СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
методическая разработка на тему
Скачать:
Предварительный просмотр:
Елена Викторовна Костенко
преподаватель по классу аккордеона
МОУ ДОД «Школа искусств» г. Новодвинск
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ
К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
Система образования в сфере культуры и искусства является частью общей системы отечественного образования. Наиболее важным показателем системы образования в области искусства является качество образования в детских школах искусств.
На современном этапе приоритеты государственной политики направлены на осуществление реформы в сфере дополнительного предпрофессионального образования детей и подростков, следствием которой явилась разработка Федеральных Государственных требований (ФГТ).
Согласно ФГТ о реализации дополнительных предпрофессиональных общеобразовательных программ в области музыкального искусства «Народные инструменты», результатом освоения программы является приобретение обучающимися следующих знаний, умений и навыков в области музыкального исполнительства:
- знания характерных особенностей музыкальных жанров и основных стилистических направлений;
- умения грамотно исполнять музыкальные произведения как сольно, так и при игре в ансамбле;
- умения самостоятельно разучивать музыкальные произведения различных жанров и стилей;
- умения создавать художественный образ при исполнении музыкального произведения;
Сценическое выступление учащихся является обязательной частью организации учебно-воспитательного процесса детской школы искусств. Сценическое выступление позволяет продемонстрировать уровень владения исполнительскими умениями, а также динамику развития учащихся. Следовательно, подготовка детей к сценическим выступлениям является одной из важных задач музыкального образования учащихся детских школ искусств.
При этом опыт организации выступлений детей перед слушательской аудиторией показывает, что выход на сцену вызывают у них определённые трудности, связанные, как с исполнительской (технической), так и психологической готовностью учащегося к встрече с публикой. Чаще всего сценическое волнение проявляется в необходимости преодоления эмоциональных и физиологических проблем, поэтому подготовка учащихся к сольным выступлениям должна быть направлена на их преодоление и носить планомерный характер.
На основе обобщения собственного профессионального опыта и исполнительской деятельности известных музыкантов, проблема подготовки к концертному выступлению рассматривалась в разное время такими педагогами, как JI.JI. Бочкарев, A.JI. Готсдинер, В.Ю. Григорьев, JI.A. Маковец, Д. Д. Благой, Г. М. Коган, Г. Г. Нейгауз и др.
Следует отметить, что данный вопрос получил свое отражение в основном с точки зрения концертной деятельности пианистов-профессионалов или студентов средних и высших специальных учебных заведений.
Подготовка к сценическим выступлениям учащихся предпрофессиональных учебных заведений как педагогическая проблема нашла свое освещение в работах Г.М. Цыпина, С.И. Савшинского, Л. А. Баренбойма, но на теоретическом уровне раскрыта недостаточно полно. В то же время она одинаково интересна музыкантам всех специальностей, в том числе и исполнителям на народных инструментах, в частности аккордеонистам.
Все вышесказанное свидетельствует, как об одностороннем рассмотрении данной проблемы в музыкально-педагогической литературе, так и необходимости ее разработки для разных категорий музыкантов-исполнителей, в том числе, учащихся детских школ искусств.
Анализ литературы показывает, что в основном проблема подготовки детей к выступлениям обоснованно рассматривается относительно таких психологических аспектов, как преодоление сценического волнения и необходимость эмоционального настроя ученика, ввиду очевидно выраженной зависимости качества исполнения от психологического состояния музыканта.
В то же время особое значение в процессе подготовки учащихся ДШИ к сценическим выступлениям имеет создание ситуации успеха, в силу ее особого влияния на психологическое состояние личности.
В педагогической литературе теория «ситуации успеха» рассматривалась такими педагогами, как К.Д.Ушинский, В.А. Сухомлинский, Ш.А. Амонашвили, У.Глассер, А.С.Белкин, В.А.Сластенин, Г.А. Цукерман, И. Ф. Харламов, С. А. Смирнов, В.Ю. Питюков, Н.Е. Щуркова. В их педагогических трудах выделены условия, способствующие созданию ситуации успеха, особенности и пути ее реализации.
Однако в музыкальной педагогике теоретические исследования по проблеме создания ситуации успеха в процессе подготовки учащихся к сценическим выступлениям не нашли своего отражения. Сам процесс создания ситуаций успеха и их применения при подготовке учащихся ДШИ к сценическим выступлениям изучен недостаточно.
В связи с вышесказанным, на базе МОУ ДОД «Школа искусств» г. Новодвинска была выдвинута и апробирована гипотеза о том, что ситуация успеха будет способствовать подготовке учащихся младшего школьного возраста к сценическим выступлениям, при соблюдении следующих условий:
- регулярности ее создания;
- применении различных видов ситуации успеха с учётом физиологических, психологических и индивидуальных особенностей личности ребёнка;
- установлении отношений взаимного доверия между педагогом и учащимися («педагог - ученик, «ученик-ученик»).
В ходе эксперимента была выявлена готовность детей к сценическим выступлениям, которая отслеживалась по двум основным критериям: степени волнения и качеству выступления.
Для выявления уровня подготовки детей к сценическим выступлениям нами использовался комплекс методик: индивидуальная беседа и педагогическое наблюдение.
Цель индивидуальной беседы - выявить форму проявления сценического волнения у каждого участника экспериментальной группы. Для реализации данной цели нами был разработан ряд вопросов для детей.
1) Есть ли у тебя желание выступать на сцене перед публикой?
2) Волнуешься ли ты перед выходом на сцену?
3) Что ты чувствуешь перед выходом на сцену?
4) Как у тебя проявляется волнение?
5) Что на твой взгляд мешает тебе выступить успешно?
6) Что на твой взгляд помотает тебе выступить успешно?
Результаты их ответов были проанализированы нами и сделаны определённые выводы.
В целом, метод беседы направлен на выявление субъективной оценки возникающих для ребёнка трудностей, связанных с осознанием и преодолением сценического волнения.
Цель педагогического наблюдения - выявить три уровня сценического волнения у учащихся экспериментальной группы. Для реализации данной цели были разработаны критерии оценивания сценического волнения:
Под низким уровнем сценического волнения мы понимаем следующее:
- эмоциональная нестабильность, выражающаяся в поведении;
- физическое и техническое самообладание учащегося;
- небольшие потери в качестве исполнения;
- самостоятельно справляется с признаками волнения.
Потери качества исполнения составляют от 10 до 30 процентов.
Под средним уровнем сценического волнения мы понимаем следующее:
- физические проявления волнения, выражающиеся в дрожании рук, чрезмерном мышечном напряжении;
- неверие в свои силы;
- сомнения в возможности успешного выступления.
Потери качества исполнения оставляют от 30 до 60 процентов.
Под высоким уровнем сценического волнения мы понимаем следующее:
- комплексное проявление волнения (как на физическом, так и эмоционально-волевом уровне), проявляющееся паническим страхом, нервозностью, нарушением физиологических процессов в организме (учащённое дыхание, синдром раздражённого кишечника);
- при хорошей предварительной подготовке (технической и эмоциональной) возникают проблемы с текстом (изменяет память), игра лишается управления, движения сковываются, ученик испытывает серьезные мышечные зажимы («каменеет»);
- допускает серьезные ошибки в тексте, останавливается и т.д.
Как следствие такого исполнения - психологическая травма.
Потери качества исполнения составляют от 60 до 90 процентов.
Для диагностики качества выступлений, нами были разработаны критерии оценивания индивидуального публичного выступления каждого участника экспериментальной группы.
Критерии оценивания
Оценка | Критерии оценивания исполнения |
5 («отлично») | Технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее основным требованиям на данном этапе обучения. |
4 («хорошо») | Грамотное исполнение с небольшими недочётами, как в техническом, так и художественном плане. |
3 («удовлетворительно») | Исполнение с небольшим количеством остановок, малохудожественная игра, слабая техническая подготовка. |
2 («неудовлетворительно») | Комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий и плохая посещаемость аудиторных занятий. |
На 5 («отлично») оценивается технически качественное и художественно осмысленное исполнение, отвечающее основным требованиям на данном этапе обучения.
На 4 («хорошо») оценивается грамотное исполнение с небольшими недочётами, как в техническом, так и художественном плане.
На 3 («удовлетворительно») оценивается исполнение с небольшим количеством остановок, малохудожественная игра, слабая техническая подготовка.
На 2 («неудовлетворительно») оценивается комплекс недостатков, причиной которых является отсутствие домашних занятий и плохая посещаемость аудиторных занятий.
По окончанию проведения комплекса методик были подготовлены психолого-педагогические характеристики детей экспериментальной группы.
Таким образом, проведение данной экспериментальной работы действительно является эффективным средством подготовки учащихся детских школ искусств к сценическим выступлениям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»
Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы, так и детской школы искусств. И это законо...
Проект «Подготовка учащихся основной школы к государственной итоговой аттестации в условиях реализации ФГОС основного общего образования».
Актуальность проблемы •Качество подготовки выпускников к ГИА по химии улучшается. Нередко это достигается многократной отработкой известных алгоритмов решения заданий. Однако при изменении формул...
Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам
Выступление Организационно - педагогические условия подготовки учащихся по олимпиадам...
Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления
Статья«Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления»В данной статье освящаются актуальный вопрос музыкального образования: ос...
Статья на тему: " Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе", 7 класс
Статья на тему: "Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе"...
Подбор репертуара для публичного выступления юного музыканта - учащегося детской школы искусств
методическая работа...
"Творчество как основа успеха в ГПД у учащихся коррекционной школы"
Обобщение опыта...