статья"Роль игровых технологий в развитии творческих способностей обучающихся."
статья (10 класс) по теме
В статье показана роль игровой деятельности для развития творческих способностей обучающихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 47.5 КБ |
spisok_lit-ry.doc | 30 КБ |
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированное обучение на уроках географии. Развивающий потенциал учебных приёмов, видов и форм учебных заданий.
Бабина Наталья Васильевна учитель географии МБОУ СОШ №28 п. Мостовской Краснодарского края.
В условиях модернизации образования, введения федеральных государственных образовательных стандартов нового поколения происходят кардинальные изменения в системе образования и в первую очередь эти изменения относятся к нам учителям. Веление времени требует по - иному осмыслить роль педагога в образовательном процессе.
Долгие годы учитель выступал в роли ретранслятора знаний, то есть передавал их ученикам. Но сегодня в школе нужен учитель – управленец, который может глубоко и грамотно провести педагогический анализ, создать комфортные условия для каждого ученика с учётом его психофизиологических параметров, ориентируя его на успех и рост его учебных возможностей. География наряду с математикой, химией, биологией, физикой является структурно-ориентированным предметом, где познание мира идёт через жёсткие, наперёд заданные алгоритмы без субъективизма, в отличии от истории, преподавание которой вызывает определённые трудности. Так почему же практически у каждого учителя есть дети с очень низкой мотивацией к изучению географии, ученики, которым надо ставить «2».
С одной стороны учитель, имеющий большой педагогический опыт и разнообразие всевозможных средств, форм и методов обучения, а с другой разнообразие учащихся. И создаётся тупиковая ситуация, эти разнообразия никак не могут встретиться. В своей практике я не первый год применяю технологию личностно-оринтированного обучения, как фактор повышения качества обучения и учебного успеха ученика. Данная технология довольно подробно описана авторами Н.Л. Галеевой, Н.Л. Мельничук в методической литературе «Сто приёмов для учебного успеха ученика на уроках географии».
Технология личностно- ориентированного обучения предусматривает переход от предметно-ориентированного обучения и предлагает привести формы учебной работы в соответствие с индивидуальными особенностями учеников. К сожалению, по статистике более 70% учителей затрудняются в определении форм и дозы педагогической помощи в освоении школьного предмета. Задайте себе вопрос, что я делаю, когда осуществляю свою профессиональную деятельность? Какие условия создаёт для успеха ученика концепция учителя предметника, наставника или партнёра? Ведь успех ученика понимается не только как увеличение усвоенной им учебной информации, но прежде всего, как постоянный рост его учебных возможностей.
В структуре учебного успеха ученика учителю необходимо анализировать около 10 параметров:
- «Знаю» - объём и качество знаний (обученность), оцениваемые отметкой по предмету;
- «Умею» - предметные и общеучебные навыки (организационные, коммуникативные, информационные, мыслительные);
- Организационные умения и навыки - это самостоятельное планирование учеником своей деятельности, организация ведения записей в тетрадях, навык самооценки;
- Коммуникативные это развитие монологической речи, умение вести диалог, работать в паре, команде;
- Информационные - это навык смыслового чтения, умение выделять главное в тексте, ставить вопросы, читать «слепые» тексты, умение «сворачивать» и «разворачивать» информацию, вести наблюдения, использовать ТСО, ПК, ТV;
- Мыслительные - это проводить анализ, синтез, сравнения, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, то есть развивать географическое мышление на основе реализации психофизиологических функций головного мозга;
- «Могу» - психофизиологические механизмы, обеспечивающие познавательные процессы:
- внимание - объём, распределение, концентрация, устойчивость, переключение внимания;
- память - словесно-логическая, наглядно-образная, двигательно-моторная, эмоциональная;
- модальность - наиболее комфортный для ребёнка канал приёма, переработки и выдачи информации (аудиалы, визуалы, кинестики);
- доминирование полушарий мозга – «правополушарники», « левополушарники», « равнополушарники».
Следует иметь в виду, что «чистых» аудиалов, визуалов и кинестиков нет, поэтому урок должен содержать все способы подачи материала. Например, при изучении темы «Постоянные ветры» для аудиала наиболее приемлемым является словесно-логический уровень памяти, то есть определение, термин «Что такое пассаты?», для визуала наглядно - образная память в виде рисунка, а для кинестика наиболее приемлемым будет опыт с наливание воды в воронку, где будет наглядно проявляться отклоняющая сила Кариолиса. Доминирование полушарий мозга, функциональная ассиметрия - это способность одного полушария мозга включаться на доли секунды раньше, подавляя функцию другого полушария. Каждое полушарие специализируется на определённых видах деятельности. Если включается левое полушарие, человек действует как аналитик, разбирая информацию на составные части, если правое - человек испытывает ощущения, возникшие интуитивно, без анализа, помнит образы и чувства. Для учителя важно знать у каких учеников ярко выражено доминирование правого или левого полушария. Для примера приведу метод И.П. Павлова, при котором испытуемому предъявляется набор из 9 карточек со словами: молоко, собака, мычать, кошка, мясо, лаять, мяукать, трава, корова. Ученик должен разложить эти карточки на 3 группы по смыслу. Если ученик делит слова в соответствии с их формальными признаками (в одну группу попадают все названия животных: собака, кошка, корова, в другую – глаголы, в третью - то, что едят животные), то скорее всего, этот ребёнок реализует «левополушарный» тип мышления. Ребёнок с доминирование правого полушария соберёт из слов три образа (кошка + молоко + мяукать; собака + мясо +лаять; корова + трава + мычать). Если ребёнок собирает одним способом, но видит в данном задании и другой способ, то в данном случае испытуемый не обладает ярко выраженным доминированием какого-либо полушария, и можно назвать его «равнополушарным». Следует признать, что на уроках географии наиболее высоких результатов добиваются ученики с доминантой левого полушария. Пример тестовых заданий на развитие «западающих» полушарий:
- для «правополушарника» на развитие левого полушария:
Определите в каком климатическом поясе половодье наступает летом, реки не замерзают ?
а) экваториальный б) субтропический в) умеренный континентальный
2) для «левополушарника» на развитие правого полушария:
Выберите ответ с характерными чертами для субтропического пояса:
а) реки полноводны весь год, не замерзают; б) в сухое время года реки пересыхают;
в) половодье наблюдается зимой; г) зимой реки промерзают до дна.
Все психофизиологические параметры зависят от генотипа, то есть имеют в основе
наследственность, но поддаются корректировке диапазона наследственности и требуют
тренировки деятельности.
- «Хочу» - уровень развития мотивационно-потребностной сферы, один из важнейших параметров индивидуального стиля учебной деятельности. Вопрос «Что я хочу?» проигрывает в объективности по сравнению с вопросами «Что я могу?», «Что я умею?», «Что я знаю?». Подростки уже могут задумываться на каком уровне развития находится «хочу» в структуре его учебного успеха. Можно выделить от самого низкого к самому высокому 4 уровня мотивации: базовый или биологический, познавательный, социальный, социально-духовный. Нет смысла давать ученику, находящемуся на биологическом уровне мотивации провести исследование, создать проект, он к этому не готов. Задания надо давать, исходя из соответствующего ему уровня мотивации, так как чем выше уровень мотивации, тем шире понятие.
В момент возникновения самых разнообразных педагогических ситуаций учитель должен уметь осуществлять наиболее трудоёмкую педагогическую компетенцию – педагогический анализ. Педагогический анализ – это и сама непосредственная деятельность учителя по определению значения выделенных педагогически значимых параметров, или иначе говоря - начальный этап реализации педагогической технологии.
Предварительный просмотр:
ЛИТЕРАТУРА
- Аникеева Н.П. Воспитание игрой: книга для учителя.- М.: Просвещение,1987.
- Аникеева Н.П. Специфика игровой ситуации - Педагогика и психология игры. - Новосибирск, 985.
- Айзенк Г. Дж. Узнай свой собственный коэффициент ин теллекта. - Ай Кью, 1993.
