Обеспечение успешности обучения в контексте компетентностного подхода
статья на тему

Современное общество и темпы его глобализации предъявляет новые требования к населяющему его социуму. Чтобы состояться как индивиду, человеку необходимо быть успешным либо в узкой области, либо обладать наиболее широким кругозором и быть успешным на более высоком уровне. Не секрет, что в силу многих обстоятельств, не все смогут быть успешными на высоком уровне.В данной ситуации на помощь приходит система дополнительного образования. В этой системе огромное значение имеет компетентностный подход в обучении. Свой компетентностный подход как педагога дополнительного образования я вижу, в первую очередь, не в воспитании лауреатов и дипломантов различных конкурсов, а в развитии личности ребёнка. Ученика, который не боится мыслить и высказывать свои суждения вслух; не боится быть осмеянным и не понятым; умеющего чётко сформулировать свой вопрос и с помощью педагога или самостоятельно найти ответ. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dik_n.n._obespechenie_uspeshnosti.docx20.86 КБ

Предварительный просмотр:

ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСПЕШНОСТИ ОБУЧЕНИЯ В КОНТЕКСТЕ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА

Современное общество и темпы его глобализации предъявляет новые требования к населяющему его социуму. Чтобы состояться как индивиду, человеку необходимо быть успешным либо в узкой области, либо обладать наиболее широким кругозором и быть успешным на более высоком уровне. Не секрет, что в силу многих обстоятельств, не все смогут быть успешными на высоком уровне. И это не обязательно. Ведь в любой деятельности можно найти множество вариантов личностного и профессионального роста. Однако беспокоит то обстоятельство, что российский менталитет пытаются подстроить под рамки западного мировоззрения. Поэтому родители с самого раннего возраста стараются вложить в своих детей множество развивающих программ, что не редко приводит к тому, что первоклассник приходит в школу усталый, не замотивированный на познавательный процесс, т. к. он пресытился ещё в детстве. Существует и обратная сторона медали. Родители настолько заняты вопросами выживания, что у них просто физически и морально не хватает сил на воспитание своего чада. Проблемами воспитания занимаются детские сады, затем школа. В условиях массового обучения и катастрофической нехватки педагогических кадров не может идти речи о воспитании у ребёнка чувства успеха в полной мере.

И в данной ситуации на помощь приходит система дополнительного образования. В этой системе огромное значение имеет компетентностный подход в обучении. Свой компетентностный подход как педагога дополнительного образования я вижу, в первую очередь, не в воспитании лауреатов и дипломантов различных конкурсов, а в развитии личности ребёнка. Ученика, который не боится мыслить и высказывать свои суждения вслух; не боится быть осмеянным и не понятым; умеющего чётко сформулировать свой вопрос и с помощью педагога или самостоятельно найти ответ.

Ребёнок, который верит в свою успешность на любом этапе обучения, будет во много раз более мотивирован на познавательный процесс, значит, сможет достигнуть наиболее лучшего результата в зависимости от индивидуальных возможностей. Для этого и педагог должен обладать компетентностным подходом в обучении. Я считаю, что данный подход состоит из двух пунктов:

  1. наличие компетентностей;
  2. владение педагогическими технологиями.

И так, о наличии компетентностей: в процессе обучения педагог передаёт свои знания и умения. Свои компетентности мы проецируем на учеников.

1. Ценностно-смысловая компетентность включает в себя способность находить смысл в деятельности.

Смысл своей работы я вижу в воспитании более гармонично развитых личностей. На своём примере объясняю детям, что не только финансовая сторона является главной в процессе выбора профессии, но и получение морального удовлетворения от работы значит очень многое. Я успешна за счёт своей самореализации. И многие выпускники выбрали профессии далеко не прибыльные: врач, повар, менеджер социально-культурной сферы. Пока ребёнок ещё учится, нередко при встречах встаёт вопрос об его ощущении успешности. Большинство детей могут обоснованно объяснить, почему им нравится выбранная специальность. Они успешны в потоке, на курсе, потому что осознают смысл в выбранной профессии.

