ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Строевая подготовка»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)

Царёв Дмитрий Алексеевич

Направленность программы – социально-педагогическая. Уровень освоения программы – общекультурный.

Современная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Строевое обучение – в ВС РФ один из важнейших разделов боевой подготовки. Он дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них четкость, собранность, образцовый внешний вид, отличную строевую выправку, способность действовать как самостоятельно, так и в составе подразделения. Важно понимать, что и в среде молодежи занятия строевой подготовкой способствуют выработке тех же качеств.

Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, использование воспитанниками приобретённых знаний и навыков в повседневной деятельности (определяется особенностями кадетского воспитания), а так же в различных торжественных, памятных, конкурсных, патриотической направленности мероприятиях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«МОРСКАЯ ШКОЛА»   МОСКОВСКОГО РАЙОНА  САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

«ПРИНЯТО»

Решением Педагогического совета

ГБОУ «Морской школы»

Московского района Санкт-Петербурга

Протокол № _____

от «____» ______________ 20__ г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ «Морской школы» Московского района Санкт-Петербурга

_________________ Д.В. Орлов

«____» ______________ 20__ г.

ДОПОЛНИТЕЛНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Строевая подготовка»

Срок реализации программы: 1 год

Возраст обучающихся: 11-17 лет

Составитель: Царёв Д.А.,

                педагог дополнительного образования

Санкт – Петербург

2019


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Направленность программы – социально-педагогическая. Уровень освоения программы – общекультурный.

Актуальность программы. Современная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.

Правительство РФ уделяет большое внимание подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. В постановлении правительства РФ «О подготовке молодежи допризывного и призывного возраста к действительной военной службе в ВС РФ» указывается, что все государственные органы и должностные лица, непосредственно занимающиеся реализацией данного постановления, должны принимать неотложные меры по коренному улучшению подготовки молодежи к военной службе, обеспечению армии и флота личным составом, морально и физически готовым достойно выполнять свой долг по защите Отечества, мирного труда граждан России; всемерно усиливать воспитание будущих воинов в духе патриотизма, беспредельной преданности Родине, высокой политической активности, дисциплины, организованности и коллективизма; шире использовать в воспитательной работе традиционный героизм российского народа и Вооруженных Сил, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при выполнении интернационального долга; энергичнее утверждать среди молодежи идеалы, принципы и ценности нашего общества.

Строевое обучение – в ВС РФ один из важнейших разделов боевой подготовки. Он дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них четкость, собранность, образцовый внешний вид, отличную строевую выправку, способность действовать как самостоятельно, так и в составе подразделения. Важно понимать, что и в среде молодежи занятия строевой подготовкой способствуют выработке тех же качеств.

Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, использование воспитанниками приобретённых знаний и навыков в повседневной деятельности (определяется особенностями кадетского воспитания), а так же в различных торжественных, памятных, конкурсных, патриотической направленности мероприятиях.

Адресат программы - подростки 11-17 лет, из числа кадет Морской школы, Московского района, города Санкт Петербурга, проявляющие интерес к строевой подготовке, интеллектуальное и социальное развитие которых в целом соответствует возрастным нормам.

Цель программы – оказание влияния на все стороны жизни и деятельности кадет, овладение строевыми приёмами с оружием и без, одиночно и в составе подразделения, достойное участие в  торжественных, памятных, конкурсных, демонстрационных комплексах.

Занятия по данной программе закаляют волю кадет, способствуют соблюдению воинского порядка и укреплению учебной дисциплины, совершенствует умение кадет владеть своим телом, развивают наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.

Обучающие:

- приобретение строевой выучки;

- дисциплинированность кадет;

- выработка у кадет быстроты и четкости в действиях;

- формирование «чувство локтя», способность слаженно действовать в составе подразделения (команды);

- формирование личной уверенности и психологической устойчивости в ответственной обстановке;

- приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.

Развивающие:

- расширить кругозор;

- повысить общий уровень развития интеллекта;

- развить коммуникативные навыки.

Воспитывающие:

- сформировать активную жизненную позицию;

- сформировать способность воспитанника к активному самопознанию и критической самооценке, как важнейших факторов  становления  личности;

- сформировать систему ценностей в соответствии с базовыми ценностями образовательного пространства Морской школы.

Условия реализации программы:

Срок реализации программы - 1 год обучения по 2-4 часа в неделю. Набор учащихся осуществляется с 1 по 7 сентября.

Преподаватели программы - педагоги, имеющие подготовку в области соответствующих военных дисциплин, прошедшие действительную военную службу в частях МО РФ.

Необходимое материально-техническое обеспечение программы:

- классный кабинет, оборудованный мультимедийной аппаратурой, столы и стулья для 30 обучающихся и преподавателя;

- площадка для проведения строевых занятии на улице (строевой плац);

- площадка для проведения строевых занятии в помещении (спортивный зал);

- электрический мегафон 5ПЗМ (или аналогичный) - 1 -для усиления звука голоса на занятиях.

- карабин СКС (весовой макет) 8-9 шт.

Особенностью организации образовательного процесса является соревновательно - игровой замысел: учащиеся разбиваются на группы, группы соревнуются для достижения наилучшего результата.

Планируемые результаты:

Основным результатом освоения программы станет;

-  умелое выполнение одиночных строевых приёмов как с оружием, так и без;

-  слаженные действия в составе подразделения (команды);

- освоение комплекса знамённой подготовки;

- освоение комплекса церемониальной  подготовки;

- участие в торжественных, памятных, конкурсных программах внутри школьного, районного

  и городского уровней;

- готовность к демонстрации комплексов строевой подготовки.

Личностные результаты:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлого и настоящего многонационального народа России;

- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;

- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;

- формирование культуры движения, умение передвигаться легко, красиво, непринужденно;

 

Метапредметные результаты:

- умение работать индивидуально и в группе;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;

- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности;

- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;

- понимание культуры движений человека, постижение знания овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности. 

Предметные результаты:

- мотивация воспитанников к углубленному изучению общевоенных дисциплин;

- понимание роли и значения строевой подготовки в формировании личностных качеств;

- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий по строевой подготовке, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;

- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;

- умение выполнять комплекса строевых приемов на месте и в движении без оружия;

- умение выполнять комплекса строевых приемов на месте и в движении с оружием;

- умение выполнять приёмы с оружием на месте;

- умение выполнять элементы комплекса знамённой подготовки;

- умение выполнять элементы комплекса церемониальной  подготовки;

- уверенно выполнять приемы передвижения личного состава подразделений при совместных действиях в пешем порядке.


Учебный план

Учебный план составлен с учетом работоспособности учащихся различного возраста. Соответственно  для кадет 5-6 класса предусмотрена нагрузка – 2 часа в неделю (2 занятия по 1 часу), для кадет 7-11 класса – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).

Учебный план (5-6 класс)

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Общие положения.

2

1

1

Устный опрос

2

Строевые приёмы и движение без оружия.

24

24

Практическая демонстрация приобретенных навыков

3

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

8

8

Практическая демонстрация приобретенных навыков

4

Строи отделения, взвода,  в пешем порядке. Прохождение торжественным маршем.

16

16

Практическая демонстрация приобретенных навыков

5

Освоение демонстрационного (конкурсного) комплекса строевой подготовки.

22

1

21

Практическая демонстрация освоенного комплекса

Участие в районных и городских соревнованиях

Итого часов

72

2

70


Учебный план (7-11 класс)

Название раздела

Количество часов

Форма контроля

Всего

Теория

Практика

1

Общие положения.

2

1

1

Устный опрос

2

Строевые приёмы и движение без оружия.

20

20

Практическая демонстрация приобретенных навыков

3

Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него

6

6

Практическая демонстрация приобретенных навыков

4

Строи отделения, взвода,  в пешем порядке. Прохождение торжественным маршем.

14

14

Практическая демонстрация приобретенных навыков

5

Освоение демонстрационного (конкурсного) комплекса строевой подготовки.

22

22

Практическая демонстрация освоенного комплекса

Участие в районных и городских соревнованиях

6

Комплекс знаменной подготовки.

16

2

14

Устный опрос

Практическая демонстрация приобретенных навыков

Участие в районных и городских соревнованиях

7

Церемониальная подготовка. Пост №1.

16

2

14

Практическая демонстрация приобретенных навыков

Участие в районных и городских соревнованиях

8

Церемониальная подготовка. Возложение памятных венков и гирлянд.

16

2

14

Практическая демонстрация приобретенных навыков

Участие в районных и городских соревнованиях

6

Строевые приёмы и движение с оружием.

32

4

28

Устный опрос

Практическая демонстрация приобретенных навыков

Итого часов

144

11

133


Календарный учебный график (для групп с нагрузкой 72 часа)

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

2019-2020

1.09.2019

31.05.2020

36

72

2 часа в неделю

Календарный учебный график (для групп с нагрузкой 144 часа)

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

2019-2020

1.09.2019

31.05.2020

36

144

4 часа в неделю



Предварительный просмотр:

 «ПРИНЯТО»

Решением Педагогического совета

ГБОУ «Морской школы»

Московского района Санкт-Петербурга

Протокол № _____

от «____» ______________ 20__ г.

«УТВЕРЖДЕНО»

Директор ГБОУ «Морской школы» Московского района Санкт-Петербурга

_________________ Д.В. Орлов

«____» ______________ 20__ г.

Календарный учебный график

к программе «Строевая подготовка»

на 2019-2020 учебный год

Год обучения

группы

Дата начала обучения по программе

Дата окончания обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1

5.1

1.09.2019

25.05.2020

36

72

 по 1 час 2 раза в неделю

1

5.2

1.09.2019

25.05.2020

36

72

 по 1 час 2 раза в неделю

1

5.3

1.09.2019

25.05.2020

36

72

 по 1 час 2 раза в неделю

1

6.1

1.09.2019

25.05.2020

36

72

 по 1 час 2 раза в неделю

1

6.2

1.09.2019

25.05.2020

36

72

 по 1 час 2 раза в неделю

1

6.3

1.09.2019

25.05.2020

36

72

 по 1 час 2 раза в неделю

1

7-8-е классы

1.09.2019

25.05.2020

36

144

 по 2 час 2 раза в неделю

1

9-11-е классы

1.09.2019

25.05.2020

36

144

 по 2 час 2 раза в неделю



Предварительный просмотр:

Используемая литература

Для педагога:

1. Конституция РФ.

2. Закон РФ «Об образовании».

3. Закон РФ «Об обороне».

4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».

5. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996.

6. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.

7. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А. Чиненный, М, «Просвещение», 2003.

8. Луговинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи. – М.: АПК и ПРО, 2001.

8. Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др., М, «Дрофа», 2004.

9. Пособие по методике строевой подготовки, Военное издательство Министерства обороны, М. 2009.

10. Начальная военная подготовка. – М.: Просвещение, 1987.

Для обучающихся:

1. Подготовка учащейся молодежи. – М.: Новое дело, 2003.

2. Приемы и способы действий солдата в бою. – М: Военное издательство, 1988.

3. Стихийные бедствия и катастрофы. – М.: Военные знания, 2000.

4. Тарас А.Е. Выживание по методам САС. – Минск: Харвест, 2001.

5. Тарас А.Е. Если завтра война. – Минск: Харвест, 2003.

6. Тарас А.Е. Искусство снайпера. – Минск: Харвест, 2002.

7. Тарас А.Е. Подготовка спецназа ГРУ. – Минск: Харвест, 1999.

8. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990.

9. Фадеев В.А. Подразделение в разведке. – М.: Воениздат, 1985.



Предварительный просмотр:

Система контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, их периодичность

Мониторинг результатов обучения подростка по  программе

Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:

учебным- фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы. Теоретические и практическая подготовка: параметры (вопросы) могут быть взяты из рабочей программы;

личностным- выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции.

Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести учащийся в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).

1. Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.

2. Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в середине и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у учащегося. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой.

Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица 3). Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.

Для  ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.

Таблица 1

Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе

Показатели

 (оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

  1. Теоретическая подготовка ребенка:
  1.  Теоретические знания (по основным разделам учебно-тематического плана программы)

  1.  Владение специальной терминологией по тематике программы

Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям

Осмысленность и правильность использования специальной терминологии

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период);

- минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины);

- средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой);

- максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием).

1

5

10

1

5

10

Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др.

Собеседование

  1. Практическая подготовка ребенка:
  1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой (по основным разделам учебно-тематического плана программы)
  2. Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте)

Соответствие практических умений и навыков программным требованиям

Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения

Креативность в выполнении заданий

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков);

- средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период);

- минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием);

- средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога);

- максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей);

- начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога);

- репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца);

- творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества).

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Контрольное задание

Контрольное задание

Контрольное задание

  1. Общеучебные умения и навыки ребенка:
  1. Учебно-интеллектуальные умения:
  1. Умение подбирать и анализировать специальную литературу

  1. Умение пользоваться компьютерными источниками информации
  2. Умение осуществлять учебно-исследовательскую работу (писать рефераты, проводить самостоятельные учебные исследования)
  1. Учебно-коммуникативные умения:
  1. Умение слушать и слышать педагога

  1. Умение выступать перед аудиторией

  1. Умение вести полемику, участвовать в дискуссии

  1. Учебно-организационные умения и навыки:
  1. Умение организовать свое рабочее (учебное) место

  1. Навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу

Самостоятельность в подборе и анализе литературе

Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации

Самостоятельность в учебно-исследовательской работе

Адекватность восприятия информации, идущей от педагога

Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации

Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств

Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой

Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям

Аккуратность и ответственность в работе

- минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога);

- средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей);

- максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей)

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

уровни – по аналогии с п. 3.1.1.

- минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой);

- средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½);

- максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период).

удовлетворительно – хорошо – отлично

1

5

10

1

5

10

Анализ

Исследовательские работы

Наблюдение

Таблица 2

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка________________________________________________________

Возраст_____________________________________________________________________

Вид и название детского объединения___________________________________________

Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________

Дата начала наблюдения____________________________________________

                                                                      Сроки диагностики

Показатели

Конец I

полугодия

Конец

уч. года

  1. Теоретическая подготовка ребенка:

1.1Теоретические знания:

1.2.Владение специальной терминологией

  1. Практическая подготовка ребенка

2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой:

а)ориентироваться в информационных источниках;

б)самостоятельно составлять информационные сообщения со ссылкой на научные источники;

в)  разрабатывать маршрут виртуального путешествия и т.д.

2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением

2.3. Творческие навыки

  1. Общеучебные умения и навыки

3.1. Учебно-интеллектуальные умения:

а) умение подбирать и анализировать специальную литературу

б) умение пользоваться компьютерными источниками информации

в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу

3.2. Учебно-коммуникативные умения:

а) умение слушать и слышать педагога

б) умение выступать перед аудиторией

в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии

3.3. Учебно-организационные умения и навыки:

а) умение организовать свое рабочее (учебное) место

б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности

в) умение аккуратно выполнять работу

  1. Предметные достижения обучающегося:
  • На уровне детского объединения (кружка, студии, секции)
  • На уровне школы (по линии дополнительного образования)
  • На уровне района, города
  • На республиканском, международном уровне

Таблица 3

Схема самооценки

Тема, раздел

Что мною сделано?

Мои успехи и достижения

Над чем мне надо работать?

Мониторинг личностного развития ребенка

в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.

Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 4). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.

Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.

Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 5).

Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.

Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.

К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.

Таблица 4

Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы

Показатели

(оцениваемые параметры)

Критерии

Степень выраженности оцениваемого качества

Возможное количество баллов

Методы диагностики

I. Организационно-волевые качества:

1.1. Терпение

1.2. Воля

1.3. Самоконтроль

Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности.

Способность активно побуждать себя к практическим действиям.

Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия).

- терпения хватает меньше чем на ½ занятия

- терпения хватает больше чем на ½ занятия

- терпения хватает на все занятие

-волевые усилия ребенка побуждаются извне

- иногда – самим ребенком

- всегда – самим ребенком

- ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне

- периодически контролирует себя сам

-   постоянно контролирует себя сам

1

5

10

1

5

10

1

5

10

Наблюдение

Наблюдение

Наблюдение

II.Ориентационные    качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям.

Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы

- завышенная

- заниженная

- нормальная

- интерес к занятиям продиктован ребенку извне

- интерес периодически поддерживается самим ребенком

- интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно

1

5

10

1

5

10

Анкетирование

Тестирование

III. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия

3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения)

Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации

Умение воспринимать общие дела, как свои собственные

- периодически провоцирует конфликты

- сам в конфликтах не участвует, старается их избежать

- пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты

- избегает участия в общих делах

- участвует при побуждении  извне

- инициативен в общих делах

0

5

10

0

5

10

Тестирование, метод незаконченного предложения

Наблюдение

Таблица 5

Индивидуальная карточка

учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе

(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)

Фамилия, имя ребенка__________________________________________

Возраст______________________________________________________

Вид и название детского объединения_________________________

Ф. И. О. педагога  _____________________________________________

Дата начала наблюдения________________________________________

Сроки диагностики

Показатели

Первый

год обучения

Второй

год обучения

Третий

год обучения

Начало уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Конец

уч. года

Начало уч. года

Конец

уч. года

  1. Организационно-волевые качества:
  1. Терпение
  2. Воля
  3. Самоконтроль

  1. Ориентационные качества:

2.1. Самооценка

2.2. Интерес к занятиям в детском объединении

  1. Поведенческие качества:

3.1. Конфликтность

3.2. Тип сотрудничества

  1. Личностные достижения обучающегося*

*IV блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Строевая подготовка"

Строевая подготовка является одним из важнейших предметов обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выучку, умение быстро и четко выполнять строевые при...

Общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба

Борьба как вид спорта культивируется во многих спортивных школах и регламентируется учебно-методической документацией: локальными актами, учебными планами и т.д. В данной общеразвивающей программе исп...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»

Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...

Дополнительная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка»

Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме. Известно, что кислород при низкой темпера...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика: подготовка к ОГЭ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математика: подготовка к ОГЭ» Направленность: естественнонаучнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихс...