Дополнительная образовательная программа «ПЕРЕСВЕТ»
рабочая программа (8 класс) на тему
Основное направление деятельности дополнительной образоватенльной программы «Пересвет» - реконструкция (воссоздание) исторического костюма, предметов вооружения и снаряжения коня и всадника, а также предметов быта воинов находившихся на территории нашего края в период с 13 по 14 в. включительно, практическое изучение группы ремесел мастера-оружейника.
Практическое изучение группы ремесел мастера-оружейника, необходимых для реконструкции комплекса вооружения и снаряжения, основано на научной археологической и специализированной научно-популярной военно-исторической литературе, а также на письменных и изобразительных источниках и этнографических материалах.
Программа рассчитана на обучающихся в возрасте 12 -18 лет. Срок реализации – 2 года.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Пересвет | 66.02 КБ |
Предварительный просмотр:
КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ
администрации муниципального образования «город Новомосковск»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ДЕТСКИЙ ОЗДОРОВИТЕЛЬНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ЦЕНТР
«П Р И Н Я Т О»
На Педагогическом совете
Протокол №…
От «…» ………… 2013 г.
Секретарь педагогического совета
_____________________________
……………………….
«У Т В Е Р Ж Д Е Н О»
«… » ………… 2013 г.
Директор МОУ ДОД «ДОЭЦ»
______________________________
И.В. КУЗНЕЦОВ
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ПЕРЕСВЕТ»
Направленность – военно-патриотическая
Возраст обучающихся - 12 -18 лет
Срок реализации – 2 года
Автор-составитель образовательной программы:
В.С. Лукьянов, педагог дополнительного образования
НОВОМОСКОВСК
2013 г.
СОДЕРЖАНИЕ
1. Направленность дополнительной образовательной программы
2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
8. Ожидаемые результаты и способы их проверки
9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
III. Содержание дополнительной образовательной программы
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
I. Пояснительная записка
1. Направленность дополнительной образовательной программы
Дополнительная образовательная программа «Пересвет» реализуется Муниципальным казенным образовательным учреждением дополнительного образования детей «Детский оздоровительно-экологический центр».
Основное направление деятельности дополнительной образоватенльной программы «Пересвет» - реконструкция (воссоздание) исторического костюма, предметов вооружения и снаряжения коня и всадника, а также предметов быта воинов находившихся на территории нашего края в период с 13 по 14 в. включительно, практическое изучение группы ремесел мастера-оружейника.
Практическое изучение группы ремесел мастера-оружейника, необходимых для реконструкции комплекса вооружения и снаряжения, основано на научной археологической и специализированной научно-популярной военно-исторической литературе, а также на письменных и изобразительных источниках и этнографических материалах.
Специализированное историко-краеведческое образование подростков оказывает неоценимое содействие учителям истории общеобразовательных школ.
Необходимо подчеркнуть роль регионального компонента. Опыт показывает, что подростки, занимающиеся по подобным программам, демонстрируют более глубокие знания по истории Отечества в общем, и по региональному компоненту, в частности.
Одним из направлений деятельности участников дополнительной образовательной программы «Пересвет» является популяризаторская работа, а именно: участие в исторических фестивалях (при наличии исторически верно воспроизведенного костюма и комплекса вооружения и снаряжения, согласно требованиям организаторов фестиваля), участие в профильных культурно-массовых мероприятиях, а также в выставках, экспозициях, конкурсах, военно-спортивных состязаниях по историческому фехтованию и конноспортивных состязаниях.
В каникулярное время воспитанники МКОУ ДОД «ДОЭЦ», обучающиеся по дополнительной образовательной программе «Пересвет» имеют возможность принимать участие в различных краеведческих походах, экскурсиях.
2. Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность
В последнее время укореняется понятие «дополнительного образования», которое дают многопрофильные образовательно-воспитательные учреждения. В клубах, на станциях юных техников, в домах народного творчества, на спортивных базах, в студиях музыкального театрального искусства дети и молодежь находят возможность удовлетворять свои творческие потребности, вовлекаться в полезные формы досуга получать необходимые, в том числе профессиональные знания. Благодаря научным исследованиям, внешкольная система занятости детей и взрослых получает возможность эффективного развития, превращается в источник повышения культуры общества.
