«Прекрасное вокруг нас. Необходимость экологического воспитания детей»
методическая разработка на тему
Вся жизнь наша связана невидимыми нитями с красотой природы и, конечно, надо помочь детям увидеть эту связь искусства, красоты с жизнью, природой.
Внимательно рассмотрим образцы народного искусства. Очень популярные, например, белоснежные кружева являются прекрасным образцов применения народными мастерами красоты природные элементов, переосмысленных в красоту линейных ритмов, ритмических повторов, составляющих элементов, композиционных смысл которых уходит в глубину веков. Дети счастливы узнаванием, в кружевах нитей паутинок морозных узоров, волнообразных змеек- ручьев.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
доклад по экологическому воспитанию | 24.39 КБ |
метод.разработка по экологии | 16.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Доклад на тему:
«Прекрасное вокруг нас.
Необходимость экологического воспитания детей»
Материал подготовила методист
Чишко С.П.
Задонск 2013г.
Вся жизнь наша связана невидимыми нитями с красотой природы и, конечно, надо помочь детям увидеть эту связь искусства, красоты с жизнью, природой.
Внимательно рассмотрим образцы народного искусства. Очень популярные, например, белоснежные кружева являются прекрасным образцов применения народными мастерами красоты природные элементов, переосмысленных в красоту линейных ритмов, ритмических повторов, составляющих элементов, композиционных смысл которых уходит в глубину веков. Дети счастливы узнаванием, в кружевах нитей паутинок морозных узоров, волнообразных змеек- ручьев.
Сережки на ветках деревьев, семя одуванчика - парашюта, строение паутинки с капельками росы, узор крыльев бабочек - весь микромир раскрыт перед ребенком. Умей только читать эту дивную книгу природы. А рассмотреть внимательно надо не только логически, но и эмоционально, образно.
Каждый человек видит природу по - своему. Один - через восприятия великих мастеров кисти, музыки, слова, другой может часами любоваться бушующим морем и с широко раскрытыми от восторга глазами стоять на прибрежной скале, подставив свою непокрытую голову ураганным порывам ветра, несущим клочья морской пены и горько соленые брызги.
Неисчерпаемыми красотами одарит природа того, кто умеет ее видеть — и не только то, что можно увидеть — познать, заглянув в природу глубже, присмотревшись к.ней пристальным взглядом искателя.
Корчевали лес. Пни с перепутавшимися корнями стащили трактором в кучи. Что, кажется, интересного может увидеть человек в этом кладбище деревьев? Но пришел к нему искатель с руками умельца - волшебника и душой мечтателя, пришел и увидел среди засохших скрюченных корней бородатую голову Лешего, сгорбленную старостью Бабу - Ягу, задумавшегося над нивой хлебороба. Умершая природа получила вторую жизнь в творчестве человека.
Человек1 умеющий видеть! Это прекрасно! Надо с раннего детства воспитывать в детях это великолепное качество -умение видеть в окружающей нас природе вечную красоту жизни.
Причины пагубного воздействия детей на природу
Обратимся к нашей повседневной жизни: не закрыли плотно водопроводный кран - всю ночь лилась вода. Ходили с детьми на прогулку в лес, принесли охапки цветов - и тут же выбросили завядшие букеты.
Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны необходимо специально воспитывать с ранних лет. Если же эту работу пустить на самотек,, то наблюдаются различные негативные проявления у детей в отношении к природе. Вот что по этому вопросу говорят современные ученые - педагоги: «Прежде всего - пассивность: дети стараются своей деятельностью, поведением не наносить вред и ущерб природе, но по собственной инициативе не проявляют необходимость заботы о животных и растениях (Встречаются дети, которые бережно относятся к, какому либо ограниченному кругу предметов и явлений природы ближайшего окружения. Иногда дети наносят ущерб природе из-за недостаточной осведомленности (собирают в коробочку насекомых),составляют букет и из цветущей земляники; обрывают бутоны для игры и пр.). Некоторые дети потребительски относятся к, природе, особенно дикой: собирая чернику, затаптывая ее кустики, вырывают с корнем цветущие растения, грибы и т. д. Наконец, встречаются дети, способные жестоко относится к .животным, они могут бить собак, мучить кошек, голубей, топтать дождевых червей.
Наиболее распространенная причина негативного отношения к. природе - отсутствие знаний о растениях, животных их потребностях особенностях развития. Здесь сказывается и ограниченность непосредственного общения с природой, особенно - в условиях города, недооценка взрослыми проблем воспитания у детей познавательных интересов окружающему миру, в том числе и к природе.
Безумное, а порой жестокое отношение к природе - результат нравственной невоспитанности, когда дети глухи к, состоянию других людей, тем более - животных и растений; не способны к. сопереживанию, сочувствию, жалости, не могут понять чужую боль и прийти на помощь.
