Конспект занятия в 5 классе «Компьютер и зрение» по программе внеурочной деятельности по информатике «Мой друг – компьютер»
план-конспект занятия (5 класс)
Данная работа принимала участие в районном конкурсе методических разработок «Уроки здоровья» в номинации «Учебное занятие для учащихся 5-8 классов», 2 место, 2018 г., а также в региональном этапе II Всероссийского конкурса «Школа – территория здоровья в номинации «Лучший конспект урока/учебного занятия с применением здоровьесберегающих технологий», 2018 г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompyuter_i_zrenie.docx | 30.09 КБ |
kompyuter_i_zrenie.ppt | 1.27 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 11
Узловского района Тульской области
Районный конкурс методических разработок
«Уроки здоровья»
Конспект занятия в 5 классе по программе
внеурочной деятельности по информатике
«Мой друг – компьютер»
Тема: «Компьютер и зрение»
Учитель: Поддячая Ольга Ивановна, учитель информатики
г. Узловая
2018 г.
Занятие в 5 классе по программе
внеурочной деятельности по информатике
«Мой друг – компьютер»
Тема: «Компьютер и зрение»
Цель: выяснить роль органов зрения в получении информации и определить основные правила, которые помогут сберечь зрение при работе за компьютером.
Задачи:
Предметные:
- Изучение значения органов зрения при получении человеком информации из окружающего мира.
- Выявление главных причин ухудшения зрения при работе за компьютером.
- Знакомство с методами профилактики заболевания глаз, с правилами бережного отношения к зрению.
- Разработка советов для учащихся начальной школы по улучшению и сохранению зрения при работе за компьютером.
Метапредметные:
- Формирование основ ИКТ-компетентности учащихся;
- Развитие умения осознанно строить речевые высказывания в письменной форме.
Личностные:
- Формирование способности и готовности к принятию ценностей здорового образа жизни за счет знания основных гигиенических, эргономических и технических условий безопасной эксплуатации средств ИКТ.
- Навыки безопасного и целесообразного поведения при работе за компьютером.
Ход занятия
I. Постановка темы занятия.
Беседа, рассказ учителя, сопровождается показом слайдов презентации
- Как человек получает информацию из окружающей среды?
(С помощью 5 органов чувств - с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса, осязания.)
- Какие органы помогают нам воспринимать окружающий мир?
(Глаза, уши, нос, язык, кожа)
- Для того чтобы быть здоровыми, вы должны знать свое тело и любить его. Потому что никто не позаботится о вас лучше, чем вы сами.
- А о чем мы сегодня будем говорить, вы узнаете, если отгадаете загадки:
«Два братца через дорогу живут, друг друга не видят». (Глаза.)
Два соседа-непоседы день на работе. Ночь на отдыхе. (Глаза)
Живет мой братец за горой,
Не может встретиться со мной. (Глаза)
Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)
На ночь два оконца
Сами закрываются,
А с восходом солнца
Сами открываются. (Глаза)
- Итак, ребята, сегодня мы будем говорить об органах зрения – глазах. А какое отношение имеют глаза к занятиям по информатике?
(С помощью зрения человек получает информацию, если много работать за компьютером, можно испортить зрение)
- Правильно, поэтому сегодня тема нашего занятия «Компьютер и зрение».
- Что нового мы узнаем на сегодняшнем уроке?
(узнаем, почему компьютер вредит зрению, какие правила надо соблюдать для сохранения зрения)
- Правильно, мы выявим главные причины ухудшения зрения при работе за компьютером, познакомимся с методами профилактики заболевания глаз, с правилами бережного отношения к зрению.
II. Усвоение новых знаний
Беседа, рассказ учителя, сопровождается показом слайдов презентации
- Как вы думаете, кто из животных самый юркий? Хорошо известно, что самое острое зрение у орла. Он парит на большой высоте и из-за облака высматривает добычу. Ночью лучше всех видит сова. Она легко отыщет мышь в темноте.
Человек не такой зоркий, как орел. И в темноте он не видит, как сова. Глаза являются главными помощниками человека.
- Почему?
