Дополнительная общеобразовательная программа "Компьютерная азбука"
рабочая программа на тему

Клеймёнова Татьяна Николаевна

Программа "Компьютерная азбука" разработана для детрей в возрасте от 6 до 10 лет, расчитана на 3 года обучения, вид прогрнаммы - модифицированный.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

«Дворец детского (юношеского) творчества»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ПРОГРАММА

«Компьютерная азбука»

Возраст детей: 6 -10 лет

Срок реализации: 3 года

Вид программы: модифицированный

Уровень реализации: начальное общее образование

Составитель: Клейменова Татьяна Николаевна, педагог дополнительного образования

г. Новомосковск

2014 год

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

На сегодняшний день компьютерная грамотность нужна любому современному человеку, компьютер используется в самых разных областях: обучение, развлечение, работа, общение и т.д. Чтобы приобрести навыки работы на компьютере,  необходимы начальные, базовые знания. Без них любой пользователь персонального компьютера будет чувствовать себя неуверенно, пытаться выполнять действия наугад. Работа такого пользователя очень часто является непродуктивной и приводит к ошибкам.

Педагоги дополнительного образования могут помочь ребятам овладеть компьютером и научить применять эти знания на практике.

Ребенок в современном информационном обществе должен уметь работать на компьютере, находить нужную информацию в различных информационных источниках (электронных энциклопедиях, Интернете), обрабатывать ее и использовать приобретенные знания и навыки в жизни.

Компьютер в обучении младшего школьника должен стать обогащающим и преобразующим элементом развивающей предметной среды. Ведь именно в этом возрасте происходит интенсивное развитие умственных способностей ребенка, закладывается фундамент его дальнейшего интеллектуального развития. Такое понимание использования компьютера имеет гуманитарный развивающий характер.

Именно в этом возрасте возрастает эффективность направленного влияния компьютерных и информационных технологий на мышление, память, внимание, воображение, самооценку учащихся, умение планировать свои действия, мотивационный компонент учебной деятельности.

Сегодня  надо дать ребятам не только необходимые знания, но и широкий набор интеллектуальных умений, позволяющих усваивать, перерабатывать и создавать новую информацию. Ознакомление с информацией необходимо  начинать как можно раньше, лучше всего в начальной школе. Именно поэтому данная программа является актуальной и востребованной.

Программа  "Компьютерная азбука"  реализуется в школе творческого развития «Радуга»,  является  дополнительной образовательной программой социально-педагогической направленности.

Новизна  данной программы состоит в том, что все понятия  в курсе вводятся на наглядных визуальных примерах  и  поэтому больше времени отводится на  описание объектов окружающей действительности техническими средствами.

Цель: научить обучающегося азам компьютерной грамотности, самостоятельно мыслить, развивать фантазию и практически воплощать свои творческие идеи с помощью компьютера, научить пользоваться полученными теоретическими знаниями на практике, развивать познавательные процессы, логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживая интерес к обучению,  формировать культуру пользователя. 

Задачи:

обучающие:

  • дать представление о возможности современного компьютера, как об успешной социализации мира;
  • познакомить с основами информационной картиной мира, дать представление об информации и  информационных процессах как элементах реальной действительности;
  • расширить систему общих знаний,  установок, стереотипов поведения, позволяющих ребёнку правильно строить своё поведение в информационной области: искать информацию в нужном месте, воспринимать, собирать, представлять и передавать её нужным образом;
  • научить азам работы в программах  PAINT, MO WORD, MO POWER POINT;
  • научить использовать интернет ресурсы в учебном процессе;
  • познакомить с основными функциями работы  программ ФОТО ДЕКОР, MO PICTURE MANAGER, PAINT.NET;
  • дать представление о работе и функциях таких программ как MO EXCEL;
  •  дать представление роли компьютера в современном обществе.

   развивающие:

  • развивать   у обучающихся  умения планировать  последовательность действий для достижения какой-либо цели;
  • развивать любознательность ребёнка и инициировать склонность к исследованию;
  • развивать навыки сохранения физического здоровья;
  • выявлять одарённых детей и создавать условий для развития их дарования;

  воспитательные:

  • познакомить с информационной культурой;
  • воспитывать  у обучающихся способность к адаптации в быстро изменяющейся информационной среде как одного из важнейших элементов информационной культуры человека;
  • развивать творческую активность, инициативу, самостоятельность, взаимопомощь при выполнении заданий на компьютере и в ходе выполнения информационных работ.

 

 Программа "Компьютерная азбука"  реализуется на базе школы творческого развития " Радуга",  где занимаются дети с 6 до10 лет,  занятия проводятся с группой 10-14человек 1 раз в неделю по расписанию.

 Данная программа  "Компьютерная азбука"  была разработана на основе программы  курса информатики  для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы, авторы        Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова, но в связи с меняющимися тенденциями в обществе программа нуждалась в изменениях. Так как на сегодняшний день компьютер – это уже не роскошь, а средство для выполнения различных задач, то было необходимо данную программу изменить в соответствии с потребностями социума.

 Программа ориентирована на большой объем практических, творческих работ с учётом личностных особенностей ребёнка, что является отличительной особенностью данной программы.

В младшем школьном возрасте происходит постепенная смена ведущей деятельности, переход от игры к учебе. При этом игра сохраняет свою ведущую роль. Поэтому значительное место на занятиях занимают игры. Возможность опоры на игровую деятельность позволяет сделать интересными и осмысленными любую учебную деятельность. Дети при восприятии материала обращают внимание на яркую подачу его, эмоциональную окраску, в связи с этим основной формой объяснения материала является демонстрация.

 Работы с использованием компьютера  проводятся в следующих формах:

1.  ДЕМОНСТРАЦИОННАЯ      работу на компьютере выполняет педагог,    а

                                            обучающиеся наблюдают.

2.  ФРОНТАЛЬНАЯ                не длительная, но синхронная работа

обучающихся по освоению   или   закреплению                                                                        материала под руководством педагога.

3.  САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ          выполнение самостоятельной  работы с

компьютером  в пределах  одного, двух   или
части  занятия. Педагог  обеспечивает

индивидуальный контроль за работой

обучающихся.

4.  ТЕСТИРОВАНИЕ                         применение на уроке компьютерных тестов и диагностических комплексов позволяет за короткое время получать объективную картину уровня усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать. 

5. ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ    работу на компьютере выполняют обучающиеся, педагог наблюдает, контролирует и помогает

В программе "Компьютерная азбука" для решения поставленных задач используются  беседы, вводящие детей в мир основных понятий информации, практические работы с использованием готовых программных продуктов, фронтальный опрос, индивидуальный и групповая работа обучающихся, уроки-игры, электронные физкультминутки, творческие уроки с элементами логики и дидактических игр.

  Современной школе творческого развития  требуются такие методы обучения, которые:

• формируют активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в учении;

• формируют и развивают УУД (личностные, регулятивные, познавательные, коммуникативные);

• нацелены на развитие познавательного интереса учащихся;

• реализуют принцип связи обучения с жизнью.

  Ведущее место среди таких методов принадлежит сегодня методу проектов.

Проектная деятельность обучающихся – это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата.

Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о ее конечном продукте и, как следствие этого, этапах проектирования и реализации проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Процесс работы над проектом.

1. Установка: цели, задачи, основной замысел, примерная тематика и формы продуктов будущего проекта.

2. Стендовая информация о проекте.

3. Выдача рекомендаций будущим авторам (темы, требования, сроки и т.д.).

4. Консультации по выбору тематики учебных проектов, формулирование идей и замыслов.

5. Формирование групп.

6. Утверждение тематики проектов и сроков работы над ними.

7. Поисковый этап.

8.  Промежуточные отчеты учащихся.

9. Консультации по содержанию и оформлению проектов.

10. Обобщающий этап: оформление результатов.

11. Доработка проектов с учетом замечаний и предложений.

12. Подготовка к публичной защите проекта.

13. Заключительный этап: публичная защита проекта.

14. Подведение итогов, анализ выполненной работы.

15. Итоговый этап. Обобщение материалов. Благодарности участникам.

Работа по методу проектов – это относительно высокий уровень сложности педагогической деятельности, предполагающий высокую квалификацию педагога.

Требования к учебному проекту – совершенно особые:

- наличие социально значимой проблемы – исследовательской, информационной, практической;

- выполнение проекта начинается с планирования действий по разрешению проблемы;

- каждый проект обязательно требует исследовательской работы учащихся.

Возможности метода проектов для развития личности и социализации детей выявляются через анализ структуры деятельности педагога и обучающегося, которая существенно отличается от структуры их деятельности при традиционной организации обучения.

Структура деятельности учителя и ученика  при использовании метода проектов.

Обучающийся

Педагог

Определяет цель деятельности

Помогает определить цель деятельности

Открывает новые знания

Рекомендует источники получения информации

Экспериментирует

Раскрывает возможные формы работы

Выбирает пути решения

Содействует прогнозированию результатов

Активен

Создает условия для активности школьника

Несет ответственность за свою деятельность

Создает условия для активности школьника

Несет ответственность за свою деятельность

Партнер ученика

Субъект обучения

Помогает оценить полученный результат, выявить недостатки

Основываясь на этом, можно выделить несколько групп умений, на которые проектная деятельность оказывает наибольшее влияние:

• исследовательские (генерирование идеи, выбор лучшего решения);

• социального взаимодействия (сотрудничество и взаимопомощь);

• оценочные (оценка хода, результата своей деятельности и других);

• информационные (самостоятельное осуществление поиска нужной информации; выявление недостающей информации или умений);

• презентационные (выступление перед аудиторией; ответы на незапланированные вопросы; использование различных средств наглядности; демонстрация артистических возможностей);

• рефлексивные (ответы на вопросы: «Чему я научился?», «Чему необходимо научиться?»; адекватный выбор своей роли в коллективном деле);

• менеджерские (проектирование процесса; планирование деятельности; принятие решения; распределение обязанностей при выполнении коллективного дела).

Конечно, возраст накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако начинать вовлекать детей младшего школьного возраста  в проектную деятельность, я считаю, нужно обязательно, т.к. именно в этом возрасте закладывается ряд ценностных установок, личностных качеств и отношений.

При организации проектной деятельности необходимо учитывать возрастные и психолого-физиологические особенности обучающихся. Проблема проекта или исследования, обеспечивающая мотивацию включения детей в самостоятельную работу должна быть в области познавательных интересов учащихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Особого выполнения требует завершающий этап проектной деятельности – презентация проекта и его самооценка. Оценить процесс проектирования учащимся помогут следующие вопросы:

• Правильно ли сформулировали задачу?

• Соответствовало ваше исследование поставленным целям?

• Насколько хорошо вы использовали время?

• Что могло быть сделано по-другому, если бы вы снова начали разрабатывать этот проект?

Формы проектной деятельности: выставка, серия иллюстраций, компьютерная презентация.

Использование проектной деятельности на уроках с детьми младшего школьного возраста имеет свою специфику: обучающиеся 1-2 года в силу своих возрастных особенностей не могут осуществлять проектную деятельность; применение метода начинается на 3 году обучения.