Пути воспитания позитивного отношения к природе
Для устранения этих негативных явлений необходимо формировать у детей представления о растениях и животных как, Живых организмах в их взаимосвязи с окружающей средой, о ценности природы и ответственности человека за ее сохранение. Надо обучать ребят навыкам ухода за растениями, животными. Военным фактором является и эстетическое восприятие природы детьми, широкое включение в образовательный процесс произведений искусства.
Но одного зрительного восхищения и любования природой еще мало. Нужно закрепить понимание красоты природы в себе, чтобы подлинно обогащаться ею духовно и беречь ее. Необходимо закрепление этого творческим созиданием.
Практическая творческая деятельность детей, организованная таким образом, чтобы активно развивалось их цветоощущение, чувство линии, ритма, композиции, формы и т. д., является здесь замечательным помощником. Язык искусства - отличное средство взращивания любви к природе. Необходимо только умело им пользоваться, не отрывая форму от содержания. Поэтому очень важна связь с окружающей детей жизнью, бытом, традициями, искусством.
Необходимость экологического воспитания детей
Начальная школа - важнейший этап становления личности, формирования экологической культуры, многогранных отношений школьника к природному и социальному окружению, интенсивного накопления знаний об окружающем мире. Современные психолого-педагогические исследования поколебали прежние представления о ребенке младшего школьного возраста как о «несмышленыше», слепо повторяющем поведение взрослых. Традиционное представление о нем существенно отличается от реального обучающегося начальной школы, который нередко проявляет себя как, деятельный субъект воспитания. В научной литературе отмечается особая чувствительность младших школьников к различным воздействиям окружающей природы и социальной среды; их не только наглядно - образное мышление, но элементы логического, абстрактного мышления; целостное, нерасчлененное мировосприятие, что создает большие потенциальные возможности для обучения и воспитания детей в духе экологической ответственности и создает базу для по следующих ступеней школьного обучения.
Современные тенденции развития экологического образования в нашей стране и за рубежом показывают, что оптимальные возможности для достижения цели экологического образования представляет смешанная (комбинированная) модель. При этом все учебные предметы сохраняют свои специфические цели обучения, воспитания и развития, внося определенный вклад в формирование экологической культуры.
Автором были изучены многие программы по прикладному творчеству. Типового плана или программы по курсу «Работа с различными природными материалами» нет. Планы или учебные программы подобных кружков в различных детских образовательных учреждениях глубоко индивидуальны в зависимости от занятий и опыта конкретного педагога. Учитывая резкое ухудшение экологической обстановки в мире, современные тенденции развития экологического образования. Была создана программа по прикладному искусству, включающая вопросы по экологии, что позволяет ориентировать на воспитание и обучение поколения людей, способных к рациональному природопользованию, гармонизации взаимоотношений с окружающим миром.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Задонский Дом школьника
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
«Реализация экологического воспитания обучающихся
в системе дополнительного образования»
Материал подготовила методист
Чишко С.П.
Задонск 2013г.
Дополнительное экологическое образование направлено на решение важнейшей задачи воспитания экологической культуры молодого поколения.
Оно призвано обеспечить формирование научных эколого – биологических представлений и понятий, содействовать переводу их в план практической экологической деятельности. Поэтому использование потенциала дополнительного образования наряду с изучением в школьном курсе основ экологии не только обогащает обучающихся дополнительными экологическими знаниями, но и позволяет формировать у них умения и навыки, необходимые для проведения мероприятий по защите и улучшению окружающей среды, экологически активную жизненную позицию, т.е. природоохранное поведение. Необходимо отметить, что эколого – биологическое (натуралистическое) направление деятельности учреждения дополнительного образования на сегодняшний момент признано одним из приоритетных, т.к. именно оно становится основой для формирования нового образа жизни, характеризующегося гармонией в отношениях человека с окружающей средой. В связи с проведением оптимизации учреждений дополнительного образования возникло ряд проблем.
Среди проблем, с которыми сталкиваются педагоги учреждений дополнительного образования, осуществляющие экологическое образование и воспитание, наиболее важными, на наш взгляд являются следующие:
- взаимосвязь урочных и внеурочных видов экологической деятельности;
- ориентация экологического обучения и воспитания ценностных
аспектов экологического знания, формирование нравственных оценок и суждений по поводу экологических проблем и путей их решения
( аксиологический компонент экологической культуры личности);
- взаимосвязь национального и регионального в раскрытии
экологических проблем.
Важным моментом является также сотрудничество учреждений дополнительного образования со специалистами научных, природоохранных, просветительских, санитарно – гигиенических, туристических учреждений и организаций; проведение совместных акций и мероприятий, оказание помощи при сборе экологических данных для экомониторинга и пр.
Следует отметить, что экологическое образование и воспитания детей и подростков в учреждениях дополнительного образования России имеет широкую географию, интересно и разнообразно по содержанию, и порой организовано лучше , чем в школьном курсе.
