Методическая работа в дополнительном образовании
учебно-методический материал по теме
Методическая работа в дополнительном образовании
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Компетентностный подход в дополнительном образовании | 109.5 КБ |
Организация художественно-эстетического направления в ДОУ | 20.92 КБ |
Виды методической продукции | 82.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Компетентностный подход в дополнительном образовании
В дополнительном образовании мною была продолжена работа над методической темой «Компетентностный подход».
Основная задача российского образования сегодня состоит в достижении такого качества образования, которое отвечает требованиям, предъявленным к личности в современных быстро меняющихся социально-экономических условиях. Роль дополнительного образования при этом заключается в развитии склонностей, способностей и интересов личностного, социального и профессионального самоопределения детей и молодежи, т.е. формирование современных ключевых компетентностей.
Ключевые компетентности – это система универсальных знаний, умений и навыков, необходимых в любой области деятельности. В структуре ключевых компетентностей можно выделить:
- компетентность в познавательной и предметной деятельности (усвоение способов приобретения знаний из различных источников);
- компетентность в социально-культурной и гражданской сфере (готовность к выполнению социальных ролей: гражданина, избирателя, потребителя и т.д.);
- компетентность в информационно-коммуникативной сфере (приобретение опыта позитивного взаимодействия, навыков конструктивного общения).
Пути реализации компетентностного подхода осуществляются через:
- содержание дополнительного образования (Чему учить?)
- формы и методы обучения (Как учить?)
Отличительной особенностью компетентностного подхода в построении дополнительного образования детей будет его ориентация на получение конкретных результатов решения задач личностного развития учащегося через освоение дополнительной образовательной программы.
Предлагаю критерии и показатели оценки эффективности реализации программ для школьников.
На первой ступени образования самым важным является формирование самостоятельности, ответственности, инициативы ребенка, поддержка его увлечений, любознательности, становления новых для него отношений со сверстниками и взрослыми. (Приложение 1).
Образовательный процесс на втором этапе нацелен на становление самостоятельности ребенка, освоения им новой роли учащегося. Кроме этого, важным является педагогическое сопровождение становления детского коллектива, объединяющего учащихся для совместного выполнения заданий. Позиция педагога меняется. Он не столько дает в готовом виде правила работы и образцы действий, сколько помогает детям выдвигать и обсуждать предположения, принимать коллективные решения. Внутри детского коллектива, педагогом создаются условия не только для развития способности ребенка сотрудничать с другими людьми, но и для становления самостоятельности каждого учащегося (Приложение 2).
В практике дополнительного образования выбор способа решения дидактической и воспитательной задачи обычно предоставляется самому педагогу. Предлагаю педагогам применять в практической деятельности элементы образовательных технологий.
Термин «образовательная технология» часто употребляется как синоним методики преподавания, что не совсем соответствует смысловому объему данных понятий.
Методика- это совокупность методов, приёмов, форм, средств обучения.
Технология- это совокупность методов, приёмов, форм, средств обучения в конкретных условиях и направленных на результат.
Методика отвечает на вопросы: Чему, зачем и как учить?
Технология отвечает на вопрос: Как учить результативно?
Отличительные черты педагогической технологии:
- строгий и определенный порядок всех действий;
- воспроизводство и устойчивость результатов;
- в основе технологии лежат конкретные педагогические теории;
- простота в применении любым педагогом.
Структура педагогической технологии следующая:
- постановка целей;
- теоретическое обоснование, вариант окончательного результата;
- выделение этапов педагогической деятельности;
- выбор средств, методов педагогической деятельности;
- разработка критериев определения результатов.
Приведу пример некоторых технологий, элементы которых могут применяться в дополнительном образовании (Приложение 3).
Список литературы:
1. Критерии эффективности реализации образовательных программ дополнительного образования детей в контексте компетентностного подхода. /Под редакцией Родионовой Н.Ф. Издательство «СП б ГДТЮ», 2005.
2. Смолина А. Организация научно-исследовательской деятельности в клубе «Чтобы помнили» // Северная Двина - 2005г. № 1.
3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М: Новая школа, 1997.
4. Технология метода проектов // Завуч. 2006г. № 4.
5. Третьяков П.И. Технология модульного обучения в школе - М: Новая школа, 1997.
Приложение 1
Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для младших школьников
Критерии | Показатели |
Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности | |
Способность наблюдать объекты окружающего мира; обнаруживать изменения, происходящие с объектом (по результатам наблюдений, опытов, работы с информацией); устного описания объекта наблюдения | Умение соотносить результаты с целью, наблюдением, опытом (ответ на вопрос «Удалось ли достичь поставленной цели?») |
Способность выявлять с помощью сравнения отдельных признаков характерные для сопоставления предметы; анализировать результаты сравнения (ответ на вопросы «Чем похожи?», «Чем не похожи?») | Умение объединять предметы по общему признаку (что лишнее, кто лишний, такие же, как..., такой же, как...), различать целое и части |
Способность проводить простейшие измерения разными способами; использовать соответствующие приборы и инструменты для решения практических задач | Умение работать с простейшими готовыми предметными, знаковыми, графическими моделями для описания свойств и качеств изучаемых объектов |
Способность решать творческие задачи на уровне комбинаций, импровизаций: самостоятельно составлять план действий (замысел), проявлять оригинальность при решении творческой задачи использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни | Умение создавать творческие работы (сообщения, небольшие сочинения, графические работы), разыгрывать воображаемые ситуации |
Способность выполнять инструкции, точное следование образцу и простейшим алгоритмам | Умение самостоятельно устанавливать последовательность действий для решения задачи (ответ на вопросы «Зачем и как это делать?», «Что и как нужно делать, чтобы достичь цели?») |
Определять способы контроля и оценки деятельности (ответ на вопросы «Такой ли получен результат?», «Правильно ли это делается?»); определение причин возникающих трудностей, путей их устранения; предвидение трудностей (ответ на вопрос «Какие трудности могут возникнуть и почему?»), нахождение ошибок в работе и их исправление | Умение сотрудничать: договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад и общий результат деятельности |
Способность к эмоционально-ценностному восприятию окружающего мира | Умение воспринимать и эмоционально откликаться на окружающие события |
Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере | |
Способность к нравственным и эстетическим переживаниям: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважению к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре | Умение выражать нравственные и эстетические переживания, чувства, отношение |
Способность давать правовую оценку поступкам людей, собственным действиям | Умение высказывать свое отношение и правовую оценку поступков людей, давать оценку своим действиям |
Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной сфере | |
Способность работать с текстами, доступными для восприятия младшими школьниками; правильно и осознанно читать вслух (с соблюдением необходимой интонации, пауз, логического ударения для передачи точного смысла высказывания) | Умение определять в тексте главное, строить монологическое высказывание, участвовать в диалоге |
Способность использования простейших логических выражений типа: «...и/или...», «если..., то...», «не только, но и...» | Умение элементарного обоснования высказанного суждения |
Овладение первоначальными умениями передачи, поиска, преобразования, хранения информации, использования компьютера; поиск (проверка) необходимой информации в словарях и т.п. | Представление материала в табличном виде. Упорядочение информации по алфавиту и числовым параметрам (возрастанию и убыванию) |
Приложение 2
Оценка эффективности реализации дополнительных образовательных программ для старших школьников
Критерии | Показатели |
Компетентность учащегося в познавательной и предметной деятельности | |
Способность самостоятельно ставить задачи и организовывать собственную деятельность по их достижению | Умение самостоятельно создавать алгоритмы деятельности при решении широкого круга проблем, в том числе творческого и поискового характера |
Способность прогнозировать события, развитие процессов и результаты деятельности (понимать: «что произойдет, если...»); Способность синтезировать: составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты для решения поставленных задач | Умение оценивать и прогнозировать последствия и риски, умение проектировать, использовать приемы анализа и синтеза для решения поставленных задач и проектной деятельности |
Способность формулировать и аргументировать | Умение представлять свои суждения, в том числе давать определение, доказательство и доказательство от противного и т.п. |
Способность к самостоятельной учебно-исследовательской деятельности | Умение самостоятельно выбирать основания, критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов; умение организовывать и проводить опыты, эксперименты, наблюдения, формулировать выводы |
Компетентность учащегося в информационно-коммуникативной деятельности | |
Способность извлекать необходимую информацию из различных источников | Умение структурировать информацию, свободно ориентироваться и работать с текстами художественного, научного, публицистического и официально-делового характера, в том числе на иностранном языке |
Способность самостоятельно собирать, хранить и пользоваться нужной информацией, создавая соответствующие базы данных, включая электронные | Умение искать, находить и хранить необходимую информацию, свободно пользоваться сетью Интернет для поиска, получения и передачи информации |
Способность к содержательному общению | Владение основными видами публичных выступлений (монологическое высказывание, дискуссия, дебаты, полемика) |
Компетентность учащегося в социально-культурной и гражданской сфере | |
Способность к рефлексии, самоанализу и самоконтролю | Умение контролировать и оценивать свою деятельность, умение предвидеть возможные последствия своих действий. Умение оценивать свои достижения и устранять причины возникших трудностей. Умение регулировать свое поведение, физическое и эмоциональное состояния. Умение оценивать свою деятельность с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей |
Способность к определению сфер своих интересов и возможностей в профессиональной сфере | Умение оценить результаты профессиональной пробы |
Способность к взаимодействию со сверстниками, взрослыми | Умение устанавливать взаимодействие: согласовывать и координировать деятельность с другими ее участниками, объективно оценивать свой вклад в решение общих задач коллектива, включаться в различное ролевое поведение (лидер, подчиненный и др.) |
Способность к безопасной жизнедеятельности | Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни |
Способность к выстраиванию своей деятельности в соответствии с правовыми нормами и правилами | Умение использовать свои права и выполнять свои обязанности гражданина, члена учебного коллектива |
Приложение 3
Образовательные технологии
Технология дифференцированного обучения
Вводный контроль.
