разработка урока "Служба "срочная" - военная"
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
Цель: Выявить качество и прочность знаний по основным темам изученного материала и умение использования их на практике.
Ход урока
В начале занятия преподаватель напоминает, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
Военная служба – особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооружённых силах Российской Федерации, а также в других войсках и воинских формированиях. Военная служба является наиболее активной формой реализации долга и обязанности каждого гражданина по защите Отечества. Поэтому она имеет высокую значимость для всего общества. Прохождение военной службы может осуществляться по призыву или в добровольном порядке – по контракту.
На уроке мы закрепим знания, полученные при изучении темы “Военная служба по призыву”. Урок мы проведём в форме викторины с различными конкурсами. (Для этого учащиеся в классе делятся на две команды). В ходе урока командам будут даны различные задания, которые необходимо будет выполнить за определённое время. Для оценивания результатов выполнения заданий необходимо избрать жюри. Состав жюри выбираем из гостей нашего урока (приглашаются три человека из гостей и размещаются за специально отведённым для жюри столом).
Перед началом конкурсов учащимся в течение 1-й минуты нужно придумать название своей команды и объяснить его значение.
Итак, приступаем к проведению конкурсов. Важной особенностью военной службы является обязательное принятие военной присяги каждым гражданином, впервые зачисленным на военную службу.
Конкурс № 1 «Военно-историческая викторина»
Команды поочередно вытягивают вопросы по истории ВС РФ. Если команда отвечает на вопрос неправильно, то право ответа на этот вопрос переходит команде-сопернице. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
1. О каком воинском подвиге напоминает нам дистанция марафонского бега? (12 сентября 490 года до н.э. на равнине у города Марафон встретились греческое и персидское войска. Семь дней они без боя стояли друг против друга, затем греки завязали бой и победили. Самый быстроногий греческий воин был послан в Афины, чтобы сообщить о победе. В Афинах он успел только произнести: «Радуйтесь, греки, мы победили!» Сердце его не выдержало, и он умер, а в память о нем осталась дистанция в 42 километра 195 метров, на которой соревнуются самые выносливые бегуны)
2. Назовите три древних способа ведения морского сражения. (Проплыв — бортом корабля ломали весла корабля противника; таран — проламывание борта корабля противника носовым «бивнем»; абордаж — сцепление кораблей специальными мостиками и рукопашная схватка).
3. У кого из русских воинов впервые появилась единая военная форма? (У стрельцов с середины XVI века).
4. Этот человек, родившись хилым и болезненным, с ранних лет мечтал лишь об одном — служить в армии и стать полководцем. Десять лет прослужил он простым солдатом, а закончил службу генералиссимусом (высшее воинское звание в русской армии). Назовите его имя. (Александр Васильевич Суворов)
5. Объясните поговорку «Солдат спит, а служба идет». (С петровских времен берет начало обычай записывать дворянских сынков на военную службу с раннего возраста. Родился мальчик — его записывали в полк. Посапывает «гвардеец» в своей люльке, пеленки пачкает, а срок службы идет, чины растут. К десяти годам в офицеры произведут, а там и до генерала недалеко. Вот и стали говорить: «Солдат спит, а служба идет»).
6. В начале войны в армии этого полководца было более 600 тысяч человек. Через несколько месяцев от армии осталось всего 30 тысяч. Как звали полководца, и что это была за война? (Полководец — Наполеон Бонапарт, а война эта для России стала Отечественной войной 1812 года).
7. Кому принадлежат слова: «С потерей Москвы не потеряна Россия»? (Фельдмаршалу Михаилу Илларионовичу Кутузову).
8. Какой древнегреческий полководец, прочитав в трудах философа Демокрита, что на свете существует не одна, а множество Вселенных, в отчаянии воскликнул: «А ведь я еще не завоевал эту!? (Александр Македонский)
2 конкурс «Структура Вооруженных Сил РФ»
1 задание: Командам поочередно задаются вопросы по структуре ВС РФ. Если команда отвечает на вопрос неправильно, то право ответа на этот вопрос переходит команде-сопернице. За каждый правильный ответ команды получают по 1 баллу.
