Программа по внеурочной деятельности для 3 класса "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!"
рабочая программа на тему
Программа по внеурочнойдеятельности учащихся 3 класса "ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!" носит краеведческий и исследовательский характер. Составлена для учащихся 3 класса интересующихся биологическими знаниями. Напралена на изучение краеведческого материала Ярославской области.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Рабочая программа внеурочной деятельности по социальному направлению
кружок «ХОЧУ ВСЕ ЗНАТЬ!»
Возраст обучающихся: 10-11 лет (3 класс)
Рабочая программа по внеурочной деятельности "Хочу все знать!" для 3 класса составлена с учетом требований ФГОС.
Программа кружка «Хочу все знать» рассчитана на детей 3 класса. Срок реализации данной программы 1 год. Программа «Я познаю мир» рассчитана на 34 часа в год, занятия проводятся один раз в неделю.
Наполняемость группы – от 10 человек.
Программа кружка «Хочу все знать» позволяет обеспечить усвоение учащимися необходимых знаний, ответить на все вопросы ребят и удовлетворить любопытство учащихся, в свободном общении формировать у учащихся интерес к естественно - научным дисциплинам, экологическую культуру.
Знакомство с целостной картиной мира и формирование оценочного, эмоционального отношения к миру – важнейшие линии развития личности ученика средствами курса окружающего мира.
Программа строится на основе принципов:
- целостности окружающей среды, направленная на формирование у школьников понимания неразрывной связи составляющих элементов окружающей среды и выработку стратегии поведения человека в ней;
- междисциплинарности, которая предполагает логическое включение и объединение знаний различных наук: биологии, экологии, географии;
- взаимосвязи краеведческого, регионального и глобального подходов к отражению экологических проблем;
- соответствия содержания, форм и методов, психолого-возрастным потребностям учащихся.
Программа кружка «Хочу все знать» строится с учетом приобретенных углубленных знаний по окружающему миру, экологии. Предполагаемая структура учебного материала позволяет расширять знания, полученные в школе, обеспечивает возможность разнопланового их применения. Логическая связь между теоретическими и практическими занятиями позволяет связывать новый материал с предыдущим, предоставляется возможность для развития нужных умений, обеспечивает различными видами деятельности, познавательный интерес и дает возможность самим учащимся оценить свои успехи. При разработке программы учитывались психолого-педагогические закономерности усвоения знаний учащихся 3 класса, их доступность, уровень предшествующей подготовки. В содержании программы представлены практические работы, отличающиеся разнообразием форм познавательной деятельности. Практическая деятельность включает элементы исследований и экспериментов, уход за растениями, экскурсии в ближайшее природное окружение. Развитие навыков осуществляется от простого к сложному, от развития умений наблюдать, анализировать и обобщать – к постановке опытов, проведению экспериментов. Все практические работы имеют четко выраженный характер познания ближайшего природного окружения и создают условия для принятия конкретных решений.
Материалы по результатам выполненных практических работ оформляются в виде схем, рисунков, таблиц, творческих заданий и т.д.. По итогам работ обучающихся будет создана итоговая выставка – отчет. Особое место в реализации программы отводится проектной работе школьников.
Цель работы кружка: расширение знаний, повышение биологической (экологической) грамотности учащихся, вооружение их навыками бережного использования природных ресурсов, формирование активной гуманной позиции школьников по отношению к природе.
Задачи:
- Расширение контактов учащихся с природой, вовлечение их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды.
- Изучение природы родного края.
- Развитие познавательного интереса учащихся к природе.
- Воспитание экологической культуры, бережного и ответственного отношения к окружающей среде.
Планируемые результаты
Личностные результаты:
- Оценивать жизненные ситуации (поступки людей) с точки зрения общепринятых норм и ценностей: в предложенных ситуациях отмечать конкретные поступки, которые можно оценить как хорошие или плохие.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные простые поступки можно оценить как хорошие или плохие.
- Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения (основы общечеловеческих нравственных ценностей).
- В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила поведения, делать выбор, какой поступок совершить.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД:
- Совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему.
- Составлять план решения проблемы (задачи) совместно с учителем.
- Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя.
- В диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.
- Учиться совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем.
- Высказывать свою версию, пытаться предлагать способ её проверки.
- Работая по предложенному плану, использовать необходимые средства (простейшие приборы и инструменты).
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.
- Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы на основе обобщения знаний.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять простой план учебно-научного текста.
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую: представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы.
Коммуникативные УУД:
- Доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.
- Доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).
- Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Предметные результаты
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам;
- замечать и объяснять, какие поступки людей противоречат человеческой совести, правилам поведения в окружающей природе;
- предлагать, что можно сделать самим обучающимся для исправления видимых нарушений людей в природе.
Предполагаемые результаты реализации программы
Обучающиеся должны уметь:
- называть живые объекты Ярославской области и их роль в жизни человека;
- перечислять особенности растений; грибов Ярославской области.
- оценивать правильность поведения людей в природе;
- наблюдать и оценивать явления природы;
- выполнять практические работы и опыты, в том числе исследовательского характера, различные творческие задания;
- моделировать правильное поведение на природе;
- доказывать необходимость бережного отношения людей к живым организмам.
Формы работы и контроля
Формы учебных занятий в кружке могут быть разными: индивидуальная, парная, групповая, работа над проектом.
1. Индивидуальная работа.
Участники кружка – это дети, у которых выражен интерес к предмету. Задачи руководителя кружка заключаются в следующем:
- выявить уровень знаний учащихся о природе;
- выявить учащихся, способных самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и закономерности;
- формировать у учащихся систему понятий, умений и навыков;
- определять сформированность познавательного интереса учащихся.
2. Работа в парах.
Через работу в парах ребенок учится вскрывать причины возникающих ошибок, составлять задания для других, анализировать свою деятельность и деятельность товарища.
Работа проходит в 2 этапа:
1 этап – участники работают в роли учителей, самостоятельно оценивая данную им работу.
2 этап – учащиеся работают совместно, соотнося свои индивидуальные мнения по проверенной работе.
3. Групповая работа.
Работа в группе убеждает в ценности взаимопомощи, укрепляет дружбу, прививает навыки, необходимые в жизни, повышает уважение к себе, дает возможность избежать отрицательных сторон соревнования.
Организация групповой работы:
- распределение работы между участниками;
- умение выслушивать различные точки зрения, критиковать, выдвигать гипотезы;
- владение способами проверки гипотез, самооценки, контроля;
- умение представить результат работы, обосновать выбор решения.
Формой контроля сформированности представлений об окружающем мире являются соревнования, игры, конкурсы, викторины, изобразительные работы, выставки. Основная цель этих проверочных работ: определение уровня развития умений школьников применять полученные знания.
Методические рекомендации
Содержание курса «Я познаю мир» охватывает весьма широкий круг вопросов, при этом человек, природа и общество рассматриваются в их неразрывном, органичном единстве.
Отбор содержания учебного курса «Окружающий мир» осуществлялся на основе следующих ведущих идей:
- идея многообразия мира;
- идея экологической целостности мира;
- идея уважения к миру.
Многообразие как форма существования мира ярко проявляет себя и в природной и в социальной сферах. На основе интеграции естественнонаучных, географических, исторических сведений в курсе выстраивается яркая картина действительности, отражающая многообразие природы. В соответствии с экологической направленностью курса особое внимание мы уделяем знакомству младших школьников с природным многообразием Ярославской области, рассматривая его и как самостоятельную ценность, и как условие, без которого невозможно существование человека, удовлетворение его материальных и духовных потребностей.
Экологическая целостность мира – важнейший аспект фундаментальной идеи целостности, также последовательно реализуемой в курсе. Идея экологической целостности мира реализуется через раскрытие разнообразных экологических связей: между неживой природой и живой, внутри живой природы, между природой и человеком. В частности, рассматривается значение каждого природного компонента в жизни людей, анализируется положительное и отрицательное воздействие человека на эти компоненты.
