"Ритмическая декламация, как средство развития вокальных данных детей"
учебно-методический материал по теме
Ритмическая декламация - это, прежде всего, внутреннее эмоциональное переживание содержания слова и его эстетической и выразительной ценности. Ритмическая декламация оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. В разработке опубликован практический материал / различные виды речевых упражнений/ для работы с детьми в вокальной студии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ritmicheskaya_deklamatsiya_kak_sredstvo_razvitiya_vokalnykh_dannykh_detey.docx | 28.95 КБ |
Предварительный просмотр:
«Ритмическая декламация, как средство развития вокальных данных детей»
«Слово - элемент речи и поэзии, из которого рождается пение»
К.Орф
Декламация, базирующаяся на ритмическом родстве музыки и речи, оказывает огромное влияние на развитие вокальных данных детей. Речевые упражнения развивают не только ритм, но и голос. А голос представляет собой не только материальную сторону звуков речи, но и главное средство выразительности ее содержания. Разнообразие звуковых изменений голоса неисчерпаемо и выразительность звуковых изменений голоса очень велики, и если стремиться к ясной артикуляции, то это потребует правильной позы, а при такой позе голос звучит лучше и, до известной степени, исключается возможность говорить и петь «хныкающим» и «вялым» или «горловым» голосом. Говоря о ритмической декламации, речь идёт не о точной ритмической имитации характерного звучания слов, а прежде всего, о внутреннем эмоциональном переживании содержания слова и его эстетической и выразительной ценности.
Непосредственная связь речи и музыкального ритма содействует слиянию декламации, зрительных образов и внутренних чувств в одно «полифоническое» ощущение.
Все речевые упражнения должны проводиться в различных голосовых регистрах, различными тембрами и различной силой звука. Особое внимание должно быть уделено метроритмической структуре слова, его мелодико-интонационному произнесению и звучанию (светлому - гулкому, прозрачному - тусклому, лёгкому - вязкому и т.д.) Но главным условием успешного обучения ритмической декламации – это непременное присутствие творческого начала на занятиях.
Возможные виды ритмической декламации:
- Декламация с жестами и движениями;
- Игра со звуком;
- Пантомима. Театр;
- Декламация с ритмическим и инструментальным сопровождением;
- Декламация, основанная на общности выразительных средств стихов и музыки /ускорение, замедление темпа, динамические оттенки, мажор, минор, форма/
- Дикция, скороговорки, считалки, движение.
Декламация, музыкальные и ритмические игры, несомненно, являются хорошими помощниками в развитии у детей музыкального и поэтического слуха, интеллекта и творческого воображения.
Материал для ритмической декламации
- ИГРА СО ЗВУКОМ, ЗВУКОПИСЬ
ЛЯГУШКИ.
И. Токмакова
Чьи там крики у пруда?
- КВАсу, КВАсу нам сюда!
КВА-КВА-Квасу, просто КВАши,
Надоела нам вода.
ДОЖДЬ ИДЁТ.
М.Карем. Перевод М.Яснова
Дождь шуршит по черепице
И по грушевому цвету,
И по капельке струится
Песня сада, песня лета.
Кажется, шуршат страницы
Старых сказок. До рассвета.
Дождь шуршит по черепице
И по грушевому цвету.
В ватном небе мокнут птицы,
Голубятни и кометы…
Голуби на черепице
Словно белые букеты.
ПАРА БАРАБАНОВ…
И. Сельвинский
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бурю.
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Пара барабанов,
Била
Бой.
ПОД НОГАМИ В ЛИСТОПАД…
В. Голяховский
Под ногами в листопад
Листья жёлтые лежат.
Листья жёлтые лежат,
А под листьями шуршат
Шурш,
Шуршиха
И Шуршонок –
Папа, мама и ребёнок.
- ДЕКЛАМАЦИЯ С ЖЕСТАМИ И ДВИЖЕНИЯМИ. ПАНТОМИМА
ПОДАРОК
И.Шевчук
На День рожденья Кактусу
Подарок подарили.