- Ашимов С. Занимательная математика. Нескучный учебник.
- Ахметов Н. К., Хайдаров Ж. С. Игра как процесс обучения. - Алма-Ата, 1988.
- Алтынов П. И. Математика: 2600 тестов и проверочных за даний для школьников и поступающих в вузы. - 2-е ИЗД., стереотип. М.: Дрофа, 2000.
- Берлянд Н. Е. Игра как феномен сознания. - Кемерово: АЕФ, 1992.
- Волошинов А. В. Пифагор: союз истины, добра и красоты. - М.: Просвещение, 1993.
- Гарднер М. Крестики-нолики, 1988.
- Гарднер М. Математические чудеса и тайны. - 5-е ИЗД., сте реотип. - М.: Наука, 1986.
- Гнеденко Б.В. Очерки по истории математики в России. М.: ОГИЗ, 1946.
- Денисов А. П. Леонтий Филиппович Магницкий. - М.: Просвещение, 1967.
- Демьянов В. П. Рыцарь точного знания. - М.: Знание, 1991.
- Депман И. Я., Виленкин Н. Я. За страницами учебника математики: пособие для учащихся 5-6 кл. сред. шк. - М.: Просвеще иие,1989.
- Детская энциклопедия. Т. 2. Мир небесных тел. Числа и фигуры. - М., 1972.
- Карпеев Э. И. Михаил Васильевич Ломоносов: Кн. для учащихся. - М.: Просвещение, 1987.
- Карпов А., Гик, Е. Шахматный калейдоскоп. - 1981.
- Козлова Е. Г. Сказки и подсказки. - М., 1994.
- Лаптев Б. Л. Н. И. Лобачевский и его геометрия. - М.: Просвещение, 1988.
- Ливанова А. М. Три судьбы: повесть о великом открытии. - М.: Знание, 1975.
- Матвиевская Г. Л. Рене Декарт: Книга для учащихся. М.: Просвещение, 1987.
- Никитин Ю. Это мы не проходили. Школа затейных наук. 1997
- Петраков. И. С. Математические кружки в 8-10 классах: Книга для учителя. - М.: Просвещение, 1987.
- Фарков А. В. Математические кружки в школе. - 2006.
- Щеблыкин И. П. Михаил Васильевич Ломоносов: Книга учащихся. - М.: Просвещение.
- Электронный научно-практический журнал «Вопросы Интернет-образования».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РОЛЬ УРОКОВ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ В РАЗВИТИИ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Одной из педагогических задач сегодня является внедрение в образовательный процесс таких методов и приемов, которые помогают подросткам не только овладеть определенными ...
Статья "Проектная деятельность, как средство развития творческих способностей" обучающихся, опубликованная в методическом журнале "Практические советы учителю" №4, 2015 г.
В статье приводится описание деятельности в рамках регионального культурно-просветительского проекта "Юнистиль". Приводится сценарий школьного конкурса "Юнистиль", который может быль использован при о...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках математики через технологию развития критического мышления
Формы урока в ТРКМ отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят пассивно, слушая учителя, а становятся главными действующими лицами урока. Они думают и вспоминают про себя, делятся р...
Развитие творческих способностей обучающихся на уроках технологии с выходом на творческий проект.
Выступление на муниципальном МО учителей технологии, ИЗО, музыки....
Статья ": «Искусство бумагопластики как средство развития творческих способностей обучающихся на занятиях дополнительного образования».
Статья посвещена искусству бумажной пластики как средство развития творческих способностей обучающихся. Работа с различными материалами в различных художественных техниках расширяет возможности ...
Статья "Развитие творческих способностей обучающихся на уроках истории с помощью технологии критического мышления"
Информация о приемах "Кроссенс" и "Прима"...
Доклад "Использование ИК-технологий для развития творческих способностей обучающихся во внеурочной деятельности"
В докладе рассматриваются преимущества применения средств информационных технологий для развития творческих способностей обучающихся на примере внеурочной деятельности...