| Технология Составление индивидуального плана деятельности, которая присуща данному ученику и приспособленная к его возможностям и динамике развития. |
Групповая технология
| Технология сотрудничества
|
Технология КТД
| Игровая технология
|
Технология проблемного обучения
| Технология модульного обучения
|
Технология исследования
| Здоровьесберегающие технологии
|
Предварительный просмотр:
Организация художественно – эстетического направления в ДОУ
Работу по художественно-эстетическому направлению необходимо начинать ДОУ.
В последние годы возросло внимание к проблемам теории и практики эстетического воспитания как важнейшему средству формирования отношения к действительности, средству нравственного и умственного воспитания, т.е. как средству формирования всесторонне развитой, духовно богатой личности. Идеи эстетического воспитания зародились в глубокой древности. Представления о сущности эстетического воспитания, его задачах, цели изменялись, начиная со времен Платона и Аристотеля вплоть до наших дней. Эти изменения во взглядах были обусловлены развитием эстетики как науки и пониманием сущности ее предмета. Термин "эстетика" происходит от греческого "aisteticos" (воспринимаемый чувством). Философы-материалисты (Д.Дидро и Н.Г.Чернышевский) считали, что объектом эстетики как науки является прекрасное. Эта категория и легла в основу системы эстетического воспитания.
Эстетическое воспитание личности происходит с первых шагов маленького человека, с первых его слов, поступков.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Согласно теории самоценности дошкольного периода жизни человека А. В.Запорожца, основной путь развития ребёнка в период дошкольного детства – это амплификация развития, то есть обогащение, наполнение наиболее значимыми для ребёнка, специфически детскими дошкольными формами, видами и способами деятельности. Наиболее близкие и естественные для ребенка – дошкольника виды деятельности – игра, общение со взрослыми и сверстниками, экспериментирование, предметная, изобразительная, художественно – театральная деятельность, детский труд и самообслуживание – занимают особое место в системе.
Только природосообразные виды детской деятельности, имеющие радостную эмоциональную окраску, развивают ребёнка непринуждённо, формируют творческую личность и создают благоприятные условия для развития эстетических – по выражению Л.С. Выготского, «умных» - эмоций. Ведь эмоциональная отзывчивость связана с эмоциями высшего порядка и лежит в основе эстетического сознания человека.
Действенность эстетического воспитания прямо зависит от соблюдения принципа художественно – творческой деятельности и самодеятельности детей. Хоровое пение, народные танцы, игра на инструментах, сочинение песен, стихов, рассказов, театральные постановки знакомят детей с произведениями искусства, шлифует исполнительские навыки, становится содержанием духовной жизни, средством художественного развития, индивидуального и коллективного творчества, самовыражения детей.
Доктор психологических наук В. Кудрявцев в своих публикациях 1998-2005г.г. в журнале «Дошкольное воспитание» еще раз доказал на основе учения А.В. Запорожца и Л.С. Выготского что: природосообразная детскому возрасту амплификация, положительно - эмоционально окрашенная художественно-эстетическая деятельность дошкольников способствует развитию творческого воображения. Тем самым творческое воображение является предпосылкой развития у дошкольников наглядно – образного мышления. Наглядно – образное мышление – основа логического мышления дошкольников.
Безусловно, логическое мышление можно развивать и иным путём, например, специальными Программами интеллектуального развития, коих имеется многочисленное множество. Но именно художественная деятельность, насыщенная амплификацией, ярко - эмоционально окрашенная от полученного удовлетворения занятиями любимыми видами художественной деятельности, помогает, не насилуя ребёнка сухой дидактикой, добиваться к семи годам тех же результатов, что и интеллектуальные программы. И, кроме того, как результат художественно-эстетического воспитания – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Именно поэтому необходимо уделять большое внимание художественно-эстетическому развитию воспитанников.
Одной из основных целей педагогического коллектива должно быть развитие творческого потенциала ребёнка, создание условий для его самореализации.