И поздравленья Кактусу
Любезно говорили:
-Примите, милый Кактус,
От нас сегодня в дар
Прекрасный - распрекрасный
Большой, воздушный….
БАХ!!!
У БЕЛОГО МОРЯ
Р.Заславский
У Белого моря – белые волны,
У Белого моря – синие волны,
У Белого моря – зелёные волны,
У Белого моря – холодные волны,
У Белого моря – белые волны,
У Белого моря – тёплые волны.
Тихие волны,
Шумные волны,
Высокие волны
И низкие волны
У Белого моря…
КАК СДЕЛАТЬ УТРО ВОЛШЕБНЫМ
Г. Виеру. Перевод Р.Сефа
Чтобы сделать волшебным
Весенний рассвет,
Надо долго-долго идти
И охапку сияющих
Жёлтых лучей
Самому на дороге найти.
И добавить к сияющим
Жёлтым лучам
Охапку зелёных веток,
Краешек небес,
Пенье ручья
И маленьких птиц
Всевозможных расцветок.
И добавить немного
Тёплого ветра,
Запах ландыша,
Звон травы
И потом ладошкой
Плеснуть на это
Совсем немножко
Речной синевы.
И всё это вместе
Перемешать,
Закрыть глаза
И почти
Не дышать.
Клянусь, это будет
Волшебным рассветом,
Если никто не забудет
При этом
Крикнуть маме:
-Доброе утро!
- ДЕКЛАМАЦИЯ С РИТМИЧЕСКИМ И ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫМ СОПРОВОЖДЕНИЕМ
ЁЖИК И БАРАБАН
Г. Виеру. Перевод Я.Акима
С барабаном ходит ёжик,
Бум-бум-бум!
Целый день играет ёжик,
Бум-бум-бум!
С барабаном за плечами,
Бум-бум-бум!
Ёжик в сад зашёл случайно,
Бум-бум-бум!
Очень яблоки любил он,
Бум-бум-бум!
Барабан в саду забыл он,
Бум-бум-бум!
Ночью яблоки срывались,
Бум-бум-бум!
И удары раздавались,
Бум-бум-бум!
Зайцы здорово струхнули,
Бум-бум-бум!
Глаз до зорьки не сомкнули,
Бум-бум-бум!
ШУМНЫЙ БА-БАХ
Дж.Ривз. Перевод М. Богородицкой
В очень громких сапогах
Ходит по лесу БА-БАХ!
И. заслышав этот звук,
В ветках спрятался ТУК-ТУК.
На сосну взбежал ЦОК-ЦОК,
В чащу кинулся ПРЫГ-СКОК,
ЧИК-ЧИРИШКА в листьях – порх!
Шебуршонок в норку – шорх!
Тихо-тихо все сидят,
И, хихикая, следят,
Как шумит в лесу БА-БАХ
В очень громких сапогах.
ДОЖДИК
Б.Заходер
Дождик песенку поёт:
Кап-кап…
Только кто её поймёт-
Кап, кап?
Не поймём не я, ни ты,
Да зато поймут цветы,
И весенняя листва,
И зелёная трава…
Лучше всех поймёт зерно:
Прорастать
Начнёт
Оно!
- ИНТОНИРОВАНИЕ, ОБЩНОСТЬ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СРЕДСТВ СТИХОВ И МУЗЫКИ. (ускорение, замедление темпа, динамические оттенки, мажор, минор, форма)
РАДОСТЬ.
М.Карем. Перевод В.Берестова
Радость пробежала по дорожке.
Радость распахнула все окошки.
Радуется клён, что он силён:
Радугу на ветке держит он.
Рады зайцы, что спугнули волка.
Новым шишкам радуется ёлка.
Радость запрягает лошадей.
Разбудите, дети, всех людей!
Надевайте лучшие одёжки -
Распахнула радость все окошки.
ЛУНА
Ф. Грубин.
Перевод Ю. Вронского
-Отчего же ты грустна,
Серебристая луна?
-Я вчера звезду с небес
Уронила в чёрный лес.
-Зря печалишься, луна,
Ты на свете не одна.
