"Алиса в стране чудес"
материал по теме

"Алиса в стране в стране чудес" - пьеса для театральной студии, которую можно поставить с учениками 5 - 8 классов. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Алиса в стране чудес

Льюис Кэрролл

Действующие лица:

Алиса

Белый кролик

Заяц

Шляпник

Соня-мышь

Красная королева

Герцогиня

Чеширский кот

Трое садовников

Голос за кадром

Алиса сидела на берегу реки и скучала: делать ей было совершенно нечего, а сидеть без дела, сами знаете, дело нелегкое; раз-другой она, правда, сунула нос в книгу, которую читала, но там не оказалось ни картинок, ни шуток.

АЛИСА. Кому нужны книжки без картинок или хотя бы шуток? Не понимаю!

Алиса поет

Где же сказка? Где же чудо? Неожиданности где?

Здесь деревья, как и всюду, отражаются в воде.

На болоте та же ряска, и деревья, как везде.

Где же сказка? Где же чудо? Неожиданности где?

Здесь деревья, как и всюду, отражаются в воде.

Где же сказка? Где же чудо? Неожиданности где?

Где же сказка? Где же чудо? Неожиданности где?

Появляется БЕЛЫЙ КРОЛИК, он очень торопится, но при этом вся его спешка больше напоминает бег на месте. АЛИСА замечает его.

АЛИСА. Ой, зайчик!

КРОЛИК. Если вы это обо мне, то я не зайчик. Я—КРОЛИК! И хочу особо отметить, БЕЛЫЙ КРОЛИК!

АЛИСА (озадаченно). А-а-а… Понятно… Хотя нет, ничего не понятно. Разве кролики умеют говорить?

КРОЛИК. Вот вы, юная леди, только что пели, верно?

АЛИСА. Да.

КРОЛИК. Но ведь вы же не птица. И смею вас заверить, что никогда птицей не будете!

АЛИСА. Я и не собираюсь… То есть, я и не хочу быть птицей, мне и девочкой быть хорошо.

КРОЛИК. А я не хочу быть зайчиком, мне хорошо быть БЕЛЫМ КРОЛИКОМ. (Смотрит на часы.) Ах, боже мой, боже мой! Я опаздываю. Совсем опаздываю! (Обхватывает голову лапами и, сокрушаясь, убегает)

Алиса бегает за кроликом. А когда кролик залезает в нору, Алиса – за ним. Алиса падает. Барахтается, а потом летит.

АЛИСА. Ой, падаю... Вниз-вниз, в какой-то колодец… Уух!
Совсем темно. И ничего не видно! А по сторонам полки-полки, шкафы, картинки висят. И что-то написано. Прочтем. Атлетический океан... Не смейтесь, я же не училась читать на лету. Африка. О! Это географические карты. 
Банки стоят. Апельсиновое варенье. Ух. Целая банка. Эх, пустая. Брошу ее вниз, а вдруг она кого-нибудь по голове... 
Уух. Вот так лечу. Интересно, какие же параллели и меридианы я пролетаю. А вдруг я буду лететь, лететь и пролечу всю землю насквозь. Вот будет смешно! Вылезу – а люди там вниз головой ходят! Как же они называются? Антипатии? Антипятки? А! Антиподы. ААААА…

Алиса падает. Быстро вскакивает. Смотрит наверх.

АЛИСА. Там верх или низ? Ничего не понимаю. Может, мне все это снится?

Ой, дверца. Откроем. Не открывается. А если она не открывается, значит, она на замочке. А если есть замочек, значит, есть и ключик. А где же ключик? (оглядывается) А вот и ключик. Попробуем.

Алиса открывает дверцу и пытается пролезть в дверцу, у нее ничего не получается.

АЛИСА. Не получается. Надо будет по-другому (пытается залезть по-другому). Никак. Что же делать? (Оглядывается)… Пузыречек? (Алиса читает на пузыречке): выпей меня. Выпить или не выпить? А вдруг оно горькое, как лекарство? А может, сладкое? Выпью. Ой!

Интересно, это я уменьшилась или дверь увеличилась? В эту дверь я точно пролезу.

Алиса входит в дверь. Видит стол, накрытый к чаю.

За столом сидят ШЛЯПНИК, ЗАЯЦ и МЫШКА-СОНЯ. Они пьют чай.

ШЛЯПНИК. (Смотрит на часы). Пять часов.

ЗАЯЦ. Время пить чай.