Для получения ожидаемых результатов в дошкольном учреждении должна быть создана система работы по художественно-эстетическому воспитанию, которая состоит из взаимосвязанных между собой компонентов:
- обновление содержания образования (выбор программ и технологий);
- создание условий для эстетического воспитания (кадровое обеспечение, учебно-методическое и материально- техническое обеспечение создание предметно – развивающей среды, создание гармоничного дизайна территории и помещений детского сада);
- организация учебно-воспитательного процесса (работа с детьми и родителями);
- координация работы с другими учреждениями и организациями.
Такая система работы предполагает тесное сотрудничество воспитателей, всех специалистов ДОУ (музыкального руководителя, воспитателя по изобразительной деятельности, психолога, руководителя театральной деятельности, руководителя хореографии, руководителей кружковой работы), директора детского сада, заместителя директора по УВР, старшего воспитателя. Каждый сотрудник берет на себя определенные функциональные обязанности в области художественно – эстетического образования. Целенаправленная и согласованная деятельность всех специалистов достигается благодаря совместному планированию учебно-воспитательного процесса.
Система педагогического взаимодействия педагогов и детей, направленная на художественно – эстетическое развитие дошкольников, строится в ДОУ в трех направлениях:
- специально организованное обучение;
- совместная деятельность педагогов и детей;
- самостоятельная деятельность детей.
Взаимодействие педагогов и детей осуществляется с учетом дифференцированного подхода и включает разнообразные формы и методы работы:
- групповые и подгрупповые занятия;
- праздники;
- развлечения;
- тематические музыкальные вечера;
- недели творчества;
- дидактические игры;
- выставки рисунков и поделок;
- создание книг – самоделок.
Знания, полученные на занятиях эстетического цикла, отражаются в игровой деятельности воспитанников. Они с удовольствием музицируют, показывают мини-спектакли, танцуют, пересказывают сказки, занимаются собственным сочинительством.
Также в дошкольном учреждении необходимо создать учебно-методический комплект:
- программы художественно-эстетического воспитания и методические рекомендации;
- учебные планы по всем направлениям реализации Основной образовательной Программы учреждения;
- перспективные планы работы студийной работы, организации культурно – досуговой деятельности детей по всем группам;
- конспекты занятий;
- сценарии досугов и праздников;
- дидактические музыкальные игры и по изодеятельности;
- библиотека познавательной литературы по знакомству детей с миром искусства;
Реализация учебной программы художественно-эстетического развития дошкольников требует от воспитателей и узких специалистов постоянного совершенствования своего педагогического мастерства.
Оно должно осуществляться в нескольких направлениях:
- повышение квалификации педагогов в рамках ДОУ через педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, открытые занятия, смотры – конкурсы;
- каждый год один из педсоветов в ДОУ должен быть посвящен творческому развитию воспитанников, на методических днях опытные педагоги должны проводить консультации по организации работы в данном направлении, практиковать открытые просмотры учебной и культурно – досуговой деятельности, проводить недели творчества, дни открытых дверей для родителей, организовать выставки детского творчества;
- участие в городских методических объединений для узких специалистов по художественно – эстетическому развитию детей, представление своего опыта на городских семинарах;
- выписывать ряд журналов с практическим и теоретическим материалом по художественно-эстетическому направлению и приобретать новую методическую литературу.
Для осуществления полноценного развития и воспитания ребенка – дошкольника необходимо согласовывать усилия ДОУ и семьи, в которой он воспитывается.
Несмотря на то, что ребенок проводит в детском саду большую часть времени, семья остается важнейшим социальным институтом, оказывающим решающее влияние на развитие личности дошкольника. Поэтому сотрудничество с семьей можно построить по двум направлениям:
- вовлечение семьи в образовательный и воспитательный процесс, организованный дошкольным учреждением.
При работе в данном направлении можно использовать различные приемы и формы: дни открытых дверей, когда родители имеют возможность не только посетить любые занятия и режимные моменты в детском саду, но и принять активное в них участие; организация выставок – конкурсов, поделки для которых изготавливаются совместно родителями и детьми («Семейное творчество», «Там, на неведомых дорожках…» и др.); привлекать их к участию в праздниках, театральных спектаклях, к изготовлению праздничных атрибутов. Все это поможет сделать их своими союзниками и единомышленниками в деле воспитания детей.
- повышение психолого-педагогической культуры родителей осуществляется через родительские собрания и конференции, консультации, семинары-практикумы, папки – передвижки и т. д.
Одним из важных условий реализации системы художественно-эстетического воспитания в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - развивающей среды. Каждая группа детского сада должна быть эстетически оформлена в определенном стиле: театральные, изобразительные, музыкальные уголки, уголки чтения художественной литературы, физкультурные уголки.