Учебный курс «Хочу все знать» занимает особое место среди учебных предметов начальной школы. Образно говоря, это то, что «всегда с тобой», поскольку познание детьми окружающего мира не ограничивается рамками урока. Оно продолжается постоянно в школе и за ее стенами. Сам учебный курс является своего рода системообразующим стержнем этого процесса.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Библиотечный фонд для учителя:
- Б. Б. Запартович, Э. Н. Криворучко. С любовью к природе: / Под ред.И. Д. Зверева
- Вахромеева М.Г. Растения Красной книги СССР. Береги природу!
- Жукова Т.И. Часы занимательной зоологии.
- Природа и люди. Хрестоматия по природоведению для учителей.
- Молодова Л.П. Экологические праздники для детей. Учебно-методическое пособие.
- Петров В.В. Растительный мир нашей Родины Книга для учителя
Библиотечный фонд для учеников:
- Гэнери А.. Я познаю мир. Детская энциклопедия. Растения
- Губанов И.А. и др. .Популярная энциклопедия растений
- Онегов А.С. .Занимательная ботаническая энциклопедия: Цветущие травы
- Петров В.В. .Из жизни зеленого мира. Пособие для учащихся
- Петров В.В..Цветы. Моя первая книга о природе
- Плешаков А.А.. Зеленые страницы. Книга для учащихся начальных классов
- Морис Р..Тайны живой природы.
Наглядные пособия:
- натуральные живые пособия: растения, животные;
- гербарии; коллекции насекомых;
- изобразительные наглядные пособия – таблицы;
- микроскопы;
- готовые микропрепараты.
Технические средства обучения: компьютер, медиапроектор, экран.
Экранно-звуковые пособия:
- Диск «Звуки живой природы»
- Диск «Биологические исследования»
- Диск «Природа России»
- Фильм «Многообразие животного мира»
- Фильм «Природа в разное время года»
- Фильм «Бережем природу»
- Презентация «Звери и растения нашего края».
- Презентация «Красная книга Ярославской области»
Учебные пособия:
- Плешаков А.А. Мир вокруг нас. 3 класс. 1 часть.
- Пакулова А.А. и др.. Природоведение. 5 класс.
Предварительный просмотр:
Календарно-тематическое планирование
№ | Дата план | Дата факт | Тема занятия: | Исследовательская деятельность учащихся: |
1. | 03,09 | ЖИВОЙ МИР ВОКРУГ НАС (21 ч.) Разнообразие природы. Значение природы для людей. Основные группы живых организмов. | Выявление значения природы в жизни человека; знакомство с основными группами живых организмов | |
2. | 10,09 | Методы изучения природы человеком. Экскурсия «Осенние явления в жизни растений». | Исследование-знакомство с растениями пришкольного участка | |
3. | 17,09 | Устройство увеличительных приборов. Устройство ручной лупы. Правила работы с лупой. Знакомство с лабораторным оборудованием. | Знакомство с увеличительными приборами: лупой; рассматривание плодов растений через лупу | |
4. | 24,09 | Устройство микроскопа. Правила работы с микроскопом | Знакомство с увеличительными приборами: микроскопом; рассматривание плодов растений через микроскоп | |
5. | 01,10 | Строение растений под микроскопом | Рассматривание различных частей растения под микроскопом | |
6. | 08,10 | Строение растений под микроскопом | Рассматривание различных частей растения под микроскопом | |
7. | 15,10 | Разнообразие растений. Основные группы растений Ярославской области. | Знакомство с основными группами растений ЯО | |
8. | 22,10 | Разнообразие растений полей и лугов Ярославской области | Знакомство с основными растениями открытых пространств ЯО | |
9. | 29,10 | Разнообразие растений лесов Ярославской области | Знакомство с основными растениями лесов ЯО | |
10. | 12,11 | Разнообразие растений водоемов Ярославской области | Знакомство с основными растениями водоемов ЯО | |
11. | 19,11 | Разнообразие растений болот Ярославской области | Знакомство с основными растениями болот ЯО | |
12. | 26,11 | Лекарственные растения Ярославской области | Знакомство с лекарственными растениями ЯО | |
13. | 03,12 | Ядовитые растения Ярославской области | Знакомство с ядовитыми растениями ЯО | |