2.Учебно-познавательная компетентность включает в себя желание расширить кругозор; владение приёмами систематизации. Не секрет, что большинство учреждений дополнительного образования работают в системе кружковой работы. В этом есть и плюсы и минусы. В минусе – отсутствие комплексного обучения, и что самое парадоксальное, этот же аспект относится и к положительной стороне. В условия преподавания без дисциплин «Сольфеджио» и «Музыкальная литература» педагог волей-неволей вынужден давать не только материал по специнструменту, но и затрагивать смежные области. Данный материал находится в системе самостоятельного поиска. Пример: играем менуэт Моцарта, и ребёнок самостоятельно находит информацию и о Моцарте, и о менуэте, и даже об Австрии. Задачей педагога является замотивировать ученика на поиск информации. На итоговых занятиях обобщаются приобретённые самостоятельно знания, и ребёнок, проработавший материал чувствует себя более успешным, нежели его поленившийся товарищ.

3.Коммуникативная компетентность включает в себя умение выстраивать взаимоотношения в обществе. Успешный ребёнок – это ребёнок, умеющий общаться как со своими сверстниками, так и с учащимися разных возрастных категорий. В этом помогает учебно-воспитательная деятельность: совместные походы на концерты, музей, каток, в лес, участие в конкурсах различного уровня, «чайные посиделки». Через неформальное общение ученики раскрываются с неожиданных сторон. Они помогают друг другу в учёбе, в культурных походах старшие опекают малышей.

Обратимся ко второму аспекту – это владение педагогическими технологиями. Вся наша деятельность основана на внедрении педагогических технологий. В зависимости от приоритетов использования технологий зависит и уровень развития успешности ребёнка.

1.Технология сотрудничества. Уход от авторитарного обучения позволяет более близко и полно изучить и понять ребёнка. Он становится наиболее открытым. Но уход в панибратство не допустим. Ребёнок всегда должен ощущать грань дозволенного. Задача педагога чётко её наметить и не отходить от неё. Самое рациональное сотрудничество: ребёнок – педагог – родитель – педагог. Во многих случаях родители не интересуются учёбой ребёнка. Чтобы родителя заинтересовать и внедрить в учебный процесс как одно из его звеньев, проводятся собрания и личные встречи. Родитель, заинтересованный в успехах своего ребёнка, должен быть надёжной опорой педагогу. Для ученика данная технология позволяет вырабатывать адекватный и обоснованный подход в оценке своей деятельности, вырабатывать наиболее оптимальные цели своего обучения, роста своей успешности.

2. Антропоцентрические технологии ведут к разностороннему и творческому развитию ребёнка. Наиболее развит – наиболее успешен.

Обобщая вышесказанное, можно придти к заключению, что грамотное использование компетентностного подхода ведёт к развитию успешности обучающихся.

Н.Н.Дик,

педагог дополнительного образования

МАОУ ДОД ДЦК


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ В РАМКАХ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ИЗУЧЕНИИ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Данный доклад можно использовать для выступления на заседании методического объединения учителей истории и обществознания....

Модульное обучение студентов по дисциплине Математика в контексте компетентностного подхода

Задача учебного заведения - научить студентов осваивать свой и общественный опыт, сделать его компетентностным в решении проблемных ситуаций. Решению этой задачи способствует организация учебного проц...

Особенности личности преподавателя физической культуры в контексте компетентностного подхода к образованию.

Цель физического воспитания - развитие физических и психических качеств студентов, формирование у них не только двигательных умений и навыков, но и основных черт личности. Эта цель реализуется в средн...

Программа Инновационной ДеятельностиПрофориентационная работа школы в контексте компетентностного подхода Профориентационный аспект деятельности школы по формированию конкурентоспособной личности выпускника

Предложенная модель профориентационной работы школы способствует приведению в соответствие профессиональных ориентаций выпускников требованиям рынка труда....

Использование нестандартных форм проведения уроков физической культуры в контексте компетентностного подхода в образовании.

Для реализации стратегического плана развития физической культуры на период до 2020 года перед школой поставлено ряд задач, одна из которых — формирование ключевых компетенций, определяющих совр...

Актуальные вопросы преподавания математики в контексте компетентностного подхода.

Понятия “компетентностный подход” и “ключевые компетентности” получили распространение сравнительно недавно, в связи с дискуссиями о проблемах и путях модернизации российского ...