Виды артикуляции у начинающих пианистов в классе фортепиано
статья
В данной статьей представлены основные исполнительские штрихи при игре на фортепиано.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
osnovnye_vidy_artikulyatsii_nachinayushchih_pianistov_v_klasse_fortepiano.doc | 34.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Основные виды артикуляции начинающих пианистов в классе фортепиано»
« Музыка по природе своей – искусство звука» Я. И. Мильштейн
Речь каждого человека уникальна и разнообразна, также как и музыкальное искусство. Почему поток речи может быть непрерывным, монотонным, или же быть наполнены эмоциональными акцентами, вздохами и паузами? Ответ прост - все зависит от способа произношения, то есть артикуляции.
Артикуляция - это способ извлечения звука, как в речи, так и музыке. Этот способ конкретно реализуется в штрихах. И каждому штриху соответствует определенный знак, который и указывает, как именно надо играть ноту: коротко, длинно, тяжело и т.д.
В этой статье будут рассмотрены основные штрихи, знакомство с которыми начинается на начальных этапах обучения игре на фортепиано.
В начале обучения ученики осваивают штрих nonlegato (с итал. «раздельно»). При игре этим штрихом клавиши нажимаются и освобождаются таким образом, чтобы не было ни плавного, ни отрывистого звучания. Нонлегато применяется часто в подвижном темпе, при взволнованном характере музыки. В нотах не обозначается никак.
Следующий штрих – это легато (итал. legato «связанный») – это связное исполнение музыки. Играя legato, следует внимательно прислушиваться к тому, как один звук сменяется другим, к плавному и равномерному распределению звука от тона к тону без перерыва и толчков. Очень важно при игреlegato направлять внимание на выработку навыков связывания звуков без лишних движений, толчков рукой и чрезмерного поднятия пальцев. В нотах штрих legato обозначается лигой.
В противовес legato дальше знакомство ученика идет со штрихом стаккато (итал. «отрывисто») – короткое, отрывистое исполнение звуков. Мастерство игры данного штриха заключается в сокращении продолжительности звучания и в увеличении пауз между ними без перемены в темпе. Этот штрих придает произведению тонкость, легкость, грациозность. При исполнении staccato мы используем быстрые и резкие приёмы звукоизвлечения. Палец ударяет по ноте и сразу отпускает её. Этот приём можно сравнить с печатанием на клавиатуре или с птицей, клюющей зерна. На нотном стане staccato обозначается точкой расположенной над нотой или под ней (не путайте с точкой, расположенной справа от ноты — эта точка указывает на добавление половины её длительности).
Каждый из этих основных штрихов имеет ряд градаций, которые, хоть и не очень часто, но встречаются в нотах. Рассмотрим некоторые их них.
Портаменто (итал. portamento «перенос») — способ певучего исполнения мелодии. Звуки извлекаются подобноnonlegato, но более связно, и подчеркивая каждую ноту. В нотах обозначается маленькой горизонтальной черточкой под или над нотой.
Маркато (итал. marcato «выделяя, подчеркивая») штрих более жесткий, чемlegato. Обозначает подчеркнутое, отчетливое исполнение каждого звука, которое достигается посредством акцента. В нотах проставляется редко. Обозначается знаком, похожим на галочку.
Стаккатиссимо (итал. staccatissimo «очень отрывисто») представляет собой разновидность стаккато (острое стаккато). Играется очень коротко и максимально отрывисто. Специфическая особенность стаккатиссимо — сокращение длительности звука более чем наполовину. Обозначается знаком, напоминающим тонкий треугольник.
На начальном этапе обучения работа над штрихами важна, так как любое музыкальное произведение, его смысловая наполненность и образность, полностью зависят от способа извлечения звука.
Литература:
- Я.И. Мильштейн. Вопросы теории и истории исполнительства. – М.: 1983
- Г. Негауз. Об искусстве фортепианной игры – М.: 1961
- «Как начать играть на рояле. Первые шани» - М.: 2008
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"
В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...
"Фортепианные упражнения и их роль в развитии начинающего пианиста"
В данной работе идёт речь об истории использования упражнений в фортепианной педагогике, о порядке их прохождения, о способах работы над ними. Велика роль фортепианных упражнений на начальном этапе об...
Конспект урок "Работа над развитием тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста посредством ансамблевого музицирования его с педагогом"
В ходе урока идет развитие тембрового, гармонического ладотонального, ритмического слуха начинающего пианиста, воспитывается любовь и интерес к ансамблевому музицированию....
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как вызвать у ребенка желание обучаться игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")
Как повысить у ребенка интерес к игре на фортепиано. Рекомендации родителям дошкольников (цикл лекций для родителей начинающих пианистов "Музыкальная педагогическая азбука для родителей")...
НЕТРАДИЦИОННЫЕ ВИДЫ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА ЗАНЯТИЯХ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО
Как заинтересовать ребят изучением предмета «Фортепиано», сделать занятие любимым и увлекательным? Этот вопрос волнует многих педагогов-новаторов, в том числе и меня. Исследования педагогов-новаторов ...
Конспект урока на тему "Начальный период работы над музыкальной артикуляцией в классе фортепиано"
Закрепление навыков технической работы над музыкальным произведением с применением игровых технологий....