Созданная в детском саду предметно – развивающая среда способствует познавательному развитию, развитию интереса к миру искусства, навыков в изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности, творчеству.
Таким образом, правильно организованная система работы по художественно – эстетическому воспитанию детей – создание условий для эстетического воспитания, организация учебно – воспитательного процесса – позволит создать благоприятные условия для развития художественно – эстетических способностей детей, творческого воображения и, как результат художественно-эстетического воспитания, – духовно богатую, всесторонне развитую личность.
Предварительный просмотр:
Виды методической продукции
(в рекомендации даны различные виды методической
продукции, адресованные методистам и руководителям учреждений
дополнительного образования, педагогам – организаторам, специалистам по
дополнительному образованию детей)
1.Деятельность педагога дополнительного образования, методиста, руководителя образовательного учреждения немыслима без методического обеспечения.
С точки зрения содержания, методическое обеспечение – это необходимая информация, учебно-методические комплексы, т.е. разнообразные методические средства, оснащающие и способствующие более эффективной реализации программно-методической, научно-экспериментальной, воспитательной, организационно-массовой, досугово – развлекательной деятельности педагогических работников системы дополнительного образования детей.
Как вид деятельности, методическое обеспечение - это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, на оказание методической помощи различным категориям педагогических работников, на выявление, изучение, обобщение, формирование и распространение положительного педагогического опыта.
Методически обеспечить какой-либо вид деятельности – это означает: вовремя прийти на помощь реализатору этой деятельности, методически грамотно устранить затруднения, предоставить обоснованные ответы на возникающие вопросы, связанные с организацией и осуществлением педагогической, методической, воспитательной, образовательной деятельности.
2.Виды методической продукции, разрабатываемые методическими и педагогическими работниками в системе ДОД
Методисты и педагоги дополнительного образования оформляют результаты своей деятельности в трех основных видах методической продукции: информационно- пропагандисткой, организационно – инструктивной и прикладной.
2.1. Информационно – пропагандистская методическая продукция: методическое описание, аннотация, информационный плакат, информационно – методическая выставка, реферат. Данный вид методической продукции содержит сведения, подлежащие распространению, разъяснения приемов и методов, анализ опыта, описания педагогических технологий, ориентирует в текущих событиях, пропагандирует наиболее важные и актуальные направления педагогической деятельности.
Методическое описание содержит сведения, подлежащие распространению проведенного воспитательного дела, увиденного события или средств его проведения. Часто повествование идет от первого лица, присутствуют личные впечатления, эмоции. Требование к методическому описанию – подробное описание и разъяснение события, действия.
Предположим методист описывает ход интеллектуальной игры «Дебаты»: подробное описание состава команд игроков (название команд, возрастной состав, психологический настрой на предстоящую игру и т.д.); поэтапное описание разминки – приветствия капитанов двух команд, личное впечатление методиста от увиденного приветствия, возможные замечания, корректировки и т.д.; подробное описание технологических аспектов основного хода интеллектуальной игры «Дебаты».
Аннотация – это краткое изложение сути, содержания и главных особенностей методического пособия, разработки, сведений об авторе. Аннотация раскрывает назначение данного материала. В ней обязательно указывается, кем и где может быть использована эта методическая работа. В методической службе аннотация применяется и для самообразования при подготовке к личной аттестации.
Информационный плакат позволяет ознакомить широкий круг людей с предстоящими событиями любого типа или итогами их проведения. Как правило, он предназначен для всеобщего обозрения, поэтому размер, оформление плаката должны быть соответствующими. Информационные плакаты могут также рекламировать и пропагандировать печатные издания из опыта работы, информирующие об адресах этого опыта, календарные планы работы детских объединений ОУДОД и т.д.
Информационно – методическая выставка организуется с целью ознакомления и пропаганды методической литературы (в том числе из опыта работы). Выставка может быть посвящена определенной теме, рассказывая об опыте работы того или иного педагогического коллектива или педагога, может также знакомить с новинками научно – методической и педагогической литературы.
Выставка может быть:
- стационарная, работающая в течение долгого времени;
- временная, действующая накануне праздников или по итогам учебного года;
- передвижная, фонд которой можно вывезти в дошкольное образовательное учреждение, школу, в детский оздоровительный лагерь и т.д.
В своей структуре методическая выставка имеет название точно отражающее, тему выставки, ее назначение; адресат, разделы выставки.
Информационно-методическая выставка: Тема выставки «Интеграционное пространство Центра дополнительного образования детей»; адресат: педагогические и детские коллективы системы ДОД и образовательной школы; разделы выставки: Интеграция общего и дополнительного образования детей (Области интеграции: «Образование», «Творчество», «Досуг», «Социальная практика» «Управление» и др.)
