Внеклассное мероприятие "Чаепитие под сакурой"
план-конспект занятия на тему

Лыскина Наталья Александровна

Занятие направлено на приобщение  детей к японской культуре, через знакомство с чайной церемонией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneklassnoe_meropriyatie_chaepitie_pod_sakuroy.doc36.5 КБ

Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие по теме " Чаепитие под сакурой"

Цель мероприятия : приобщить детей к японской культуре, через знакомство с чайной церемонией.

Задачи мероприятия :

  • Научить детей разбираться в терминологии, символике японской культуры.
  • Вызвать интерес к творчеству японских художников, поэтов, музыкантов.
  • Воспитывать в детях чувство стиля, вкуса.

Тип занятия: Урок-спектакль, церемония.

Оборудование: музыкальный центр, костюмы (кимоно), принадлежности к чайной церемонии.

Оформление кабинета – подготовительный этап к провидению урока.

Кабинет оформлен в японском стиле: центр кабинета – японский сад, где каждый комнатный цветок

на полу символизирует дерево сада. Маленькие столики, стоящие вокруг нашего сада, оформлены по-разному: морская стихия, осенние листья, бабочки. Обязательно в оформлении, ребята стремятся к миниатюрности и индивидуальности. На классной доске изображена цветущая вишня (гуашью), но на начало урока доска закрыта. Сбоку написаны иероглифы: "Благодарность чаю".

Сценарий урока.

Учитель:

Тяга к прекрасному

Может сказываться во всем,

Чем бы ни увлекался человек, –

Стихами, каллиграфией,

Живописью, музыкой, составлением экибаны,

Чайной церемонией.

Кикудзи: Я с волнением вступил на первый камень родзи – дорожки ведущей к чайному павильону (тясицу). Прикосновение к шершавой поверхности с прозеленью мха по краям, как всегда доставляет большое удовольствие.

(Ученик, играющий роль Кикудзи, движется медленно по саду)

Ученица: Дорожка сада как-то сразу настраивала Кикудзи на предстоящее действо, просветляющее ум и душу, в котором воплотились истинные жизненные ценности – красота простого естественность и чистота, сердечность и гармония.

(Свои слова ученики произносят сидя за столиками, как бы комментируя происходящее в центре)

Кикудзи: Чайный сад – сколько его помню, он остаётся неизменным, в своём вечнозелёном облачении, только осень и зима вносили некоторые изменения.

Ученица: Дядя Кикудзи посадил в саду клён – это было данью памяти великого чайного мастера Сэнно Рикю. Однажды, готовясь к чайной церемонии, Рикю просил своего сына:

Рикю: Сынок, уберись в саду.

Сын: Я тщательно подмёл, вымыл камни, сбрызнул мох водой.

Рикю: Этого недостаточно…

Сын: Но я не знаю, что еще убрать...

(Эта сцена представлена в одном из уголков нашего сада)

Ученик: Рикю укоризненно вздохнул, подошёл к клену и тряхнул его. Рассыпались листья, и сын понял, что чистота не должна быть показной, а листья это – не сор, а украшения.

(Кикудзи продолжает путь)

Кикудзи: Как проста и величава жизнь природы…

Поистине живое дыхание вечности…

Ученик: С каждым шагом Кикудзи чувствовал, как легче ему дышится.

Ученик: Пройдя, несколько шагов по тропинке сада, он увидел перед собой «запрещающий камень».

Кикудзи: Впереди пути нет! Нужно свернуть на боковую дорожку, она тоже приведёт к тясице.

Ученица: Но почему Кикудзи должен был идти по другой дорожке, что за таинственность?

Это напомнило слова дзэнского монаха: «Не люблю луну, если она не окутана облаками».

Недоговорённость, незавершённость, неясность связаны с сокровенным пониманием истины.

Кикудзи: Но, что это белеет и бросается в глаза, ярко выделяющееся на фоне почти однотонной зелени?

(Звучит фонограмма народной японской песни «Вишня», на японском языке. Девочка в кимоно открывает доску, где изображена вишня)

Ученица исполняет песню «Вишня» (на русском языке)

Другая ученица танцует, под эту песню танец с веером.

Кикудзи: Вот почему сегодня такой путь – сакура в цвету!

Ученик: Это не просто дерево, это воплощение молодости, женственности, красоты и обаяния.

Ученица: Кикудзи подошел к воротам. Ни какой ограды не было, ворота стояли сами по себе и отделяли внешнюю часть родзи от внутренней.

Ученик: Прохождение через ворота означало, что человек полностью оставляет позади себя все тревоги, заботы, волнения, всю жизненную суету и входит в мир покоя, уважения, доброжелательности и гармонии.

Ученик: А вот и куцубай – невысокий камень с выдолбленной ёмкостью в виде полусферы. Этот сосуд наполнялся водой перед приходом гостей.

Ученик: Символическое омовение от мирской пыли, было ещё одним важным шагом, перед вступлением в тясицу.

Кикудзи: Тясица!

Ученица: Это небольшой домик, с проёмом в стене, обычным путём в него не войти. Нужно было присесть на корточки и «влезать» на четвереньках, оставляя обувь.

Ученик: Вползая на четвереньках, со склонённой головой, гость проникался смирением, сознанием

равноправия всех участников церемонии.

(Кикудзи, сняв обувь, символически вползает в тясицу, усаживается на циновку напротив девочки, сидящей за столиком, и осматривается вокруг).

Кикудзи: Какой прекрасный свиток: «Благодарность чаю»!

(Он кланяется хозяйке тясицы, она наливает ему чай)

И все девочки разливают чай мальчикам и гостям в классе

(Подают чай и принимают чай с поклоном)

(Лучше, если чай будет разным: зелёный с жасмином, магнолией, каркадэ и т.д.)

Ученица: Кикудзи, не спеша, сделал несколько глотков. Взор его привлекла ваза, инкрустированная перламутровым цветом сакуры. Кикудзи охватил восторг.

Кикудзи: Как тонко выражена основная тема тяною.

Ученица: Дядя не стал ставить цветочную композицию, ведь все уже видели живые цветы. Он только дал возможность вспомнить и аромат цветов.

Кикудзи: Благодарность чаю!

Хозяйка тясицы: Благодарность чаю!

(Все говорят друг другу: «Благодарность чаю»!)

Ученица: Бесконечно много таят в себе эти два слова. За ними сокровенная душевная чистота, которую открывает человек в чайной церемонии.

Учитель: Чайная церемония может послужить источником наслаждения, только при условии, если и хозяин, и гости умеют ценить это искусство!

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческий проект. Сакура.(Дерево из бисера) Презентация к проекту.

Одним из самых экономичных материалов в современно мире является бисер, он доступен практически всем. Чтобы изготавливать изделия из бисера не требуется специальная подготовка, а достаточно лишь...

Концепция воспитательной программы "Сакура"

В основу концепции включены такие положения, как признание:ценности и уникальности личности;приоритета личностного развития;   Цель концепции:...

Праздник цветения сакуры

Технологическая карта урока  по теме "Япония" в 4 классе по программе Неменского Б.М....

Праздник цветения сакуры в Японии

Презентация к уроку ИЗО в 4 классе: "Художественная культура Японии"....

Панно "Ветка сакуры"

Разработка открытого занятия по теме: "Ветка сакуры" входит в раздел "Работа с бумагой и картоном" программы кружка "Мастерилка" первого года обучения для детей 7-11 лет. Задачами занятия было вызвать...

Праздник в Японии. Цветение сакуры.

 Материал представлен конспектом и презентацией....