Статья «Факторы способствующие и препядствующие развитию и саморазвитию обучающихся»
статья на тему
В статье педагог анализирует свою работу по детским объединениям и делает выводы о том, какие методы работы способствуют развитию и формированию обучающихся. И почему у обучающихся пропадает интерес к занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statiya_f.rar | 13.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад по обобщению опыта работы
Тема:
«Факторы способствующие и препядствующие развитию и саморазвитию обучающихся»
Ковязин Владимир Анатольевич,
Педагог дополнительного образования
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Страна: Россия
629300 ЯНАО г. Новый Уренгой
ул. Молодежная, 17-А
e-mail: kovyazin.70@mail.ru
т: 89124307079
« Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда,
когда он живет в мире игры, сказки,
музыки, фантазии, творчества.
Без этого он - засушенный цветок.»
( В. А. Сухомлинский)
2014г.
Основные действенные принципы обучения.
В своей работе я использую метод проектов и метод дифференцированного обучения. Для того, чтобы обучение детей было действительно эффективным и приносило хорошие результаты необходимо наряду с современными методами обучения соблюдать и основные принципы обучения:
1. Принцип обучения с применением игровой деятельности.
Игровая деятельность особенно в младшем школьном возрасте является ведущим видом деятельности. Поэтому эффективнее всего проводить занятия по обучению в игровой форме.
2. Принцип заинтересованности.
Занятия должны проводиться для обучающихся интересно и в активной форме. Если занятия обучающимся интересны, то они активно принимают в них участие и тем самым знания усваиваются быстрее и надежнее.
3. Принцип наглядности.
Этот принцип в обучении является одним из ведущих. У детей преобладает наглядно-образное мышление. Вот почему так важно предоставлять ребенку наглядный пример и материал.
4. Принцип последовательности.
Обучение должно быть последовательно, то есть знания даются от простого к сложному, а не наоборот.
5. Принцип доступности и индивидуальности.
Это означает, что знания и умения следует давать детям с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
Соблюдения этих принципов способствует гармоничному и эффективному развитию обучающихся.
Как правильно организовать свои занятия?
Занятия для обучающихся младшего и среднего школьного возраста должны проходить интересно, весело и динамично, иначе они могут быть обречены на провал.
Большое внимание следует уделять организации занятий. Здесь важно заинтересовать обучающихся, привлечь их внимание в самом начале занятия.
Для развития мотивации в начале занятия полезно организовать загадки, вопросы, истории или познавательные рассказы, связанные с темой занятия. Все это по возможности должно обеспечиваться наглядными примерами и проходить в форме открытого диалогового общения педагог-обучающийся.
Не следует много времени уделять одному и тому же заданию, иначе есть вероятность что обучающийся может потерять интерес к нему. Все задания должны быстро сменяться другими, а само занятие должно быть динамичным.
В середине занятия необходимо провести физкультминутку, чтобы дети могли отвлечься и отдохнуть. Затем можно с новыми силами продолжать занятие.
В последней закрепительной части занятия можно дать задание на продуктивную деятельность. Это может быть рисование или кроссворд, викторина или разгадывание ребусов, которое будет связано с темой занятия и будет хорошим итогом к нему.
Как понять, какие занятия могут заинтересовать обучающегося?
Прежде всего, здесь нам может помочь наблюдение за детьми. Для обучающихся младших классов смотрим, во что дети играют и что их особенно привлекает.
Для обучающихся среднего звена можно провести анкету. Организовать диалог с родителями, можно тоже в форме опроса или анкеты.
Очень важно, чтобы задание, которое мы даем обучающемуся, было ему под силу. Положительные эмоции, вызванные удачным выполнением задания, помогают формированию интереса. С другой стороны, задание не должно быть слишком простым, должно содержать какой-то вызов ребенку: «Смогу ли я это сделать? Справлюсь ли?» Поэтому вводя какое-то новое занятие, двигаемся от простого к сложному, придерживаясь принципа постепенного усложнения.
Разрешаем обучающемуся рисовать, печатать и т.д. так, как ему самому хочется, пусть даже занятие и пойдет не по составленному нами плану. Необходимость действовать строго по правилам способна убить всякий интерес к занятию. Мы демонстрируем ему, как выполнить то или иное действие и даем ему возможность самому открыть свойства предметов опытным путем.
Важно также оставлять все материалы и пособия в зоне доступа обучающихся, чтобы они всегда были у них перед глазами и, чтобы они могли, при желании, всегда ими воспользоваться.
Какие методы могут способствовать развитию и формированию обучающихся?
Все дети обладают поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В них заложен инстинкт познания и исследования мира. Поэтому надо помогать детям развивать и реализовывать свои возможности, не жалея затраченного времени.
Чтобы наши усилия были эффективными, нужно:
1. Не допускать, чтобы обучающийся скучал во время занятий.
Если дети учатся весело, они учатся лучше. Интерес - лучшая из мотиваций, он делает детей по-настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий.
2. Повторять упражнения.
Развитие умственных способностей детей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите детям более легкий вариант.
3. Не проявлять излишней тревоги по поводу недостаточных успехов детей.
Многим детям для продвижения вперед или даже некоторого прогресса требуется время.
4. Будьте терпеливы, не спешите.
Не давайте обучающимся задания, превышающие их интеллектуальные возможности.
5. В занятиях с детьми нужна мера.
Не заставляйте обучающегося делать упражнение, если он отвлекается, устал или расстроен; займитесь чем-то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень маленькое время. Предоставьте обучающемуся возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравится.
6. Дети плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия.
Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
7. Развивать в детях навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма. Научите детей дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это им пригодится в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
8. Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите обучающегося за его терпение, настойчивость и т.д.
Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
Почему у обучающихся пропадает интерес к занятиям?
Проведенные мною наблюдения позволили выявить 9 основных причин (на самом деле их может быть и больше):
1. Слишком простые занятия. Обучающийся теряет интерес. Педагогу нужно тщательнее продумать организацию своих занятий.
2. Слишком сложные занятия. Обучающийся чувствует себя каторжанином. Выход тот же!
3. Усталость. Необходимо придумать способы разнообразить сами занятия.
4. Переоценка способностей обучающегося. Каждый ребенок способен, но по разному и в разных областях.
5. Отсутствие режима дня. Мама с папой на работе, ребенок предоставлен сам себе. Прогулять занятия легко! На выполнение домашних заданий времени не хватает. Результат предсказуем.
6. Плохая организация домашних занятий. Родителям необходимо улучшить свой контроль.
7. Конфликт со сверстниками. Ребенок будет полноценно развиваться лишь в том случае, если сможет адаптироваться в среде сверстников!
8. Конфликт с педагогом. Необходимо искать какой-то компромисс!
9. Другое призвание. Надо быть готовым к тому, что дети выберут другой путь.
Результаты деятельности детских объединений «Основы компьютерной грамотности» и «Графика на ПК»
В результате успешного обучения курсов в 2013-2014 году, обучающиеся смогли показать свои достижения на городском, всероссийском и международном уровне.
Городской уровень: Алексеев Александр-2 место за работу «С новым годом 2014», Полстовалова Даша-1 место за работу «С новым годом 2014», Кирсанов Максим -3 место за работу «С новым годом 2014», Сиренко Павел-2 место за работу «69 лет Победы в ВОВ».
Всероссийский уровень: Алексеев Александр-1 место за работу «Олимпиада 2014», Сиренко Павел-1 место за работу «Огненный конь», Алексеев Александр-1 место за работу «С праздником святой пасхи», Беленков Максим-1 место за работу «Славься отечество», Болсуновский Максим-1 место за работу «С днем защитника отечества», Сиренко Павел-1 место за работу «69 лет Победы в ВОВ».
Международный уровень: Полстовалова Даша-3 место за работу «С новым годом 2014».
Достигнутые результаты показывают, что ребятам нравится заниматься компьютерной графикой и на сегодняшний день она востребована, как разновидность информатики.
Вывод:
Таким образом, надо быть внимательным к интересам и предпочтениям детей и стараться быть гибким, и тогда обязательно удастся пробудить их интерес к занятиям и сделать их эффективными и результативными.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Изучение факторов способствующих развитию близорукости у школьников
Изучение факторов способствующих развитию близорукости у школьников...
Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности
Данная работа содержит материалы по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...
статья"Роль игровых технологий в развитии творческих способностей обучающихся."
В статье показана роль игровой деятельности для развития творческих способностей обучающихся...
Статья "Факторы, влияющие на состояние развития рынка упаковки молочных продуктов и перспективы его развития", студентки Романовой В.А.
данные методические рекомендации по дисциплине "Менеджмент" предназначены для студентов заочного отделения. Они содержат: задания для котрольной работы, методические указания и рекомендации для студен...
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...
Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.
В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...
Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».
Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...