"Творчество как основа успеха в ГПД у учащихся коррекционной школы"
статья (5 класс)
Предварительный просмотр:
Тема опыта – «Творчество как основа успеха в ГПД у учащихся коррекционной школы VIII вида »
Подготовила:
воспитатель Джокович М.М.
. В классе обучаются дети с умственной отсталостью умеренной степени, осложненной тяжелыми речевыми нарушениями (ОНР 1 уровня), гипердинамическим синдромом.
Условия возникновения, становления опыта (необходимые сведения о микрорайоне, социальной среде, классе)
- .Актуальность опыта.
Возникновение педагогического опыта связано с потребностью создать оптимальные условия для творческой деятельности с детьми с ОВЗ, необходимого для их социализации и интеграции в общество.
Актуальность опыта заключается в том, что ранее не рассматривался вопрос о возможности развития творческой деятельности с умственно отсталыми детьми. Данная работа показывает возможность развития творчества у умственно отсталых детей через систему кружковой работы, проводимой планово, системно, с учётом специфики психофизических особенностей детей с нарушением интеллекта, и достаточный уровень эффективности данного коррекционно-развивающего воздействия.
(какие противоречия и затруднения, встречающиеся в массовой практике, успешно решаются в опыте).
- Теоретическое обоснование опыта.
Л.С. Выготский в книге «Воображение и творчество» писал: «Если понимать творчество в его истинном психологическом смысле, как создание нового, легко прийти к выводу, что творчество является уделом всех в большей или в меньшей степени, оно же является нормальным и постоянным спутником детского развития».
В истории педагогики проблема творчества детей всегда была одной из актуальных. Ей занимались такие видные деятели, как Е.А. Флерина, В.А.Фаворский, Т.Н.Доронова и другие. Они отмечали, что искусство способствует воспитанию чувства прекрасного, развивает творческие способности детей. Формирование этих способностей следует начинать на ранних стадиях формирования личности.
Большой потенциал для развития детского творчества заключен в изобразительной и декоративной деятельности детей, источником чего является народное искусство. Известный педагог Е.А.Флерина одной из первых выступила за активное использование народного искусства для развития детского творчества, считая, что в процессе занятия дети приобретают навыки и умения для создания декоративных узоров.
Н.П.Сакулина отмечала, что нужен и возможен поиск таких путей взаимодействия, которые с одной стороны сохраняют преимущества детского творчества, а с другой помогут ребенку овладеть средствами самовыражения. Необходимо использовать разные техники: традиционные (аппликация, лепка, рукоделие) и нетрадиционные (рисование пластилином, свечой; витраж, коллаж с применением стружки, крупы, семян, пуговиц, скорлупы; декупаж, папье-маше, комбинированная аппликация – применение войлока, ткани, кружева, тесьмы, пряжи и т.д). Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться.
В.П.Кащенко известный ученый, педагог отмечал большую значимость трудовой терапии. Он неизменно настаивал на том, что следует всегда помнить о потребности ребенка в радости, значит, все его пребывание в школе нужно сделать интересным, привлекательным, вызывающим возвышенные чувства. При всем этом он предостерегал от отрыва от жизни – воспитание ребенка должно быть трудовым.
До сих пор проблема развития прикладного творчества детей с ОВЗ остается наиболее значимой в практике трудового и эстетического воспитания. В исследовании решается проблема всестороннего развития детского творчества в декоративно - прикладном искусстве, направленного не только на народные промыслы, а применение и освоение на занятиях разнообразных художественных материалов и техник. Объектом исследования является декоративное детское творчество в целом, а предметом выступает сам процесс его развития.
Теоретическое обоснование опыта (необходимо четко указать, что конкретно на основе той или иной научной идеи разрабатывается автором опыта).
РАЗДЕЛ 2. Технология опыта
2.1. Развитие творческой деятельности с детьми с интеллектуальными нарушениями формирует инициативность, самостоятельность, способствует успешной социализации детей и является одним из важнейших компонентов воспитания в интересах человека, общества, государства.
Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют множество ограничений в различных видах деятельности. Они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от других сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены. Трудности в освоении окружающего мира приводят к возникновению эмоциональных проблем у таких детей (страх, тревожность и т. д.). Часто мир для них кажется пугающим и опасным. Невозможность выразить свои переживания, например, в игре, как это происходит у обычных детей, приводит к возрастанию эмоционального напряжения, как следствие, к возникновению поведенческих проблем. Это становиться серьезным препятствием в развитии ребенка. Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у ребенка с особенностями развития собственная активность снижена. Наиболее ярко особенности творческого развития обнаруживаются при изготовлении ими поделок по наглядному образцу на уроках труда, где учащиеся действуют в системе развернутых и внешне четко обозначенных требований. Наглядность и завершенность отдельных этапов деятельности на этих уроках позволяет выявить, прежде всего, недостаточную сформированность анализа образца – операции, имеющей первостепенное значение для всей последующей работыРабота по развитию творческих способностей у детей с ограниченными возможностями здоровья трудна, но богата развивающими идеями — не только для обучающихся, но и для педагога. Нужно постоянно помнить, что каждый ребенок должен иметь возможность получить такое образование, которое позволит ему достичь максимально возможного для него уровня развития. Все дети рождаются со своими природными задатками, талантами и возможностями. Перед педагогом стоит задача - раскрыть природные способности ребенка, помочь ребенку познать мир своим путем. Положительные результаты, достигнутые в ходе работы с детьми, убеждают в том, что начатая деятельность востребована обществом, необходима и значима для интеллектуального и творческого развития личности, и требует своего продолжения на следующих ступенях образования. Таким образом, поддержать и развить индивидуальность ребенка, не растерять, не затормозить рост его способностей – это особо важная задача обучения таких детей.
(Ведущая педагогическая идея опыта - центральная, основная мысль, вытекающая из опыта и предусматривающая вариативность форм ее применения; это выделение главного, наиболее существенного в деятельности автора опыта).
2.2 Цель: формирование способностей к творчеству, необходимых не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности. Воспитание трудолюбия, самостоятельности, усидчивости, терпеливости, взаимопомощи, взаимовыручки.
Задачи:
- развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности детей с ОВЗ в процессе изобразительной деятельности;
- формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы;
- совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;
- стимулирование интереса к прикладному творчеству;
- воспитание нравственных качеств личности детей.
.Постановка целей и задач данной педагогической деятельности (под целью педагогической деятельности понимается мысленное представление конечного результата). Анализ соответствия целей и задач опыта социальному заказу общества, реальным потребностям практики, т.е. педагогическим затруднениям учителей, руководителей ОУ.
2.3. Организация учебно-воспитательного процесса:
- способ включения учащихся в учебную деятельность;
- соответствие организации поставленным целям и задачам.
Творческая работа с разными художественными материалами и техникой стимулирует интерес детей к прикладному творчеству, и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка.
В ходе работы нужно найти различные способы и приемы включения детей в творческую деятельность. Методы обучения различны – это рассказ (сказкатерапия), беседа, объяснение, рассматривание репродукций, самостоятельная практическая работа детей, игровые вхождения детей в занятия и т.д. С этой же целью и с целью социализации детей, в ходе применяются различные дидактические игры. Занятия должны быть разработаны с учетом возрастных, психофизических особенностей воспитанников, личностных качеств, индивидуальных особенностей детей с ОВЗ и нацелены на формирование способности личности к самопознанию, саморазвитию и самосовершенствованию.
Работа с новыми материалами полезна, так как она снимает страх неудачи, формирует необходимые для творчества качества: уверенность в себе, самоутверждение, самоуважение. Без самоуважения, самоутверждения, уверенности в себе нет места творчеству, нет возможности выдать что-то свое. Многогранная деятельность детей на занятиях создает положительные эмоции. Дети активно включаются в творчество, создают интересные индивидуальные и коллективные работы.
Как показывает опыт, использование нетрадиционной техники выводит ребенка за привычные рамки прикладного творчества, пробуждает в них интерес к самостоятельному творчеству, к эксперименту, раскрепощает, помогает детям избавиться от комплекса «я не умею». Они начинают работать смелее, увереннее, независимо от степени их способностей. Мнение, что творческая деятельность доступна не всем, а только одаренным детям, теряет обоснованность.
2.4. Содержание образования:
- обоснование причин изменений в содержании образования;
- описание приемов изменения содержания образования (по стержневым линиям учебного курса, введение деятельностного компонента содержания образования, введение гуманитарных аспектов содержания естественно-научных предметов и т. п.);
- соответствие содержания поставленным целям и задачам.
Содержание творческого развития предусматривает два вида деятельности детей: восприятие произведений искусства и собственную художественно - творческую деятельность. Это дает возможность показать единство и взаимодействие двух основополагающих звеньев системы художественного образования и эстетического воспитания.
Приоритетные направления: познавательная деятельность, информационно-коммуникативная и рефлексивная деятельность. Нетрадиционные формы проведения занятий: сказка, путешествие, праздник, викторина, мастерская; использование видеоматериалов, презентаций; посещение музеев. Осуществляются межпредметные связи, что в целом повышает воспитательное воздействие каждого занятия.