Реферат – самая объемная из всех работ описывающего характера. Реферат – это краткое изложение в письменной форме содержания одной или нескольких книг, статей, научных работ или критический обзор источников. Это итог углубленной самостоятельной работы над определенной темой. Реферат должен отражать и точку зрения автора на рассматриваемую проблему, накопленный результативный опыт. Реферат не содержит поучительных аннотаций, а описывает имеющийся материал. По характеру информации он носит информационно-аналитический или пропагандистский характер, привлекает внимание к актуальным проблемам и темам. Педагогический работник в реферате демонстрирует теоретические и практические навыки по определенной проблеме; показывает умение изучать, систематизировать, обобщать и делать выводы.
Примерная структура реферата:
- тема реферата, автор, занимаемая должность, место работы;
- введение (содержит краткий анализ избранной программы, обоснование актуальности;
во введении определяются предмет, цели и задачи предстоящего исследования, описываются методики и технологии исследования);
-теоретическая часть (включает авторские разработки, описание позитивных, негативных результатов самостоятельной исследовательской деятельности, педагогические технологии и т.д.).Эта часть обычно бывает большой по объему и содержит ряд разделов.
- заключение (содержит определенные выводы по результатам проведенного исследования);
- библиография;
- приложения (прикладная методическая продукция по итогам исследовательской и педагогической деятельности).
2.2. Организационно – инструктивная продукция: инструктивно – методическое письмо, методическая записка, методическая памятка, методические рекомендации, методическая разработка, тематическая папка, образовательная программа. Данная продукция имеет свою специфику: предлагает, указывает, разъясняет цели и порядок действия, технологии и методики организации образовательного процесса, проведения мероприятий, акций, демонстрирует возможные приемы и формы организации массовых дел.
Инструктивно – методическое письмо включает указания и разъяснения, вытекающие из нормативного документа вышестоящей организации: определяет круг функций и деятельности педагога или педагогического коллектива по выполнению решений вышестоящих органов, раскрывает более полно содержание нормативных документов, положений, приказов, однако, без разъяснения частных методик и рекомендаций. Как правило, инструктивно – методическое письмо составляется вышестоящими организациями и адресовано одной или нескольким категориям работников. Руководителям ОУДОД направляются региональные инструктивные письма обычно из государственных органов управления образованием, на основании этих писем может быть разработано учрежденческое инструктивно – методическое письмо для соответствующих категорий педагогических работников.
Методическая записка дает пояснения к методическим материалам, изложенным более сжато (планам, графикам, таблицам, схемам). Методическая записка должна дать ответ на следующие вопросы: какие задачи решаются данной методической работой, кому она адресована, на основании каких документов, фактов, составлена методическая работа, какова система изложения материала.
Методическая памятка содержит краткие, самые важные сведения о выполнении каких-либо операций или осуществлении каких- либо функций. Наиболее распространенный вид методической продукции, позволяющий в сжатой форме дать алгоритм действий, круг обязанностей, перечень советов. Памятка невелика по объему, обычно не более 1 машинного листа, имеет точного адресата в виде краткого обращения или просто названия. Изложение материала лаконично, без повторений, как правило, по пунктам.
Методические рекомендации – методическое издание, содержащее комплекс кратких и четко сформулированных предложений и указаний, способствующих внедрению в практику наиболее эффективных методов и форм обучения и воспитания. Методические рекомендации разрабатываются на основе изучения или обобщения опыта педагогов ОУ или проведенного исследования.
Создаются для оказания помощи педагогическому коллективу, педагогу в выработке решений, основанных на достижении науки и результативного педагогического опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий, применительно к определенной группе или мероприятий (воспитательных дел, деятельности). В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике. Рекомендации имеют точный адрес.
Примерная схема написания рекомендации:
Вступительная часть – пояснительная записка, где обосновывается актуальность, необходимость данных рекомендаций, дается краткий анализ положения дел по данному вопросу, указывается адрес, разъясняется, какую помощь призвана оказывать настоящая работа.
Изложение главного тезиса, что именно рекомендуется сделать по улучшению существующего положения.
Методические указания по решению организационных вопросов.
Примерные варианты проведения с советами как лучше сделать, на какие трудные моменты обратить внимание, какие технические и другие средства использовать и т.д.
Описание перспективы результатов рекомендованного, какие задачи поможет решить, какое конкретное действие окажет на участников, чему научит. Здесь же дается краткое перечисление других форм работы, способных закрепить образовательный эффект, развить приобретенные навыки.
Методические рекомендации содержат список рекомендованной литературы при подготовке данной работы, а также Ф.И.О. автора, год написания, внутреннюю рецензию, выданную Методическим советом ОУДОД, группой специалистов и т.д.
Методическая разработка – комплексная форма , включающая в себя рекомендации по планированию, организации и проведению отдельных массовых мероприятий, методические советы, сценарии, планы выступлений, выставок и т.д. Помогает лучше понять теоретические идеи и практические возможности рекомендованного материала.
Примерная схема методической рекомендации :
- название разработки, название и форма проведения мероприятия, пояснительная записка, в которой указываются цели и задачи, предлагаемые методы, возраст детей, на которых рассчитано мероприятие, условия для его проведения, оборудование, оформление (технические средства, варианты текстов, плакатов); методические советы на подготовительный период, сценарный план, ход проведения , сценарий, где соблюдаются все композиционные, сюжетные части; методические советы организаторам и постановщикам (на какие особо важные моменты следует обратить внимание, каких ошибок необходимо остерегаться , где лучше проводить и т.д.); методические советы на период ближайшего последействия ( как подвести итоги, какие дела провести для закрепления полученного результата и т.д.); список используемой литературы, Ф.И.О. автора разработки, должность, место работы.
Методическая папка объединяет:
-нормативные документы, определяющие деятельность в данном направлении;
- методические рекомендации;
- прикладную методическую продукцию;
- разработки конкретных дел, сценарии проведенных мероприятий;
- материалы из опыта работы;
- библиографию;
- приложения (дидактический материал).
В методических отделах, методических кабинетах ОУДОД накапливается фонд методических материалов. Методисты создают тематические папки по всем образовательным направлениям, существующим в конкретном учреждении.
Например, рассматриваемое образовательное учреждение имеет статус «Центр дополнительного образования детей», соответственно реализующий 4 образовательных направленности: художественно – эстетическое, туристко - краеведческое, эколого-биологическое и социально – педагогическое. Поэтому в методическом отделе ЦДОД создаются тематические папки по декоративно – прикладному искусству, по музыкально – эстетическому искусству, по эколого – биологической деятельности и социально – педагогической деятельности.
Тематическая папка по декоративно – прикладной деятельности может содержать следующие методические материалы:
* должностные инструкции методистов, курирующих декоративно – прикладную направленность;
* положения о проведении конкурсов мастерства, выставок народного и декоративно – прикладного искусства, праздников и др.;
*методические рекомендации по проведению праздников народных ремесел: «Ярмарка художественных ремесел донского края», выставок- демонстраций «Старинные женские и мужские казачьи костюмы», «Каргопольская народная игрушка», «Орнаменты Семикаракорской росписи» и др.;
*сценарные планы и сценарии праздников, конкурсов, досугово - развлекательных мероприятий;
* методические рекомендации по проведению инновационных форм занятий по декоративно – прикладной направленности в ОУДОД;
* диагностические и обучающие методики для педагогов декоративно-прикладного отдела.
Образовательная программа - это нормативный документ, отражающий концепцию педагога в соответствии с заявленными целями деятельности, условиями, ресурсным обеспечением, специальным содержанием, методами и технологией достижения гарантированных положительных результатов. Это – индивидуальный образовательный маршрут обучающегося, пройдя который он может выйти на тот или иной уровень воспитанности, обученности, прогнозируемый педагогом – разработчиком.
2.3. Прикладная методическая продукция: сценарий, тематическая подборка, картотека, методическая тема, документация учебно-методической продукции, представляет собой вспомогательный материал, иллюстрирующий, более полно раскрывающий тему, отраженную в других видах методической продукции.
Сценарий – самый распространенный вид прикладной методической продукции.
Сценарий – это конспективная подробная запись праздника, любого дела. В сценарии дословно приводятся слова ведущих, актеров, тексты песен. В ремарках даются сценические указания: художественное оформление, световая партитура, движение участников на сцене и т.д.
Для облегчения работы, текстовый материал размещают ближе к правой стороне листа, а ремарки ближе к левой.
Примерная схема сценария:
Название (сценарий праздника «Школьные годы чудесные!»); адресат; цели и задачи; участники, реализующие сценарий, действующие лица; полный текст выбранного сценария, использованная литература.
Сценарий снабжается методическими советами, ремарками. Педагогу предоставляется возможность использовать сценарий не буква к букве, а разрабатывать собственные варианты, не повторяя ошибок.
