ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Строевая подготовка»
рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс)
Направленность программы – социально-педагогическая. Уровень освоения программы – общекультурный.
Современная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Строевое обучение – в ВС РФ один из важнейших разделов боевой подготовки. Он дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них четкость, собранность, образцовый внешний вид, отличную строевую выправку, способность действовать как самостоятельно, так и в составе подразделения. Важно понимать, что и в среде молодежи занятия строевой подготовкой способствуют выработке тех же качеств.
Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, использование воспитанниками приобретённых знаний и навыков в повседневной деятельности (определяется особенностями кадетского воспитания), а так же в различных торжественных, памятных, конкурсных, патриотической направленности мероприятиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 123.5 КБ |
![]() | 70 КБ |
![]() | 60.5 КБ |
![]() | 138 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«МОРСКАЯ ШКОЛА» МОСКОВСКОГО РАЙОНА САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
«ПРИНЯТО» Решением Педагогического совета ГБОУ «Морской школы» Московского района Санкт-Петербурга Протокол № _____ от «____» ______________ 20__ г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ «Морской школы» Московского района Санкт-Петербурга _________________ Д.В. Орлов «____» ______________ 20__ г. |
ДОПОЛНИТЕЛНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА
«Строевая подготовка»
Срок реализации программы: 1 год
Возраст обучающихся: 11-17 лет
Составитель: Царёв Д.А.,
педагог дополнительного образования
Санкт – Петербург
2019
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Направленность программы – социально-педагогическая. Уровень освоения программы – общекультурный.
Актуальность программы. Современная школа призвана воспитывать лучшие нравственные качества учащихся, любовь к Отечеству, своему народу, его языку, духовным ценностям, уважительное отношение к другим народам и их национальным культурам, способствовать разностороннему и гармоничному развитию младших школьников, раскрытию их творческих способностей.
Правительство РФ уделяет большое внимание подготовке молодежи к службе в Вооруженных Силах. В постановлении правительства РФ «О подготовке молодежи допризывного и призывного возраста к действительной военной службе в ВС РФ» указывается, что все государственные органы и должностные лица, непосредственно занимающиеся реализацией данного постановления, должны принимать неотложные меры по коренному улучшению подготовки молодежи к военной службе, обеспечению армии и флота личным составом, морально и физически готовым достойно выполнять свой долг по защите Отечества, мирного труда граждан России; всемерно усиливать воспитание будущих воинов в духе патриотизма, беспредельной преданности Родине, высокой политической активности, дисциплины, организованности и коллективизма; шире использовать в воспитательной работе традиционный героизм российского народа и Вооруженных Сил, проявленные в годы Великой Отечественной войны и при выполнении интернационального долга; энергичнее утверждать среди молодежи идеалы, принципы и ценности нашего общества.
Строевое обучение – в ВС РФ один из важнейших разделов боевой подготовки. Он дисциплинирует военнослужащих, вырабатывает у них четкость, собранность, образцовый внешний вид, отличную строевую выправку, способность действовать как самостоятельно, так и в составе подразделения. Важно понимать, что и в среде молодежи занятия строевой подготовкой способствуют выработке тех же качеств.
Отличительной особенностью данной программы является её практическая направленность, использование воспитанниками приобретённых знаний и навыков в повседневной деятельности (определяется особенностями кадетского воспитания), а так же в различных торжественных, памятных, конкурсных, патриотической направленности мероприятиях.
Адресат программы - подростки 11-17 лет, из числа кадет Морской школы, Московского района, города Санкт Петербурга, проявляющие интерес к строевой подготовке, интеллектуальное и социальное развитие которых в целом соответствует возрастным нормам.
Цель программы – оказание влияния на все стороны жизни и деятельности кадет, овладение строевыми приёмами с оружием и без, одиночно и в составе подразделения, достойное участие в торжественных, памятных, конкурсных, демонстрационных комплексах.
Занятия по данной программе закаляют волю кадет, способствуют соблюдению воинского порядка и укреплению учебной дисциплины, совершенствует умение кадет владеть своим телом, развивают наблюдательность, чувство коллективизма и исполнительность.
Обучающие:
- приобретение строевой выучки;
- дисциплинированность кадет;
- выработка у кадет быстроты и четкости в действиях;
- формирование «чувство локтя», способность слаженно действовать в составе подразделения (команды);
- формирование личной уверенности и психологической устойчивости в ответственной обстановке;
- приобретение навыков, которые необходимы на занятиях по тактической, огневой, специальной подготовке и по другим предметам обучения.
Развивающие:
- расширить кругозор;
- повысить общий уровень развития интеллекта;
- развить коммуникативные навыки.
Воспитывающие:
- сформировать активную жизненную позицию;
- сформировать способность воспитанника к активному самопознанию и критической самооценке, как важнейших факторов становления личности;
- сформировать систему ценностей в соответствии с базовыми ценностями образовательного пространства Морской школы.
Условия реализации программы:
Срок реализации программы - 1 год обучения по 2-4 часа в неделю. Набор учащихся осуществляется с 1 по 7 сентября.
Преподаватели программы - педагоги, имеющие подготовку в области соответствующих военных дисциплин, прошедшие действительную военную службу в частях МО РФ.
Необходимое материально-техническое обеспечение программы:
- классный кабинет, оборудованный мультимедийной аппаратурой, столы и стулья для 30 обучающихся и преподавателя;
- площадка для проведения строевых занятии на улице (строевой плац);
- площадка для проведения строевых занятии в помещении (спортивный зал);
- электрический мегафон 5ПЗМ (или аналогичный) - 1 -для усиления звука голоса на занятиях.
- карабин СКС (весовой макет) 8-9 шт.
Особенностью организации образовательного процесса является соревновательно - игровой замысел: учащиеся разбиваются на группы, группы соревнуются для достижения наилучшего результата.
Планируемые результаты:
Основным результатом освоения программы станет;
- умелое выполнение одиночных строевых приёмов как с оружием, так и без;
- слаженные действия в составе подразделения (команды);
- освоение комплекса знамённой подготовки;
- освоение комплекса церемониальной подготовки;
- участие в торжественных, памятных, конкурсных программах внутри школьного, районного
и городского уровней;
- готовность к демонстрации комплексов строевой подготовки.
Личностные результаты:
- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлого и настоящего многонационального народа России;
- воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
- умение длительно сохранять правильную осанку во время статичных поз и в процессе разнообразных видов двигательной деятельности;
- формирование потребности иметь хорошее телосложение в соответствии с принятыми нормами и представлениями;
- формирование культуры движения, умение передвигаться легко, красиво, непринужденно;
Метапредметные результаты:
- умение работать индивидуально и в группе;
- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решения;
- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками;
- ответственное отношение к порученному делу, проявление дисциплинированности;
- добросовестное выполнение учебных заданий, осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, повышающих результативность выполнения заданий;
- понимание культуры движений человека, постижение знания овладения жизненно важными двигательными умениями и навыками, исходя из целесообразности и эстетической привлекательности.
Предметные результаты:
- мотивация воспитанников к углубленному изучению общевоенных дисциплин;
- понимание роли и значения строевой подготовки в формировании личностных качеств;
- способность проявлять инициативу и самостоятельность при организации совместных занятий по строевой подготовке, доброжелательное и уважительное отношение к участникам с разным уровнем их умений, физических способностей, состояния здоровья;
- умение взаимодействовать с одноклассниками и сверстниками, оказывать им помощь при освоении новых двигательных действий;
- умение выполнять комплекса строевых приемов на месте и в движении без оружия;
- умение выполнять комплекса строевых приемов на месте и в движении с оружием;
- умение выполнять приёмы с оружием на месте;
- умение выполнять элементы комплекса знамённой подготовки;
- умение выполнять элементы комплекса церемониальной подготовки;
- уверенно выполнять приемы передвижения личного состава подразделений при совместных действиях в пешем порядке.
Учебный план
Учебный план составлен с учетом работоспособности учащихся различного возраста. Соответственно для кадет 5-6 класса предусмотрена нагрузка – 2 часа в неделю (2 занятия по 1 часу), для кадет 7-11 класса – 4 часа в неделю (2 занятия по 2 часа).
Учебный план (5-6 класс)
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Общие положения. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2 | Строевые приёмы и движение без оружия. | 24 | 24 | Практическая демонстрация приобретенных навыков | |
3 | Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | 8 | 8 | Практическая демонстрация приобретенных навыков | |
4 | Строи отделения, взвода, в пешем порядке. Прохождение торжественным маршем. | 16 | 16 | Практическая демонстрация приобретенных навыков | |
5 | Освоение демонстрационного (конкурсного) комплекса строевой подготовки. | 22 | 1 | 21 | Практическая демонстрация освоенного комплекса Участие в районных и городских соревнованиях |
Итого часов | 72 | 2 | 70 |
Учебный план (7-11 класс)
№ | Название раздела | Количество часов | Форма контроля | ||
Всего | Теория | Практика | |||
1 | Общие положения. | 2 | 1 | 1 | Устный опрос |
2 | Строевые приёмы и движение без оружия. | 20 | 20 | Практическая демонстрация приобретенных навыков | |
3 | Выполнение воинского приветствия, выход из строя и возвращение в строй. Подход к начальнику и отход от него | 6 | 6 | Практическая демонстрация приобретенных навыков | |
4 | Строи отделения, взвода, в пешем порядке. Прохождение торжественным маршем. | 14 | 14 | Практическая демонстрация приобретенных навыков | |
5 | Освоение демонстрационного (конкурсного) комплекса строевой подготовки. | 22 | 22 | Практическая демонстрация освоенного комплекса Участие в районных и городских соревнованиях | |
6 | Комплекс знаменной подготовки. | 16 | 2 | 14 | Устный опрос Практическая демонстрация приобретенных навыков Участие в районных и городских соревнованиях |
7 | Церемониальная подготовка. Пост №1. | 16 | 2 | 14 | Практическая демонстрация приобретенных навыков Участие в районных и городских соревнованиях |
8 | Церемониальная подготовка. Возложение памятных венков и гирлянд. | 16 | 2 | 14 | Практическая демонстрация приобретенных навыков Участие в районных и городских соревнованиях |
6 | Строевые приёмы и движение с оружием. | 32 | 4 | 28 | Устный опрос Практическая демонстрация приобретенных навыков |
Итого часов | 144 | 11 | 133 |
Календарный учебный график (для групп с нагрузкой 72 часа)
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2019-2020 | 1.09.2019 | 31.05.2020 | 36 | 72 | 2 часа в неделю |
Календарный учебный график (для групп с нагрузкой 144 часа)
Год обучения | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
2019-2020 | 1.09.2019 | 31.05.2020 | 36 | 144 | 4 часа в неделю |
Предварительный просмотр:
«ПРИНЯТО» Решением Педагогического совета ГБОУ «Морской школы» Московского района Санкт-Петербурга Протокол № _____ от «____» ______________ 20__ г. | «УТВЕРЖДЕНО» Директор ГБОУ «Морской школы» Московского района Санкт-Петербурга _________________ Д.В. Орлов «____» ______________ 20__ г. |
Календарный учебный график
к программе «Строевая подготовка»
на 2019-2020 учебный год
Год обучения | № группы | Дата начала обучения по программе | Дата окончания обучения по программе | Всего учебных недель | Количество учебных часов | Режим занятий |
1 | 5.1 | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 72 | по 1 час 2 раза в неделю |
1 | 5.2 | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 72 | по 1 час 2 раза в неделю |
1 | 5.3 | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 72 | по 1 час 2 раза в неделю |
1 | 6.1 | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 72 | по 1 час 2 раза в неделю |
1 | 6.2 | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 72 | по 1 час 2 раза в неделю |
1 | 6.3 | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 72 | по 1 час 2 раза в неделю |
1 | 7-8-е классы | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 144 | по 2 час 2 раза в неделю |
1 | 9-11-е классы | 1.09.2019 | 25.05.2020 | 36 | 144 | по 2 час 2 раза в неделю |
Предварительный просмотр:
Используемая литература
Для педагога:
1. Конституция РФ.
2. Закон РФ «Об образовании».
3. Закон РФ «Об обороне».
4. Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе».
5. Указ Президента РФ «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи» №727 от 16.05.1996.
6. Строевой устав Вооруженных Сил Российской Федерации.
7. Книга для учителя «Основы подготовки к военной службе», В.А.Васнев и С.А. Чиненный, М, «Просвещение», 2003.
8. Луговинов В.И. Патриотическое воспитание молодежи. – М.: АПК и ПРО, 2001.
8. Военно-профессиональная ориентация учащихся», А.А. Волокитин, Н.Н. Грачев, В.А. Жильцов и др., М, «Дрофа», 2004.
9. Пособие по методике строевой подготовки, Военное издательство Министерства обороны, М. 2009.
10. Начальная военная подготовка. – М.: Просвещение, 1987.
Для обучающихся:
1. Подготовка учащейся молодежи. – М.: Новое дело, 2003.
2. Приемы и способы действий солдата в бою. – М: Военное издательство, 1988.
3. Стихийные бедствия и катастрофы. – М.: Военные знания, 2000.
4. Тарас А.Е. Выживание по методам САС. – Минск: Харвест, 2001.
5. Тарас А.Е. Если завтра война. – Минск: Харвест, 2003.
6. Тарас А.Е. Искусство снайпера. – Минск: Харвест, 2002.
7. Тарас А.Е. Подготовка спецназа ГРУ. – Минск: Харвест, 1999.
8. Тыкул В.И. Спортивное ориентирование. – М.: Просвещение, 1990.
9. Фадеев В.А. Подразделение в разведке. – М.: Воениздат, 1985.
Предварительный просмотр:
Система контроля результативности обучения с описанием форм и средств выявления, фиксации и предъявления результатов обучения, их периодичность
Мониторинг результатов обучения подростка по программе
Поскольку образовательная деятельность в системе дополнительного образования предполагает не только обучение детей определенным знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных личностных качеств обучающихся, постольку о ее результатах необходимо судить по двум группам показателей:
учебным- фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретенные ребенком в процессе освоения образовательной программы. Теоретические и практическая подготовка: параметры (вопросы) могут быть взяты из рабочей программы;
личностным- выражающим изменения личностных качеств ребенка под влиянием занятий в данном кружке, студии, секции.
Ниже представлена таблица, которая позволяет наглядно представить набор основных знаний, умений и практических навыков, которые должен приобрести учащийся в результате освоения конкретной образовательной программы (Таблица 1).
1. Технология определения учебных результатов по дополнительной образовательной программе заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (теоретическая, практическая подготовка ребенка, общеучебные умения и навыки) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются соответствующими тестовыми баллами (1 – 10 баллов). В качестве методов, с помощью которых педагог будет определять соответствие результатов обучения ребенка программным требованиям, могут быть наблюдение, тестирование, контрольный опрос (устный или письменный), анализ контрольного задания, собеседование и др. данный перечень методов может быть дополнен в зависимости от профиля и конкретного содержания образовательной программы.
2. Динамика результатов освоения предметной деятельности конкретным ребенком отражается в индивидуальной карточке учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе (Таблица 2). Педагог два раза в год (в середине и в конце учебного года) проставляет баллы, соответствующие степени выраженности оцениваемого качества у учащегося. Кроме этого, в конце карточки педагогу предлагается выделить специальную графу «Предметные достижения обучающегося», выполняющую роль «портфолио», где фиксируются наиболее значимые достижения ребенка в сфере деятельности, изучаемой образовательной программой.
Можно посоветовать ребенку самому вести учет своих учебных достижений (Таблица 3). Для этого ему рекомендуется завести специальную тетрадь (дневник) и постепенно ее заполнять. Необходимо приучить детей к рассуждениям о качестве своей работы: это имеет большое значение для формирования самооценки детей.Самооценивание позволяет детям фиксировать собственное продвижение по ступеням мастерства. Если оно производится открыто, то в его регулирование включаются и социальные механизмы. Открытый показ результатов обучения по программе стимулирует детей к поиску новых вариантов работы, к творческой деятельности.
Для ребенка большое значение имеет оценка его труда родителями, поэтому педагогу надо продумать систему работы с родителями. В частности, контрольные мероприятия можно совмещать с родительскими собраниями, чтобы родители могли по итоговым работам видеть рост своего ребенка в течение года.
Таблица 1
Мониторинг результатов обучения ребенка по дополнительной образовательной программе
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
| Соответствие теоретических знаний ребенка программным требованиям Осмысленность и правильность использования специальной терминологии | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема знаний, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенных знаний составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой за конкретный период); - минимальный уровень (ребенок, как правило, избегает употреблять специальные термины); - средний уровень (ребенок сочетает специальную терминологию с бытовой); - максимальный уровень (специальные термины употребляет осознанно и в полном соответствии с их содержанием). | 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение, тестирование, контрольный опрос и др. Собеседование |
2.3. Творческие навыки (творческое отношение к делу и умение воплотить его в готовом продукте) | Соответствие практических умений и навыков программным требованиям Отсутствие затруднений в использовании специального оборудования и оснащения Креативность в выполнении заданий | - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ предусмотренных умений и навыков); - средний уровень (объем усвоенных умений и навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок овладел практически всеми умениями и навыками, предусмотренными программой за конкретный период); - минимальный уровень умений (ребенок испытывает серьезные затруднения при работе с оборудованием); - средний уровень (работает с оборудованием с помощью педагога); - максимальный уровень (работает с оборудованием самостоятельно, не испытывает особых трудностей); - начальный (элементарный) уровень развития креативности (ребенок в состоянии выполнять лишь простейшие практические задания педагога); - репродуктивный уровень (выполняет в основном задания на основе образца); - творческий уровень (выполняет практические задания с элементами творчества). | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Контрольное задание Контрольное задание Контрольное задание |
3.3.3. Умение аккуратно выполнять работу | Самостоятельность в подборе и анализе литературе Самостоятельность в пользовании компьютерными источниками информации Самостоятельность в учебно-исследовательской работе Адекватность восприятия информации, идущей от педагога Свобода владения и подачи обучающимся подготовленной информации Самостоятельность в построении дискуссионного выступления, логика в построении доказательств Способность самостоятельно готовить свое рабочее место к деятельности и убирать его за собой Соответствие реальных навыков соблюдения правил безопасности программным требованиям Аккуратность и ответственность в работе | - минимальный уровень умений (обучающийся испытывает серьезные затруднения при работе с литературой, нуждается в постоянной помощи и контроле педагога); - средний уровень (работает с литературой с помощью педагога или родителей); - максимальный уровень (работает с литературой самостоятельно, не испытывает особых трудностей) уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. уровни – по аналогии с п. 3.1.1. - минимальный уровень (ребенок овладел менее чем ½ объема навыков соблюдения правил безопасности, предусмотренных программой); - средний уровень (объем усвоенный навыков составляет более ½); - максимальный уровень (ребенок освоил практически весь объем навыков, предусмотренных программой за конкретный период). удовлетворительно – хорошо – отлично | 1 5 10 1 5 10 | Анализ Исследовательские работы Наблюдение |
Таблица 2
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка________________________________________________________
Возраст_____________________________________________________________________
Вид и название детского объединения___________________________________________
Ф. И. О. педагога_____________________________________________________________
Дата начала наблюдения____________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Конец I полугодия | Конец уч. года |
1.1Теоретические знания: 1.2.Владение специальной терминологией | ||
2.1. Практические умения и навыки, предусмотренные программой: а)ориентироваться в информационных источниках; б)самостоятельно составлять информационные сообщения со ссылкой на научные источники; в) разрабатывать маршрут виртуального путешествия и т.д. 2.2.Владение специальным оборудованием и оснащением 2.3. Творческие навыки | ||
3.1. Учебно-интеллектуальные умения: а) умение подбирать и анализировать специальную литературу б) умение пользоваться компьютерными источниками информации в) умение осуществлять учебно-исследовательскую работу 3.2. Учебно-коммуникативные умения: а) умение слушать и слышать педагога б) умение выступать перед аудиторией в) умение вести полемику, участвовать в дискуссии 3.3. Учебно-организационные умения и навыки: а) умение организовать свое рабочее (учебное) место б) навыки соблюдения в процессе деятельности правил безопасности в) умение аккуратно выполнять работу | ||
|
Таблица 3
Схема самооценки
Тема, раздел | Что мною сделано? | Мои успехи и достижения | Над чем мне надо работать? |
Мониторинг личностного развития ребенка
в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Развитие личностных качеств ребенка должно быть предусмотрено в каждой образовательной программе.
На развитие личности ребенка влияет множество факторов, а не только общение с педагогом дополнительного образования. Кроме того, достаточно непросто найти те показатели личностного развития, на основании которых можно определить их положительную динамику.
Данная методика предполагает отслеживать динамику личностного развития детей, занимающихся в системе дополнительного образования, по трем блокам личностных качеств – организационно-волевые, ориентационные, поведенческие качества личности (Таблица 4). В совокупности приведенные в таблице личностные свойства отражают многомерность личности; позволяют выявить основные индивидуальные особенности ребенка, легко наблюдаемы и контролируемы, доступны для анализа любому педагогу и не требуют привлечения других специалистов. Вместе с тем, предложенный в таблице перечень качеств может быть дополнен педагогом в соответствии с целевыми установками его программы.
Технология определения личностных качеств обучающегося заключается в следующем: совокупность измеряемых показателей (терпение, воля, самоконтроль, самооценка, интерес к занятиям, конфликтность, тип сотрудничества) оценивается по степени выраженности (от минимальной до максимальной). Для удобства выделенные уровни обозначаются баллами. В качестве методов диагностики личностных изменений ребенка можно использовать наблюдение, анкетирование, тестирование, диагностическую беседу, метод рефлексии, метод незаконченного предложения и другие.
Технология мониторинга личностного развития ребенка требует документального оформления полученных результатов на каждого ребенка. С этой целью педагог оформляет на каждого ребенка индивидуальную карточку учета динамики личностных качеств развития ребенка (Таблица 5).
Карточка заполняется два раза в год – в начале и в конце учебного года. При необходимости это можно делать чаще, для чего можно ввести дополнительные графы.
Полученные срезы позволяют последовательно фиксировать поэтапный процесс изменения личности каждого ребенка, а также планировать темп индивидуального развития.
К оценке перечисленных в карточке личностных качеств может привлекаться сам обучающийся. Это позволит, во-первых, соотнести его мнение о себе с теми представлениями окружающих людей; во-вторых, наглядно показать ребенку, какие у него есть резервы для самосовершенствования.
Таблица 4
Мониторинг личностного развития ребенка в процессе усвоения им дополнительной образовательной программы
Показатели (оцениваемые параметры) | Критерии | Степень выраженности оцениваемого качества | Возможное количество баллов | Методы диагностики |
I. Организационно-волевые качества: 1.1. Терпение 1.2. Воля 1.3. Самоконтроль | Способность переносить (выдерживать) известные нагрузки в течение определенного времени, преодолевать трудности. Способность активно побуждать себя к практическим действиям. Умение контролировать свои поступки (приводить к должному свои действия). | - терпения хватает меньше чем на ½ занятия - терпения хватает больше чем на ½ занятия - терпения хватает на все занятие -волевые усилия ребенка побуждаются извне - иногда – самим ребенком - всегда – самим ребенком - ребенок постоянно находится под воздействием контроля из вне - периодически контролирует себя сам - постоянно контролирует себя сам | 1 5 10 1 5 10 1 5 10 | Наблюдение Наблюдение Наблюдение |
II.Ориентационные качества: 2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | Способность оценивать себя адекватно реальным достижениям. Осознанное участие ребенка в освоении образовательной программы | - завышенная - заниженная - нормальная - интерес к занятиям продиктован ребенку извне - интерес периодически поддерживается самим ребенком - интерес постоянно поддерживается ребенком самостоятельно | 1 5 10 1 5 10 | Анкетирование Тестирование |
III. Поведенческие качества: 3.1. Конфликтность (отношение ребенка к столкновению интересов (спору) в процессе взаимодействия 3.2. Тип сотрудничества (отношение ребенка к общим делам детского объединения) | Способность занять определенную позицию в конфликтной ситуации Умение воспринимать общие дела, как свои собственные | - периодически провоцирует конфликты - сам в конфликтах не участвует, старается их избежать - пытается самостоятельно уладить возникающие конфликты - избегает участия в общих делах - участвует при побуждении извне - инициативен в общих делах | 0 5 10 0 5 10 | Тестирование, метод незаконченного предложения Наблюдение |
Таблица 5
Индивидуальная карточка
учета результатов обучения по дополнительной образовательной программе
(в баллах, соответствующих степени выраженности измеряемого качества)
Фамилия, имя ребенка__________________________________________
Возраст______________________________________________________
Вид и название детского объединения_________________________
Ф. И. О. педагога _____________________________________________
Дата начала наблюдения________________________________________
Сроки диагностики Показатели | Первый год обучения | Второй год обучения | Третий год обучения | |||
Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | Начало уч. года | Конец уч. года | |
| ||||||
2.1. Самооценка 2.2. Интерес к занятиям в детском объединении | ||||||
3.1. Конфликтность 3.2. Тип сотрудничества | ||||||
|
*IV блок может быть введен в карточку по усмотрению педагога для того, чтобы отметить особые успехи ребенка в осознанной работе над изменением собственных личностных качеств.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа "Строевая подготовка"
Строевая подготовка является одним из важнейших предметов обучения и воспитания. Она дисциплинирует обучаемых, вырабатывает у них отличную строевую выучку, умение быстро и четко выполнять строевые при...
![](/sites/default/files/pictures/2019/01/28/picture-1109172-1548703671.jpg)
Общеразвивающая программа спортивной подготовки по виду спорта греко-римская борьба
Борьба как вид спорта культивируется во многих спортивных школах и регламентируется учебно-методической документацией: локальными актами, учебными планами и т.д. В данной общеразвивающей программе исп...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306279-1611038551.jpg)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/19/picture-1306279-1611038551.jpg)
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»
Рабочая программа по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе Кадетской группы «Патриот Ямала» «Строевая подготовка»...
![](/sites/default/files/pictures/2022/02/14/picture-888573-1644846415.jpg)
Дополнительная общеразвивающая программа «Лыжная подготовка»
Занятия лыжами имеют очень важную особенность: они проходят в холодное время года, всегда на свежем воздухе, что усиливает окислительные процессы в организме. Известно, что кислород при низкой темпера...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Математика: подготовка к ОГЭ»
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Математика: подготовка к ОГЭ» Направленность: естественнонаучнаяУровень программы: ознакомительныйВозраст обучающихс...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Олимпиадная подготовка по географии»
Направленность: естественно-научная...