В последнее время возрос интерес к отечественной истории. Все большее внимание в нашей стране уделяется патриотическому воспитанию молодежи. Говоря о патриотическом воспитании, нельзя обойти вниманием первое ратное поле России – Куликово поле.
Немаловажно, что изучая данную проблему, мы реализуем региональный компонент, так как история Куликова поля – это история нашего края.
Невозможно переоценить значение победы войск Дмитрия Донского на Куликовом поле. Победа на Куликовом поле была бы невозможна без сильного хорошо подготовленного и хорошо вооруженного профессионального войска. Говоря о силе русского оружия, мы не можем оставить без внимания мощь и величие побежденного соперника. Во все времена, в том числе в эпоху средневековья, самые передовые достижения и технологии используются в военной сфере. Этим обусловлена ведущая роль военно-исторической реконструкции в сфере патриотического воспитания молодежи.
Необходимо отметить то, что на территории нашей области военно-историческое движение широко распространено. Такая форма досуга наиболее популярна в городе Тула, так как этот город имеет глубокие исторические корни.
Учитывая специфику работы Детского оздоровительно-экологического центра МКОУ ДОД, обучающимся предоставляется возможность наряду с практическим изучением группы ремесел мастера-оружейника освоить основы верховой езды. Это выгодно отличает данную образовательную программу от программ, реализуемых другими военно-историческими клубами области. Таким образом, новизна предлагаемой программы заключается в том, что воспитанники МКОУ ДОД «ДОЭЦ» получают редкую возможность заниматься реконструкцией предметов вооружения воина-всадника, а также использовать воссозданный ими комплекс вооружения и снаряжения верхом. Это расширяет возможности образовательной программы и способствует более полной реализации принципов разностороннего развития личности воспитанников.
3. Цель и задачи дополнительной образовательной программы
Основной целью настоящей программы является: обеспечение воспитанникам дополнительных возможностей для духовного, интеллектуального и физического развития, удовлетворение их творческих и образовательных потребностей.
Обучающие задачи:
- приобретение навыков работы с научной литературой;
- изучение основ кузнечного ремесла;
- изучение основ стекольного ремесла;
- изучение основ слесарного дела;
- изучение основ столярного дела;
- изучение основ кожевенного ремесла;
- изучение основ портняжного ремесла;
- приобретение навыков по практическому применению предметов вооружения, снаряжения (как в пешем, так и в конном строю);
Воспитывающие задачи:
- стимулирование творческой активности воспитанников;
- развития стремления к познавательной деятельности;
- формирование художественно-эстетического вкуса;
- воспитание аккуратности и трудолюбия;
- воспитание у детей «чувства локтя» и любви к Отечеству.
- формирование профессионального самоопределения обучающихся.
Развивающие задачи:
- развитие творческих способностей воспитанников;
- развитие эмоционально-волевой сферы;
- совершенствование произвольного внимания;
- совершенствование координации движений;
- развитие мелкой моторики рук;
- развитие вестибулярного аппарата;
- общее улучшение физического и психологического состояния здоровья.
4. Отличительные особенности данной дополнительной образовательной программы от уже существующих
Дополнительная образовательная программа «Пересвет» предполагает не только практическое изучение группы ремесел мастера-оружейника, но и охватывает множество других направлений:
- работа с научной литературой и источниками;
- эксперименты по технологиям древних производств;
- тестирование реплик защитного и наступательного вооружения;
- работа по созданию выставочных экспонатов с их научным обоснованием;
- участие в профильных военно-исторических семинарах и конференциях;
- разработка профильных наглядных методических пособий - стендов;
- сотрудничество с профильными организациями и специалистами различных направлений;
- участие в краеведческих экскурсиях и походах.
Предлагаемый нами комплексный подход в деле патриотического воспитания позволяет охватить больший круг интересующейся молодежи, а также способствует разностороннему развитию личности.
5. Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы
Участники программы составляют одну учебную группу от 6 до 12 человек. Возраст обучающихся от 12 до 18 лет. Относительно высокий возрастной показатель связан со спецификой работы программы (большинство процессов характеризуется высокой трудоемкостью).
6. Сроки реализации дополнительной образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы)
Дополнительная образовательная программа «Пересвет» реализуется в течение двух учебных лет.
Содержание деятельности обучающихся можно условно разделить на три этапа:
1.Теоретический.
2. Практический.
3. Потребительский.
1.Теоретический этап – кабинетная часть.
Реализация этого этапа деятельности направлена на приобретение начальных, базовых, теоретических знаний, необходимых для дальнейшего их применения в процессе практической работы по реконструкции комплексов вооружения и снаряжения, быта.
Обучающемуся необходимо получить комплекс теоретических знаний для четкого представления о том:
а) что надо делать,
б) как надо делать,
в) как использовать сделанное.
2. Практический этап.
Реализация этого этапа направлена на приобретение практических навыков по освоению группы ремесел мастера-оружейника: кузнечное, слесарное, чеканное, литейное, ювелирное, кожевенное дело, деревообработку, работу со стеклом, портняжное дело и использование этих навыков при изготовлении реплик комплексов вооружения и снаряжения на основе теоретических знаний.
3. Потребительский этап.
Данный этап деятельности предполагает приобретение навыков по реализации (потреблению) плодов своего творчества - практическое применение предметов вооружения и снаряжения, быта. А именно: военно-историческое фехтование, стрельба из лука.
7. Формы и режим занятий
Формы организации занятий: урок, беседа, ручной труд, практическая работа, экскурсия, поход.
Режим занятий определяется, прежде всего, обучающими, развивающими и воспитывающими задачами курса, а также необходимостью соответствия условий обучения интеллектуальным и психофизическим особенностям контингента воспитанников.
8. Ожидаемые результаты и способы их проверки
По окончании курса обучающиеся должны знать:
- что такое военно-историческая реконструкция;
- ратные поля России, значение победы русского оружия на Куликовом поле;
- оборудование мастерской оружейника;
- правила техники безопасности в мастерской оружейника ;
- что такое оборонительное вооружение;
- разновидности шлемов русских и ордынских воинов;
- защитные свойства наручей, поножей, боевых ожерелий, рукавиц;
- место щитов в комплексе вооружения и снаряжения средневекового воина;
- отличительные особенности русского и ордынского средневекового костюма;
- типы и виды клинкового вооружения;
- принципы горячей ковки;
- условия применения древкового наступательного вооружения;
- разновидности традиционных луков, их составные части;
- назначение поясов в средневековой материальной культуре;
- основные вопросы технологии изготовления стеклянных бусин;
- особенности предметов средневекового быта;
По окончании курса обучающиеся должны уметь:
- работать с материалами и оборудованием мастерской оружейника;
- изготавливать кольчатую броню;
- изготавливать реплики древнерусского шлема;
- изготавливать наручи;
- изготавливать реплики деревянного щита;
- изготавливать реплики клинкового вооружения;
- ковать гвозди, применяя основные операции горячей ковки;
- изготавливать древко и наконечник копья;
- стрелять из традиционного лука.
9. Формы подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конференции и т.д.)
Для подведения итогов реализации дополнительной образовательной программы проводятся контрольные, самостоятельные и творческие работы, собеседования, оценка результативности выполнения упражнений. Также может использоваться оценка результатов, полученных во время участия в профильных состязаниях, выставках, фестивалях.
II. Учебно-тематический план
№ п/п | ТЕМА | Теоретические часы | Практические часы | Общее количество часов |
Что такое военно-историческая реконструкция, ее роль и место в жизни современной молодежи | 1 | - | 1 | |
Ратные поля России. Куликово поле. Бородино. Прохоровка. Значение победы русского оружия на Куликовом поле | 1 | - | 1 | |
Материалы и оборудование мастерской оружейника | 1 | 1 | 2 | |
Что такое оборонительное вооружение. Общие понятия | 1 | 1 | 2 | |
Технология изготовления кольчатой брони | 2 | 14 | 16 | |
Разновидности шлемов русских и ордынских воинов. Отличительные особенности и изготовление реплики древнерусского шлема | 3 | 14 | 17 | |
Наручи, поножи, боевые ожерелья, рукавицы. Технология изготовления наруча | 2 | 12 | 14 | |
Разновидности щитов. Их место в комплексе вооружения и снаряжения средневекового воина. Изготовление реплики деревянного щита | 2 | 12 | 14 | |
Типы и виды клинкового вооружения. Его составные части и функциональные и особенности. Техника обработки клинка | 2 | 18 | 20 | |
Основы кузнечного ремесла | 6 | 22 | 28 | |
Древковое наступательное вооружение. Копьё, пальма, сулица. Условия их применения. Технология изготовления древка и наконечника копья | 2 | 10 | 12 | |
Разновидности традиционных луков, их составные части. Технология изготовления рекурсивных луков. Приобретение практических навыков интуитивной стрельбы из лука | 5 | 20 | 25 | |
Русский и ордынский средневековый костюм. Их отличительные особенности | 2 | - | 2 | |
Назначение поясов в средневековой материальной культуре. Разновидности поясных накладок, создание их реплик. | 2 | 10 | 12 | |
Средневековые украшения. Украшения из стекла. Стеклодельная мастерская. Горелки. Основные вопросы технологии изготовления стеклянных бусин. Приобретение практических навыков изготовления стеклянных бусин. | 6 | 22 | 28 | |
Предметы средневекового быта. Посуда. Походные шатры и их формы | 2 | 4 | 6 | |
Резервные часы | 2 | 2 | 4 | |
Итого | 42 | 162 | 204 |
III. Содержание дополнительной образовательной программы
- Тема: «Что такое военно-историческая реконструкция, ее роль и место в жизни современной молодежи», 1 ч.
Теоретическая часть:
Основные сведения о военно-исторической реконструкции, ее роли и места в жизни современной молодежи. Цели и задачи курса «Пересвет». Содержание программы обучения.
Правила техники безопасности при ведении практических работ. Правила техники безопасности на теоретических занятиях. Правила поведения человека в чрезвычайных ситуациях. Требования производственной санитарии. Требования противопожарной безопасности.
- Тема: «Ратные поля России. Куликово поле. Бородино. Прохоровка. Значение победы русского оружия на Куликовом поле», 1 ч.
Теоретическая часть:
Историческая справка об основных ратных полях России. Куликово поле. Бородино. Прохоровка. Рассказ о войсках, традициях и значение побед русских войск для истории нашей Родины.
- Тема: «Материалы и оборудование мастерской оружейника», 2 ч.
Теоретическая часть:
История оружейного дела. Организация труда и рабочего места мастера-оружейника Средневековья.
Практическая часть:
Посещение оружейной мастерской. Техника безопасности работы в мастерской. Знакомство с материалами и инструментом оружейника и его практическим назначением.
- Тема «Что такое оборонительное вооружение. Общие понятия», 2 ч.
Теоретическая часть:
Общая характеристика оборонительного доспеха и боевых наголовий. Описание средств защиты конечностей.
Практическая часть:
Знакомство с образцами кольчатой, пластинчатой и кольчато-пластинчатой брони.
- Тема «Технология изготовления кольчатой брони», 16 ч.
Теоретическая часть:
Анализ разновидностей кольчатых броней. Особенности покроя кольчуг. Способы изготовления колец кольчуги. Инструменты для изготовления кольчуги.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении кольчатой брони. Навивка проволоки в пружинки. Раскусывание пружинки в кольца. Вязка колец между собой в кольчужные лоскуты. Вязка лоскутов в кольчужное полотно. Вязка кольчужных полотен в рубаху.
- Тема «Разновидности шлемов русских и ордынских воинов. Отличительные особенности и изготовление реплики древнерусского шлема», 17 ч.
Теоретическая часть:
Изучение и анализ находок шлемов на территории юго-восточной Руси, Кубани и Центральной Азии. Анализ форм куполов шлемов. Составные части и детали шлема. Изучение технологии изготовления шлемов.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении шлемов. Построение выкройки сегментов шлема. Вырубка сегментов шлема. Придание формы (ковка) сегментов шлема. Вырубка и ковка скрепительных полос. Склепыванеие сегментов шлема посредством скрепительных полос. Окончательное формирование купола шлема. Изготовление навершия и обода шлема. Вырубка наносника шлема. Приклепывание навершия обода и наносника на купол шлема. Плетение бармицы. Установка ее на шлем.
- Тема «Наручи, поножи, боевые ожерелья, рукавицы. Технология изготовления наруча», 14 ч.
Теоретическая часть:
Основные разновидности наручей и поножей, их технологические особенности. Боевые ожерелья и их назначение. Разновидности боевых рукавиц.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении наруча. Построение выкройки для изготовления наруча. Вырубка самого наруча и его створки. Ковка наруча и створки. Изготовление петли наруча. Склепывание наруча и его створки посредством петель. Изготовление пряжек. Установка пряжек на наруч.
- Тема «Разновидности щитов. Их место в комплексе вооружения и снаряжения средневекового воина. Изготовление реплики деревянного щита», 14 ч.
Теоретическая часть:
Изучение основных разновидностей щитов. Их структура и составные части. Форма умбона и способы его крепления на поле щита. Разновидности орнаментации щитов.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении щита. Выбор формы щита и умбона. Выбор орнамента. Заготовка и обстругивание досок для основы щита. Склейка их между собой. Придание основе щита необходимой формы и размера. Вырубка металлических деталей щита: обода и умбона. Ковка умбона. Оклейка основы щита тканным полотном и его роспись. Установка умбона, обода, крепежных ремней.
- Тема «Типы и виды клинкового вооружения. Его составные части и функциональные и особенности. Техника обработки клинка», 20 ч.
Теоретическая часть:
Основная характеристика клинкового вооружении. Его составные части и их боевое применение. Анализ типового разнообразия клинкового вооружения.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении реплики клинка. Придание формы с помощью абразивных камней. Шлифовка и полировка клинка. Изготовление перекрестья, рукояти и навершия рукояточной части. Выстругивание деревянных ножен. Их склейка и обтяжка. Изготовление наконечника и устья ножен. Изготовление подвеса. Сборка ножен.
- Тема «Основы кузнечного ремесла», 28 ч.
Теоретическая часть:
Материалы для ручной ковки. Нагревательные устройства. Инструменты. Технология ковки. Термическая обработка металла.
Практическая часть:
Общая техника безопасности при ковке. Техника пожарной безопасности. Освоение приемов и методов ковки с использованием основного и вспомогательного кузнечного инструмента. Приобретение практических навыков по основным кузнечным операциям: осадка полная и местная, вытяжка – увеличение длины за счет уменьшения поперечного сечения, рубка, гибка, обсечка, пробивка отверстий, скручивание, выглаживание. Рубка прутков, вытяжка кончиков прутков – формирование заготовок гвоздя, формирование шляпки гвоздя. Конкурс творческих работ обучающихся.
- Тема «Древковое наступательное вооружение. Копьё, пальма, сулица. Условия их применения. Технология изготовления древка и наконечника копья», 12 ч.
Теоретическая часть:
Анализ типов копий пальм и сулиц. Условия их применения и отличительные особенности. Анализ технологии изготовления наконечника копья. Способы крепления копья на древке.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении копья. Вырубка наконечника копья. Вырубка и сворачивание втулки копья. Соединение втулки и наконечника . Обстругивание древка и его покраска. Закрепление наконечника копья на древке.
- Тема «Разновидности традиционных луков, их составные части. Технология изготовления рекурсивных луков. Приобретение практических навыков интуитивной стрельбы из лука», 25 ч.
Теоретическая часть:
Знакомство с основными видами традиционных луков, принципами работы их составных частей. Снаряжение и экипировка лучника. Разновидности стрел и область их применения.
