В.А.Сухомлинский СТО СОВЕТОВ УЧИТЕЛЮ
статья на тему
ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ? На эти и многие другие вопросы получите ответ прочитав данную работу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sukhomlinskiy_sto_sovetov_uchitelyu.doc | 182 КБ |
Предварительный просмотр:
В.А.Сухомлинский
СТО СОВЕТОВ УЧИТЕЛЮ
(в сокращении)
1. ЧТО ТАКОЕ ПРИЗВАНИЕ К ТРУДУ УЧИТЕЛЯ? КАК ОНО ФОРМИРУЕТСЯ
Как и всякий квалифицированный, целенаправленный, планомерный и систематический труд, воспитание человека является профессией, специальностью. Но это особенная, не сравнимая ни с каким другим делом, профессия. Она отличается рядом специфических свойств и качеств:
а) Мы имеем дело с самым сложным, бесценным, самым дорогим, что есть в жизни - с человеком. От нас, от нашего умения, мастерства, искусства, мудрости зависит его жизнь, здоровье, разум, характер, воля, гражданское и интеллектуальное лицо, его место и роль в жизни, его счастье.
б) Конечный результат педагогического труда можно увидеть не сегодня, не завтра, а через очень продолжительное время. То, что вы сделали, сказали, сумели внушить ребенку, иногда сказывается через пять, десять лет.
в) На ребенка оказывают влияние многие люди и явления жизни. Миссия школы, наша с вами важнейшая задача, дорогой коллега, - бороться за человека, преодолевать отрицательные воздействия и давать простор положительным. А для этого необходимо, чтобы личность учителя оказывала наиболее яркое, действенное и благотворное влияние на личность ученика.
г) Объект нашего труда – тончайшие сферы духовной жизни формирующейся личности – ум, чувства, воля, убежденность, самосознание. Важнейшие инструменты нашего воздействия на духовный мир школьника – слово учителя, красота окружающего мира и искусства, создание обстоятельств, в которых наиболее ярко выражаются чувства – весь эмоциональный диапазон человеческих отношений.
д) Одной из важнейших особенностей творчества педагога является то, что объект его труда – ребенок – постоянно меняющийся, всегда новый, сегодня не тот, что вчера.
Учительская профессия – это человековедение, постоянное, никогда не прекращающееся проникновение в сложный духовный мир человека. Нет ни одной педагогической закономерности, нет ни одной истины, которая была бы абсолютно одинаково применима ко всем детям. Потому что практическая педагогика – это знание и умения, доведенные до степени мастерства, Но и поднятые до уровня искусства. Безграничная вера в человека, в доброе начало в нем – вот что должно жить в нашей душе, если вы думаете посвятить свою жизнь благородному учительскому труду.
Краеугольный камень педагогического призвания – это глубокая вера в возможность успешного воспитания каждого ребенка. Должно быть терпимым к детским слабостям. Речь идет о мудрой способности понимать и чувствовать тончайшие побудительные мотивы и причины детских поступков.
Еще одна черта, без которой, по-моему, невозможно педагогическое призвание. Я бы назвал эту черту гармонией сердца и разума.
Воспитывая это умение, необходимо глубоко проникать в душу ребенка, вдумываться в то, чем он живет, как он смотрит на мир, что представляют собой для него люди, окружающие его.
Чтобы стать настоящим воспитателем, надо пройти эту школу сердечности – в течение длительного времени познавать сердцем все, чем живет, что думает, чему радуется и чем тревожится ваш питомец.
2. О ЗДОРОВЬЕ И ПОЛНОТЕ ДУХОВНОЙ ЖИЗНИ УЧИТЕЛЯ. НЕСКОЛЬКО СЛОВ О РАДОСТИ УЧИТЕЛЯ
Учителю надо беречь сердце и нервы. Но как беречь сердце и нервы? Умение владеть собой, держать себя в руках – одно из самых необходимых умений, от которого зависят и успех деятельности педагога, и его здоровье. Неумение правильно тормозить ежедневные и ежечасные возбуждения, неумение владеть ситуациями – вот что, прежде всего, издергивает сердце, изматывает нервную систему учителя.
Я не допускал, чтобы дали ростки семена таких отрицательных явлений, как угрюмость, преувеличение чужих пороков, гиперболизация «ненормальных» детских намерений и действий. Наиболее радикальными средствами являются, во-первых, переключение энергии всего коллектива, с учителем вместе, на дело, требующее духовного единства, коллективного творчества, трудовой сосредоточенности всех и каждого, взаимного обмена интеллектуальными ценностями.
Сделайте неприятное, раздражающее – смешным, и вы станете полным властелином мыслей и чувств коллектива.
Правильный отдых, особенно летом и зимой, развивает и укрепляет компенсаторные способности нервной системы, служит выработке выдержки, уравновешенности, умения подчинять эмоциональные порывы контролю разума. Многие опытные учителя, проработавшие в школе 30, 40 и больше лет, рассказывают, что выдержку, самообладание воспитывает у них, в частности и в особенности, длительное общение с природой, в котором физическое напряжение сочетается с мыслью, наблюдениями.
Надо уметь бережно расходовать нервные силы в повседневном труде – это тоже очень важный залог здорового сердца и здорового духа.
3. КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ ИСТОЩЕНИЕ НЕРВНЫХ СИЛ В ПРОЦЕССЕ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В каждом учителе должна сиять и никогда не угасать маленькая искорка ребенка.
Будьте не только слушателем, потребителем музыки детства, но и ее творцом – композитором. Создавайте светлые, жизнерадостные мелодии в музыке детства, от которой зависит ваше здоровье, сила вашего духа, состояние вашего сердца. Ваш рояль и ваша нотная тетрадь, где вы пишете музыку детства, ваша дирижерская палочка, которая повелевает мелодиями, - это очень простая и в то же время очень сложная вещь – оптимизм.
Оптимизм, вера в человека – неисчерпаемый источник творческой энергии, нервных сил, здоровья воспитателя и воспитанника. Недоброжелательность – опасный недуг души, который отражается и на сердце, и на нервах.
Доброжелательность, разумная доброта – вот что должно быть атмосферой жизни детского коллектива, главным качеством взаимоотношений педагога и детей.
Я тысячу раз говорил, и буду твердить до смерти, что взаимная доброжелательность учителя и детей – это те тончайшие нити, которые соединяют сердца и благодаря которым – заметьте, это исключительно важно в нашем педагогическом труде – человек понимает человека без слов, чувствует тончайшие движения души другого человека.
4. БУДЬТЕ ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНЫ!
Быть доброжелательным – означает относиться к ребенку так, как вы отнеслись бы к собственному сыну. Что, прежде всего, необходимо для спасения сына? Сердце потребовало бы чего-то такого, что создало бы в душе сына моральную чистоту и красоту, сделало бы его настоящим человеком. Доброжелательность педагога выражается, прежде всего, в умении не допустить, чтобы ребенок стал плохим, предостеречь его от ошибочных шагов.
Помните, что успехи ребенка в учении, его чувство собственного достоинства – это огонек радости вашего творческого труда, уважаемый мой коллега.
5. ПОМНИТЕ, ЧТО НЕТ И БЫТЬ НЕ МОЖЕТ АБСТРАКТНОГО ЧЕЛОВЕКА
Нет абстрактного ученика, к которому можно было бы приложить механически все закономерности обучения и воспитания. Нельзя требовать от ребенка невозможного.
Искусство и мастерство обучения и воспитания заключается в том, чтобы, раскрыв силы и возможности каждого ребенка, дать ему радость успеха в умственном труде. А это значит, что в учении должна быть индивидуализация – и в содержании умственного труда, и во времени. Взаимная доброжелательность учителя и ученика сочетается с взаимным доверием.
Успех в учении – это, образно говоря, тропинка, ведущая к тому уголку детского сердца, в котором горит огонек желания быть хорошим. Берегите эту тропинку и этот огонек.
Я продумываю, что будет делать каждый ученик. Для всех подбираю такую работу, которая принесла бы успех. Если ученик не сделал хотя бы маленького шага по пути к овладению знаниями, - это пропавший для него урок. Безрезультатный труд – вряд ли есть более серьезная опасность, подстерегающая и ученика, и учителя.
Как прилежно, сосредоточенно работают шалуны и проказники, если учителю удалось «запрячь» их в посильный умственный труд, сулящий и дающий успех!
У меня всегда вызывают досаду и недоумение жалобы кое-кого из учителей: ребенок шалит на уроке, занимается посторонними делами… Да не может этого быть, дорогие товарищи, если вы по-настоящему подумали о том, как заставить трудиться каждого ученика!
6. ГДЕ БРАТЬ ВРЕМЯ? СУТКИ ИМЕЮТ ТОЛЬКО 24 ЧАСА
«К этому уроку я готовился всю жизнь, - ответил учитель. – И вообще к каждому уроку я готовился всю жизнь».
В чем же заключается эта подготовка? Это – чтение. Повседневная, на всю жизнь дружба с книгой. Не прекращающееся ни на один день журчанье ручейка, пополняющего реку мысли. Надо, чтобы школьный учебник основ науки, которую вы преподаете, был для вас азбукой. Чтобы в море ваших научных познаний, основы которых вы даете школьникам, учебник был каплей. Тогда на подготовку к урокам не будет уходить несколько часов.
Количество переходит в качество: чем шире фон, на котором школьный учебник выглядит, как маленький луч в ярком потоке света, тем заметнее то профессиональное качество, которое создает фундамент педагогического мастерства: способность распределять внимание при изложении материала на уроке. Учитель объясняет, например, тригонометрические функции, но главная его мысль – не о функциях, а об учениках: он наблюдает, как работает каждый школьник, какие трудности восприятия, мышления, запоминания встречают отдельные воспитанники. Он не только учит, но и умственно воспитывает в процессе учения.
7. ВРЕМЯ УЧИТЕЛЯ И ВЗАИМОЗАВИСИМОСТЬ ЭТАПОВ ОБУЧЕНИЯ
Этот совет адресован преимущественно учителям начальных классов. От того, как вы работаете, уважаемый коллега – учитель начальной школы, - зависит бюджет времени учителя средних и старших классов. Беспощадным пожирателем времени учителя является бесконечное и бесплодное «подтягивание хвостов».
На первом месте – научить детей учиться. Одна из главных ваших забот – установить правильное соотношение между объемом теоретических знаний, которыми овладевают дети, и практическими умениями и навыками.
Без умения бегло, сознательно, выразительно читать и воспринимать прочитанное, бегло и безошибочно писать – не может быть и речи об успешном учении в средних и старших классах. Умение читать надо довести до такой ступени автоматизма, чтобы восприятие зрением и сознанием значительно опережало произношение вслух.
8. О СОХРАНЕНИИ В ПАМЯТИ ШКОЛЬНИКА ЭЛЕМЕНТАРНЫХ ЗНАНИЙ
Учителя начальной школы! Ваша важнейшая задача – построить прочный фундамент знаний. Обратите внимание на элементарную грамотность.
Обучая детей в начальных классах, я всегда имел перед собой список главнейших орфограмм.
Очень большое значение имеет игровой элемент в процессе обучения. Это не только таблица умножения, но и наиболее часто употребляемые случаи, сложения, вычитания, деления, умножения в пределах тысячи. Это также наиболее типичные измерения и превращения величин.
9. «ДВЕ ПРОГРАММЫ ОБУЧЕНИЯ», РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКА
Я советую каждому учителю: анализируя содержание знаний, четко выделяйте в них то, что ученики должны твердо запомнить и прочно хранить в памяти. Очень важно умение учителя правильно определить в программе те «узлы» знания, от крепости которых зависит развитие мышления, умственных способностей, умение пользоваться знаниями. Эти «узлы» - важные выводы и обобщения, формулы, правила, законы и закономерности, отражающие специфику предмета.
Чем сложнее понятие, которое изучается в данный момент, тем интереснее, увлекательнее должны быть книги, которые читает ученик.
«Вторая программа обучения» включала в себя чтение таких брошюр, книг, статей, ознакомление с которыми вызывало волну интереса к ряду сложных вопросов науки, а следовательно и к новым книгам.
Советую всем учителям: создавайте интеллектуальный фон для запоминания, заучивания, сохранения в памяти программного материала.
10. О РАБОТЕ С «ТРУДНЫМИ» ШКОЛЬНИКАМИ
Я испытывал много средств облегчения умственного труда «трудных» школьников и пришел к выводу, что наиболее эффективным средством является расширение круга чтения. Вялость, инертность, хилость нервных клеток коры полушарий головного мозга можно излечить удивлением, изумлением, как вялость мускулов излечивают физические упражнения. Я учил ребенка читать и думать. Чтение как бы индуктировало, пробуждало мысль.
Помните, что чем труднее ребенок, чем больше, казалось бы, непреодолимых затруднений встречает он в учении, тем больше ему надо читать.
11. ЗНАНИЕ – И ЦЕЛЬ, И СРЕДСТВО
Знать – это значит уметь применять знания. О знаниях можно говорить лишь тогда, когда они становятся фактором духовной жизни, захватывают мысль, пробуждают интерес.
Стремитесь к тому, чтобы знания учащегося были не конечной целью, а средством, чтобы они не превращались в неподвижный, мертвый багаж, а жили в умственном труде школьника, в духовной жизни коллектива, во взаимоотношениях между школьниками, в том живом и непрерывном процессе обмена духовными богатствами, без которого нельзя представить полноценного интеллектуального, нравственного, эмоционального, эстетического развития.
В начальных классах, уже с первых шагов обучения наиболее важным элементом знаний становится слово, точнее, реальный, окружающий мир, выражающийся в слове, которое открывается перед ребенком новыми, совершенно не знакомыми ему до поступления в школу, гранями. Первые и, на мой взгляд, самые широкие шаги по лестнице знаний ребенок делает, познавая мир через слово.
В умственном труде учащихся на первом месте стоит не заучивание, не запоминание чужих мыслей, а размышление самого ученика как живое творчество, как познание предметов, вещей, явлений окружающего мира с помощью слова, как познание в связи с этим тончайших оттенков самого слова.
12. О ДОБЫВАНИИ ЗНАНИЙ
Учить так, чтобы знания добывались с помощью уже имеющихся знаний – в этом, на мой взгляд, заключается высшее мастерство дидактика.
Добывать знания – это значит открывать истину, отвечать на вопрос.
Готовясь к уроку, надо продумывать материал под этим углом зрения – найти те незаметные с первого взгляда узелки, где происходит сцепление причинно-следственных связей, из которых и рождаются вопросы. Ведь вопросы пробуждают желание знать.
Как подвести учеников к вопросу?
Для этого необходимо знать, что надо рассказать, а что оставить недосказанным. Недосказанное – это как бы «затравка» для мышления школьников. Здесь никаких рецептов, подходящих на все случаи. Все зависит от содержания конкретного материала и от фактических знаний, уже имеющихся у школьников. Надо, чтобы думали, напрягали умственные силы все.
Для того, чтобы ученики добывали знания думая, учителю надо хорошо знать их знания. Один очень хорошо помнит изученное, другой кое-что забыл. Вот здесь надо быть таким руководителем умственного труда, чтобы каждый, вслушиваясь в мое объяснение, следовал своим путем, извлекал из кладовых сознания то, что там хранится, а если в ином месте этих кладовых – пустота, если нить мысли у кое-кого обрывается, устранить разрыв в мысли. Но это тоже требует большого искусства и мастерства. Там же, где никаких пустот и разрывов в знаниях нет, я прибегаю к сокращенному объяснению.
13. КАК ВЕСТИ УЧЕНИКОВ ОТ ФАКТОВ К АБСТРАКТНЫМ ИСТИНАМ
Ученик вызубрил, не понимая.
Это зло особенно сказывается в изучении грамматики, арифметики, алгебры, геометрии, физики, химии, т.е. предметов, содержание которых представляет собой систему обобщений, а знания, по которым выражаются, прежде всего, в умении применять эти обобщения в практической работе.
Ведите учеников к запоминанию через осмысливание (осознание), понимание многочисленных фактов, вещей, предметов, явлений. Не допускайте запоминания того, что еще не понятно, не осмысленно. Пусть от осмысливания фактов, вещей, явлений до глубокого понимания абстрактной истины (правила, формулы, закона, вывода) лежит через практическую работу, которая как раз и представляет собой овладение знаниями.
Не умеют думать над задачей, не умеют мысленно охватывать зависимость между величинами те школьники, которые заучивают абстрактные обобщения без осмысливания достаточного количества фактов.. И наоборот, если запоминание абстрактной истины в умственном труде школьника основывается на мысленном углублении в факты, если он, не заучивая, запомнил – он видит в арифметической задаче не какую-то комбинацию цифр, а зависимость между величинами.
Построенный на научных основах умственный труд школьников приводит к тому, что математика помогает детям усваивать историю, а историю содействует развитию математических способностей.
Не допустить, чтобы при первом изучении материала ученик наделал много ошибок и в то же время добиться, чтобы он заучил правило и правильно формулировал его – задача не столь простая, как кажется с первого взгляда.
14. ПЕРВОЕ ИЗУЧЕНИЕ МАТЕРИАЛА
Один из корней отставания, неуспеваемости школьников – недостаточное первое изучение материала.
Стремитесь к тому, чтобы при первом изучении материала вы увидели результат умственного труда каждого ученика. При первом изучении материала исключительно важно видеть самостоятельную работу «трудных» школьников – тех, кто медленно мыслит, медленно соображает, тех, кому для осмысливания сущности материала необходимо сравнительно больше и фактов, и времени (нередко и факты для осмысливания им надо давать не те, что основной массе школьников).
Обязательно должна быть на уроке самостоятельная работа, в процессе которой осмысливаются факты, и происходит переход к обобщающей истине (речь идет об уроках естественного цикла, а также об уроках грамматики).
Очень важно, чтобы в осмысливании был уже и элемент применения знаний.
15. ОСМЫСЛИВАНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА КАК ЭТАП УРОКА
Понять – это еще не означает знать, понимание – еще не знание. Для того, чтобы были твердые знания, необходимо осмысливание.
Что значит осмысливание? Ученик думает над тем, что он воспринял, проверяет, насколько правильно он понял материал, пробует применять приобретенные знания на практике.
16. КАК ПРОВЕРКУ ВЫПОЛНЕНИЯ ДОМАШНИХ ЗАДАНИЙ СДЕЛАТЬ ЭФФЕКТИВНЫМ УМСТВЕННЫМ ТРУДОМ
Не допускайте, чтобы единственной целью проверки знаний было — поставить ученику оценку. Пусть как мож но чаще оценивание знаний сочетается с другими целями, и, прежде всего, с новым осмысливанием, развитием, уг лублением знаний. Не допускайте крайности — оценивания каждого ответа, каждой письменной работы — это приво дит к отрицательным результатам. Почему это так — сле дует объяснить специально.
17. ОЦЕНКИ ДОЛЖНЫ БЫТЬ ВЕСОМЫМИ
Оценка лишь тогда становится стимулом, побуждающим к активному умственному труду, когда отношения между учителем и ребенком построены на взаимном доверии и доброжелательности. Если хотите, оценка — это один из наиболее тонких инструментов воспитания. По тому, как относится ученик к оценке, поставленной учителем, можно сделать безошибочный вывод о том, как он относится к учителю, насколько верит ему и уважает его. По по воду оценивания знаний хотелось бы дать несколько со ветов.
