Изучение факторов способствующих развитию близорукости у школьников
творческая работа учащихся по биологии (11 класс) по теме
Изучение факторов способствующих развитию близорукости у школьников
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
izuchenie_faktorov_sposobstvuyushchih_razvitiyu_blizorukosti_u_shkolnikov.docx | 281.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное образовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №113 г. Волгограда
Городской конкурс учебно- исследовательских работ старшеклассников «Я и Земля» им. В.И. Вернадского секция медицинская биология
Изучение факторов, способствующих развитию
близорукости у школьников
Выполнил: ученик 10 «А» класса Швецов Иван Сергеевич Учитель биологии: Бурцева Вера Васильевна Научный руководитель: Лысенко Татьяна Михайловна канд. мед. наук, ассистент каф.биологии ВолГМУ
Волгоград, 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3,4
I. Глава. Обзор литературы.
1.1.Заболевания, связанные с нарушением аккомодации. 5,6
1.2.Факторы, способствующие, возникновению близорукости. 7,8
1.3 .Влияние компьютера на организм. 9,10
1 АМеры профилактики близорукости. 11,12
И. Глава. Объём и методы исследования. 12,14
III. Глава. Результаты исследования. 16
Выводы 17
Рекомендации 18
Литература 19
Приложения 20-35
Введение.
Здоровье - это важнейший фактор работоспособности и гармонического развития человеческого, особенно детского организма. Понятие здоровья в настоящее время рассматривается не только как отсутствие заболевания, болезненного состояния физического дефекта, но и состояния полного социального, физического и психического благополучия. Важно, чтобы каждый школьник знал как организовать свой образ жизни, чтобы он стал реально действующим механизмом, позволяющим даже в эти непростые и часто вредных и опасных условиях сохранять свое здоровье.
Состояние здоровья ребенка, в том числе школьного возраста, определяется как внутренними факторами (тип конституции, темп физического развития, пол, возраст), так и факторами окружающей среды (условия проживания и воспитания, образ жизни и другое). Вклад фактора внутри школьной среды, состояние здоровья школьников составляет 12,5% в начальных классах, а к окончанию школы - 20,7%, то есть возрастает почти в 2 раза. Выше изложенное диктует необходимость в современных условиях особенно тщательного выполнения гигиенических рекомендаций по оптимизации условий обучения и образа жизни школьников.
Результаты массовых обследований и анализ обращаемости заболевавших школьников к врачам позволяет определить наиболее распространенные среди детей болезни.
Изучение и оценка структуры заболеваемости детей школьного возраста
Латышевская Н.И. Давыденко Л.А. «Профилактика заболеваний и оздоровление школьников в условиях общеобразовательного учреждения» Волгоградская медицинская академия. Комитет образования г. Волгограда 2003г. (с. 4)
позволило констатировать, что ведущие ранговые места занимают такие
нарушения состояния здоровья как заболевания желудочно-кишечного тракта, органа зрения, опорно-двигательного аппарата, заболевания, обусловленные ухудшением показателей иммунитета(простудные заболевания, болезни органов дыхания и другое), нарушения и заболевания центральной нервной системы и репродуктивного здоровья; многие из этих заболеваний вполне правомерно можно отнести и так называемым школьно обусловленным состоянием и заболеваниям.
Глаз человека - это удивительный дар природы. Это окно мозга в мир. Через глаз мы познаём зрительно весь огромный и многообразный мир.
Актуальность темы в том, что от 70 % до 90 % всех сведений, человек
получает из окружающего мира с помощью зрения. Зрение у детей играет
важную роль в качественном восприятии окружающего мира. Именно
поэтому болезни глаз у детей - психологическая проблема.
Поэтому объектом моего исследования выступает заболевание близорукость (миопия).
Предметом исследования являются: факторы риска развития близорукости у школьников.
Цель данного исследования - выявить факторы, способствующие близорукости, и познакомиться с современными методами профилактики.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Изучить литературу по заболеваемости у школьников;
- Оценить состояние заболеваемости у школьников;
- Изучить и исследовать факторы, способствующие близорукости;
- Дать рекомендации по профилактики близорукости у детей.
Методы исследований:
- Анкетирование;
- Интервьюирование;
- Антропометрические исследования;
1.1. Заболевания, связанные с нарушением аккомодации.
По данным некоторых учёных 70% всех сведений человек получает из окружающего мира с помощью зрения, другие полагают, цифра должна быть увеличена до 90%. Недаром A.M. Горький, которому пришлось несколько дней во время болезни побыть с повязкой на глазах, писал о своём состоянии так: « Ничто не может быть страшнее, как потерять зрение, - это невыразимая обида, она отнимает у человека девять десятых мира». Глаза ребёнка выполняют значительную зрительную работу. От того, как соблюдаются правила гигиены, зависит и утомление органа зрения, и сохранение егоБлизорукость (миопия) у детей -одно из самых распространенных заболеваний у школьников. К возрасту 14-15 лет практически каждый третий ребенок страдает детской близорукостью. В связи с удлинением глазного яблока изображение на сетчатке становится расфокусированным, и ребенок жалуется на снижение зрения вдаль.
Чтобы увидеть удаленные предметы,
дети часто прищуриваются, так как сжатые веки в этом случае играют роль диафрагмы, и изображение на сетчатке становится четче. Близорукость у детей - это не только оптический дефект, который можно легко исправить очками. При удлинении глазного яблока растягиваются внутриглазные структуры, особенно сетчатка. В результате на глазном дне возникают дистрофические изменения, которые при прогрессировании могут привести к безвозвратному снижению зрения. Поэтому лечение близорукости у детей должно быть комплексным, направленным на замедление ее прогрессирования и на улучшение кровоснабжения глазного яблока и внутриглазных структур. Одна из наиболее частых причин понижения зрения у детей — близорукость, которая может появиться в дошкольном возрасте, но чаще возникает в период обучения в школе. По мере пере -хода из класса в класс число близоруких обычно растет, а степень близорукости увеличивается. Различают три степени близорукости слабая, средняя и высокая. При слабой степени близорукости зрение вдаль понижено, близкие предметы видны четко.
