Сценарий. Музыкально-поэтическая прогулка "Гармония звука"
материал на тему

criloff

Музыкально - поэтическая прогулка "Гармония звука"- это целый цикл мероприятий, который можно проводить в течении года, хотябы раз в четверть. Тем самым, в очень увлекательной форме знакомить учащихся и даже педагогов с творчеством поэтов и музыкантов, композиторов и певцов, используя видео материал, слайды,  художественные номера, и даже театрализацию.

Скачать:

Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий

Музыкально – поэтическая  прогулка

« Гармония звука»

Автор сценария:

Крылов Игорь Владимирович,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная  категория.

МБОУ «Гимназия №1» г. Ноябрьска ЯНАО

Цель: Приобщение  учащихся к музыкальному искусству и поэтическому творчеству.

Задачи:

-показать многогранность музыкального искусства;

-поддержать и развить интерес к музыкальному и поэтическому творчеству;

-дать возможность учащимся проявить свои творческие способности;

Анатоция: Музыкально-поэтическая прогулка «Гармония звука» это целый цикл мероприятий, который можно проводить хотя бы раз в четверть. Тем самым в очень увлекательной форме, с использованием презентации, слайдов, видеоматериалов по определённой теме.

Каждый цикл, разрабатывается автором с учётом интереса учащихся /можно провести анкетирование – соц. опрос:  что детям больше всего хотелось бы услышать, увидеть…/

Можно также привлекать к мероприятию учащихся из своей школы, которые занимаются музыкой, поэзией и можно так же приглашать педагогов из детской музыкальной школы города, а так же детской школы искусств. Тем самым  повышая знания и интерес к творчеству.

Педагог: - Дорогие друзья! Сегодня мы  приглашаем вас на музыкально-поэтическую прогулку. Мы с вами почитаем красивые стихи о музыке и музыкантах. Вдохновимся  прекрасными строчками стихов и наполним свои сердца и души музыкой.

Вед 1: Музыка - самое удивительное и прекрасное, что существует в мире)))..Музыка задает настроение, успокаивает, заряжает, вдохновляет, умиротворяет.  Музыка - вечна...

Вед 2: - «Музыка — это стенография чувств» — уверял Лев Толстой.

И действительно, звуки музыки сопровождают нас всю жизнь, начиная с детства, с материнской колыбельной. Мы бодро напеваем, когда на душе весна. Включаем классику, слушаем романсы, блюзовые мелодии, если нам грустно.

Вед 1: - В разных странах Древнего мира музыкой лечили всевозможные недуги, и вполне успешно! Но многие наверняка замечали, что и ритмика настоящей поэзии сродни музыкальному строю. И неудивительно, что поэты часто посвящали свои стихи разным явлениям музыкальной жизни.

Педагог: -Сегодняшний наш разговор будет именно об этом: стихи о музыке, единение двух Муз. Нет, почему двух? Вы обращали внимание, что из девятки главных греческих покровительниц искусств сразу пять, так или иначе относятся к жанрам музыки и поэзии? Даже в этом пантеоне они рядом!

/Слушаю не музыку – слушаю свою душу.

           Марина Цветаева/

Вед 2: - Вы обратили внимание на строчки Марины Цветаевой? А ведь и правда, когда мы слушаем музыку, мы слушаем свою душу. И когда читаем стихи, мы тоже наполняемся душевно… Мы слушаем музыку стиха, слышим оттенки, полутона. Ну что же, пришла пора такого наполнения.

Чтец:

О, музыка, – язык любви,

Язык всемирного общенья!..

Как звуки вечные твои

Нас призывают к пробужденью,

Как наполняют кровь и мысль,

Как успокаивают нервы,

Когда по залу пронеслись

Раскаты двух аккордов первых.

Мгновенно замер зал, затих, –

Запели трубы и фаготы,

И, словно мужественный стих,

Несут воинственные ноты.