Во-первых, пусть оценок будет меньше, но каждая из них пусть будет весомее, значительнее.
Оценка всегда охватывала труд учени ка за какой-то период и включала оценивание нескольких видов труда - и ответ (может быть, несколько ответов), и дополнение к ответу товарища, и письменную работу (небольшую), и внеклассное чтение, и работу практиче ского характера.
Во-вторых, я никогда не ставил неудовлетворительной оценки, если ученик не мог в силу тех или иных условий, обстоятельств овладеть знаниями.
Никогда не спешите выставлять неудовлетворительную оценку. Помните, что радость успеха - это могучая эмо циональная сила, от которой зависит желание ребенка быть хорошим.
В-третьих, вообще не ставьте никаких оценок, если вы видите, что знания учеников туманные, что в их представ лении о вещах и явлениях, которые изучаются, есть какие-то неясности.
В-четвертых, надо избегать вопросов, которые требо вали бы ответа совершенно точно повторяющего то, что излагалось учителем или заучено из книги.
Есть в педаго гическом процессе одна очень интересная вещь — я бы назвал ее трансформацией знаний.
18. МАТЬ УЧЕНИЯ НЕ ДОЛЖНА СТАТЬ МАЧЕХОЙ
Повторение — мать учения, утверждает народная педа гогика. Но нередко бывает, что добрая мать становится злой мачехой. Это происходит тогда, когда ученик вынуж ден в течение дня или нескольких дней сделать то, что делалось недели и месяцы, например, повторить материал, изучавшийся в течение десяти, двадцати и больше уроков. Масса фактов и выводов обрушивается па плечи ученика, в голове у него все перемешивается. А ведь вместе с пов торением материала по одному предмету надо изучать и другие предметы! Нормальный умственный труд стано вится невозможным, силы ученика надрываются.
Надо учить детей отдаляться от материала — не заме чать деталей и присматриваться к главному.
В рабочей тетради по каждому предмету на специально отведенном поле красным карандашом записывается то, что навсегда надо запомнить.
19. КАК БЫТЬ С ПРОВЕРКОЙ ТЕТРАДЕЙ?
Мысль учителей и работников народного образования устремлена к тому, чтобы максимально сократить время проверки тетрадей, но «ничего не получается». Почему? Потому что в тетрадях ученических множество ошибок. Проблема проверки тетрадей — одна из тех школьных проблем, решение которых зависит от сотен условий, пред посылок.
В школе должна быть прежде всего высокая речевая культура, должна царить атмосфера большой чуткости к слову: сказанное или написанное неправильно должно звучать не только для учителя, но и для школьника таким же диссонансом, как фальшивая нота для человека, обла дающего высоким музыкальным слухом. Следует посове товать учителю начальных классов: воспитывайте у детей чуткость к эмоциональной окраске слова. Добивайтесь, чтобы слово звучало для ученика, как музыка! Образно говоря, ученик должен быть музыкантом слова, дорожить его правильностью, чистотой, красотой. Ведите детей в природу, показывайте им тончайшие оттенки цветов, зву ков, движений, раскрывайте перед ними человеческий труд как творчество, и пусть все это отражается в слове, в от тенках речи.
Ведите своих питомцев от книги и мысли к деятель ности, от деятельности к мысли и слову. Деятельность должна трансформироваться в собственную мысль уче ника, а собственная мысль должна найти выражение в слове. Практически это сводится к следующему: пусть как можно чаще предметом мысли, суждений ученика будет его собственная деятельность. Пусть ваш питомец расска зывает, рассуждает, отчитывается о том, что он сделал собственными руками, о том, что он наблюдал. Ученик пу тается в словах, когда эти слова не связаны с тем, что он сам делал, видел, наблюдал, думал. Надо давать такие задания, которые бы предполагали рассказ, отчет, доклад ученика, которые требовали бы, чтобы имеющиеся знания были пущены в оборот, а значит, чтобы слово стало сред ством творчества.
20. СОДЕРЖАНИЕ АКТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ПРИ ИЗУЧЕНИИ ПРЕДМЕТА
Активная деятельность — это как бы мостик, соединяющий речь и мысль. Я стремился к тому, чтобы в труде рождалась мысль учащегося, а не только закреплялись знания, полученные на уроках. Деятельность при изучении предмета должна быть не только иллюстрацией к знаниям (это тоже необходимо), но и источником новых истин, открытий, законо мерностей.
Я ты сячу раз убеждался, что без взаимодействия человека природой немыслимо умственное развитие, как без мело дии невозможна музыка, без слова — речь, без книги — наука. Единство труда и мысли, деятельности и слова в системе изучения таких предметов, как биология, фи зика, химия, математика,— это один из краеугольных кам ней, на которых держится школа как очаг мысли. Готовясь к преподаванию этих предметов, опытные учителя проду мывают, каким образом, в каком труде будут раскрываться те отношения и взаимосвязи, па которых построено мыш ление в системе изучения предмета.
21. УЧИТЕ НАБЛЮДАТЬ, УЧИТЕ ВИДЕТЬ
Культура педагогического труда во многом определя ется тем, какое место в умственном развитии школьников занимает наблюдение. Из наблюдений не только черпа ются знания,— в наблюдениях знания живут, благодаря наблюдениям они, можно сказать, идут в оборот, приме няются как инструменты в труде. Если повторение — мать учения, то наблюдение — мать осмысливания и за поминания знаний. Наблюдательный ученик никогда не бывает неуспевающим пли неграмотным. Учитель, умею щий помочь ученику использовать ранее усвоенные зна ния для все новых и новых наблюдений, достигает того, что чем «старше» знания ученика, тем они прочнее. Школа наблюдения в младшем возрасте — необходи мое условие умственного развития.
22. КАК ЧТЕНИЕМ РАЗВИВАТЬ ЗНАНИЯ
В среднем и старшем возрасте чтение научно-попу лярной и научной книги играет ту же роль, что наблю дения в младшем возрасте. У ученика, умеющего видеть, наблюдать, вырабатывается восприимчивость и к научной книге. Интерес к знаниям немыслим без постоянного чтения научной и научно-популярной литературы. Не может быть и речи о стойком интересе к знаниям, если ученик не выходит за рамки учебника.
Умейте пробудить у учеников интерес к чтению науч ной литературы.
Ученик видит возмож ность перехода за черту обязательного программного материала, его волнует перспектива плавания по безгра ничному морю знаний,— вот это и есть побуждение к чте нию: подростку, юноше, девушке хочется знать.
23. ЧТЕНИЕ — ВАЖНОЕ СРЕДСТВО УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ «ТРУДНЫХ» УЧЕНИКОВ
Чем труднее учиться школьнику, чем больше затруднений встречает он в умственном труде, тем больше ему надо читать: как фотопленка слабой чувствительности требует более продолжительной выдержки, так разум слабоуспевающего ученика требует более яркого и длительного сияния света научных знаний. Не дополнительные занятия, не бесконечное «подтягивание», а чтение, чтение и еще раз чтение – вот что играет решающую роль в умственном труде тех, кому трудно учиться.
И дело не только в том, что чтение спасает ученика от неуспеваемости. Благодаря чтению развивается его интеллект. Чем больше «трудный» ученик читает, тем яснее становится его мысль, тем активнее его умственные силы.
24. НЕ ДОПУСКАЙТЕ ДИСПРОПОРЦИИ МЕЖДУ УМЕНИЯМИ И ЗНАНИЯМИ
Как же добиться того, чтобы чтение было беглым и сознательным, чтобы ребенок быстро воспринимал зре нием и мыслью целую группу слов, связанную по смыслу? Для этого необходима система упражнений.
Ученик, который в процессе чтения не может ничего воспринять, по суще ству не умеет одновременно читать и думать, а это как раз и не может быть названо сознательным чтением.
На каком-то этапе обучения ученик должен овладеть умением настолько беглого письма, чтобы он одновременно писал и думал.
Во время рассказа ученики за писывают главное в той последовательности, в какой излагает материал учитель. Без умения слушать и одно временно кратко записывать содержание рассказа (лек ции, объяснения) немыслимо овладение знаниями. Во многих случаях отставание как раз и объясняется тем, что ученику недоступно это элементарное и в то же время очень сложное умение.
Одним из очень важных умений, от которых в боль шой мере зависит успешное овладение знаниями, явля ется умение отбирать, систематизировать, анализировать факты.
25. В ЧЕМ СЕКРЕТ ИНТЕРЕСА
Урок идет интересно — это значит, что учению, мы шлению сопутствуют чувства приподнятости, взволнован ности ученика, удивление, иногда даже изумление перед открывающейся истиной, осознание и чувствование своих умственных сил, радость творчества, гордость за величие разума и воли человека.
Стремитесь к тому, чтобы ученики сами от крывали источники интереса, чтобы в этом открывании они чувствовали собственный труд и успех — само по себе это представляет один из важнейших источников интереса. Без активного умственного труда немыслимы ни интерес, ни внимание школьников.
Первый источник, первая искорка интереса к зна ниям — в подходе учителя к материалу, который объяс няется на уроке, к фактам, подвергающимся анализу. Зна ние истины рождается в сознании ученика из познания точек соприкосновения между фактами и явлениями, ни тей, которыми эти факты и явления связываются. Готовясь к уроку, я всегда стремлюсь продумать, осмыслить как раз те точки соприкосновения, те нити, где благодаря сцепле нию мыслей раскрывается что-то новое, неожиданное в смысле познания истин и закономерностей окружающего мира.