На групповых занятиях детям предоставляется возможность самоопределения в видах и формах художественного творчества (изобразительный, декоративный, конструктивный), реализованная в индивидуальных и коллективных работах.
Тематика занятий составляется по индивидуальным возможностям и способностям детей, предусматривается уровень имеющихся умений и навыков, самостоятельности, умение контактировать в коллективе. Дифференцированный подход позволяет индивидуализировать сложные изделия: подготовленным, имеющим опыт детям предлагаются сложные работы, слабым с плохо развитой моторикой даются простые задания. В тоже время обучающий и развивающий смысл мероприятия сохраняется. Все это помогает уберечь воспитанников от страха перед трудностями, приучить, не бояться озвучивать и воплощать свои идеи и замыслы.
В содержании образования по искусству нашли отражение следующие аспекты: повышение роли духовно-нравственного, гражданского, патриотического воспитания. Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре.
2.5. Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения:
- методы обучения;
- формы учебных занятий;
- средства обучения;
- преобладающие виды деятельности;
- описание алгоритмов учебной деятельности школьников, поэтапных действий учителя;
- приемы стимулирования и контроля, взаимоконтроля, самоконтроля деятельности.
Развитие творческой деятельности включает следующие методы работы:
Методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
- словесный - устное изложение материала, беседа, рассказ.
- наглядный - показ иллюстраций, презентаций, наблюдение, показ (выполнение) педагогом, работа по образцу и др.
- практический - выполнение работ по инструкционным картам, схемам и др.
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
- объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
- репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
- частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
- исследовательский – самостоятельная творческая работа детей.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности детей на занятиях:
- фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
- индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
- групповой – организация работы в группах;
- индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем и другие.
Формы работы:
- индивидуальная (каждый ребенок должен сделать свою поделку);
- групповая (при выполнении коллективных работ каждая группа выполняет определенное задание);
- коллективная (в процессе подготовки и выполнения коллективной композиции дети работают все вместе, не разделяя обязанностей).
Детям с нарушением интеллекта непросто заниматься трудовой деятельностью. Тем более, им сложно доводить начатое дело до конца. В связи с этим в процессе обучения и развития этих детей встает первая важная задача – сформировать положительную мотивацию трудовой деятельности.
Процесс творческого воспитания тесно взаимосвязан с развитием сенсорно-перцептивной сферы ребенка с ограниченными умственными возможностями. Для того, чтобы он мог совершать трудовые операции, необходимо, чтобы он был знаком со свойствами различных предметов и веществ: воды, бумаги, ткани, дерева.
Для того чтобы обучить ребенка тому или иному приему работы, педагог должен обладать огромным терпением и действовать в соответствии с принципом «пошагового обучения», который включает в себя длительную отработку каждого мельчайшего компонента трудового процесса. Важно следить за тем, чтобы неудачи не отпугивали ребенка, а его самостоятельная работа над заданием укрепляла уверенность в своих силах и способствовала развитию готовности заниматься трудовой деятельностью.
Успешность развития и обучения во многом зависит от выбранных методов, форм и содержания работы. Воспитательная работа строится с учетом типологических и индивидуальных особенностей детей.
2.6. Длительность работы над опытом – 4 года.
2.7. Диапазон опыта – представленный опыт является теоретической и практической базой для проведения работы по развитию творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида.
РАЗДЕЛ 3. Результативность опыта
3.1. Критерии эффективности.
- устойчивый интерес к деятельности;
- произвольный характер познавательной деятельности - умение поддерживать произвольное
внимание без смены вида деятельности до 15-20 минут;
-положительная динамика высших психических функций;
- аккуратность при выполнении работ;
- умение работать в группах;
- улучшение мелкой моторики, зрительно-моторной координации;
- участие в различных конкурсах и выставках.
Своеобразным итогом работы воспитателя является результативное участие его учеников в конкурсах.
Участие в выставках оценены грамотами. Посещение городской библиотеки. Участие в областных,
муниципальных конкурсах, школьных мероприятиях.
Определение критериев для диагностирования успешности опыта, представление методики описания и эффективности опыта.
3.2. Оценка эффективности работы.
- Доказательность результативности опыта посредством конкретных примеров со ссылкой на материалы опыта. Степень влияния на:
- уровень воспитанности обучающихся (воспитанников);
- уровень обученности обучающихся (воспитанников);
- развитие личности обучающихся (воспитанников)и других участников процесса;
- методическое и научно-методическое обеспечение учебно-воспитательного процесса;
- совершенствование методической работы и управленческой деятельности.
Полученные результаты:
1. У детей сформировано положительное отношение к занятиям прикладным творчеством.
2. Положительные изменения наблюдаются в личностной и коммуникативной сфере – дети стали более доброжелательными, общительными, у них сформированы коммуникативные навыки.
3. Наблюдается положительная динамика развития высших психических функций - зрительной и слухо-речевой памяти, восприятия сложного графического изображения, внимания, наглядно-образного мышления.
4. Сформирован произвольный характер познавательной деятельности (учащиеся способны удерживать внимание без смены вида деятельности в течение 15-20 минут.).
5. Улучшилась мелкая моторика, зрительно-моторная координация, произвольная регуляция движений.
6.Учащиеся овладели элементарными сенсорными представлениями (цвет, величина, форма).
7. Работы учащихся стали более аккуратными.
В приведенных ниже таблицах в % соотношении отражена динамика развития творческих способностей
Динамика эффективности занятий прикладного творчества учащихся
коррекционной школы VIII вида
в % соотношении (сводная таблица)
Период | 3балла | 2балла | 1балл | 0баллов |
2017-2018уч. год | 20% | 20% | 40% | 20% |
2019-2020 уч.год | 40% | 30% | 20% | 0% |
2020-2021 уч.год | 60% | 40% | 0% | 0% |
В конце каждого учебного года оценивается эффективность работы с каждым ребенком по 4-х бальной системе: от 0 до 3 баллов.
0 – нет эффекта.
1 – получен эмоциональный эффект, ребенок получает эмоциональное удовлетворение, но трудовых навыков не приобретает, работать самостоятельно не может.
2 – незначительный трудовой эффект, ребенок приобрел некоторые трудовые навыки, в состоянии делать часть работы самостоятельно.
3 – положительный эффект, ребенок умеет трудиться самостоятельно, в процессе занятий приобрел новые трудовые навыки, умеет доводить работу до конца, выполняет ее качественно.
В результате работы за 2015 – 2018гг. удалось достигнуть положительную динамику:
За период обучения в школе положительная динамика наблюдается по значительной доле обследуемых линий. В 2015-2016 учебном году 100% обследуемых линий соответствовали крайне низкому уровню. В конце 2017-2018 учебного года крайне низкий уровень развития обследуемых линий отсутствует. Более того, 25% обследуемых линий, стали соответствовать среднему уровню. Средний уровень свидетельствует о сформированности какого-то процесса, хотя и в значительно более поздние сроки.
За период обучения в школе положительная динамика наблюдается по значительной доле обследуемых линий. В 2015-2016 учебном году 25% обследуемых линий соответствовали крайне низкому уровню. В конце 2017-2018 учебного года крайне низкий уровень развития обследуемых линий отсутствует. Более того, 100% обследуемых линий, стали соответствовать среднему уровню.
За период обучения в школе положительная динамика наблюдается по значительной доле обследуемых линий. В 2015-2016 учебном году 75% обследуемых линий соответствовали крайне низкому уровню. В конце 2017-2018 учебного года крайне низкий уровень развития обследуемых линий отсутствует. Среднему уровню соответствует 100% обследуемых линий
За период обучения в школе положительная динамика наблюдается по значительной доле обследуемых линий. В 2015-2016 учебном году 75% обследуемых линий соответствовали крайне низкому уровню. В конце 2017-2018 учебного года крайне низкий уровень развития обследуемых линий отсутствует. Среднему уровню соответствует 100% обследуемых линий .
За период обучения в школе положительная динамика наблюдается по значительной доле обследуемых линий. В 2015-2016 учебном году 75% обследуемых линий соответствовали крайне низкому уровню. В конце 2017-2018 учебного года крайне низкий уровень развития обследуемых линий отсутствует. Среднему уровню соответствует 100% обследуемых линий .
3.3. Оценка результативности опыта:
Учащиеся данного класса отличаются друг от друга по глубине и структуре дефекта. В процессе работы остались значительные различия в развитии детей, это обусловлено потенциальными возможностями каждого ребенка и, соответственно, индивидуальным темпом и особенностями развития. Тем не менее, у всех учащихся наблюдается устойчивая положительная динамика разной степени выраженности. Значительные положительные изменения имеют место в развитии высших психических функций, в формировании коммуникативных навыков. Положительные результаты достигнуты благодаря тому, что работа ведется комплексно.
Исходя из моих наблюдений, я пришла к выводу, что постоянная работа по развитию творческих способностей делают моих учеников более уверенными в собственных силах, развивают их, постепенно совершенствуя способность к творчеству.
