его можно  исполнять в  сочетании  с другими движениями:  различными поворотами,  положением рук,  и далее в более  сложных комбинациях.

Объяснять новый материал лучше  всего  просто,  четко, немногословно.

        В основе  урока  народно – сценического  танца  лежит построение   урока   классического  танца,  включающего в себя   экзерсис у станка и на  середине.

Учитывая особенности народного танца  в целом,  и урок строится несколько  иначе,  точнее  -  вторая половина урока.  Если  в классическом танце «середину» составляет adagio и allegro,  то  в народно - сценическом  - разучивание  отдельных танцевальных комбинаций и этюдов.  Порядок  упражнений у станка  устанавливается по принципу  чередования движений, тренирующих  различные  группы  мышц.

В  законченном  виде  урок  народно – сценического  танца  может  выглядеть так:

                1) demi  и grand plie.

                2) Скольжение  стопой по полу (battement tendu)

                3) Каблучные упражнения, которые вводят в работу пятку

    опорной ноги.

4) Маленькие броски (battement tendu jete)

5) Упражнение  с ненапряженной стопой (flic-flac)

6) Подготовка к «веревочке»

7) Низкие и высокие развороты колена (battement fondu)

8) Дробные   выстукивания

9)  Вращательные движения ногой (rond  de jambe)

10) Раскрывание  ноги на 90 градусов ( devoloppe)

11) Зигзаги

12) Большие броски работающей ногой на 90 градусов (grand

      battement tendu jete)

13) Упражнения  лицом к станку

14)  Прыжки

15) Присядки

Экзерсис на середине:

  1. Вращения
  2. Разучивание отдельных танцевальных комбинаций, движений
  3. Этюды

Но в такой форме  урок может  строиться  только в работе  со взрослым

коллективом,  так  как  детский  организм не  выдержит  такой нагрузки.

Из приведенного  выше  урока народно - сценического танца  необходимо  отобрать лишь те привычные  элементы  урока,  которые  ребенку по силам и помогают   выработать устойчивость,  координацию,  музыкальность, в то же  время,   сохраняя  общую  структуру  урока.  

Дети разных  возрастов  существенно  отличаются  друг от друга по степени умственного, нравственного и  физического развития. Учитывая  возрастные  особенности,  силы  и возможности детей  педагог - хореограф и  должен строить урок  народно – сценического танца предъявляя  каждому  возрасту  оптимальные  требования.

Известно, что   особенностью младшего возраста  является  его эмоциональная   активность, стремление к конкретной, сравнительно  непродолжительной деятельности. То есть для  младшего  возраста  урок можно построить на игровых элементах. В  этом  случае  любой  объясняемый  материал  будет   лучше  усваиваться, в  силу  психологических  особенностей  младшего детского возраста, то есть  способности к активной,  эмоциональной  конкретной деятельности. Нельзя долго заострять внимание  ребенка на отработке  одних и тех же  элементов. В данном случае  он устает  физически, рассеивается внимание. Ребенку   необходима  эмоциональная  разрядка, смена действий, смена  информации.

        В подростковом  возрасте  важно  учитывать  стремление к взрослости,  самостоятельности, более  четкому  осознанию  своих действий. Здесь  упражнениям  у станка  отводится примерно 1/3  урока, после чего можно переходить на  «середину». Урок  не должен быть монотонным, из каждого  его, пусть краткого  раздела, интересного ребенку именно  новизной,  надо извлечь пользу. Преподаватель сам  должен  решить  каков  удельный  вес  каждого  движения  в течение  урока,  и определить  соотношение  частей урока. Первые,  самые простые  движения  предвосхищают  более сложные и  необходимы для того, чтобы потом ребенок  правильно и красиво танцевал. Поначалу не надо  долго задерживать  внимание детей на одном движении. Слишком  долгое пребывание у станка  может    вызвать скуку  и даже  потерю интереса к   занятиям. «Середину» целесообразно начинать с некоторых упражнений, пройденных у станка. Здесь  большое внимание  уделяется координации  движения ног, с движениями корпуса и головы. Постепенно занятия на «середине» усложняются: соединятся  отдельные пройденные движения в небольшие этюды.

