Образовательная программа "Обучение сценическому искусству"
учебно-методический материал по теме
Образовательная программа «Обучение сценическому искусству» имеет художественно-эстетическую направленность.
Театральное искусство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот вид творческой деятельности готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с руководителями; сценическая речь и риторика выполняют важный социальный заказ. Также студиец при желании может продолжить свое обучение в специализированных театральных учебных заведениях.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
Художественная деятельность в дополнительном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в детском и юношеском возрасте искусство служит доступным средством для самоактуализации. Театр, как синтез искусств, входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Особенно важным для каждого обучающегося является социализация личности, т.е. успешное усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения и умение работать в команде. В современном обществе при общем снижении культуры, толерантности актуальность приобретают такие направления педагогической деятельности как:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Отличительной особенностью программы является то, что для успешной работы по этим направлениям в программу включены помимо основной театральной деятельности психологические игры и тренинги, способствующие процессу социализации ребенка. А также – следуя социальному запросу – театр на английском языке (занятия проходят в тесном взаимодействии с преподавателями английского языка).
Обучение по программе предполагает разностороннее развитие ребенка:
- овладение навыками движения по сцене и приемами актерского мастерства;
- умение владеть своим телом и голосом;
- знание истории развития театра, заинтересованность в современной театральной жизни;
- решение проблем воспитания и досуга;
- диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к современным социальным условиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
сценическое искусство | 231.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Образовательная программа «Обучение сценическому искусству» имеет художественно-эстетическую направленность.
Театральное искусство помогает осознать общечеловеческие ценности, формирует позитивное отношение к миру, к личности. Этот вид творческой деятельности готовит детей к будущей жизни, успешной работе в коллективе, когда потребуется сотрудничать с коллегами, искать оптимальные решения проблем вместе с руководителями; сценическая речь и риторика выполняют важный социальный заказ. Также студиец при желании может продолжить свое обучение в специализированных театральных учебных заведениях.
Актуальность, педагогическая целесообразность программы:
Художественная деятельность в дополнительном образовании должна быть положена в основу развития общих способностей, так как в детском и юношеском возрасте искусство служит доступным средством для самоактуализации. Театр, как синтез искусств, входит в жизнь ребёнка естественно, и точно так же, как родная речь даёт ему средства познания, преобразования, выражения своего отношения к миру, межличностного общения. Театральная модель жизненных ситуаций, "проба" ощутить себя в той или иной среде позволяют ребёнку приобрести полезные навыки для преодоления конфликтных ситуаций и создания вокруг себя комфортной среды. Особенно важным для каждого обучающегося является социализация личности, т.е. успешное усвоение социальных норм, ценностей, установок, образцов поведения и умение работать в команде. В современном обществе при общем снижении культуры, толерантности актуальность приобретают такие направления педагогической деятельности как:
- создание условий для развития личности ребенка;
- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;
- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;
- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;
- профилактику асоциального поведения;
- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе мировой и отечественной культуры;
- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;
- укрепление психического и физического здоровья ребенка;
- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.
Отличительной особенностью программы является то, что для успешной работы по этим направлениям в программу включены помимо основной театральной деятельности психологические игры и тренинги, способствующие процессу социализации ребенка. А также – следуя социальному запросу – театр на английском языке (занятия проходят в тесном взаимодействии с преподавателями английского языка).
Обучение по программе предполагает разностороннее развитие ребенка:
- овладение навыками движения по сцене и приемами актерского мастерства;
- умение владеть своим телом и голосом;
- знание истории развития театра, заинтересованность в современной театральной жизни;
- решение проблем воспитания и досуга;
- диагностика и коррекция психологических комплексов, адаптация к современным социальным условиям.
Таким образом, урок театра - это урок жизни, а не только час в расписании.
Основная цель – создать условия для раскрытия актерской индивидуальности ребенка.
Задачи:
Обучающие:
- Обучать основам сценической техники, элементам актерского мастерства,
- Познакомить с миром театра, его теорией и историей.
