Доклад
консультация по теме

Арган-оол Анатолий

Доклад по теме "Нравственное воспитание школьников"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_nravstvennoe_vospitanie_shkolnikov.doc66.5 КБ

Предварительный просмотр:

Нравственно – патриотическое воспитание школьников.

Доклад к педсовету (апрель 2010).

Учитель:Арган-оол А.Б.

Актуальность темы  педсовета обусловлена изменениями, которые происходят в обществе. Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы целостного процесса воспитания.

 Молодой гражданин должен быть способным к самостоятельному анализу жизненных реалий, к творческой самодеятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях, ему необходимо быть предприимчивым и деловитым, обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью к возрастающей интенсивности труда, он должен быть готов к защите своих прав и свобод. Поэтому важной задачей является формирование гражданина-патриота своей страны, знающего законы государства, обладающего правами и обязанностями, принимающего участие в жизни общества, обладающего определёнными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.

К сожалению, в пылу либеральных реформ, смены политических акцентов и идеологий мы многое потеряли из того, что было хорошего и достойного в нашей стране. В немалой степени это касается и патриотического воспитания подрастающего поколения. Многие понятия, такие как любовь к Родине, защита Отечества, самоотверженность, патриотический и гражданский долг, казавшиеся раньше незыблемыми, стали размываться. Многие молодые люди потеряли социально - политические ориентиры, веру в духовные и нравственные ценности и стали замыкаться в броне собственного эгоизма. Статистика свидетельствует о росте среди молодежи негативного отношения к понятиям гражданского долга, ответственности перед обществом, коррозии патриотических и гражданских идеалов.

провозглашает: родину люблю уже потому, что она – моя. Люблю, какой бы они ни была. Многие нынешние подростки не понимают, как можно любить страну, где честный труд перестал быть в почете, где процветает нищета и взяточничество. Они не видят главного – возрождения России, которое проходит непросто, мучительно, с огромными издержками. Не понимают, что многое зависит от нас самих, от нашей гражданской позиции. Они считают, что любить можно только ту «родину», где комфортно и хорошо, где  дают высокооплачиваемую работу и где можно жить обеспеченным человеком.

Понятие "патриотизм" можно назвать как очевидным, так и трудно определимым, особенно в современных условиях. Традиционно под патриотизмом понимают любовь к Отечеству, стремление служить его интересам, осознание личной ответственности за его судьбу, отношение к другим национальностям и культурам. Очевидно также, что содержание и степень укорененности данной морально-нравственной категории в сознании народа и каждого человека зависят от реальных потребностей исторического развития страны и конкретных исторических условий.

Привычное для прошлых десятилетий содержание патриотизма в современных условиях претерпевает серьезные изменения. Современное массовое сознание характеризуется отсутствием общенациональных идей, глубоким отчуждением от власти, ощущением распада. Проблема состоит в том, что происходит смещение приоритетных ценностей в сферу индивидуальных, прагматических начал, в то время как общенациональные, гуманистические ценности вытесняются на периферию массового сознания. Однако необходимо определить, дает ли это нам право говорить об отсутствии в сознании современной молодежи патриотических настроений.  
Для того чтобы ответить на этот вопрос, хочу познакомить вас с некоторыми фрагментами из опыта работы со старшеклассниками.

Прежде всего, ребятам был предложен вопрос, что такое патриотизм.

 На первый взгляд, ответ лежит на поверхности: патриотизм – это любовь к Родине. Но потом вдруг выясняется, что, будучи конкретно историческим понятием, в каждую эпоху это слово имеет различную трактовку и содержательное наполнение.
Но наше понимание патриотизма трактуется следующим образом. Мы все дети одной Родины – России. Какие бы политические, экономические события в ней ни происходили, как бы сложно и трудно нам ни было на определённых отрезках времени, она остаётся нашей Родиной, землёй наших предков, нашей культуры. Мы живём здесь и обязаны сделать всё, чтобы наша страна была великой и процветающей. Родина – это наша литература, музыка, театр, кинематограф, живопись, наука, это вся наша российская духовная культура, это всё то, что создавали наши предки, это то место, где будут жить наши дети, это всё то, что мы обязаны любить, беречь, охранять и улучшать.

