Викторина "Знатоки природы"
классный час (5 класс) на тему
экологическая викторина для учащихся 5-8 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
znatoki_prirody.docx | 22.61 КБ |
Предварительный просмотр:
МБОУ МО Плавский район «Камынинская ООШ»
Подготовила и провела руководитель
экологического кружка «Агроэкология»
Саможенкова Юлия Олеговна.
2013 год
Цели:воспитывать чувства любви и уважения живой природе; формировать у учащихся познавательный интерес, желание интеллектуальной деятельности.
Задачи: формировать экологическую культуру, чувство ответственности; воспитывать сознательное отношение к природе.
Ход викторины:
-Добрый день! Сегодня на нашем занятии мы с вами проведем экологическую викторину «Знатоки природы». Вы сможете проверить свои знания о природе, эрудицию, расширить общий кругозор.
Викторина будет проходить между двумя командами. В каждой команде по 7 человек. Выберите себе капитана.
В викторине принимают участие все ученики в команде, отвечая по очереди. Если кто-то из команды не справляется с заданием, то право ответа переходит к капитану. Если и капитан не может справиться с заджанием, то вопрос откладывается.
Игровое поле закреплено на магнитной доске. У каждой команды есть свои фишки, которые закреплены на участке «СТАРТ». Каждый раздел викторины соответствует определенному колличеству баллов. Команда сама выбирает себе раздел. Сколько баллов зарабатывает себе команда, на столько цифр продвигается вперед фишка. Выигрывает та команда, которая первой достигнет сектора «ФИНИШ»
Раздел 1. Вопросы о насекомых и пресмыкающихся. (5 баллов)
- Какую роль играют жуки-могильщики?
- Чем отличается жаба от лягушки?
- Какую пользу приносит муравей в лесу?
- Чем полезна летучая мышь?
- Чем исключительно полезны шмели?
- Опасен ли укус гадюки летом?
- Чем полезна жаба, лягушка, тритон?
Раздел 2. ВОПРОСЫ О РАСТЕНИЯХ. ( 5 баллов)
1. Вредят ли комнатным растениям дождевые черви? (да, они засоряют водосточные отверстия горшков, вызывая тем самым застой воды - происходит загнивание растений, кроме того, они обрывают волоски на корнях).
2. Для чего нужен хвост собаке? (хвост - показатель настроения).
3. Какое дерево растет под утро? (бамбук , 4 см в сутки).
4. Плоды, каких растений самые ядовитые? (вороний глаз, волчье лыко, плоды ландыша, паслен сладко - горький).
5. Как нужно собирать грибы? (срезать или выкручивать ножку из земли, чтобы не повредить грибницу, не разрушать под ней подстилку, т.к. под ней находится грибница).
6. Орешник, ольха, осина цветут в апреле, когда нет пчел, насекомых. Как они опыляются? (ветром).
7. Как вы найдёте в лесу без компаса северную сторону ? (на деревьях мох растет на северной стороне).
Раздел 3. ЗАГАДКИ, ПОСЛОВИЦЫ. (за каждый правильный ответ 5 баллов)
1. Виден край, да не дойдёшь. (Горизонт)
2. Никто не пугает, а вся дрожит. (Осина).
3. Мягок, а не пух, зелен, а не трава. (Мох).
4. Не огонь, а жжется. (Крапива).
5. Не по рыбам, а сети расставляет. (Паук).
6. На шесте дворец , во дворце певец. (Скворец).
7. Маленькая легонькая, а за хвост не подвинешь. (Ящерица).
8. Весна красна цветами, а осень пирогами.
9. Увидал грача - весну встречай.
10.Без хозяина земля - кругом сирота.
Раздел 4. ВОПРОСЫ О ПТИЦАХ (за каждый правильный ответ 5 баллов)
1. Почему кукушонок из чужого гнезда выбрасывает скорлупу птенцов? (его нежная кожа до пяти дней чрезвычайно чувствительна ко всякого рода прикосновениям, ему мешает всё)
2. Птицы выстилают гнёзда шерстью зверей. Как они её добывают? (большинство зверей рано начинают линять. Птицы пользуются каждым удобным случаям чтобы собрать шерсть: подбирают клочки шерсти, выдергивают шерсть у пушных зверей, попавших в ловушки или выщипывают шерсть, садясь на спину пасущемуся зверю).
3. Чем полезны дневные хищные птицы - ястреб, коршун? (они питаются грызунами - мышами, полевками).
4. Если вы встретите выпавшего из гнезда птенца, что вы будете делать? (не следует подбирать, т.к. их выкормить невозможно, лучше незаметно уйти, мать прилетит и накормит его, выкормить можно только птенцов вороны и сороки).
5. Почему не намокают перья уток и гусей? (они покрыты тонким слоем жира - когда отдыхают на берегу пруда, утки смазывают своё оперение жиром, выдавливая его из находящейся у основания хвоста копчиковой железы, нажимая на неё клювом, а затем пропуская через каждое перышко).
6. Как защищаются птицы от врагов? (объединяются в стаи и устремляются к хищнику).
7. Какие птицы зимуют в наших краях кроме галок, ворон, сорок, голубей, воробьев? (дятлы, синицы, поползни, пищухи, корольки).
8. Есть способы защиты птенцов их родителями - активный и пассивный. Назовите их. (пассивный - отвлечение внимания от гнезда, перемещение выводка в безопасное место, активный -нападение на хищника).
