Хореографический образ в танце
статья на тему

Надежда Михайловна Егорова

В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.

Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания. Роль рисунка танца в создании хореографического образа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx22.48 КБ

Предварительный просмотр:

Термином "классический танец" пользуется весь балетный мир, обозначая им определенный вид хореографической пластики.

Классический танец - основа хореографии. На этом уроке постигаются тонкости балетного искусства. Это великая гармония сочетания движений с классической музыкой.

Непременные условия классического танца: выворотность ног, большой танцевальный шаг, гибкость, устойчивость, вращение, легкий высокий прыжок, свободное и пластичное владение руками, четкая координация движений, выносливость и сила.

Главный принцип классического танца – выворотность, на основании которой разработано понятие о закрытых (ferme) и открытых (ouvert), скрещенных (croise) и не скрещенных (efface) позициях и позах, а также о движениях наружу (en deors) и внутрь (en dedans). Разделение на элементы, систематизация и отбор движений послужили основой школы классического танца. Она изучает группы движений, объединенных общими для каждой группы признакам: группа вращений (pirouette, tour, fouette), группа приседаний (plie), группа положений корпуса(attitude, arabesgue) и другие.

Зачем нужен классический танец ?

В нынешнем разнообразии стилей и направлений хореографии, не всегда легко определиться, какой из них станет именно твоим наиболее непосредственным языком чувств. Как правило, хочется выразить самые потаённые движения души в разных лексических интерпретациях, элементарных навыков «танцевания» и владения своим телом, даже при хорошем педагоге, богатым на танцевальную лексику, не хватает, и танцуем то, что получается.

Казалось бы, учим новое «современное» зачем нам учить то, что было до нас, но все новаторства по существу, одновременно глубоко и тонко связаны с традициями. Нужно помнить, что все новые течения это ни что иное, как синтез хореографического наследия разных времен и народов минувших лет. Все новое это конечно здорово, но не следует терять то, что называют «силой советской хореографической школы», а следует знать так, как азбуку, без которой искусство хореографии невозможно. Следует страховать себя от неизбежных потерь и утрат, которые с годами становятся все более значительными. За границей платят колоссальные деньги за то, чтобы учится русской классической школе. Там не теряют времени даром, не упускают ни одного удобного случая и снимают все, что удаётся увидеть: уроки, репетиции, спектакли, а мы часто действуем бесхозяйственно, легкомысленно, не дорожим теми ценностями, которыми обладаем. Я не говорю о том, что каждый сюжет, каждая тема должна выражаться исключительно классическими танцевальными формами. Движение мыслителя не как отвлеченный знак, «подошедший» к данному танцевально-смысловому контексту, а как неповторимый единственно оправданный образно-пластический способ выражения данного содержания. Роль рисунка танца в создании хореографического образа.

Рисунок танца - это расположения и перемещение танцующих по сцене - сценической площадке.

Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция (он должен передовать определенную мысль), должен быть подчинен идее хореографического произведения, 

эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. 

Прежде чем разбирать значение рисунка танца в создании хореографического произведения, следует сказать , что рисунок танца и танцевальный текст неразрывно связаны. 

И потому при анализе рисунка танца с том или ином произведении придется касаться и его хореографического текста.

При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, 

для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, 

настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с 

танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. 

В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца.

Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача балетмейстера - добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Например, плавное развитие рисунка, неторопливое движение, соответствующее музыке, невидимые движения ног танцующих, как бы плывущих по сцене, рождают перед зрителем образ лебедушки. Рисунок танца в данном случае играет ведущую роль, но для создания образа имеют значение и танцевальный текст, и костюм - словом, все выразительные средства.

В хороводе «Березка» ( исполнитель - государственный хореографический ансамбль «Березка») балетмейстер Н.Надеждина используя в основном рисунок танца, раскрывает образ стройной, как березка, русской девушки, ее характер, образ русской природы. И номер этот, идущий уже много лет на сценах нашей страны и за рубежом, давший название ансамблю, оказывает огромное воздействие на зрителя.

Балетмейстер, бесспорно, должен учитывать, какое впечатление производит сочиненное им произведение на зрителя. Обычно во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение рисунка танца из разных точек зрительного зала и при необходимости вносит определенные коррективы.

Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. 

Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие, эмоциональные состояния героя.

Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок 

и переходить к другому. Такое решение будет вполне оправданным, так как будет соответствовать задаче, которая стоит перед балетмейстером.

А какова взаимосвязь рисунка танца и музыкального материала? Рисунок танца всецело зависит от музыкального материала, на основе которого сочиняется данный танцевальный номер. 

Он должен отражать характер, образ музыки, ее стиль, находиться в тесной связи с темпом, ритмом музыкального сочинения.

Танец, его рисунок, развивается вместе с музыкой, он то замедляется, то убыстряется, 

то звучит еле слышно на пианиссимо, то усиливается до звучания фортиссимо. В танце, 

так же как и в музыке , где одна фраза логически переходит в другую, один рисунок 

должен сменять другой. С началом новой музыкальной фразы начинается и новая танцевальная фраза. 

Если имеется повтор музыкальной темы или ее развитие, либо в развитии уже использованного рисунка.

Темп музыкального произведения, динамика должны получить

соответствующее выражение в рисунке танца.

Распределение танца по сценической площадке зависит от многих факторов, но прежде всего от той задачи, которую ставит перед собой балетмейстер в данном танцевальном номере. Он должен умело сосредоточить внимание зрителя на том эпизоде, который является для него наиболее важным.

Следовательно, рисунок танца зависит прежде всего ОТ замысла номера,

его идеи, музыкального материала, музыкальнойформы произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа,  строения музыкальных фраз),  национальной  принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру).

Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремится к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца,

равномерно размещать рисунок по сценической площадке.

Танцевальный текст и хореографический образ.

Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, 

над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным.

Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. 

Каждое движение - это живая ткань образа. Балетмейстер помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находится на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки.

Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа. А возможности пластики безграничны. 

Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица.

Взаимовлияние драматургии и сценического образа.

Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии 

с которыми и выстаивается сценический образ. В сценическом образе должна быть и своя 

экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией ( развитие действия) и кульминация , и развязка.

Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия.

Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа.

В хореографическом произведении, в танцевальном номере балетмейстер стремится выделить кульминацию средствами хореографии. В номере, не имеющем связного сюжета, это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой балетмейстерский прием.

Необходима логическая связь рисунка танца и всех законов драматургии.

В хореографическом произведении одно движение рождает другое, они логически 

связаны и составляют единое целое, единую, логически развивающуюся фразу, предложение.

При сочинении хореографического текста балетмейстер должен следить за логикой 

развития движений и логикой развития рисунка танца.

Комплекс выразительных средств для создания хореографического образа.

Сценический образ - сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности. 

В танцевальном искусстве эти черты должны быть раскрыты средствами хореографии. 

Балетмейстер использует для этого максимум выразительных средств.

Пространственный  рисуноктанца, танцевальный язык - пластику человеческого тела, мимику, драматургическое развитие образа, актерское мастерство, музыку, костюмы, художественное оформление сцены.

Раскрытие идеи, замысла, через хореографический образ.

Наше современное реалистическое искусство требует углубленного подхода к работе над образом.

Балетмейстер, танцовщик, которым предстоит воплотить нужный характер на сцене, 

должны изучить, проследить всю последовательность его формирования, 

понять героя, и только тогда они полностью поймут, почему отношение конкретного героя к действительности, в которой он живет во время сценического действия, стало именно таким, каким оно выражается в его танцевальных действиях и поступках. Если автору постановочной хореографии удастся все это не только понять, но и выразить  чувствами, ему легко будет создать именно ту танцевально-мимическую партитуру, которая может быть свойственна данному человеческому образу. А затем и танцовщик этой партии, получив от хореографа - балетмейстера конкретное задание, текст танцевальной партии, 

проникнется свойствами характера этого образа и сможет в него легко перевоплотиться, 

создать этот образ на сцене. Немалую роль играют внешние признаки танцовщика, мимика, пластика человеческого тела для воплощения образа, характер на сцене.

Сценический образ - сложнейший сплав внутренних и внешних черт человеческой личности.

Художественное обобщение и типизация образа в хореографическом произведении.

а) В хореографии художественное обобщение состоит в создании средствами танца конкретных необходимых образов хореографических, воплощающих человеческие действия,  мечты, чувства, переживания, отражающих реальные характеры.

Произведения, слабые в художественном отношении, страдают отсутствием правды, 

индивидуальной конкретности и обобщенности образов, а также бледностью кокого-либо 

из компонентов хореографического произведения (хореографии, драматургии, музыки, 

изобразительного оформления) или их всех и отсутствием целостности.

Художественное совершенство танца состоит в образной яркости и композиционном единстве всех слагаемых; в идейной глубине и неповторимости образов, в правдивости содержания, мастерстве формы, органическом слиянии содержания и формы.

б) Типизация в хореографии - способ раскрытия в художественных образах общего, 

закономерного в человеческой жизни и жизни общества, в психологических переживаниях 

людей и их отношениях через изображение неповторимого и индивидуального.

Мы говорим: « Это типичный образ нашего молодого современника». Это значит, что, 

кроме индивидуальных черт характера, данный герой несет в себе типичные черты, 

свойственные нашему современнику: честность, чувство долга, бескорыстное служение Родине, готовность к подвигу и т.д. От умения обобщить образ, сделать его типичным в 

сочетании с правильно построенным сюжетом, где герой будет поставлен в такие жизненные обстоятельства, в которых наиболее полно проявятся его черты, зависит значимость созданного 

произведения и во многом его успех у зрителя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок концертмейстера отделения хореографического искусства ДШИ г. Гурьевска в классе народного танца Суворова В.Л.(с методическим сообщением). Тема урока: «Особенности работы концертмейстера- аккордеониста в классе народного танца»

20 февраля 2012 года в рамках подготовки к аттестации на 1 категорию мной был подготовлен и проведен областной открытый урок с методическим сообщением по теме: «Особенности работы концертмейстера- акк...

Конспект учебного занятия «Создание хореографических образов в соответствии с музыкальными»

Возраст обучающихся 9 - 10 летТема занятия – «Создание хореографических образов в соответствии с музыкальными»Тип занятия – усвоения новых знанийВид занятия - учебноеПродолжите...

Сценарий хореографического фестиваля-конкурса "Танцующий город"

Сценарий хореографического фестиваля-конкурса "Танцующий город"...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Хореографический ансамбль «Побратимы». Жизнь в танце. Танцы народов Кавказа»

Направленность: художественнаяУровень реализации программы: базовыйВозраст обучающихся: 8-17 летСрок реализации: 5 лет.Автор-составитель программы: Канашев Николай Иванович, заслуженный деятель культу...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Гимнастика» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

       Программа учебного предмета «Гимнастика» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализац...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы классического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы классического танца» разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности пр...

УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Основы народно-сценического танца» для адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы художественной направленности в области хореографического искусства «Азбука танца»

      Программа учебного предмета «Основы народно-сценического танца»разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельно...