Роль музыкальной педагогики в гармоническом развитии ребенка
статья на тему
Важнейшая тенденция передовой музыкальной педагогики
может быть характеризована как стремление достичь
совместно с общей педагогикой гармонического воспитания личности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tolstova_l._yu.docx | 20.44 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
«Роль музыкальной педагогики в гармоническом
развитии ребенка»
Толстова Лариса Юрьевна,
концертмейстер высшей квалификационной категории.
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования детей «Дворец детского творчества «Маленький принц»
Важнейшая тенденция передовой музыкальной педагогики может быть характеризована как стремление достичь совместно с общей педагогикой гармонического воспитания личности.
В воспитательной работе, преследующей подобную цель, не только музыканты, но и деятели других областей культуры уделяют эстетическому началу и музыкальному воспитанию огромную роль.
Д.Кабалевский, выражая мнение современной музыкальной педагогики, указывал на то, что «главной задачей массового музыкального воспитания является не только обучение музыке само по себе, сколько воздействие через музыку на весь духовный мир ребенка, прежде всего на его нравственность».
Основа основ любой музыкально-педагогической работы заключается в том, чтобы влюбить ученика в искусство, научить его восхищаться неповторимыми, ни с чем не сопоставимыми чертами музыкального произведения, например, Баркаролой Шумана, сонатой Моцарта или фугой Шостаковича.
В наше время особенно важно разжечь у обучающихся огонек влюбленности в серьезную музыку и непосредственно поддерживать его. Почему же эта проблема так остро встает именно в наше время?
Сегодня, благодаря радио, телевидению, интернету, количество музыкальных впечатлений, которое ребенок испытывает, не может идти ни в какое сравнение с тем, что он получал в сравнительно недалеком прошлом. С одной стороны, положительно то, что огромная масса людей приобщается к музыке, а с другой стороны, вследствие этой доступности музыка становится для многих слушателей чем-то обыденным и будничным. В радио и телепередачах часто приучают слушателей к невнимательному, антимузыкальному восприятию серьезной музыки. Так, на фоне еле слышного исполнения симфонии или сонаты звучит громкий голос диктора, что-то поясняющего, в то время как педагог внушает ребенку, что музыка должна быть окружена тишиной. Во время ёе исполнения не должны звучать разговоры, необходимо вслушиваться в музыку, во взаимосвязь музыкальных оборотов, в логику преподнесения музыкального материала. В сложившихся условиях воздействие педагога на обучающегося будет тем сильнее, чем ярче удается педагогу выразить себя, раскрыть, продемонстрировать и передать свое отношение к музыке. От этого зависит ответная реакция воспитанников, потому что они внутренне переживают услышанное вместе с педагогом.
Не только музыканты, художники, актеры, литераторы, но и математики, физики, химики призывают обратить внимание на роль душевного, эмоционального фактора в развитии ребенка, независимо от того, кем ему суждено стать - ученым или рабочим, художником или служащим. В образовании детей точные науки и искусство взаимодействуют, а не взаимоисключают друг друга.
Музыкальная творческая активность исключается без параллельного развития эмоциональности. Таким образом, можно сделать следующие выводы:
- музыкальное воспитание не может происходить на основе исключительно эмоционально- чувственного мышления, а математическое – на основе только рассудочного;
- только искусство, дополняя науки естественные и гуманитарные, проецируя весь мир человека, может сообщить целостность восприятия мира ребенком. Искусству замены нет. Функция гуманитарной части образования, включая и искусство (музыку), должны расти, если человечество хочет быть здоровым во всех отношениях. Невозможно себе представить, что назначение человека будущего будет заключаться лишь в правильном обращении с компьютером.
В наш век быстрых скоростей возникает неосознанное и очень опасное искушение перенести эту быстроту на воспитание и музыкальное обучение. Музыкальная педагогика также не терпит суеты, торопливости, спешки; ей нужно время, чтобы дать сделанному отстояться и начать естественное развитие и рост. Но довольно часто наблюдаются и отрицательные явления: погоня за результативностью, особенно в музыкальном творчестве, заставляет педагогов нарушать психолого - возрастные особенности детей. Сергей Образцов в своих наблюдениях отмечал, что «общем стилем и общей бедой является погоня за всяким цифровыми показателями. В спорте это приводит к чемпиономании, а в музыкальном воспитании – лауреатомании».