- Приобщать ребенка к национальной и мировой культуре.
- Приучать ребенка к самостоятельной работе, исследовательской деятельности.
Развивающие:
- Развивать в ребенке уверенность в себе, умение работать в творческом коллективе, утвердить на пути органического творчества через упражнения на развитие зрительной памяти, логического мышления, чувства партнерства, координации в пространстве, выразительность внутренней и внешней пластики и конечно же эмоций.
- Развивать речь ребенка, коммуникативные и лидерские способности через риторические упражнения и сценическую речь.
- Развивать интеллект ребенка.
- Развивать способность согласовывать технику актерской игры с психологией проживания сценического персонажа.
Воспитательные:
- Воспитывать чувство прекрасного, дисциплину и чувство коллективизма.
- Воспитывать яркую, незаурядную личность, способную проявить свой талант.
- Воспитывать чувство ответственности на основе осознания роли человека в современном мире.
В программе предлагаются следующие формы работы:
- групповые занятия;
- индивидуальные занятия;
- общественные мероприятия;
- концерты и выпускные спектакли;
- открытые занятия.
Каждый год обучения по программе – это определённый шаг в овладении актерскими приемами и навыками, имеющий свою специфику и методы работы с детьми разного возраста.
Программа рассчитана на 4 года.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы, – от 6 до 17 лет. Исходя из индивидуальных возрастных особенностей детей, программа предполагает использование принципа дифференцированного подхода в обучении.
Студийцы занимаются 2 часа в неделю (два раза по одному часу). Но для обучающихся второй, третий и четвертый год возможен дополнительный час для более углубленного изучения тем и для прохождения новых тем (раскрыто в содержании программы). Дополнительный час вводится с учетом желаний и возможностей детей и их родителей, так как учебный план школы и другие дополнительные занятия составляют существенную нагрузку для школьника.
С учётом возрастных особенностей обучающихся программа включает в себя два основных этапа обучения:
1-й, 2-й год обучения – освоение основ театрального мастерства.
Основные направления обучения на этом этапе:
- Познакомить учащихся с театром как видом искусства. Определить связь и пользу анализа окружающего мира через призму театральной сцены. Рассказать:
- о рождении театра
- что такое театр и его разновидности
- связь театра с жизнью
- кто работает в театре
- отличие театра от других видов искусств
- Через игровые и тренинговые упражнения помочь избавиться от излишних психологических зажимов и комплексов.
- Через упражнения из области актёрского мастерства научить:
- концентрировать внимание
- управлять фантазией
- обладать образным видением
- научить анализировать и владеть психофизическим состоянием
- В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
- о нормах поведения на сцене и в зрительном зале
- об этюде и его разновидностях
- о структуре этюда
- о технике сцены
- об оформлении сцены
3-й, 4-й год обучения – анализ студийцами социальной среды, окружающего мира, моделирование жизненных ситуаций, поиск путей решения конфликтных ситуаций через действенный анализ в сценическом этюде и постановочную работу.
Основные направления обучения на этом этапе:
- В теоретической части курса основ театрального искусства дать понятие:
- о сценарии и форме его написания
- о выразительных средствах и их разновидностях
- что такое событие и событийный ряд
- что такое второй план и внутренний монолог
- что такое сюжет и его структура
- что такое фрагмент
- Через работу в форме творческой мастерской и творческой лаборатории развивать:
- логическое мышление
- способность выстраивания событийного ряда
- способность определять мораль, основную мысль и сверхзадачу произведения
- способность моментального фрагментирования произведения и передачи сюжета по фрагментарному плану
- способность выражения мысли через сопутствующее событие
- способность моментальной реакции (экспромт) на предлагаемые обстоятельства
- образное видение
- Через постановочную работу развить:
- чувство ответственности
- чувство коллективизма
- коммуникабельность
- адекватность мышления
- дисциплинированность
- организаторские способности
- умение преподнести и обосновать свою мысль
- художественный вкус
- трудолюбие
- активность
Итогом успешного обучения по программе является выпускной спектакль, который создаётся на основе детского сценарного материала при активном участии обучающихся в постановке.
В связи с различным уровнем развития актерских способностей у детей необходимо в течение всего периода обучения сочетать групповые занятия с индивидуальными и звеньевыми. Метод индивидуальных занятий используется каждой студией или театральной школой для успешного выполнения поставленной цели и более углубленного освоения театральной техники.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
К концу первого года обучения ребёнок
ЗНАЕТ:
- Что такое театр
- Чем отличается театр от других видов искусств
- С чего зародился театр
- Какие виды театров существуют
- Кто создаёт театральные полотна (спектакли)
ИМЕЕТ ПОНЯТИЯ:
- Об элементарных технических средствах сцены
- Об оформлении сцены
- О нормах поведения на сцене и в зрительном зале
УМЕЕТ:
- Направлять свою фантазию по заданному руслу
- Образно мыслить
- Концентрировать внимание
- Ощущать себя в сценическом пространстве
ПРИОБРЕТАЕТ НАВЫКИ:
- Общения с партнером.
- Элементарного актёрского мастерства
- Образного восприятия окружающего мира
- Адекватного и образного реагирования на внешние раздражители
- Коллективного творчества
А так же избавляется от излишней стеснительности, боязни общества, комплекса "взгляда со стороны", приобретает общительность, открытость, бережное отношение к окружающему миру, ответственность перед коллективом.
К концу второго года обучения ребёнок
ЗНАЕТ:
- Что такое этюд и его структуру.
- Основы мезансценирования в сценическом пространстве.
- Что такое актёрский тренинг и для чего он применяется.
- Что такое психофизическое состояние.
- Что есть внешнее и внутреннее представление объекта.
УМЕЕТ:
- Концентрировать внимание на расширенный круг объектов.
- На основе анализа внешнего состояния объекта охарактеризовать его внутренний мир.
- Выразить характер объекта через событие.
- Сочетать логически подобранных героев (согласно характеру в произведении) в одну сюжетную линию.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
- Об актёрском этюде и его разновидностях.
- О написании театрального сценария.
- О замысле сюжета.
В конце третьего года обучения учащийся
ЗНАЕТ:
- Что такое выразительные средства.
- Фрагмент как составная часть сюжета.
- Действенную формулу: исходное событие, конфликтная ситуация, финал.
УМЕЕТ:
- Применять выразительные средства для выражения характера сцены.
- Фрагментарно разбирать произведение, а так же фрагментарно его излагать.
- Определять основную мысль произведения и формировать её в сюжет.
- Понимать изобразительное искусство как течение жизненного процесса.
ИМЕЕТ ПОНЯТИЕ:
- О рождении сюжета произведения.
- О внутреннем монологе и 2-м плане актёрского состояния.
- О сверхзадаче и морали в произведении.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
- Свободного общения с аудиторией, одноклассниками.
- Выражать свою мысль в широком кругу оппонентов.
- Анализировать последовательность поступков.
- Выстраивать логическую цепочку жизненного событийного ряда.
В конце четвёртого года обучения учащийся
ЗНАЕТ:
- С чего зародилось искусство лицедейства.
- Какие виды сценического искусства существуют.
- Какие существуют жанры драматургии, и чем они характеризуются.
- Материально техническую часть сценического оборудования.
- Что такое «действенный анализ» в анализе сцены.
УМЕЕТ:
1. Правильно разработать и написать сценический сценарий.
2. Оформить написанный сценарий музыкальным материалом.
3. Пользоваться техническими выразительными средствами.
4. Анализировать, делать выводы и правильно излагать свои мысли через этюд – импровизацию.
5. Определять суть вещей и выражать к ним своё отношение в определённом творческом виде.
6. Анализировать и понимать сущность образа, предложенного другим автором. 7.Понимать его замысел и преобразовывать эту мысль, привязывая к современной жизни.
ИМЕЕТ НАВЫКИ:
1. В различной жизненной ситуации найти способы убеждения и достижения согласия.
2. Адекватного воспринимать и реагировать на поведение оппонента.
3. Организаторской деятельности.
Формы проверки и результативности обучения включают в себя открытые занятия, учебные мини-спектакли на небольшую аудиторию, инсценировки, сценические композиции по этюдам и драматическим отрывкам, в которых ребенок реализует свои творческие способности в полном объеме.
Учебно-тематический план
- й год обучения (2 часа в неделю)
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически познавательный (теория)
| 9 | 9 | |
2 | Актёрское мастерство
| 1 | 20 | 21 |
3 | Тренинго-развивающий
| 3 | 18 | 21 |
4 | Творческая мастерская
| 3 | 18 | 21 |
Всего часов на группу в год: | 16 | 56 | 72 |
2-й год обучения
2 часа в неделю | ||||
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически- познавательный (теория)
| 9 | 9 | |
2 | Актёрское мастерство
| 1 | 20 | 21 |
3 | Тренинго-развивающий
| 3 | 18 | 21 |
4 | Творческая мастерская
| 3 | 18 | 21 |
Всего часов на группу в год: | 16 | 56 | 72 |
3 часа в неделю | ||||
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически- познавательный (теория)
| 9 | 9 | |
2 | Актёрское мастерство
| 1 | 20 | 21 |
3 | Тренинго-развивающий
| 3 | 18 | 21 |
4 | Творческая мастерская
| 3 | 18 | 21 |
5 | Театр на английском языке
| 16 | 20 | 36 |
Всего часов на группу в год: | 32 | 76 | 108 |
3-й год обучения
2 часа в неделю | ||||
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически- познавательный (теория)
| 6 | 6 | |
2 | Актёрское мастерство
| 4 | 10 | 14 |
3 | Тренинго-развивающий Сюжетные постановки на основе самостоятельных сценарных разработок со сверхзадачей человека. | 4 | 10 | 14 |
4 | Творческая мастерская
| 4 | 10 | 14 |
5 | Постановочная работа
| 4 | 20 | 24 |
Всего часов на группу в год: | 22 | 50 | 72 |
3 часа в неделю | ||||
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически- познавательный (теория)
| 6 | 6 | |
2 | Актёрское мастерство
| 4 | 10 | 14 |
3 | Тренинго-развивающий Сюжетные постановки на основе самостоятельных сценарных разработок со сверхзадачей человека. | 4 | 10 | 14 |
4 | Творческая мастерская
| 4 | 10 | 14 |
5 | Постановочная работа
| 4 | 20 | 24 |
6 | Театр на английском языке
| 16 | 20 | 36 |
Всего часов на группу в год: | 38 | 70 | 108 |
4-й год обучения
2 часа в неделю | ||||
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически познавательный (теория)
| 6 | 6 | |
2 | Тренинго-развивающий
| 4 | 12 | 16 |
3 | Творческая мастерская
| 4 | 20 | 24 |
4 | Постановочная работа
| 8 | 14 | 26 |
Всего часов на группу в год: | 22 | 50 | 72 |
3 часа в неделю | ||||
№ | Основные разделы и темы | Количество часов | ||
Теория | Практика | Всего | ||
1 | Теоретически познавательный (теория)
| 6 | 6 | |
2 | Тренинго-развивающий
| 4 | 12 | 16 |
3 | Творческая мастерская
| 4 | 20 | 24 |
4 | Постановочная работа
| 8 | 14 | 26 |
5 | Театр на английском языке
| 16 | 20 | 36 |
Всего часов на группу в год: | 38 | 70 | 108 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1-й год обучения
Основные разделы и темы
Теоретически познавательный (теория)
Беседы об истории и теории театра. Просмотр спектакля, телеспектакля (передачи, интервью и пр.), обсуждение.
Примерные темы бесед:
1. «Что такое театр?»
2. «Рождение театра»
3. «Театр и жизнь»
4. «Элементарные технические средства сцены»
5. «Оформление сцены»
6.« Нормы поведения на сцене и в зрительном зале»
Актёрское мастерство
Этюды, действенный анализ этюдов.
- Теория. Что такое этюд? Этапы действенного анализа этюда. «Театр вокруг нас»: этюды по предлагаемым обстоятельствам. Этюды – наблюдения.
- Практика. Соответствие внутреннего состояния внешнему поведению. Этюды на повадки животных. Образное представление неодушевлённых предметов. Этюды на память физических действий. Групповые этюды. Овладение элементами органического действия. Работа над внутренней психотехникой, над внешней техникой.
Тренинго-развивающий
- Теория. Роль игры в актерском мастерстве. Что такое словесное действие. Основы сценического движения.
- Практика. Тренинговые игры. Развивающие игры. Снятие внутренних и внешних зажимов. Актерские упражнения под музыку. Сценическая речь: изучение природных данных голосо-речевого аппарата студийцев, развитие речевого голоса, начальное освоение элементов внутренней и внешней техники словесного действия речь в движении. Сценическое движение: физкульт-разминки, совершенствование ритмичности, осанки и походки, внимания и координации движения, развитие правильного дыхания, начальные навыки пантомимы.
Творческая мастерская
- Теория. Сверхзадача в этюде. Понятие о событии в этюде. Анализ показанного этюда.
Знакомство с учебно-творческим материалом, анализ выбранного материала, чтение по ролям.
- Практика. Проба действенного анализа этюда; анализ результата; исследование показанного этюда; разработка нового этюда; инсценировки литературных произведений этюдным методом и их показ. Разработка и показ самостоятельных работ, затей, творческих «игр».
- й год обучения
Теоретически- познавательный (теория)
Беседы об актерском мастерстве (этюд, «если бы», воображаемые обстоятельства, понятие о сценарии); просмотр спектакля, телеспектакля (передачи, интервью и пр.), обсуждение.
Примерные темы бесед:
- «Его величество этюд»
- «Понятие о специфике театра» (отличительные особенности театрального искусства)
- «Что помогает актеру?» (кулисы, задник, парик, грим, декорации, реквизит, костюм, афиша, программа, свет, звук)
- «Кто создает спектакль?» (драматург, режиссер, художник, композитор)
Актёрское мастерство
- Теория. Понятие о словесном взаимодействии. Элементы воплощения. Культура речи, культура тела. Темп и ритм действия.
- Практика. Дальнейшее освоение элементов актерского мастерства; упражнения на умение слушать и слышать, создание киноленты видений, работа с подтекстом; Этюды: этюд на смену психофизического состояния, этюд на вынужденное молчание, этюд на вынужденное общение, этюд на органическое молчание, этюд – импровизация; действенный анализ этюдов. Освоение новых элементов актерской техники – элементов воплощения.
Тренинго-развивающий
- Теория. Понятие о словесном действии, событийном ряде.
- Практика. Тренинговые игры; тренинг, направленный на развитие воображения и фантазии
сценическая речь (совершенствование навыков словесного действия и общения на учебно-творческом материале, тренинг речевого слуха студийца, владение темпо-ритмом речи). Сценическое движение (пластический тренинг и пантомима).
Творческая мастерская
- Теория. Образное представление окружающего мира в сказочной форме. Знакомство с учебно-тренировочным материалом. Застольный период, чтение по ролям.
- Практика. Действие в обстоятельствах, предлагаемых автором пьесы. Работа над инсценировками литературных произведений и их показ.
Дополнительное занятие. Театр на английском языке.
- Теория. Знакомство с учебно-творческим материалом на английском языке, с творчеством автора произведения. Чтение и перевод драматургического материала.
- Практика. Этюды в предлагаемых драматургом обстоятельствах (на русском языке). Самостоятельное заучивание английского текста. Постановочная работа с выученным текстом, словесное действие на английском языке.
- й год обучения
Теоретически- познавательный (теория)
Беседы об основах драматургии и сюжете; просмотр спектакля, телеспектакля (передачи, интервью и пр.), обсуждение.