А чудо тенора-альты,

В союзе с томной девой-скрипкой,

Влекут в просторы высоты…

И слезы искрятся с улыбкой.

Ты, музыка, – язык любви,

Созданье божьего свеченья.

Как очищаешь душу ты,

Как зажигаешь вдохновенье!            

            Людмила Кудрявцева

Педагог: - Замечательные строчки, правда? На языке музыки и с помощью вот таких стихов мы очищаемся, вдохновляемся, появляются у нас и слезы на глазах, вместе с ней мы и радуемся. Сколько оттенков и эмоций.

Оды гениальным композиторам. Стихи о музыкантах и композиторах.

Предлагаю сейчас небольшую подборку стихов о музыкантах и композиторах.

           /фоном звучит музыка Шопена/

Стихи о Шопене

Вед1: -Свои музыкальные предпочтения есть и у поэтов. Скажем, у Игоря Северянина есть посвящения великим романтикам: Бизе и Григу, а также ностальгические поэтические обращения к теме « Любовь и музыка» в стихах «Играй целый вечер», «Это было у моря» и ряде других. А это его размышления-стихи о Шопене:

Чтец:

Шопен

Кто в кружева вспененные Шопена,

Благоуханные, не погружал

Своей души? Кто слаже не дрожал,

Когда кипит в отливе лунном пена?

Кто не склонял колени — и колена! —

Пред той, кто выглядит как идеал,

Чей непостижный облик трепетал

В сетях его приманчивого плена?

То воздуха не самого ли вздох?

Из всех богов наибожайший бог —

Бог музыки — в его вселился opus,

Где все и вся почти из ничего,

Где всеобъемны промельки его,

Как на оси вращающийся глобус!

                                       И. Северянин.

Вед 2: -И вот еще замечательные строчки о Шопене.

Шопен, ты словно море выплаканных слёз,

Круженье, виражи и игры над волной

Воздушных бабочек, стремительных стрекоз.

Мечтай, люби, чаруй, баюкай, успокой.

                                              Марсель Пруст

Педагог: -А это стихи о музыке вообще и о Шопене, в частности, написанные Константином Бальмонтом:

Музыка

Когда и правая и левая рука

Чрез волшебство поют на клавишах двухцветных,

И звездною росой обрызгана тоска,

И колокольчики журчат в мечтах рассветных,

Тогда священна ты, — ты не одна из нас,

А ты, как солнца луч в движении тумана,

И голос сердца ты, и листьев ты рассказ,

И в роще дремлющей идущая Диана.

Всего острей поет в тебе одна струна –

Чрез грезу Шумана и зыбкий стон Шопена.

Безумие луны! И вся ты — как луна,

Когда вскипит волна, но падает, как пена

                                               К.Бальмонт

Стихи о Моцарте

   /фоном звучит музыка Моцарта/

Вед1: -Еще один композитор, которого чаще других прославляют поэты, это Моцарт. Современные исследования показали, что его произведения оказывают благотворное влияние на организм человека, особенно, на сердечный ритм и ментальные функции.

Вед 2: - Известно, что полушария мозга у нас работают по-разному, чаще всего, с дисбалансом. Именно музыка Моцарта способна, как оказалось, привести их в гармонию, наладить нейронные связи между полушариями, а значит, значительно активизировать мыслительные процессы. Это такой «допинг» умственной эффективности, но не просто безвредный, а крайне позитивный.

Педагог: - «Рондо в турецком стиле», 40-я симфония и ряд других произведений композитора стали в наши дни неотъемлемой частью мира цифровых технологий. Можно по-разному относиться к тому, что их фрагменты используют в качестве рингтонов для мобильных телефонов, но это тоже некая дань автору и, пусть примитивная, но популяризация классики.

Давайте обратимся к видео, где оркестр «Новая Россия», его дирижер Юрий Башмет и солистка Алена Баева скрипка исполняют дуэт для скрипки и альта.

https://www.youtube.com/watch?time_continue=13&v=IxN9CEfMxfE

А это — одноименные стихи о музыке Давида Самойлова, написанные в слегка ироничном стиле. Но с такой искренней любовью!