Территориально организация дополнительного экологического образования детей и подростков может осуществляться в школе, учреждении дополнительного образования, городском лагере дневного пребывания, загородном оздоровительном лагере. При этом процесс экологического образования и воспитания охватывает во временном отношении несколько часов (экологическая акция), дней (экологическая экспедиция), месяц (экологическая смена в оздоровительном загородном лагере), или осуществляется на постоянной основе ( биостанция, экологическая база).
Разнообразны направления экологической деятельности – образовательные,
исследовательские, просветительские, природоохранные, комплексные, психологические тренинги.
Для того, чтобы решать эти проблемы учреждениями дополнительного образования необходимо использовать в своей работе нетрадиционные,
инновационные формы и методы работы по экологическому воспитанию.
В Задонском районе реализация содержания дополнительного экологического образования обучающихся осуществляется в учебной сфере как традиционными формами – уроком, практическими занятиями, лекциями, так и нетрадиционными – экологическим практикумом, олимпиадами, выставками, экскурсиями в природу, экологическими походами, учебными
экологическими тропами и летними экологическими лагерями, экологическими акциями, эколого – просветительскими мероприятиями, «круглыми столами», конференциями и др. Используемые при этом средства также специфичны, это натуральные (природные) и изобразительные пособия ( гербарий, муляжи, поделки из природных материалов, рисунки), экологические фотоэкспозиции, экологические теле – и радиопередачи, кино - видеофильмы, интернет.
Организацию работы по экологическому направлению в реорганизованных учреждениях дополнительного образования можно проследить, на примере МБО УДОД Задонского Дома школьника. Здесь работают детские объединения «Юный лесовод», «Юный турист» и «Родные тропинки».
Кроме выполнения учебных программ педагоги вместе с воспитанниками занимаются общественной экологической деятельностью.
Большая прилегающая территория требует внимания и заботы, к тому же
Разбит плодовый сад ( яблони, сливы, барбарис, груша), растут ландыши.
Здесь были высажены саженцы голубой ели. По периметру участка посажены молодые липы, рябины, каштаны. С фасада здания разбиты цветники.
За Задонским Домом школьника администрацией города закреплено несколько участков: отрезок русла р. Тешевка, улица Ленина. Здесь ведется постоянная работа по расчистке, озеленению данной территории.
Мероприятия экологической направленности ( День воды, День птиц, День Земли, День малых рек и пр.) планируются и проводятся не только посредством трудовых десантов, но и с использованием различных, в том числе инновационных форм проведения: народные обряды, ритуалы, игры.
В учреждении ведется планомерная методическая работа по учету и
оказанию помощи учебно-опытным участкам школ района. По итогам
каждого учебного года проводится районная выставка-конкурс «Урожай года».Задонский Дом школьника принимает активное участие во всех акциях, проводимых различными государственными и международными экологическими организациями: Государственное (областное) образовательное учреждение дополнительного образования детей «Детский эколого - биологический центр», Международный фонд защиты животных Международная неправительственная природоохранная организация
ГРИНПИС, районный комитет охраны природы.
Многие воспитанники учреждения занимают призовые места в областных, региональных и всероссийских акциях и конкурсах: «Подрост». Целью экологического воспитания является становление экологической культуры личности и общества как совокупности практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, обеспечивающего его выживание и развитие. Ключевую роль в достижении этой цели играет формирование и развитие экологического сознания и экологической культуры личности. И в этом большую роль играют учреждения дополнительного образования, так как их задача несколько обучающая, сколько развивающая и воспитывающая.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-открытие "Прекрасное - вокруг нас"
Прекрасное – вокруг нас (по сказке-были А. П. Платонова «Неизвестный цветок»)Урок-открытиеЦель: воспитание учащихся на общечеловеческих ценностях, формирование и развитие у учащихся положительны...
Плавание, как жизненно необходимый навык и прекрасный спорт
методические рекомендации по плаванию...
"Прекрасное вокруг нас"
презентация и конспект урока русского языка 5 класс "Повторение по теме имя прилагательное"....
Конспект для детей с особыми образовательными потребностями в средней группе «Экологическая экскурсия вокруг детского сада «Мир вокруг нас».
представлен конспект экскурсии вокруг детского сада для детей средней группы с особыми образовательными потребностями...
Экологическая практика как необходимое звено экологического образования школьников в среднем звене обучения и некоторые проблемы её организации в массовой школе.
В статье раскрываются содержательные моменты полевой экологической практики в курсе биологии 6 и 7 классов, показываются результаты эффективности её проведения в общеобразовательной школе....
Урок литературы (Интегрированный урок - биология, экология) в 6 классе по теме «Неизвестный цветок» А. П. Платонова. Прекрасное вокруг нас».
Учебный материал урока соответствует принципу доступности и посилен для учеников 6 класса. Учебная информация привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учеб...