Учебный материал к проекту "ЮИД"
рабочая программа по теме

Чуракова Елена Игоревна

ЮИД

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проблема травматизма на дорогах является очень острой в нашем современном обществе. Создаются новые законы, ужесточаются правила дорожного движения для безопасности пешеходов, пассажиров и водителей. Но, к сожалению, этого недостаточно, и высокий уровень травматизма остаётся стабильным, поэтому интенсивная работа в Детском оздоровительно – образовательном Центре «Лесная сказка»  по профилактике дорожно – транспортного травматизма важна и актуальна.

Автомобилизация страны, увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах создают объективные предпосылки для возникновения дорожно-транспортных происшествий (ДТП), несчастных случаев с участниками дорожного движения, особенно с детьми и подростками. Из-за нарушений Правил дорожного движения Российской Федерации пешеходами совершается около 15 процентов дорожно-транспортных происшествий от общего их количества.

Половина всех дорожно-транспортных происшествий, совершенных по вине пешеходов, происходит при переходе ими проезжей части в неустановленном месте, при переходе перед близко идущим транспортом, выходом на дорогу из-за стоящего транспортного средства, из-за игры на проезжей части или в непосредственной близости от нее, а также нарушения Правил дорожного движения при управлении велосипедами, мопедами и мотоциклами.

Основными причинами дорожно-транспортных происшествий, в которых страдают дети и подростки, являются невнимательность, недисциплинированность учащихся, незнание ими Правил дорожного движения Российской Федерации.

Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки чёткого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам.

Изучение Правил дорожного движения существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Педагогическая ценность данного учебного материала заключается в повышении культуры участников дорожного движения, твердых практических навыков поведения на дорогах, сохранении жизни и здоровья детей.

В целях недопущения возможных ошибок при ведении занятий рекомендуется:

- ни одно занятие не проводить без сверки подготовленного к нему материала с текстом Правил дорожного движения;

- использовать в работе только те пособия, содержание которых не имеет никаких противоречий с действующими в РФ «Правилами дорожного движения».

Основной целью организации занятий по правилам дорожного движения с детьми и подростками является приобретение теоретических знаний и формирование устойчивых практических умений и навыков безопасного поведения на улице и дорогах.

Для организации профилактики детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) необходимо учитывать в своей работе, что эффективность и соответственно, направления профилактических мероприятий тесно связаны с возрастными особенностями детей.

Учебный материал «Юные инспекторы движения» ориентирован на учащихся трёх возрастных категорий:

  • Дорожная азбука (1 кл.);
  • Школа дорожных наук (2-3 кл.);
  • Юные инспекторы движения (4-9 кл.).

Младшие школьники (7-9 лет):

  • учебная деятельность способствует развитию познавательной сферы;
  • развиваются мыслительные процессы  (анализ, сравнение, классификация), становящиеся предпосылкой будущего формирования  формально-логического мышления.

Младшие подростки (10 – 12 лет):

  • начинается переход от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости.

Старшие подростки (13  - 15 лет):

  • возникает стремление подростка к общению и совместной деятельности со сверстниками;
  • появляется особая чувствительность к морально-этическому «кодексу товарищества», в котором заданы важнейшие нормы социального поведения взрослого мира;
  • начинается переход от детства к взрослости, при котором центральным и специфическим новообразованием в личности подростка является возникновение и развитие у него самосознания — представления о том, что он уже не ребёнок, т. е. чувства взрослости.

Формы и методы работы:

словесные:

  • рассказ; 
  • объяснение;
  • беседа;
  • лекция;
  • инструктаж.

наглядные: 

  • показ иллюстрированных пособий, плакатов ПДД, схем, стендов;
  • наглядный показ зарисовок, видеоматериалов при помощи интерактивной доски.

практические: 

  • проектная деятельность;
  • решение задач с помощью игровых ситуаций;
  • решение кроссвордов;
  • прохождения тестирования;
  • проведение викторин, акций;
  • оформление тематических стендов, школьного «Уголка безопасности»;
  • применение универсального учебно-практического пособия для конструирования и анализа дорожных ситуаций;
  • встречи и беседы с инспекторами ГИБДД, медицинскими работниками, с целью изучения основ медицинских знаний на практике;
  • участие в распространении наглядно-изобразительных тематических материалов.

«Дорожная азбука»

Участники: учащиеся 1–ых классов.

Цель: приобретение знаний культуры безопасности жизнедеятельности: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма, создание условий для воспитания законопослушных участников дорожного движения.

Задачи:

Обучающие: 

  • формирование у детей элементарных знаний, умений и навыков безопасного поведения на проезжей части.

Развивающие:

  • развитие образного мышления, внимания, быстрого реагирования, самообладания, находчивости на создавшуюся ситуацию.

Воспитательные:

  • воспитание культуры поведения на дорогах и улицах, дисциплинированности;
  • воспитание вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • воспитание у обучающихся навыков общения и толерантности.

Ожидаемые результаты:

  • знать историю возникновения ПДД;
  • знать элементарные правила безопасного поведения на проезжей части;
  • знать правила поведения в повседневной жизни и чрезвычайных ситуациях;
  • уметь объяснить товарищу правила поведения на дороге;
  • знать причины ДТП;
  • владеть навыками культурного поведения на дорогах, улицах и в общественном транспорте.

«Школа дорожных наук» 

Участники: учащиеся 2 – 3 –ых классов.

Цель: профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Задачи:  

Обучающие: 

  • отработка навыков поведения на улице, дорогах, перекрестках решением проблемных ситуаций игровыми моментами;
  • пропаганда безопасности движения.

Развивающие: 

  • развитие образного мышления, внимания, быстрого реагирования, самообладания, находчивости на создавшуюся ситуацию.

Воспитательные:

  • воспитывать вежливость во взаимоотношениях участников дорожного движения;  

Ожидаемые результаты: 

  • знать историю возникновения ПДД;
  • знать правила безопасного поведения на проезжей части;
  • уметь оценивать свое поведение на дороге;
  • уметь ориентироваться в дорожных ситуациях.

«Юные инспекторы движения»

Участники: учащиеся 4-9 классов школ Щёлковского района (младшая возрастная категория – 4-6 классы, старшая возрастная категория – 7-9 классы)

Цель: повышение эффективности работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма среди детей и подростков.

Задачи: 

Обучающие: 

  • углубленное  изучение правил безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • овладение навыками проведения работы по пропаганде правил дорожного движения и организации этой работы среди детей дошкольного и школьного возраста;
  • профилактика детского дорожно-транспортного травматизма;
  • обучение грамотным действиям в непредвиденных чрезвычайных ситуациях на дороге;
  • получение навыков оказания доврачебной помощи пострадавшим при дорожно-транспортном происшествии;
  • сотрудничество с работниками ГИБДД в практической деятельности. 

Развивающие: 

  • развитие образного мышления, внимания, быстрого реагирования, самообладания, находчивости на создавшуюся ситуацию. 

Воспитательные: 

  • воспитание вежливости во взаимоотношениях участников дорожного движения;
  • воспитание на героических, трудовых традициях юных инспекторов движения в духе гуманного отношения к людям.

Ожидаемые результаты:

  • знать историю возникновения ПДД;
  • уметь оценивать свое поведение на дороге;
  • уметь ориентироваться в дорожных ситуациях;
  • знать правила безопасного поведения на улицах и дорогах;
  • уметь организовывать проводить работу по пропаганде правил дорожного движения среди детей дошкольного и школьного возраста;
  • знать причины ДТП;
  • уметь  владеть навыками культурного поведения на дорогах и улицах (быть дисциплинированными). 

Организация совместной работы на занятии педагога и обучающихся:

  • сообщение подлежащих усвоению положений и их демонстрацию;
  • выполнение каждым ребёнком заданий, требующих использования изучаемых понятий и реализации формируемых умений;
  • регулярная проверка обучающихся, анализ причин допускаемых ошибок и организацию индивидуальной работы по устранению выявленных пробелов в знании;
  • при проведении занятий в различных возрастных группах учит возрастных особенностей психического и физического развития детей;
  • систематическое использование наглядных пособий, позволяющих сформировать чрезвычайно важные для обучающихся образные представления о различных условиях движения, глубже усвоить содержание отдельных положений Правил, выработать умение принимать решения в соответствии с требованиями Правил дорожного движения;
  • применение методов активизации познавательной деятельности обучающихся.

В  процессе образовательной деятельности у ребенка должны сформироваться:

- направленность внимания;

- произвольность всех психических процессов и деятельности в целом;

- внутренний план действий;

- способность анализировать и оценивать свою деятельность;

-самоконтроль и самоорганизация как следствие организации, первоначально создаваемой и направляемой педагогом.

Знания, умения и навыки по итогам занятий.
Должны знать:

  • правила перехода проезжей части дороги;
  • опасные места вблизи школы, дома, в микрорайоне;
  • безопасные участки улиц и дорог в микрорайоне;
  • типичные ошибки поведения на улице, приводящие к несчастным случаям и авариям;
  • опасности на улицах и дорогах, связанные с погодными условиями и освещением;
  • места, где можно и где нельзя играть, кататься на велосипеде, роликовых коньках, скейтбордах, санках и т. п.;
  • название и назначение дорожных знаков для пешеходов и некоторых знаков для водителей.

Должны уметь:

  • переходить проезжую часть дороги по сигналам светофора и пешеходным переходам;
  • переходить проезжую часть дороги с односторонним движением вне зоны видимости пешеходных переходов и светофоров;
  • переходить проезжую часть с двусторонним движением транспорта и трамвайными путями;
  • переходить регулируемые и нерегулируемые перекрестки;
  • правильно вести себя во дворах, жилых зонах, на тротуаре, при групповом движении, при езде на велосипеде и роликовых коньках;
  • обращаться за помощью к взрослым в сложных дорожных условиях;
  • ориентироваться в дорожной обстановке: не выходить из-за препятствий и сооружений; не стоять близко от углов перекрестка и края проезжей части и спиной к ней;
  • не создавать помех движению транспорта;
  • правильно вести себя на посадочных площадках, при посадке на маршрутный транспорт и высадке из него.

Типичные ошибки в поведении школьников на улице:

  • самостоятельный переход проезжей части дороги в неположенном месте;
  • самостоятельный переход проезжей части дороги на красный или желтый сигналы светофора;
  • неожиданный выход на проезжую часть дороги из-за стоящего транспорта, сооружений, зеленых насаждений, других препятствий, закрывающих обзор;
  • ходьба вдоль проезжей части при наличии тротуара;
  • самостоятельное движение вдоль проезжей части загородной дороги по направлению движения транспорта;
  • игра на проезжей части и вблизи нее;
  • неосторожность на тротуаре или во дворе дома, куда автомобили могут въезжать и выезжать из гаражей, подвозить грузы к магазинам, заезжая на тротуар и др.

Три основных навыка поведения:

  • Навык сосредоточения внимания – это граница, перед которой необходимо останавливаться, выдерживать паузу, для психологического переключения в связи с переходом в опасную зону, а также для адекватной оценки обстановки не только глазами, но и мыслями.
  • Навык наблюдения – ребенок должен видеть предметы, окружающие его, как подвижные (автомобили, движущиеся по дороге) так и неподвижные (автомобили, стоящие у обочины, кусты и т.д.), закрывающие обзор проезжей части и воспринимать их как потенциальную опасность.
  • Навык самоконтроля – ступая на проезжую часть спешку и волнение необходимо оставить на тротуаре, соблюдать полное спокойствие и не отвлекаться ни на что те несколько минут, которые требуются для перехода дороги.

В заключении…

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения является не только технической или организационной. Проблема подготовки человека к безопасному поведению в дорожно-транспортном процессе есть проблема педагогическая.

Организация подготовки участников дорожного движения должна быть комплексной на основе системного подхода к обучению и воспитанию, регулярность занятий, преемственность и профессионализм.

Основными путями подготовки детей к безопасному поведению на дороге являются: непосредственное восприятие окружающего мира; познание действительности через педагогов, родителей, а также с помощью организации специальных мероприятий для обучающихся; самостоятельное познание действительности с помощью средств массовой информации, литературы, искусства.

Обучение детей Правилам дорожного движения и воспитание у них навыков безопасного поведения на дороге являются первейшими условиями в работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация учебного процесса на основе технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала

Основатель технологии Шаталов Виктор Федорович-ученый,педагог-новатор, народный учитель СССР. Работаю по данной технологии 15 лет.  7-ой год работаю в детском доме-школе с детьми с ограниченными ...

Клендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10кл.Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл.

Календарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 10клКалендарно-тематическое планирование профильного учебного материала по физике в 11кл...

Современный урок физической культуры, организация учебной работы, планирование учебного материала.

Современный образовательный процесс сложен и противоречив. На него влияет большое количество факторов. Это не только содержание, обучение, познавательные возможности уучащихся, учебная деятельность уч...

Календарно - тематическое планирование учебного материала на 2014-2015 учебный год для индивидуального обучения на дому, ученика 7 класса.

Данная программа выполняет две основных функции. Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обуч...

9 класс. Материал: Презентация для закрепления учебного материала по предмету Информатика и ИКТ. Тема: Разветвляющиеся алгоритмы. Паскаль ABC.

Каждый день, совершая определенные действия, мы выполняем какой-либо алгоритм. К сожалению, в жизни линейные алгоритмы встречаются довольно редко. Всегда появляются какие-нибудь условия, кот...

Учебный материал.Конспект занятия "Сценическая речь в движении".Изучение нового материала.

Учебный материал. Конспект занятия "Сценическая речь в движении"...

Использование схемных и знаковых моделей учебного материала по физике на уроках повторения и закрепления материала.

Научно-технический прогресс привел к возрастанию объема знаний, которые должны быть приобретены в период обучения в школе, повысил требования к уровню общего образования учащихся, поэтому сейчас особе...