Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления
статья по музыке на тему
Статья
«Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств в условиях сценического выступления»
В данной статье освящаются актуальный вопрос музыкального образования: основные этапы психолого-педагогической поддержки учащегося в процессе его подготовки к выступлениям
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_balashova_l.m.docx | 17.83 КБ |
Онлайн-тренажёры музыкального слухаМузыкальная академия
Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей
Современно, удобно, эффективно
Предварительный просмотр:
Балашова Л.М.,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДШИ №1 г.о. Самара
Психолого-педагогическая поддержка учащихся детских школ искусств
в условиях сценического выступления
Национальная доктрина образования Российской федерации определяет основные цели и задачи образования, в том числе формирование высокообразованной, интеллектуально развитой личности с целостным представлением картины мира. Современная российская школа ищет новые гуманистические подходы к образованию, пытаясь совместить их с государственными стандартами, существующими предметными программами.
Одной из распространённых и испытанных временем структур художественного воспитания и образования детей являются музыкальные школы и школы искусств, решающие, прежде всего, задачи профессионального обучения музыке. Развитие творческой личности является одним из приоритетных направлений работы данных учреждений.
Учащиеся, имея высокий творческий потенциал, часто не могут в полной мере реализовать его на практике, в том числе, из-за отсутствия навыков эмоционально-волевой регуляции.
Поэтому преподавателю во время обучения необходимо предоставлять учащимся возможность творческой самореализации в исполнительской деятельности, создавать особые психолого-педагогические условия в процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у них определенного «багажа» профессиональных знаний.
Эмоционально-психологической адаптации учащегося к ситуации публичного выступления во многом способствует психолого-педагогическая поддержка, которая заключается в оказании помощи, в преодолении возникающих помех, затруднений, сомнений, негативных, пессимистических состояний и настроений.
Психолого-педагогическая поддержка заключается в выделении проблемы ребенка, определении его возможностей, помощи в достижении позитивных результатов в музыкальном исполнительстве, образовании, саморазвитии, общении, образе жизни, самореализации.
Для осуществления влияния на психологическое состояние юного исполнителя, необходимо познакомить его с особенностями предконцертного, концертного и послеконцертного состояния психики.
Выделяются 4 фазы этого состояния:
1. Предконцертное состояние. Наступает с момента известия о дате выступления и по мере приближения её всё больше будоражит исполнителя;
2. «Предстартовая лихорадка». Для нее характерны возбуждение, суетливость, тревожность (холерики) и апатия, заторможенность (флегматики). Преодолеть это состояние трудно, но возможно, если с помощью педагога и собственного усилия переключить внимание на продумывание плана исполнения в отношении темпа, динамики, характера;
3. Кульминационная фаза – само выступление. Здесь вновь окажет помощь переключение внимания исполнителя, вначале на внешние атрибуты: выход, расположение стула, наличие «своей» подставки. Озабоченность выполнением этих действий помогает создать деловой настрой, отвлечь от тревоги. Далее – поклон, посадка, продумывание плана исполнения, пропевание (мысленно) начала произведения (для выбора темпа);
4. Послеконцертное состояние. Переизбыток эмоций не может прекратиться мгновенно – это или радостный подъем или недовольство собой. Здесь важна оценка педагога: для формирования дальнейшего положительного восприятия концертных выступлений она должна быть объективной, тактичной, гибкой, поощряющей. Важно закрепить чувство радости от выступления, потребность приносить радость людям.
Необходимость уверенно выглядеть и свободно чувствовать себя на публике, легко преодолевать конфликтные или иные стрессовые ситуации ставит проблему поиска специальных методов, направленных на формирование у учащихся внутренних средств поддержания оптимального самочувствия, стрессоустойчивости и навыков саморегуляции.
Самооценка является важнейшим источником информации в структуре саморегуляции музыканта-исполнителя. Известно, что человек во многом является отражением того, что он думает о себе, каким представляется самому себе, каким он внутренне ощущает себя. Другими словами, каждый человек есть продукт самооценки (адекватной или нет – вопрос другой) и, соответственно, самонастроя в рамках той или иной жизненной, учебно-образовательной ситуации. Самонастройку в концертном выступлении можно определить как «процесс саморегуляции психических состояний, эмоций и чувств, связанных с концертным исполнением». Итогом процесса самонастройки является психоэмоциональная готовность к концертному выступлению или стрессоустойчивость.
Каждый ученик по-разному описывает своё наилучшее концертное состояние, находя для этого собственные определения возникающих в этот момент ощущений. В целях оптимальной самонастройки, необходимо помочь ребенку проанализировать и запомнить эти ощущения, которые предшествовали удачному выступлению, и затем сознательно воспроизводить такое же состояние перед последующими выступлениями.
Концертное выступление требует большого расхода нервно-психической энергии и значительного напряжения воли и внимания, накопление которых происходит в занятиях, требующих не только физических сил, но и сил эмоциональных. Наш современник психолог Игорь Вагин говорит: «Опыт доказывает, что успеха добиваются не самые умные, а самые эмоционально устойчивые, верящие в себя люди». Помочь ученику приобрести уверенность в своих силах должен педагог. Что-то может быть исполнено хорошо, что-то хуже – нужно учить ребенка слушать себя спокойно и надеяться на лучшее, сознательно направить свои мысли на что-нибудь приятное и тогда появляется чувство уверенности в себе.
Начинающим музыкантам важно помнить известное правило: на сцене случайной может оказаться неудача, но никогда случайно не возникает успех. При достаточно частых и регулярных выступлениях организм адаптируется к сложной ситуации, и человек учится справляться с волнением. С нашей точки зрения, утверждение того, что чем чаще ученик выходит на сценическую площадку, тем богаче его исполнительский опыт и тем реже он страдает от неудачных выступлений, верно. Психолого-педагогическая поддержка педагога, приобретение творческого опыта, профессиональных знаний позволяет ученику избежать негативных форм сценического волнения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на уроках математики в классах педагогической поддержки».
Методическая разработка преподавателя математики – Удодовой Л.В. На тему: «Психолого- педагогическое сопровождение (поддержка) учащихся групп риска по состоянию здоровья на...
«Формирование личности – единая цель воспитания учащихся детских школ искусств и общеобразовательных школ»
Формирование личности ребёнка – является одной из самых главных целей в воспитании учащихся, как общеобразовательной школы, так и детской школы искусств. И это законо...
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ
РАБОТА НАД ПРОИЗВЕДЕНИЯМИ КРУПНОЙ ФОРМЫ С УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ШКОЛЫ ИСКУССТВ...
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ". Для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искусств 2012 г. (С изменениями от 29 августа 2014 г.)
Дополнительная предпрофессиональная общеобразовательная программа в области изобразительного искусства "ЖИВОПИСЬ" для учащихся детских художественных школ и художественных отделений детских школ искус...
СИТУАЦИЯ УСПЕХА КАК УСЛОВИЕ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ ДЕТСКИХ ШКОЛ ИСКУССТВ К СЦЕНИЧЕСКИМ ВЫСТУПЛЕНИЯМ
Использование ситуаций успеха в процессе подготовки учащихся ДШИ к концертным выступлениям....
О современной Детской школе искусств в условиях сельской местности
quot;НАДО ХРАНИТЬ НАШЕ ПРОШЛОЕ: ОНО ИМЕЕТ ДЕЙСТВЕННОЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ. ОНО ВОСПИТЫВАЕТ ЧУВСТВООТВЕТСТВЕНОСТИ ПЕРЕД РОДИНОЙ" Д.С. ЛИХАЧЕВ...