Условия, в которых сегодня находится российское общество. В целом пока  неблагоприятны для формирования у подрастающего поколения патриотического самосознания. Ориентированного на высокие гражданские идеалы. Можно выделить ряд факторов, которые противоречат гражданско – патриотическому воспитанию и ограничивают его эффект:

-  в настоящее время Россия переживает духовный кризис. Вслед за распадом коммунистических ценностей поставлен под вопрос и ее либеральная альтернатива;

- основательно дискредитированы понятия общего блага и социальной справедливости;

- поиски национальной идеи которая могла бы помочь преодолеть духовный кризис и консолидировать общество, не принесли желаемых результатов.

- упадок общественной морали, которая не может быть остановлена без приоритетного внимания государства к воспитанию подрастающего поколения. Однако в 90-е г.г. приоритетом школьной реформы стал перенос акцента с воспитательной деятельности образовательного учреждения на внедрение либеральной модели обучения (гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, свободы и плюрализма в образовании). Очень скоро стало очевидно, что в этой модели воспитание не имеет того особого значения, которое оно приобрело в традиционной российской культуре и педагогике, а именно не направлено на духовно – нравственное развитие человека в процессе образования.

-  единую Всероссийскую пионерскую организацию заменили малочисленные детские организации, которые должны были подчеркнуть плюрализм молодежной политики и ее свободу от какой – либо идеологии. Оказавшись в новой рыночной среде, без государственной поддержки эти организации не смогли эффективно влиять на  воспитание детей и молодежи. Патриотические ценности были монополизированы радикальными группировками левого и правого толка.

- однако и формирование государственной системы воспитания не сулит быстрого успеха. Этому мешает общее неблагоприятное состояние социальной среды: непомерно высокий уровень социальной дифференциации населения, деструкция коллективистских начал и моделей поведения, отчуждение людей от гражданских идеалов и общественных ценностей;

- нравственное воспитание личности не могут рассматриваться в отрыве от социальных ожиданий человека и возможностей его самореализации. Здесь в полной мере действует формула: каково сегодняшнее общество – такова и молодежь, какова сегодняшняя молодежь – таково и завтрашнее общество.

Все отмеченные факторы не благоприятствуют развитию гражданско – патриотического самосознания. Остановить эти негативные процессы может только возрождение российского общества, изменение в позитивную сторону морально – психологического климата в стране.. Уже одно это делает принципы гражданско – патриотического воспитания актуальными, а их последовательную реализацию неотложной общественной и педагогической задачей.

3.Содержание, цели  и задачи гражданско – патриотического образования и воспитания школьников.

Начало 21 в. для России – время формирования гражданского общества и правового государства, перехода к рыночной экономике, признания человека, его прав и свобод высшей ценностью.

Изменения. Происходящие в обществе, определяют новые требования к отечественной системе образования. Успешная самореализация личности в период обучения и после его окончания, ее социализация в обществе. Активная адаптация на рынке труда являются важнейшей задачей. Учебно-воспитательного процесса. Усиление воспитательной функции образования, формирование гражданственности, трудолюбия. Нравственности. Уважение к правам и свободам человека, любви к Родине, семье, окружающей природе рассматривается как дно из базовых направлений в области образования.

В «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 г.» определены приоритетные направления, среди которых одним из главных стали: усиление воспитательного потенциала образовательного процесса, организация эффективного гражданского образования.

В настоящее время гражданское образование находится на этапе становления, который включает разработку содержания гражданского образования, развитие демократических начал в жизни образовательных учреждений и организацию социальной практики обучающихся.

Нормативные документы и информационно – методические материалы Министерства образования РФ стимулировали деятельность общеобразовательных учреждений в области гражданского образования. В субъектах РФ с целью разработки региональных концепций  и их реализации созданы региональные Центры гражданского образования.

Главной целью гражданского образования является воспитание гражданина для жизни в демократическом государстве, гражданском обществе. Такой гражданин должен обладать определенной суммой знаний и умений, иметь сформированную систему демократических ценностей. А также готовность участвовать в общественно-политической жизни школы, местных сообществ.

В процессе формирования демократических ценностных ориентиров важным является воспитание ребенка на основе социокультурных и исторических достижений многонационального народа РФ, народов других стран, а также культурных и исторических традиций родного края.

Гражданское образование представляет собой единый комплекс, стержнем которого является политическое, правовое  и нравственное образование и воспитание, реализуемое посредством организации учебных курсов, проведение внеклассной и внеурочной работы, а также создание демократического уклада школьной жизни и правового пространства школы. формирование социальной и коммуникативной компетентности школьников, средствами учебных дисциплин.

Гражданское образование в общеобразовательной школе включает в себя три ступени.