(Пересаживаются и наливают в чашки чай). Алиса подходит к столу и хочет сесть.

ШЛЯПНИК. Занято!

ЗАЯЦ. Занято!

ШЛЯПНИК И ЗАЯЦ. Мест нет!

АЛИСА. Как же нет?! Места сколько угодно! (Садится).

ЗАЯЦ (АЛИСЕ). Хочешь торта?

АЛИСА (осматривает стол). Какого торта? Что-то я его здесь не вижу.

ЗАЯЦ. Еще бы! Его здесь и нет (смеется).

АЛИСА. Зачем же вы тогда предлагаете, если его здесь нет? Это не очень-то вежливо!

ЗАЯЦ. А зачем ты уселась без приглашения? Это тоже невежливо.

АЛИСА. Я просто не знала, что это ваш стол, я думала, что он накрыт для всех.

ШЛЯПНИК.  Какая разница! Какая разница между пуганой вороной и письменным столом?

 АЛИСА.  Загадки? Это интересно. По-моему, я могу ее отгадать.
ЗАЯЦ. Ты хочешь сказать, что думаешь, будто знаешь ответ на эту загадку?  

АЛИСА. Совершенно верно. Я всегда говорю то, что думаю. Или… думаю то, что говорю. А, это одно и то же.

ШЛЯПНИК.  Совсем не одно и то же. Так ты еще чего доброго скажешь, будто «Я вижу то, что ем» и «Я ем то, что вижу», – одно и то же!
 
ЗАЯЦ. Так ты еще скажешь, будто «Что имею, то люблю» и «Что люблю, то имею», – одно и то же!

СОНЯ. Так ты еще скажешь, будто «Я дышу, пока сплю» и «Я сплю, пока дышу», – одно и то же!

Все молчат. Алиса пытается понять то, что сказали Заяц, Шляпник и Соня.

ШЛЯПНИК. (Достаёт из кармана часы, озабоченно смотрит на них, встряхивает, подносит к уху, и опять встряхивает.) Какое сегодня число?

АЛИСА. Четвёртое мая.

ШЛЯПНИК. Отстают на два дня. (ЗАЙЦУ.) Говорил я тебе, нельзя их смазывать сливочным маслом.

ЗАЯЦ. Так ведь масло было самое свежее!

ШЛЯПНИК. Значит, в механизм попали крошки, ты же смазывал хлебным ножом!

ЗАЯЦ. Мартовский Заяц взял часы и уныло посмотрел на них, потом окунул их в чашку с чаем и снова посмотрел. У нас нет ножа для часов. Чем я по-твоему должен был смазать?! Давай промоем их в чае. Крошки смоются, и часы опять пойдут. (Заяц окунает часы  в чашку с чаем).

АЛИСА. Какие у вас странные часы, показывают число, а который час не показывают.

ШЛЯПНИК. А с какой стати часы должны всё показывать? Вот твои часы показывают, какой год?

АЛИСА. Конечно, нет.

ЗАЯЦ. Но несмотря на это, ты же не считаешь, что часы не-ГОД-ные. Хотя года тоже ведь идут.

ШЛЯПНИК. Ты загадку отгадала?

АЛИСА. Нет, а какой ответ?

ШЛЯПНИК. Понятия не имею. (Смеется).

АЛИСА. Видимо, вам времени совсем не жалко, если вы загадываете загадки без отгадок.

ШЛЯПНИК. Если бы ты знала Время так же хорошо, как я,  ты бы не говорила о нем в среднем роде.

АЛИСА.  Надо же. Никогда бы не подумала.

ЗАЯЦ. Да ты о нем в жизни никогда и не думала.

АЛИСА. Почему же, думала. Особенно на уроках математики. Я думала, как бы мне получше провести время.

ЗАЯЦ. Ишь чего захотела! Время провести.

ШЛЯПНИК. Время не проведешь! Сразу видно, что вы с ним совсем не знакомы.

АЛИСА. Может, и не знакома. НО я часто думаю о нем. Не раз думала о том, как бы убить время.

ШЛЯПНИК. А-а! Тогда все понятно. Убить Время! Разве такое ему может понравиться! Если б ты с ним не ссорилась, могла бы просить у него все, что хочешь. Допустим, сейчас девять часов утра – пора идти в школу. А ты шепнула ему словечко и – р-раз! – стрелки побежали вперед! Половина второго – обед!   

 АЛИСА.  Конечно, это было бы здорово.