Примерные темы бесед:
- «Фрагмент как составная часть сюжета».
- «Действенная формула: исходное событие, конфликтная ситуация, финал»
- «Этапы работы над ролью»
- «Особенности стихотворной формы произведений»
Актёрское мастерство
- Теория. Выразительные средства сценического искусства. Отличительные черты выразительных средств. Понятие о характере и характерности роли.
- Практика. Работа с выразительными средствами. Применение выразительных средств для создания атмосферы. Этюды под музыку. Повторение и закрепление ранее приобретенных навыков актерской техники. Работа над ролью: протокол внешней жизни роли, анализ действием, внесценическая жизнь роли, прицел на сверхзадачу, оценка фактов и событий, создание логики действий роли, овладение характерностью.
Тренинго-развивающий
- Теория. Анализ самостоятельных сценарных разработок со сверхзадачей человека.
- Практика. Этюды по самостоятельным сценарным разработкам, действенных анализ этюдов.
Творческая мастерская
- Теория. Фрагмент как составная часть сюжета. Моментальный фрагментарный разбор.
- Практика. Пересказ сюжета по фрагментам. Самостоятельная работа: сочинение истории по задуманному сюжету, импровизированные этюды по собственным сочинениям.
Постановочная работа
- Теория. Режиссерский анализ выбранного драматургического материала, композиционное построение спектакля. Застольный период, работа над ролью.
- Практика. Режиссерско-постановочная работа в соответствии с выбранным на данный год и группу репертуаром. Создание характера и характерности. Действенный анализ пьесы и роли. Репетиции, монтаж спектакля, генеральные репетиции, премьера и показ спектакля.
Дополнительное занятие. Театр на английском языке.
- Теория. Знакомство с учебно-творческим материалом на английском языке, с творчеством автора произведения. Чтение и перевод драматургического материала.
- Практика. Этюды в предлагаемых драматургом обстоятельствах (на русском языке). Самостоятельное заучивание английского текста. Постановочная работа с выученным текстом, словесное действие на английском языке. Выпуск спектакля.
- й год обучения
Теоретически познавательный (теория)
Беседы о различных театральных школах в истории театра и современном мире; просмотр спектакля, телеспектакля (передачи, интервью и пр.), обсуждение. Индивидуальное самостоятельное рецензирование творческих работ профессиональных и любительских театральных коллективов.
Примерные темы бесед:
- «С чего зародилось искусство лицедейства».
- «Виды сценического искусства».
- «Жанры драматургии».
- «Материально - техническая часть сценического оборудования».
- «Что такое «действенный анализ» в анализе сцены».
Тренинго-развивающий
- Теория. Определение жанра в жизненных ситуациях и сценическое воплощение. Понятие о существующих жанрах в драматургии. Понятие об атмосфере и художественной целостности спектакля.
- Практика. Работа над этюдами в разных жанрах, действенный анализ этюдов. Создание этюдов в различной атмосфере. Этюды-импровизации.
Творческая мастерская
- Теория. Анализ предлагаемого художественного образа. Классический художественный образ в современных условиях. Развитие способности оценить выразительность и оригинальность представленного в этюде художественного образа. Понятие о ролевых играх.
- Практика. Работа над динамичными отрывками пьес. Пантомима и танец в выбранных отрывках. Ролевые игры: погружение в атмосферу, создание личных «биографий», отыгрыш персонажа, обсуждение игры.
Постановочная работа
- Теория. Режиссерский анализ выбранного драматургического материала, композиционное построение спектакля. Застольный период, работа над ролью.
- Практика. Режиссерско-постановочная работа в соответствии с выбранным на данный год и группу репертуаром. Создание характера и характерности. Действенный анализ пьесы и роли. Композиционное построение мизансцен. Репетиции, монтаж спектакля, генеральные репетиции, премьера и показ спектакля.
Дополнительное занятие. Театр на английском языке.
- Теория. Знакомство с учебно-творческим материалом на английском языке, с творчеством автора произведения. Чтение и перевод драматургического материала.