Особое внимание следует уделить выбору практических заданий. Подбор заданий направлен на развитие абстрактного, пространственного, операционного, ассоциативного и образного видов мышления. Задания продуманы и подобраны так, чтобы охватить самые разные темы.

Контроль полученных теоретических и практических знаний осуществляется путем проведения всевозможных конкурсов, тестов, викторин и игр. Формы и методы подведения итогов обучения: тестирование, написание и иллюстрирование статей (MO WORD), редактирование текстов, создание презентаций MO POWER POINT, создание таблиц в программе  MO EXCEL, редактирование изображений в программах ФОТО ДЕКОР, MO PICTURE MANAGER, конкурсы работ учащихся, выставки, конференции.

В результате  обучения по программе "Компьютерная азбука"  выпускники    школы творческого развития " Радуга"  должны:

  • уметь описывать объекты реальной действительности, т. е. представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка);
  • освоить коммуникативные умения и элементы информационной культуры, т. е. умения работать с информацией (осуществлять ее сбор, хранение, обработку и передачу);
  • уметь решать элементарные информационные задачи с помощью компьютера: пользоваться калькулятором, выполнять тестовые задания методом выбора правильного или наиболее полного варианта ответа;
  • понимать и устно описывать отношения человека и компьютера, возможности компьютера;  
  • иметь элементарные навыки использования компьютера в учебной деятельности (оформление  сочинений и рефератов, создание элементарных проектов и презентаций, поиск информации в глобальной сети Интернет);
  • знать правила техники безопасности, основные устройства ПК, правила работы за компьютером, назначение и возможности графического редактора PAINT, программы «Веселый художник», возможности текстового редакторов MО WORD, назначение и работу программы MО POWER POINT, назначение и возможности по созданию таблиц редактора MО EXCEL,  редактировать изображения в программах ФОТО ДЕКОР, MO PICTURE MANAGER, искать нужную информацию в сети интернет;
  • уметь эффективно использовать компьютер на практике.   

   Дополнительная образовательная программа "Компьютерная азбука" рассчитана на 3 года и соответствует начальному общему образованию.

  1. Учебно-тематический план

  Первый год обучения

 

n/n

Название     темы

       Количество часов     

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

На пороге компьютерной грамотности

3

2

5

3

Компьютер – наш помощник в учебе

1

3

4

4

Компьютер – универсальное средство обработки изображений

4

7

11

5

Информация вокруг нас

4

4

8

6

Компьютер  и обработка текстов

3

3

6

7

Подведение итогов обучения

1

1

Итого

17

19

36

Резерв (конкурсные мероприятия, экскурсии)

-

-

2

Содержание  программы

Тема 1.  Вводное занятие (1ч)

Теория:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • ознакомление с историей развития вычислительной техники.

Тема 2. На пороге компьютерной грамотности (5ч)

Теория:

  • рассказать о ПК как  о средстве работы с информацией;
  • знакомство с устройствами  компьютера и их назначением;
  • рассказать об устройствах  вывода  информации;
  • рассказать об устройствах ввода информации;
  • рассказать об устройствах  передачи  информации.
  • знакомство с клавиатурой и её основными клавишами;
  • знакомство с основной позицией пальцев на клавиатуре;
  • введение понятия «программа», виды и назначение программ;
  • знакомство с устройством «мышь»;
  • знакомство с рабочим столом и его элементами;
  • знакомство с программой Блокнот;
  • итоговое тестирование.  

    Практика:

  • работа с клавиатурным тренажёром;
  • работа  с  тренажёром  мыши;
  • работа с программой Блокнот;
  • работа по изменения фона рабочего стола;
  • открытие программ с рабочего стола разными способами;
  • компьютерные игры;
  • выполнение развивающих заданий (соревнования, конкурсы, игры).

 Тема 3. Компьютер – наш помощник в учебе (4ч)

Теория:        

  • знакомство с программой «Несерьезные уроки»;
  • знакомство с программой Калькулятор, которая обрабатывает числовую информацию.

Практика:

  • работа с программой «Несерьезные уроки»;
  • работа с программой Калькулятор, использование  программного калькулятора  для вычислений;
  • дальнейшая работа с клавиатурным  тренажёром или  тренажёром мыши.      

Тема 4. Компьютер - универсальное  средство обработки                информации (11ч).

Теория:    

  -    знакомство с основными элементами окна программы Paint;

  • знакомство с элементами компьютерной графики и графическими возможностями редактора Paint;
  • инструменты   редактора Paint (карандаш, кисть, распылитель,  заливка, выбор цветов, масштаб, надпись);
  • вычерчивание геометрических фигур  в графическом  редакторе  Paint;
  • знакомство с компьютерной  программой «Весёлый художник»,

которая  создаёт маленькую изостудию;

  • инструменты  программы «Весёлый художник»  и создание рисунков в режимах:  «Мольберт»,  «Галерея  изображений (эскиз)»,  « Галерея  изображений (фон)»,  «Галерея изображений (анимация)»,  «Фотолаборатория»,  «Тип бумаги»;
  • понятие «иллюстрация », история создания иллюстраций к тексту.

Практика:

  • нахождения и запуск программ с рабочего стола и из меню «Пуск»;
  • создание изображений в графическом редакторе;
  • конкурс рисунков;
  • создание иллюстраций к тексту;
  • конкурс «Иллюстрация к тексту»;
  • выполнение развивающих заданий;
  • дальнейшая работа с клавиатурным  тренажёром  и   тренажёром      мыши.