Я на зорьке в лес пойду
И найду твою звезду.
УДИВИТЕЛЬНАЯ КОШКА
Д.Хармс
Несчастная кошка порезала лапу,
Сидит и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу,
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге,
Шумит и кричит и на кошку глядит.
А кошка отчасти идёт по дороге.
Отчасти по воздуху плавно летит!
ТИШИНА
Ю.Коринец
Ты, думаешь, что тишина
Бывает звуков лишена.
Ты думаешь, она мертва
И ей неведомы слова.
А кто же с нами говорит,
Когда в ночном костёр горит?
Кто шепчет тихие слова,
Когда колышется трава?
Кто прозвенит, то стрекозой,
То комаром в тени лозы,
Тревожит нас перед грозой
И удивляет в час грозы?
Недремлющая тишина
Всегда по- разному слышна!
Но оглушает тишину
Гудок,
Летящий в вышину,
Хор птиц,
Встречающих рассвет,
Весь пробуждающийся свет…
И, кажется, что тишина
И в самом деле
Не слышна.
- ДИКЦИЯ, СКОРОГОВОРКИ, СЧИТАЛКИ, ДВИЖЕНИЕ
ЩИ-ТАЛОЧКА
М. Богородицкая
Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,
Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжён-
Кочерыжка, выйди вон!
СЧИТАЛОЧКА ДЛЯ МЫШКИ.
В.Левин
Раз, два, три, четыре.
Сосчитаем дырки в сыре.
Если в сыре много дыр, -
Значит, вкусным будет сыр.
Если в нём одна дыра, -
Значит, вкусным был вчера.
ПОПРОШАЙКА
С. Маршак
Ходит, ходит попрашайка.
Просит, просит:
- Дай-ка, дай-ка,
Дай кусочек пирожка,
Дай глоточек молока,
Полкотлетки, полсосиски.
Полконфетки, полредиски,
Полрезинки, пол- линейки,
Полкартинки, полкопейки.
Список использованной литературы
- Жигалко Е.В. От стихов к музыке.- С- Пб: Композитор 1999.
- Т.Э. Тютюнникова Т.Э. Уроки музыки. Система обучения Карла Орфа.- М. Астрель 2000г.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
- Стихи следующих авторов:
С. Маршака, В.Левина, М. Богородицкой, Ю.Коринец, Д.Хармса, Ф. Грубина, М.Карема, Б.Заходера, Г. Виеру, И.Шевчука, И. Токмаковой, И. Сельвинского, Р.Заславского.
- http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/teatr_i_kino/DEKLAMATSIYA.html
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека.В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного умственного, нравственного и физического развития ребенка.Вместе ...
Статья: Развитие физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики
В предлагаемой статье рассматривается система занятий партерной гимнастикой, ориентированная на детей младшего школьного возраста (7-10 лет), занимающихся танцами. Занятия партерной гимнастикой предн...
Постановка голоса и развитие вокальных данных детей и подростков.
Традиционные формы преподавания изменяются, обновляются с учётом требований современности, что потребовало разработки методического пособия для педагогов дополнительного образования...
« Ритмическая гимнастика, как средство развития гибкости у детей младшего школьного возраста в условиях Федерального государственного образовательного стандарта"
Младший школьный возраст является весьма важным периодом в развитии человека. В эти годы продолжается процесс формирования гармоничного, умственного, нравственного и физического развития ребенка, его ...
Научная работа "Фонетический метод как средство развития вокальной дикции и артикуляции у детей младшего школьного возраста на уроках музыки"
В младшем школьном возрасте наступает качественно новый этап освоения речи. Мотивом активного овладения родным языком выступают растущие потребности школьника узнать, рассказать и воздействовать на се...
Методическая разработка открытого занятия «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей»
Методическая разработка открытого занятия. Тема «Музыкально-ритмические упражнения как средство развития физических данных и творческих возможностей детей» (ритмопластика). Форма занятия к...
Духовное пение как средство развития вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки.
В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и моральные ценности-это такой ж...