НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
статья по теме

Красикова Марина Валентиновна

Как заинтересовать ребят изучением предмета «Фортепиано», сделать занятие любимым и увлекательным? Этот вопрос волнует многих педагогов-новаторов, в том числе и меня. Исследования педагогов-новаторов показали, что именно нетрадиционные формы  занятий поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения и как следствие, способствуют  повышению эффективности деятельности учащихся. Именно нетрадиционные формы обучения, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные  учебные  занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon netraditsionnye_formy_obucheniya.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО

Как заинтересовать ребят изучением предмета «Фортепиано», сделать занятие любимым и увлекательным?

Этот вопрос волнует многих педагогов-новаторов, в том числе и меня.

Исследования педагогов-новаторов показали, что именно нетрадиционные формы  занятий поддерживают интерес учащихся к предмету, повышают мотивацию учения и как следствие, способствуют  повышению эффективности деятельности учащихся.

Именно нетрадиционные формы обучения, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся обучающимся, чем будничные  учебные  занятия со строгой структурой и установленным режимом работы.

В любой деятельности творческая способность является основой движения вперед. Это способность воспринимать, чувствовать, понимать прекрасное в жизни, в искусстве, стремление самому создавать прекрасное, оценивать красивое в окружающих предметах, формирующих у них эстетические качества: чувство формы и цвета.

Главными задачами, на мой взгляд, являются:

  • Развитие чувственной модальности (через цвет и форму)
  • Поощрение активности и свободы выбора.

Именно выбор создаёт успех работы ребёнка и играет важную роль в самовыражении учащихся.

Для успешного решения задач в развитии творческих способностей я разработала стратегию развития творчества:

  • максимально использовать золотой ключик – интерес;
  • предоставлять право самостоятельного выбора;
  • постоянно поддерживать мотивацию;
  • ориентировать на общественную значимость деятельности личности;
  • использовать нетрадиционные виды деятельности на уроке;
  • ориентир на индивидуальность и творческие способности обучающихся.

Итак, чему же дети учатся на моих занятиях? Мыслить и говорить на новом для них языке – образно-музыкальном, а еще они учатся звуками музыки нести людям радость. Всем известно, что образно прочувственная и исполненная музыка возвышает, наполняет, вдохновляет, радует. Поэтому, музыкальные занятия и развивают ум, волю, нравственность, творческое мышление, художественный вкус, умение слушать и слышать. Они учат делать свое дело красиво.


Классификация видов деятельности на занятии

Традиционные виды работ строго регламентированы и требуют точности в выполнении, а остальные виды деятельности  носят творческий характер, поскольку являются импровизированными по форме и произвольными по эмоциональному содержанию.

На своих занятиях я использую нетрадиционные виды творческой деятельности, которые способствуют развитию музыкального слуха, творческого мышления и самостоятельности обучающихся, формированию внутренней мотивации к овладению «языком» музыки, как средством выражения чувств это:

  • цветовое моделирование
  • работа с геометрическими фигурами.

Цветовое моделирование (работа с цветом)

Доказано положительное влияние нетрадиционных форм обучения на здоровье учащихся.

Румынский врач Стефанику-Гоанга исследовал влияние цвета на дыхание и частоту пульса. Частота пульса и дыхания увеличивается при красном, оранжевом и желтом цветах, в то время как при воздействии зеленого и фиолетового пульс и дыхание замедляются, то есть сами цвета вызывают определенные физиологические реакции в организме.

Работа с цветом по-разному влияет на настроение. Ребёнок понимает, что радость, горе, нежность может быть выражена цветом, который вызывает ассоциации с эмоциональным состояние ребенка.

Цель применения такого вида деятельности на моих занятиях это развитие чувственной модальности.

В процессе работы над музыкальным произведением, обучающиеся определяют настроение и выбирают цвет, соответствующий настроению музыкального произведения и обосновывают его выбор. Например:

  • самостоятельно выбирают регистры условными фигурами разного цвета (высокий регистр – кружочками жёлтого цвета, средний регистр – кружочками зеленого цвета, низкий регистр – кружочками синего цвета);
  • выбирают лад (мажор – красным цветом, минор – синим цветом)

Игра «Слышащий фломастер»

Слушая музыку, дети выбирают подходящий по цвету фломастер, соответствующий настроению музыки. Например, спокойную медленную музыку – плавной, волнообразной линией; строгую, решительную – изогнутыми линиями с острыми углами; легкую и отрывистую – прерывистыми штрихами.

   Работа с геометрическими фигурами

Геометрические фигуры используются в работе над музыкальным произведением  при определении:

  1. Жанра (песня, танец, марш)
  2. Размера
  3. Формы музыкального произведения

Цель таких уроков — помощь учащимся увидеть в объёмных различных формах настроение, эмоциональное состояние.

Увлечённость такой работой порождает интерес, творческую свободу, удивление перед своими возможностями. На своих занятиях стараюсь максимально использовать интерес, чем он сильнее, тем глубже осуществляется деятельность. А также поощрять свободу самостоятельного выбора детей.

Использование нетрадиционных форм обучения предоставляет возможность создать ситуацию, где ребёнок проявляет себя индивидуально творчески.

Однако необходимо отметить, что слишком частые обращения к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным, что в конечном счете приведет к падению у учащихся интереса к предмету.

Вывод:

Нетрадиционные виды творческой деятельности способствуют:

  • развитию интереса обучающихся;
  • развитию творческой самостоятельности обучающихся;
  • развитию чувственной сферы;
  • формированию положительной мотивации;
  • эффективной деятельности обучающихся

Нетрадиционные формы проведения занятий  развивают интерес обучающихся к изучаемому предмету, а так же их творческую самостоятельность, способствуют развитию чувственной сферы. Организация такого урока способствует выработке определенного позитивного отношения к учебному процессу. Применение в обучении нетрадиционных видов деятельности на занятии обеспечивает не только эффективное достижение практических, общеобразовательных и развивающих целей, но и содержит значительные возможности для вызова и дальнейшего поддержания мотивации обучаемых.

Классификация видов деятельности на уроке

        

       

        Красикова М.В.

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативных универсальных учебных действий в процессе использования различных видов творческой деятельности на уроках английского языка.

Изменения, произошедшие в системе образования за последние годы, привели к переосмыслению методов и технологий обучения иностранным языкам. В связи с этим педагогический процесс обучения английскому я...

Методические рекомендации "Слушание музыки на занятиях в классе фортепиано с детьми младшего возраста" (для педагогв доп. образования)

Рекомендации для традиционной серии музыкальных гостиных. Его тематика и содержание рассчитаны на детей младшего школьного возраста....

Музыкальная игра – одна из ведущих видов творческой деятельности дошкольник

   Особой формой общественной жизни дошкольника является игра,    в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают ми...

План-конспект открытого урока «Виды творческой деятельности на уроках музицирования »

Развитие творческих навыков учащегося через различные виды музыкальной деятельности.Практическое изучение гармонии на примерах гармонических схем, музыкальных произведений и песенного материала....

Значение образных ассоциаций в работе с учащимися на занятиях по классу фортепиано

Развитие образного мышления посредством  исполняемого репертуара начинающего пианиста...

Отличие исследовательской работы от других видов творческой деятельности

Продолжение методической работы по исследовательской деятельности учащихся...

Виды артикуляции у начинающих пианистов в классе фортепиано

В данной статьей представлены основные исполнительские штрихи при игре на фортепиано....