 ШЛЯПНИК.  А я о чем говорю. Время нужно ценить. Не тратить его зря. А мы с ним поссорились. В марте. Королева давала большой концерт. И я должен был петь. Не успел я допеть первый куплет, как красная королева пришла в ярость и как закричит: «Он у нас только время отнимает. Отрубите ему голову!» Вот с тех пор у нас время и остановилось.

ЗАЯЦ. Наши часы всегда показывают одно и то же время—пять часов. И всегда будут показывать, чтобы ни случилось—у нас всегда одно и то же время.

ШЛЯПНИК.  Пять часов - это время для чаепития. И приходится всё время пить чай, даже посуду нет времени помыть. Поэтому мы всё время пересаживаемся.

АЛИСА. Да это же просто кошмар!

КРОЛИК. (неожиданно подскакивает). Я, кажется, опять начал опаздывать! Я уже опаздываю, или совсем опоздал! У меня нет времени. Красная королева придет в ярость!

АЛИСА. Красная королева? Погоди! Постой! Я с тобой! (Бежит за кроликом)

ЗАЯЦ. Алиса, подожди. Посиди еще с нами. Очень странная девочка… Является ко всем без приглашения, а когда ее приглашают посидеть, она убегает…

АЛИСА. Извините. Я знаю, что это невежливо. Но я так хочу посмотреть на королеву, ведь я никогда не видела настоящих королев.

ШЛЯПНИК. Если ты так решительно настроена идти к Королеве, то тебе нужно подождать, когда появится ЧЕШИРСКИЙ КОТ.

АЛИСА. А скоро он появится?

Появляется ЧЕШИРСКИЙ КОТ

 КОТ. Я давно уже здесь.

АЛИСА. Ой, как вы неожиданно появились!

КОТ. Я всегда неожиданно исчезаю, и неожиданно появляюсь. Кстати, можешь говорить мне «ТЫ», у нас в стране все говорят друг другу «ТЫ»… Конечно, кроме красной королевы…

АЛИСА. Как интересно, я никогда не видела королев.

КОТ. Ты ещё много чего не видела.

АЛИСА. Однако, много чего и видела!

КОТ. Ну, вот скажи, ты видела, как улыбаются коты?

АЛИСА. Нет, коты не умеют улыбаться.

КОТ. А ну-ка, посмотри на меня внимательно! (Широко улыбается) Это что, не улыбка?!

АЛИСА. Вот это да, улыбающийся кот!

КОТ. Я—ЧЕШИРСКИЙ КОТ! Особенный!

АЛИСА (делает реверанс). А я—АЛИСА. Я хочу увидеть КОРОЛЕВУ, ты не покажешь мне дорогу к её дому?

КОТ. Всего лишь… (Машет лапой.) Это там.

АЛИСА. Большое спасибо! (Собирается идти.)

КОТ. Но, если ты хочешь увидеть именно КОРОЛЕВУ, а не её дом, то идти нужно в противоположном направлении.

АЛИСА. Почему?

КОТ. А почему ты решила, что она должна всё время сидеть дома? Сейчас Королева гуляет по парку, а парк, как раз находиться в противоположной стороне.

АЛИСА. Большое спасибо.

Алиса видит двух садовников. Которые красят розы.

САДОВНИК 1 (садовнику 2). Поосторожней! Опять ты меня забрызгал!

САДОВНИК 2. Я не виноват. Это он (показывает на 3-его садовника) толкнул меня.

САДОВНИК 3.  Правильно, всегда сваливай на другого.

САДОВНИК 2.  Ты бы лучше помалкивал. Вчера я своими ушами слышал, как Красная королева сказала, что тебе давно пора отрубить голову!

САДОВНИК 1. За что?

САДОВНИК 3.  Тебя это не касается.

САДОВНИК 1. Нет, касается…

АЛИСА. Скажите, пожалуйста…

Садовники поворачиваются к Алисе и кланяются.

АЛИСА. Скажите, пожалуйста, зачем вы красите эти розы?

САДОВНИК 1. Понимаете, барышня, нужно было посадить красные розы, а мы, дураки, посадили белые. Если Королева узнает, нам отрубят головы. Так что, барышня, понимаете, мы тут стараемся, пока она не пришла…
САДОВНИК 2. (глядит по сторонам, потом кричит) Королева!

Садовники падают ниц.

КОРОЛЕВА (Алисе). Как тебя зовут, дитя?

АЛИСА. Меня зовут Алиса.

КОРОЛЕВА (спрашивает Алису, указывая на повалившихся вокруг куста садовников) .  А это кто такие?

АЛИСА.  Откуда же мне знать, меня это не касается.

КОРОЛЕВА.  Что за дерзость?! Отрубить ей голову!

КОРОЛЕВА (садовникам).  Встать! (Садовники встают и начинают кланяться). Сию же минуту перестаньте! У меня от ваших поклонов голова закружилась!  (Королева осматривает кусты с розами). А что это вы тут делали?

САДОВНИК 1. С позволения Вашего Величества мы хотели…

КРОРЛЕВА. Все ясно! Отрубить им головы!

(Садовники и Алиса прячутся, Королева садится на трон.)

КРОРЛЕВА. Всем! Всем! Всем! Сейчас состоится большой королевский суд! Явка добровольная! Кто не явится, тому отрубят голову!

(Все загомонили и заерзали)

КРОРЛЕВА. Прошу тишины! Начинаем суд!  Мы посовещались, и я решила, что сегодня мы будем судить Вальта! Где Валет?

ШЛЯПНИК. Вальта нет!

КОРОЛЕВА. Ничего, ничего, начнём без Вальта… Мы ему потом всё расскажем.  Вызвать первого свидетеля!

КРОЛИК. Первый свидетель!

(Подходит Шляпник к трону, держа в одной руке чашку с чаем, а в другой бутерброд).

ШЛЯПНИК. Прошу прощения, Ваше Величество, что я сюда явился с чашкой. Но я как раз пил чай, когда за мной пришли. Не успел закончить...

КОРОЛЕВА.  Мог бы успеть. Ты когда начал?

ШЛЯПНИК. Четырнадцатого марта, кажется.

ЗАЯЦ. Пятнадцатого.

СОНЯ. Шестнадцатого.

КОРОЛЕВА.(присяжным). Запишите!

ЗАЯЦ. Я протестую, Ваша честь. Пятнадцатого.

КОРОЛЕВА. Постарайтесь вспомнить. А не то я велю всех вас казнить! А пока вы вспоминаете, я вызываю следующего свидетеля.

КРОЛИК. Свидетельница Алиса.

АЛИСА.  Здесь!

КОРОЛЕВА. Что ты знаешь об этом деле?

АЛИСА.  Ничего.

КОРОЛЕВА. Совсем ничего?

АЛИСА.  Совсем ничего. А позвольте узнать, за что вы собираетесь судить Вальта?

ГЕРЦОГИНЯ. Какая разница, раз его здесь нет.

КРОЛИК. Можно считать, что Валет здесь.

КОРОЛЕВА. Это с какой же стати?

КРОЛИК. Видите ли мы с Вальтом играли в карты, и я проиграл ему одно опоздание… Так, что он за меня сейчас опаздывает, а я за него пришёл вовремя.

КОРОЛЕВА. Хорошо! Но чтобы не было путаницы, будем  судить КРОЛИКА. Надо только решить за что!

ГЕРЦОГИНЯ. Всегда можно найти, за что осудить.

КОРОЛЕВА. Сначала выскажусь я, а потом все остальные. Я думаю, мы осудим КРОЛИКА за опоздание.

ШЛЯПНИК. Беззаконие! Кролик пришёл вовремя!

ЗАЯЦ. Правосудия! Требуем правосудия!!!

ГЕРЦОГИНЯ. Не плохо было бы для начала найти мотив.

КОРОЛЕВА. Приказываю всем искать!

ЗАЯЦ. Но  что же нам искать? Мы же ничего не теряли?

КОРОЛЕВА. Тогда я приказываю всем потерять! А потом всем дружно найти! Или вам всем отрубят голову!

ГЕРЦОГИНЯ. Но хотелось бы всё-таки уточнить, что конкретно мы должны потерять, а потом найти? Можно ведь так потерять, что потом не сыщешь! А вдруг это нужная в хозяйстве вещь?

КОРОЛЕВА. Разъясняю для бестолковых: нужно найти  «что-то». И не выводите меня из себя, а то я потом обратно дороги не найду! Хватит шутки шутить! Здесь не балаган, а суд!

(Все ищут. Пока искали, начался ужасный переполох.

Подушка, брошенная ГЕРЦОГИНЕЙ, попала в КОРОЛЕВУ, и свалила её с трона. КОРОЛЕВА в ярости вскакивает и бросает подушку в ГЕРЦОГИНЮ, но та ловко уклоняется, и подушка сбивает с ног ШЛЯПНИКА. ШЛЯПНИК валится на ЗАЙЦА, и  все, как «домино» валятся друг на  друга.

Шум, визг, возня, полная неразбериха и хаос).

КОРОЛЕВА. (орёт). Прекратить!  Судим ГЕРЦОГИНЮ! Нашли! Что искали нашли! Тут и искать ничего не надо! Имеется факт покушения на королевскую особу! Все свидетели: покушение совершено посредством подушки! Вердикт—виновна! Приговор: укушение через повешение!

ГЕРЦОГИНЯ. Что-то новенькое. Но имейте в виду, я кусать себя не позволю! И вообще, чихала я на ваш суд! (Чихает).

КОРОЛЕВА. Ты обязана подчиниться КОРОЛЕВЕ!

ГЕРЦОГИНЯ. Подумаешь, КОРОЛЕВА!  Судить КОРОЛЕВУ!

КОРОЛЕВА. Всем молчать!

ВСЕ КРИЧАТ. Судить КОРОЛЕВУ!

 (Начинается перепалка. Шум, гам. Кролик берет Алису за руку и отводит в сторону).

 КРОЛИК. По-моему, тебе уже пора домой.

АЛИСА. Я тоже так думаю, но я не знаю, как мне вернуться домой.

КРОЛИК. Нет ничего проще: на счёт… ТРИ!

АЛИСА. РАЗ, ДВА,ТРИ!

  Алиса находится на той же полянке, на которой сидела в начале истории. Она просыпается.

 АЛИСА. Ой, я, кажется, спала.  Какой странный сон мне приснился. (смотрит на часы). Как же долго я спала: уже пять часов, пора пить чай.

 (Алисе чудится, что пробегает Белый кролик, она закрывает глаза. Открывает глаза – кролика нет, подходит к кустам, за которыми была кроличья нора.) 

АЛИСА. Странно, никакой норы здесь больше нет! Как жаль…

 

                                 До свиданья, сказочные жители,

                                 Я вас всех успела полюбить!

                                 Как ещё увидеть вас, скажите мне,

                                 Как мне это чудо повторить?

 АЛИСА (машет на прощанье рукой). Мы ещё увидимся! Обязательно увидимся!..

Поет песню.

Я бы хотела я нарисовать мечту,
Солнце и ветер, молнию на лету.
Я бы хотела нарисовать полёт,
Ветер свободы, что меня вдаль несёт.


Вместо слёз нарисовать цветы,
Вместо разлук - мосты,
Вместо утрат - мечты.
Чтоб красок свет
вновь возвратил рассвет,
Чтобы каждой минуте вслед
Не говорить: "Прощай!"

Я бы хотела время нарисовать,
Чтоб, наконец, улыбку твою поймать.
Чтобы навечно в красках застывший свет
В рамке окна оставил твой силуэт.


Вместо слёз нарисовать цветы,
Вместо разлук - мосты,
Вместо утрат - мечты.
Чтобы красок свет
вновь возвратил рассвет
Чтобы каждой минуте вслед
Не говорить: "Прощай!"

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Упражнения к книге для чтения на английском языке "Алиса в стране чудес" Л.Кэролла (адаптировано, обработка Г.К.Магидсон-Степановой), материалы к обобщающему уроку "Путешествие по стране чудес"

Методические разработки заданий к книге Л.Керолла "Alice in wonderland" включают упражнения по главам. Разработка итогового урока- путешествия. Цель урока- обобщение умений и навыков в игровой форме- ...

Сценарий последнего звонка "Алиса в стране чудес"

Сценарий составлен по мотивам книги "Алиса в стране чудес"...

Игра-путешествие Алиса в стране чудес

Интегрированный урок Английский язык + математика. Позволяет по-новому взглянуть на привычные предметы....

Задачи по комбинаторике "Алиса в Стране Чудес"

Задачи для инегрированного урока по математике и английскому языку "Алиса в Стране Чудес".  Урок был построен на чередовании сцен из сказки про Алису, которые, конечно, произносились на английско...

Сценарий "Алиса в стране чудес"

Сценарий написан по одноимённому мультфильму, постановка весёлая, в ней присутствуют песни, рифмовки, этот сценарий является продолжение практической работы по теме "Лингвосоциокультурный компонент в ...

Викторина по сказке "Алиса в Стране Чудес" Л. Кэрролл

Материал может быть использован на уроке литературы в 5 классе...