         Тема 5. Информация вокруг нас (8ч)

Теория:        

  • понятие информации (на примерах);
  • источник информации;
  • приемник информации;
  • хранение и сбор информации;
  • алфавит и кодирование информации;
  • виды информации  по способу восприятия (звуковая, зрительная, вкусовая, тактильная - осязательная, обонятельная информация);
  • виды информации по форме представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видеоинформация);
  • кодирование числовой информации (путешествие вместе с героями мультика Смешарики);
  • итоговое тестирование.

Практика:

  • работа с  использованием электронного  пособия;
  • закрепление материала через развивающие игры;
  • дальнейшая работа с программой Paint;
  • создание  изображений в графическом редакторе;
  • дальнейшая работа с программой Блокнот;
  • дальнейшая работа с клавиатурным  тренажёром или  тренажёром мыши.      

   

Тема 6. Компьютер  и обработка текстов (6ч)

Теория:

  • текст и его смысл;
  •  передача текстов;
  • знакомство с текстовым  редактором   MО Word;
  • вставка объектов в MО Word;
  • вставка рисунков в MО Word;
  • рассказ что такое визитки и рассмотрение примеров.

              Практика:

  • дальнейшая работа с клавиатурным  тренажёром;
  • знакомство с основными функциями  текстового  редактора MО Word;
  • редактирование предложений;
  • вставка и редактирование изображений;
  • создание своей визитки;
  • закрепление материала через развивающие игры;
  • работа с  использованием электронного  пособия.

   

                 Тема 7.  Подведение итогов обучения (1ч)       

           Итоговые занятия:

  • итоговое тестирование;
  • обзор и обсуждение   лучших работ.

К концу учебного года обучающиеся должны:

иметь представление:

  • что такое информация, виды информации;
  • что компьютер - это помощник человека при работе с информацией и в учебе;
  • что такое Рабочий стол, главное меню, кнопка Пуск и какие программы есть  в нашем компьютере;
  • что человек, природа, книги могут быть источниками информации.

 знать:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • назначение основных компонентов компьютера;
  • назначение  графического  редактора.
  • понятие  информации, многообразие её форм;
  • что человек может быть и источником информации, и приемником информации;
  • информационные процессы (сбор и хранение информации);
  • назначение  и возможности компьютерного  Калькулятора;
  • назначения и возможности программы Блокнот;
  • назначение  и возможности текстового   редактора MS Word.

 уметь:

  • применять для рисования: «краски», «кисти», «заливку», «распылитель», «геометрические  фигуры»;
  • пользоваться клавиатурой компьютера (вводить с клавиатуры русские, строчные, заглавные буквы, цифры);
  • менять фоновый рисунок рабочего стола;
  • открывать разными способами программы с рабочего стола;
  • выполнять простые действия с числами с помощью программы «Калькулятор»;
  • пользоваться программой Блокнот;
  • создавать иллюстрации к тексту с помощью программы «Весёлый художник»;
  • создавать собственную визитку с помощью программы Word.
  • самостоятельно запускать программы «Тренажёр мыши», «Клавиатурный  тренажёр», «Несерьезные уроки»;
  • работать с меню, понимать инструкцию и выполнять задание;
  • пользоваться клавиатурой, мышью и различными клавишами ({Backspace}, {Caps Lock}, {Shift}, {Enter}  и другие)  и  это закрепить в прочный навык;
  •  набирать своё  имя и фамилию на   клавиатуре;
  • масштабировать (изменять размеры) рисунка.

Учебно-тематический план

  Второй год обучения

n/n

Название     темы

       Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Компьютер – универсальное средство обработки изображений

1

3

4

3

Информационный  объект и компьютер

2

3

5

4

Компьютер и обработка текстов

4

6

10

5

Компьютер и обработка изображений

2

4

6

6

Создание презентаций

4

5

9

7

Подведение итогов обучения

1

1

Итого

15

21

36

Резерв (конкурсные мероприятия, экскурсии)

-

-

2

Содержание  программы

Тема 1.  Вводное занятие  (1ч)

Теория:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • роль ПК в современном  обществе.

Тема 2. Компьютер – универсальное средство обработки изображений (4ч)

Теория:

  • создание рисунка «Котенок» в редакторе Paint, создаем палитру;
  • создание рисунка «Котенок» в редакторе Paint, создаем контур фигуры;
  • создание рисунка «Котенок» в редакторе Paint, раскрашиваем;
  • конкурс рисунков.

  Практика:

  • дальнейшая работа с клавиатурным  тренажёром  и тренажёром      мыши;
  • работа с графическим редактором;
  • создание  изображений в графическом редакторе;
  • работа с палитрой в графическом редакторе;
  • работа с панелью инструментов в графическом редакторе (масштаб, кисть, ластик, карандаш).

                 Тема 3. Информационный  объект  и компьютер (5ч)

Теория:

  • объект,  свойства объекта, отношения между объектами;
  •  документ как информационный объект, электронный документ;
  • изображение и графический редактор;
  • текст и текстовый редактор.

Практика:

  • работа с графическим редактором Paint;
  • создание схем в графическом редакторе;
  • создание  и сохранение текстового документа в программе Блокнот;
  • создание  текстового документа в программе Word;
  • работа с  использованием электронного  пособия;
  • закрепление материала через развивающие игры;
  • закрепление навыков работы с клавиатурным  тренажёром.

Тема 4.  Компьютер и обработка текстов (10ч)

Теория:

  • экскурс в окно текстового   редактора Word;
  • ввод текста и его сохранение, отмена выполненных действий;
  • выделить текста или его фрагменты;
  • выполнить вырезание и копирование посредством перетаскивания;
  • выполнить вырезание и копирование посредством вырезания и вставки;
  • выделить текст полужирным,  курсивом или подчёркиванием;
  • изменить размер шрифта и цвет символа;
  • изменить выравнивание текста и ввести его обрамление;
  • вставить графику и переместить или изменить размер изображения;
  • вставить объекты;
  • вставка таблицы.

Практика:

  • набор текста и его форматирование;
  • составление расписания уроков;
  • составление слов из букв слова.
  • работа с блоками текста;
  • вставка рисунков из коллекции рисунков в редакторе МО Word;
  • вставка созданных рисунков;
  • оформление открыток, поздравлений;
  • закрепление материала через развивающие игры.

Тема 5.  Компьютер и обработка изображений (6ч)

Теория:

  •  знакомство с инструментами программы Microsoft Office Picture Manager;
  • обработка изображений в программе Microsoft Office Picture Manager;
  • обработка рисунков в программе Microsoft Office Picture Manager;
  • знакомство с программой Фото декор;
  • обработка изображений в программе Фото декор;

Практика:

  • редактирование готового изображения при помощи программы Microsoft Office Picture Manager;
  • создание и обработка рисунков при помощи программы Microsoft Office Picture Manager;
  • редактирование готового изображения при помощи программы Фото декор.

Тема 6.  Создание презентаций (9ч)

Теория:

  •  знакомство с программой Power Point;
  • создание и дизайн слайда;
  • вставка фигур, рисунков;
  • настройка анимации;
  • настройка формата фона, фигуры;
  • настройка смены слайдов;
  • вставка и настройка звукового файла;
  • создание презентации.

Практика:

  • создание слайдов;
  • редактирование слайдов;
  • оформление слайда;
  • настройка анимации, вставка фигур;
  • настройка смены слайдов (автоматически и по щелчку мыши);
  • вставка и настрой звука во время смены слайдов;
  • создание мультимедийных презентаций.

            Тема 7.  Подведение итогов обучения (1 ч)

Итоговые занятия:

                       -   итоговое тестирование.

К концу учебного года  обучающиеся  должны :

иметь представление:

  • что тексты и изображения -  это информационные объекты;
  • о том в чем разница документа и электронного документа;
  • для чего нужны программы Microsoft Office Picture Manager и Фото декор.

      знать:

  • правила  работы с компьютером и технику безопасности ;
  • как описывать объекты реальной действительности, т. е. как представлять информацию о них различными способами (в виде чисел, текста, рисунка, таблицы);
  • свойства объектов;
  • основные методы редактирования документа;
  • методы форматирования символов;
  • основные методы обработки изображений;
  • какие программы относятся к текстовым редакторам, а какие к графическим.

  уметь:

  •  представлять  на экране компьютера одну и ту же информацию об объекте различными способами: в виде текста, рисунка, таблицы, числами;
  • работать с текстами и изображениями (информационными объектами) на экране компьютера;
  • создавать текстовый документ;
  • редактировать документ;
  • форматировать символы с помощью панели инструментов;
  • открывать текстовый файл, закрывать его, сохранять на диске и выводить на печать;
  • создавать и редактировать слайды презентации;
  • настраивать анимацию для слайдов презентации;
  • настраивать смену слайдов в презентации;
  • настраивать звуковые файлы в презентации;
  • обрабатывать изображения разными способами.

 Учебно-тематический план

  Третий год обучения

n/n

Название     темы

     Количество часов

Теория

Практика

Всего

1

Вводное занятие

1

-

1

2

Компьютерная графика

3

3

6

3

Электронные таблицы

3

4

7

4

Использование ресурсов сети интернет в учебном

процессе

3

3

6

5

Проектная деятельность

15

6

Подведение итогов обучения

1

1

Итого

36

Резерв (конкурсные мероприятия, экскурсии)

-

-

2

Содержание  программы

Тема 1. Вводное занятие   (1 ч)

Теория:

  • правила техники безопасности при работе на компьютере;
  • возможности и назначение современных компьютеров.

Тема 2. Компьютерная графика (6ч)

Теория:

  • компьютерная графика: растровая графика, векторная графика, фрактальная графика;
  • знакомство с программой Paint.net;
  • создание фракталов в программе Paint.net.

   Практика:

  • закрепление навыков работы в графическом редакторе Paint;
  • создание рисунков на заданную тему в программе Paint.net;

                   -   закрепление материала через развивающие игры.

               

Тема 3.  Электронные таблицы  (7 ч)

Теория:

  • электронные таблицы и их назначение;
  • возможности программы Excel, основные понятия;
  • элементы рабочего стола программы Excel;
  • создание таблицы «Мои одноклассники» в программе Excel;
  • создание таблицы «Моя фильмотека» в программе Excel, заполняем таблицу;
  • создание таблицы «Моя фильмотека» в программе Excel, вставка формул, оформление;
  • итоговое занятие по теме в виде проверки таблиц и создания.

  Практика:

  • закрепления навыков создания таблиц в текстовом редакторе Word;
  • знакомство с элементами рабочего стола программы Excel;
  • разработка и редактирование таблиц в программе Excel;
  • вставка формул в разработанные таблицы;
  •  закрепление материала через развивающие игры.

                                     

Тема 4.  Использование ресурсов сети интернет в учебном процессе (6 ч)

Теория:

  • глобальные и локальные сети интернет, история развития сети;
  • браузеры и поисковые системы сети интернет;
  • поиск информации по заданному слову, фразе, предложению;
  • поиск изображений и их сохранение;
  • сравнение поисковых систем.

  Практика:

  • знакомство с разными браузерами сети интернет: Opera, Google Chrome, Mozilla Firefox, Internet Explorer, Yandex,  Интернет;
  • знакомство с разными поисковыми системами сети интернет: Яндекс, Гугл, Рамблер, Поиск@mail.ru, Нигма, Яхо;
  • поиск информации по заданному слову, фразе, предложению и сохранение информации в разных редакторах (Word, Блокнот);
  • поиск изображений в поисковике Яндекс и сохранение изображений;
  • сравнение поисковых систем (ищем одно и тоже в разных поисковиках, сравнение результатов поиска)

Тема 5.  Проектная деятельность (15 ч)

Теория:

  • I этап проектной деятельности :
  • «Ученье с увлеченьем»;
  • II этап проектной деятельности:
  • «Фантазеры»;
  • промежуточный отчет;
  • консультация, обобщающий этап;
  • доработка проектов с учетом замечаний и предложений;
  • подготовка к защите;
  • III этап проектной деятельности:
  • защита проекта.

  Практика:

  В конце  четвертого года обучения вводится проектная деятельность. Ребята смогут продемонстрировать полученные навыки за четыре года обучения плюс попробовать что-то новенькое самостоятельно. Дети не только закрепляют и воплощают на компьютере полученные знания, но и развивают свои творческие способности.

  Проектная деятельность разбита на определенные этапы выполнения. Тематика проектов предлагается педагогом.

Этапы  и сроки проведения проекта:

I ЭТАП:  2 часа

«Ученье с увлеченьем» - Обучающий этап (2часа)

На данном этапе происходит знакомство учащихся с темой, формулирование идей и замыслов, обсуждение формы представления результатов учебной деятельности, знакомство с критериями оценивания итоговых работ, формирование групп.

II ЭТАП: 11 часов

 «Фантазеры» - Творческий этап (7 часов)

Самостоятельная работа учащихся. Поисковый этап.  Консультации по содержанию и оформлению проектов.

Промежуточные отчеты учащихся. (1 час)

Консультация, обобщающий этап.  (1 час)

 Консультации по содержанию и оформлению проектов. Обобщающий этап: оформление результатов.

Доработка проектов с учетом замечаний и предложений. (1 час)

Подготовка к защите проекта. (1 час)

III ЭТАП: 1 час

 Защита проектов

Выставление оценок по результатам учебной работы в проекте учащихся.

Тематика

  1. «Помоги маме посчитать расходы» (Excel+отчет в Word)
  2.  «Моделирование в среде графического редактора Paint» (моделирую разные раскраски в программе Pain+отчет в виде презентации)
  3. «Времена года» (презентация с анимацией в программе PowerPoint, стихи о каждом времени года и рисунки с описанием каждого времени года)
  4. «Поздравительные открытки» (презентация в PowerPoint,история праздников, обычаи их празднования; праздники: новый год, рождество, пасха, крещение, масленица, день защитника отечества, международный женский день, день святого Валентина, день матери, день защиты детей, Татьянин день, 1 мая, 9 мая, день учителя, день знаний)
  5. «Моя родословная» (программа Word)
  6. «Подводный мир» (презентация с анимацией в программе PowerPoint, описание рыбок) 
  7. «Вселенная» (презентация с анимацией в программе PowerPoint, описание планет) 
  8. «Хорошо здоровым быть» (презентация с анимацией в программе PowerPoint)
  9. «Космонавты» (презентация с анимацией в программе PowerPoint)
  10.  «Мой класс» (создание анкет на каждого учащегося в программе Word+отчет в виде презентации)

Тема 6.  Подведение итогов обучения (1 ч)

Итоговые занятия:

  • итоговое тестирование;
  • обзор и обсуждение лучших работ.

К концу учебного года обучающиеся должны :

иметь представление:

  • о существование различных программ для работы с графикой;
  • представление о работе программы MO Excel;
  • представление о построение таблиц в программе MO Excel;
  • о существование глобальных и локальных сетей.

      знать:

  • правила  работы с компьютером и технику безопасности;
  • отличия между программами Pain и Paint.net;
  • о существование трех видов графики;
  • модели данных;
  • браузеры и поисковые системы сети интернет.

  уметь:

  • различать между собой растровую, фрактальную, векторную графику;
  • различать браузеры и поисковики;
  •  осуществлять поиск информации в сети интернет;
  • сохранять найденную информацию из сети Интернет;
  • создавать и использовать простейшие формулы в программе MO Excel;
  • создавать проекты.

  1. Методическое обеспечение программы

Данная программа  "Компьютерная азбука" была разработана на основе программы  курса информатики  для 2-4 классов начальной общеобразовательной школы, авторы        Н.В. Матвеева, Е.Н. Челак,  Н.К. Конопатова, но в связи с меняющимися тенденциями в обществе программа нуждалась в изменениях. Так как на сегодняшний день компьютер – это уже не роскошь, а средство для выполнения различных задач, то было необходимо данную программу изменить в соответствии с потребностями социума. Программа «Компьютерная азбука»  составлена таким образом, что с каждым годом обучения уровень сложности возрастает, теоретический материал сводиться к минимуму, а практический наоборот увеличивается, т.к. необходимо подрастающие поколение учить компьютерной грамотности на основе простых стандартных программ, которые в дальнейшем на старшей ступени обучения им понадобиться. Все задания в данной программе подобраны для мотивация учащихся:

  • Наиболее естественным, доступным и интересным практически всем детям на начальном этапе обучения является процесс рисования. Мнение современных ученых: работа пальцами развивает речь. В рисунке повествовать значительно проще. Рисуя, ребенок отражает и упорядочивает свои знания о мире. Осознает себя в нем. Предварительно изобразив событие, ему легче рассказать о нем. Вот почему, по мнению специалистов, рисовать так же необходимо, как и разговаривать. Общее знакомство с компьютерами, одной из первой самостоятельной творческой работы для детей является рисование на экране дисплея. Поэтому на первом году обучения ребят необходимо познакомить с такими программами как Paint и Веселый художник. С программой Paint ребята работают до конца учебного года, но задания постепенно усложняются. Обучающиеся знакомятся с развивающими программами (например, «Веселый художник»), что позволяет им осознать то, что учиться вместе с компьютером не так уж и скучно.  Сначала обучающиеся знакомятся с текстовым редактором Блокнот, а в дальнейшем с MO Word. Программа MO Word на сегодняшний день имеет множество различных функций и возможностей. Необходимо ребят начать знакомить с азами работы данной программы как можно раньше.
  • На втором году обучения ребята продолжают работу с программой Paint (задания уже более сложные), продолжается работа с программой MO Word, но уже на новом уровне (ученик - пользователь данной программы). Ребята знакомятся с программами, которые помогают обрабатывать изображения и фотографии (программы Фото Декор и MO Picture Manager), а также знакомятся и учатся создавать презентации в программе MO Power Point.
  • На третьем году обучения ребята знакомятся с расширенными возможностями графических редакторов (новая программа Pain.net), знакомятся с программой MO Excel, знакомятся с интернет ресурсами. Обучение третьего года заканчивается созданием проектов. Благодаря тому, что ребята создают проекты, будет виден результат успехов каждого из учащихся.

Изучение  каждой темы должно подаваться в проблемной постановке. Завершение изучения темы должно формулировать вопросы для следующей.

Изучение  каждой темы сопровождается дифференцированными заданиями по уровню сложности, что позволяет учащимся выполнять задание по возможно высокому для себя уровню. Особую роль в развитии навыков в выполнении практических заданий играет индивидуальная помощь преподавателя каждому обучающемуся в обнаружении и устранении индивидуальных ошибок, а также в анализе ошибок характерных для учащихся.

Дальнейшее развитие предполагают игру и моделирование различных процессов и ситуаций.

Обучение будет завершаться созданием обучающимися проектов.

Этапы

Задачи

Деятельность обучающихся

Деятельность педагога

  1. подготовка

Определение темы, цели. Выбор группы учащихся.

Собирают информацию, обсуждают задания.

Мотивирует учащихся, объясняет цели проекта.

  1. планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор критериев оценки результатов. Распределение ролей в команде.

Формируют задачи. Уточняют информацию. Выбирают, обосновывают свои критерии успеха.

Помогает в анализе и синтезе.

  1. принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив. Выбор оптимального варианта. Уточнение планов деятельности.

Работа с информацией. Проводят синтез и анализ идей. Выполняют исследование.

Наблюдает. Консультирует. Предлагает дополнительные источники информации.

  1. выполнение

Работа над проектом. Оформление.

Выполняют исследование и работают над проектом. Оформляют проект.

Консультирует.

  1. оценка результатов

Анализ выполнения проекта, достигнутых результатов (успеха и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели.

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценки.

Направляет процесс  анализа. Советует как подготовиться к защите.

  1. защита проекта

Подготовка доклада, выступления, презентации. Коллективная защита проекта. Оценка.

Защищают проект. Участвуют в коллективной  оценке результатов.

Оценивает результаты деятельности учащихся.

Метод проектов представляет собой гибкую модель организации образовательно-воспитательного процесса, способствует развитию наблюдательности и стремлению находить ответы на возникающие вопросы, проверять правильность своих ответов, на основе анализа информации, при проведении экспериментов и исследований.

На занятиях предполагается использование как объяснительно-иллюстративного (репродуктивного), так и эвристического, проблемного, модельного (развивающих) методов обучения.

   Программа рассчитана на работу в учебном компьютерном класс (10 учебных мест), оснащённом  IBM совместными машинами с микропроцессором Intel Pentium processor, объём ОЗУ на каждом компьютере не меньше 16 Мб, операционная система Windows, программное обеспечение ПЭВМ: программы «Калькулятор», Блокнот, Paint, MO Word, PowerPoint, Excel,  «Весёлый художник», «Несерьезные уроки»; игровые программы ( «Мир Кузи» или другие) и желательно электронное  учебное пособия по курсу «Информатика» (издательство БИНОМ ).

    При всем многообразии подходов к изучению данной программы, связанной с различными  возрастными особенностями учеников, общим является девиз: "ТВОРИ, ВЫДУМЫВАЙ, ПРОБУЙ".

  1. Литература
  1. Агафонова И. Н. Учимся думать. Сб. занимательных задач, тестов и упражнений. СПб.:М  и М — Экспресс, 1996.
  2. Айзенк Г. Ю. Проверьте свои способности. Перевод с англ. СПб.: Музыкальный фонд Санкт-Петербурга, 1993.
  3. Белавина И.Г. Восприятие ребенком компьютера и компьютерных игр. // Вопрос психологии. – 1993. - №3
  4. Борман Дж. Компьютерная  энциклопедия для школьников и их родителей-СПб.,1996;
  5. Бешенков С. А., Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. Информация и информационные процессы // Информатика и образование. 1998. № 6-8.
  6. Буцин Е.С. Обучение младших школьников началам информатики. //Информатика и образование. – 1991. - №3
  7. Видерхольд. Компьютер в начальной школе. // Информатика и образование. – 1993. - №2
  8. Волина В. В. 1000 игр с буквами и словами. М.: АСТ-ПРЕСС, 1996.
  9. Горячев А. В., Волкова Т. О., Горина К. И., Лобаче-ва Л. Л., Спиридонова Т. Ю., Суворова Н. И. Информатика в играх и задачах / Под ред. А. В. Горячева. М.: Экспресс, 1996.
  10. Горячев А. В. Информатика и ИКТ (Мой инструмент компьютер),М.2010
  11. Дворецкая, А.В. Основные типы компьютерных средств обучения./ А.В. Дворецкая. // народное образование. – 2006. - №2.
  12. Дурова, А.И. Современные технологии в учебном процессе./ А.И. Дурова, А.А. Вахрушев. // Начальная школа. – 2005.
  13.  Жигарев А. П., Макарова Н. В., Путинцева М. А. Основы компьютерной грамоты. Л.: Машиностроение, 1988.
  14. Завьялова О.А. Воспитание ценностных основ информационной культуры младших школьников // Начальная школа. – 2005 - №11
  15.  Зарецкий Д. В. и др. Информационная культура. Модуль «Класс 1»: Методическое пособие. М.: Дрофа, 1995.
  16.  Зарецкий Д. В. и др. Энциклопедия профессора Фортрана. Для детей младшего школьного возраста. М.: Просвещение, 1991.
  17. Каракозов М.С. Формирование навыка работы с клавиатурой. // Информатика и образование. – 1994. - №2
  18. Коджаспирова, Г.М. Педагогический словарь пособие для студентов высш.и сред. Пед. Учеб. Заведений./ Г.М. Коджаспирова, А.Ю. Коджаспиров. – М.: «Академия», 2000.
  19. Комарова, И. Использование информационных технологий в совершенствовании системы образования./ И. Комарова.// Народное образование. – 2006. - №2
  20. Леонтьев, А.Н Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии./ А.Н. Леонтьев. – М.: Просвещение, 1981
  21. Лихтарников А. М. Занимательные логические задачи. (Для учащихся начальной школы). СПб.: Лань, МИК, 1996.
  22.  Лыскова В. Ю., Ракитина Е. А. Информационные  поля в учебной деятельности // Информатика и образование. 1999. № 1.
  23.  Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П. Информатика: Учебники 2-4классов. — 4-е изд. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2007
  24. Матвеева Н. В., Челак Е. Н., Конопатова Н. К., Панкратова Л. П.  Обучение информатике: Методическое пособие. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2006
  25. Матюгин И. Ю., Аскогенская Т. Ю., Бонк И. А. Как развить внимание и память вашего ребенка (книга для детей и их родителей). М.: Эйдос, 1995.
  26. Михайлова 3. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. М.: Просвещение, 1990.
  27. Павлова, С.И. Информационно-технические средства обучения в начальной школе/С.И. Павлова// Начальная школа.-2001.-№4
  28. Первин Ю. А., Дуванов А. А., Зайдельман Я. Н., Голь-цман М. А. Роботландия. Книга для школьника. М., 1991.
  29. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2003.
  30. Программы общеобразовательных учреждений. Начальные классы (1-4) одиннадцатилетней школы. М.: Просвещение, 1994.
  31. Программы общеобразовательных учебных заведений в Российской федерации. Начальные классы (1-3). М.: Просвещение, 1993.
  32. Ракитина Е. А., Лыскова В. Ю. Применение логических схем понятий в курсе информатики // Информатика и образование. 2000. № 1.
  33. Рубинштейн А.В. Основы общей психологии./ А.В. Рубинштейн.- С-П.: Издательство «Питер», 2000
  34. Соколова, Т.Е. Воспитание познавательных интересов младших школьников средствами новых информационных технологий/Т.Е.Соколова// Начальная школа.-2004.-№3
  35. Субботина Л. Ю. Развитие воображения у детей. Популярное пособие для детей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  36. Тихомирова Л. Ф., Басов А. В. Развитие логического мышления детей. Ярославль: ТОО Гринго, 1995.
  37. Тихомирова Л. Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника: Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1996.
  38. Цветанова-Чурукова Л.З. Информационные технологии.// Начальная школа.- 2008-№8
  39. Фридланд А. Я. Информатика: процессы, системы, ресурсы. М.: БИНОМ, Лаборатория знаний, 2003.
  40. Фигурнов В. IBM РС для пользователя.-М.,1995

Интернет-ресурсы.

  1. http://www.metod-kopilka.ru
  2. http://www.zankov.ru
  3. http://www.rusedu.ru
  4. http://uchinfo.com.ua
  5. http://art-lk.ucoz.ru
  6. http://pospelova.ucoz.ru
  7. http://osvoenie-pk.ru/word.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука природы"

Программа по экологическому образованию детей дошкольного возраста...

Адресат дополнительной общеобразовательной программы "Азбука общения"

Примерный портрет учащегося, для которого будет актуальным обучение по данной программе...

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука дизайна"

Данная программа является нормативным документом учреждения дополнительного образования для занятий с детьми 6-9 лет,в условиях объединения дополнительного образования....

Дополнительная общеобразовательная программа «Азбука финансов»

В 9 классах дети обучаются в возрасте 14–16 лет, когда с правовой точки зрения они обретают часть прав и обязанностей, в том числе в финансовой сфере. Поэтому становится необходимым обучить подр...

Дополнительная общеобразовательная программа "Азбука туриста"

Лето - пора для отдыха и развлечений. Дети не должны скучать, а должны продолжать развиваться. В этом поможет лагерь дневного пребывания и кружковая деятельность, организованная на его базе.Программа ...

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок»

КОНСПЕКТ открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе: «Азбука общения» социально-педагогической направленности Тема: «Снег - снежок» ...