(Они помогают видеть все, что есть вокруг, различать и узнавать предметы, их цвет, форму, величину.)
- Повернитесь и посмотрите в глаза друг другу. Какие красивые у нас глаза! Что можно обнаружить в глазу, рассматривая его?
- Цветное колечко. Это радужная оболочка или радужка. От нее зависит цвет наших глаз.
- Радужную оболочку покрывает прозрачная тонкая оболочка - роговица.
- В центре глаза мы видим черную точку. Она то расширяется, то сжимается. Это - зрачок. Он регулирует количество света.
- Лучи света проходят через зрачок и хрусталик и собираются на сетчатке глаза. Дальше по нервам сигналы передаются в мозг, и человек видит то, на что смотрит.
- Через глаза поступает до 80% информации из окружающего мира. После органов дыхания и кровообращения глаза являются самыми работающими органами человека.
- Мы чистим зубы каждый день, но каждый ли день мы заботимся о столь важных органах как глаза??? Только представьте, какую роль выполняют каждый день наши глаза. Как же относимся к ним мы? Мы беспощадно используем их, глядя в монитор компьютера, монитор телевизора, книги, журналы и т.д. и т.п.
- Статистика утверждает, что среди школьников становится все больше детей со слабым зрением. Согласно ежегодным медицинским осмотрам, перед поступлением в школу снижение остроты зрения наблюдается у 8% детей, среди школьников – более чем у 20%.
- В России, по данным независимых источников, каждый второй житель имеет какое-либо нарушение зрения.
- Ткани глаз очень нежные, поэтому глаза хорошо защищены.
- Как защищены глаза? (Веки, ресницы, брови защищают их.)
- Да, ребята, брови, ресницы и веки у нас не только для красоты. Они оберегают глаза от пыли, ветра и пота. Но чтобы сохранить глаза и зрение, этой защиты недостаточно.
- Когда так говорят и почему: «Придет беда – потечет вода»? (Когда человек плачет.)
- А зачем человеку слезы? (Тоже защищают глаза от пыли.)
- А теперь давайте выясним, какие факторы приводят к снижению зрения. (Чтение со слайда, обсуждение и пояснение)
Факторы, приводящие к снижению остроты зрения
- авитаминоз
- ранения и ожоги роговицы глаза
- хронические инфекционные и аллергические заболевания
- наследственность
- напряженная зрительная работа
- вирусы, бактерии
- нарушение обмена веществ в организме, эндокринные нарушения
- воздействие ультрафиолетового, радиоактивного излучения
- воздействие пыли, ветра.
- длительное зрительное напряжение при чтении, работе за компьютером, работе с мелкими деталями, шитье.
Игра “Полезно – вредно”.
Правила игры: я читаю высказывание. Если оно содержит полезную привычку, то вы должны похлопать в ладоши, а если нет – топнуть ногой.
Полезно или вредно
- Читать лежа.
- Смотреть на яркий свет.
- Принимать витамины для глаз.
- Смотреть близко телевизор.
- Оберегать глаз от ударов.
- Промывать по утрам глаза.
- Тереть глаза грязными руками.
- Читать при хорошем освещении.
- Долго играть за компьютером.
Работа с текстом, выделение главного
- Пожалуй, это самая распространенная проблема, которой интересуются люди, и на которую со сто процентной уверенностью можно ответить, это то, что на зрение компьютер влияет отрицательно. В любом случае, когда дети или взрослые заняты работой, связанной с напряжением зрения, их глаза утомляются. У детей особенно часто устают глаза, поскольку их глаза и мышцы, которые ими управляют, еще не окрепли.
- Давайте познакомимся с причинами вредного воздействия компьютера на глаза. Работать будем с ознакомительным текстом. Прочитайте его. Выделите красной ручкой причины, по которым длительная работа за компьютером приносит вред зрению.
Ознакомительный текст:
Специалисты насчитали несколько основных причин вредного воздействия компьютера на глаза.
- Во-первых, так называемая пиксельная структура изображения. На мониторе компьютера изображение подается не в виде сплошных линий, а в виде микроскопических точек. А глаза на такие рисунки остро реагируют.
- Во-вторых, вредит глазам постоянное прямонаправленное свечение экрана. Отраженный свет, который мы обычно наблюдаем в освещенной комнате, для глаз более естественен. Когда лучи света из компьютера бьют прямо в глаза, они наносят вред мозгу, поскольку утомление зрения — это и утомление мозга.
- В-третьих, мониторы зачастую имеют низкую контрастность, которая нашим глазам очень не нравится. Из-за нее глаза напрягаются и быстро устают.
- В-четвертых, на наше зрение влияет и кадровая развертка.
- В-пятых, зрение ухудшают блики на мониторе. Они появляются в виде отражения других светящихся объектов.
- Негативное влияние оказывает неправильно выбранное расстояние от глаз до экрана, неудачные цвета. Кроме того, глаза быстрее устают, когда приходится постоянно перемещать взгляд с экрана на клавиатуру или бумажный лист.
- Какие же причины негативного воздействия компьютера на зрение выделяют ученые?
(Дети делятся мнением по прочитанному тексту.)
Беседа, рассказ учителя, сопровождается показом слайдов презентации
- Как же не навредить своему зрению при работе за компьютером? (Ответы детей.)
- Самой эффективной мерой профилактики компьютерного зрительного синдрома служит ограничение времени работы за компьютером. Для учащихся 1-4 классов норма работы за компьютером без перерыва составляет 15 минут, для 5-7 классов – 20 минут, для 8-9 классов – 25 минут, для 10-11 классов – 30 минут. Однако поскольку это не всегда возможно, важно следовать другим врачебным рекомендациям:
- Следует соблюдать необходимое расстояние от глаз до монитора – 70 см.
- Монитор должен стоять так, чтобы на него не падал свет яркой лампы или солнечные лучи.
- Следует избегать большой контрастности между яркостью экрана и окружающего пространства. Ни в коем случае не следует работать с компьютером в темном или полутемном помещении.
- Вечернее освещение рабочего помещения желательно голубоватого цвета с яркостью, примерно равной яркости свечения экрана. При дневном освещении также рекомендуется обеспечить вокруг дисплея голубой фон – за счет окраски стен.
- Моргайте чаще. Одна из причин сухости глаза – недостаточное моргание. Мы часто переводим взгляд с монитора на клавиатуру. При этом наш мозг воспринимает это движение век за моргание. Однако поскольку глаза закрываются не полностью, они не получают достаточного увлажнения и очищения от попавших на их поверхность микрочастиц. Поэтому старайтесь моргать чаще, чтобы повысить шансы сохранить зрение за компьютером. Если Вы носите очки или линзы, глаза также могут нуждаться в дополнительном увлажнении. Для этого можно использовать специальные капли, состав которых схож с человеческой слезой.
- Используйте компьютерные очки. Они созданы для повышения контрастности изображения и устранения бликов. Линзы качественных компьютерных очков должны содержать особенные фильтры, не пропускающие голубой свет, излучаемый экраном монитора. Такие лучи могут вредить сетчатке глаза, что становится причиной ухудшения резкости зрения. О наличии такого фильтра свидетельствует коричневатый оттенок линз. Кроме того, на их поверхности должно присутствовать антибликовое покрытие. Чтобы быть уверенными в том, что очки помогут Вам сохранить зрение за компьютером, для их подбора обратитесь к окулисту.
- Устраивайте перерывы. Чтобы Ваши глаза уставали меньше, каждые 20 минут желательно отводить взгляд от монитора компьютера хотя бы на 30 секунд. Это время можно посвятить легкой гимнастике и выполнить небольшой комплекс упражнений для расслабления глаз.
III. Оздоровительная минутка «Гимнастика для глаз»
Выполнение упражнений
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова
Включает в себя две группы упражнений.
Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости)
Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз.
Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд.
Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты.
Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза.
Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц)
Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз.
Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз.
Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз.
Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
IV. Мини-проект «Советы по сохранению зрения при работе за компьютером»
- Теперь вы знаете, какие правила следует выполнять, чтобы не навредить зрению. А сейчас класс делится на 4 группы, в каждой из которых ребята будут работать над составлением памятки для учащихся начальных классов «Советы по сохранению зрения при работе за компьютером». Памятки мы подарим младшим школьникам, чтобы они знали правила безопасной работы на компьютере.
В каждой группе по 4 человека. Составители (2 человека) формулируют правила для памятки и набирают текст на компьютере. Оформители (2 человека) разрабатывают дизайн памятки, используя цветной картон и бумагу, карандаши, фломастеры и пр., оформляют заголовок и размещают текст.
(Работа над памятками)
V. Итоги занятия, рефлексия
- Наше занятие подходит к концу. Сегодня вы узнали много новой, интересной и полезной информации о сохранении и укреплении органов зрения человека. Предлагаю каждому закончить следующие предложения:
- Сегодня я узнал, что …
- Сегодня я научился ….
- Мне понравилось …
- Спасибо, ребята, за вашу работу. Берегите свое зрение!
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Два братца через дорогу живут, Друг друга не видят. Два соседа-непоседы: День на работе, ночь на отдыхе. Живет мой братец за горой, Не может встретиться со мной. Два Егорки живут возле горки, живут дружно, а друг на друга не глядят. На ночь два оконца Сами закрываются, А с восходом солнца Сами открываются.
ГЛАЗА – ГЛАВНЫЕ ПОМОЩНИКИ ЧЕЛОВЕКА
КТО САМЫЙ ЗОРКИЙ? ЖУРАВЛЬ ОРЁЛ СОВА
СТРОЕНИЕ ГЛАЗА
Факторы, приводящие к снижению остроты зрения авитаминоз ранения и ожоги роговицы глаза хронические инфекционные и аллергические заболевания наследственность напряженная зрительная работа вирусы, бактерии нарушение обмена веществ в организме, эндокринные нарушения воздействие ультрафиолетового, радиоактивного излучения воздействие пыли, ветра. длительное зрительное напряжение при чтении, работе за компьютером, работе с мелкими деталями, шитье.
ВРЕДНО-ПОЛЕЗНО Читать лёжа. Смотреть на яркий свет. Смотреть близко телевизор. Оберегать глаза от ударов. Промывать глаза по утрам. Тереть глаза грязными руками. Читать при хорошем освещении.
Гимнастика для глаз по методике Э.С.Аветисова Включает в себя две группы упражнений. Группа первая (для улучшения циркуляции крови и внутриглазной жидкости) Упражнение 1. Сомкните веки обоих глаз на 3-5 секунд, затем откройте их на 3-5 секунд; повторите 6-8 раз. Упражнение 2. Быстро моргайте обоими глазами в течение 10-15 секунд, затем повторите то же самое 3-4 раза с интервалами 7-10 секунд. Упражнение 3. Сомкните веки обоих глаз и указательным пальцем соответствующей руки массируйте их круговыми движениями в течение одной минуты. Упражнение 4. Сомкните веки обоих глаз и тремя пальцами соответствующей руки слегка надавливайте на глазные яблоки через верхние веки в течение 1-3 секунд; повторите 3-4раза. Упражнение 5. Прижмите указательными пальцами каждой руки кожу соответствующей надбровной дуге и закройте глаза, при этом пальцы должны оказывать сопротивление мышцам верхних век и лба; повторите 6-8 раз.
Группа вторая (для укрепления мышц) Упражнение 1. Медленно переведите взгляд с пола на потолок и обратно, не меняя положения головы; повторите 8-12 раз. Упражнение 2. Медленно переводите взгляд вправо, влево и обратно; повторите 8-10 раз. Упражнение 3. Медленно переводите взгляд вправо-вверх, затем влево-вниз и обратно, после этого переводите взгляд по другой диагонали — влево-вверх, вправо-вниз и обратно; и так -8-10 раз. Упражнение 4. Делайте круговые движения глазами в одном, затем в другом направлении; повторите 4-6 раз.
Мини-проект «Советы по сохранению зрения при работе за компьютером»
БЕРЕГИ ЗРЕНИЕ!