Подготовив несколько лауреатов, используя допустимые и недопустимые методы в работе, такой педагог становится «лауреатомейстером», чья деятельность ценится выше десятка скромных педагогов – тружеников, которые без суеты, спешки и саморекламы, учитывая психологические, возрастные особенности своих питомцев, прививают им любовь к музыке, развивают слух. Они ведут свою работу без нажима, понимая, что нужно ждать, и что результаты придут со временем. В этой конкурсной атмосфере педагоги бывают нередко вынуждены меньше внимания уделять другим детям, которые в будущем будут просто слушателями, и от которых будет зависеть музыкальная культура страны.
Педагог, который научился, получил возможность и привык рефлексировать и размышлять над своей деятельностью, будет постепенно, а не «ускоренно» растить и развивать с помощью музыкальной педагогики своих учеников.
Используя музыкальную педагогику в воспитании детей, нельзя не учитывать тот факт, что музыка легкого жанра занимает значительное место в быту. Слух привыкает «скользить» по произведению, выхватывает отдельные полюбившиеся обороты, Это, притупляет восприятие слушателя: для того, чтобы вслушаться и понять серьезную музыку, следить за постепенно раскрывающейся звуковой панорамой, нужен умственный труд, привычка преодолевать слуховую инерцию.
Поэтому на всех ступенях обучения нужна музыкальная педагогика, способная помочь обучающемуся «заразиться» и «воспламениться» серьезным искусством, приучить себя к свежести и непредвзятости музыкального восприятия.
Слова Плутарха указывают путь на конечный результат использования музыкальной педагогики в воспитании и обучении ребенка: «Ученик – это не сосуд, который следует наполнить знаниями, а светильник, который надо возжечь». Без зажженного и возвышающего душу светильника не воспитать ни любителя, ни профессионала.
Что касается методов воспитания, то не следует проходить мимо известного, но часто на практике забываемого положения: эмоции, в данном случае, «влюбленность» в музыку, нельзя воспитывать нажимом, приказом, навязыванием своей точки зрения или своих переживаний. Применяя данные приемы, неопытный педагог уподобляется человеку, объясняющему слепому радугу. Использование силовых методов уводит детей от музыки, вызывает ёе неприятие.
Великую умную педагогическую работу отличает постоянство усилий и терпение. Прибегая к анализу, педагог поведет своего воспитанника, говоря словами Л.Н.Толстого, «по лабиринту сцеплений, в котором состоит сущность искусства и привлечет его внимание к законам, которые служат основанием для этих сцеплений». Прибегая к логике, педагог укажет ребенку путь постепенного постижения художественного творения и поднимаясь с ним с ступеньки на ступеньку, поможет приблизиться к миру музыки и понять, что искусство нередко проявляется в тончайших еле приметных усилиях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Роль музейной педагогики в работе классного руководителя
В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила 70-летний юбилей. Торжественное празднова...
Роль музейной педагогики в воспитательной работе
В 2007 году наша школа №1 им. Героя Советского Союза Дмитрия Евлампиевича Комарова отметила 70-летний юбилей. Торжественное празднова...
Роль музейной педагогики в реализации образовательной программы «Искусство и культура моего народа» на уроках изобразительного искусства
Организация художественной деятельности школьников, их эстетическое воспитание на традиционных видах народного искусства. Использование музейной педагогики, как наиболее эффективной формы ...
Роль музейной педагогики в формировании личности учащихся.
Данная статья показывает важность музейных образовательных программ в становлении личности учащихся...
Статья "Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников"
Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора коммуникативности, адаптации в ...
Статья "Роль театральной педагогики в литературном образовании старшеклассников"
Методы театральной педагогики с их воздействием именно на эмоционально-чувственную сферу ребенка дают высокий результат в области развития у всех детей без отбора коммуникативности, адаптации в ...
Консультация для родителей Роль музыкальных инструментов в воспитании ребенка
В статье раскрывается значение музыкальных инструментов в развитии детей дошкольного возраста...