Из опыта работы по теме "Изучение и сохранение традиций народов Севера через проектно-исследовательскую деятельность"
статья на тему
Проектно-исследовательская деятельность -это совместная учебно-познавательная,творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель,способы, методы,направленные на достижение общего результата деятельности. В школе-интернате складывается собственная система организации проектно-исследовательской деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей воспитанников от воспитательных мероприятий до выполнения исследовательских проектов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
salinder_organizatsiya_issledovatelskoy.docx | 909.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Ямало-Ненецкий автономный округ Муниципальное образование Ямальский район Муниципальное казенное учреждение общеобразовательная школа-интернат «Салемальская школа-интернат среднего (полного) общего образования» Районный заочный семинар «Организация исследовательской, проектной деятельности обучающихся и воспитанников» Опыт работы по теме «Изучение и сохранение традиций народов Севера через проектно-исследовательскую деятельность»
Автор: Салиндер Е.Н., воспитатель 2014 г. Основная миссия системы образования заключается в создании условий для успешной социализации воспитанника, для его всестороннего развития, саморазвития и самоопределения. Я, как воспитатель, уделяю большое внимание развитию и совершенствованию проектной, исследовательской работы воспитанников интерната. Моя цель – помочь воспитанникам получить необходимые знания и умения по организации своей исследовательской деятельности. Ведь главное в организации данной деятельности – научить ребенка определенным алгоритмам построения исследовательской работы и требованиям к ее оформлению, а потом данные знания воспитанник сможет использовать в творческой работе любой тематики и сложности. Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность воспитанников, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата деятельности. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта) и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. В педагогической психологии и педагогике есть специальный термин – «исследовательское обучение». Так именуется подход к обучению, построенный на основе стремления ребёнка к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель проектно-исследовательского обучения – формирование у обучающихся способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать новые способы деятельности в любой сфере человеческой культуры. Ребенок – исследователь по своей природе. Первая трудность, с которой я столкнулась при организации работы с детьми по исследовательской деятельности – это критерии значимости учебных проблем: какую тему выбрать? На что в первую очередь обратить внимание? И пришла к выводу, что тема должна:
Воспитанники должны помнить, что их исследования – это лишь первый шаг в слегка приоткрывшуюся дверь науки, что главная заслуга в этом, конечно, их воспитателей. Слова “Я – Учитель и Ученик, Воспитатель и Воспитанник” для нас, воспитателей, работающих в направлении образования через науку, актуальны. Они означают что, обучая детей, мы учимся сами. Цель педагога - руководителя заключается в развитии интеллектуальных способностей воспитанников через усвоение алгоритма научного исследования и формирование опыта в выполнении учебно-поисковых работ, приобретении уверенности в своих силах. В школе-интернате складывается собственная система организации исследовательской, проектной деятельности, которая включает требования к развитию творческих возможностей воспитанников от воспитательных мероприятий до выполнения исследовательских проектов. Создается образовательная среда через:
Воспитательная деятельность в интернате планируется по следующим направлениям: «Мы вместе», «Надежда Ямала», «Мой выбор», «Традиции школы мы свято храним», «В 21веке быть здоровым - здорово!», «Мой труд вливается в труд моей страны», «Интернат наш дом – мы хозяева в нём». В своей работе особое внимание уделяю направлению «Надежда Ямала». Работая по данному направлению, прививаю воспитанникам любовь к малой родине и Отечеству, способствую формированию патриотических чувств на основе исторических ценностей, воспитываю личность гражданина – патриота Родины через реализацию проектов, исследовательской деятельности детей. В 2013-2014 учебном году нами был реализован социальный проект «Сохраним традиции наших предков». Цель данного проекта: способствовать сохранению и развитию национальной культуры коренных народов Севера. В рамках проекта проводились следующие мероприятия:
Работая с детьми по развитию исследовательской, проектной деятельности, перед собой ставлю следующие задачи:
Исследовательские работы воспитанников были направлены на изучение традиций и культуры коренных народов Севера. Лар Олег, воспитанник 2 семьи, в своей работе «Забытые игры жителей тундры» выдвинул гипотезу, что за последние десятилетия национальные игры претерпели заметные изменения: их стали вытеснять сотовые телефоны, компьютеры, планшеты, айпады… В ходе запланированной работы он поставил перед собой цель: 1) изучить забытые ненецкие, хантыйские игры, 2) выяснить их воспитательную ценность, 3) сделать эти игры популярными среди ровесников. В процессе работы изучил литературу по данной теме, провел анкетирование среди сверстников, собрал необходимый материал, опросив старожилов-тундровиков. В своих исследованиях он доказал, что национальные игры оказывают огромное влияние на формирование здоровья детей, игры передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества. Итогом работы стал сборник «Ханзер" маня" сянакува"». Сама природа исследования требует от воспитателя принципиального изменения ролевой позиции: перехода с «капитанского мостика» руководителя образовательного процесса «на место» его равноправного участника. С первых дней работы с детьми забочусь о создании ситуации психологического комфорта, в которой дети чувствуют себя успешными, признанными, самостоятельными. Вместе со своими воспитанниками мы решили доказать, что поговорки и пословицы являются словесно-образным познанием, отражением действительности ненецкого народа. При изучении фольклора дети читали литературные произведения, собирали информацию у старожилов поселка. Воспитанники в сравнении познавали ненецкие и русские пословицы. Выяснили, что ненецкая пословица «Песец сам в мешок не полезет» соответствует русской «Без труда не выловишь и рыбку из пруда». Мы с воспитанницей Пуйко Венерой, работая над проектом «Фольклор моего народа» доказали, что фольклор существует не только в жанре сказок, песен, легенд, но и поговорки, и пословицы также занимают ведущую роль в устном ненецком творчестве. Опросив местных жителей, носителей языка, мы убедились, что фольклор связан с бытом, укладом жизни жителей тундры. Ведь фольклор – это многовековая народная мудрость. Знакомясь с фольклором, мы усваиваем опыт наших предков. В завершении работы по данному направлению мы с детьми самостоятельно провели следующие мероприятия: «Ямальский калейдоскоп», «Творчество наших земляков-фольклористов», «При солнышке тепло, при матери добро». При организации таких мероприятий у воспитанников формируются организационные умения: они учатся распределять обязанности в зависимости от способностей и интересов каждого обучающегося; например, оценочные – учатся оценивать результат своей деятельности и деятельности других; презентационные – учатся выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности. Пуйко Василисой, воспитанницей 2 семьи, выполнена исследовательская работа «Традиционные блюда из оленины». Цель данной работы: изучить приготовление блюд из оленьего мяса, научиться и научить беречь и ценить свое здоровье. В ходе работы над проектом было проведено анкетирование среди воспитателей, родителей (анкета «Блюда из оленины»), изучила литературу о полезных свойствах оленины. Материалы исследовательских работ нашли практическое применение в праздновании Дня оленевода, в КТД «Мы родом из тундры», в которых приняли активное участие родители, приехавшие из тундры. У воспитанников и обучающихся школы-интерната появилась возможность глубже соприкоснуться с традициями и обычаями своего народа. В ходе мероприятий были организованы игровые площадки с национальными играми, творческие мастерские, конкурс национальных блюд, конкурс на лучшую национальную одежду, чаепитие в чуме. Знания, полученные в процессе исследовательской деятельности, имели конечный положительный результат: воспитанники самостоятельно организовывали и проводили национальные игры, конкурсы. Считаю, что успех любой деятельности, в том числе и исследовательской, зависит от правильной ее организации. Здесь важно правило «триединства» - сотрудничество воспитателя, воспитанника и родителя. Исследовательская деятельность, в которой участвуют мои воспитанники, позволяют проявиться их талантам, творческой индивидуальности, которые помогут им в профессиональной ориентации. Хочется отметить, что наблюдается динамика роста участия воспитанников 2 семьи в исследовательской работе в институциональном уровне. Наш успех – один на всех! Это замечательно, когда все чувствуют себя способными, самостоятельными и в мыслях, и в действиях. Приложение 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными учащимися через проектно-исследовательскую деятельность учащихся на уроках литературы
Данный материал можно использовать как образец организации учебно-исследовательской деятельности в старших классах....
Конспект мастер-класса "Оформление платья в традициях народа Севера"
Мастер-класс представляет традиции народа ненцы. Презентация расчитана для интерактивной доски....
Конспект мастер-класса "Оформление платья в традициях народа Севера"
Тема: Оформление платья в традициях народа Севера.Цель: разработать свой собственный эскиз концертного платья, оформить орнамент из пайеток.Задачи: реализация творческих способностей посредством оформ...
Конспект мастер-класса "Оформление платья в традициях народа Севера"
Народное искусство складывалось веками, усилиями мастеров многих поколений. Создавая новое настоящее мастерство следует опираться на опыт предков и стараться найти своё новое оригинальное решение, оду...
Организация работы с одарёнными детьми через проектную, исследовательскую и творческую деятельность в условиях использования УМК (Радченко О.А.) "Вундеркинды"
В работе описывается опыт учителя в работе с одарёнными детьми по учебникам О.А. Радченко " Вундеркинды". Раскрываются разные формы работы и показывается лестница достижений учащихся....
ЗНАКОМСТВО ДЕТЕЙ С КУЛЬТУРОЙ, ОБРЯДАМИ И ПРАЗДНИКАМИ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА ЧЕРЕЗ ИЗУЧЕНИЕ ТРАДИЦИОННЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СОВОКУПНОСТИ С НАРОДНЫМ КАЛЕНДАРЕМ.
В докладе поднимается вопрос о сохранении традиционного наследия коренных малочисленных народов Севера через познание их быта, традиций и праздников на занятиях в художественных, образователь...