14. | 10,12 | Декоративные растения Ярославской области | Знакомство с декоративными растениями ЯО | |
15. | 17,12 | Культурные растения Ярославской области | Знакомство с культурными растениями ЯО | |
16. | 24,12 | Комнатные растения. | Знакомство с комнатными растениями | |
17. | 14,01 | Растения парков и скверов г. Ярославля | Знакомство с растениями парков г. Ярославля | |
18. | 21,01 | Охрана растений Ярославской области | Знакомство с Красной книгой ЯО, редкими растениями ЯО | |
19. | 28,01 | Значение растений в жизни человека | Выявление значений растений в жизни человека | |
20. | 04,02 | Легенды о растениях | Знакомство с мифами и легендами о растениях | |
21. | 11,02 | Итоговое задание по теме: «Растения Ярославской области» | ||
22. | 18,02 | В ЦАРСТВЕ ГРИБОВ (7 ч.) Разнообразие грибов | Знакомствами с группами грибов ЯО | |
23. | 25,02 | Строение грибов под микроскопом | Рассматривание строения грибов под микроскопом | |
24. | 04,03 | Съедобные грибы Ярославской области | Знакомство со съедобными грибами ЯО | |
25. | 11,03 | Ядовитые грибы Ярославской области | Знакомство с ядовитыми грибами ЯО | |
26. | 18,03 | Правила сбора грибов | Знакомство с правилами сбора грибов | |
27. | 08,04 | Значение грибов в природе | Выявление значений грибов в жизни человека | |
28. | 15,04 | Итоговое занятие по теме: «Грибы Ярославской области» | ||
29. | 22,04 | ЛИШАЙНИКИ (4 ч.) Растения или грибы? | Знакомство с лишайниками ЯО | |
30. | 29,04 | Разнообразие лишайников Ярославской области | Знакомство с представителями этой группы | |
31. | 06,05 | Значение лишайников в природе и жизни человека | Выявление значения лишайников в жизни человека | |
32. | 13,05 | Итоговое занятие по теме: «Лишайники Ярославской области» | ||
33. | 20,05 | Экскурсия «Растения вокруг нашей школы» | Знакомство с растениями, растущими вокруг школы | |
34. | 27,05 | Экскурсия «Весенние явления в жизни растений» | Знакомство с основными весенними явлениями в жизни растений | |
ИТОГО: 34 часа (экскурсий - 3 ч., итоговых занятий – 3 ч.) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа курса внеурочной деятельности "Основы исследовательской деятельности" 8 класс
Программа межпредметного кружка "Основы исследовательской деятельности" для учащихся 8 класса...
Программа организации внеурочной деятельности школьников "Исследовательская и проектная деятельность обучающихся физике"
Включение обучающихся в исследовательскую и проектную деятельность является одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности. Организация учебно-исследовательских и проектных ра...
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Проектная деятельность) «ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГЕОМЕТРИИ»
Изучение геометрического материала в начальной школеиграет особую роль: с одной стороны, он помогает систематизировать и обобщить чувственный опыт ребенка, связанныйс восприятием предметов различной ф...
Рабочая программа по внеурочной деятельности «ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ» 5 класс, ФГОС
Материал предназначен для учителя-словесника.Цель программы: создание условий для успешного освоения учениками основ проектно-исследовательской деятельности...
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Проектная деятельность учащихся»
Рабочая программа по ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ«Проектная деятельность учащихся» 5 класс...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Основы исследовательской деятельности по физике»
Программа «Основы исследовательской деятельности» разработана на основе Примерной программы учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся на ступени основного общего образо...
Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Издательская деятельность: газета "Большая перемена""
Программа направлена на развитие и реализацию творческих способностей учащихся через создание школьной газеты.Подготовка газетного и журнального материала требует вовлечения шк...