Духовное пение как средство развития вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки.
статья по музыке на тему

Жердецкая Галина Николаевна

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и моральные ценности-это такой же важный фактор развития, КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная и культурная жизнь учащихся…» цитата из ФГОС второго поколения.  Велика и поистине неисчерпаема роль уроков музыки в формировании музыкальной культуры как части общей духовной культуры человека и общества в целом.
Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе —формировать певческие навыки и умения, научить детей петь правильно. Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи. Возвращение к ценностям таким, как патриотизм, духовность требует поиска все новых и новых путей и форм их развития и формирования.
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovnoe_penie_kak_sredstvo_razvitiya_vokalno.docx14.51 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Духовное пение как средство развития вокально-хоровых навыков у детей на уроках музыки.

В Федеральном Государственном Образовательном Стандарте второго поколения, в послании Президента Российской Федерации было подчеркнуто: «Духовное единство народа и моральные ценности-это такой же важный фактор развития, КАК ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТАБИЛЬНОСТЬ. Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная и культурная жизнь учащихся…» цитата из ФГОС второго поколения.  Велика и поистине неисчерпаема роль уроков музыки в формировании музыкальной культуры как части общей духовной культуры человека и общества в целом.

Одна из важных задач, которые решает урок музыки в общеобразовательной школе —формировать певческие навыки и умения, научить детей петь правильно. Основными вокально-хоровыми навыками являются: звукообразование, певческое дыхание, артикуляция, дикция и эмоциональная выразительность исполнения. В процессе пения все навыки проявляются во взаимосвязи. Возвращение к ценностям таким, как патриотизм, духовность требует поиска все новых и новых путей и форм их развития и формирования.

Исследуя особенности церковного пения можно выделить несколько признаков:

1.Мелодия строится на поступенном движении, без скачков.

2.В мелодии встречается частое возвращение к тонике.

3 Мелодия имеет небольшой по объему диапазон (квинта-септима).

4.В строении мелодии есть повторяющиеся мелодические обороты, секвенции.

5 Строение второй фразы повторяет строение первой фразы (А_А, Б_Б)

6.  Мелодия строится в пределах одного регистра.

Такой репертуар помогает успешно формировать певческие навыки школьников и я охотно включаю его в работу.

«Мы маленькие свечи». «О, детки» Только творческая атмосфера позволит ребенку по-настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны вокально-хорового искусства. А чтобы ученик понимал, что является важным в пении, надо отмечать каждый элемент работы: хорошее открывание рта, ясную и красивую артикуляцию, характер звука, правильное дыхание и т. п. Тогда приобретение вокально-хоровых навыков, которые необходимы для решения художественных задач, будет происходить легче, успешнее и качественнее.

Выразительность исполнения выступает как условие эстетического воспитания детей средствами вокального искусства и достигается за счёт: мимики, выражения глаз, жестов и движений, богатства тембровых красок голоса, динамических оттенков и фразировки, чистоты интонирования, разборчивости и осмысленности дикции, темпа, пауз и цезур, имеющих синтаксическое значение. Выразительность исполнения формируется на основе осмысления содержания музыкального произведения и его эмоционального переживания детьми.

Церковное пение нужно человеку для снятия усталости, оно очищает душу, учит совершать добро, пробуждает в нас лучшие качества. Такая музыка лечит души. «Тропарь»

Современные средства массовой информации: телевидение, интернет и радио обрушивают на детей, в основном, примитивную, безнравственную и, порой, агрессивную музыку. Это ведёт к снижению уровня культуры детей. В этих условиях школа, как общеобразовательное учреждение, с помощью уроков музыки приобщает детей к подлинным нравственным ценностям отечественной и мировой музыкальной культуры. Хоровое пение с его многовековыми традициями, глубоким духовным содержанием, огромным эмоциональным и нравственным воздействием на исполнителей и слушателей, остается испытанным средством музыкального воспитания.

 Значение духовного пения заключается в том, что оно способствует живейшему участию верующих в богослужении, воспитывает их, делает лучше, способствует глубокому усвоению человеческих истин. «Церковное пение есть действенная связь земли с небом». «Небо и Земля».

Хороший, здоровый, правильно поставленный детский голос — это конечная цель вокально-хоровой работы учителя музыки. «Дева Богородица»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие вокально-хоровых навыков на уроке музыки в общеобразовательной школе.

СодержаниеВведение1.  Особенности развития детского голоса на уроках музыки2.  Вокально-хоровые навыки2.1  Звукообразование2.2  Певческое дыхание2.3  Певческая артикуляц...

методичесая разработка «Вводное занятие» по программе «Развитие вокально-хоровых навыков у детей среднего хора»

Цель методической разработки: Создание условий, способствующих развитию у детей интереса к хоровому пению и повышению их эмоциональной и музыкально-творческой активности.Занятие ориентировано на...

«РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МУЗЫКИ»

Автор статьи отвечает на вопрос: "Каковы особенности и условия развития вокально-хоровых навыков у школьников на уроках музыки?"...

Реферат "Развитие вокально-хоровых навыков у детей школьного возраста"

Данная работа посвящена изучению вопросов развития вокально-хоровых навыков у учащихся общеобразовательной школы на уроках музыки....

Рабочая программа дополнительного образования детей по вокалу "Развитие вокально-хоровых навыков у детей"

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ ВОКАЛЬНОГО АНСАМБЛЯ «УЛЫБКА» «РАЗВИТИЕ ВОКАЛЬНО-ХОРОВЫХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ»...

Развитие вокально-хоровых навыков учеников младшего школьного возраста на уроках музыки

В работе приведены примеры упражнений, направленных на развитие вокально-хоровых навыков на уроках музыки, диагностика вокально-хоровых навыков обучающихся, рассмотрены особенности строения голосового...

Вокально-хоровая работа с младшими школьниками на уроках музыки

Цель мастер-класса – создать условия для передачи коллегам личного профессионального опыта вокально-хоровой работы с младшими школьниками на уроках музыки....