Сценарий концерта "Играй, гармонь!"
материал на тему
Сценарий разработан для детей 9-10 лет. Направлен на художественно- эстетическое развитие детей. Знакомит детей с народными инструментами, народной музыкои и танцами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
igray_garmon.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор-составитель:
Венсон Галина Павловна, педагог – организатор отдела художественного воспитания
Санкт-Петербург
2014
Цель: познакомить детей с народной культурой: музыкой, танцами, песнями, музыкальными инструментами.
Задачи.
Обучающие:
- Познакомить с народным фольклором;
- Познакомить с народной музыкой и музыкальными инструментами;
- Познакомить с народными танцевальными жанрами.
Развивающие:
- Способствовать развитию интереса к различным жанрам народной культуры;
Воспитательные:
- Воспитание патриотизма, посредством приобщения к народной культуре;
- Воспитывать уважение к музыкальному и танцевальному наследию.
Адресат: дети 9-10 лет
Скоморохи встретили ребят в фойе, провели по выставке прикладного искусства и привели в зал, который был украшен в народном стиле. Под народную музыку на сцену выскакивают скоморохи.
1 скоморох:
-Люд честной, коль пришел – садись, не стой.
Пришло время посмеяться, погудеть, покувыркаться.
2 скоморох:
- Мы ребята не простые – скоморохи озорные.
В старину, в кругу князей, нас принимали, как друзей,
Чарку полну наливали да за княжий стол сажали.
1ск.:
-Мы под домры и свирели
Веселились, песни пели,
Люд честной плясал и пел,
словно улей пчел гудел.
2ск.:
- Мы пришли к вам не одни
И друзей к вам привели,
Будем песни петь, играть
(Оба скомороха):
Мать Россию прославлять.
Выходит сказительница:
-Сегодня у нас действительно необычный концерт. Мы будем говорить о народной музыке. В прошлом году вы знакомились с народными инструментами и увидели, как богато и разнообразно народное искусство. У любой музыки есть свой композитор, а у народной музыки композитора нет. Люди в старину слагали песню. передавали ее из уст в уста, что-то добавляли и таким образом она дошла до наших дней. Поэтому у такой музыки и название почетное – русская народная песня, русский народный танец. А наука о народном творчестве называется фольклором.
Музыкальный театр «Обыкновенное чудо» исполняет фольклорный номер.
Сказительница:
-сегодня перед вами выступали скоморохи. А было время очень не простое для них. Посмеивались в своих песнях, шутили над боярами, попами, даже самим царем. За это царь Алексей Михайлович запретил все народные инструменты (домры были сожжены на площади). Этот запрет оставался до 1888 года. А мы сейчас эти инструменты послушаем в исполнении ансамбля домристов «Лель».
Ансамбль домристов «Лель» исполняет пьесу «Белолица – круглолица».
Сказительница:
- Каждый праздник, гулянье сопровождалось не только игрой на балалайке, домре, но, конечно, песнями и танцами. Танцы были и медленные – хороводы, сопровождавшиеся песнями, а были танцы и зажигательные, веселые – русские плясовые. Сейчас мы с вами увидим такой танец.
«Русский танец» в исполнении х/ с «Позитиff»
Сказительница:
- Я сегодня вам уже рассказывала о домре и о скоморохах. В 1888 году появляется такой музыкант – В.В. Андреев. Он прекрасно играл на балалайке, добился совершенства в игре. Создал вначале коллектив балалаечников, а потом и оркестр народных инструментов (гусли, баяны, домры, балалайки и т.д.).
Посмотрел Париж, выступая на выставках. Англичане рукоплескали. Вся Европа была потрясена музыкальным оркестром Андреева. И мы сейчас будем с вами слушать оркестр. У нас - это оркестр аккордеонистов «Надежда».
Выходит оркестр «Надежда» и исполняет русскую народную песню «Улица широкая».
Сказительница:
-В старину музыка, особенно песни, передавались из уст в уста, что-то добавлялось своею. Песни были разные по характеру. Свадебные песни были веселые и грустные. Урожай собирали – пели песни. Ягоды собирали – тоже пели. Везде человека сопровождала хорошая песня. Вот сейчас мы услышим русскую народную песню «Калинка». Задушевная и вместе с тем задорная. Эта песня полюбилась людям во всем мире.
«Калинка» русск. нар. песня звучит в исполнении вокальной студии.
Помимо песен мы сегодня познакомимся и с народными танцами. Все танцы разного характера, у каждого свой рисунок, свои костюмы. Танец, который мы сейчас с вами увидим, будет исполняться под оркестровую музыку. Характерной особенностью русских танцев является то, что они часто начинаются широко, спокойно, затем переходили в настоящую плясовую. Обратите внимание на костюмы: Цвета сочные, яркие – это очень характерно для русского костюма.
Исполняется «Русская плясовая» с оркестром.
Народных инструментов очень много - это и балалайка, гусли, домра, баян. Но был в народе и еще один инструмент – гармоника. Гармоник было большое количество. Это и саратовская, вологодская, тульская гармоники. В каждой губернии был свой наигрыш, свой неповторимый мелодический рисунок. (Сказительница показывает детям гармонику).
Песня, которую мы сейчас услышим так и называется «Гармонь моя»
«Гармонь моя» исполняет вокальный ансамбль.
Сказительница:
- Скоморохи наши на слово остры, на шутку скоры. Сейчас они хотят узнать, хорошо ли вы, ребята, знаете пословицы. Мудрость люди уважали, да в пословицы превращали.
Скоморохи рассказывают пословицы.
На сцене без объявления появляется театр кукол «Кузнечик», исполняет «Хоровод».
Сказительница:
-В наши дни, ребята, народная музыка очень всеми любима. В хореографических коллективах танцуют народные танцы, поют песни. Очень часто это стилизованные танцы. Они современные, но с элементами народного танца. Сейчас, в заключение нашего концерта, мы с вами увидим удалой танец «Казачий перепляс».
«Казачий пляс» в исполнении хореографической студии.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока по русскому языку "Знакомство с системой времён глагола в русском языке" 3 класс.УМК "Гармония"
Сценарий данного урока разработан с позиций деятельностного метода обучения на основе методических рекомендаций М.С.Соловейчик, Н.С.Кузьменко к учебнику русс...
Сценарий тематического концерта "Гармония весны"
Сценарий праздничного концерта в детской школе искусств с участием учащихся различных классов и отделений. Концерт посвящен теме весны....
Сценарий концерта "Гармонии чарующие звуки"
Сценарий концерта фортепианного дуэта преподавателей "Гармонии чарующие звуки"....
Сценарий отчётного концерта студии «Гармония» к Дню рождения К.И.Чуковского
Представлен сценарий отчётного концерта....
Сценарий творческого вечера, посвящённого Борису Мокроусову "Отчего гармонь поет"
В 40-60 годы песни Мокроусова знали в России все. Знали и любили. И сейчас сохраняется интерес к творчеству композитора — люди по-прежнему помнят, хотят слушать и петь его прекрасные мелодии, воспеваю...
Сценарий праздника "Играй, гармонь! Звени, частушка!"
В повседневной жизни современных школьников, по нашему мнению с Фаттаховой О. Н. - вожатой школы, совсем мало тематических школьных праздников, в которых ребята могли бы показать с...
Сценарий. Музыкально-поэтическая прогулка "Гармония звука"
Музыкально - поэтическая прогулка "Гармония звука"- это целый цикл мероприятий, который можно проводить в течении года, хотябы раз в четверть. Тем самым, в очень увлекательной форме знакомит...