Чтец:

Дуэт для скрипки и альта

Моцарт в легком опьяненье

Шел домой.

Было дивное волненье,

День шальной.  

И глядел веселым оком

На людей

Композитор Моцарт Вольфганг

Амадей.  

Вкруг него был листьев липы

Легкий звон.

«Тара-тара, тили-тики,-

Думал он.-  

Да! Компания, напитки,

Суета.

Но зато дуэт для скрипки

И альта!  

Пусть берут его искусство

Задарма.

Сколько требуется чувства

И ума!  

Композитор Моцарт Вольфганг,

Он горазд,-

Сколько требуется, столько

И отдаст…

Ox, и будет Амадею

Дома влет.

И на целую неделю —

Черный лед.

Ни словечка, ни улыбки.

Немота.

Но зато дуэт для скрипки

И альта!  

Да! Расплачиваться надо

На миру

За веселье и отраду

На пиру,  

За вино и за ошибки —

Дочиста!

Но зато дуэт для скрипки

И альта!

Вед 1: -Не просто музыкальные инструменты

Тему «скрипки и альта» продолжают стихи про музыку, посвященные отдельным музыкальным инструментам. Мы с вами услышим стихи о гитаре, проникновенной скрипке, стихи, посвященные саксофону.

Вед 2:  -Удивительный по красоте звучания инструмент – скрипка. Она является самым известным струнным смычковым инструментом. Но эта известность пришла к ней относительно недавно. Долгая дискуссия вокруг происхождения скрипки так и не дала однозначного ответа на этот вопрос: до сих пор никто не может с точностью сказать, от какого инструмента она произошла.

Вед1:  -Самым громким именем, прозвучавшим на заре развития скрипичного искусства, является имя Николо Паганини. Многие считают его лучшим скрипачом всех времён.

Вед2: Сейчас вы услышите стихи о  скрипке об одном из самых востребованных и самых проникновенных инструментов.

Чтец:

Ах скрипка, как же нежно ты звучала,

Как пела песню трепетно души…

Земному здесь, вновь места было мало

И ввысь с твоей мелодией спешим… 

Ты душу нежно тронула печалью,

То ввысь уходят звуки, то опять летишь,

Вновь вниз… Мелодией все ноты испускала

И в перерыве между ними снова тишь… 

Как будто пела песню о разлуке

И о любви хотела рассказать,

И о душе печальной, сердца муки,

С надеждой все вернуть и отыскать… 

Ах скрипка, как печально льются звуки,

Твоей большой и трепетной души,

Ты пела песню о своей разлуке

И снова все отдать в любви спешишь… 

Несутся звуки вдаль, как будто в вечность,

Как будто с нею ты опять летишь,

Любви навстречу, в небо, в бесконечность,

Где только две души и снова тишь…

                                              Наталья Бэрн

 Звучит знаменитое «Турецкое рондо» В. А. Моцарта.

 Исполняет  ученица 9 а класса Наконечная Елизавета

Вед 1:  - А это уже посвящения скрипке,. Голос-скрипка-душа человека. Сколько же здесь ассоциаций… Почитаем дальше чудесные строчки стихов.

Чтец:

Моя душа на кончике смычка

Живёт… Поёт… Смеётся и рыдает…

Меня поймёт лишь тот, кто чувства знает…

Любовь… Разлуку… Взлёт под облака… 

Смычёк парит… И струны скрипки плачут…

И пальцы нежно обнимают трость…

Порой слова — почти ничто не значат…

А музыкой мы чувствуем любовь…

играет музыкант о днях разлуки 

И как в надежде вскинутые руки

Ввысь музыка уносит твой покой…

Мелодия звучит о страсти нежной

И море вторит скрипке не спеша…

Волной нахлынет…Брызнет чуть небрежно…

И ветерком вдруг улетит душа… 

Моя душа…поет созвучно скрипке…

Живет, рыдает и смеется вновь…

смычок всесилен, хоть на вид и хлипкий

На кончике смычка — Моя Любовь… 

                 Светлана Мулик-Калугина.

