Семейный клуб "Отрада"
проект (5 класс) на тему

Филькина Анастасия Александровна

Цель:

- разработать и апробировать модель  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленную на решение проблемы детско-родительских взаимоотношений.

 

Задачи проекта:

1.     Организация психолого-педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем.

2.     Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству Центра с учетом ценностей толерантности.

3.     Внедрение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, ориентированных на особенности семейного воспитания.

4.     Достижение активного включения родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.

5.     Повышение психолого-педагогических знаний педагогов Центра, вооружение их современным комплексом форм совместной работы с родителями, направленными на создание реального сотрудничества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_semya-2_avtosokhranennyy.docx38.33 КБ

Предварительный просмотр:

          Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

Центр внешкольной работы «Общение поколений»

                                                      городского округа Самара

Проект

семейного клуба «Отрада».

          Составители: Фокина Л.А. - методист

                                                                Комова Ю.С. – педагог-психолог

Самара 2013г.

Актуальность проекта.

Проблема детско-родительских отношений в психологии является одной из самых актуальных в современной педагогической практике. Возможно, это обусловлено тем, что характер детско-родительских отношений во многом определяет успешность социализации личности ребенка, что отмечается в работах Ю. Б. Гиппенрейтер, Р. В. Овчаровой, И. М. Марковской, A. C. Спиваковской, и др. Снижение интенсивности школьного воспитания пока еще не повлекло за собой появление принципиально новых форм взаимодействия образовательного учреждения и семьи.

    Налицо противоречие между ориентацией реформируемой системы образования на гуманизацию пространства детства, обеспечение развития индивидуальных возможностей, способностей личности, предотвращение негативных явлений в процессе ее социализации и недостаточной разработанностью организационно-педагогических условий решения общественно и лично значимых задач.

  В переломный момент истории нашей страны, в условиях экономической и бытовой неустроенности, психологических стрессов, растерянности все чаще возникает тревога: в состоянии ли семья полноценно выполнять одну из своих важнейших функций – воспитательную.

Современное состояние семьи в России можно охарактеризовать как кризисное:

- девальвация смысла семейной жизни;

- резкое социально-экономическое расслоение общества;

- рост скрытой и явной безработицы;

- миграция населения из-за различных чрезвычайных ситуаций;

- увеличение количества асоциальных семей, неполных семей;

- ухудшение состояния здоровья населения;

- недостаточная степень владения родителями возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

  В рамках этих проблем необходимо актуализировать значимость семейного воспитания.

     Анализ широкого диапазона работ и практического опыта по данной проблеме позволяет сделать вывод  о том, что в современных условиях изменилась семья и её психолого-педагогический потенциал, возрастает количество неуспешных учеников по причине негативных детско-родительских отношений, что требует от образовательных учреждений поиска новых форм работы с семьей, а отсутствие единства взглядов на содержание и формы работы с родителями требует дополнительных исследований. Недостаточная разработанность данной проблемы в теоретическом и практическом плане обусловили выбор темы проекта.

Цель:

- разработать и апробировать модель  взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленную на решение проблемы детско-родительских взаимоотношений.

Задачи проекта:

  1. Организация психолого-педагогического просвещения родителей, ориентированного на обсуждение актуальных и значимых для родителей проблем.
  2. Формирование у родителей культуры принадлежности к образовательно-воспитательному пространству Центра с учетом ценностей толерантности.
  3. Внедрение традиционных и нетрадиционных форм взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников, ориентированных на особенности семейного воспитания.
  4. Достижение активного включения родителей в УВП, во внеурочную досуговую деятельность, сотрудничество с детьми и педагогами.
  5. Повышение психолого-педагогических знаний педагогов Центра, вооружение их современным комплексом форм совместной работы с родителями, направленными на создание реального сотрудничества.

В деятельности образовательных учреждений  часто отсутствует целевая направленность и системность в работе с родителями. Вышеизложенные задачи будут осуществляться успешно  если:

- создана система психолого-педагогического сопровождения детско-родительских взаимоотношений;

-выявлены оптимальные  формы взаимодействия с семьей учреждения дополнительного образования детей;

- на основе системно-деятельностного подхода разработана и апробирована модель взаимодействия образовательного учреждения и семьи, направленная на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений.

-даны методические рекомендации педагогам ОУ по организации взаимодействия с семьей.

Инициаторами и организаторами проекта являются администрация и педагогический коллектив Центра.

Участники проекта: педагоги Центра, воспитанники и их родители.

Срок реализации проекта: 2 года ( 2012-2014 гг.)

Этапы реализации проекта.

                           Подготовительный этап  (сентябрь – декабрь 2012 г.)

           Содержание деятельности

Формы и способы реализации

1. Изучение опыта организации детско-родительских объединений в истории отечественной педагогики. Ретроспективный анализ опыта деятельности УДОД г.о. Самары.

2. Изучение потребностей учащихся, их родителей  в различных формах психолого-педагогической помощи.

3. Моделирование структуры семейного клуба. 

Анализ литературы по проблеме. Использование интернет-ресурсов.

Анкетирование, опрос, индивидуальные собеседования.

Определение и уточнение целей, задач, содержания деятельности, форм и методов педагогического руководства детско-родительским объединением, обеспечивающих развитие личности воспитанников 

4. Создание информационно-методической базы проекта.

- Разработка положения о разновозрастном объединении «Семейный клуб»,

- Создание плана работы семейного клуба «Отрада» и его структурных подразделений.

- разработка плана культурно-массовых, спортивно-оздоровительных, обучающих мероприятий, направленных на решение задач проекта;

- разработка программы мониторинга эффективности проекта и программы психологического сопровождения;

- разработка сценариев и положений мероприятий, проводимых в рамках проекта.

   Многочисленные исследования, проводившиеся в нашей стране и за рубежом, показали, что семья и ОУ – два воспитательных феномена, каждый из которых, по-своему, дает ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они обеспечивают оптимальные условия для вхождения маленького человека в большой мир.

       С целью изучения запроса на психолого-педагогическую  помощь  мы разработали анкету для родителей воспитанников. Предложили родителям выбрать темы, которые они хотели бы обсудить на заседаниях семейного клуба «Отрада».

    Была проведена диагностика детско-родительских взаимоотношений.

Использованы методики:

  • Тест родительского отношения (Варга-Столин).
  • Исследование межличностных отношений ребёнка с родителями (проективный тест «Рисунок семьи»).
  • Методика самодиагностики. Тест: «Какие мы родители?»
  • Анкета «Группа дошкольников глазами родителей».
  • Анкета «Какой он, ваш ребёнок?»

   Методы самодиагностики хороши тем, что позволяют увидеть родителям недостатки, некомпетентность в вопросах воспитания, в общении с детьми, мотивируют их на работу с психологом.

   На основании результатов анкетирования и диагностики была разработана программа семейного клуба «Отрада».

   Работа клуба осуществляляется  по секциям: секция психолого-педагогических знаний, Школа Айболита, Академия семейного досуга, мастерская Марьи-искусницы.

Практический этап ( январь 2013- июнь 2014 г).

Направление деятельности по реализации поставленных задач

   Формы и способы      

       реализации

   Сроки выполнения

Секция психолого-педагогических знаний.

Организация работы семейного клуба «Отрада».

Психологические особенности ребёнка 5-6 лет. Беседа психолога.

Видеолекция о влиянии мультфильмов на формирование мировоззрения детей.

Педагогическая гостиная на тему: «Развивающие игры для детей, их родителей, педагогов»

 

«Бить или не бить?» Родительская дискуссия о методах семейного воспитания.

«Крохотное право». Беседа с родителями о правах и обязанностях ребёнка с семье».

Февраль 2013

Апрель  2013

Октябрь 2013

Декабрь 2013

Февраль 2014

«Школа Айболита»

«Задайте вопрос врачу». Круглый стол с приглашением специалистов медицинского профиля.

Темы бесед:

- "Осанка хорошая и плохая";

 -  «Здоровье детей начинается со стопы»;

-"Вся правда о Мишкиной каше"; (особенности детского питания).

- Кариес: поймать вовремя".

- Признаки распространённых инфекционных заболеваний.

Январь 2013

Март 2013

май 2013

ноябрь 2013

январь 2014

март 2014

«Мастерская Марьи-искусницы»

- День открытых дверей «Город мастеров».

«Мой папа – солдат». Фотоэкспозиция

- «Мастерим вместе». Мастер-классы для воспитанников Центра и их родителей по декоративно-прикладному творчеству.

- Выставки семейного творчества по декоративно-прикладному искусству: «Из бабушкиного сундучка».

- Семейная мастерская «В гостях у Деда Мороза».

- Благотворительная  акция «Забота»: изготовление пасхальных сувениров для одиноких пожилых людей.      

- «День коллекционера». Выставка коллекций детей и взрослых.

.  

- Совместное участие в городских выставках и конкурсах по ДПИ.      

Май  2013

Февраль 2013

В течение года

Октябрь 2013

Декабрь 2013

Апрель 2014

Март 2014

В течение года

«Академия семейного досуга».

«Выходные в моей семье». Детско-родительская практическая конференция.

-Ток-шоу «Знаете ли вы своего ребёнка?»

- День Здоровья.

- День матери.