Практическая часть:
Техника безопасности при стрельбе из лука. Организация тренировочной площадки. Техника интуитивной стрельбы из лука, ее основные элементы. Изготовка к стрельбе. Отработка навыков натяжения тетивы. Отработка правильного хвата. Упражнения на развитие навыков удержания лука при стрельбе. Упражнения для развития концентрации внимания, прицеливание. Приобретение навыков управления дыханием. Высвобождение тетивы. Разминка перед стрельбой. Упражнения на совершенствование техники стрельбы из лука. Упражнения на оттачивание меткости. Турнир по интуитивной стрельбе из традиционного лука.
- Тема «Русский и ордынский средневековый костюм. Их отличительные особенности», 2 ч.
Теоретическая часть:
Происхождение, развитие, материалы изготовления, а также цветовые предпочтения и орнаментировка русского и ордынского средневекового костюма.
- Тема «Назначение поясов в средневековой материальной культуре. Разновидности поясных накладок, создание их реплик», 12 ч.
Теоретическая часть:
Происхождение, развитие, материалы изготовления кочевнических и древнерусских поясов. Анализ многообразия поясных накладок и способов их расположения на поясе.
Практическая часть:
Изготовление пряжки, пряжкодержателя, наконечника, поясных накладок. Их орнаментировка. Наклепывание накладок на полосу. Установка пряжки и наконечника.
- Тема «Средневековые украшения. Украшения из стекла», 28 ч.
Теоретическая часть:
Общие вопросы технологии работы со стеклом. Оборудование и инструменты, необходимые для изготовления стеклянных бусин. Стеклодельная мастерская. Последовательность технологических операций при изготовлении стеклянных бусин.
Практическая часть:
Техника безопасности при изготовлении стеклянных бусин. Подготовка сепаратора и мандрелей к работе. Настройка стеклодувной горелки. Разогрев стекла. Накручивание горячего стекла на мандрель и формирование бусины-основы. Формирование сферической бусины, формирование цилиндрической бусины, формирование бусин сложной геометрии. Приобретение навыков по изготовлению стеклянных струн. Нанесение точечного орнамента на бусину-основу при помощи стеклянных струн. Техники нанесения геометрического орнамента. Нанесение растительного орнамента на бусину-основу. Изготовление многоцветных бусин. Декорирование бусин с применением различных техник. Техника работы с прозрачным стеклом. Совершенствование навыков формирования однотонной бусины. Совершенствование навыков изготовления орнаментированных бусин. Конкурс творческих работ обучающихся.
- Тема «Предметы средневекового быта. Посуда. Походные шатры и их формы», 6 ч.
Теоретическая часть:
Сравнительная характеристика керамических изделий степных и оседлых народов. Разновидности форм походных шатров и кочевых юрт.
Практическая часть:
Заготовка и обстругивание деревянных элементов каркаса походного шатра. Скрепление элементов каркаса между собой. Обтяжка каркаса тканью.
Резервные часы: 4 ч.
IV. Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы
№п/п | ТЕМА | Формы занятий, приемы, методы | Техническое оснащение | Формы подведения итогов |
Что такое военно-историческая реконструкция, ее роль и место в жизни современной молодежи | Рассказ, беседа, демонстрация видеоматериалов | Компьютер, видеоролики | Опрос | |
Ратные поля России. Куликово поле. Бородино. Прохоровка. Значение победы русского оружия на Куликовом поле | Беседа, конференция | Иллюстрации | Оценка выступлений | |
Материалы и оборудование мастерской оружейника | Рассказ, экскурсия | Материалы и инструмент оружейника | Опрос | |
Что такое оборонительное вооружение. Общие понятия | Лекция, демонстрация | Образцы кольчатой, пластинчатой и кольчато-пластинчатой брони | Опрос | |
Технология изготовления кольчатой брони | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Сталистая проволока, тиски, кусачки, плоскогубцы | Оценка результатов труда | |
Разновидности шлемов русских и ордынских воинов. Отличительные особенности и изготовление реплики древнерусского шлема | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Канц.принадлежности, листовое железо, зубило, молоток, молоток со скругленным бойком, наковальня, тиски, дрель, напильник, наждачная бумага | Оценка результатов труда | |
Наручи, поножи, боевые ожерелья, рукавицы. Технология изготовления наруча | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Канц.принадлежности, листовое железо, зубило, молоток, молоток со скругленным бойком, наковальня, тиски, дрель, напильник, наждачная бумага, проволока | Оценка результатов труда | |
Разновидности щитов. Их место в комплексе вооружения и снаряжения средневекового воина. Изготовление реплики деревянного щита | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Доска, электролобзик, рубанок, клей ПВА, листовое железо, зубило, молоток со скругленным бойком, подкладной инструмент, напильник, дрель, проволока, холст, кисти, краски | Оценка результатов труда | |
Типы и виды клинкового вооружения. Его составные части и функциональные и особенности. Техника обработки клинка | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Поковка клинка, набор абразивных камней, наждачная бумага, УШМ, напильник, заготовка перекрестья, дрель, дерево (кость), листовое железо, проволока, клей ПВА, эпоксидная смола, молоток | Опрос, оценка результатов труда | |
Основы кузнечного ремесла | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Кузнечный горн с поддувом и вытяжкой, наковальня, кузнечные стуловые тиски, ручной кузнечный молот, кузнечные клещи. Подкладной кузнечный инструмент и гвоздильня. | Конкурс творческих работ учащихся | |
Древковое наступательное вооружение. Копьё, пальма, сулица. Условия их применения. Технология изготовления древка и наконечника копья | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Заготовка наконечника копья, листовое железо, брус, рубанок, наждачная бумага, краска, кожа | Опрос, оценка результатов труда | |
Разновидности традиционных луков, их составные части. Технология изготовления рекурсивных луков. Приобретение практических навыков интуитивной стрельбы из лука | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, учебно-тренировочный процесс | Традиционный рекурсивный лук, набор стрел, крага, мишень, стрелоулавливающая сетка | Турнир по интуитивной стрельбе из традиционного лука. | |
Русский и ордынский средневековый костюм. Их отличительные особенности | Рассказ, конференция, демонстрация иллюстраций | Компьютер, презентации, иллюстрации | Опрос, оценка докладов | |
Назначение поясов в средневековой материальной культуре. Разновидности поясных накладок, создание их реплик. | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Проволока латунная, листовая латунь, канц. Принадлежности, набор надфилей | Опрос, оценка результатов труда | |
Средневековые украшения. Украшения из стекла | Рассказ, демонстрация иллюстраций, упражнения, трудовые действия | Стеклодувная горелка с вытяжкой, набор мандрелей различного диаметра, сепаратор, стекло для lampwork, пинцет, клещи, нож, шило, керамическое одеяло | Конкурс творческих работ учащихся | |
Предметы средневекового быта. Посуда. Походные шатры и их формы | Лекция, экскурсия в музей | Иллюстрации, деревянный брус, рубанок, ножовка, тканное полотно | Опрос, оценка результатов труда |
V. Список литературы
Список литературы для педагогов
- Горелик М.В..Монголо-татарское вооружение второй половины XIV- начала XV вв.// Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. М., 1983.
- Бобров Л. А. , Худяков Ю. С. , «Защитное вооружение среднеазиатского воина эпохи Позднего Средневековья».
- Карпини, Джованни Плано, Гийом де Рубрук, История Монголов / Путешествие в восточные страны, СПб.: 1911.
- Греков Б. Д., Якубовский А. Ю. Золотая Орда и её падение. — М., Л.: Издательство АН СССР, 1950.
- Егоров В. Л. Историческая география Золотой Орды в XIII-XIV вв. / Отв. редактор В. И. Буганов. — М.: Наука, 1985.
- Карышковский П. О. Куликовская битва. — М., 1955.
- Кульпин Э. С. Золотая Орда. — М.: Московский лицей, 1998; М.: URSS, 2007.
- Мыськов Е. П. Политическая история Золотой Орды (1236—1313 гг.). — Волгоград: Издательство Волгоградского государственного университета, 2003. — 178 с.
- Сафаргалиев М. Г. Распад Золотой Орды. — Саранск: Мордовское книжное издательство, 1960.
- Фёдоров-Давыдов Г. А. Общественный строй Золотой Орды. — М.: Издательство Московского университета, 1973.
- Фёдоров-Давыдов Г. А. Религия и верования в городах Золотой Орды.
- Волков И.В., Колызин А.М., Пачкалов А.В., Северова М.Б. Материалы к библиографии по нумизматике Золотой Орды // Федоров-Давыдов Г.А. Денежное дело Золотой Орды. - М., 2003.
- Кирпичников А. Н. Снаряжение всадника и верховного коня на Руси IX—XIII вв. М.: Альфарет, 2006.
- Кирпичников А. Н. Древнерусское оружие. В трёх томах. М.: Альфарет, 2006.
- Прайс Б. Реконструкция средневекового доспеха.
- Соррелс Брайн Дж. Стрельба из лука для начинающих. – М.: АСТ: Астрель, 2007. – 112 с.
- Тордеман Б. Доспехи из битвы под Визби, 1362 г.
- Флеров А.В. Техника художественной мали, чеканки и ковки. М.: «Высшая школа», 1986. – 191 с.
- Степной доспех из Бирки.
- Прошенков А. А. Эволюция доспеха и вооружения во 2-й половине XIII -начале XIV в.
Список литературы для обучающихся
- Мерников А. Г., Спектор А. А. Всемирная история войн. — Минск., 2005.
- Карнацевич В. Л. 100 знаменитых сражений. — Харьков., 2004.
- Карышковский П. О. Куликовская битва. М., 1955.
- Шавырин В. Н. Муравский шлях. Тула, 1987.
- Разин Е. А. История военного искусства VI—XVI вв. — С.-Пб.: ООО «Издательство Полигон», 1999. — 656 с.
- Туман над полем Куликовым — Журнал «Вокруг Света» № 9 (2792) 2006.
- Звягин Ю. Ю. Загадки поля Куликова. — М., Вече, 2010. 368 с. 5.000 экз. (Тайны Земли Русской).
- Петров А. Е. КУЛИКОВО ПОЛЕ В ИСТОРИЧЕСКОЙ ПАМЯТИ: ФОРМИРОВАНИЕ И ЭВОЛЮЦИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О МЕСТЕ КУЛИКОВСКОЙ БИТВЫ 1380 г. // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. 2003. № 3 (13). C. 22–30.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Письмо Минобрнауки "О рекомендациях по аттестации педагогических работников, реализующих образовательные программы среднего профессионального образования и дополнительные образовательные программы в области культуры и искусства"
N 03-83 от 08 февраля 2011 г. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие управление в сфере образования О рекомендациях по аттестации педагогических ...
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж"
Дополнительная образовательная программа дополнительного образования детей "Имидж" ( Косметология, визаж)...
«Формирование психологического базиса для полноценного развития детей с ОВЗ, в дальнейшей социальной адаптации в обществе» путем реализации комплексной дополнительной образовательной программы (дополнительной общеразвивающей программы) «Надежда»
Дети с ограниченными возможностями здоровья – сложная категория детей, требующая к себе повышенного внимания, заботы и понимания.Одним из факторов психологического базиса для развития высших психическ...
Статья «Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ»
Содержание:Введение1. Основные требования к дополнительным общеобразовательным программам 2. Разработка учебно-тематического плана2.1 Модульный принцип построения содержания программ2.2 Кале...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая Программа социально-педагогической_направленности «Пресс-центр» Возраст детей, на которых рассчитана дополнительная образовательная программа: 10-12 лет Срок реализации дополнительной образовательной прог
Программа «Пресс-центр» ориентирована на активное приобщение детей и подростков к журналистскому творчеству и носит образовательный характер.Цель программы – создание необходимых усл...
Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» - это дополнительная образовательная программа социально – педагогической направленности. Программа является структурной частью комплексной образовательной программы Школы раннего общего и технического разв
Актуальность программы обуПедагогическая целесообразность. Программа «Увлекательное рукоделие для малышей» позволяет расширить опыт трудовой деятельности, т.к. знакомит детей с новым...
Технологии проектирования и реализации, актуальные требования к дополнительным образовательным программам. Вариативность образовательных программ
Данная методическая разработка содержит основные требования к дополнительным общеобразовательным общеразвивающим программам, нормативно-правовые основы проектирования ДООП....