Программа уроков библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам
календарно-тематическое планирование на тему
Программа уроков расчитана для учащихся 1-8 классов и составляет 36 часов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma.doc | 113 КБ |
Предварительный просмотр:
Министерство образования и науки РФ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Каменская средняя общеобразовательная школа»
УТВЕРЖДЕНО Директор школы ________Ю.А. Ребзон | ||
____________ 2014 г. |
ПРОГРАММА УРОКОВ
БИБЛИОТЕЧНО – БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ И ИНФОРМАЦИОННЫЕ ЗНАНИЯ ШКОЛЬНИКАМ
Для 1-8 классов
Составлена: Зав. школьной библиотекой Вантеевой Е.Н.
На основе Программы «Библиотечно-библиографические и информационные знания школьникам» 1-8 классы Г.Чулкина методист ГНПБ им. К.Д. Ушинского // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.
Пояснительная записка
Программа «Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам» рассчитана на обучение детей с 7-летнего возраста. Она построена с учетом возрастных особенностей учащихся. Предусматривается постепенное накопление и углубление знаний о книге: от первого знакомства с библиотекой – к изучению содержания различных разделов книжного фонда. От выбора книг по иллюстрированному каталогу «Что нам читать?» - к использованию систематического каталога, картотек, рекомендательных пособий; от краткой записи о прочитанной книге – к развернутому отзыву о ней; от знакомства с «энциклопедией для маленьких» - к работе со справочной литературой. Отдельные темы повторяются: знания детей углубляются, и последующие занятия проводятся на более сложном материале.
Занятия проводятся 1 раз в неделю, для их проведения можно использовать уроки внеклассного чтения, экскурсии, классные часы, замена уроков.
Система библиографических занятий направлена на повышение качества чтения и воспитательного воздействия литературы на детей и подростков, на расширение их кругозора.
Первая часть программы «Путешествие в страну Читалию» разработана как занятия для начальной школы (1 – 4 класс). Учащиеся младшего школьного возраста предпочитают всем видам деятельности игру, с учетом этого все занятия проводятся с использованием игровых технологий. Все занятия построены как путешествия в мир книги, библиотеки, информации. Занятия проводятся 3 раза в год с классом учащихся.
Вторая часть программы для 5 – 8 классов продолжает знакомить учащихся со структурой книги с использованием ИКТ, помогающей при выборе книги, мотивирует подростков быть частыми посетителями библиотеки, испытывать ежедневную потребность обращения к дополнительным источникам информации.
«Основы библиотечно – информационных знаний» для 1 – 8 классов, позволяют моделировать информационную среду для детей и юношества, способствуют социализации личности, удовлетворяя культурные, эстетические и творческие потребности личности.
Цели
Основная цель библиотечных уроков – дать учащимся знания, умения и навыки информационного самообеспечения их учебной деятельности. Достижение этой цели осуществляется в ходе решения следующих задач:
Задачи
1. Освоение рациональных приемов и способов самостоятельного ведения поиска информации в соответствии с возникающими в ходе обучения задачами.
2. Научить учащихся работать с книгой, приобщить их к систематическому пользованию библиотекой.
3. Пропаганда ценности чтения и книги.
Формы контроля: тестирование, самостоятельное библиографическое разыскание, час вопросов и ответов, творческие задания.
Форма занятий: беседы, диспут, лекция, практические занятия, урок – презентация.
На занятиях с малышами используются игровые и театрализованные ситуации, наглядные и технические средства, групповые и индивидуальные задания, стимулирующие познавательную деятельность. В старших классах предусматривается проведение занятий в форме практических работ, лекций – обзоров, доклад или сообщение, урок – презентация.
Контроль качества образования: конкурсы между командами, тестирование, изготовление книжки-малышки, закладки, написание отзыва, и т.д.
Семинарские занятия – лучшая форма проверки домашних работ. Библиотечно – библиографические знания и навыки учащиеся могут использовать в приготовлении самостоятельных учебных заданий по различным предметам, в подготовке к олимпиадам, написании рефератов.
Содержание программы:
В программу входят: беседы о библиотеке, о создании книги; о строении (структуре) книги; о периодических изданиях для детей; о справочном аппарате книги и библиотеки; о художественном оформлении книги; воспитании бережного отношения к книге. Значительное место отведено практическим занятиям
Тематическое планирование
№ | Тема | Содержание темы | Использование ИКТ | Часы |
1 класс | ||||
1 | Первое посещение библиотеки. Экскурсия | «Путешествие в страну сказок». Знакомство с «книжным домом», с понятием «читатель», «библиотекарь», «абонемент», «читальный зал» | Слайд - презентация | 1 |
2 | Правила поведения в библиотеке, умение обращаться с книгой | Бережное отношение к книге, ознакомление с правилами обращения с книгой. Закладка-сказка. | Слайд - презентация | 1 |
2 | ||||
2 класс | ||||
1 | Знакомство с библиотекой. Экскурсия | Продолжение разговора о библиотеке. Представление любимых книг. | 1 | |
2 | Строение книги. Элементы книги | Внешнее и внутреннее оформление книги. Изучение основных элементов: обложка, корешок, переплет, титульный лист. | Слайд - презентация | 1 |
3 | Газеты и журналы для детей | Знакомство с понятиями газета, журнал, термины статья, корреспондент, журналист. | 1 | |
4 | «Угадай книгу» викторина | В виде игры | 1 | |
4 | ||||
3 класс | ||||
1 | Структура книги. Иллюстрации в книге | Изучение структурного элемента книги – иллюстрация. Понятия «художник – сказочник», «художник-анималист» | Слайд -презентация | 1 |
2 | Выбор книг в библиотеке | Открытый доступ к книжному фонду: порядок и расстановка, полочные разделители | Слайд - презентация | 1 |
3 | Твои первые словари и энциклопедии | Представление о справочной литературе, цели обращения, обучение работе с ними | 1 | |
3 | ||||
4 класс | ||||
1 | Справочная литература | Знакомство со справочной литературой: словарями, справочниками, энциклопедиями | 1 | |
2 | Научно-познавательная литература для младших школьников | Знакомство с энциклопедиями «Что такое, Кто такой?» и др. | 1 | |
3 | «Путешествие в мир мультимедиа» | Знакомство с компьютером в библиотеке (урок – экскурсия) | 1 | |
4 | Как читать книги | Работа с библиографическими пособиями | Слайд -презентация | 1 |
5 | О книге и библиотеке. Библиотеки России | История книги и библиотеки. Крупнейшие библиотеки | 1 | |
5 | ||||
5 класс | ||||
1 | Книга и ее создатели | Знакомство с новыми терминами и понятиями, роль иллюстраций в книгах, какую службу несут все эти элементы. | Слайд -презентация | 1 |
2 | Выбор книг в библиотеке. Систематический каталог | Открытый доступ к книжному фонду. Структура систематического каталога. | 1 | |
3 | Записи о прочитанном: дневник чтения, отзыв. | Обучение правилам ведения дневника. Отзыв на книгу как один из видов записи о прочитанном. | 1 | |
4 | Справочная литература | Расширение знаний о справочной литературе. Виды справочных изданий по содержанию, структуре, функциональному назначению. Энциклопедии. Справочники. Словари. | 1 | |
5 | Периодические издания для младших подростков | Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. | 1 | |
6 | Тестирование | Проверка на усвоение материала в игровой форме | 1 | |
6 | ||||
6 класс | ||||
1 | Выбор книг: библиографические указатели | Библиографические указатели и списки литературы для школьников – первые помощники в выборе книг | 1 | |
2 | Периодические издания для младших подростков | Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. | 1 | |
3 | Справочно – библиографический аппарат библиотеки | Структура, назначение, способы использования в различных поисковых ситуациях. Алгоритм поиска | Слайд - презентация | 1 |
4 | Тестирование | Проверка на усвоение материала в игровой форме | 1 | |
4 | ||||
7 класс | ||||
1 | Книга и ее создатели. Структура книги, использование ее аппарата при чтении | Занятие, углубляющее знание учащихся о справочном аппарате книги, развивающее навыки самостоятельной работы с книгой. | 1 | |
2 | Чтение как удовольствие | Специфика чтения художественной литературы. Медленное чтение, перечитывание текста. | 1 | |
3 | «Мультимедиа ресурсы» | Знакомство с электронными учебниками | 1 | |
4 | Естественнонаучная литература для подростков | Основные виды и типы источников, возможности и особенности использования. Отражение литературы в систематическом каталоге и СКС. | 1 | |
5 | Книги по искусству | Жанровое и тематическое разнообразие книг по искусству: биография, очерк, Монография, мемуары, альбомы | 1 | |
6 | Тестирование | Проверка на усвоение материала в игровой форме | 1 | |
6 | ||||
8 класс | ||||
1 | Методы самостоятельной работы с литературой | Обучение методике составления плана книги, тезисов, конспекта, списка | 1 | |
2 | Периодические издания для старших подростков | Газеты и журналы как печатные издания, отличия их от книг. | 1 | |
3 | Рецензия | Рецензия как жанр литературоведения, виды и специфика рецензий. | ||
4 | Информационные ресурсы библиотеки | Периодические издания, энциклопедии, справочники, словари, каталоги и картотеки, рекомендательные списки | 1 | |
5 | Информационно-поисковая система в библиотеке | Каталоги, картотеки, справочники, словари, энциклопедии, рекомендательные списки | 1 | |
6 | Тестирование | Проверка на усвоение материала в игровой форме | 1 | |
6 | ||||
Итого 1 – 8 классы | 36 |
Требования к уровню подготовки учащихся
Программой предусматривается, чтобы к концу обучения каждый школьник:
- испытывал потребность в систематическом чтении; был знаком со структурой книги;
- умел определять примерное содержание книги при беглом ее просмотре;
- умел самостоятельно проводить поиск и выбор литературы, используя книжные выставки, рекомендательные библиографические указатели, каталоги, картотеки, полки открытого доступа; умели составлять список книг для чтения;
- научился использовать в учебных целях критическую, справочную литературу и периодические издания;
- умел применять библиотечно – библиографические знания при изучении дисциплин и в процессе самообразования.
Литература:
- Библиотечно- библиографические знания – школьникам. Метод. Пособие . М., «Книга», 1977г
- Чулкина Г.Д. Библиотечно – библиографические и информационные знания школьникам // Шк. библиотека. – 2001 – № 1. – С. 8 – 13.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Библиотечный – библиографический урок для учащихся 5-х классов.
Этот библиотечный урок поможет детям понять и выучить новые термины при работе с книгами. При помощи тих знаний, дети смогут более легко ориентироваться в книжном пространстве....
Библиотечно-библиографический урок в 5 классе "Структура книги"
На занятии учащиеся 5 класса знакомятся со структурой книги...
Читайте и вы узнаете... (библиотечно-библиографический урок)
«Скажи мне, кто твой друг, и я скажу, кто ты». С таким же правом можно сказать: «Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу тебе, кто ты»....
Методическая разработка библиотечно - библиографического урока « Наши верные друзья-словари!»
Вся жизнь человека состоит из информации. Люди общаются, выражают свои мысли, говорят о своих потребностях. И начинается это общение еще в раннем детстве. В школе педагоги обучают детей самому главном...
Библиотечно-библиографическая олимпиада для учащихся 8-х классов
Библиотечно-библиографическая олимпиада для учащихся 8-х классов...