Источник интереса — и в применении знаний, в пере живании чувства власти разума над фактами и явлениями. В самой глубине человеческого существа ость неискорени мая потребность чувствовать себя открывателем, исследо вателем, искателем. В детском же духовном мире эта потребность особенно сильна. Но если нет пищи для нее — живого общения с фактами и явлениями, радости познания — эта потребность глохнет, а вместе с ней уга сает и интерес к знаниям. Я вижу очень важную воспита тельную задачу в том, чтобы постоянно поддерживать, углублять желание ученика быть открывателем, реализо вать это его желание специальными методами работы.
Чувство властелина знаний пробуждается у ученика сильное всего, конечно, тогда, когда он непосредственно что-то исследует, открывает, когда ученик схватывает конкретные факты, явления. Но есть и радость чистой мысли,— обоб щающей, систематизирующей деятельности разума.
26. БОРИТЕСЬ ЗА МЫСЛЬ И СЕРДЦЕ СВОИХ ПИТОМЦЕВ
Ключей бьет интеллектуальная жизнь в той школе, где преподавание предметов выливается как бы в доброе со ревнование педагогов за мысль, за душу воспитанников.
Воспитательная сторона учения раскрывается, по моему твердому убеждению, прежде всего в том, что, об разно выражаясь, в стройном оркестре основ наук каждый ученик находит свой любимый инструмент и свою люби мую мелодию. Нет интеллектуальной полноты, духовного богатства жизни личности без влюбленности в конкрет ный предмет, в конкретную отрасль научных знаний.
Считайте делом своей чести, чтобы преподаваемый вами предмет ученики находили самым интересным, чтобы как можно больше подростков как о счастье мечтали, о твор честве в сфере науки, основы которой вы излагаете им в школе. Боритесь за мысль и сердце своих питомцев; со ревнуйтесь со своими коллегами — преподавателями дру гих предметов.
27. КАК СЛИТЬ МЫСЛЬ И ЧУВСТВО ГРАЖДАНСКОГО ДОСТОИНСТВА
Я твердо убежден: путь к достижению этой цели в том, чтобы знания, интеллектуальное богатство служило само выражением личности. Воспитательную работу в этом направлении надо вести, начиная с младших классом. Воспитывая младших школьников, я стремился к осуществлению принципа: каждый школьник должен сделать свой вклад в интеллектуальную жизнь коллектива. Собствен ные знания, мысль, умения должны переживаться как честь, как достоинство. Этого никак нельзя достигнуть, только тем, что ученический коллектив будет знать, как этот школьник учит уроки, слышать, как он отвечает.
С каждым годом обмен умственными, духовными бо гатствами все больше определил отношения между деть ми. В III и IV классах начались «вечера книги»: дети рассказывали содержание прочитанных книг, читали их вслух, декламировали стихотворения и отрывки из худо жественной прозы. Это было своеобразным соревнованием разума и мастерства.
Начиная с V класса, мои питомцы стали активными умственными воспитателями своих младших товарищей-дошкольников и учеников I—II классов. Двенадцать пяти классников руководили маленькими кружками поэтиче ского творчества. В каждом кружке было 5—7 малышей, пятиклассники учили их составлять сочинения-миниатю ры о природе, читали маленьким друзьям свои собст венные сочинения и стихотворения; это утверждало чув ство достоинства у старших.
В VI—VII классах несколько учеников стали руково дителями кружков юных математиков учеников I—III классов. Дети решали и составляли задачи на «сообрази тельность». В течение всего периода обучении в V—VIII классах ученики были также руководителями групп — кружков по изучению иностранного языка: первоклас сники и второклассники учились читать и говорить по-французски.
В VII—X классах каждый воспитанник выступает на вечере науки и техники с докладом или сообщением.
28. ЗНАНИЯ И УЧАСТИЕ В ОБЩЕСТВЕННОЙ ЖИЗНИ
В сельской местности школа — главный очаг культуры и знаний.
В процессе передачи знаний другим ученик многое уясняет для самого себя, у него возникает множество вопросов, он стремится выяснить тончайшие «извилины и повороты» мысли, скрытые причинно-следственные свя зи.
Как добиться, чтобы юношеству хотелось учиться? Эта цель никогда не будет достигнута, если знания оста нутся в сознании ученика «ценностями для себя», если они не приобретут нравственной окраски, не будут пере живаться как радость, честь, богатство, достоинство лич ности.
29. КАК РАСПРЕДЕЛИТЬ ТРУД ШКОЛЬНИКОВ ПО ВРЕМЕНАМ ГОДА
В младших классах я советую распределять умствен ный труд школьников на год таким образом, чтобы при мерно к середине третьей четверти (конец февраля) в ос новном закончилось изучение важнейших теоретических обобщений по грамматике и арифметике.
Готовьтесь к урокам в четвертой чет верти так, чтобы красной нитью вашей методики было при ведение уже имеющихся знаний в состояние активной дея тельности, подвижности.
В программах средней общеобразовательной школы перегрузки нет. Перегрузка — в нашей практической работе, в методах обучения.
Предотвратить перегрузку —„это значит, во- первых, с трех-, четырех-, пятилетнего возраста ребенка заботиться о богатом интеллектуальном фоне, на кото ром происходит его умственное развитие в семье, а от сюда — постоянно повышать педагогическую культуру родителей; во-вторых, не допускать диспропорции в уме ниях и знаниях, обеспечивать процесс, овладения зна ниями, умениями учиться — важнейшими инструментами умственного труда школьников; в-третьих, па практике реализовать одно из важнейших теоретических положений педагогической психологии и, следовательно, дидактики: нет абстрактного ученика; давать глубокие знания — зна чит видеть умственный труд каждого ребенка; в-четвер тых, заботиться о постоянном развитии знаний, о том, что бы они «вводились в оборот», не оставались в голове око стеневшим грузом; в-пятых, не допускать, чтобы учение превращалось в бесконечное наверстывание упущенного, не подтягивать без конца «хвосты». Одним словом, не до пускать перегрузки — это значит делать все, о чем гово рилось выше.
30. ОБ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ ЖИЗНИ ВОСПИТАННИКА
Не допускайте, чтобы вашего питомца захлестнуло школярство. Кроме привычного круга школьных дел, пред ставлений, интересов, у него должна быть богатая, много гранная интеллектуальная жизнь. Речь идет о чтении школьника, особенно в подростковом возрасте.
Если вас назначили классным руководителем или, как говорят, воспитателем V класса, поставьте перед собой как одну из главных задач формирование этой духовной потребности.
31. ЧТОБЫ НЕ ВЫЛО ПЕРЕГРУЗКИ — НЕОБХОДИМО СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ
Проблема свободного времени — это одна из важней ших проблем не только обучения, но и интеллектуального воспитания, всестороннего развития. Свободное время не обходимо ученику, как воздух для здоровья: оно необхо димо для того, чтобы ученик успешно учился и не чув ствовал постоянной угрозы отставания (знаете, как бы вает: стоит ребенку проболеть несколько дней, как он уже очень отстал). Свободное время — первое условие богатства интеллектуальной жизни воспитанника, условие того, чтобы в его жизни было не только учение, а значит и того, чтобы учение было эффективным.
Свободное время ученика рождается на уроках, его творцом является умный, думающий учитель. Его первый помощник в создании свободного времени — сам ученик, от него в большой мере зависит, в каком состоянии нахо дятся знания — в состоянии подвижности, активности, или же в состоянии окостенения. Но есть еще одно условие, от которого зависит создание свободного времени. Это режим труда и отдыха.
32. УЧИТЕ РЕБЕНКА ПОЛЬЗОВАТЬСЯ СВОБОДНЫМ ВРЕМЕНЕМ
Как учить? Требовать, чтобы он думал, указывать, что, увлекаясь чем-нибудь, он забывает о работе? Предо хранять его от общения с увлекательными центами?
Нельзя этого делать. Нельзя ломать природу детства. Учить пользоваться свободным временем — это значит до биваться того, чтобы интересное, изумляющее ребенка было в то же время нужным, необходимым для его ума, чувств, всестороннего развития. Другими словами, время ребенка должно быть насыщено увлечениями, которые развивали бы его мысль, обогащали знаниями и умениями и в то же время не разрушали очарования детства. Со здать для ребенка свободное время — это не значит пре доставить ему возможность делать, что захочется. Стихий ность может воспитать безделье, нерадивость.
33. ПРИВЕДИТЕ КАЖДОГО УЧЕНИКА К ОЧАГУ УВЛЕЧЕННОСТИ
Помните, что никакое увлечение не принесет пользы, если оно не затрагивает мысли, души, сердца. Подчерки ваю, что первым увлечением должно быть увлечение кни гой. Его надо сохранить на всю жизнь. Что бы вы ни пре подавали — литературу или историю, физику или черче ние, биологию или математику — первым очагом увлеченности, к которому вы должны привести своего питомца (если только вы хотите быть его воспитателем) должна быть книга.
Вторым очагом увлеченности, к которому надо привести каждого воспитанника, является увлеченность любимым предметом. Влюбленность в предмет, интеллектуальная активность возможны лишь тогда, когда у человека есть в школьные годы это самое бесценное богатство — сво бодное время. Педагогическому коллективу надо глубоко продумать, как достигнуть того, чтобы во вторую поло вину дня в школе загорелось множество очагов.; которые бы звали к углубленному изучению различных отраслей нау ки. Это не только научно-предметные кружки, о которых шла речь выше. Это также такая активная деятельность, в которой теоретические знания становятся главным стимулом творчества, решения умственных и трудовых задач.
34. ВОСПИТЫВАЙТЕ ТРУДОВЫМИ УВЛЕЧЕНИЯМИ
Десятилетия работы в школе убедили меня в том, что труд играет исключительно важную роль в умственном развитии. Ум ребенка — на кончиках его пальцев.