На первой ступени (начальное образование) закладываются основные моральные ценности, нормы поведения, начинается формирование личности, осознающей себя часть. Общества и гражданином своего Отечества, развиваются коммуникативные способности ребенка. Решение одной из главных задач начального образования – развитие творческого потенциала младшего школьника – помогает сформировать личность, способную внести свой вклад в жизнь страны.

Вторая ступень (основная школа) продолжает формировать систему ценностей и установок поведения подростка, помогает приобретать знания и умения, необходимые для будущей самостоятельной жизни в обществе.

На этом этапе стержнем гражданского образования является формирование уважения к закону. Праву. Правам других людей и ответственности перед обществом. Идет обогащение сознания и мышления учащихся знаниями об истории Отечества, моральных и правовых нормах.

На третьей ступени углубляются, расширяются знания о процессах, происходящих в различных сферах общества, о правах людей, определяется гражданская позиция человека, его социально – политическая ориентация. Задача этого этапа состоит в том, чтобы в процессе общественной деятельности учащиеся совершенствовали готовность и умение защищать свои права и права других людей, умели строить индивидуальную и коллективную деятельность.

Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Курс обществознания позволяет учащимся усвоить наиболее актуальные обобщенные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, обществу, самому себе, об основных областях общественной жизни. Курс обществознания помогает школьнику успешно ориентироваться в социальной реальности, подростки приобретают опыт освоения основных социальных ролей (члена семьи, гражданина, избирателя, собственника ...) , школьники смогут усвоить идеалы и ценности демократического общества, патриотизма.

В основу гражданского воспитания положена идея полноценного участия личности в решении общественно значимых задач общества. Одним из интенсивных методов социальной практики является социальное проектирование, осуществляемое как на уроках, так и в внеурочной деятельности. Основная цель социального проектирования – создать условия, способствующие формированию у учащихся собственной точки зрения по обсуждаемым проблемам, применению гражданских компетентностей.

Социальные проекты дают учащимся возможность связать и соотнести общие представления, полученные в ходе урока, с реальной жизнью, в которую вовлечены они сами, их друзья, семьи, учителя, с общественной жизнью, с социальными и политическими событиями, происходящими в масштабах села, города, страны в целом.

Важное значение в реализации задач гражданского образования имеет эффективное использование новейших педагогических технологий (интерактивные методики, информационные технологии) , обеспечивающих деятельностный аспект учебного процесса.

4. Краеведческая деятельность – важнейшее средство воспитания гражданственности и патриотизма школьника

Меня как ОБЖ волнуют вопросы, связанные с воспитанием патриотизма и формирование у учащихся гражданских позиций. Я считаю, что воспитание любви к Родине и формирование достойного гражданина  должны стать основными составляющими в учебно-воспитательной работе школы. Здесь очевидны огромные возможности краеведческой деятельности, которая позволяет воспитывать патриота и гражданина не на абстрактных идеалах, а на конкретных примерах, приобщать ребят к культурному наследию страны и «малой родины». Цель работы – научить ребят любить, уважать свой народ, землю, край, Родину. Ведь краеведение обращает к прошлому, чтобы школьники, зная свои корни, могли создать достойное будущее.


Для того чтобы стимулировать учащихся задуматься над  нравственно-патриотическими вопросами, им была предложена следующая анкета: 

(В анкетировании приняли участие 21 человек, учащиеся 10 класса (выпуск 2006 года). первая цифра – количество учащихся, ответивших  «да», вторая – «нет», третья – «не знаю»).

1. Те, кто критикует происходящее в стране, не могут считаться настоящими патриотами.( 57% ответили положительно,  43% не знают)

2. Я многим обязан своей стране.( 64%, 25% )

3. Если учесть все «за» и «против», то хранение в России иностранных ядерных отходов принесет больше финансовой выгоды, чем экологического вреда.

( 44% понимают об опасности экологического вреда, который нанесут нам ядерные отходы, но 42% этого не понимают или не осознают что такое ядерная «свалка»).

4. Есть нации и народы, которые не заслужили, чтобы к ним хорошо относились. (25% не принимают представителей иных наций, не желают признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик).

5. Я готов защищать свою Родину в случае серьёзной опасности.

( 68% готовы к защите своего Отечества, 13% - нет, 19% не определились в своем мнении.)

6. Большинство преступлений в нашем городе (селе) совершают приезжие.

( 49% не определились в своем ответе, 42,%  считают, что их приток увеличивает уровень преступности.)

7. День Победы (9 мая) – праздник только для ветеранов.( 15%, 75%)

8. Судейство в отношении «наших» на международных соревнованиях часто не справедливо, потому что россиян не кто не любит.