1. В каком году были созданы Вооруженные Силы Российской Федерации? (7 мая 1992 г)(слайд 4)
2. Какой принцип военного руководства принят в Вооруженных Силах РФ? (принцип единоначалия)(слайд 5)
3. Нарукавный знак какого вида ВС РФ представлен на рисунке? (Сухопутные войска)(слайд 6)
4. О каком знамени идет речь? Полотнище прямоугольное, голубого цвета. От центра к кромкам полотнища расходятся 14 расширяющихся желтых лучей. (Знамя Военно-воздушных сил) (слайд 7)
5. Какое наказание ожидает гражданина, уклоняющегося от призыва на военную или альтернативную службу в соответствии со статьей 328 Уголовного кодекса Российской Федерации? (в виде лишения свободы на срок до двух лет;)(слайд 8)
6. Назовите ритуал, без реализации которого военная служба невозможна. (Принятие воинской присяги) (слайд 9)
7. Призыву на военную службу подлежат граждане: (Мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете, не пребывающие в запасе и не имеющие права на освобождение от военной службы)(слайд 10)
8. Военная форма одежды подразделяется на: (Парадную для строя и вне строя, повседневную для строя и вне строя, полевую)(слайд 11)
2 задание: Таблицы с заданиями «домино» у каждой команды. В левой графе
представлены вопросы, в правой – ответы. Начинает 1 команда с зачитывания 1 вопроса. Другая команда пытаются найти правильный ответ в графе «ответы», и зачитывают вариант ответа. Если ответ правильный, вторая команда зачитывает вопрос в графе «вопросы» в той же строке, где находится правильный ответ, и так до того момента, пока на все вопросы не будут найдены ответы. (слайд 12)
Для военнослужащих устанавливаются особая форма одежды и знаки различия. Воинские звания обеспечивают ясность и чёткость в служебных взаимоотношениях между военнослужащими.
Конкурс № 3 “Воинские звания военнослужащих”
Задание № 1: Командам необходимо разгадать кроссворд по воинским званиям и знакам различия военнослужащих в течение 3-5-х минут. Разгадав его правильно, вы узнаете воинское звание великого русского полководца А.В. Суворова. (слайд 14)
Задание № 2: Командам раздаются карточки с изображением погон, по которым нужно определить воинские звания военнослужащих Российской Армии и Военно-Морского Флота. На подготовку отводится 1 минута. Побеждает команда, назвавшая наибольшее количество правильных ответов. (слайд 15)
Ритуал – это торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определённый порядок. Ритуалы, проводимые в ВС РФ, отражают в себе идеалы защиты Отечества, верности воинскому долгу, Военной присяге, Боевому Знамени части.
Конкурс 4 «Ритуалы Вооруженных Сил РФ»
Командам раздаются карточки с заданием – рассказать, как в ВС РФ проводятся ритуалы:
- ритуал приведения к военной присяге;
- ритуал проводов военнослужащих, уволенных в запас. (Можно использовать и другие ритуалы)
На подготовку задания отводится 3 минуты. Побеждает команда, допустившая при ответе наименьшее количество ошибок и наиболее точно ответившая на задание.
Общевоинские уставы – это нормативно-правовые акты, которые регламентируют жизнь и быт военнослужащих, их взаимоотношения между собой и повседневную деятельность.
Конкурс № 5 “Общевоинские уставы Вооружённых Сил РФ – закон воинской жизни”
Командам задаются по 10 вопросов по воинским уставам ВС РФ. Нужно ответить на них не раздумывая в течение 1 минуты.
Вопросы 1 команде:
- На какие два вида подразделяются воинские уставы? (Ответ: боевые и общевоинские).
- Какие вы знаете общевоинские уставы ВС РФ? Назовите их. (Ответ: Устав внутренней службы, Устав гарнизонной и караульной служб, Дисциплинарный Устав, Строевой Устав).
- Какой устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий? (Ответ: Дисциплинарный Устав).
- Какой устав определяет строевые приёмы и движения без оружия и с оружием, строи подразделений и воинских частей, порядок выполнения воинского приветствия? (Ответ: Строевой устав).
- В каком году были утверждены современные общевоинские уставы? (Ответ: в 1993 г).
- Клятва воина на верность Родине? (Военная присяга).
- Какое самое высокое звание в ВС РФ? (Маршал РФ).
