Рабочая учебная программа «Пчёлка»
рабочая программа (5 класс) на тему

Усова Марина Олеговна

Рабочая учебная программа

«Пчёлка»

 Внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования, возраст учащихся 6-7 лет, программа рассчитана на 1 год обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая программа "Пчелка"44.01 КБ

Предварительный просмотр:

Отдел образования муниципального образования Макаровский городской округ МБОУ «Начальная общеобразовательная школа  г. Макарова»

Рекомендовано                                                Утверждено

ШМО учителей нач. классов                                Приказ № 60 от 06.09.14г.

Протокол №1 от 30.08.14 г.

Рабочая учебная программа

«Пчёлка»

 Внеурочной деятельности для обучающихся на начальной ступени общего образования, возраст учащихся 6-7 лет, программа рассчитана на 1 год обучения

Автор программы:

Усова Марина Олеговна

Педагог дополнительного образования

г. Макаров

2014 год

Пояснительная записка

      Необходимость разработки и внедрения этой программы, состоит в том, что потребность общества в личности, творчески  активной и свободно мыслящей, несомненно, возрастает по мере совершенствования социально-экономических и культурных условий жизни. Ручной труд является эффективным «гимнастическим снарядом» для развития интеллекта, психики и мелкой моторики ребёнка, развития сферы чувств, эстетического вкуса, разума и творческих способностей – т.е. общего развития. Интегрированный курс программы связан  со следующими учебными предметами: окружающий мир, математика, изобразительное искусство и художественный труд.

     Программа составлена в единстве с урочной, внеурочной и внешкольной деятельностью.В процессе занятий формируются все психические процессы, развиваются художественно - творческие способности и положительное эмоциональное восприятие окружающего мира. Занятия в объединение «Пчёлка» познакомят учащихся с различными видами декоративно- прикладного творчества ( бисероплетение, вышивка, шитьё), позволят развить творческие задатки учащихся, мелкую моторику пальцев,  проявить индивидуальность. Школьники научаться работать с различными материалами (ткань, бисер, проволока, леска)  и инструментами (ножницы, иглы, булавки).

    Программа предназначена для работы с детьми в возрасте 6 – 8 лет. Занятия проводятся по группам и индивидуально, в специально оборудованном кабинете при начальной школе г. Макарова, педагогом дополнительного образования. Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, обусловлен значительным ростом физических возможностей, особенно активным развитием мелких мышц кистей рук,  желанием проявить свою индивидуальность и творческие способности.

    Занятия проводятся с группой 10- 12 детей, по индивидуальному образовательному маршруту. Практические занятия по данной программе совмещаются с теоретическими уроками, на которых проводятся беседы, демонстрируются иллюстрации, образцы, предлагаются схемы выполнения. Дети ведут поисковую деятельность по заданным темам. Программой предусматривается последовательное усложнение заданий, которое предстоит выполнить учащимся, развитие у них с первых занятий не только навыков технического труда, но и творческого потенциала. Гибкая форма организации детского труда, позволяет учитывать индивидуальные особенности детей, желания, состояния здоровья, уровень овладения навыками, нахождения на определённом этапе реализации замысла и другие возможные факторы. Каждый ребёнок работает на своём уровне сложности, начинает работу с того места, где закончил. Формы проведения занятий различны. Предусмотрены, как теоретические – рассказ педагога, беседа с детьми, рассказы детей, показ педагогом способа действия. Так и практические занятия: выполнение работы, изделий, поделок, сувениров, подготовка и проведение выставок.

     Используются такие методы, как объяснительно – иллюстративный, наглядный  и репродуктивный. Учащиеся приобретают навыки: аккуратности, усидчивости, внимания, трудолюбия. В работе детей привлекает свобода в общении со сверстниками, а так же возможность выполнить своими руками оригинальную, неповторимую поделку, работу. Для реализации программы используются возможности окружающего социума (библиотека, ДШИ, музей  и т. д.)

    Программа рассчитана на 1 год обучения. Занятия проводятся 2 часа в неделю,  в год – 66 часов, продолжительность занятий не более 30 минут, предусматриваются  спаренные занятия с динамическими паузами, в начале занятий проводится пальчиковая гимнастика – для расслабления мышц и снятия напряжения. Программа составлена в единстве

Основные цели и задачи:

- познакомить с различными видами декоративно-прикладного искусства;

- развить работоспособность рук, для улучшения мелкой моторики;

- привить основы работы с  ножницами, пяльцами, бисером, проволокой, иглой;

- развить творческую индивидуальность;

- способствовать развитию внимания, глазомера, чувства такта, усидчивости, аккуратности, терпения.

Основное содержание программы

1. Вводное занятие - это занятие включает в себя знакомство с расписанием и планом работы на учебный год, проведением инструктажа по технике безопасности, правилами поведения в кабинете и в школе.

2. Введение - на этих занятиях учащиеся знакомятся с различными видами декоративно-прикладного творчества,  историей возникновения, а так же представляются поделки.

3. Теоретические занятия - рассказывается о приёмах и видах низания бисера, выполнения различных швов, демонстрация наглядных пособий и готовых изделий, зарисовка схем плетения и низания.

4. Практические занятия - на таких занятиях учащиеся осваивают технику выполнения различных приёмов в бисероплетении, в вышивке, шитье.

5. Подготовка к выставкам, выставки - на занятиях сообщается тема выставки, требования к выставочным работам, знакомство с положением по выставке, условия поощрения. Выбираются работы, в соответствии с изложенными требованиями. В целях применения на практике полученных навыков учащиеся привлекаются к оформлению выставок, к составлению композиций.

          6. Зачётное занятие - проверяется уровень полученных знаний, в виде  выставок детских работ или в форме защиты итоговой творческой работы.

Тематический план

№ п/п

Темы

Количество часов

теория

практика

всего

1

Вводное занятие. Инструктаж.

2

2

2

Введение в изучаемый  курс. Знакомство с различными видами прикладного творчества.

2

2

3

Выполнение фенечек, браслетов.

2

2

4

4

«На просторах зелённого листочка» - простые броши из бисера.

2

6

8

5

Выполнение картины или панно

2

6

8

6

Знакомство с вышивкой. История вышивки. Т.Б. Виды швов.

2

4

6

7

Вышивка салфетки.

2

8

10

8

Выполнение изделий приёмом «В крестик».

2

6

8

9

Выполнение коллективной работы

2

4

         6

10

Пасхальное яйцо

2

6

         8

11

Выставки

2

2

12

Итоговое - зачётное занятие

          2

2

 

Итого:

24

42

66

Тематическое содержание учебного плана

п/п

Тема

Теория

Практика

1

Вводное занятие. Инструктаж.

Ознакомление с правилами поведения в кабинете и во время занятий. Инструктаж по ТБ при пользовании колющими и режущими предметами. План работы на учебный год и расписание занятий.

2

Введение в изучаемый  курс. Знакомство с бисероплетением.

Рассказ о возникновении и развитии бисероплетения, как вида прикладного творчества, применение изделий в повседневной жизни. Знакомство с инструментами и материалами, демонстрация образцов.

3

Выполнение фенечек

Рассказ о видах низания фенечек, демонстрация различных образцов, знакомство с видами бисера.

Демонстрация педагогом последовательности выполнения фенечки, повтор за педагогом. Самостоятельное выполнение фенечки.

4

«На просторах зелённого листочка» - простые броши из бисера.

Демонстрация готовых брошей. Рассказ о цветовой гамме, о сочетании цветов и правильном составлении схем.

Составление схем, подбор цветов и выполнение брошей по схеме с педагогом, а затем самостоятельно.

5

Выполнение картины или панно

Раскрытие понятия панно (картина), демонстрация панно: «Аквариум», «Стрекозы», и др.  Композиция, законы составления, умение сочетать различные тона и цвета.

Составление схем, подбор цветов и последовательное выполнение сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно.

6

Знакомство с вышивкой. История вышивки. Т.Б. Виды швов.

Знакомство с различными видами швов (вперёд иголку, назад, тамбурный, стебельчатый). С последовательностью их выполнения, правилами техники безопасности.

Выполнение швов (вперёд иголку, назад, тамбурный, стебельчатый).

7

Вышивка салфетки.

Демонстрация образцов, готовых изделий, рисунков и схем.

Выбор рисунка, перенос его на ткань и вышивка салфетки.

8

Выполнение изделий приёмом «в крестик».

Демонстрация изделий выполненных приёмом  «крестик», выбор изделий. Техника составления схемы и умение правильно подобрать цветовую гамму.

Учащиеся самостоятельно составляют схему выбранного изделия, подбирают цвета и выполняют поделку.

9

Выполнение коллективной

работы

Демонстрация коллективных работ. Составление схем, подбор цветов.

Выполнение работы с помощью педагога, а затем самостоятельно.

10

Пасхальное яйцо

Знакомство с различными техниками оплетения пасхальных яиц, демонстрация образцов и готовых работ.

Выполнение сеточки на пасхальное яйцо, подбор цветовой гаммы.

11

Выставки

Выставки проводятся согласно плану.  Педагогом сообщается тема выставки, требования к работам, условия поощрения, цель выставки и намечается план работы.

12

Итоговое - зачётное занятие

Зачётное занятие проводится в конце года по практическим навыкам и умениям.

Планируемый  результат:

В ходе работы кружка предполагается овладение детьми определёнными знаниям, умениями и навыками, выявление и осознание ребёнком своих способностей, формирование обще трудовых и специальных умений, способов самоконтроля. Ожидаемые коллективные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

  • участие в школьных, городских, областных и всероссийских конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества.

Ожидаемые индивидуальные результаты от реализации дополнительной образовательной программы:

  • предметные результаты

– знание терминологии;

- овладение элементарными трудовыми навыками при работе с бисером, тканью, проволокой, леской и простейшими инструментами (ножницами, иголкой, булавкой);

- правильно пользуются ножницами, иглой, соблюдают технику безопасности, могут правильно организовать рабочее место;

- закрепляют ткань в пяльцы, вдевают иголку в нитку, завязывают узелок, выполняют и различают различные виды швов, могут перенести рисунок на ткань, различают лицевую и изнаночную сторону ткани, могут выполнить соединительные швы;

– формирование практических навыков в области декоративно-прикладного творчества и владение различными техниками и технологиями изготовления поделок («свободным», «встречным» и «в крестик» способом») умеют подбирать цвета.

  • метапредметные результаты

– развитие фантазии, образного мышления, воображения;

– выработка и устойчивая заинтересованность в творческой деятельности, как способа самопознания и познания мира;

  • личностные результаты

– формирование личностных качеств (организованность, ответственность, исполнительность, трудолюбие, аккуратность и др.);

– формирование потребности и навыков коллективного взаимодействия через вовлечение в общее творческое дело.

Вариантом оценки индивидуальных результатов обучающихся является мониторинг приобретенных навыков, знаний и умений (практических и организационных), а также диагностика проявившихся и формирующихся личностных качеств. Отслеживание личностных качеств и степень их выраженности происходит методом наблюдения личностного роста обучающихся.

Критерии оценки эффективности программы:

1. Уровень теоретических знаний.

2. Умение оперировать специальной терминологией.

3. Качество выполненных работ.

4. Участие в выставках, результаты зачётных занятий.

5. Итоговая творческая работа.

Перечень оборудования, инвентаря и материалов, необходимых для успешного выполнения программы и обучения:

1.Каждому воспитаннику индивидуальное хорошо освещенное рабочее место.

2. Салфетки, булавки, иглы, пяльцы, ткань, цветная и бархатная бумага.

3. Ножницы, стержни, рамка.

4. Леска, проволока, нитки, мулине.

5. Бисер, бусины, стеклярус.

6. Литература.

7. Витрина для выставочных работ.

8. Дидактический материал: схемы, зарисовки, инструкционные и технологические карты,  упражнения и т.д.

Список литературы:

1. Типовое положение «Об образовательном учреждении дополнительного образования детей».

2. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование.

3.Санитарно-эпидемиологические правилам и нормативы СанПиН  2.4.4 1251-03//.

4.Учебно-методические материалы и документы по организации и методике преподавания в кружках дополнительного образования.

5. Документы, материалы, журналы, литература по профилю кружка: 

Артамонова, В. Н. Украшения из бисера. – М.: Эксмо, 2006.

Виноградова, Е.А. Большая книга бисера. - М.: Олма-Пресс, 1999.

Гашицкая, Р. П.,. Вышивка бисером. М.: Внешсигма, 2004.

Грушина, Л.В. Фенечки. – М.: Мастеринка, 1998.

Изотова, М. А. Бисер. Красивые вещи своими руками. – Ростов - на - Дону. Владис, 2006.

Иванова, Н.И. Бисер. - М.: Олимп, 2000.

Карпова, Е.В. Плетёночки для девочек. - М.: Внешсигма, 1999.

 Котова, И.Н. Школа современного бисероплетения. – М.: Респект, 1999.

Крайнева, И.Н. Мир бисера. – М.: Литература, 1999.

 Литвинец, Э.П. Забытое искусство. - М.: Просвещение, 1999.

Лукашова, И. А. Бисер для девочек. -  М.: Проммастер, 2006.

Ляукина, М. В. Бисер [Текст] / М. В Ляукина. - М.: АСТ-Пресс, 1999.

 Чиотти, Д. Бисер. - М.: Издательский дом, 2002.

Шубина, Е.А. Бисероплетение для девочек. – М.: Внешсигма, 1999.

Календарное планирование занятий в ГДПТ «Пчёлка»

№ п\п

Тема

Кол-во часов

Дата

Коррек-тировка

1.

Вводное занятие. История возникновения бисера. Инструктаж.

2

2.

Введение в изучаемый  курс. Знакомство с бисероплетением.

2

3.

Выполнение фенечек, браслетов.

4

- знакомство с техникой выполнения фенечек, браслетов, демонстрация работ;

2

- выполнение фенечки в два цвета;

2

4.

«На просторах зелённого листочка» - простые броши:

8

- знакомство с простым и встречным нанизыванием, выполнение бабочки, паучка;

2

- подбор цветовой гаммы, выполнение стрекозы;

2

- выполнение змейки, майского жучка;

2

- составление композиции из выполненных работ.

2

5.

Выполнение картины или панно

6

- выполнение деталей картинки или панно;

4

- закрепление выполненных деталей.

2

6.

Знакомство с вышивкой. История вышивки. Т.Б. Виды швов.

6

Знакомство и техника выполнения  простых швов.

2

- выполнение шва «вперёд иголку» и  «за иголку»

2

- выполнение «тамбурного шва» и шва «козлик».

2

7.

Вышивка салфетки:

10

- демонстрация вышитых изделий, выбор рисунка;

2

- перенесение рисунка на ткань, подбор цветовой гаммы;

2

-выполнение вышивки.

6

8.

Выполнение изделий приёмом

«в крестик»:

8

- знакомство с техникой низания

«в крестик», составления схем в цвете;

2

- выполнение брелка;

4

- соединение брелка;

2

9.

Выполнение коллективной работы:

6

- демонстрация коллективных работ, знакомство с техникой выполнения;

2

- выполнение деталей коллективной работы;

4

10.

Пасхальное яйцо:

8

- демонстрация работ, выбор поделки;

2

- подбор цветовой гаммы, выполнение сеточки на яичко;

 4

- соединение сеточки и выполнение подставки.

2

11.

Выставки.

2

12.

Итоговое занятие.

2

Итого:

66


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по русскому языку базовый уровень 5 - 9 классы 2013 - 2014 учебный год. Составлена на основе примерной  программы   общеобразовательных учреждений «Русск...

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год. Учебно- тематическое планирование для 5, 6 класса.

Рабочая учебная программа по литературе базовый уровень 5 -9 классы 2013-2014 учебный год.Составлена на основе примерной программы  общеобразовательных учреждений «Литература»  под ред...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса УМК «Школа России» Программа составлена Резаевой Татьяной Михайловной

Рабочая учебная программа по учебной дисциплине «русский язык» для 1 «д» класса  УМК «Школа России» Программа составлена: Резаевой Татьяной Михайловной...

Рабочая учебная программа внеурочной деятельности «Ментальная математика» (общеинтеллектуальное направление) Срок реализации рабочей учебной программы – один учебный год

Рабочая программа по ментальной математике для 5-6 классов составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО, на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы основного о...