Раздел 5. ВОПРОСЫ О ЖИВОТНЫХ (за каждый правильный ответ 5 баллов)
1. Когда спадают рога у лосей? (У старых в середине зимы, у молодых ближе к весне).
2. Какой хищный зверек наших лесов прыгает на жертву неожиданно? (рысь)
3. Чем опасен медведь, который не залегает в спячку? (Он превращается в бродячего шатуна, опасного для человека и крупных копытных животных - лосей, оленей).
4. Какую хитрость применяют лисицы для овладения «колючей добычей» - ежом, свернувшимся в клубок? (осторожно подкатывает его к берегу лесной лужи или болотца, сбрасывает в воду. Вода проникает к брюшку и заставляет ежа расправиться - он вытягивает мордочку и плывет к берегу, где его ждет лиса).
5. Сколько весит новорожденный медвежонок? (300 г.).
6. Меняет ли на зиму заяц - русак мех? (нет, он остается русым с темными пятнами на спине).
КОНКУРС КАПИТАНОВ ( ПО 2О ВОПРОСОВ КАЖДОМУ КАПИТАНУ, ЗА КАЖДЫЙ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ 1 БАЛЛ)
1. Какая птица не строит гнезда? - кукушка.
2. Какие звуки издают жирафы? – ни каких..
3. У кого самый чуткий нос? - у бабочки.
4. Кто бежит задними ногами вперёд? - заяц.
5. Последняя ягода наших лесов? - клюква.
6. Месяц весенних первоцветов? - апрель.
7. В какое время дня летят на юг соловьи? - ночью.
8. У кенгуру лапы или ноги? - передние лапы, задние ноги.
9. Автор сказки «Воробьишко»? - Горький.
10. В какой части дерева происходит фотосинтез? - в листьях.
11. В какие жаркие страны улетают щеглы? - не улетают, откачёвывают к югу нашей страны из более северных..
12. Кукует самка или самец? - самец, самка - «кли-кли».
13. Польза пчел? - опыление.
14. Микробы относятся к живой или не живой природе? - живой.
15. Мир растений? - флора.
16. Наука о животных? - зоология.
17. Человекообразная обезьяна? - орангутанг.
18. Сколько продольных полос на желто-оранжевых подкрыльниках колорадского жука? - 10.
19. Какая ядовитая змея обитает в средней полосе? - гадюка.
20. Способ защиты животных? - мимикрия.
21. Какая птица выводит птенцов зимой? - клест.
22. У кого уши на ногах? - у кузнечика.
23. Есть ли зубы у комаров? - 22.
24. Чемпион среди деревьев в высоту? - эвкалипт.
25. Какой кустарник не знает листопада? - брусника, клюква.
26. Самое сладкое дерево наших лесов? - липа.
27. У кого каждый день растут зубы? - у зайца.
28. Разноцветные грибы? - сыроежки.
29. Самая маленькая птица? - колибри.
30. Уплывают ли киты в теплые края? - да.
31. Длинный, узкий плод гороха? - стручок.
32. Улетают ли на юг кукушки? - да.
33. Верхний плодородный слой земли? - почва.
32. У какого растения на одном стебле розовые, голубые, синие, фиолетовые листочки? - у медуницы.
34. Мир животных? - фауна.
35. Почему листья зеленые? - хлорофилл.
36. Наука о растениях? - ботаника.
37. В каком месяце цветет сосна? - июнь.
38. Цветет ли папоротник? - нет.
39. Самая длинноногая птица в мире? - фламинго.
40. Специалист по пресмыкающимся? - герпентолог.
Подводится итог занятия, победители награждаются грамотами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Беседа "Природа и человек. Место человека в природе"
Бюджетное учреждение среднего профессионального образованияХанты – Мансийского автономного округа – Югрыколледж - интернат «Центр искусств для одарённых детей Севера»...
урок по предмету "Природа и экология Красноярского края" Тема: Взаимоотношения человека и природы. Презентация к уроку.
Урок посвящен празднованию Всемирного Дня Земли. Содержит информацию об истории возникновения праздника. Урок сопровождается презентацией....
Науки о природе. Методы изучения природы
Рассмотрение сущности методов наблюдения, эксперимента и измерения при изучении природы,И их использования в практической деятельности....
Конспект занятия из блока «Мир природы» На тему: «Дары природы». Веточка рябины. (для детей 5-6 лет)
Данное тематическое занятие «Веточка рябины» - одно из блока «Мир природы». Проводится с детьми 4-5 лет первого года обучения.На занятии применяются несколько приёмов рисования: примакиван...
Исследование гидрологического состояния памятника природы города Миасса – речки Куштумги, создание информационно – образовательного сайта, посвященного изучению памятников природы Челябинской области.
На основе анализа теоретических основ и осуществления химического анализа проб воды, показать ее значимость историческую, социальную, экономическую, экологическую, что позволит объективно ...
Методическая разработка экскурсии в природу младших школьников «Природа и эстетические радости человека зимой»
Адресность: данная методическая разработка предназначена для педагогов дополнительного образования эколого – биологической направленности....
Урок "Природа - наш друг.Охрана природы. Правила поведения в природе. Соблюдение правил поведения в окружающей среде, бережного отношения к биологическим объектам. их охрана.
Урок знакомит учащихся с возникновением и созданием заповедных зон, способстует формированию экологического сознания, расширяет знания о заповедниках России и заповедниках Тульской области, воспитывае...