- Какой объём воздуха должен быть на одного человека при размещении военнослужащих в спальных помещениях? (Не менее 12 м/куб).
- Место, порученное для охраны и обороны часовому? (Пост).
- Военнослужащий, проходящий военную службу по призыву, имеет право на одно увольнение в неделю из расположения воинской части. Сколько военнослужащих может быть уволено одновременно из подразделений? (Не более 30 %)
Вопросы 2 команде:
- Сколько существует общевоинских уставов? (Ответ: четыре).
- Какой устав определяет общие права и обязанности военнослужащих ВС и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений? (Ответ: Устав внутренней службы).
- Какой устав определяет предназначение, порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы? (Ответ: Устав гарнизонной и караульной служб).
- Каким уставом определяется внутренняя служба и обязанности должностных лиц на кораблях?(Ответ: Корабельным уставом Военно-Морского Флота).
- Какой из общевоинских уставов содержит текст Военной присяги? (Ответ: Устав внутренней службы).
- В какие сроки осуществляется осенний призыв граждан на военную службу? (С 1 октября по 31 декабря).
- Как называется вооружённый караульный, выполняющий боевую задачу по охране и обороне порученного ему поста? (Часовой).
- Какое воинское звание на флоте соответствует воинскому званию прапорщик? (Мичман).
- Сколько времени в течение суток согласно распорядку дня должно отводиться военнослужащим для личных потребностей? (Не менее 2-х часов).
- Что обозначает категория “Г”, выставленная в заключении о годности гражданина к военной службе? (Временно не годен к военной службе) и т.д.
6 Конкурс пословиц и поговорок
Командам как можно быстрее нужно продолжить пословицы и поговорки
- Военному делу учиться –…
- В приказе слов немного, …
- Враг рядом …
- Все чины перед …
- Где коза прошла, …
- Двум смертям не бывать,…
- Друг за друга стой - …
- Лучше смерть в бою, …
- Не страшна врагов куча, …
- Принял присягу - …
- Снайпер бьет …
- Солдат должен стрелять как ковбой,…
- У смелого солдата и …
- Техникой владеешь,…
- Хорошо смеется тот,
- Худой солдат тот, …
Заключение. После проведения последнего конкурса, жюри определяет его победителя. Пока члены жюри будут подсчитывать общие результаты проведённых конкурсов и отмечать учащихся, наиболее отличившихся на уроке, всем предлагается просмотреть видеозапись (можно использовать любой видеоматериал, отражающий прохождение военной службы по призыву).
После просмотра видеозаписи подводятся итоги урока, выставляются оценки учащимся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка по военно-медицинской подготовке
данную разработку можно использовать при проведении военных сборов с юношами 10 классов....
Пример методической разработки по военной подготовке (ОУВС ВС РФ)
Рекомендую для проведения занятия по Уставам ВС РФ....
Методическая разработка внутришкольной военно-спортивной игры, посвященной годовщине вывода Советских войск из Афганистана и Дню защитника Отечества
Данная методическая разработка ориентирована на обучающихся предпрофильных и профильных кадетских классов оборонно-спортивного профиля. Военно-спортивная игра проводится в рамках празднования Годовщин...
Методическая разработка занятия "Военная присяга - клятва на верность Родине"
Целью методической разработки является знакомство школьников с историей возникновения и ритуалом приведения к военной присяги, разъяснения учащимся значения военной прсяги для военнослужащих....
Методическая разработка патриотической военно-спортивной игры "Хочу в морпехи"
Методическая разработка военно-патриотической игры "Хочу в морпехи" для учащихся 6-7 классов.Автор: Литвинов Валерий Викторович, учитель физической культуры ГБОУ Школа № 170 г. Москвы, сержант запаса ...
Методическая разработка " Поэзия военных лет". Сценарий литературно-музыкальной композиции для учащихся 8-11 классов.
Сценарий литературно-музыкальной композиции " Поэзия военных лет". Это меропрртиятие целесообразно проводить во внеурочное время в 8-11 классах....
Методическая разработка занятия "Военная лексика"
В предверии праздников 23 февраля и 9 Мая мы часто проводим занятия, направленные на патриотическое воспитание подростающего поколения. Представленная разработка поможет педагогам английского языка в ...