ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ
статья на тему

Торощина Тамара Александровна

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к патриотическому поведению. Значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения можно отвести  экологическим объединениям.

Экологическое воспитание в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодежи. Это и специальные методики использования реализации проектов, экскурсии, экспедиции, путешествия, систематические наблюдения, освоение разносторонних практических навыков и умений. Природоохранная  деятельность помогает понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают её люди, то есть они сами. Наиболее  удачно реализация патриотического воспитания проходит через работу творческих экологических объединений

Скачать:


Предварительный просмотр:

Торощина Тамара Александровна,  

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования  детей города Абакана «Центр детского творчества»

ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ДЕТСКИХ ОБЪЕДИНЕНИЯХ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ

Патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одним из наиболее значимых ценностей общества, он интегрирует в своем содержании социальные, исторические, духовные, культурные, этнические, экологические и другие компоненты. Проявляясь, в первую очередь, как эмоционально-возвышенное отношение к Отечеству, патриотизм выступает в качестве важнейшей составляющей духовного богатства личности, характеризует высокий уровень ее социализации. Истинный патриотизм всегда есть единство духовности, гражданской зрелости и социальной активности личности, является действенной побудительной силой и реализуется в ее деятельности на благо Отечества.

Патриотическое воспитание начинается с познания ценности своей малой Родины. Так, например, посредством включения в природоохранные действия, происходит окончательное превращение знаний и оценок в личные убеждения обучающихся, формируется стремление к патриотическому поведению. Значительную роль в патриотическом воспитании подрастающего поколения можно отвести  экологическим объединениям.

Экологическое воспитание в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания молодежи. Это и специальные методики использования реализации проектов, экскурсии, экспедиции, путешествия, систематические наблюдения, освоение разносторонних практических навыков и умений. Природоохранная  деятельность помогает понять подрастающему поколению, что будущее России в их руках, что страна будет такой, какой сделают её люди, то есть они сами. Наиболее  удачно реализация патриотического воспитания проходит через работу творческих экологических объединений.

Экологический отряд «Зеленый дозор» Центра детского творчества города Абакана Республики Хакасия ведет свою работу с 2006 года. Это детское объединение в течение 7 лет проводит серьезную работу по пропаганде природоохранных знаний среди школьников и жителей города Абакана и Республики Хакасия.  На его счету много интересных социальных проектов:  «Зеленый дозор в помощь» (расширение знаний об окружающем мире у детей, находящихся на лечение в детской больнице); «Мы вместе» (в течение 4 лет отряд ведет занятия в школе № 27 для ребят с ограниченными возможностями здоровья); «Подарок ветерану» (ребята сами вырастили комнатные растения, пересадили их в красивые кашпо и передали  в Дом ветеранов, для озеленения комнат ветеранов войны); Акция «Спасатели» (проходит ежегодно с сентября по октябрь месяц  и заканчивается 4 октября большим сбором экологических отрядов города). Все участники акции оказывают Центру живой природы посильную помощь:  убирают территорию от листвы, красят, чистят клетки для животных, собирают овощи и фрукты, выращенные на дачах и огородах, и завозят их на корм животным. Только в 2013 году было собрано более 2000 кг. овощей и фруктов; 4 октября экологический отряд «Зеленый дозор» объявляет общий сбор в «Центре живой природы», где подводятся итоги акции  и проводится интерактивная игра «Мой любимый зоопарк».

Воспитание патриотизма через экологические объединения — это многогранный и сложный процесс, который расширяет кругозор и развивает познавательные интересы детей, приобщает к творческой деятельности, формирует практические и интеллектуальные умения, помогает в выборе профессий. Изучение родного края дает возможность привлечь ребят к поисково-исследовательской и экспедиционной работе Непосредственное общение с живой природой, наблюдение за живыми существами, экологические десанты по уборке исследуемых территорий оставлял неизгладимый след в душе ребенка на всю жизнь.

Ежегодно работая в экспедициях по родному краю  объединение «Зеленый дозор» ведет сбор материалов для исследовательских работ.  Исследуя «Урочище Трехозерки», был собран материал о птицах, обитающих в этой местности и было предложено восстановить на этой территории статус ключевых орнитологических территорий (КОТР). Работа называлась «Урочище Трехозерки» под воздействием антропогенного фактора». Находясь в экспедиции, на озерах Ширинского района, отряд вел наблюдение за популяцией журавлей. По результатам экспедиции были написаны научные работы:      «Состояние популяций журавлей на озерах Ширинского района» и «Последствия  рекреационного воздействия на сопредельные территории озер Шира, Иткуль, Беле, находящихся под охраной ООПТ ГПЗ «Хакасский». Так же отряд проводил исследование экологического состояния участков методом биоиндикации; «Описание жизненного состояния поврежденного лесного участка Минусинского района по сосне обыкновенной»,  «Оценка природной среды с помощью биоиндикации деревьев». Вопросы, которые поднимались в исследовательских работах, были высоко оценены членами жюри на научно-практических конференциях различного уровня.

Охрана окружающей среды, экологическая норма, сбережение природных богатств - эти проблемы приобрели в настоящее время актуальность. Но чтобы успешно охранять наши леса и водоемы, землю и воздух от оскудения, надо знать природу, понимать ее законы и истинную ценность. Но одних только знаний также недостаточно, нужны действия, вот почему в течение всего учебного года  и во время каникул отряд проводит несколько акций и операций: «Кормушка»,  «Птицам зеленую улицу», «Мы чистим мир», «Природа против пластика» и другие. При подготовке акций ребята погружаются в местный материал, оценивают экологические  проблемы, изучают животный и растительный мир природы Хакасии, учатся на практике использовать полученные знания. Один из этапов всех операций – разъяснительная работа среди одноклассников, младших школьников, жителей города.

В ходе деятельности экологического объединения  «Зеленый дозор» воспитанники:

- получают коммуникативные навыки, учатся пользоваться ими в различных обстоятельствах деятельности и общения;

- осваивают различные правила, нормы, обычаи, которые выработаны в процессе общественного развития и должны быть усвоены в ходе приобщения к культуре общества;

- получая новые знания в ходе  исследовательской работы, воспитанники не только оценивают их значимость для общества, людей, но и делают их ценностными лично для себя;

- чувствуют свою сопричастность к социально-значимым событиям, явлениям, действиям;

- приобретают возможность практической реализации знаний и навыков;

- приобретают реальную возможность самопознания, самосовершенствования, саморазвития, самореализации;

- у ребят с одной стороны формируется чувство гордости, а с другой беспокойство за будущее совей малой родины.

В свою очередь исследовательская работа в экологическом отряде «Зеленый дозор» охватывает:

  • изучение местного материала на занятиях;
  •  изучение экологической литературы, в которой рассматривается история края, география, методы исследовательской деятельности и т.д.;
  • изучение  на местности памятников истории культуры или природы;
  •  проведение экскурсий, экспедиций, походов и др.;
  • обработка, систематизация и оформление материалов, устройство выставок,  написание рефератов, участие в научно- практических конференциях;
  •  просмотр видеоматериала о путешествиях, интересных местах края;
  • экологические наблюдения;

Такая природоохранная деятельность позволяет ребятам оценить свою роль на Земле, значимость своих дел и поступков. «Я люблю свою Землю» для них не простые слова, а установка к действию.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понимание роли героических личностей в романе Л.Н.Толстого «Война и мир» как один из приемов историко-патриотического воспитания подрастающего поколения

В данной статье поднимается проблема понимания учащимися 10-х классов роли исторических личностей (М.Кутузова, Багратиона, Д.Давыдова и др.) в романе Л.Н.Толстого "Война и мир", героическое ...

Гражданско-патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование

Программа «Гражданско – патриотическое воспитание подрастающего поколения через коллективное музицирование», разработанная Сандо Е.И. и Сандо А.В., в 2011 стала победителем регионального этапа Всеросс...

презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения «И помнит мир спасённый…».

Презентация из опыта работы по патриотическому воспитанию подрастающего поколения  «И помнит мир спасённый…».  Использование  на уроках истории по изучению темы "Великая Отечественная в...

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

Воспитание учащихся на примере славных боевых традиций нашего Отечества....

Героико-патриотическое воспитание подрастающего поколения на уроках истории

Героико-патриотческое воспитание подрастающего поколения - одна из важнейших задач в многонациональной стране.«Как нет человека без самолюбия, так нет человека без любви к отечеству, и эта любовь...

«Организация проектно- исследовательской работы с учащимися на базе школьного музея в рамках патриотического воспитания подрастающего поколения». (Из опыта работы историко- краеведческого музея «Память поколений» МБОУ СОШ №30 г. Подольска)

Научно-исследовательская деятельность учащихся — одна из прогрессивных форм обучения в современной школе. Она позволяет наиболее полноценно выявлять и развивать как интеллектуальные, так и потен...

Программа работы МБОУ ДОД «Тазовский районный Дом детского творчества» по патриотическому воспитанию подрастающего поколения на 2015-2019 гг.

     В условиях становления гражданского общества и правового государства необходимо осуществлять воспитание принципиально нового, демократического типа личности, с активной граж...


 

Комментарии

Марденская Светлана Фёдоровна

Совершенно с Вами согласна, Тамара Александровна. патриот начинается у травинки, у берёзки.