-Праздник пап

-День Семьи

- тематические вечера отдыха:

«Знаешь сам – научи другого»,

«От секретов до советов»,

«Рождественские посиделки»

Апрель 2013

Январь 2013

Сентябрь

Ноябрь 2013

Февраль 2013

Май 2014

Март 2014

Март 2013

Январь

Районные социально-значимые

мероприятия

-  Районный фестиваль семейного творчества «Крепка семья – крепка держава».

- «Формула успеха». Подведение итогов учебного года, награждение активных участников мероприятий, конкурсов, их родителей.

-  Проведение районного конкурса семейных проектов по номинациям:  «История района в судьбе семьи»;

«Семейные династии».

-  Районный конкурс по ИЗО и ДПИ

«Мир семейных увлечений».

-  Разработка и реализация проекта по благоустройству «Сказочная поляна» в рамках городского конкурса  «Помоги родному городу».

Апрель 2014

Май 2013

Март 2014

Февраль  2014

Апрель-июнь 2013 г.

Результативность данного проекта:

В ходе разработки данного проекта была проделана следующая работа:

  • разработана модель психолого-педагогического сопровождения  детско-родительских взаимоотношений
  • разработаны анкеты по изучению запроса родителей на психологическое просвещение, методическую помощь.
  • подобраны методики диагностики детско-родительских взаимоотношений;
  • подобраны видеоматериалы, созданы авторские компьютерные презентации для психолого-педагогического просвещения родителей.
  • создан план работы семейного клуба «Отрада»;
  • разработаны сценарии совместных мероприятий для детей и родителей;
  • педагогами разработаны методические рекомендации по работе с родителями;
  • апробированы различные формы работы с родителями.

Проект находится в процессе реализации. Работа над проектом мобилизовала творческий потенциал педагогов, вдохновила их на дальнейшую разработку данного направления. Коллективом подана заявка на участие в экспериментальной работе по направлению «Развитие комплексных форм дополнительного образования для детей и их родителей».

Список  литературы.

  1. В.Б.Никишина, Т.Д. Василенко. Психодиагностика в системе социальной работы. Владос. М. 2004.
  2. Н.В. Клюева. Психолог и семья: диагностика, консультации, тренинг. Академия развития. Ярославль.  2002.
  3. Н.Н. Амбросьева. Классный час с психологом: сказкотерапия для школьников. Глобус.М.2007.
  4. Е.К.Лютова, Г.Б. Монина. Тренинг эффективного общения с детьми. Речь. С-П.2005.
  5. А. Грецов. Тренинг общения для подростков. Питер.2006.
  6. М.Р. Битянова. Практикум по психологическим играм с детьми и подростками. Питер.2004.
  7. Е.К.Лютова - Робертс, Г.Б. Монина. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители. Речь. С-П.2005.
  8. Методическая газета для педагогов –психологов «школьный психолог». Первое сентября.
  9. Интернет-ресурсы:

vk.com/video709762 38_1413 94627


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СЕМЕЙНЫЕ ТРАДИЦИИ – ОСНОВА ТРАДИЦИОННОГО УКЛАДА СЕМЕЙНОЙ ЖИЗНИ И ДУХОВНО – НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ.

Семейные традиции выступают основным средством трансляции социально - культурных ценностей,  норм  семьи,  установления  ее  связей  с объектами, которые включены в...

ФОРМИРОВАНИЕ СЕМЕЙНЫХ ЦЕННОСТЕЙ И СЕМЕЙНОГО БЛАГОПОЛУЧИЯ - ПРИОРИТЕТНАЯ ЗАДАЧА ЦЕНТРА «СЕМЬЯ»

Семья — это общество в миниатюре, от целостности и надёжности которого зависит  благополучие детей и взрослых населения всей России. Это маленькое сообще­ство  кровно близких люд...

Гуманизация семейного воспитания. Диалог семейного общения. Семейный досуг

Материалы для родительского собрания в 8 - 11 классах....

Сценарий семейной ролевой игры-путешествия «Остров семейных сокровищ»

Цель: укрепление семейных и коллективных отношений среди детей и между родителями воспитанников средствами досуговой деятельности.Задачи:- организация совместного досуга детей и родителей;- пока...

Семейный вечер "В семейном кругу все вместе растем!"

Совместные семейные  мероприятия: праздники, вечера, вылазки на природу - это не только яркие, сильные впечатления, не только радость. Это вклад в умственное, физическое, нравственное, эстетическ...

Презентация "Семейные праздники. Семейные традиции"

«Родители  воспитывают, а   дети воспитываются той семейной жизнью, какая складывается намеренно или ненамеренно. Жизнь семьи тем и сильна, что ее впечатления постоянны, обы...