Дополнителная общеобразовательная общеразвивающая программа "Игры тундровых детей"
рабочая программа на тему
Игра-единственная деятельность ребенка, которая была и есть деятельность ребенка во все времена у всех народов.Национальные игры народов Севера - это уникальные игры, они связаны с жизнью в тундре, с традициями тундровой семьи. Национальные игры являются неотъемлемой частью национальной культуры. Национальные игры Севера передают особенности труда жителей тундры, неповторимый колорит народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_1_klass_programma_.docx | 73.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Настоящая программа имеет духовно-нравственную направленность.
Игра – единственная деятельность ребенка, которая была во все времена у всех народов. Она является важнейшим средством всестороннего развития ребенка. Игры способствуют развитию творческих способностей, физических и умственных норм, правил поведения. За последние десятилетия детская игра претерпела заметные изменения не только на уровне игровых сюжетов. Она приобрела иной пластический рисунок, иные средства осуществления.
К сожалению, стали забываться игры тундровых детей, которые учили правилам поведения в тундре, способствовали развитию трудовых навыков. Их вытеснили сотовые телефоны, айпады, компьютеры, планшеты…Конечно, такая техника необходима современному человеку, но все таки, сидя за компьютерными играми, дети теряют своих настоящих друзей, теряют здоровье, теряют детство.
Национальные игры народов Севера – это уникальные игры, они связаны с жизнью в тундре, с традициями тундровой семьи. К сожалению, игры коренных народов Севера для современных детей кажутся неинтересными, старомодными. Почему? Наверное, потому что жизнь в интернате, в современных условиях, с современной техникой меняет нас, нам уже не хочется мастерить что-то своими руками, придумывать новые игры. А может быть, потому что родители не рассказывают и не показывают нам игры их детства.
Перед нашей школой-интернатом поставлена задача: возрождать, сохранять и развивать традиции коренных малочисленных народов Севера. Эти задачи определены Программой по изучению и сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера, куда входят такие предметы, как родной язык, КНЯ, литература народов Севера.
Возникла потребность восстановить и сохранить игры и игрушки народов Севера, возродить и массовое развитие национальных игр и традиций. У малочисленных народностей Севера, не было детских садов и школ для организованного общественного воспитания подрастающего поколения, дети вместе с родителями делили все трудности кочевого образа жизни. Именно через игру осуществлялось воспитание и приобщение детей к трудовым традициям семьи. В своей книге «Из глубины веков» Е.Г. Сусой пишет: «Распространенным занятием мальчиков в тундре является игра в охотника. Их первое оружие – лук, созданный по образцу древнего дедовского лука со стрелой». Родители очень серьезно относились к играм своих детей – обеспечивали соответствующими предметами (арканом, нартами, мехом, кусочками сукна и т.д.) для целенаправленной подготовки их к труду в соответствующих игровых ситуациях. Во время игр дети, вступая в различные взаимоотношения друг с другом подражают взрослым, сознательно следуют определенным этическим правилам. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности»,– писал В.А. Сухомлинский. В педагогической науке игра рассматривается как важнейшее средство всестороннего развития ребенка. Игру можно назвать важнейшим воспитательным институтом, способствующим развитию физических и умственных норм, правил поведения, творческих способностей. Игра – это естественный спутник жизни ребенка, источник радости.
Суровые жизненные условия Севера, трудная промысловая деятельность требовали, чтобы уже с шести – семилетнего возраста они активно развивали у детей важнейшие физические качества и воспитывали специфические двигательные навыки. С этого возрастного периода дети не только привлекались к хозяйственной помощи родителям, но и велось специальное обучение и воспитание их как будущих кормильцев семьи. В связи с тем, что охотнику, преследующему зверя, приходилось проходить несколько десятков километров в день, оленеводу, собирающему стадо, пробегать по тундре не меньшее расстояние, следовало развивать необходимые для этого физические качества. Непосредственными средствами такого развития являлись разнообразные народные подвижные игры. Игры народов Севера зародились в далеком прошлом в недрах народного быта. Состязания в силе, ловкости, быстроте, меткости издавна распространены у малых народов. Национальные игры являются неотъемлемой частью культуры. Участвуя в них, дети знакомятся с обычаями, своеобразием быта, языка. Сохраняя игры старшего поколения, мы сохраняем не только традиции и культуру своего народа, но и учимся жить в тундре. Национальные игры Севера передают особенности труда людей (охоты, рыбалки, оленеводства), а также неповторимый колорит народного творчества.