Опыт убеждает, что для умственного развития школь ников надо выбирать следующие виды труда:
а) Конструирование и монтирование действующих мо делей установок, механизмов, приборов.
6) Выбор способом передачи, преобразования, транс формации энергии: и движения.
в)Выбор способов обработки материалов, выбор инст рументов и механизмов, технологических приемов обра ботки.
г) Создание среды, необходимой для нормального раз вития жизненных процессов (у растений и у животных), управление этой средой.
35. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ УЧЕНИКИ БЫЛИ ВНИМАТЕЛЬНЫ?
Управление вниманием — одна из наиболее тонких и еще очень мало исследованных сфер педагогического труда. Чтобы управлять вниманием, надо глубоко знать психику ребенка, его возрастные особенности. Многие годы работы в школе убедили меня в том, что овладеть вниманием ре бенка можно лишь создав, утвердив, сохранив его опреде ленное внутреннее состояние — эмоциональную припод нятость, интеллектуальное воодушевление, связанное с чувством властвования над истиной, с умственной гордо стью.
Внимательность учеников здесь обусловливается знанием ряда истин, в свете которых совершенно неинтересный материал будет восприниматься как интересный.
Непроизвольное внимание должно сочетаться с произ вольным.
Если учитель не думает над тем, чтобы создать у уче ников внутреннее состояние эмоциональной приподня тости, интеллектуального воодушевления, знания вызывают только равнодушие, а бесчувственный, умственный труд приносит усталость.
36. НАГЛЯДНОСТЬ — ТРОПИНКА ПОЗНАНИЯ И СВЕТ, ОЗАРЯЮЩИЙ ЭТУ ТРОПИНКУ
Единственным средством воспитания внимательности является воздействие па мысль, и наглядность лишь в той мере способствует развитию и углублению вниматель ности, в какой она стимулирует процесс мышления. На глядный образ предмета может сам по себе привлечь вни мание на продолжительное время, но цель применения наглядности заключается вовсе не в том, чтобы на весь урок приковать внимание ученика,— средство наглядности приносится на урок для того, чтобы на каком-то этапе познания дети отвлеклись от образа, перешли мысленно к обобщающей истине, закономерности.
К.Д.Ушинский писал, что дети мыслят «фор мами, звуками, красками и ощущениями». Эта возраст ная закономерность требует, чтобы мышление маленького ребенка развивалось среди природы, чтобы он одновремен но видел, слышал, переживал и думал. Наглядность — сила, развивающая внимательность, мышление, она при дает эмоциональную окраску познанию. Благодаря одно временности видения, слухового восприятия, переживания и мышления в сознании ребенка формируется то, что в психологии называется эмоциональной памятью.
Я советую учителям начальных клас сов: учите детей мыслить у первоисточника мышления, среди природы и труда.
Применяя наглядность, надо задумываться над тем, как от конкретного перейти к абстрактному.
Постепенно надо переходить от натураль ных к изобразительным средствам наглядности, а потом к таким, которые дают символическое изображение пред метов, явлений.
Классная доска существует не только для того, чтобы писать на ней, но и для того, чтобы учитель делал на ней зарисовки, схемы, чертежи — в процессе рассказа, объяс нения, использовал доску и разноцветные мелки.
Изобразительная наглядность является вместе с тем и средством умственного самовоспитания.
Научить нарисовать задачу — значит обеспечить переход от конкретного мышления к абстрактному.
От изобразительной наглядности постепен но переходите к словесно- образной. Словесный образ — это шаг па пути перехода от мышления «формами, зву ками, красками и ощущениями» к мышлению понятиями.
Средство наглядности должно быть таким, чтобы дети обращали внимание на самое главное, самое существенное.
Повторим: наглядность требует большого искусства в ее использовании, знания души, мысли учащегося.
37. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, НАЧИНАЮЩЕМУ РАБОТАТЬ В ШКОЛЕ
Многое, и, прежде всего надо накапливать по крупинке интеллектуальное богатство и педагогическую мудрость воспитателя. Перед вами большой жизненный путь, на нем вы встретитесь с самыми неожиданными человече скими судьбами, к вам будет обращен пытливый ум и взор юноши, ищущего ответ на вопросы: как жить? В чем сча стье? Где истина? Чтобы ответить на эти вопросы, надо постигнуть диалектику стремления человека к правде, к торжеству идеалов народа, надо осмыслить и прочувство вать душой вершину борьбы человечества за лучшее бу дущее — коммунистические идеи и их воплощение в жизни.
Советую вам, юный Друг, ежемесячно читать три книги: 1) по проблемам науки, основы которой вы препо даете; 2) о жизни и борьбе человека, образ которого яв ляется светочем, примером для молодежи; 3) о душе че ловека — особенно ребенка, подростка, юноши, девушки (книги по психологии).
Пусть в вашей личной библиотеке будут эти три раз дела.
Только повседневное пополнение научных знаний даст вам возможность видеть умственный труд учеников в процессе изложения материала: в центре вашего внимания будут не мысли о содержании урока, а мысли о мышлении ваших питомцев. Это вершина педагогического мастерства каж дого учителя, к ней вы должны стремиться.
Создавайте, обогащайте свою личную библиотеку художественной литературы.
Воспитателю необходимо также утонченное чувство красоты. Вы должны любить красоту, творить её и обере гать - красоту в природе и в душе наших питомцев. Знай те, что если вы любите сажать и выращивать деревья, если вам доставляет радость прийти к ульям и слушать жуж жанье пчел в цветущих деревьях, которые вы вырастили своими руками, - у вас есть наиболее прямая дорога к сердцу человека - духовное общение в труде, создающем красоту.
38. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, ГОТОВЯЩЕМУСЯ РАБОТАТЬ С ПЕРВЫМ КЛАССОМ
Вам надо хорошо знать каждого своего будущего питомца.
Что значит знать ребенка?
Это, прежде всего, иметь представление о его здоровье. За полтора года до начала работы с детьми передо мной был список будущих учащихся.
Опыт убедил в том, что воспитание дол жно способствовать исцелению человека, избавлению его от недугов, которые чаще всего зарождаются в детстве. Больной ребенок требует особых методов воспитания, нуждается в специальной медицинской педагогике.
Я считаю, что очень важно знать, как взаимоотношения в семье способствуют предотвращению недугов и исцеле нию детского организма, если недуг по той или иной при чине уже есть. Особенно зависит от семьи состояние нерв ной системы и сердца ребенка.
Собрать родителей очень важно, чтобы пришли и отцы, и матери и поговорить с ними о взаимо отношениях в семье, способствующих, формированию здо ровой нервной системы, а в связи с этим положительных нравственно-психологических качеств.
39. КАК В ДОШКОЛЬНЫЙ ПЕРИОД ИЗУЧАТЬ МЫШЛЕНИЕ ДЕТЕЙ
Есть два основных типа человеческого мышления - логико-аналитическое, или математическое, и художест венное, или образное.
Соберите будущих своих первоклас сников в ясный сентябрьский день, пойдите с ними в осен ний лес, и вы сразу же увидите детей с этими двумя ярко выраженными типами мышления. Внимательно наблюдайте, и вы увидите два типа воспри ятия — признак двух типов мышления.
Эти два типа мышления существуют объективно, учи телю надо знать, какой тип преобладает у каждого ребен ка. Это очень важно для правильного педагогического ру ководства умственным трудом. Учить мыслить, развивать мышление — значит развивать у каждого ребенка обе мыс лительные сферы: образную и логико-аналитическую, не допускать односторонности, но в то же время умело на правлять умственное развитие каждого ученика в русло, в наибольшей мере соответствующее его природным за даткам.
Мышление детей различается также темпом операций, можно сказать быстротой мысли.
Я советую учи телю, которому предстоит работа с I классом: в течение года проведите двадцать-тридцать путешествий к истокам мысли — в природу. Введите детей в обстановку, где есть и яркие образы, и причинно-следственные связи между явлениями, где дети восхищаются, переживают чувство изумления перед красотой и в то же время думают, анали зируют.
40. КАК РАЗВИВАТЬ МЫШЛЕНИЕ И УМСТВЕННЫЕ СИЛЫ ДЕТЕЙ
Как показал многолетний опыт, необходимы специаль ные уроки мышления. Их надо проводить время от вре мени уже в дошкольный период. С началом занятий в 1 классе уроки мышления становятся частью умственного воспитания. Урок мышления — это и живое, непосредст венное восприятие образов, картин, предметов окружающего мира, и логический анализ, добывание знаний, мыслительные упражнения, нахождение причин и следствий.
41. КАК ВОСПИТЫВАТЬ ПАМЯТЬ
Я твердо убежден, что о воспитании памяти особенно надо заботиться тогда, когда ребенку еще не подошло время заучивать, запоминать ни на уроках, ни дома. Дошкольные годы и обучение в начальной школе — прекрасное время для закладки фундамента прочной памяти. Надо заботи ться о том, чтобы важные истины о явлениях и закономер ностях окружающего мира были усвоены детьми без спе циального заучивания и запоминания, т. е. в процессе непосредственных наблюдений.
Одна из причин — отсутствие в начальной школе специаль ной работы, имеющей целью развитие мышления, воспи тание умственных сил, закладку фундамента запоминания. В начальной школе надо заложить прочный фундамент памяти, а им являются знания, добытые, приобретенные, усвоенные ребенком в процессе непосредственного позна ния окружающего мира под руководством учителя.
42. ЩАДИТЕ И В ТО ЖЕ ВРЕМЯ РАЗВИВАЙТЕ ПАМЯТЬ ПОДРОСТКОВ, ЮНОШЕЙ И ДЕВУШЕК
Зубрежка всегда вредна, но особенно недопустима она в отроческом и юношеском возрасте.
Изгнать из школы школярство — одна из очень важных воспитательных задач.
А сделать это можно единственным путем: установить разумное соотношение произвольного и непроизвольного запоминания. Развитие памяти подростков, юношей и девушек зави сит, таким образом, от общей интеллектуальной культуры учебно-воспитательного процесса в средних и старших классах.
43. ВОСПИТЫВАЙТЕ У ДЕТЕЙ ЛЮБОВЬ К РИСОВАНИЮ
Прямое отношение к развитию умственных сил уча щихся имеет вопрос о том, как поставлено рисование в на чальной школе, какое место отводит ему учитель в учебно-воспитательном процессе. Воспитывая детей в начальной школе, я увидел в рисовании одно из средств, развивающих творческое мышление, воображение. Я твердо убежден, что детский рисунок является необходимой ступенькой на пути к логическому, не говоря уже о том, что рисование помогает развивать эстетическое видение мира.
Без рисования я не представляю уроков географии, истории, литературы, естествознания.
44. КАК ГОТОВИТЬ ДЕТЕЙ К БЕГЛОМУ ПИСЬМУ
Чтение и письмо — это два самых необходимых школь нику инструмента учения и в то же время два окошка в окружающий мир. Без умения бегло, быстро и сознатель но читать, бегло, быстро, полуавтоматически писать ребенок остается как бы полуслепым. Я вижу очень важную задачу в том, чтобы уже в третьем, а в четвертом классе уже на верняка — ученик писал длинное слово не отрывая пера от бумаги, чтобы он мог написать слово — (и даже ма ленькое предложение), оторвав взгляд от тетради.
Все это — быстрота написания букв и слов, постепенное приобретение полуавтоматизма в отношении орфограмм, одновременное написание и осмысливание — должно идти рядом. Выработка беглого письма, прежде всего, требует определенного количества тренировочных упражнений ма лых мышц руки. Я имею в виду тонкие трудовые движения рук — и правой, и левой. За год до начала обучения в школе детям надо давать такие виды труда, как вырезание из картона и бумаги ножиком (резцом) и ножницами, резьба по дереву, плетение, конст руирование и изготовление маленьких моделей из дерева. Тонкие трудовые движения вырабатывают необходимые соразмерность и ритм движения пальцев, формируют их чуткость, чувство миниатюрного рисунка, каким в сущно сти и является буква.
45. УЧИТЕ ДЕТЕЙ РАБОТАТЬ И ПРАВОЙ, И ЛЕВОЙ РУКОЙ
Мой многолетний опыт убеждает, что если самые тонкие, самые умные тру довые движения становятся достоянием не только правой, но и левой руки, количество этих связей растет, от рук к мозгу идет мудрый опыт, выражающий взаимодействие и взаимоотношение предметов, вещей, процессов, состояний.
46. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ, РАБОТАЮЩЕМУ В БОЛЬШОЙ ШКОЛЕ
Я бы советовал вначале просмотреть тетради всех кол лег по работе в начальных классах.
Ученические тетради — зеркало всей воспитательной работы.
Совершенствование педагогического мастерства — это прежде всего самообразование, личные ваши усилия, на правленные на повышение собственной культуры труда и в первую очередь культуры мышления. Без индивидуаль ной мысли, без пытливого взгляда на собственный труд немыслима никакая методическая работа.
Чем больше вы изучаете и наблюдаете опыт своих старших коллег, тем более необходимы вам самонаблюде ние, самоанализ, самосовершенствование, самовоспитание. На основе самонаблюдения, самоанализа у вас будут рож даться собственные педагогические идеи. Изучая, напри мер, связи между тем, что делается, и тем, что получается в результате, вы приходите к выводу: от зерна, посажен ного в прекрасно обработанную почву сегодня, далеко не всегда можно ждать ростка уже завтра. То, что делается сегодня, во многих случаях можно оценить лишь через несколько лет. Это одна из очень важных закономерно стей педагогического труда. Она заставляет всегда думать о перспективе.
47. СОВЕТЫ УЧИТЕЛЮ 0ДН0К0МПЛЕКТН0Й ШКОЛЫ
48. КАКИЕ ПЛАНЫ ПИСАТЬ УЧИТЕЛЮ
Для учителя начальных классов очень важно составить перспективный план, рассчитанный на несколько лет.
1. Список художественных произведений, которые дети должны прочитать за годы обучения в начальной школе. Этот пункт плана станет реальностью, конечно, только тогда, когда в школьной библиотеке будут необходимые детские книги.
2. Музыкальные произведения, которые дети будут про слушивать в школе (желательно, чтобы в школе была му зыкальная комната).
3. Произведения живописи, по которым будут прове дены беседы.
- Тексты — отрывки из художественных произве дений, которые надо заучить наизусть.
- Орфографический минимум — т. о. словарь орфо грамм, написание которых в начальной школе должно быть твердо, навсегда сохранено в памяти.
- Список научно-популярных книг и брошюр, чтение которых способствует расширению кругозора школьников. Особо надо выделить книги и брошюры, предназначенные для трудных детей — детей со сниженной подвижностью мыслительных процессов.
- Тематика уроков мышления — путешествий к источ никам мысли и родной речи.
- Тематика сочинений, которые дети напишут за годы обучения в начальных классах.
9. Примерный перечень наглядных пособий, которые сделают учитель и дети.
10. Экскурсии, которые будут проведены и начальной школе.
Такой же перспективный план я советую состав лять и преподавателям предметов в средних и старших классах. Учитывается, конечно, специфика предмета. На пример, преподаватель биологии включает в перспектив ный план систему наблюдений в природе с целью форми рования у учеников необходимых представлений. Препо даватель географии включает терминологию, обязательную для запоминания. Учитель физики предусматривает в сво ем плане наблюдение труда в промышленности и сельском хозяйстве.
Перспективный план — это очень важный ориентир, по которому учитель ежегодно, читая и продумывая про грамму, как бы проверяет сам себя — что уже сделано и что нужно сделать. По выполнению перспективного плана можно судить о качество знаний учащихся.
Каждому учителю надо также составлять тематический или поурочный план. Тематический план — это дидактическое предвидение и обоснование, а не развернутый конспект. Тексты заданий и упражнений, как правило, в план не включаются (у учителя они обычно выписаны на спе циальных карточках или в тетрадях).
В тетради, где пишутся тематические планы, необхо димо отвести чистое место (поле)— для того, чтобы в слу чае непредвиденных отклонений от намеченного пути вне сти в план соответствующие изменения.
Некоторые учителя предпочитают тематическому плану поурочный. Главное — ориентироваться на перспективный план, не забывать о конечной цели, время от времени продумывать программу и объяснительную записку к ней, сопоставлять ее с перспективным планом.
49. СОВЕТЫ ОТНОСИТЕЛЬНО ДНЕВНИКА УЧИТЕЛЯ
Я советую каждому учителю вести педагогический дневник. Это не официальный документ, к которому ставятся ка кие-то формальные требования. Дневник - личные записи, заметки. Они могут пригодиться в повседневной работе. В них — источник раздумий, творчества. Дневник, который ведется десять, двадцать, а то и тридцать лет — это огром ная ценность. Ведь у каждого думающего педагога есть своя система, своя педагогическая культура. Сколько дра гоценных жемчужин педагогической мудрости пропадает тогда, когда учитель-мастер, учитель-творец, завершив свою творческую жизнь, уносит с собой в могилу все, что он постиг за годы труда и поисков. Дневники педагогов я бы хранил в педагогических музеях и в научно-исследо вательских институтах как бесценные сокровища.
Значительное место в дневнике принадлежит записям о трудных детях. Я считаю очень важным подметить тон чайшие оттенки в их поведении, в умственном труде на уроках и дома. Записанные и осмысленные наблюдения очень помогают учителю в его работе.
50. О ВОСПИТАНИИ СВОИХ ДЕТЕЙ
Надо избегать парадоксального явления, имеющего, к сожалению, место в жизни: учителю, воспитывающему чужих детей, нет времени для воспитания своих детей. Я бы хотел посоветовать учителю-отцу, учительнице-ма тери:
Не забывайте, что дома вы для своих детей не учитель, не классный руководитель, а прежде всего отец, матъ. Не превращайте семью в миниатюрную школу, по возможно сти делайте все, чтобы атмосфера школы оставалась за по рогом вашего дома, чтобы вы и ваши дети были просто хорошей семьей.
Воспитание — это не какие-то специально, искусст венно организованные «мероприятия», это прежде всего образ жизни. В руках педагога — сильный и в то же время небезопасный, требующий большой мудрости и осмотри тельности инструмент — власть над человеком. Мудро и осмотрительно пользуясь этим инструментом в школе, не переносите его в свой дом. Многие свои привычки, тради ционные учительские приемы надо оставлять в стенах школы. Избегайте «педагогизации» своих детей — очень плохо, когда дети ваши осведомлены о всех деталях педагогической профессии.
Если есть возможность, определите своего ребенка в класс, где преподаете не вы, а ваши коллеги. Так будет лучше: вы будете несравненно ближе к своему сыну, к своей дочери как отец, как мать.
Не приносите из школы домой раздражения, нервозно сти, недовольства той или иной стороной педагогического процесса, поведением школьников. Это очень плохой при мер для ваших детей. Если с малых лет дети увидят, что школа причиняет отцу или матери одни неприятности, у них постепенно сложится отвращение к педагогическому труду. Плохие последствия этого чувства - не только то, что вашим детям не захочется стать учителями. Это еще полбеды. Дело значительно сложнее: ученик, чувствующий отвращение к труду педагога, становится лицемером и бол туном.
51. КТО И ЧТО ВОСПИТЫВАЕТ РЕБЕНКА? ЧТО В ВОСПИТАНИИ ЗАВИСИТ ОТ ВАС, ПЕДАГОГА, И ЧТО - ОТ ДРУГИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ?
Иногда слишком прямолинейные и категорические ут верждения о каком-то единственно главном факторе воспи тания дезориентируют молодого учителя, потому что в во спитательном процессе все важно, все имеет свое значение.
Ребенка, которого мы начали воспитывать, формировать я бы сравнил с глыбой мрамора, к которой одновременно пришли со своими резцами несколько скульпторов и зада лись целью изваять скульптуру, одухотворить ее, воплотить в ней человеческий идеал. Кто же эти скульпторы, сколь ко их?
В процессе воспитания человеческой личности прини мают участие многие силы и среди них, во-первых, семья, а в семье наиболее тонкий и мудрый ваятель — мать; во-вторых, личность педагога со всеми его духовными богатствами и ценностями, с мудростью, знаниями, умени ями, увлечениями, жизненным опытом, интеллектуальны ми, эстетическими, творческими потребностями, интере сами, стремлениями; в-третьих, коллектив (детский, подро стковый, юношеский) со всей его могучей силой воспита тельного воздействия па каждую личность; в-четвертых, сама личность воспитанника (самовоспитание); в-пятых, духовная жизнь воспитанника в мире интеллектуальных, эстетических и моральных ценностей — я имею в виду, прежде всего, книгу; в-шестых, совершенно непредвиден ные ваятели (подросток, с которым ваш питомец подружил на улице; родственник или близкий знакомый, приехавший на неделю в гости и пленивший маленького человека на всю жизнь радиотехникой или мечтой о звездных мирах).
Если бы все эти скульпторы-воспитатели всегда дейст вовали как хорошо слаженный симфонический оркестр, как легко решались бы многие проблемы, из-за которых часто скрещиваются и ломаются педагогические мечи и копья.
Вы переступили порог школы, решили посвятить свою жизнь воспитанию человека. Помните, что вы по только живое хранилище знаний. Но только специалист, который умеет передать интеллектуальные богатства человечества моло дому поколению, зажечь в ого дуто огонек пытливости, любви к знаниям. Вы — один из скульпторов, создающих человека будущего. И скульптор особенный, но похожий на других. Воспитание — творение Человека — это ваша профессия. Общество на вас смотрит как на мастера-вая теля, от которого в огромной мере зависит будущее нашей страны. Помните, что каждая ваша ошибка может обер нуться уродством человеческой личности, болью души, страданиями. Вы, творец человека, своим мастерством, умением, искусством должны давать пример другим вая телям. Для того, чтобы человек, которого мы творим в со ветской школе, стал венцом нравственного, интеллектуаль ного, эстетического совершенства, необходима согласован ность действий всех скульпторов, имеющих доступ к «мра морной глыбе», необходима гармония творения Человека, Кто же должен стать чутким, мудрым, опытным, осторож ным и смелым дирижером этой гармонии? Педагог.
Я не работал бы ни одного дня в школе, не писал бы этой книги, если бы не верил в большие возможности науки о воспитании Человека.. Вы должны быть светочем научно -педагогического знания, его свет должен озарять работу других мастеров-скульпторов, творящих человека.
52. КАК ГОТОВИТЬ МАТЬ И ОТЦА К ШКОЛЪНО-СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ ИХ ДЕТЕЙ
Из практики своей многолетней работы мы пришли к выводу, что, не заботясь о педагогической культуре родителей, невозможно решить ни одной задачи обучения и воспитания. Родительская пе дагогика, т. е. элементарный круг знаний матери и отца о том, как существо, родившееся от человека, становится человеком,— это фундамент, основа всей педагогической теории и практики. В кабинете материнской педагогики на видном место у нас написаны слова Н.И. Пирогова: «Пусть женщины поймут, что они, ухаживая за колыбелью ре бенка, учреждая игры его детства, научая его уста лепе тать, делаются главными зодчими общества. Краеугольный камень кладется их руками». В этих словах выражена основная идейная устремленность всей нашей работы с родителями.
Учите родителей воспитанию как са мому благородному, человечному, возвышенному творче ству, как выполнению высокого общественного долга.
Классные руководители никогда не строят лекций и бесед в плане «проработки» родителей, допускающих ошибки и просчеты и воспитании. Советую и - вам, мой юный друг, не делать этого. В жизни отдельных семей еще бывают отрицательные явления, но если вы начнете «вы ворачивать души», выставлять на всеобщее обозрение че ловеческую беду (а неумение воспитывать — это, прежде всего беда), к вам будут приходить все меньше и меньше родителей, вы оттолкнете их от школы и, что особенно опасно, они на все махнут рукой: что бы я ни делал — хо рошим отцом не стану, у других родителей дети хорошие, моим же суждено быть плохими. Никогда не забывайте, что, начиная говорить с родителями об их детях, вы как бы заставляете их посмотреть в зеркало. Как же отнесется к вашим словам человек, если вы скажете ему: смотрите, какой вы уродливый. Когда приходится на миру говорить о плохом, мы не называем фамилий родителей, допустивших ошибку, оплошность.
Каждая семья имеет что-то, свойственное только ей. Поэтому инди видуальные беседы с матерью и отцом — беседы без де тей — входят органической составной частью в работу нашей педагогической школы. Я специально подчеркнул слова - беседы без детей. В хороших семьях добро и согласие, взаимные уважение, любовь и уступчивость родителей являются главной си лой воспитательного воздействия, но дети и не подозре вают, что их воспитывает как раз то, что в семье все хорошо.
53. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ СЛОВО ВОСПИТАТЕЛЯ ДОХОДИЛО ДО СЕРДЦА ВОСПИТАННИКА
Речь идет, мой юный друг, о самых тонких резцах мастеров-скульпторов — матери и отца, об искуснейших их движениях.
Если в семье ребенок не получил эмо ционального воспитания, он не может познавать мир и воспринимать слово воспитателя сердцем.
Корень зла — в невоспитанности чувств. Если вы, мой юный друг, стремитесь к тому, чтобы ваши будущие питомцы чутко прислушивались к каждому вашему слову, чувствовали слово — заботьтесь о богатстве эмоциональных отношений в семье. Сердечное одиночество так же опасно для нравственности, как отсутствие челове ческого окружения для мысли. Заботьтесь о том, чтобы ребенок был с кем-то связан узами взаимного долга, взаимного влечения, уважения, заботы. Нравственность вашего будущего питомца в большой мере зависит от того, отдает ли он кому-то частицу своей души или «живет замкнуто и собственном мире, своими узкими заботами и своими ограниченными интересами. Индивидуализм начинается с невоспитанности чувств.
Побывайте в семье своего будущего питомца.
Заботясь о воспитании в дошкольные годы благородных чувств, не допускайте, чтобы к ребенку применялись фи зические меры воздействия. Нет ничего вреднее и зловещее, чем «сильные», волевые средства. Ремешок и подзатыль ник, вместо умного, ласкового, доброго слова — это ржавый топор вместо хрупкого, нежного, острого резца скульптора. Физические наказания являются насилием не только над телом, но и над духом человека; ремешок делает бесчувст венными не только спину, но и сердце, чувства. Тот, кто привык дома к ремешку и подзатыльнику, в школе глух к доброму слову.
Научите родителей воспи тывать детей в труде с пяти, с четырех лет.
54. КАК ДОБИТЬСЯ, ЧТОБЫ ОТЕЦ И МАТЬ КАК ВОСПИТАТЕЛИ ВЫСТУПАЛИ В ЕДИНСТВЕ
Мы должны заботиться, чтобы у матери и отца было единое представление о том, кого они вместе со школой воспитывают, а отсюда и о единстве их требований, прежде всего — к самим себе. Добиться того, чтобы отец и мать как воспитатели выступали в единстве — это значит на учить мудрости материнской и отцовской любви, гармонии доброты и строгости, ласки и требовательности. С большим тактом, не прикасаясь к личному, зачастую болезненному, мы стремимся предотвратить ошибки родителей в этой са мой тонкой сфере духовной жизни. Там, где нет мудрости родительской педагогики, любовь матери и отца уродует детей. Мы на конкретных примерах показываем, какой большей вред приносит детям любовь умиления, любовь деспотическая, любовь откупа.
55. КАКОЙ ЖЕ ДОЛЖНА БЫТЬ ШКОЛА ВОСПИТАНИЯ ЧУВСТВ
Учить ребенка видеть, понимать, чувствовать сердцем людей,— это, пожалуй, наиболее тонко благоухающий цве ток в саду, имя которому — воспитание чувств. Наша лю бовь к детям должна быть такой, чтобы у ребенка пробуждалась чуткость сердца к окружающему миру, ко всему, что создает человек, что служит человеку, и, конечно, прежде всего, к самому человеку. Я твердо убежден, что воспитание человеческого благородства в детском сердце начинается с очеловечивания его отношения к людям, с одухотворения этого отношения чистым, возвышенным чувством уважения к человеку и, прежде всего, уважения к матери и отцу.
56. ЧТО ДЕЛАТЬ, ЧТОБЫ ДЕТЯМ ХОТЕЛОСЬ ХОРОШО УЧИТЬСЯ
Я твердо убежден, что самым сильным, самым могучим стимулом, побуждающим ребенка к сознательному, усид чивому умственному труду, является очеловечивание его умственного труда, облагораживание его желанием при нести радость дорогим родным людям - маме, папе. Сер дечный, отзывчивый ребенок чувствует зло там, где, каза лось бы, с первого взгляда, и нет дурного поступка.
Если вы хотите, чтобы ребенку хотелось хорошо учиться, и этим он стремился приносить радость матери и отцу, берегите, лелейте, развивайте у него чувство гордости тру женика. Это значит, что ребенок должен видеть, пережи вать свои успехи в учении. Не допускайте, чтобы дитя пе реживало безысходную горечь отставания, какой-то своей неполноценности. Оптимизм, вера ребенка в свои силы — это та прочная нить, которая связывает школу и семью; это магнит, притягивающий мать и отца к школе. Разру шено оптимистическое мировосприятие ребенка — значит, между школой и семьей воздвигнута каменная стена.
57. КАК УГЛУБЛЯТЬ ВОСПИТАТЕЛЬНУЮ РАБОТУ С РОДИТЕЛЯМИ ПО МЕРЕ РОСТА И РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
В связи с этим большое внимание мы уделяем еще од ной очень важной педагогической идее — самовоспитанию детей, подростков, юношей и девушек, которое невозможно без семьи и без книги. Мы добиваемся того, чтобы форми рующийся человек умел пользоваться свободным време нем, ценить его, вдумчиво наполняя деятельностью, необхо димой для развития духовных потребностей.
Нравствен ное лицо человека в большой мере зависит от того, где источники радости, которую он переживает в детстве.
58. КАК СОВМЕСТНО С СЕМЬЕЙ РУКОВОДИТЬ ДЕТСКИМ ТРУДОМ
Я еще раз подчеркиваю исключительную важность того, чтобы детский, подростковый, юношеский труд включался в экономическую, материальную жизнь семьи, был в ней органической необходимостью, чтобы мать и отец рассмат ривали его как святой долг детей. Если этого нет, ника кие педагогические ухищрения школы не дадут абсолютно никаких результатов. Если детский труд семье не нужен, если родители сами, бывает и так, из кожи лезут, чтобы облегчить жизнь детей, освободив их от труда, никакие не дельные, двухнедельные, месячные практикумы, организу емые школой, не станут для детей трудом, они останутся игрой и только игрой — правда, надоедливой и тягостной, от которой хочется поскорее освободиться. Воспитательную силу труд обретает лишь тогда, когда он становится эконо мической необходимостью. Если это есть, тогда и все остальное, как говорится, приложится: и учение становится трудом, и то, что отец заболел и не может работать, вызы вает у подростка настоящие, взрослые раздумья.
Народная педагогика знает, что ребенку посильно и что непосильно. Потому что в ней органически сочетается жизненная мудрость с материнской и отцовской любовью. Народная педагогика не боится того, что труд приносит усталость, она знает, что труд невозможен без пота и мо золей.
Народная педагогика, знающая волшебную силу труда, открыла перед нами новые источники воспитательной му дрости, неведомые в книжной педагогической теории. Мы убедились, что только благодаря труду, в котором есть и пот, и мозоли, и усталость, человеческое сердце стано вится чутким, нежным. Благодаря труду человек обретает способность познавать окружающий мир сердцем. Ребенок-труженик, подросток-труженик видит людей совсем не так, как тот, кто не знает настоящего труда.
59. КАК ТРУДОМ ОБЛАГОРАЖИВАТЬ СЕРДЦЕ, ВОСПИТЫВАТЬ ЧЕЛОВЕЧНОСТЬ
Отдача духов ного богатства — только это и есть приобретение духов ного богатства. Человеческие отношения раскрываются ярче всего в труде — когда один что-то создает для дру гого. Труд — понятие неисчерпаемое, потому что оно — че ловеческое. Труд не только там, где человек сеет хлеб или сажает дерево. Самый тонкий, самый сложный труд — когда человек приходит к человеку, видит в его глазах, читает между «строк» его слов призыв о помощи. Этот труд является высшей ступенью деятельности человеческого духа. Но чтобы достигнуть вершины, необходимо пройти ступени первоначальные — работать для материального благосостояния семьи, создавать материальные ценности, необходимые для того, чтобы человек ел, одевался, жил в благоустроенном жилище.
60. КАК ВМЕСТЕ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТЫВАТЬ БУДУЩИХ МАТЕРЕЙ И ОТЦОВ
Да, только вместе с родителями. Человек, которого вос питывает школа, не только гражданин и труженик, но и бу дущий отец, будущая мать, воспитатель своих детей. Наш педагогический коллектив озабочен тем, чтобы предотвра тить легкомысленное, несерьезное отношение к браку, любви, рождению детей, которое, к сожалению, можно еще встретить среди молодежи. Свои заботы мы разделяем с родителями. На занятиях педагогической школы мы рас сказываем матерям и отцам, о том, какие задачи выдвигает перед ними жизнь в тот период, когда их дети приближа ются к половой зрелости. Мы стремимся прийти к единым взглядам и убеждениям с матерями и отцами относительно того, как облагораживать половой инстинкт.
Юношей, стоящих на пороге жизни, учите, мой юный друг, великим человеческим истинам: любовь - это, прежде всего ответственность за судьбу того человека, которого по любил. Развратник и негодяй тот, кто в любви ищет только наслаждений. Любить - это значит, прежде всего, отдавать, отдавать любимому существу силы своей души, творить для любимого существа счастье.
Пусть на всю жизнь запомнят ваши питомцы, что от характера отношений мужчины и женщины до брака, от того, насколько преобладает в этих отношениях духовно-психологический, морально-эстетический элемент, зависит нравственная чистота всей их жизни.
61. КАК ВОСПИТЫВАТЬ УВАЖЕНИЕ К ЖЕНЩИНЕ - ДЕВУШКЕ, МАТЕРИ
Я говорю подросткам о женщине-матери: никогда не забывай, сын, что она — творец жизни. Она дала тебе жизнь, вскормила тебя, открыла перед тобой красоту мира и родной речи, вложила в твое сердце первые понятия о добре и зле, чести и бесчестии. Помните, сыновья, что у ма тери все помыслы, заботы и тревоги — о детях, об их судьбе. Добро в сердцах и в делах детей — это ее счастье, зло — ее горе. Каждая женщина — мать или будущая мать. Она по-своему глубоко, по-своему красиво переживает свою ответственность за весь род человеческий. Материнство де лает женщину красивой и мудрой. С того времени, как женщина становится матерью, ее чувства приобретают вы сокий, никому, кроме нее, не доступный смысл.
62. КАКИМИ КАЧЕСТВАМИ НАДО ОБЛАДАТЬ ПЕДАГОГУ КАК ВОСПИТАТЕЛЮ
Пока существует школа, незыблемой истиной останутся слона К. Д. Ушинского: «В воспитании все должно осно вываться на личности воспитателя, потому что воспита тельная сила изливается только из живого источника человеческой личности. Никакие уставы и программы, никакой искусственный организм заведения, как бы хитро он не был придуман, не может заменить личности в деле воспи тания... Без личного непосредственного влияния воспита теля на воспитанника истинное воспитание, проникающее в характер, невозможно. Только личность может подейст вовать на развитие и определение личности, только харак тером можно образовать характер». «Образованный человек — человек, в котором доминирует образ человеческий» - эти замечательные слова Л. В. Луначарского заставляют нас задуматься над истинной ролью педагога. Образование человека — это не только его знания, но и вся многогранность его человеческого образа.
По-настоящему любит свой предмет лишь тот педагог, который на уроке изла гает сотую долю того, что знает. Чем богаче знания педа гога, тем ярче раскрывается его личное отношение к зна ниям, науке, книге, умственному труду, интеллектуальной жизни. Это интеллектуальное богатство и есть влюблен ностью учителя в свой предмет, в науку, школу, педаго гику.
Учитель, любящий свой предмет, обладает одним исклю чительно ценным качеством. Он не только передает своим питомцам фактические знания, но и пробуждает у них мысль о знаниях.
Педагог становится свето чем знаний — и поэтому воспитателем — лишь тогда, когда у воспитанника появляется желание знать несравненно больше, чем он узнал на уроке, и это желание становится одним из главных стимулов, побуждающих воспитанника к учению, к овладению знаниями.
Индивидуальное чтение, духовное обо гащение в мире книг. Вторым очень важным огоньком мысли, благо даря которому преподаватель становится воспитателем, а ученики - воспитанниками, является кружок.
Хочу посоветовать вам, мой юный друг: ваши знания, ваша жажда познания, страсть к чтению - это могучий источник воспитательной силы Вашей личности. Умейте подойти к этому источнику сами и подвести к нему своих питомцев. Будьте хозяином в своем учебном предмете.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка педагогического совета учителей и учителей-дублёров на Дне самоуправления
Сценарий педагогического совета учителей и учителей-дублеров на День самоуправления (11 класс)...
КАК НЕ КРИЧАТЬ НА ДЕТЕЙ И НЕ ВОЗНЕНАВИДЕТЬ РАБОТУ. ПЯТЬ СОВЕТОВ УЧИТЕЛЯМ ОТ УЧИТЕЛЯ
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"13729808","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"353","width":"480"}}]]...
"100 советов учителю" В.А. Сухомлинский
Выдержки из книги В.А. Сухомлинского "100 советов учителю", на которые стоит обратить внимание каждому современному педагогу....
Презентация на тему: В.А.Сухомлинский «Сто советов учителю»
ЛГУ им. А.С.Пушкина...
Презентация "О книге В.А. Сухомлинского "Сто советов учителю""
После прочтения книги«Сто советов учителю» и проанализировав её, хотелось бы поделиться с коллегами ключевыми советами, которые актуальны «сейчас, сегодня, завтра»...
Презентация по книге В.А.Сухомлинского "Сто советов учителю"
В данной презентации я кратко рассмотрела книгу В.А.Сухомлинского "Сто советов учителю". В книге собраны советы, которые не теряют своей актуальности и в современной педагогике....