В детском  коллективе старшего  возраста  упражнения у станка  усложняются технически и  по  эмоциональной  окраске.  Время, отведенное для  занятий на  «середине» постепенно  увеличивается за счет  сокращения упражнений у станка. Упражнения, как у станка, так и на середине видоизменяются,  убыстряется  темп их выполнения,  этюды  становятся более  сложными. Все новые элементы  не  должны  «выдаваться» сразу, в течение  одного урока, надо очень  осторожно  дать  детям  возможность  освоить часть  элементов; затем на  время  отложить выученный материал, подменив его новым.  Правильность,  четкость,  точность выполнения элементов народного танца должны войты в подсознание ребенка,  зафиксироваться в его  мускульной памяти,  стать своего  рода рефлексом.  Только в этом случае можно создать нужные предпосылки  к  успешной работе над различными  танцевальными номерами.

Музыкальное содержание   урока – дело  первостепенной  важности. Именно в течение  последовательного ряда уроков  дети приучаются  к   своеобразному  мелодическому  мышлению.  Соответственно  для  среднего и старшего возраста музыка подбирается  более  разнообразная  с усложненным  ритмическим  рисунком и   мелодической  окраской. В детском  коллективе младшего  возраста  необходимо  выбирать предельно ясные мелодии,  яркие, образные, особенно на первых порах.  Музыкальное  сопровождение на уроках  должно  быть  органично  связано с выполняемыми  движениями, должно  соответствовать характеру  движений стилю и национальности, должно  быть четко  согласовано  с ритмом.

Все вместе взятое  воспитывает  и  музыкальную  культуру, и вкус детей, что  имеет не маловажное  значение в будущем.

Серьезное место  в построении  урока народно – сценического танца  в детском  коллективе  имеет и подбор  репертуара и    изучаемых национальностей, так  как  не  все  национальности  можно  брать для  изучения в детском  коллективе. Например,  элементы русского, белорусского  танца в детском коллективе  младшего возраста  будут  усваиваться  легче,  чем  элементы польского,  узбекского  танца. В  детском  коллективе  среднего и старшего  возраста   соответственно  репертуар  должен  расширяться.  Можно   уже  для изучения брать  элементы  украинского, татарского, башкирского  танца и других.

Дети способны  усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слово  педагога.

Все  вышесказанное позволяет  сделать  вывод,  что не  только к построению урока  народно – сценического  танца,  но и ко всей работе с детским  танцевальным  коллективом  в целом  нужно подходить   чутко, профессионально, грамотно,  учитывая  все  специфические особенности  детского  возраста,   с любовью к детям и к своей профессии.

Литература

1.            Иноземцева Г.В. «Народный танец»        - М., 1971

2.            Резникова З.П. «Танцы народов мира»- М., 1959

3.    Стуколкина Н.М. «Четыре  экзерсиса. Уроки характерного танца»-    

       М., 1972                                        

4.   Уральская В.И. «Природа танца» - М., 1981

5.          Голейзовский К.Я. «Образы русской народной хореографии» -М.,    

           1964

  1.  Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» - М., 2004
  2. Телегина Л.А.  «Народно  - сценический танец» -  Самара, 2002
  3. Гусев Г.П. «Методика   преподавания народного танца:- Упражнения у станка» - М., 2003
  4. Уральская В.И. «Рождение танца» - М.,  2982


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий открытого занятия танцевальной студии "Ритм" История развития танца""

Данное мероприятие проводилось для педагогического коллектива, родителей танцевальной студии, как показательное. Сценарий можно использовать в школе как мероприятие, посвященное "Дню Танца", как класс...

История зарождения языка и письменности

Презентация на тему истории зарождения языка и письменности....

Классный час : "Они были первыми. Об истории зарождения сестричества в России"

Методическая  разработка внеаудиторного мероприятия- классного часа, проведённого в стенах ГБ ОУ СПО ВО "Владимирский базовый медицинский колледж". Фотографии с данного мероприятия заняли первое ...

Урок истории "Зарождение демократии в Афинах"

Презентация и конспект к уроку истории в 5 классе...

26.10. ПК1, МСТ1. История. Зарождение централизованных государств в Европе.

Задание.1. Причины и последствия столетней войны. Сколько лет она длилась? 2.Что такое Реконкиста? Её итоги.3. Используя интернет - ресурсы, составьте таблицу "Гуситские войны",   ...