- Практика. Этюды в предлагаемых драматургом обстоятельствах (на русском языке). Самостоятельное заучивание английского текста. Постановочная работа с выученным текстом, словесное действие на английском языке. Выпуск спектакля.
МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
- й год обучения
Название темы | Форма проведения занятий | Методы проведения занятий | Дидактические материалы | Форма подведения итогов |
Теоретически познавательный (теория)
| Устное изложение материала, беседа. Демонстрация видеоматериала, посещение спектакля с последующим обсуждением. | Словесные, наглядные | Видеокассеты или диски с записью спектаклей. | Устный опрос |
Актёрское мастерство
|
Беседа, устное изложение материала. Тренинг, игры, упражнения. | Словесные , практические, репродуктивные. Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме | Устный опрос |
Тренинго-развивающий
| Репетиция беседа, устное изложение материала. Тренинг, игры, упражнения. | Словесные , практические, репродуктивные. Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме. Карточки со словами, пословицами и поговорками. | Устный опрос. Показ |
Творческая мастерская
| Репетиция, беседа, устное изложение материала, тренинг. | Словесные Практические | Музыкальная, шумовая фонотека, литература по теме | Педагогическое наблюдение. Показ |
- й год обучения
Название темы | Форма проведения занятий | Методы проведения занятий | Дидактические материалы | Форма подведения итогов |
Теоретически- познавательный (теория)
| Устное изложение материала, беседа. | Словесные | Видеокассеты или диски с записью спектаклей , литература по теме. | Устный опрос |
Актёрское мастерство
| Устное изложение материала, беседа, тренинг, игры | Словесные Наглядные Практические репродуктивные. Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Педагогическое наблюдение | |
Тренинго-развивающий
| Устное изложение материала, беседа. демонстрация видеоматериала, посещение эстрадного концерта с последующим обсуждением, репетиция, творческая встреча | Словесные Наглядные Практические, репродуктивные Методы режиссерского «показа» и «подсказа». | Литература по теме. Карточки со словами, пословицами и поговорками. | Педагогическое наблюдение, Показ |
Творческая мастерская
| Устное изложение материала, беседа, тренинг, репетиции | Словесные Практические, репродуктивные Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме | Педагогическое наблюдение, Показ |
Театр на английском языке
| Устное изложение материала, беседа, тренинг, аудирование | Словесные Практические Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме. Аудиокассеты или диски с записью текста на английском языке. | Педагогическое наблюдение, устный опрос, показ. |
- й год обучения.
Название темы | Форма проведения занятий | Методы проведения занятий | Дидактические материалы | Форма подведения итогов |
Теоретически- познавательный (теория)
| Устное изложение материала, беседа | Словесные | Видеокассеты или диски с записью спектаклей , литература по теме. | Устный опрос |
Актёрское мастерство
| Устное изложение материала, беседа, репетиция | Словесные Практические Метод режиссерского «подсказа» | Литература по теме, фотоматериалы. | Педагогическое наблюдение, показ, устный опрос. |
Тренинго-развивающий Сюжетные постановки на основе самостоятельных сценарных разработок со сверхзадачей человека. | Устное изложение материала, беседа, репетиция | Словесные Практические | Литература по теме. | Педагогическое наблюдение, показ |
Творческая мастерская
| Устное изложение материала, беседа, репетиция. | Словесные Практические | Литература по теме | Педагогическое наблюдение, показ |
Постановочная работа
| Устное изложение материала, беседа, репетиция, тренинг. | Словесные Практические Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме. Аудиокассеты или диски с записью текста на английском языке. | Педагогическое наблюдение, показ |
Театр на английском языке
| Устное изложение материала, беседа, Репетиция. | Словесные Практические Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме, пьеса | Педагогическое наблюдение, устный опрос |
- й год обучения.
Название темы | Форма проведения занятий | Методы проведения занятий | Дидактические материалы | Форма подведения итогов |
Теоретически познавательный (теория)
| Устное изложение материала, беседа | Словесные | Видеокассеты или диски с записью спектаклей , литература по теме. | Устный опрос |
Тренинго-развивающий
| Устное изложение материала, беседа, репетиция | Словесные Практические Метод режиссерского «подсказа» | Литература по теме, фотоматериалы. | Педагогическое наблюдение, показ, устный опрос. |
Творческая мастерская
| Устное изложение материала, беседа, репетиция | Словесные Практические Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме. | Педагогическое наблюдение, показ |
Постановочная работа
| Устное изложение материала, беседа, репетиция. | Словесные Практические Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме | Педагогическое наблюдение, показ |
Театр на английском языке
| Устное изложение материала, беседа, репетиция, тренинг. | Словесные Практические Методы режиссерского «показа» и «подсказа» | Литература по теме. Аудиокассеты или диски с записью текста на английском языке. | Педагогическое наблюдение, показ |
Требования к техническому оснащению театрального кабинета:
- Сценическая выгородка
- Аудио установка
- Театральное освещение
- Кубы, элементы театр. декораций.
Список использованной литературы:
Для педагога:
1. С. Гиппиус. Психотренинг актерского мастерства
2. Г. Кристи. Воспитание актера школы Станиславского. М. 1978
3. Михаил Чехов. Об искусстве актера. М. 1995
4. Диагностика и развитие актерской одаренности. — Сб. научн. труд. Изд. Л., ЛГИТМИК, 1986.— (Отв. ред. Колчин Е. Е., Рождественская Н. В.) — 155 с.
5. З.Я. Корогодский Начало. Санкт-Петербург, 1996
6. Г. Товстоногов . Зеркало сцены. Л. 1986
7. А. Немеровский. Пластическая выразительность актера. М. 1988
9. Т. Чернецкая. Как стать артистичным. М. 2000
10. А. Фоминцев Программа курса «ОСНОВЫ ТЕАТРАЛЬНОГО ИСКУССТВА В ШКОЛЕ 1-Й СТУПЕНИ» (4-е года обучения), Зеленогорск, 1999
Для детей:
6-10 лет:
- «Я познаю мир. Театр», М. 1997
- Д. Салариа, Ж.Морли. «Развлечения: сцена, экран, актеры», М. 1994
11-14 лет
- «Я познаю мир. Театр», М. 1997
- Д. Салариа, Ж.Морли. «Развлечения: сцена, экран, актеры», М. 1994
- «Народный театр» ,М., 1981
15-17 лет
- «Я познаю мир. Театр», М. 1997
- Д. Салариа, Ж.Морли. «Развлечения: сцена, экран, актеры», М. 1994
- «Народный театр» ,М.,1981
- В.Л. Немирович-Данченко. «Рождение театра», М. ,1989
- А. К. Михальская. «Основы риторики. 10-11». М. , 2001
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Необыкновенное путешествие в мир музыкально - сценического искусства
Необыкновенное путешествие в мир музыкально - сценического искусства...
ОПЫТ РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
«Успешный учитель – успешного ученика»Театральная деятельность - одно из универсальных средств развития личностных способностей каждого ребенка.Театральная деятельность – это со...
Статья. Формирование коммуникативной компетенции путем привлечения подростков к сценическому искусству.
Формирование коммуникативной компитенции путем привлечения подростков к сценическому искусству....
Открытое занятие – проект сценического искусства 4 класс
Через организацию самостоятельной творческой и познавательной деятельности учащихся довести знания, о создании сценического образа;учить детей работать в группах, умениям сопоставлять и анализировать,...
ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАБОТЫ СТУДИИ СЦЕНИЧЕСКОГО ИСКУССТВА
Программа, которая ориентирует взрослых (воспитателей, родителей) на создание условий для активизации у ребенка эстетических установок как неотъемлемой характеристики его мировосприятия и поведения. О...
Дополнительная образовательная программа «Основы актерского мастерства и сценического искусства»
Актуальность программы определяется необходимостью успешной социализации воспитанника в современном обществе, его жизненным и профессиональным самоопределением, продуктивным освоением социальных ролей...