"Двенадцать месяцев"
методическая разработка на тему
Предварительный просмотр:
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение лицей №378
Кировского района Санкт-Петербурга
Пр. Ветеранов, 114/2, тел.4175179
Сценарий спектакля
Двенадцать месяцев
Возраст обучающихся: 7 – 10 лет
Автор-составитель: Татьяна Николаевна Соколовская
Педагог дополнительного образования ГБОУ лицей №378
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Сценарий спектакля «Двенадцать месяцев» написан по сказке С.Я.Маршака для творческого объединения «Мэри Поппинс». Возраст участников спектакля (артистов) 8 – 10 лет. Спектакль рассчитан на учащихся лицея начальной школы (7-10 лет).
Спектакль состоит из 2х действий и требует определенных временных затрат (2 месяца постановочной работы).
В спектакле принимают участие воспитанники хореографической студии «Маленькая страна» (хореографические зарисовки: «Девка по саду ходила…», «Метель», «Подснежники», «Полонез»)
Цель:
Привлечь внимание учащихся начальной школы к творчеству С.Я.Маршака.
Задачи:
Обучающие:
- знакомство с творчеством С.Я.Маршака;
- обучение актерскому мастерству.
Развивающие:
- развитие творческих способностей и интереса к творческой деятельности;
Воспитательные:
- воспитание вкуса, любви к художественной литературе, театру.
Ожидаемые результаты:
Будут знать: произведение С.Я.Маршака «Двенадцать месяцев», основы актерского мастерства.
Будут уметь: работать в паре, группе, слушать друг друга, проявлять творческую инициативу.
Материально-техническое обеспечение:
- Аудио, видео аппаратура, флешкарты, оформление сцены.
Костюмы, реквизит для героев спектакля (индивидуальная работа с родителями участников спектакля)
Герои спектакля (действующие лица):
НАСТЕНЬКА
ПРИНЦЕССА
МАЧЕХА
ДОЧКА МАЧЕХИ
ПРОФЕССОР
ДВЕНАДЦАТЬ МЕСЯЦЕВ
ФРЕЙЛИНА
ГОСТИ (танцоры)
ПРИДВОРНЫЕ (танцоры)
Сценарий сказки «12 месяцев»
ДЕЙСТВУЮЩИЕ ЛИЦА:
Злая мачеха
Родная дочь мачехи
Падчерица
Принцесса
Профессор
Министр
12 месяцев
СЦЕНЫ:
1. Во дворце
2. В доме мачехи
3. В зимнем лесу
4. В доме мачехи
5. Во дворце
6. В зимнем лесу
НАЧАЛО: Музыкальное вступление.
Сцена I во дворце.
(Принцесса, профессор, министр)
Антураж: дворцовые покои, зал для уроков, стол, кресло, чернильница
Автор:
-Уже прошло 5 лет, как король оставил этот мир, оставив профессору заботу о принцессе. А юная принцесса мнит себя королевой, капризна и беспечна. Что ж сделаешь, с рождения росла без матери и привыкла всем указывать.
На сцену выходит профессор.
Принцесса (за сценой):
- Профессор, где вы?
Профессор:
- Я здесь дитя! Пора начинать наш урок. Приступим, Ваше Величество. Повторим правила написания.
Принцесса:
- О, право это все так скучно. Каждый раз одно и то же: учись, учись...
Профессор:
- Ваше Величество, вы бываете, упрямы, но если вы хотите стать королевой, то вам нужно учиться!
Принцесса:
- Надоело, учиться, учиться, учиться... Только это и знаете. Вот издам сейчас указ и велю всех казнить. (Топает ногой)
- Вы забывает, что слово "помиловать", писать длиннее, чем слово "казнить"
Профессор:
- Помилуйте, Ваше Величество, за что такая немилость?!
Принцесса (капризно):
- За то, что я снова разозлилась. Вы меня все время поучаете, надоело. Ладно, сделаю одно задание, и велите обед нести. Ну, что там у вас?