- мнение тех, кто уже использует данный опыт;
- какие преимущества имеет опыт по сравнению с другими методами обучения;
- за счет чего достигается в опыте высокий результат;
- насколько стабильны эти результаты;
- степень оптимальности получаемых результатов;
- результаты аттестации педагога и его профессиональное развитие.
3.4. Условия, позитивно и негативно влияющие на результативность опыта.
Положительные результаты обусловлены тем, что для учащихся создана среда, способствующая максимальному развитию каждого учащегося, повышающая компенсаторные возможности учащихся, максимально способствующая их развитию. В процессе работы соблюдались следующие условия:
1.Организовано взаимодействие всех участников воспитательного процесса, осуществляется единство требований к детям со стороны семьи и школы.
2. Развитие творческих способностей осуществляется с учетом типологических и индивидуальных особенностей учащихся.
К условиям, негативно влияющим на результаты, относятся низкие адаптивные возможности учащихся. Ослабление здоровья, стрессы, переутомление периодически приводят к утрате ранее достигнутого. Однако, у всех учащихся наблюдается положительная динамика развития творческих способностей.
4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1. Конкретные выводы, предложения, вытекающие из опыта.
Потребность в информации по данной теме чрезвычайно велика. Для специалистов и родителей
особенно значимо общение с практиками, имеющими опыт работы, положительные результаты в этой
области. А также было бы полезно познакомиться с работой коллег из других регионов.
4.2. Перспектива дальнейшего совершенствования опыта в деятельности других педагогов
возможности его применения в массовой практике. Результаты данного опыта применяются в нашей
школе для работы с учащимися разных возрастных категорий. К нам часто обращаются за помощью
педагоги области, работающие с данной категорией детей.
Использованная литература:
- Бгажнокова И.М., Ульянцева М.Б. Воспитание детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2013;
- Т. Д. Зинкевич – Евстигнеева, Л. А. Нисневич «Как помочь «особому» ребенку». Санкт – Петербург, 2000.
- А. М. Матюшин «Развитие творческой активности школьников» Москва «Педагогика», 1991.
- . Я. А. Рожнев «Методика трудового обучения с практикумом в учебных мастерских». Москва «Просвещение», 1988.
- Л. С. Выготский Собрание сочинений в 3 томах. Москва.
- В. А. Сухомлинский «Методика воспитания» Москва, 1989 г.
- А. С. Макаренко «О воспитании» Москва, 1980 г.
- С. С. Ляпидевский «Неврапотология» Владос 2000
- Богоявленская Д. Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. - Ростов-на-Дону, 2006.
- Борякова, Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: учебно-метод. пособ. / Н.Ю. Борякова — М.: Гном-Пресс, 2002 —64 с.
- Галин А.Л. Психологические особенности творческого поведения. М., 1996.
- Грузенберг СО. Психология творчества. - Минск, 2005.
- Кузнецова, Л.И. Переслени, Л. И. Солнцева и др.; Основы специальной психологии /под ред. Л.В. Кузнецовой. – М.: Академия, 2002. – 54 с.
- Тихомирова Л.В. «Развитие познавательных способностей детей», Ярославль, изд-во ТОО «Гринго», 2002
- Шевченко, С.Г. Коррекционно-развивающее обучение: Организационно-методические аспекты / С.Г. Шевченко. – М.: Владос, 2000 . – 210 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида
В статье содержится материал о причинах умсвенной отсталости, о задачах коррекционной педагогической работы, а также об организации педагогической помощи детям с умственной отсталостью....
Развитие творческих способностей учащихся коррекционной школы VIII вида через обучение основам лоскутного шитья. ( для детей 14 -15 лет).
Программа факультативного курса «Основы лоскутного шитья» рассчитана для учащихся старших классов коррекционной школы VIII вида уже имеющих определённые навыки и умения по швейному делу. Кроме того, э...
Доклад на тему: «Подготовка учащихся коррекционной школы-интерната VIII вида к самостоятельной жизни и труду через занятия по программе «Родник творчества».
“С любимым делом жизнь в сто крат милее,Лишь надо приложить к нему терпениеИ мастерство становиться смелее,Когда приходит к сердцу вдохновение.Любовь к искусству вечное горение,Художнику как сладостно...
Творческое содружество с семьей - основа социализации учащихся коррекционной школы VIII вида
Описание опыта практической работы с семьями учащихся....
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему:"Особенности коррекционно-педагогической работы с учащимися коррекционной школы VIII вида"
Коррекционно-педагогическая работа с учащимися коррекционной школы VIII вида...
Статья на тему: " Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе", 7 класс
Статья на тему: "Создание ситуации успеха на уроках технологии в коррекционной школе"...