/ Выходит  юноша с гитарой./

Юноша: - Гитара - мой любимый музыкальный инструмент. Потому что она - как живая. Струны - это отражение ее души.

Говорят, когда-то давно-давно гитары были квадратной формы. Но звучали они совсем не божественно, и не было у них души. Но потом какой-то одинокий мастер догадался сделать гитару подобно женщине. И тогда ожила она, из мелодии струн полилась жизнь и разлилась по свету. И гитара обрела душу... И каждый раз ее струны звучат по-разному: иной раз она веселится, другой раз чуть не плачет, в третий могут зазвучать звуки грусти или, наоборот, радости, необузданной широты души и вселенской любови... У каждой гитары  свой характер и каждая из них уникальна.

Юноша играет на гитаре, чтец рассказывает стихотворение.

Чтец:

Задумался о чем-то музыкант,
Перебирая струны не спеша.
Наверно, правду люди говорят,
Что у гитары тоже есть душа.

Она с тобою вместе, в унисон,
То весело смеётся, то грустит,
Кода ты молод, счастлив и влюблён,
Когда страдает сердце от обид.

Когда тебе тепло в кругу друзей,
Когда ты, вдруг, совсем один остался,
Звенит струна, то тише, то сильней
Давно знакомым, простым романсом.

Задумался, быть может, музыкант
О той, что обманула, не пришла.
Тоскует парень, ну а с парнем в такт
Грустит гитары нежная душа.

Вед 1: -А знаете ли вы, что гитара – это ещё и один из самых древних музыкальных инструментов. Происхождение гитары теряется далеко в глубине веков. На египетских пирамидах тысячелетней давности встречаются изображения музыкального инструмента – наблы - внешним видом очень напоминающим гитару. В Древней Греции и Риме был очень популярен инструмент кифара. Ближайшей же родственницей гитары считается лютня, которую арабы принесли в Европу.

Вед 2: -По одной из версий, слово «гитара» происходит от слияния двух слов: санскристского слова «сангита», что означает «музыка» и древнеперсидского «тар», означающего «струна».

  О, сколько ей посвящено стихов и песен!

  Но все достоинства её во век не описать.

  Гитара!

  Голос твой всегда желанен и чудесен

  И вечно будешь ты струною слух ласкать!

/Сезар Франк – прелюдия, фуга и вариация (транскрипция для дуэта гитар) Исполняет дуэт гитаристов. /

Педагог: - Когда в 1841 году Адольф Сакс создал саксофон, он и представить себе не мог, насколько популярным станет этот музыкальный инструмент в будущем. Саксофон — это не только неотъемлемая часть джаза, но и идеальный транзистор, который может передать настроение и состояние души человека.

Если бы душа умела петь, то она звучала бы именно так.

/Звучит  мелодия —«Луч солнца золотого».  Игорь Михайлович  Бутман. / /фото на слайде/

Вед1: -Саксофониста Игоря Бутмана называют «товарным знаком российского джаза». В каждой его ноте, в каждом звуке его инструмента отражается неуловимая душевная гармония. И за это его любят и ценят не только у нас, но и за рубежом.


Чтец:

Замираю в восторге, звучит саксофон, 
И мелодия эта как сказочный сон. 
Звуки музыки льются в ночной тишине, 
И чарующим эхом приходят ко мне.

Саксофон всё звучит и волнует меня, 
В путешествие к музыке сердце маня. 
В эту музыку я окунусь с головой, 
И закружится в танце она надо мной.

Саксофон, ты играешь души красоту, 
Слышу я в твоих звуках любви чистоту. 
Саксофон, ты чудесная сказка в ночи, 
Не молчи, дорогой, я прошу, ты звучи.