Цель: Способствовать приобщению детей к культуре народов Севера через национальные игры.
Задачи:
обучающие:
- ознакомление учащихся с разнообразием игр и игрушек народов Севера;
- ознакомление воспитанников с историей народов Крайнего Севера;
- ознакомление с особенностями традиционной одежды, фольклором коренных народов Севера;
- содействие привития интереса и потребности к повседневным занятиям подвижными играми, как одному из условий здорового образа жизни;
развивающие:
- развитие интереса и любви к родному краю;
- развитие кругозора, творческого воображения;
воспитывающие:
- формирование уважительное отношение к иному мнению, истории и культуре других народов;
- воспитание бережного отношения к окружающей среде, к народным традициям.
Отличительные особенности программы:
Дополнительная образовательная программа «Нюрць сянакубцꞌ» разработана в соответствии с «Требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (2006). При разработке программы использованы материалы дополнительных образовательных программ: «Ямальский сувенир» (автор-составитель: Сусой Ксения Леонидовна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Ямальский ЦВР), «Радуга из бисера» (автор Евай Ирина Васильевна, педагог дополнительного образования МБОУ ДОД Ямальский ЦВР)
В данной программе используются педагогическая технологии развивающего обучения с направленностью на творческое развитие качеств личности И.П. Волкова, Г.С. Альтшуллера, И.П. Иванова методика коллективных творческих дел (КТД) И.П. Щуркова, методика Школы адаптирующей педагогики Е.А. Ямбурга, Б.А. Бройде.
Программа рассчитана на 1 год обучения. Общее количество часов: 36 часов.
Продолжительность занятия | Периодичность в неделю | Количество часов в неделю | Количество часов в год |
30 мин. | один раз | 1 час | 36 ч |
Независимо от направлений работы ведется опора на следующие педагогические принципы:
1.Принцип сознательности и активности (данный принцип предусматривает сознательное, активное отношение занимающихся и понимание изучаемого материала).
2. Принцип наглядности (тесно связан с принципом сознательности). Суть его состоит в том, что преподаватель, используя демонстрацию, создает ясное представление об изучаемом материале, помогает более отчётливо понять его).
3. Принцип систематичности и последовательности (данный принцип предполагает определённую систему обучения, установление логической связи и правильной последовательности. Реализуя этот принцип в процессе обучения, исходят из педагогических правил от простого к сложному и наоборот).
4. Принцип доступности (требует подбора упражнений, занятий по сложности в соответствии с индивидуальными возрастными, половыми особенностями, также степенью подготовленности).
Программа реализуется через следующие формы:
На занятиях применяются разные формы игр: сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры; игры-соревнования, инсценировки.
Основные формы проведения занятий: индивидуальная, фронтальная, групповая.
Методы:
- наглядные (демонстрация слайдов, фильмов, иллюстраций);
- словесные (рассказ, беседа, художественное чтение);
- игровые (подвижные, настольные, спортивные).
Ресурсное обеспечение:
- Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Инструкции по правилам поведения в кабинете, на переменах.
-Компьютер.
-Игровая зона на полу (ковер).
-Аптечка.
-Помещение, специально оборудованное для организации занятий (столы и стулья не менее 10 шт., шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий).
-Инструменты и материалы (швейные иглы, нити, ножницы, сукно, клей ПВА).
-Канцелярские принадлежности (альбомы, ластики, карандаши простые, карандаши цветные, фломастеры, кисти, краски акварельные, калька и копировальная бумага).
Ожидаемые результаты:
- высокий уровень мотивации на ведение здорового образа жизни;
- расширение кругозора детей об играх, игрушках, фольклоре и забавах народов Севера;
- соблюдение дисциплины, правил безопасного поведения в местах проведения игр;
- самостоятельная организация и проведение игр в малых группах сверстников;
- соблюдение норм общения и взаимодействия с одноклассниками и сверстниками в процессе игр;
- проявление самостоятельности в принятии адекватных решений в условиях игровой деятельности.
Ожидаемые результаты
Основные требования к знаниям, умениям воспитанников
К концу первого года обучения дети должны | |||
Знать (теория) | Уметь (практика) | ||
Правила поведения при организации и проведении подвижных игр. | Соблюдать правила безопасности при проведении подвижных игр | ||
Историю возникновения народного фольклора | Различать жанры УНТ. Слушать сказки, инсценировать сцены из произведений, разучивать слова. Работать в группах. | ||
Народные игры, игрушки, праздники. Спортивные игры народов Севера. Чум-жилище коренных народов Севера. | Уметь играть коллективно, распределять роли. Изготавливать игрушки из сукна, утиных носиков с педагогом, родителями, принимать участие в проводимых методических занятиях и воспитательных мероприятиях. |
Способы проверки:
мониторинг образовательной среды (анкетирование детей и родителей), оценка уровня знаний в ходе проведения мероприятий, конкурсов, практических занятий.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит: сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Воспитательные результаты внеурочной деятельности оцениваются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы, то есть в защищенной, дружественной просоциальной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, действии в открытом социуме, за пределами дружественной среды школы, для других, зачастую незнакомых людей, которые вовсе не обязательно положительно к нему настроены, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которого немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Учебно-тематический план
Наименование разделов и тем. | Всего | В том числе | ||
Теоретических | Практических | |||
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения детей при организации и проведении подвижных игр | 1 | 1 | - | |
2. История возникновения народного фольклора | 1 | 1 | - | |
3.Истоки национальной культуры | 1 | 1 | - | |
4.Сказки народов Севера | 2 | 1 | 1 | |
5.Игры «Путешествие по сказкам» | 3 | 1 | 2 | |
6. Игры и игрушки народов Севера | 1 | 1 | - | |
7. Спортивные игры народов Севера | 1 | 1 | - | |
8.Народные игры в организации и проведении праздников | 2 | 1 | 1 | |
9.Календарные игры | 2 | 1 | 1 | |
10.Итоговое занятие Конкурс «Я проведу игру» | 3 | 2 | ||
Итогом темы служит проведение итогового занятия-конкурса «Я проведу игру» на школьном уровне в каникулярное время в рекреации 1-4классов. | ||||
3.Тема: «Бытовое назначение игрушки в жизни детей» | ||||
11.Бытовое назначение игрушки в жизни детей: кукла «Нухуко». | 2 | 1 | 1 | |
12.Совместная работа с родителями «Игрушки моей семьи» | 2 | 1 | 1 | |
13. Подготовка к празднику «Во что играли наши бабушки и дедушки» | 3 | 1 | 2 | |
14.Праздник игры «Во что играли наши бабушки и дедушки» | 1 | - | 1 | |
15.«Игрушка своими руками» | 4 | 1 | 3 | |
16.Акция «Подари игрушку другу» | 1 | - | 1 | |
Итогом темы «Бытовое назначение игрушки в жизни детей» будет проведена акция «Подари игрушку другу» на уровне поселка (д/с «Золотая рыбка) | ||||
4.Тема «Чум – символ мироздания» | ||||
17.« В гости в игровой чум» | 1 | - | 1 | |
18.Праздник «Северные посиделки» | 6 | 2 | 4 | |
Итогом темы «Чум – символ мироздания» планируется проведение праздника «Северные посиделки» в чуме при школе. |
Учебно-тематический план
№ | Тема Раздел | Дата | Виды деятельности ученика | |||
План. | Фактич. | |||||
теория | практика | |||||
1. | Введение. Техника безопасности | 1 | - | 1 | 1 | Знакомство с коллективом. Игра «Давай знакомиться» Инструктаж по ТБ при организации и проведении подвижных игр. |
2. | Фольклор и фольклористика | 16 | - | 10 | 6 | Получают первоначальные сведения о фольклоре. Отвечают на вопросы по теме. Работают в группах. Проведение викторины, инсценировки Уточняют информацию, обсуждают задание. |
3. | Бытовое назначение игрушки в жизни детей. | 13 | - | 4 | 9 | Знакомство с куклой «Нухуко». Проведение акции. Разработка мероприятия. Распределение ролей. Проведение игры совместно с родителями. Учить детей толерантности, доброте, взаимопониманию. |
4. | «Чум-символ мироздания » | 6 | - | 1 | 5 | Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Активизировать словарь (циновки, макод, сымзы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера. Проведение праздника «Северные посиделки» |
Итого: | 36 | 16 | 20 |
Календарно-тематический план
Наименование разделов и тем. | Общее кол-во часов | В том числе | Дата проведения | Корректировка | |||
Теоретических | Практи ческих | ||||||
Вводное занятие. Техника безопасности. Правила поведения детей при организации и проведении подвижных игр | 1 | 1 | - | 5.09. | |||
2. Фольклор и фольклористика | |||||||
2. История возникновения народного фольклора | 1 | 1 | - | 12.09. | |||
3.Истоки национальной культуры. | 1 | 1 | 19.09. | ||||
4.Сказки народов Севера | 2 | 1 | 1 | 26.09. 3.10 | |||
5.Игры «Путешествие по сказкам» | 3 | 1 | 2 | 10.10. 17.10. 24.10. | |||
6. Игры и игрушки народов Севера | 1 | 1 | 31.10. | ||||
7. .Спортивные игры народов Севера | 1 | 1 | 7.11. | ||||
8.Народные игры в организации и проведении праздников. | 2 | 1 | 1 | 14.11 21.11. | |||
9.Календарные игры. | 2 | 1 | 1 | 28.11. 5.12 | |||
10.Итоговое занятие Конкурс «Я проведу игру» | 3 | 2 | 1 | 12.12 19.12 26.12. | |||
Итогом темы служит проведение итогового занятия конкурс «Я проведу игру» на школьном уровне в каникулярное время в рекреации 1-4классов. | |||||||
3.Тема: «Бытовое назначение игрушки в жизни детей» | |||||||
11.Бытовое назначение игрушки в жизни детей: кукла «Нухуко». | 2 | 1 | 1 | 9.01 16.01 | |||
12.Совместная работа с родителями «Игрушки моей семьи» | 2 | 1 | 1 | 23.01 30.01 | |||
13. .Подготовка к празднику «Во что играли наши бабушки и дедушки» | 3 | 1 | 2 | 6.02 13.02 20.02 | |||
14.Праздник игры «Во что играли наши бабушки и дедушки» | 1 | 1 | 27.02 | ||||
15..«Игрушка своими руками» | 4 | 1 | 3 | 6.03 13.03 20.03 27.03 | |||
16.Акция «Подари игрушку другу» | 1 | 1 | 3.04 | ||||
Итогом темы «Бытовое назначение игрушки в жизни детей» будет проведена акция «Подари игрушку другу» на уровне поселка (д/с «Золотая рыбка) | |||||||
4.Тема «Чум – символ мироздания» | |||||||
17.« В гости в игровой чум» | 1 | 1 | 10.04 | ||||
18.Праздник «Северные посиделки» | 6 | 2 | 4 | 17.04 24.04 8.05 15.05 22.05 29.05 | |||
Итогом темы «Чум – символ мироздания» планируется проведение праздника «Северные посиделки» в чуме при школе. |
МКУОШИ «Салемальская школа-интернат среднего (полного)общего образования»
2014-2015 учебный год
СПИСОК
Детей, посещающих объединение «Игры тундровых детей» ____
Направленность объединения____духовно-нравственное_____
Руководитель объединения ___Салиндер Елена Николаевна____
Мальчиков ____ 4-6 лет ____
Девочек ___ 7-10 лет ____
КМНС ____ 11-14 лет _____
Интернат ____ 15-18 лет _____
№ п/п | ФИО | Год обучения | Группа | Число, месяц, год рождения | Класс / коррекц. класс | Националь ность | Дети коренной национальности | Воспитанники интерната |
1 | Вылко Александр Николаевич | 2014-2015 | 1 | 1 класс | ненец | + | + | |
2 | Сатруева Арина Яковлевна | 2014-2015 | 1 | 1класс | ханты | + | + | |
3 | Дектярев Даниил | 2014-2015 | 1 | 1класс | + | - | ||
4 | 2014-2015 | 1 | 1класс | + | + | |||
5 | 2014-2015 | 1 | 1класс | + | + | |||
6 | 2014-2015 | 1 | 1класс | + | ||||
7 | 2014-2015 | 1 | 1класс | + | + | |||
8 | 2014-2015 | 1 | + | |||||
9 | 2014-2015 | 1 | + | + |
ИНСТРУКТАЖ ПО ТЕХНИКЕ БЕЗОПАСНОСТИ
Тема: «Правила поведения при проведении игр»
Дата __7 октября 2014 г.__
№ п/п | ФИО | Подпись инструктируемого | Подпись инструктирующего |
1 | |||
2 | |||
3 | |||
4 | |||
5 | |||
6 | |||
7 | |||
8 | |||
9 |
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
№п\п | Название раздела | Темы | Описание | Часы | Прогнозируемые результаты | |||
1. | Вводное занятие. | Правила техники безопасности | Теория: Беседа. Характеристика курса обучения в целом. Правила техники безопасного труда. Инструктаж по пожарной безопасности. Знакомство с коллективом, планирование работы, расписание группы. Правила поведения детей при организации и проведении подвижных игр. Формы работы: объяснительно-иллюстративный.
| 1 (1/-) | Сплочение коллектива. Знакомство с правилами безопасного труда и правилами ПБ | |||
2 | «Фольклор и фольклористика». | 2.1.История возникновения народного фольклора | Теория: Беседа. Народное творчество ненцев - неотъемлемая часть всемирного культурного фонда, тематически и жанрово богато и разнообразно Форма работы: беседа, объяснение | 1 (1/-) | Различие жанров УНТ. Слушают сказки, инсценируют небольшие сцены из произведений. Работают в группах. | |||
2.2.Истоки национальной культуры | Теория: Познакомить детей, что основу культуры Ямала составляют многонациональные культуры народов населяющих автономный округ. Форма работы: объяснительно-иллюстративный Практика : Словарная работа по теме. | 1(1/-) | Благоприятная атмосфера для детского словотворчества произведений. Воспитание толерантности | |||||
2.3. Сказки народов Севера. | Теория: Беседа, рассказ, демонстрационный показ, работа с художественной литературой, использование DVD- CD дисков. Практика: Привлекать детей к участию в совместном с педагогом рассказывании произведений народов Севера. | 2(1/1) | Развивать способность слушать произведения народов Севера – сказку, рассказ, стихотворение, малые формы поэтического фольклора, эмоционально реагировать на их содержание и следить за развитием сюжета. | |||||
2.4. Игры « Путешествие по сказкам» | Теория: Чтение сказки «Кукушка». Беседа, демонстрационный показ, работа с художественной литературой, использование DVD- CD дисков. Практика: Проведение мини-викторины, инсценировка сказки народов Севера «Кукушка | 3(1/2) | Ознакомление с искусством народов Севера. Активизировать словарь. Работают в группах. | |||||
2.5. Игры и игрушки народов Севера | Теория: Беседа. рассказ, демонстрационный показ, работа с художественной литературой, использование DVD- CD дисков. Формы работы: объяснительно-иллюстративный. | 1(1/-) | Распределение ролей.. Учить детей толерантности, доброте, взаимопониманию. | |||||
2.6. Спортивные игры народов Севера | Теория: Беседа. Необходимость физического воспитания подрастающего поколения: укрепление здоровья, формирование знаний о личной гигиене, режиме дня, развитие двигательных способностей. | 1(1/-) | Различать спортивные игры «Перетягивание палки», «Парнэко», «Стойбище», «Пирдырма» | |||||
2.7. Народные игры в организации и проведении праздников | Теория: Знакомство с играми и развлечениями на открытом воздухе: национальные виды соревнований, которые сопровождали праздники, связанные с хозяйственной деятельностью (например, завершение оленеводческого цикла осенью), свадьбы и т.д. Практика: Проведение игр на свежем воздухе. Развивать координацию движений, силу ног и туловища. | 2(1/1) | Повышение самооценки, коммуникабельности. | |||||
2.8. Календарные игры | Теория: Познакомить детей с народными традициями и обрядами, ввести детей в активную творческую деятельность. Практика: Разнообразие народных игр, фольклорного материала, составляющих ту основу, на которой формируется детская духовно-нравственная культура. | 2(1/1) | Самостоятельное решение, проявление фантазии при организации игр. | |||||
2.9. Итоговое занятие Конкурс «Я проведу игру» | Теория: Беседа. Подготовка сценария к конкурсной игре. Подготовка атрибутов к мероприятию, разучивание игр. Практика: Проведение конкурса. | 3(2/1) | Проявление самостоятельных решений при выборе участия в мероприятии. | |||||
3. | «Бытовое назначение игрушки в жизни детей | 3.1. Бытовое назначение игрушки в жизни детей: кукла «Нухуко». | Теория: Беседа. Знакомство с куклой «Нухуко». Ознакомление с историей появления куклы. Практика: ТБ при работе с готовым материалом. Цветовое сочетание. Обработка, оформление. | 2(1/1) | Уметь накладывать на носик птицы сукно при изготовлении элементов куклы. Демонстрация работ. | |||
3.2. Совместная работа с родителями «Игрушки моей семьи» | Теория: Беседа. Рассказ с демонстрационным показом, упражнения на закрепление умений и навыков. Практика: Выполнение ручных строчек. Анализ качества выполненных работ детьми, окончательное оформление работы родителями. | 2(1/1) | Развитие трудолюбия у детей. Расширение знаний по прикладному искусству | |||||
3.3. Подготовка к празднику «Во что играли наши бабушки и дедушки» | Теория: Беседа, рассказ, демонстрационный материал. Подготовка сценария к празднику. Подготовка атрибутов к мероприятию, разучивание игр, развитие речи. Форма работы: индивидуальная, групповая. Практика: Проведение мероприятия. | 3(2/1) | Проявление самостоятельных решений при выборе участия в мероприятии. Повышение самооценки, коммуникабельности | |||||
3.4. Праздник игры «Во что играли наши бабушки и дедушки» | Теория: Беседа: инструктаж во время проведения праздников. Практика: Демонстрационный показ | 1(-/1) | Сплочение коллектива. Повышение самооценки воспитанников. | |||||
3.5. «Игрушка своими руками» | Теория: Правила техники безопасного труда. Рассказ с демонстрационным показом, упражнения на закрепление умений и навыков Практика: Художественная литература, иллюстрации, цветное сукно, катушечные нитки, клюв утки(гуся), ножницы, напёрстки, иголки. | 4(1/3) | Расширение знаний по прикладному искусству. Умение работать с данным материалом. Проектирование будущей работы. Самостоятельное решение, проявление фантазии. | |||||
З.6. Акция «Подари игрушку другу» | Теория: Беседа. Практика: Обучающиеся дарят игрушки, выполненные самостоятельно, друзьям, одноклассникам. | 1(-/1) | Воспитание толерантности, доброты, анализ творческих работ. | |||||
4. | «Чум-символ мироздания» | 4.1.« В гости в игровой чум» | Теория: Беседа. Уточнить представление детей о жилище ненцев – чуме. Практика: Игровая программа «В гости к нам». | 1(1/-) | Активизировать словарь (циновки, макод, сызмы, нюк, тюмю). Закрепить представление детей о жанровых и языковых особенностях фольклора народов Севера. | |||
4.2. Праздник «Северные посиделки» | Теория: Беседа, рассказ, демонстрационный материал, развитие речи. Практика: Подготовка сценариев, оформление работ, участие в выставках, мероприятиях. | 6(2/4) | Соответствие полученных результатов требованиям программы 1 года обучения. |
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Национальные игры народов Севера – это уникальные игры, они связаны с жизнью в тундре, с традициями тундровой семьи. Перед нашей школой-интернатом поставлена задача: возрождать, сохранять и развивать традиции коренных малочисленных народов Севера. Эти задачи определены Программой по изучению и сохранению традиций коренных малочисленных народов Севера, куда входят такие предметы, как родной язык,
КНЯ, литература народов Севера.
Программа направлена на обучение детей от 6 до 7 лет. Набор обучающихся свободный. Программа рассчитана на 36 часов. Занятия проводятся один раз в неделю.
Основными формами организации образовательного процесса являются индивидуальная, фронтальная, групповая.
Индивидуальная форма предполагает самостоятельную работу обучающихся; оказание такой помощи каждому из них со стороны педагога, которая позволяет, не уменьшая активности ученика, содействовать выработке навыков самостоятельной работы.
Фронтальная форма предусматривает подачу учебного материала всему коллективу обучающихся.
Групповая форма работы ориентирует учащихся на создание так называемых «творческих пар». Групповая работа позволяет выполнять наиболее сложные и масштабные работы. Групповая форма помогает ощутить помощь со стороны друг друга, учитывая возможности каждого. Для поддержания интереса и активности детей на занятиях используются специальные методы:
- наглядные (демонстрация слайдов, фильмов, иллюстраций);
- словесные (рассказ, беседа, художественное чтение);
- игровые (подвижные, настольные, спортивные).
Программа реализуется через следующие формы:
На занятиях применяются разные формы игр: сюжетно ролевые игры (участники сами определяют цель и правила игры); игры-забавы; имитирующие игры; игры-соревнования, инсценировки.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит: сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
К ним относятся:
- способность обучающегося принимать и сохранять учебную цель и задачи; самостоятельно преобразовывать познавательную задачу в практическую;
- умение контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении;
- способность к осуществлению логических операций сравнения, анализа, установлению аналогий, отнесению к известным понятиям;
- умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении различных задач, принимать на себя ответственность за результаты своих действий;
- наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям;
- любознательность, активность и заинтересованность в познании мира.
В основу программы положены ценностные ориентиры, достижение которых определяются воспитательными результатами.
Ресурсное обеспечение программы:
- Таблицы по технике безопасности, пожарной безопасности.
- Инструкции по правилам поведения в кабинете, на переменах.
-Компьютер.
-Игровая зона на полу (ковер).
-Аптечка.
-Помещение, специально оборудованное для организации занятий (столы и стулья не менее 10 шт., шкафы, стенды для образцов и наглядных пособий).
-Инструменты и материалы (швейные иглы, нити, ножницы, сукно, клей ПВА).
-Канцелярские принадлежности (альбомы, ластики, карандаши простые, карандаши цветные, фломастеры, кисти, краски акварельные, калька и копировальная бумага).
Способы проверки:
мониторинг образовательной среды (анкетирование детей и родителей), оценка уровня знаний в ходе проведения мероприятий, конкурсов, практических занятий.
Основным объектом оценки результатов освоения программы служит: сформированность у обучающегося коммуникативных и познавательных универсальных действий, которые направлены на анализ своей познавательной деятельности и управление ею.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ:
1.Быковский В.А. Азбука Ямала. Часть I/ В.А. Быковский. – Екатеринбург: Издательство «Баско», 2012
2.Северные родники. Литературно-краеведческая хрестоматия для школ ЯНАО. / Автор-составитель Фёдорова Л.В. – Тюмень: изд-во Института проблем освоения Севера СО РАН, 2002
3.Козак О.Н. «Зимние игры для больших и маленьких». СПб.: Союз, 1999г.
Дополнительная литература для детей:
1.«Явь и Легенды ненецкой семьи». Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов. Салехард, 2002. (диплом ТЭФИ-2002 г., в номинации просветительская программа, фонд «Большая Арктика»).
2. «Колыбель». Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов. Салехард, 2002 («Лучший учебный фильм» фестиваля антропологических фильмов, Салехард, 2002.).
3. «Лайка-мой друг». Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов. Салехард, 2006.
3. «Звон тынзяна», Авторы: В.Н. Няруй, В.В. Крылов. Салехард, 2006.
4. «Ненецкий календарь». Видеосборник. М. Окотэтто. Санкт-Петербург, 2007.
5.«Удивительное путешествие в тундру». Студия «Ханавэй», Салехард, 2008.
6.«Мир северных номадов или правила поведения на стойбище оленеводов». Студия «Илебц», Салехард, 2008.
7. Семь песен из тундры. «Гирон-Фильм», Финляндия, 2000.
8. Северный колорит, сборник телевизионных программ на ненецком и русском языках.
ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ПЕДАГОГА:
- Сусой Е.Г. Из глубины веков. Тюмень, 1994.
- Няруй В.Н. Внеклассная работа в сельской школе Ямала: Методическое пособие для учителей. Салехард: ЯНОИУУ, 2002.
- Няруй В.Н., Сэрпива В.М. «Ненцы: уроки предков»: Научно-методическое пособие. СПб., ООО «Миралл», 2005.
- Няруй В.Н., Потапова Л.И. Книга для учителя ненецкого языка: 1-9 классы: Методическое пособие. - М.: «Вентана-Граф», 2007.
- Козак О.Н. «Зимние игры для больших и маленьких». СПб.: Союз, 1999г.
- Сборник «Детские подвижные игры народов Севера» Юрия Юнкерова.
- Сборник песен «Праздник тундры» Семен Няруй.
- Фёдорова Л.В. «Ямальский калейдоскоп», Тюмень, Издательство ИПОС СО РАН, 2003 г.
- Шорыгина Т.А. «Беседы о русском Севере». Методические рекомендации М.: ТЦ Сфера, 2008 г.
- Серия: «Сказки Евражки». Для дошкольного возраста. Ненецкие сказки. Литературная обработка Меновщикова Г.А., Васильева В.И. Издательство «Малыш», 1991.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост. Жуковская Р.Н. и Пеньковская Л.А. . М., «Просвещение», 1976.
- Детские подвижные игры народов Севера. Сост. А.В.Кенеман., М., «Просвещение», 1989.
- Шесталов Ю. , Сначала была сказка. Повесть, стихи, сказки, загадки, песни. Ленинград «Детская литература». 1985.
- Аромштам М., Чему нам учиться у ненецких детей, или этнопедагогика для взрослых. «Дошкольное образование», №20 ,октябрь, 2002 года.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Внедрение современных педагогических технологий в специальных(коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными тяжёлыми нарушениями в развитии.
В данной статье освещается вопрос о возможностях применения технологии моделирования в деятельности специальных (коррекционных) учреждений....
Использование Монтессори-материалов в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждениях для детей с множественными нарушениями в развитии
Многие дети имеющие тяжелые нарушения в развитии оказываются в ситуации социальной изоляции, или же в специальных закрытых детских учреждениях (детских домах или домах ребенка). Однако, в истории педа...
"Нужны ли занятия Ритмикой в общеобразовательной школе для детей с ОВЗ?"
Консультация для родителей...
Адаптированная общеобразовательная программа для детей с нарушениями интеллекта по предмету «Математика» (6 класс)
Рабочая программа разработана на основе программы для 5-9 классов, выпущенной под редакцией В.В. Воронковой (Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VI...
Проект " Коррекционно - развивающая работа с сиблингами в услових государственного казенного общеобразовательного учреждения для детей -сирот и детей, оставшихся без попечения родителей , "Преображение"
Проект демонстрирует систему работы по формированию и укреплению родственных связей воспитанников -сиблингов , с учетом психофизических и возрастных особенностей в условиях организации для детей-сирот...
ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Строевая подготовка»
Направленность программы – социально-педагогическая. Уровень освоения программы – общекультурный.Современная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отеч...
Адаптированная основная общеобразовательная программа для детей с ограниченными возможностями здоровья, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость) МКОУ «Любимовская средняя общеобразовательная школа"
Программа отражает учебную и воспитательную работу коррекционных классов для детей с ОВЗ, имеющих интеллектуальные нарушения (умственную отсталость)...