При близорукости средней степени зрение вдаль очень снижено,
близкие предметы видны четко только при значительном приближении их к
глазам. У детей с высокой степенью близорукости резкое понижение зрения как вдаль, так и на близкое расстояние В этих случаях могут наблюдаться различные осложнения (кровоизлияния, отслойка сетчатки), ведущие к стойкому снижении остроты зрения. В начальных классах обычных общеобразовательных школ, как правило, обучаются дети со слабой и неосложненно средней степенью близорукости.
Близорукость у детей младшего и среднего возраста значительно возросла в последние годы в связи с бурным внедрением в нашу жизнь и жизнь наших детей современных обучающих технологий. Зрительная система ребенка находится в постоянном развитии, поэтому вредные факторы окружающей среды могут оказывать на нее негативное воздействие, которое зачастую приводит к развитию близорукости у детей.
Большую роль в правильном развитии зрительной системы играют зрительные нагрузки. К ним следует отнести не только рисование, чтение (т.е. зрительные нагрузки на близком расстоянии), но и просмотр телевизора. Что же происходит со зрительной системой школьника, когда он долго непрерывно смотрит телевизор?
Изображение с экрана телевизора проецируется на сетчатку (глазное дно). При длительном напряжении на рассматривании мелких и движущихся изображений, , не исключен срыв компенсаторных систем и включение механизмов миопизации (т.е. удлинения) глаза. В последующем это может пои вести к паз витию лете кой б.п изоп v кости.
Аветисов Э.С. «Близорукость», М., 1986. (с. 5-7)
1.2. Факторы, способствующие близорукости.
Происхождение и механизм развития близорукости окончательно не
выяснены. Но исследования ученых и практический опыт показали, что
имеется ряд бесспорных факторов, способствующих близорукости.
Устранение или смягчение их действия л. может снизить число
близоруких до минимума. У значительной части детей с близорукостью устранение этих факторов предупреждает или замедляет прогрессирование недуга. О каких факторах идет речь?
а) Чрезмерное приближение глаз к рассматриваемому предмету: при
неправильной посадке, чтении лежа, чтении в транспорте;
б) значительное напряжение при недостаточном и неправильном
освещении рабочего места в школе и дома. Большого зрительного
напряжения требует просмотр телевизионных передач, особенно без соблюдения гигиенических правил;
в) ослабление организма в результате перенесения заболеваний:
инфекционной желтухи, малярии, кори, скарлатины, ангины, туберкулеза,
эндокринных расстройств — малокровие и др. Эти заболевания
неблагоприятно сказываются как на всем организме ребенка, так и на
глазном яблоке, вызывая нарушение питания тканей глаза;
г) в происхождении близорукости прослеживается и влияние
неблагоприятной наследственности. Наследственный фактор является не
абсолютным, а лишь предрасполагающим при прочих
равных условиях. Если ребенок с неблагоприятной наследственностью
физически здоров, рационально питается, находится
в благоприятных гигиенических условиях, то близорукость может
и не возникнуть;
д) некоторые ученые связывают возникновение близорукости
с нерациональным питанием, недостаточным потреблением витаминов,
минеральных солей, белков.
Все эти факторы можно разделить на три основные группы:
Первая. Факторы, смягчение и устранение которых зависит от родителей: устройство рабочего места, освещение, питание ребенка, регулирование просмотра телевизионных передач.
Вторая. Вопросы гигиены зрения в условиях школы. Основную воспитательную роль играет учитель.
Третья. Сам учащийся уже с начальной школы должен вырабатывать навыки правильной посадки, обеспечения освещенности, соблюдать гигиену просмотра телевизионных передач и выполнять гимнастику для глаз.
Специальные знания по гигиене зрения ученики получают на уроках в IV классе, но навыками должны овладеть как можно раньше.
Существует несколько приемов, помогающих овладеть ими.
Уже в I классе доступно следующее простое наблюдение. Ученик садится
за стол так, чтобы свет из окна падал слева или спереди. Затем ученик резко
перемещается, и свет падает сзади. Ученик легко убеждается, что во втором
случае книга освещается хуже, чем в первом.
В вечерние часы или днем при пасмурной погоде лампа (с длинным шнуром) помещается поочередно то сзади ученика, сидящего за столом, то справа, то на столе слева. Ученик отмечает, что в первом случае книга и тетрадь покрываются тенью от головы, во втором случае при письме на тетрадь падает тень от правой руки, в третьем случае тетрадь освещена ровно. Эти наблюдения убеждают учеников в необходимости правильного расположения источника света.
В школе, в классе горят сильные лампы, светильники устроены таким образом, что по всему классу рассеивается достаточно яркий, ровный свет. Но дома устройство абажуров (люстр) не всегда обеспечивает нужное освещение книги или тетради, поэтому домашние задания обязательно готовят при настольной лампе.
Иванов Д.Ф. «К вопросу о некоторых механизмах развития близорукости», О.Ж., N6, 1983, стр.368-373. (с. 23-28)
1.3. Влияние компьютера на здоровье.
Наш современник проводит у дисплея столько времени, что порой, кажется: киберпространство заменило ему реальную жизнь. Восемь часов в офисе, не отрывая глаз от компьютера. Вернувшись, домой, наскоро поужинав, человек вновь садится за дисплей. Боясь расстаться со своим любимцем хоть на минуту, он придумал ноутбук, так что погрузиться в мегабайты можно в самых, казалось бы, неприспособленных для работы местах - на пляже, в поезде, самолете.
Насколько хватит глаз?
Современный служащий читает не отраженные тексты, как при обычной работе с бумагой, а смотрит на источник света - дисплей. Его глаза перебегают с листа на экран и обратно. Тысячи раз в день наше зрение должно перестраиваться с одного способа чтения на другой. Мы видим не только глазами, но и мозгом. Он должен перевести изображение, искаженное кривизной поверхности экрана монитора, в понятие привычное человеку. Работа эта колоссальна. При этом мозг воспринимает изображение на дисплее как расплывчатое, и мышцы хрусталика все время сокращаются, пытаясь его сфокусировать. Другая проблема: экран постоянно мерцает. Наше сознание не успевает это сфокусировать. Но зрение получает дополнительную нагрузку. Добавьте еще сюда одну «глазную болезнь»: экран монитора светится с интенсивностью осветительного прибора, диапазон яркости между изображением на нем и окружающими предметами превышает тот предел, к которому готов наш зрительный анализатор. Все это вызывает сильную усталость глазных мышц, нарушение кровообращения в глазах.
Как считают специалисты, самое четкое изображение дают жидкокристаллические экраны ноутбуков: хотя оно и более грубое, но зато резко очерчено, чего нельзя сказать об искаженном изображении на обычном мониторе.
Если нет особой необходимости в цветном мониторе, покупайте черно -белый. В этом случае изображение более контрастное, ваши глаза станут меньше уставать. Работайте с крупным шрифтом - не меньше 14 кегеля. А когда текст готов, переведите его в более экономный шрифт 11 — й, 12 — й кегли.
Сейчас получили распространения очков, например, например, с затемненными поляроидными пленками, которые, по мнению их изготовителей, могут сохранить зрение с видеотерминалом. Но не следует забывать, что ношение подобных очков не освобождает от специальных тренировок и упражнений для глаз.
Во Всероссийском НИИ физической культуры спорта созданы и запатентованы новые специальные очки для работы с компьютерами, которые уменьшают утомление и исключают лишение движения глаз.
Там же изготовлены особые призматические очки. Это новшество обеспечивает комфортность позы оператора и исключает неудобные наклоны головы и изгибы шеи.
Татарникова Л.Г. ПОздеева М.В. «Валеология подростка» Издательство “PETROC” 1998. (с. 15-17)
Кто стреляет в пианиста и программиста?
Просыпаетесь вы по ночам от того, что ваша рука затекла? Ноют суставы пальцев? Возможно, потому, что, вы часами просиживаете за компьютером. Не хочется вас пугать, но легкая боль в руке, вызванная травмой повторяющихся нагрузок (ТТТН), если на нее вовремя не обратить внимания, может, в конце концов, привести к инвалидности: даже просто причесаться станет проблемой. Обычно начинает болеть правая рука, человек стремится сберечь ее и перекладывает всю нагрузку на левую, но скоро боль дает о себе знать и в ней.
Левченко О.Г. «Роль динамической рефракции в патогенезе прогрессирующей близорукости», В.О. N6, 1985, стр. 55-57.
1.4. Меры профилактики близорукости.
Школьники должны иметь представление о вредном влиянии на глаза чтения лёжа. Для того чтобы отчетливо видеть окружающие нас предметы, расположенные на разном расстоянии, хрусталик глаза с помощью специальной (цилиарной) мышцы изменяет свою кривизну, становясь то более, то менее выпуклым. Этот приводит к более сильному или слабому преломлению попадающих в глаз лучей, и тогда на светочувствительной сетчатке оказывается четкое изображение предмета. Такая способность хрусталика носит название аккомодации. Но этого мало, ведь необходимо добиться согласованности в работе сразу обоих глаз, так чтобы их зрительные линии одновременно направлялись на рассматриваемый предмет. Это свойство глаз называется конвергенцией. Между аккомодацией и конвергенцией существует определенная согласованность, так при возрастании напряжения аккомодации увеличивается и конвергенция, и наоборот. При чтении лежа - происходит рассогласованность аккомодации и конвергенции. При чтении лежа ребенок невольно выбирает удобное положение для руки, а не для глаз, в результате книга, как правило, оказывается очень близко от глаз. Изображение букв не попадает, на желтое пятно, и глазными мышцам приходится выполнять дополнительную работу, что приводит к зрительному утомлению. К глазу, как к любому работающему органу, усиливается приток крови, несущей питательные вещества. И если при этом тело читающего находится в горизонтальном положении, голова запрокинута или склонена, то прилив крови увеличивается. Эта обстоятельство в свою очередь способствует растяжению стенок глаза в переднезаднем направлении и, следовательно, развитию близорукости. Ведь близорукий глаз, как правило, длиннее соразмерного глаза. Нужно также. Отметить, что при чтении лежа не всегда легко добиться достаточно равномерного освещения, что также ведет к усиленной работе органа зрения. Книгу для чтения за столом (партой) следует держать на подставке. В некоторых школах эта подставка стала обязательной. Если долго выполнять какую-нибудь работу, например, пилить дрова, то рука устает, она нуждается в отдыхе. Также в отдыхе нуждаются глаза. После 15-20 мин напряженной зрительной работы (чтение, письмо, вышивание) нужно дать глазам отдых: посмотреть в окно (примерно 20 сек), вдаль. К такому отдыху глаз детей приучают со II класса, когда объем зрительной работы значительно возрастет.
Уже после двух-трех дней проведения отдыха для глаз в школе дети переносят этот прием и на свои домашние занятия.
В охране зрения следует регулировать, а подчас и ограничивать зрительные нагрузки. Уже в I классе учитель сообщает учащимся о норме просмотра телепередач и использования компьютера – 5 часов в неделю.
К сожалению, есть семьи, где этим нормам не уделяется внимание или даже поощряется, когда дети подолгу смотрят телевизор - дети заняты и не мешают взрослым.
Гигиенические исследования показывают, что некоторые школьники просиживают перед телевизором и компьютером до 14 и даже до 30 и более часов в неделю.
Вот почему о просмотре телевизионных передач нужно упоминать, когда речь идет о рациональном отдыхе детей, о причинах детской нервозности, о несоблюдении режима дня. Но более, Всего просмотр телепередач связан с гигиеной зрения.
Основные гигиенические правила просмотра телепередач:
- смотреть не больше 2-3 передач в неделю продолжительностью не более I-1.5 часа каждая;
- располагаться от экрана не ближе, чем на 2-з метра и не далее 6-8 метров;
- в комнате должно быть боковое освещение лучше всего торшер или бра;
- место удобно, но смотреть передачу лёжа не разрешается;
- изображение на экране должно быть отрегулировано;
Schniolt K., Thews T. «Физиология человека», М., 1985. (с. 38-45)
II. Объем и методы исследования
С целью изучения показателей близорукости и факторов, способствующих развитию этого заболевания у школьников, нами были проведены ряд исследований.
Из интервьюирования школьного фельдшера Лысенко В. И. выяснили, что страдают этим заболеванием у нас 15 человек, что составляет 3% от общего количества обучающихся (приложение №1). Проследили динамику роста заболеваемости по параллелям с 1,2% (6 чел) в начальном звене до 1,8% (9 чел) в старшем и среднем звене (приложение №2). Это связано с возрастанием зрительной нагрузки в старших классах. Проследили изменения показателей роста и по годам. К сожалению, здесь тоже наблюдается динамика роста с 7 чел что составил (1,2%) в 2006г до 15 чел (3%) в 2011г (приложение №3).
Для сравнения данных по этому заболеванию с близлежащими школами мы обратились за помощью в детскую поликлинику №16. Заведующая поликлиникой Ханова М.Л. любезно предоставила нам отчет о заболеваемости детей по школам за 2011 год (приложение №4).
Проанализировав эти данные мы пришли к выводу, что по глазным заболеваниям наша школа стоит на 1 месте (приложение №5).
В связи с этим нами были исследованы факторы, влияющие на развитие меопии.
Исследовали показатели освещенности кабинетов, находящиеся на 2 и 3 этажах школы. Из 16 кабинетов: 10 находятся на солнечной и 6 на теневой стороне. Уровень естественной освещенности выше у 10 кабинетов, находящихся на солнечной стороне. В этих кабинетах по три окна. В кабинете, находящемся на теневой стороне, не смотря на то, что там 4 окна уровень естественной освещенности значительно ниже. Естественная освещенность кабинетов разная: 10 кабинетов школы, что составляет, 62,5% имеет хорошую естественную освещенность и 6 кабинетов, что составляет 37,5% имеет недостаточную освещенность (приложение №6).
Исследовали состояние затененности окон цветами и шторами. В 7 кабинетах школы составляет 43,75% на подоконниках находятся растения, что запрещено по нормам СанПина. В 10 кабинетах, что составляет 62,5% занавески и шторы не убираются в простенки, что не позволяет раздвигать шторы в пасмурную погоду. Затенение окон деревьями отсутствует. Окна моют 2 раза в год (весной и осенью).
В утренние, вечерние часы и пасмурную погоду в кабинетах используется дополнительное искусственное освещение, которое представлено лампами дневного света. Мы подсчитали количество ламп в кабинете. В 14 кабинетах 3 окна и 12 ламп, а в кабинете №29, 39, где больше площадь и 4 окна 16 ламп. Но, к сожалению, из 200 обследованных ламп только 114 ламп, что составляет 43% (приложение №7). Замена перегоревших ламп из-за их отсутствия происходит редко. Очистка осветительной арматуры почти не проводится.
Исследовали мы и цветное решение школьных помещений. В основном оно оптимально, используется композициями из сближенных цветов: желтоватого различных оттенков зеленого а, также бежевого тона слабой насыщенности.
Однако в 3 кабинетах (информатики, физики и химии) в интерьере используются ярко розовые и бежевые тона, что влияет на органы зрения и противоречит нормам СанПина. (приложение №8)
Проверили мы в кабинетах и антропометрические исследования. Для поддержания рациональной позы школьника во время урока мебель должна соответствовать антропометрическим данным ребенка, быть промаркирована (приложение №9).
Исходя из роста учащихся старшего и среднего звена в кабинетах должна находится мебель с желтой, красной, зеленой и голубой маркировкой, что соответствует росту старшеклассников, но нет мебели с желтой и красной маркировкой, что в основном соответствует росту обучающихся среднего звена. Явно, что для многих детей 5-6 класса эта мебель не подходит, и соответственно расстояние от глаз до поверхности стала от них уменьшаеися, т.к. эти столы для них высоки. Хотя высота столов может фиксироваться шурупами, но все они установлены на одном уровне.
Для детей с нарушением зрения парты независимо от их номеров, должны ставиться первыми. Это правило в основном не соблюдается.
Исследовали расстояние между доской и столами учащихся, оно во всех кабинетах соответствует нормам, кроме 3 специальных кабинетов (физика, химия, биология) из-за наличия кафедры. С целью изучения влияния факторов способствующих близорукости мы разработали и провели следующую анкету. (приложение №10)
Мы проанкетировали 300 учащихся школы, что составляет 50% от общего количества учащихся. В результате анкетирования мы выяснили, что многие учащиеся не соблюдают правила только у 34% опрошенных дневной свет падает с левой стороны и с левой стороны падает искусственное освещение, только 60% учащихся имеют настольную лампу.
У 18% учащихся нарушается расстояние во время чтения и письма 19% учащихся читают лежа, во время которого нарушается расстояние от глаз до книги. Очень много времени дети проводят перед экраном телевизора, монитором компьютера. 62 % (приложение №8). Учащихся превышают эту норму. Все это явно способствует нарушению зрения.
С целью выявления снижения процента заболеваемости мы провели следующие исследования с 2 группами обучающихся, страдающих меопией. (10 человек, что составляет 66% от общего количества обучающихся страдающих близорукостью)
1 исследование
Первой группе (5 человек, что составляет 50 %) разрешалось пребывать за монитором компьютером, телевизором неограниченное время (обычно 6 часов), а второй группе (5 человек, что составляет 50%) не более 2 часов в день. Соответственно у первой группы наблюдалось снижение остроты зрения с 50 до 20%, а у второй прослеживалась положительная динамика с 50 до 70% (приложение №11)
2 исследование
Детей, страдающих близорукостью, разделили на 2 группы. Первая группа (5человек – 50%) не участвовала в программе сохранения зрения. Со второй группой (5 человек – 50%) проводилась гимнастика для глаз, различные процедуры. У первой группы острота зрения снижалась с 30 до 10%, у второй соответственно зрение улучшалось с 30 до 50%. Регулярное проведение таких мероприятий способствует снижение процента заболеваемости. В прошлом году с учета были сняты 3 человека. (приложение №12)
III.Результаты исследования.
В результате интервьюирования школьного фельдшера Лысенко В.И. обнаружили следующие результаты. Из 500 учащихся школы имеют близорукость 15 человек, что составляет 3%. Среди учащихся начальных классов заболевания имеют 5 человек что составляют 1,2%, среди учащихся старшего и среднего звена 9 человек, что составляет 1,8%. Из исследований видно, что у детей младшего школьного возраста процент заболеваемости ниже, чем у детей среднего и старшего возраста (приложение №2). Идет динамика роста заболеваемости и по годам наблюдается динамика роста с 7 чел что составил (1,2%) в 2006г до 15 чел (3%) в 2011г (приложение №3).
Среди близлежащих школ наша школа занимает 1 место по близорукости (приложение№5).
В ходе изучения показателей освещенности кабинетов было установлено, что 9 кабинетов с хорошим уровнем освещенности, что составляет 56,25% и 7 кабинетов с недостаточным уровнем освещенности, что составляет 43,75% (приложение №7) К тому же естественная освещенность нарушается цветами на подоконниках. Занавесками и шторами.(приложение №6) Желает быть лучшей освещение 7 кабинетов так как 86 ламп, что составляет 43% нуждаются в замене. Очистка осветительной арматуры проводится крайне редко. Замечено, что занимаясь в кабинетах с хорошим уровнем освещенности школьники имели лучшую работоспособность. И та же группа детей занимаясь в кабинете с недостаточным уровнем освещенности имели плохую работоспособность жаловались на утомляемость.
Цветовое решение школьных помещений в основном оптимально и соответствует нормам Сан ПиНа. Только 3 кабинета, что составляет, 18,75% имеют яркую цветовую гамму (приложение №8).
Исходя из антропометрических исследований видно, что нужно отрегулировать высоту столов ,ак как рост 5 – 6 классиков значительно ниже старшеклассников.(приложение №9) Из-за несоответствия высоты столов росту учащихся нарушается расстояние от глаз до поверхности предмета – это способствует возникновению близорукости. Для детей с нарушением зрения парты с их номером не всегда ставятся первыми. Что также является нарушением.
В результате анкетирования было выявлено, что многими учащимися не соблюдается гигиена зрения. У некоторых учащихся неправильно расположен рабочий стол, в результате чего свет падает не с левой стороны. У многих нет настольной лампы. Во время чтения и письма многие учащиеся сильно наклоняются, тем самым, сокращая расстояние между глазами и рабочей поверхностью. Очень многие читают лежа. Значительно больше нормы дети проводят время у телевизора и монитора компьютера. Не соблюдение этих правил также способствует возникновению близорукости.
В результате исследования с двумя группами учащихся выяснили, что у больных детей соблюдающих программу сохранения зрения прослеживалась положительная динамика повышения остроты зрения с 50% до 70% (приложение№11,12).
Выводы:
В ходе наших исследований мы пришли к определенным выводам:
- Условия освещенности некоторых кабинетов школы не соответствуют гигиеническим требованиям.
- Недостаточная естественная освещенность;
- Недостаточный уровень искусственной освещенности;
- Очистка осветительной арматуры проводится крайне редко.
- Наличие вьющихся растений на подоконниках.
- Занавески на окнах не убираются в простенки.
- Мебель не соответствует росту некоторых учащихся
- Столы не отрегулированы под рост обучающихся. (1300-1450 см.)
- Для детей с нарушением зрения парты независимо от их номера не всегда ставятся первыми.
- Многие учащиеся не соблюдают меры по профилактике близорукости.
- Неправильная освещенность рабочего места дома.
- Не соблюдаются правильное расстояние между органами зрения и рабочей поверхности стола.
- Некоторые учащиеся читают в транспорте и лежа
- Много времени проводится перед экраном телевизора и монитором компьютера.
Рекомендации:
Исходя из выводов, нами были разработаны следующие рекомендации:
- Улучшение условий освещенности кабинетов.
- Убрать вьющиеся растения с подоконников
- Убирать занавески в простенки при недостаточной дневной освещенности.
- Проводить отчистку осветительной арматуры, светильников, не реже два раза в год.
- Проводить своевременную замену перегоревших ламп.
- Использование дополнительного искусственного освещения в утренние и вечерние часы, пасмурную погоду.
- Отрегулировать высоту столов, согласно антропометрическим данным (приложение №9).
- Соблюдение учащихся программы сохранения зрения (приложение №11).
- Проведение гимнастики для глаз особенно в начальных классах (приложение №14)
- Обеспечение учителем особенно начальных классов контроля за посадкой учащихся.
- При работе с компьютерами соблюдать определенные правила и рекомендации (приложение №15)
- Проведение постоянной и профилактической работы на уроках здоровья по соблюдению программы сохранения зрения. (приложение №16)
Список литературы
- Аветисов Э.С. «Близорукость», М., 1986.
- Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.З. «Какой должна быть оптическая коррекция близорукости», В.О. N6, 1970.
- Иванов Д.Ф. «К вопросу о некоторых механизмах развития близорукости», О.Ж., N6, 1983, стр.368-373.
- Латышевская Н.И. Давыденко Л.А. «Профилактика заболеваний и оздоровление школьников в условиях общеобразовательного учреждения» Волгоградская медицинская академия. Комитет образования г. Волгограда 2003г.
- Левченко О.Г. «Роль динамической рефракции в патогенезе прогрессирующей близорукости», В.О. N6, 1985, стр. 55-57.
- Розенблюм Ю.З., Дудникова. Л.К. «Проблема рефракции глаза», М., 1974.
- Татарникова Л.Г. ПОздеева М.В. «Валеология подростка» Издательство “PETROC” 1998.
- Schniolt K., Thews T. «Физиология человека», М., 1985.
- Ваtеs W.H. «The bates method for better eyesight without glasses», New York, 1968.
Интернет источники:
- http://офис-люкс.рф/shkolnaya-mebel-stulya-shkafyi-stolyi-kirov/
Приложение№1
Заболевания, связанные с нарушением аккомодации
Приложение №2
Динамика роста близорукости
Приложение №3
Динамика роста близорукости по годам
Приложение№4
Отчёт Хановой М.А. зав отделением МУЗ №16 Красноармейского района , о заболеваемости детей по школам за 2011год.
Приложение №5
Положение МОУ СОШ №113 по глазным заболеваниям среди близлежащих школ.
Приложение № 6
Освещенность кабинетов МОУ СОШ № 113
Кабинеты | Площадь Кабинета. (Кв.м.) | Естественная Освещенность. Наличие Окон. | Наличие Вьющихся Растений на Окнах. | Занавески в Простенках. | Искусственное Освещение. | Антропометрические Исследования. | Расстояние От доски До стола. (М). | ||||||
Убираются. | Не Убираются. | Количество Ламп. | В раб. Сост. | В Нераб. Сост | Маркировка. | ||||||||
Ж | К | З | Г | ||||||||||
Кабинет №22. | 48 | Три окна. | Растения есть. | Не убираются. | Всего: 12. | 9 | 3 | + | 2,4 | ||||
Кабинет № 23. | 48 | Три окна | Растения есть | Убираются | Всего: 12 | 10 | 2 | + | 2,4 | ||||
Кабинет №24 | 48 | Три окна | Растений нет | Не убираются | Всего: 12 | 9 | 3 | + |
| 2,5 | |||
Кабинет №25 | 48 | Три окна | Растений нет | Не убираются | Всего: 12 8-205лк. | 8 | 4 | + | 2,6 | ||||
Кабинет № 26 | 48 | Три окна | Растений нет | Убираются | Всего: 12 | 9 | 3 | + | 2,5 | ||||
Кабинет №27 | 48 | Три окна | Растения есть | Не убираются | Всего: 12 8-245 лк. | 8 | 4 | + | 2,5 | ||||
Кабинет №28 | 48 | Три окна | Растений нет | Убираются | Всего: 12 | 10 | 2 | + | 2,4 | ||||
Кабинет №29 | 64 | Четыре окна | Растения есть | Не убираются | Всего: 16 9-245лк. | 9 | 7 | + | 3 | ||||
Кабинет №32 | 48 | Три окна | Растения есть | Не убираются | Всего: 12 8-205лк. | 8 | 4 | + | 2,4 | ||||
Кабинет №33 | 48 | Три окна | Растений нет | Не убираются | Всего:12 8-205лк. | 8 | 4 | + | 2,4 | ||||
Кабинет №34 | 48 | Три окна | Растения есть | Убираются | Всего: 12 | 10 | 2 | + | 2,5 | ||||
Кабинет №35 | 48 | Три окна | Растений нет | Не убираются | Всего: 12 8-205лк. | 8 | 4 | + | 2,5 | ||||
Кабинет №36 | 48 | Три окна | Растения есть | Не убираются | Всего: 12 | 10 | 2 | + | 2,5 | ||||
Кабинет №37 | 48 | Три окна | Растения есть | Не убираются | Всего: 12 | 10 | 2 | + | 2,5 | ||||
Кабинет №38 | 48 | Три окна | Растений нет | Не убираются | Всего: 12 8-205лк. | 8 | 4 | + | 2,4 | ||||
Кабинет №39 | 64 | Четыре окна | Растения есть | Не убираются | Всего:16 | 12 | 4 | + | 2,8 | ||||
Приложение №7
Диаграмма освещенности кабинета
Приложение № 8
Цвет | Высота от пола в (м. м) |
Оранжевый | От 1000 до 1150 |
Фиолетовый | От 1150 до1300 |
Жёлтый | От 1300 до1450 |
Красный | От 1450 до1600 |
Зелёный | От 1600 до1750 |
Голубой | Свыше 1750 |
Таблица маркировки мебели
Приложение №9
http://офис-люкс.рф/shkolnaya-mebel-stulya-shkafyi-stolyi-kirov/
Приложение №10
Анкета
Вопросы. | Ответы. | |
1. Имеете ли вы рабочее место? | Да- 43% | Нет-9% |
2. С какой стороны падает дневной | Слева-34% | С другой |
свет? | стороны- 66% | |
3. Имеете ли вы настольную лампу? | Да-60% | Нет-40% |
4. На каком расстоянии вы читаете и | 30-40 см. | Другое |
пишете? | 82% | расстояние 18% |
5. Читаете ли вы в транспорте? | да- 15% | Нет-85% |
6. Читаете ли вы лёжа? | Да-19% | Нет-81% |
7. Сколько времени вы читаете дома? | 2 часа и более | От 30 мин. До 2 |
8. Сколько времени вы проводите за | 3% | часов- 87% |
телевизором и компьютером? | 2 часа | Более 2-ух |
9. На каком расстоянии вы смотрите | 38% | часов |
телевизор и компьютер? | 52% | 62% |
10. Накланяетесь ли вы во время | 48% | |
чтения и письма? | Да- 94% | |
11. Делаете ли вы перерывы во время | Нет- 6% | |
просмотра телевизора и работы с | Да- 35% | |
компьютером? | Нет- 65% | |
12. Делаете ли вы гимнастику для глаз | ||
при работе с компьютером? | Да- 3% | Нет- 97% |
Исследования с 2 группами обучающихся
Приложение№11
Исследование №1
Приложение №12
Исследование № 2
Приложение№13
Программа улучшения зрения.
Если вы хотите, чтобы у вас было хорошее зрение, вы должны выделить хотя бы 20-30 минут в сутки для ухода за глазами. Начните с энтузиазмом выполнять ежедневно эту программу и от неё вы получите столько, сколько труда вложите в это дело.
Температурная (водяная) стимуляция глаз.
Возьмите два больших куска ткани. Один кусок опускается в горячую воду (как только можно терпеть). Другой- в ледяную (просто холодную воду брать нельзя). Вынуть ткань из горячей воды и приложить на 2 минуты, плотно прижимая, глазам. Затем немедленно приложить к глазам на 1 минуту ткань, смоченную водой со льдом. Вытереть глаза.
Дыхание, стимулирующее приток крови к глазам.
Открыть окно или выйти на свежий воздух, получить как можно больше кислорода ( 99% всех людей испытывают кислородное голодание. При этом глаза слабеют, напрягаются и теряют блеск ). Перед упражнением несколько раз вздохните. Теперь ваша кровь готова накапливать кислород в глазах. Глубоко вдохните, держите дыхание, не вдыхая, согнитесь в талии и, чуть согнув колени, опустите голову, чтобы она была ниже уровня сердца. Теперь кровь, обогащённая кислородом, идёт к голове и глазам, удаляя яды и отбросы. Стоять в таком положении считая до пяти.
Предупреждение:
У вас может закружиться голова, поэтому начинайте делать это упражнение без усилий. По мере приобретения практики головокружение проходит. Через неделю вы сможете задерживать дыхание в течение 10 секунд. Это упражнение очень важно ! Кислород сжигает яды и отбросы, находящиеся в глазах. Глаза очищаются, так как увеличивается циркуляция крови через ткани глаза. Делайте ежедневно, по крайней мере, 10 таких дыхательных упражнений.
Как расслаблять глаза
Основное в этой процедуре – получение солнечных лучей. В идеальном случае это должно делаться на открытом воздухе или перед открытым окном, подставляя лицо лучам солнца. По возможности окно должно быть открытым. Если окна выходят на север либо вы живёте в климатическом поясе, где мало солнца, можно вместо прямых солнечных лучей использовать 150 – ватную лампу, располагаясь на расстояние 1, 5 – 2 метров от неё. Когда имеется достаточное количество света нормальный глаз видит без усилий.
Солнечные лучи имеют большую терапевтическую ценность для больных глаз. Глаза функционируют только при свете. Солнечный свет помогает усиливать зрение. У людей которые проводят большую часть времени в помещении без солнца, зрение постепенно ослабляется. Животные, живущие в темноте или почти темноте, слепы или имеют зрение намного хуже, чем животные, живущие на солнце.
Татарникова Л.Г. ПОздеева М.В. «Валеология подростка» Издательство “PETROC” 1998. (с. 140)
Приложение №14
Гимнастика для глаз.
- Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4-5 раз.
- Крепко зажмурить глаза ( считать до 3), открыть их и посмотреть вдаль ( считать до 5 ). Повторить 4-5 раз.
- Вытянуть правую руку вперёд. Не поворачивая головы, следить глазами за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4-5 раз.
- Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счёт 1-4, потом перенести взор вдаль на счёт 1-6, повторить 4-5 раз.
- В среднем темпе проделать 3-4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабить глазные мышцы, посмотреть вдаль на счёт 1-6. Повторить 2-3 раза.
Аветисов Э.С., Розенблюм Ю.З. «Какой должна быть оптическая коррекция близорукости», В.О. N6, 1970. (с. 17)
Приложение№15
Рекомендации при работе с ПК
- Установите на экран стеклянный или высококачественный пластмассовый оптический фильтр. Откажите от сетчатых фильтров.
- Легче всего читаются тёмные буквы на световом экране. Добейтесь нужной яркости.
- Подставку для чёрных материалов поместите ближе к экрану.
- Экран монитора должен находиться примерно на 20 градусов ниже уровня глаз. Компьютер следует поставить так, чтобы на экран не падал свет из окна.
- Разместите экран компьютера на расстоянии 40-75 см. от глаз.
- Верхнее освещение не должно быть ярким, откажитесь от флуоресцентных ламп. Идеальный вариант для глаз освещенность экрана такая же, как освещенность помещения.
- Каждые 10 минут отводите глаза на несколько секунд в сторону от экрана и устремляете взгляд в законную даль.
- Посоветуйтесь с окулистом: не нужны ли вам особые очки для работы с компьютером.
- Проводите за дисплеем не больше 4 часов.
Ю.Через каждые 30-45 минут работы делаете перерывы на 5-15 минут работы. Учтите: буквенно-цифровое изображение на мониторе вызывает утомление и раздражение быстрее, чем графическое.
11 .Во время отдыха, чтобы снять нервно-эмоциональное напряжение, слушайте спокойную лучше классическую музыку оказывающею антистрессовое воздействие.
Вместо компьютерных игр
(Гимнастика для лиц, работающих с компьютером)
- Сядьте на стул, закройте глаза, расслабьте мышцы лица, свободно, без напряжения откинетесь на спинку стула, руки положите на бёдра (10-15секунд).
- Закройте глаза выполните пальцами лёгкие круговые поглаживающие движения надбровных дуг и нижней части глазниц от носа к вискам (20-30 секунд)
- Сложите руки перед грудью пальцы скрестите. Поверните кисти пальцами к груди, ладони не размыкайте. Поверните кисти пальцами от себя. Повторите 4-6 раз. Опустите руки в низ и потрясите расслабленными кистями.
Приложение №16
Профилактика близорукости.
- Выявлять детей с нарушением зрения, определить формы оздоровления (по результатам медицинских осмотров).
- Доводить сведения о детях с нарушениями зрения до валеолога, классного руководителя, ребенка, родителей.
- Рассаживать детей с пониженной остротой зрения за первые парты (независимо от номера парты), в первом ряду от окна.
- Контролировать рабочую позу ребёнка во время урока.
- Проводить гимнастику для глаз.
- Использовать зрительные тренажеры.
- Соблюдать длительность непрерывной работы учащихся с дисплейными терминалами (1 класс-10 минут, 2-5 классы-15 минут, 6-7 классы-20 минут, 8-9 классы-25 минут, 10-11 классы на первом часу занятий-30 минут, на втором-20 минут).
- Выполнять гимнастику для глаз на рабочем месте после работы за видеотерминалом.
- Проводить урок здоровья на тему: профилактика заболеваний органа зрения.
1.10 Проводить лекции и беседы для родителей детей с предмиопией и
миопией организации зрительного режима во внешкольное время,
тренировка аппарата аккомодации в домашних условиях.
Аветисов Э.С. «Близорукость», М., 1986. (с. 143)
Волгоградский государственный медицинский университет
Рецензия
На научно-исследовательскую работу учащейся 10 «А» класса МОУ СОШ №113 Швецова Ивана по теме «Изучение факторов способствующих развитию факторов близорукости у школьников».
Материал работы включает следующие разделы: введение, цели и методы, главы текстового материала, методы и результаты исследований, выводы, рекомендации и приложения.
Чёткая структура способствует поэтапному постижению рассматриваемого вопроса. План работы даёт возможность получить детальное представление о её содержание.
Выполняя данную работу Слета Виктория доступно раскрывает актуальность темы.
В обзоре литературы изучены такие вопросы, как заболевания, связанные с нарушением аккомодации, факторы, способствующие, возникновению близорукости, меры профилактики.
В ходе работы были исследованы динамика роста близорукости у школьников, освещенность школьных кабинетов, проведены антропометрические исследования, анкетирование, в результате которого выявлены факторы способствующие, возникновению близорукости у школьников. Ученицей были проанализированы результаты собственных исследований и сделаны корректные выводы.
Швецов Иван выступил инициатором выработки рекомендации направленных на сохранение и улучшения зрения.
Большое значение имеет приложение, в которых отобраны собственные результаты, рекомендации и литературные данные.Работа актуальна и перспективна. Она имеет практическую значимость и для ведения профилактической работы с учащимися по охране зрения.
Считаю, что научно-исследовательская работа написана с учетом требований, предъявляемых в работах учащихся школ, с учётом вышеизложенного данная работа достояна высокой оценки.
Рецензент ассистент
кафедры биологии ВолГМУ Н, А Николаенко
аспирант
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детская организация как фактор способствующий развитию социально адаптированной личности
Данная работа содержит материалы по организации школьного самоуправления путем создания общественной детской организации.Работа адресована классным руководителям, вожатым, педагогам-...
Повышение профессиональной компетентности педагогических работников как фактора способствующего развитию образовательного учреждения
Проблема определения профессиональной компетентности учителя стала объектом спора и разногласий между педагогами, психологами, специалистами-практиками и учеными. ...
РАБОТА В «SCRATCH» КАК ФАКТОР, СПОСОБСТВУЮЩИЙ ФОРМИРОВАНИЮ У ШКОЛЬНИКОВ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ ОБ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Способ создания условий для формирования у школьников представлений об информационной безопасности...
Профилактика развития близорукости у школьников
В статье рассказывается о развитии близорукости у детей и даются полезные советы и рекомендации по профилактике заболевания....
Технология формирования у учителя системы базовых психолого-педагогических компетенций, способствующих развитию учебных компетенций школьника, его интеллектуальному и личностному самосовершенствованию
В основе современной стратегии образования, по словам В. В. Путина, лежит «развитие аналитических способностей, критического мышления, умение учиться, умение самому воспринимать знания, ус...
«Как изучение ментальной арифметики способствует развитию головного мозга и помогает раскрыть школьникам свои таланты».
Ментальная арифметикаОдна из главных особенностей строения человеческого мозга – наличие двух полушарий: левого и правого. Оба имеют свои специфические функции, но они прочно связаны друг с друг...
Близорукость: причины и профилактика развития близорукости у детей и подростков.
Близорукость - актуальная проблема нашего времени. Большой процент развития близорукости, а также увеличения ее степени, приходится на школьный возраст. Поэтому очень важно в школе классным руководите...