Сценарий может содержать устойчивые элементы, являющиеся основой формы праздничного действия:
* церемониал – торжественная церемония – яркий праздник (открытие; закрытие, награждение, вручение дипломов, грамот, призов участникам). Организаторам праздников необходимо четко соблюдать правила и условности, на которых строится церемония: подбор и распределение музыки, общий стиль формирования (расстановка участников , как элемент стиля, интонация, речь, темп);
* театрализация – речь идет не о спектакле, а о драматическом действии, представлении. Основные условия театрализации – это не сцена, а наличие драматургии, сюжетного хода, игровых ролей;
* возможность общения – организаторы стремятся устроить все так, чтобы у приглашенных людей была возможность поговорить друг с другом до начала и по окончании торжественной части праздника;
* атмосфера приподнятости, возбуждения – одновременно является условием и результатом успешного воплощения сценарного замысла. Особенностью праздничной атмосферы является то, что праздник всеми участниками переживается как бы на уровнях: «с собой», «с другими, со всеми участниками», «через рассказ».
Тематическая подборка необходима при накоплении материалов для написания рекомендаций, сценариев. Это может быть подборка стихов, песен, игр, описание КТД, цитат, поговорок, фотографий, рисунков и т.д. на одну определенную тему. Тематическая подборка оформляется в папку для бумаг, в скоросшиватель, в альбом, в большие конверты или в др.
Картотека – это систематизированное в алфавитном порядке (как правило – по темам или направлениям) собрание карточек со сведениями и материалами по методической работе. Карточки могут быть: методической литературы, газетных и журнальных статей, методических разработок; видеотека, фонотека; игр; поговорок; цитат и др. Картотека состоит из специальных каталожных карточек, заполненных по определенной схеме. По форме каталог может представлять собой либо каталожные карточки, объединенные в картотеку, либо папку – скоросшиватель с подборкой материалов.
Методическая тема – это конкретное направление, связанное с изучением и разработкой методических аспектов определенной проблемы, предмет методического исследования. Выбор методической темы обусловлен личным практическим педагогическим опытом методистов, педагогов, потребностями субъектов взаимодействия, спецификой работы.
Этапами работы могут быть выбор и обоснование темы; определение целей и задач; составление плана; отбор форм и методов работы над темой; накопление, систематизация и анализ теоретического и практического материала по теме; экспериментальная проработка материала, конструирование опыта; выпуск методической продукции; определение значения наработанного и сферы его применения.
При разработке годового плана методической деятельности многие педагогические коллективы ОУДОД в начале учебного года определяют методическую тему, над которой будут работать в течение всего года. Например, «Овладение принципами программно – методического обеспечения в ОУДОД», «Определение качества образовательно – воспитательной деятельности в ОУДОД» и др.
Документация учебно – методической продукции включает разработку учебных планов, образовательных программ, учебно – методических пособий, предназначенных для внедрения в систему дополнительного образования детей.
Список используемой литературы:
- Кульневич С.В. Иванченко В.Н. Дополнительное образование: методическая служба. Практическое пособие для руководителей ОУДОД, методистов, педагогов – организаторов, специалистов по дополнительному образованию, педагогов дополнительного образования; издательство «Учитель», 2005г.
- Буйлова Л.Н., Кочнева С.В. Организация методической службы учреждений дополнительного образования детей; издательство «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС», 2001г.
Переработано и дополнено
педагогом дополнительного
образования: Рычковой Е.А.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическое объединение педагогов дополнительного образования «Профилактика девиантного поведения в условиях дополнительного образования».
Повышение психологической компетентности и коммуникативной грамотности педагогов.План работы МО:Современное состояние детства как социальные проблемы.Девиантное поведение, виды Д.П. Роль УДОД в профил...
"Мастер-класс, как современная форма методической работы педагога дополнительного образования "
С целью обобщения и распространения педагогического опыта предлагаю познакомиться с программой по самообразованию....
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯ Педагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования детей «Станция юных техников» города Евпатории Республики
ПЛАН РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЪЕДИНЕНИЯПедагогов дополнительного образования кружков научно-технического направления муниципального бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования дет...
План работы методического мероприятия «Неделя дополнительного образования» тематической недели дополнительного образования «Калейдоскоп творческих находок и форм воспитательной работы в детских объединениях» для педагогов, работающих в системе дополнит
Мой материал будет интересен педагогам дополнительного образования и методистам дома детского творчества....
Методические рекомендации педагогам дополнительного образования для работы над общей методической темой
Методические рекомендациипедагогам дополнительного образованиядля работы над общей методической темой...
Методическая работа педагога дополнительного образования
Приказы, распоряжения. Размещенный материал.Как вид деятельности, методическое обеспечение – это процесс, направленный на создание разнообразных видов методической продукции, изданий для р...
Методические рекомендации районного методического объединения педагогов дополнительного образования «Проектирование дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы как базового элемента системы дополнительного образования детей»
Методические рекомендации по написанию дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы...