Рабочая учебная программа «Пчёлка»
рабочая программа (5 класс) на тему
Рабочая учебная программа
«Пчёлка»
Внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования, возраст учащихся 6-7 лет, программа рассчитана на 1 год обучения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа "Пчелка" | 44.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Отдел образования муниципального образования Макаровский городской округ МБОУ «Начальная общеобразовательная школа г. Макарова»
Рекомендовано Утверждено
ШМО учителей нач. классов Приказ № 60 от 06.09.14г.
Протокол №1 от 30.08.14 г.
Рабочая учебная программа
«Пчёлка»
Внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования, возраст учащихся 6-7 лет, программа рассчитана на 1 год обучения
Автор программы:
Усова Марина Олеговна
Педагог дополнительного образования
г. Макаров
2014 год
Пояснительная записка
Необходимость разработки и внедрения этой программы, состоит в том, что потребность общества в личности, творчески активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта, психики и мелкой моторики ребёнка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития. Интегрированный курс программы связан со следующими учебными предметами: окружающий мир, математика, изобразительное искусство и художественный труд.
Программа составлена в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельностью.В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительное эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в объединение «Пчёлка» познакомят учащихся с различными видами декоративно- прикладного творчества ( бисероплетение, вышивка, шитьё), позволят развить творческие задатки учащихся, мелкую моторику пальцев, проявить индивидуальность. Школьники научаться работать с различными материалами (ткань, бисер, проволока, леска) и инструментами (ножницы, иглы, булавки).
Программа предназначена для работы с детьми в возрасте 6 – 8 лет. Занятия проводятся по группам и индивидуально, в специально оборудованном кабинете при начальной школе г. Макарова, педагогом дополнительного образования. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, обусловлен значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук, желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.
Занятия проводятся с группой 10- 12 детей, по индивидуальному образовательному маршруту. Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются схемы выполнения. Дети ведут поисковую деятельность по заданным темам. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которое предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического труда, но и творческого потенциала. Гибкая форма организации детского труда, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками, нахождения на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия. Так и практические занятия: выполнение работы, изделий, поделок, сувениров, подготовка и проведение выставок.
Используются такие методы, как объяснительно – иллюстративный, наглядный и репродуктивный. Учащиеся приобретают навыки: аккуратности, усидчивости, внимания, трудолюбия. В работе детей привлекает свобода в общении со сверстниками, а так же возможность выполнить своими руками оригинальную, неповторимую поделку, работу. Для реализации программы используются возможности окружающего социума (библиотека, ДШИ, музей и т. д.)
Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 часа в неделю, в год – 66 часов, продолжительность занятий не более 30 минут, предусматриваются спаренные занятия с динамическими паузами, в начале занятий проводится пальчиковая гимнастика – для расслабления мышц и снятия напряжения. Программа составлена в единстве
Основные цели и задачи:
- познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;
- развить работоспособность рук, для улучшения мелкой моторики;
- привить основы работы с ножницами, пяльцами, бисером, проволокой, иглой;
- развить творческую индивидуальность;
- способствовать развитию внимания, глазомера, чувства такта, усидчивости, аккуратности, терпения.
Основное содержание программы
1. Вводное занятие - это занятие включает в себя знакомство с расписанием и планом работы на учебный год, проведением инструктажа по технике безопасности, правилами поведения в кабинете и в школе.
2. Введение - на этих занятиях учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества, историей возникновения, а так же представляются поделки.
3. Теоретические занятия - рассказывается о приёмах и видах низания бисера, выполнения различных швов, демонстрация наглядных пособий и готовых изделий, зарисовка схем плетения и низания.
4. Практические занятия - на таких занятиях учащиеся осваивают технику выполнения различных приёмов в бисероплетении, в вышивке, шитье.
5. Подготовка к выставкам, выставки - на занятиях сообщается тема выставки, требования к выставочным работам, знакомство с положением по выставке, условия поощрения. Выбираются работы, в соответствии с изложенными требованиями. В целях применения на практике полученных навыков учащиеся привлекаются к оформлению выставок, к составлению композиций.
6. Зачётное занятие - проверяется уровень полученных знаний, в виде выставок детских работ или в форме защиты итоговой творческой работы.
Тематический план
№ п/п | Темы | Количество часов | ||
теория | практика | всего | ||
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | 2 | 2 | |
2 | Введение в изучаемый курс. Знакомство с различными видами прикладного творчества. | 2 | 2 | |
3 | Выполнение фенечек, браслетов. | 2 | 2 | 4 |
4 | «На просторах зелённого листочка» - простые броши из бисера. | 2 | 6 | 8 |
5 | Выполнение картины или панно | 2 | 6 | 8 |
6 | Знакомство с вышивкой. История вышивки. Т.Б. Виды швов. | 2 | 4 | 6 |
7 | Вышивка салфетки. | 2 | 8 | 10 |
8 | Выполнение изделий приёмом «В крестик». | 2 | 6 | 8 |
9 | Выполнение коллективной работы | 2 | 4 | 6 |
10 | Пасхальное яйцо | 2 | 6 | 8 |
11 | Выставки | 2 | 2 | |
12 | Итоговое - зачётное занятие | 2 | 2 | |
| Итого: | 24 | 42 | 66 |
Тематическое содержание учебного плана
№ п/п | Тема | Теория | Практика |
1 | Вводное занятие. Инструктаж. | Ознакомление с правилами поведения в кабинете и во время занятий. Инструктаж по ТБ при пользовании колющими и режущими предметами. План работы на учебный год и расписание занятий. | |
2 | Введение в изучаемый курс. Знакомство с бисероплетением. | Рассказ о возникновении и развитии бисероплетения, как вида прикладного творчества, применение изделий в повседневной жизни. Знакомство с инструментами и материалами, демонстрация образцов. | |
3 | Выполнение фенечек | Рассказ о видах низания фенечек, демонстрация различных образцов, знакомство с видами бисера. | Демонстрация педагогом последовательности выполнения фенечки, повтор за педагогом. Самостоятельное выполнение фенечки. |
4 | «На просторах зелённого листочка» - простые броши из бисера. | Демонстрация готовых брошей. Рассказ о цветовой гамме, о сочетании цветов и правильном составлении схем. | Составление схем, подбор цветов и выполнение брошей по схеме с педагогом, а затем самостоятельно. |
5 | Выполнение картины или панно | Раскрытие понятия панно (картина), демонстрация панно: «Аквариум», «Стрекозы», и др. Композиция, законы составления, умение сочетать различные тона и цвета. | Составление схем, подбор цветов и последовательное выполнение сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно. |
6 | Знакомство с вышивкой. История вышивки. Т.Б. Виды швов. | Знакомство с различными видами швов (вперёд иголку, назад, тамбурный, стебельчатый). С последовательностью их выполнения, правилами техники безопасности. | Выполнение швов (вперёд иголку, назад, тамбурный, стебельчатый). |
7 | Вышивка салфетки. | Демонстрация образцов, готовых изделий, рисунков и схем. | Выбор рисунка, перенос его на ткань и вышивка салфетки. |
8 | Выполнение изделий приёмом «в крестик». | Демонстрация изделий выполненных приёмом «крестик», выбор изделий. Техника составления схемы и умение правильно подобрать цветовую гамму. | Учащиеся самостоятельно составляют схему выбранного изделия, подбирают цвета и выполняют поделку. |
9 | Выполнение коллективной работы | Демонстрация коллективных работ. Составление схем, подбор цветов. | Выполнение работы с помощью педагога, а затем самостоятельно. |
10 | Пасхальное яйцо | Знакомство с различными техниками оплетения пасхальных яиц, демонстрация образцов и готовых работ. | Выполнение сеточки на пасхальное яйцо, подбор цветовой гаммы. |
11 | Выставки | Выставки проводятся согласно плану. Педагогом сообщается тема выставки, требования к работам, условия поощрения, цель выставки и намечается план работы. | |
12 | Итоговое - зачётное занятие | Зачётное занятие проводится в конце года по практическим навыкам и умениям. |
Планируемый результат:
В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниям, умениями и навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
- участие в школьных, городских, областных и всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.
Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:
- предметные результаты
– знание терминологии;
- овладение элементарными трудовыми навыками при работе с бисером, тканью, проволокой, леской и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, булавкой);
- правильно пользуются ножницами, иглой, соблюдают технику безопасности, могут правильно организовать рабочее место;
- закрепляют ткань в пяльцы, вдевают иголку в нитку, завязывают узелок, выполняют и различают различные виды швов, могут перенести рисунок на ткань, различают лицевую и изнаночную сторону ткани, могут выполнить соединительные швы;
– формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок («свободным», «встречным» и «в крестик» способом») умеют подбирать цвета.
- метапредметные результаты
– развитие фантазии, образного мышления, воображения;
– выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;
- личностные результаты
– формирование личностных качеств (организованность, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);
– формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.
Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.
Критерии оценки эффективности программы:
1. Уровень теоретических знаний.
2. Умение оперировать специальной терминологией.
3. Качество выполненных работ.
4. Участие в выставках, результаты зачётных занятий.
5. Итоговая творческая работа.
Перечень оборудования, инвентаря и материалов, необходимых для успешного выполнения программы и обучения:
1.Каждому воспитаннику индивидуальное хорошо освещенное рабочее место.
2. Салфетки, булавки, иглы, пяльцы, ткань, цветная и бархатная бумага.
3. Ножницы, стержни, рамка.
4. Леска, проволока, нитки, мулине.
5. Бисер, бусины, стеклярус.
6. Литература.
7. Витрина для выставочных работ.
8. Дидактический материал: схемы, зарисовки, инструкционные и технологические карты, упражнения и т.д.
Список литературы:
1. Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей».
2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.
3.Санитарно-эпидемиологические правилам и нормативы СанПиН 2.4.4 1251-03//.
4.Учебно-методические материалы и документы по организации и методике преподавания в кружках дополнительного образования.
5. Документы, материалы, журналы, литература по профилю кружка:
Артамонова, В. Н. Украшения из бисера. – М.: Эксмо, 2006.
Виноградова, Е.А. Большая книга бисера. - М.: Олма-Пресс, 1999.
Гашицкая, Р. П.,. Вышивка бисером. М.: Внешсигма, 2004.
Грушина, Л.В. Фенечки. – М.: Мастеринка, 1998.
Изотова, М. А. Бисер. Красивые вещи своими руками. – Ростов - на - Дону. Владис, 2006.
Иванова, Н.И. Бисер. - М.: Олимп, 2000.
Карпова, Е.В. Плетёночки для девочек. - М.: Внешсигма, 1999.
Котова, И.Н. Школа современного бисероплетения. – М.: Респект, 1999.
Крайнева, И.Н. Мир бисера. – М.: Литература, 1999.
Литвинец, Э.П. Забытое искусство. - М.: Просвещение, 1999.
Лукашова, И. А. Бисер для девочек. - М.: Проммастер, 2006.
Ляукина, М. В. Бисер [Текст] / М. В Ляукина. - М.: АСТ-Пресс, 1999.
Чиотти, Д. Бисер. - М.: Издательский дом, 2002.
Шубина, Е.А. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999.
Календарное планирование занятий в ГДПТ «Пчёлка»
№ п\п | Тема | Кол-во часов | Дата | Коррек-тировка |
1. | Вводное занятие. История возникновения бисера. Инструктаж. | 2 | ||
2. | Введение в изучаемый курс. Знакомство с бисероплетением. | 2 | ||
3. | Выполнение фенечек, браслетов. | 4 | ||
- знакомство с техникой выполнения фенечек, браслетов, демонстрация работ; | 2 | |||
- выполнение фенечки в два цвета; | 2 | |||
4. | «На просторах зелённого листочка» - простые броши: | 8 | ||
- знакомство с простым и встречным нанизыванием, выполнение бабочки, паучка; | 2 | |||
- подбор цветовой гаммы, выполнение стрекозы; | 2 | |||
- выполнение змейки, майского жучка; | 2 | |||
- составление композиции из выполненных работ. | 2 | |||
5. | Выполнение картины или панно | 6 | ||
- выполнение деталей картинки или панно; | 4 | |||
- закрепление выполненных деталей. | 2 | |||
6. | Знакомство с вышивкой. История вышивки. Т.Б. Виды швов. | 6 | ||
Знакомство и техника выполнения простых швов. | 2 | |||
- выполнение шва «вперёд иголку» и «за иголку» | 2 | |||
- выполнение «тамбурного шва» и шва «козлик». | 2 | |||
7. | Вышивка салфетки: | 10 | ||
- демонстрация вышитых изделий, выбор рисунка; | 2 | |||
- перенесение рисунка на ткань, подбор цветовой гаммы; | 2 | |||
-выполнение вышивки. | 6 | |||
8. | Выполнение изделий приёмом «в крестик»: | 8 | ||
- знакомство с техникой низания «в крестик», составления схем в цвете; | 2 | |||
- выполнение брелка; | 4 | |||
- соединение брелка; | 2 | |||
9. | Выполнение коллективной работы: | 6 | ||
- демонстрация коллективных работ, знакомство с техникой выполнения; | 2 | |||
- выполнение деталей коллективной работы; | 4 | |||
10. | Пасхальное яйцо: | 8 | ||
- демонстрация работ, выбор поделки; | 2 | |||
- подбор цветовой гаммы, выполнение сеточки на яичко; | 4 | |||
- соединение сеточки и выполнение подставки. | 2 | |||
11. | Выставки. | 2 | ||
12. | Итоговое занятие. | 2 | ||
Итого: | 66 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА курса истории для 6 класса основное общее образование, 2 ступень срок реализации программы: 2011-2012 учебного года
Рабочая программа по истории для 6 класса...
Рабочая учебная программа интегрированного учебного курса «Основы математической логики» по учебному предмету информатика и ИКТ для обучающихся 8 класса
Программа элективного курса для 8 класса на 34 часа...
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Русск...
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.
Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы общеобразовательных учреждений «Литература» под ред...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной
Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...
Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год
Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...