Профессор (диктует):
- "Травка зеленеет, солнышко блестит, Ласточка с весною в сени к нам летит!"
Принцесса (капризно):
- Этот стих такой длинный, и сейчас не весна, а Рождество. Не буду так писать..
Профессор:
- Но ведь поэт написал так
Принцесса:
- А я вот хочу написать "Травка блестит" или только "Травка зеленеет". И попробуйте мне только возразить. Я - королева, а не ребенок!
Принцесса начинает старательно выводить строчку, и в то же время смотрит в окно.
Принцесса:
- Какая метель за окном, завывает и метет. Хочу весны. Точно, пусть придет весна!
Профессор:
- Но, Ваше Величество, этого не может быть. Весна наступит, лишь, когда кончится зима.
Принцесса:
- Вот опять вы мне перечите.
Принцесса зовет министра.
Принцесса (Министру):
- Прикажите зиме, пусть она уходит, а весна пусть наступить. Хочу, чтобы сугробы растаяли, а травка зеленела и росла. И птички пусть поют.
Профессор:
- Но, Ваше Величество, а как же праздники? Новый год, Рождество?
Принцесса:
- Праздники отменить. Пока не доставят цветы мне в покои, никакого Нового года не будет!
Профессор:
- Но, первые цветы появятся только в апреле...
Принцесса (удивленно):
- В апреле? А что за цветы?
Профессор:
- Подснежники.
Принцесса:
- Да как они смеют, только в апреле...
Профессор:
- В середине зимы подснежников не бывает - это закон природы. А в конце декабря весны не будет.
Принцесса:
- А сегодня что?
Профессор:
- Конец декабря. А после, начало января. Потом февраль, март, и только потом апрель.
Принцесса:
- Нет, января не будет до тех пор, пока мне не принесут подснежники. А кто принесет эти цветы, велю обменять их на золотые монеты.
Принцесса (обращается к Министру):
- Министр! Немедленно готовьте Указ: Цветы во дворец!
Сцена II. В доме мачехи.
(Мачеха, Дочка, Падчерица)
Антураж: деревенская избушка.
Мачеха (дочке):
Сегодня - Рождество! В церкви целый день песни поют. Надоело дома сидеть. Может к кому в гости сходить...
Тут слышат за сценой голос глашатого.
Глашатый:
- Королевский Указ: Ждет того награда, кто подснежник принесет во дворец под Новый год!
Мачеха (дочке):
- Слышала? Где наша корзина?!
Начинают искать.
Мачеха (о Падчерице):
- Где эта лентяйка ходит. Мы её пошлем!
Появляется Падчерица с вязанкой дров.
Мачеха:
- Где ты ходишь?! Мы уже целый час тебя ждем.
Дочка:
-Вечно где-то ходишь, бродишь...
Падчерица:
- Ходила за хворостом.
Дочка и мачеха (хором):
- А теперь пойдешь в лес за подснежниками!
Падчерица:
-Что вы, какие в лесу подснежники зимой?
Мачеха:
- Опять споришь? Сказано, бери корзину, ступай в лес и без подснежников не смей возвращаться!
Выталкивает падчерицу за дверь.
Мачеха (дочери):
- Если эта лентяйка наберет подснежников, то мы отнесем их королеве, получим много денег. Ох, и заживем тогда!
Сцена III. Заснеженный лес.
(Падчерица, братья-месяцы)
Падчерица:
- Целый день брожу по снегу, и метелица метет. Страшно-то, как и холодно. Сил нету уже, и домой идти боюсь. Видно, придется мне здесь смерть свою встречать...
Вдруг Падчерица замечает костер среди деревьев.
Открывается картина: у волшебного костра сидят братья-месяцы.
Месяц Февраль:
- Кто это там бродит среди деревьев? Выходи на свет.
Падчерица:
- Здравствуйте. Можно мне немного погреться у вашего костра?
Январь:
- Проходи к огню, дитя. Ближе, садись.
Декабрь:
- Я её здесь часто вижу.
Апрель:
- Что же ты делаешь в лесу в такое время?
Девочка:
- Мачеха послала меня в лес за подснежниками. И сказала без них не возвращаться. А какие подснежники зимой?
И Девочка заплакала.
Месяц Январь (говорит остальным):
- Ну что братцы, поможем?
Братья (хором):
- Поможем.
Братья передают друг другу посох и стучат им об землю. Последним берет посох Апрель.
Апрель:
- Иди, скорее собирай свои подснежники. Мы на пол час для тебя весну сделали.
Девочка убегает собирать подснежники и возвращается с корзинкой цветов.
Девочка (радостно):
- Большое спасибо, дорогие братцы-месяцы! Вы меня спасли от лютой смерти.
Апрель:
- За добро всегда добром платят. Ну, теперь иди домой смело. И вот что еще...
Протягивает Девочке кольцо.
Апрель:
- Вот тебе кольцо волшебное. Если мы тебе будем нужны, просто брось его, и мы придем. Только никому не говори о том что видела и слышала у этого костра.
Сцена IV. В доме Мачехи
Дочь:
- Кто-то в дверь стучится. Может зверь? Или метель бьется?
Входит в дверь Падчерица и ставит корзину перед Мачехой и ее Дочкой.
Падчерица (устало):
- Вот вам подснежники. Ну я пошла отдохну и погреюсь возле печки.
Дочка:
- Мамка, смотри, принесла таки! Чего мы ждем? Бежим во дворец за наградой!!!
Спешно одеваются и уходят.
Сцена V. Во дворце.
(Профессор, Министр, Принцесса)
Антураж: тронный зал, наряженная елка, на троне сидит принцесса.
Профессор:
- С Новым годом вас, Ваше Величество!
Министр:
- И с Рождеством!
Принцесса:
- Вы что, совсем не понимаете? Я же сказала, что без цветов Новый год и Рождество не наступит!
Профессор (нервно):
- Ваше Величество - это же шутка?
Принцесса:
- Мне не до шуток. Так где цветы? Принесите мне их срочно!
Профессор:
- Но, Ваше Величество, в канун Рождества в лесу - только метели!
Принцесса (раздраженно):
- Вы снова мне посмели перечить?!
Вдруг за сценой слышится шум. Министр уходит узнать что там такое.
Появляются Министр, Мачеха и Дочка.
Профессор (увидев цветы):
- Я, наверное, схожу с ума. Там- цветы!!! Весна - зимой? О, Боже!!!
Принцесса (радостно):
- профессор, ну, что я вам говорила? Давайте цветы сюда! Где вы их взяли?
Мачеха (запинаясь):
- Мы с утра с Дочкой и всю ночь среди сугробов в лесу плутали, плутали и вдруг нашли цветы.
Принцесса (удивленно):
- А что дальше?
Мачеха (толкая дочку локтем):
- Продолжай ты!
Дочка:
- Ну вот идем по чаще и видим птичка сидит и зовет весну...
Принцесса:
-Кого зовет?
Дочка (толкая в бок Мачеху):
- Продолжай!
Мачеха:
- Ну, весну зовет, ну,... солнце там,... цветенье! И расцвели цветы от ее пенья...
Министр (недоверчиво):
- Не может быть!
Принцесса:
- А что было дальше?
Мачеха:
- Ну мы быстрей наВрали целую корзину!
Дочка (толкает Мачеху в бок):
- Не наВрали, а НаРвали!
Мачеха:
- А я что говорю, нарвали сразу во дворец.
Дочка:
- Чтобы за них получить золото. Вот.
Принцесса (важно и величественно):
- Министр, наградите их. Насыпьте корзину золота.
Принцесса (обращается к мачехе и дочке):
- Немедленно отведите нас туда, где вы нашли цветы! Иначе прикажу вас казнить!
Мачеха и Дочь падают на колени в испуге.
Мачеха:
- Ваше Величество, помилуйте. Спасите, пощадите! Это не мы цветы нашли, а наша лентяйка.
Дочка:
- Да, да это все моя сестра. Вы у нее спросите.
Принцесса:
Сестру сюда доставьте! Нет лучше мы за ней заедем по дороге. Карету мне. Немедленно!
Сцена VI. В зимнем лесу.
(Принцесса, Профессор, Министр, Мачеха с Дочкой, Падчерица, 12 братьев-месяцев)
На сцене Принцесса, Мачеха и Дочка. Мачеха молча показывает на Падчерицу.
Падчерица в это время рассматривает колечко и любуется им.
Принцесса подкрадывается к Падчерице.
Принцесса:
- Ну-ка покажи мне свое колечко и покажи где растут подснежники зимой!
Падчерица (испуганно):
- Ты кто?
Принцесса (нетерпеливо):
- Я - Королева! А ну живо рассказывай.
Падчерица:
- Но там нет больше цветов.
Принцесса (нетерпеливо):
- А где взяла их?
Падчерица:
- Я не могу сказать. Это секрет!
Принцесса (в гневе):
- Что?! От меня секреты!!! Казнить!!! Ах, да... давай сюда кольцо!
Вырывает колечко, оно падает и катится.
Падчерица:
- Ах, милый братцы, придите мне на помощь.
Братья-месяцы выходят на сцену
Январь:
- Звала ты нас? Мы пришли.
Мачеха:
- А это кто?
Принцесса ( Январю):
- Кто ты такой!
Мачеха (громко, догадалась):
- Наверное, он - Снеговик!
Дочка (ехидно на Мачеху):
- А вы тогда - Снежная баба!
Мачеха:
- Да как посмела родную мать бабой снежною обозвать?
Дочка:
- А вы точно как снежная баба. Такая же холодная и злая, как собака.
Мачеха и Дочка начинают ругаться и друг друга обзывать.
Май:
- Вот сцепились, словно собаки. По делам и награда!
Март:
- Глянь, превратились в двух собак.
Принцесса (испугано):
- Я, хоть и Королева, но я боюсь. Я не хотела вас обидеть.
Принцесса (показывает на министра):
- Это все он. Он писал указы.
Министр:
- Ну, вот опять нашла крайнего.
Январь (Принцессе):
- Ты лучше попроси прощенья и у людей и у Бога.
Принцесса (кается):
- Простите меня за то, что я была горда, упряма, капризна, не учтива. Обещаю, я исправлюсь.
Принцесса (обращается к Падчерице):
- И ты, меня прости за все. Мы с тобою обе сиротки.
Падчерица:
- В святое Рождество - всех нас господь простит!
Все встают полукругом и хором говорят:
- С Рождеством Христовым!
ЗАНАВЕС
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
По страницам любимой сказки «Двенадцать месяцев»
Сценарий концерта для учащихся младших классов ДШИ...
Сценарий по пьесе-сказке С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Данный сценарий поможет организовать в классе Новогодний праздник. Количество дейсвующих лиц таково, что позволяет привлечь к театральной постановке почти всех учащихся класса. Предназначен для учащих...
Инсценирование пьесы-сказки С.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"
Конспект урока по литературе в 5 классе. Инсценирование пье.Я. Маршака "Двенадцать месяцев"...
Контрольная работа по литературе 5 класс С.Я. Маршак "Двенадцать месяцев"
Контрольная работа по литературе в 5 классе по сказке С.Я.Маршака "Двенадцать месяцев" позволяет увидеть, как учащиеся усвоили содержание сказки....
Сценарий постановки школьного театра Эдельвейс - "Двенадцать месяцев"
Сценарий представляет собой адаптацию произведения Александра Волкова "Волшебник Изумрудного города" для постановки пьесы в рамках школьного театра с учетом актерского состава (учащиеся 2-11 классов)....
Урок. Графический редактор Paint. Двенадцать месяцев. 5 класс.
Презентация. Графический редактор Paint. Двенадцать месяцев. 5 класс....
сценарий спектакля "Двенадцать месяцев"
Данный сценарий может быть использован к подготовке к новому году....