Вед 2:- Биография саксофона, изобретенного в 1842 году музыкальным мастером бельгийцем Адольфом Саксом, удивительна. Однажды, случайно надев мундштук от кларнета на коническую изогнутую трубку, Адольф дунул в него и был поражен необыкновенно мягким и красивым звуком, которым наполнилась его мастерская. Он понял, что стоит на пороге открытия.

Эта мысль его так захватила, что через некоторое время он создал новый инструмент, который впоследствии был назван его именем.

Педагог:  -  Через несколько лет Сакс получил патент на свое изобретение, а 21 марта 1846 года во Франции ему был выдан патент на «систему духовых инструментов, называемых саксофонами», включавшую восемь разновидностей.

Поначалу саксофон использовался в военных оркестрах, но вскоре на него обратили внимание такие композиторы, как Г. Берлиоз, Ж. Бизе, М. Равель, С. Рахманинов, А. Глазунов, С. Прокофьев, А. Хачатурян... и стали использовать в своих произведениях.

Вед 1: - В конце века саксофон как бы рождается заново, и становится наряду с трубой главным солирующим инструментом в джазе - его родной стихии.

За годы своего существования саксофон постоянно совершенствовался и, хотя по своему внешнему виду почти не изменился, стал технически подвижным и неповторимым по тембру, и красоте звука инструментом.

/ Мелодия саксофона исполняет  Павел Перевалов/

Педагог: - Вот и завершилось это короткое путешествие в таинственный, чарующий мир звуков, мир, где соединяются воедино музыка и поэзия, две по-настоящему родственные стихии.

Вед 1: - Надеемся, вам здесь было интересно, вы почитали стихи о музыке и музыкантах, узнали нечто новое и получили заряд солнечного позитива.

Вед 2: - Завершим наш небольшой «инструментально-поэтический экскурс»

              замечательной, гениальной  песней  в исполнении Тамары  Гвердци-

              тели.  Музыка М.Таривердиева. Памяти Шопена.

Педагог: Дорогие друзья, мы ждём вас на нашей следующей музыкально- поэтической прогулке «Гармония звука». До новых встреч!

Использованные  интернет ресурсы:

  1. https://irinazaytseva.ru/garmoniya-zvukov-stixi-o-muzyke-i-muzyka-stixa.html
  2. https://educontest.net/ru/
  3. multiurok.ru
  4. nsportal.ru
  5. playcast.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий музыкально-поэтической композиции «Пусть всегда будет солнце»

Внеклассное мероприятиеСценарий музыкально-поэтической композиции«Пусть всегда будет солнце»...

Открытый урок Музыкально – поэтическая гостиная: «Романса трепетные звуки»

Знакомство с вокальным жанром романса и его ролью во взаимосвязи музыки, литературы, живописи....

сценарий музыкально-поэтической композиции "Нестареющее вдохновение"

Композиция посвящена поэтическому творчеству А.С. Пушкина....

Сценарий Музыкально-поэтической композиции к «Салют Победа!», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941 – 1945 гг.

Мы – поколение, во имя которого отдали свои жизни миллионы наших дедов и прадедов, помним о цене Великой Победы!...

сценарий музыкально-поэтического вечера "Русь стозвонная"

сценарий музыкально- поэтического вечера "Русь стозвонная" для учеников 7-11классов, посвящена творчеству воронежскому композитору, поэту, заслуженному аристу России Алекасандру Ивановичу Токмакову...

Сценарий музыкально-поэтического вечера "Всё ещё будет с нами"

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвященного творчеству женщин-бардов. Песенные номера чередуются со стихотворными. Использованы стихи классиков жанра бардовской песни, поэтов серебряного ве...

Сценарий музыкально - поэтической композиции "Поклонимся великим тем годам"

Сценарий музыкально - поэтической композиции "Поклонимся великим тем годам" для старших  школьников...