Учебный материал к проекту "ЮИД"
рабочая программа по теме
Предварительный просмотр:
Проблема травматизма на дорогах является очень острой в нашем современном обществе. Создаются новые законы, ужесточаются правила дорожного движения для безопасности пешеходов, пассажиров и водителей. Но, к сожалению, этого недостаточно, и высокий уровень травматизма остаётся стабильным, поэтому интенсивная работа в Детском оздоровительно – образовательном Центре «Лесная сказка» по профилактике дорожно – транспортного травматизма важна и актуальна.
Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Из-за нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами совершается около 15 процентов дорожно-транспортных происшествий от общего их количества.
Половина всех дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине пешеходов, происходит при переходе ими проезжей части в неустановленном месте, при переходе перед близко идущим транспортом, выходом на дорогу из-за стоящего транспортного средства, из-за игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, а также нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.
Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются невнимательность, недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.
Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.
Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.
Педагогическая ценность данного учебного материала заключается в повышении культуры участников дорожного движения, твердых практических навыков поведения на дорогах, сохранении жизни и здоровья детей.
В целях недопущения возможных ошибок при ведении занятий рекомендуется:
- ни одно занятие не проводить без сверки подготовленного к нему материала с текстом Правил дорожного движения;
- использовать в работе только те пособия, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения».
Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми и подростками является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.
Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо учитывать в своей работе, что эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.
Учебный материал «Юные инспекторы движения» ориентирован на учащихся трёх возрастных категорий:
- Дорожная азбука (1 кл.);
- Школа дорожных наук (2-3 кл.);
- Юные инспекторы движения (4-9 кл.).
Младшие школьники (7-9 лет):
- учебная деятельность способствует развитию познавательной сферы;
- развиваются мыслительные процессы (анализ, сравнение, классификация), становящиеся предпосылкой будущего формирования формально-логического мышления.
Младшие подростки (10 – 12 лет):
- начинается переход от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости.
Старшие подростки (13 - 15 лет):
- возникает стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
- появляется особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
- начинается переход от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости.
Формы и методы работы:
словесные:
- рассказ;
- объяснение;
- беседа;
- лекция;
- инструктаж.
наглядные:
- показ иллюстрированных пособий, плакатов ПДД, схем, стендов;
- наглядный показ зарисовок, видеоматериалов при помощи интерактивной доски.
практические:
- проектная деятельность;
- решение задач с помощью игровых ситуаций;
- решение кроссвордов;
- прохождения тестирования;
- проведение викторин, акций;
- оформление тематических стендов, школьного «Уголка безопасности»;
- применение универсального учебно-практического пособия для конструирования и анализа дорожных ситуаций;
- встречи и беседы с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, с целью изучения основ медицинских знаний на практике;
- участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.
«Дорожная азбука»
Участники: учащиеся 1–ых классов.
Цель: приобретение знаний культуры безопасности жизнедеятельности: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для воспитания законопослушных участников дорожного движения.
Задачи:
Обучающие:
- формирование у детей элементарных знаний, умений и навыков безопасного поведения на проезжей части.
Развивающие:
- развитие образного мышления, внимания, быстрого реагирования, самообладания, находчивости на создавшуюся ситуацию.
Воспитательные:
- воспитание культуры поведения на дорогах и улицах, дисциплинированности;
- воспитание вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- воспитание у обучающихся навыков общения и толерантности.
Ожидаемые результаты:
- знать историю возникновения ПДД;
- знать элементарные правила безопасного поведения на проезжей части;
- знать правила поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;
- уметь объяснить товарищу правила поведения на дороге;
- знать причины ДТП;
- владеть навыками культурного поведения на дорогах, улицах и в общественном транспорте.
«Школа дорожных наук»
Участники: учащиеся 2 – 3 –ых классов.
Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.
Задачи:
Обучающие:
- отработка навыков поведения на улице, дорогах, перекрестках решением проблемных ситуаций игровыми моментами;
- пропаганда безопасности движения.
Развивающие:
- развитие образного мышления, внимания, быстрого реагирования, самообладания, находчивости на создавшуюся ситуацию.
Воспитательные:
- воспитывать вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;
Ожидаемые результаты:
- знать историю возникновения ПДД;
- знать правила безопасного поведения на проезжей части;
- уметь оценивать свое поведение на дороге;
- уметь ориентироваться в дорожных ситуациях.
«Юные инспекторы движения»
Участники: учащиеся 4-9 классов школ Щёлковского района (младшая возрастная категория – 4-6 классы, старшая возрастная категория – 7-9 классы)
Цель: повышение эффективности работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.
Задачи:
Обучающие:
- углубленное изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
- овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организации этой работы среди детей дошкольного и школьного возраста;
- профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
- обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
- получение навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
- сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности.
Развивающие:
- развитие образного мышления, внимания, быстрого реагирования, самообладания, находчивости на создавшуюся ситуацию.
Воспитательные:
- воспитание вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
- воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям.
Ожидаемые результаты:
- знать историю возникновения ПДД;
- уметь оценивать свое поведение на дороге;
- уметь ориентироваться в дорожных ситуациях;
- знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
- уметь организовывать проводить работу по пропаганде правил дорожного движения среди детей дошкольного и школьного возраста;
- знать причины ДТП;
- уметь владеть навыками культурного поведения на дорогах и улицах (быть дисциплинированными).
Организация совместной работы на занятии педагога и обучающихся:
- сообщение подлежащих усвоению положений и их демонстрацию;
- выполнение каждым ребёнком заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений;
- регулярная проверка обучающихся, анализ причин допускаемых ошибок и организацию индивидуальной работы по устранению выявленных пробелов в знании;
- при проведении занятий в различных возрастных группах учит возрастных особенностей психического и физического развития детей;
- систематическое использование наглядных пособий, позволяющих сформировать чрезвычайно важные для обучающихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений Правил, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения;
- применение методов активизации познавательной деятельности обучающихся.
В процессе образовательной деятельности у ребенка должны сформироваться:
- направленность внимания;
- произвольность всех психических процессов и деятельности в целом;
- внутренний план действий;
- способность анализировать и оценивать свою деятельность;
-самоконтроль и самоорганизация как следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой педагогом.
Знания, умения и навыки по итогам занятий.
Должны знать:
- правила перехода проезжей части дороги;
- опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
- безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
- типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
- опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
- места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
- название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.
Должны уметь:
- переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
- переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
- переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
- переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
- правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
- обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
- ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
- не создавать помех движению транспорта;
- правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.
Типичные ошибки в поведении школьников на улице:
- самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
- самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;
- неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
- ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
- самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
- игра на проезжей части и вблизи нее;
- неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.
Три основных навыка поведения:
- Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
- Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
- Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.
В заключении…
Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Проблема подготовки человека к безопасному поведению в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая.
Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию, регулярность занятий, преемственность и профессионализм.
Основными путями подготовки детей к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через педагогов, родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для обучающихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы, искусства.
Обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими условиями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала
Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет. 7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...
Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.
Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...
Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.
Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...
Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.
Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...
9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.
Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...
Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.
Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...
Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.
Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...