(38% не согласны, 37% на знают, что Россию засуживают на спортивных соревнованиях.)

9. Оказавшись за границей, я постараюсь, чтобы меня не воспринимали как россиянина.( 7%, 77%).

10. Проявление вандализма – одна из форм протеста молодёжи.

(33%  не определили своего отношения к данному вопросу, 37% опрошенных не согласны с высказыванием. Они категорически против вандализма, и считают его проявлением бескультурья.)

11.Несправедливо ставить людей с темным цветом кожи руководителями над белыми людьми.

(25% не принимают представителей иных наций, не желают признавать равные права на существование тех, кто имеет иной физический облик , 27 % против темнокожих руководителей.Почти половина(48%)все-таки считают все нации равными в своих правах.)

12. Человеку не обязательно знать свою родословную.

( Родословная – это корни человека, его ближайшее кровное окружение. Знать свои истоки желают 53 % учащихся, а 17 % - не хотят, а 30% - не знают.)

13. Бывает, что я испытываю сильное волнение, когда слышу песни о своей Родине.(46%, 15%, 41%)

14. Мы сильная военная держава, и именно поэтому нас должны уважать.

(72 % опрошенных считают, что мы – сильная военная держава, но пугает то, что 33 % школьников (вопрос №19) не знают много или нет в нашей стране оружия, а может, не интересуются.)


15. Власти должны запретить доступ в нашу страну беженцам из экономически отсталых государств, так как их приток увеличивает уровень преступности .

16. Я хотел бы съездить в другие страны, но жить я предпочитаю в своей.(75%, 2%, 23%)

17. Истинной религией может быть только одна - единственная религия.

18. Государство и Отечество – это разные понятия.

(К сожалению, высокий процент (55) ответов, показывает, что выпускники не видят разницы между государством и Отечеством. Родина. Для многих- Отечество- лишь место, где они живут, и которое легко могут поменять на любое другое.)

19. Мне не обязательно знать символику (гимн, герб, флаг) своей страны.(33%, 67%)

20. . Меня не волнуют трагедии, происходящие в стране (катастрофы, гибель самолётов, кораблей). ( 20%, 71%)

Какие же выводы можно сделать?

  1. В нашей школе проводится большое количество мероприятий нравственно-патриотической направленности. Особую роль тут, конечно, играют традиции школы.

  1. Учащиеся имеют возможность свое свободное время не просто «проживать», а заниматься полезным для себя делом: заниматься в секциях Детско-юношеской спортивной школы, в творческих объединениях Дома детского творчества , в музыкальной школе.

  1. От нас, учителей, тоже многое зависит. К.Д. Ушинский горячо осуждал надсадное желание чернить родную страну, её историю, обычаи. Это дикость, вандализм, потому что только варварам свойственно не иметь истории. Сейчас развенчивают и критикуют разные стороны нашей истории, имена. Русский философ И.А. Ильин, касаясь проблем воспитания, настаивал на том, чтобы с пяти-шести лет ребёнок знал своих национальных героев, влюблялся в них. Р. Гамзатов в книге «Мой Дагестан» писал: «Если мы выстрелим в прошлое из винтовки, будущее выстрелит в нас из пушки».

Кто не уважает своей родины, тот не уважает себя, тот не имеет права на уважение к себе со стороны других лиц.

Народ, потерявший чувство патриотизма, перестает быть единым народом, способным сплотиться ради достижения общих стратегических целей. Сегодня мы прекрасно понимаем: патриотическим воспитанием нашей молодежи надо серьезно заниматься. Ведь нам, старшему поколению, которое с пеленок воспитывалось на почве любви и преданности своему Отечеству, отнюдь не безразлично кто придет  нам на смену.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад:"Эффективность учебного занятия-стимул к успеху педагога и обучающегося" Доклад:" Профессиональная компетенция педагога в дополнительном образовании"

Млтивация ребенка на освоение нового для себя и интересного вида деятельности.Профессионально компетентным можно назвать педагога доп. образования, который на достаточно высоком уровне осуществляет пе...

Доклад к педсовету от 27 марта 2013 г. Тема доклада: «Формирование продуктивных компетенций через участие учащихся в кружковой деятельности».

Развитие творческих способностей  детей является неотъемлемой частью образовательного процесса, который включает в себя не...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...

Доклад "ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА." и презентация к докладу.

Аннотация:В данной работе рассматривается вопрос формирования и повышения информационно–коммуникационной культуры педагога современной школы. «Все течет – все изменяется», - говорили древние. Эт...